Что такое фрикция в механике
Перейти к содержимому

Что такое фрикция в механике

  • автор:

Фрикция

Фри́кция (лат. frictio — трение):

  • Синоним трения — физического механизма, создающего силу, противодействующую движению.
  • Фрикция — сексологический термин, движение во время полового акта.
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.
  • Многозначные термины

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое «Фрикция» в других словарях:

  • ФРИКЦИЯ — (лат., от fricare тереть). Растирание. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФРИКЦИЯ лат. frictio, от fricare, тереть. Втирание. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык,… … Словарь иностранных слов русского языка
  • фрикция — и, ж. friction f. , Friktion <, лат. frictio. 1. Трение. Курганов. Знать подлежит .. вычисления при разных заводских и горных машинах фрикции. 1773. ПСЗ 19 841. Следы фрикции, царапины, фрикционные полосы .. фрикция . Сахаров 140. 2. мн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • фрикция — сущ., кол во синонимов: 4 • втирание (4) • натирание (14) • растирание (15) • … Словарь синонимов
  • Фрикция (сексология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрикция. Фрикция (лат. frictio трение) поступательное движение, совершаемое половым членом во время полового акта. Фрикции составляют фрикционную стадию цикла от введения полового … Википедия
  • фрикция — фр икция, и … Русский орфографический словарь
  • фрикция — и; ж. [от лат. frictiō трение]. Книжн. Сопротивление, которое испытывает одно тело, двигающееся относительно другого тела, находящегося с ним в полном контакте. Измерить фрикцию поршня в цилиндре. // обычно мн.: фрикции, ций. О возвратно… … Энциклопедический словарь
  • Фрикция — (лат. frictio – трение, натирание, растирание) – в сексологии – один цикл движения полового члена во время коитуса … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • фрикция — и; ж. (от лат. frictiō трение); книжн. а) Сопротивление, которое испытывает одно тело, двигающееся относительно другого тела, находящегося с ним в полном контакте. Измерить фрикцию поршня в цилиндре. б) отт., обычно мн.: фри/кции, ций. О… … Словарь многих выражений
  • Половое равнение — Сексуальные позиции Миссионерская позиция Половое равнение Поза на коленях Позиция ложек … Википедия
  • втирание — румяна, состав, мазь Словарь русских синонимов. втирание сущ., кол во синонимов: 4 • мазь (24) • румяна … Словарь синонимов
  • Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте
  • �� Путешествия

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP,

WordPress, MODx.

  • Пометить текст и поделитьсяИскать в этом же словареИскать синонимы
  • Искать во всех словарях
  • Искать в переводах
  • Искать в ИнтернетеИскать в этой же категории

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Значение слова «фракция»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Фракция — часть сыпучего или кускового твёрдого материала (например, песка) либо жидкой смеси (например, нефти), выделенная по определённому признаку. Так, фракции могут разделяться по размеру частиц или зёрен — при ситовом анализе (разделении при помощи набора сит), по плотности — при гравитационном обогащении, по температуре кипения — при дробной перегонке нефти.

Фракция — доля вещества, отбираемого при перегонке в определённых условиях.

Фракция — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.

  • ФРА’КЦИЯ 1 , и, ж. [латин. fractio — излом] (полит.). 1. Организованная группа членов какой-н. партии в парламенте или другом представительном учреждении. Социал-демократическая ф. в Государственной Думе. Парламентская ф. рабочей партии.2. Обособленная группировка внутри партии (полит.). . Существование фракций несовместимо ни с единством партии, ни с ее железной дисциплиной. Сталин («Об основах ленинизма»).
  • ФРА’КЦИЯ 2 , и, ж. [см. фракция 1 ] (хим.). Часть жидкой смеси, отделяемая путем последовательной перегонки (хим.). Различные фракции смолы.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Алгоритм управления замкнутым циклом дробления Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дылдин Герман Петрович

В статье рассматривается технологический комплекс по производству щебня с замкнутым циклом дробления . Приведен алгоритм управления замкнутым циклом дробления на основе измерения виброскорости колебаний корпуса дробилки мелкого дробления и коррекции производительности грохотов поверочного грохочения , работающих в замкнутом цикле с дробилкой мелкого дробления , по надрешетному продукту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дылдин Герман Петрович

Регулирование режима работы комплекса поверочного грохочения

Применение визиометрического анализа гранулометрического состава руды для автоматизированного управления процессом дробления

Современное состояние техники и технологии рудоподготовки железистых кварцитов
Повышение эффективности и снижение энергозатрат при производстве путевого щебня

Пути снижения энергозатрат в комплексе «Среднее и мелкое дробление первая стадия измельчения» на обогатительной фабрике Стойленского ГОКа

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control algorithm of a closed cycle of crushing

The article deals with technological complex for production of crushed stone in a closed-cycle of crushing . An algorithm is given for control of a closed cycle of crushing on the basis of measurement of vibrations velocity of a tertiary crusher body and correction of performance of screens of testing screening , operating in a closed circuit with a tertiary crusher, on oversize product.

Текст научной работы на тему «Алгоритм управления замкнутым циклом дробления»

«хаьпых атмосферных услоннн возможно •г при учете комплекса множества рачлич-1м1 факторов Следовательно. необходимы» «— -.«л вочдуха для проветривания шахты н • :|м.ч’чш.ч депрессия зависят от множества ^*о-геоло»ически> условии произвело амшо-тсхническня параметров, организж-т чных факторов н янляхмея случайными ^ лгинями многим переменных. Тикоными | #*1»!Отсч и параметры вентиляционных реумов шахтных ГВУ причем, как показали зедовання. слабо зависимыми, рисиредс— которых хорошо аппроксимируются |ба1М законом бета-распределением |1)

Поскольку в пршпнолстнс ни холите в огра-«гчсннос количество типоразмеров установок щ» строго определенными областями экопо-•Е’жон эксплуатации. а параметры шахтных [ «япш пион пых режимов являются случайными величинами. го они не совпадают с нре-явишмн параметрами ГВУ. Лндлит глубины езменспни расчетных вентиляционных режн-•и и необходимой глубипы регулпроийння «ьедюд. что они имеют ра »личные распреде-хяю статистической вероятности. Поэтому ¿•в обеспечения экономичной работы венти-хжторноП установки, даже при неихмсаном режиме ее необходимо регулировать. Таким -•/рзюм. глуЬнна регулирования вентиляторной установки должна превышать глубину членение веитнляпионною режима.

Все вышеизложенное позволяет сделать «ывод о том. что основная задача совершенст-

вования аенгнляинонных систем горных нрел-нрнягнн оключается в разработке теоретических основ проектирования, научном обосновании технических решений, создании выси-коадангнвных вентиляторных установок, поскольку в настоящее время отсутствуют вентиляторы подобного типа на требуемые иагтнляшюиные режимы, а также в разработке новою поколения вентили юроь главного проветривания с учетом изменения проектных вентиляционных режимов.

I I>,/>,! к ГЛ., Король К П. Дннлмнка вентиляционных режимов шахтных вентиляторных ycrÉHOBOf главного проветривания U Шахтные Турбо мшшпш-. сб. ci Донецк. ИГМ и ТКим. M. М, Федорова. 1972. С. 37-12

2. Копан-исканЬ И. пор ‘)ксллуат.шняшахтных вентиля юрон. М/ Недра. I9K3 334 с

5.УЬчрО*С.Л Оптимизация режимом «ксплу-алшин вентилятором плавного проветривании метроиолитсиои и Метро и юннели 2004 Х- 5 Г. 23-26

АЛ ГО I» ИIМ У il РА ВЛ Е Н ИЯ ЗАМКНУТЫМ ЦИКЛОМ ДРОБЛЕНИЯ

В статье рассматривается техисшогмческмЛ комплекс по производству Щебня стамкнутым никлом дроблении Приватен алгоритм управления шмкнутым циклом лроблення на основе намерения вибросио-рости щлсбалнйкорпусадробилки мелкого лроблення икоррекшшпро«имлителыюстп грохотом поверочного грохочения, работающих и шиздуюм инк:к с jpoowimii мстялго .¡робегинк. ношлрешелгому продукту

Кночгпые иоко: дробление грохочение. вкброскорооть. алгоритм

The article deals wnh technologicali omplex for production of crushed stone in a closed -cycle of crushing \n algorithm is given for control of a closed cycle ofcmshrng on the basis of measurement of vibrations % elocily

of a ternary crusher body ami correction of performance oJ screen« ol testing screening, operating ie a closed circuit with a tertiary crush« on oversize protuct

Kc\ wonU: crushing, screening, vibration velocity, algorithm*

К насгояшес время в промышленности строительных материалов наиболее дефицитными н дорогостоящими являются мелкие фракции шебня. поэтому для многих дроби.льно-сортировочных ганодов максимальная производительность но мелким фракциям является критерием ь выборе оптимального режима работы оборудования.

В широко распространенной н горной промышленности технологической схеме комплексов дробления но производству цебня материал из шекопой лробнлки первичного лроблення поступает к кинуспую дробилку среднего дробления КСД. продукт дробления последней, смешиваясь с продуктами дроб-ленин конусной лробнлки мелкого дроблении КМ Д. конвейером посту паст через распредели Тс.1ьно с устройство I на цш параллельно работающих грохота повсрочиою грохочения 2 и НадрсшетпмЙ продукт грохотов конвейером Полестоя на повторное додраб днвгннс и загружает фОбнлку КМ Д. образуя замкнутый никл в последней сыши дробления Подрешетин продули 1-рояотов является конечным продуктом комплекса троблинн« и л подошью конвейера ухолит в отделение сортировки Функциональная схема шмкиутого цикли »робления представлена на рисунке.

Функциональная схема ымкнутого цикла дроблении

Основными гребов.шиямн к последней ciaaiut лробленпя, i дс установлена конусная дробилка мcjiwhti дробления, являются, получение продуктов шланной крупности или та-лаппито содержапия различных по крупности фрикций материала

Дла pea.nti.iHHH критерия максимальной

Производительности комплекса но мелким _

фракциям необходимо наиболее полни та грузить дробилку КМ Л. так как она является основным производи гелем мелких фракций

Производительность цробилен КМД определяется количеством подаваемого в нес материала или ее пропускной способноеило

где Qt производительность дробилки; -количество материала, подаваемого в дробил-»'»У- , пропускная способность лробнлки КМД4″

Пропускная способность дробилки зависит от крупности исходного материала При отсутствии автоматического управления процессом загрузки материала « дробилку количество подаваемого в нее исходного материалы тадают из условии наибольшей его крупности, чтобы предотврати ru завал лробнлки При гтом пронтволительность дробилки тачастум оказывается п 1.5-2.0 раза меньше среднего значения пропускной способности

Колебания прочности аробимого материала вызывают изменении мошносгн. ni: гребля«-мой на дробление При дроблении прочпых материал«)!! количество подаваемого в дробилку материал il необходимо ограничить п шви-с и мост и от нагрузки двигателя привода дробилки. Управление wipyiKoii материала в дробилки, нмеюшне амортшаннопную систему, должно осуществляться с учетом усилий, (.’отдаваемых и дробящем пространстве дро-пилки. В случае дробления прочных материалов в дробящем пространстве возникал усище дробления. превышающее усилие нажатия пружин. что ПрИДОДМТ ь увеличении» раиру ЮЧноП 1ЦСЛИ и Снижению эффективности процесса .дробления Усилия, возникающие при дроблении материала, выбывают колебания корпуса дробилки с част о гон ot 0.5 до 300 Га. Колебании корпуса лробнлки с частотой 0.5-2,5 I ц вызваны качанием подвижного орг ана дробилки, и колебания с чистотой выше X Го уси псами, но шикающими и дробящем ирост-ранствс при дроблении материала

Крупное п. к прочности дробимого мате-эг» орвктернлуют ннброскоросгь и амнли-■ц«7- голсбанпн корпуса дробилки с чистотой Г> | п Измерить колебания с га ко и частотой Нп» датчиком пибраипи с диапазоном идмс вибрации 3-200 Гн 111

Зпброскорость колебаний корпуса дро-Ввж, зависящая от прочности н крупности #со того материала дробления, определяется феже и количеством материала, подаваемого В дебилку. По->гом> в качестве параметра, «гдетернзуюшего степень чатрулки дробилки ОН можно принять косвенную величину

скорость колебаний корпуса дробилки Г-^пяо аиброскоростъ. можно косвенно от . |фсякя*1Ъ свойства подаваемого иа дробление •егероала

Существуют определенные дначення вне-роогоростн. при которых производительность ^ггбилкн соо1нетствуст максимальной для жошнон прочности н крупности материала. Схлп поддерживать течение внброскоросш ‘» уровне, при котором ирон тволителыюсть фобипкн близка к ее пропускной способности, путем изменения количества материала, сдаваемого в дробилку, то режим работы ее Нтдо соответствовать оптимальному.

Для поддержания оптимальной загрузки фобнлки мелкого дробления осуществляется Юфрекиия заданной производительное гн 1тнь ‘.тов поверочного грохочения, работающих н рецикле с дробилкой К МЛ. по нал решетному ■т

Алгоритм управления шмкнушм циклом дробления можно представить системой »равнений:

роегь колебаний корпуса дробилки; ^ -коэффициент пропорнионадьности виброирс-обрадователд, к передаточный коэффициент шгтеградора сигнада отклонения V (Пот Г (/).

Управленцев замкнутом цикле дробления режимом работы грохотов поверочного грохочения для регулирования фане остова конечного продукта комплекса дробления путем изменения эквивалентного размера отверстий ироесиваюшсй поверхности грохочения |2] и коррекции тадання производительности грохо-тов по надрешетному продукту иа основе измерения вяброскорости колебании корпуса дробилки мелкого дробления реализуется при наличии в распределительном устройстве / поворотного шибера Ш, распределяющего классифицируемый материал между двумя параллельно работающими грохотами * и 5 с разными размерами отверстий просеивающих поверхностей (см. рисунок).

КИБЛИОГ РАФИЧЕОСНИ СПИСОК

2. Споим’» регулирования процпх-а кяассифнка-нич сыпучего материала по крупности А. с 1253б70СССР,МКИ’В07 1(40) В.М Марнсанов. Г П Лмллип ‘СССР/. .V’ 3837521’224)3; Онубл 10.08.86 Гнал К> У2 48 с.

Исследование фрикционных свойств тормозных колодок с различным рельефом масляных канавок Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Поляков Николай Викторович

Некоторые технологические операции корчевка пней, подготовка лесовозных дорог выполняются машинами на базе мощных гусеничных тракторов . Одним из проблемных узлов гусеничных тракторов являются ленточные тормоза «сухого» трения . Обычно фрикционную ленту приходится менять через два ТО-3. Более высокой долговечностью (не менее чем на порядок) обладают ленточно-кладочные тормоза, работающие в масле. Кроме выбора специального фрикционного материала для такого тормоза должна быть обеспечена система подачи масла и специальные масляные канавки на рабочих поверхностях колодок. Из литературы известны несколько принципиальных конфигураций канавок. Нами совместно со специалистами Чебоксарского завода промышленных тракторов была выбрана крестообразная форма нарезки канавок. Из-за множества факторов и сложности, проходящих на смазочно-фрикционном контакте явлений, аналитический метод подбора геометрии канавок затруднителен. В работе использовался натурный эксперимент с ранее выбранным фрикционным асбополимерным материалом № 410-120. Испытания проводились на комбинированном стенде. Для упрощения данного вида испытаний использовалась не целая лента из четырех колодок, а только одна колодка. Для этого конструкция стенда была доработана, изменено тензозвено для записи тормозного момента. Испытания проводились в режиме остановочных торможений. исследовались различные варианты геометрии масляных канавок на различных режимах работы. Варьировались следующие параметры: густота нарезки; ширина канавок; глубина канавок; угол наклона канавок к оси. Оценивались фрикционные свойства и температура на поверхности трения . В результате испытаний были выбраны наилучшие показатели нарезки канавок. Результаты работы внедрены в производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Поляков Николай Викторович

Критерий оценки качества функционирования фрикционной муфты коробкипередач гусеничного трактора «Беларус-2103»

О коэффициенте трения в контакте пар трения фрикционных муфт в коробках передач автомобилей и тракторов при переключении передач без разрыва потока мощности

Уменьшение резонанса релаксационных автоколебаний колесных тормозных механизмов лесовозных автомобилей

Энергонагруженность дисков в парах трения «Диск-колодка» тормозных устройств автотранспортных средств (часть вторая)

Метод проектирования современных тормозных механизмов с сервоусилением
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FRICTIONAL PROPERTIES OF BRAKE PADS WITH DIFFERENT RELIEF OF OIL DUCTS

Some technological operations stump extraction, preparation of forest roads are made by machines based on powerful caterpillar tractors. One of the problematic units of caterpillar tractors is band brakes of «dry» friction . Typically, friction tape must be changed after two ТО-3. Belt shoe brakes, working in oil, have higher durability (at least one order of magnitude). Apart from the choice of a special friction material for such a brake oil supply system must be ensured and special oil ducts on the working surfaces of the pads. In the literature several fundamental configurations of ducts are known. We, together with specialists from Cheboksary Industrial Tractor Plant have selected cruciform shape of cutting ducts. Due to a variety of factors and difficulties passing on the cutting-friction contact of phenomena analytical method for the selection of the geometry of ducts is difficult. We used full-scale experiment with the previously selected friction asbestos polymer material no. 410-120. Tests were conducted on a combined stand. To simplify this type of test we used not the whole belt of the four pads, but only one pad. To do this, stand design was modified; strain-gage chain was changed to record braking torque. The tests were carried out under braking stops. Different geometries of oil ducts on the different modes of operation were explored. The following parameters were varied: the density of cutting; the width of the ducts; depth of the ducts; angle to the axis of the ducts. Frictional properties and the temperature at the friction surface were evaluated. The best performances of ducts cutting were chosen after tests. The results of the work are introduced in production.

Текст научной работы на тему «Исследование фрикционных свойств тормозных колодок с различным рельефом масляных канавок»

Машины и оборудование

DOI: 10.12737/11279 УДК 631*372.01

ИССЛЕДОВАНИЕ ФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК С РАЗЛИЧНЫМ РЕЛЬЕФОМ МАСЛЯНЫХ КАНАВОК

кандидат технических наук, доцент Н. В. Поляков

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», Воронеж, Российская Федерация

Некоторые технологические операции — корчевка пней, подготовка лесовозных дорог выполняются машинами на базе мощных гусеничных тракторов. Одним из проблемных узлов гусеничных тракторов являются ленточные тормоза «сухого» трения. Обычно фрикционную ленту приходится менять через два ТО-3. Более высокой долговечностью (не менее чем на порядок) обладают ленточно-кладочные тормоза, работающие в масле. Кроме выбора специального фрикционного материала для такого тормоза должна быть обеспечена система подачи масла и специальные масляные канавки на рабочих поверхностях колодок. Из литературы известны несколько принципиальных конфигураций канавок. Нами совместно со специалистами Чебоксарского завода промышленных тракторов была выбрана крестообразная форма нарезки канавок. Из-за множества факторов и сложности, проходящих на смазочно-фрикционном контакте явлений, аналитический метод подбора геометрии канавок затруднителен. В работе использовался натурный эксперимент с ранее выбранным фрикционным асбополимерным материалом № 410-120. Испытания проводились на комбинированном стенде. Для упрощения данного вида испытаний использовалась не целая лента из четырех колодок, а только одна колодка. Для этого конструкция стенда была доработана, изменено тензозвено для записи тормозного момента. Испытания проводились в режиме остановочных торможений. исследовались различные варианты геометрии масляных канавок на различных режимах работы. Варьировались следующие параметры: густота нарезки; ширина канавок; глубина канавок; угол наклона канавок к оси. Оценивались фрикционные свойства и температура на поверхности трения. В результате испытаний были выбраны наилучшие показатели нарезки канавок. a = 20 мм ; b = 3 мм; h = 4мм;^ = 600. Результаты работы внедрены в производство.

Ключевые слова: трение, масляная пленка, оборудование, оптимизация.

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

STUDY OF THE FRICTIONAL PROPERTIES OF BRAKE PADS WITH DIFFERENT

RELIEF OF OIL DUCTS

PhD in Engineering, Associate Professor N. V. Polyakov Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation

Some technological operations — stump extraction, preparation of forest roads are made by machines based on powerful caterpillar tractors. One of the problematic units of caterpillar tractors is band brakes of «dry» friction. Typically, friction tape must be changed after two ТО-3. Belt shoe brakes, working in oil, have higher durability (at least one order of magnitude). Apart from the choice of a special friction material for such a brake oil supply system must be ensured and special oil ducts on the working surfaces of the pads. In the literature several fundamental configurations of ducts are known. We, together with specialists from Cheboksary Industrial Tractor Plant have selected cruciform shape of cutting ducts. Due to a variety of factors and difficulties passing on the cutting-friction contact of phenomena analytical method for the selection of the geometry of ducts is difficult. We used full-scale experiment with the previously selected friction asbestos polymer material no. 410-120. Tests were conducted on a combined stand. To simplify this type of test we used not the whole belt of the four pads, but only one pad. To do this, stand design was modified; strain-gage chain was changed to record braking torque. The tests were carried out under braking stops. Different geometries of oil ducts on the different modes of operation were explored. The following parameters were varied: the density of cutting; the width of the ducts; depth of the ducts; angle to the axis of the ducts. Frictional properties and the temperature at the friction surface were evaluated. The best performances of ducts cutting were chosen after tests. a = 20 mm; b = 3 mm; h = 4 mm ; ф = 600. The results of the work are introduced in production.

Keywords: friction, oil film, equipment, optimization.

В лесной промышленности мощные гусеничные тракторы нашли применение в качестве шасси для машин-корчевателей, бульдозеров и др. Фрикционы и тормоза гусеничных тракторов входят в список узлов с наименьшей долговечностью. Одним из путей повышения долговечности названных трибоузлов является замена в них «сухого» трения на граничное трение. При этом коэффициент трения уменьшается с десятых долей до сотых, но существенно на порядок, а в некоторых случаях в 15-20 раз увеличивается дол-

говечность пары трения [1, 2, 3, 4].

Для реализации необходимого граничного режима трения в таких конструкциях тормозов применяют масляные канавки. Из анализа литературы и собственных исследований автором совместно со специалистами Чебоксарского завода промышленных тракторов была принята крестообразная конфигурация масляных канавок. Оптимально выбранная геометрия масляных канавок позволяет получить наиболее высокие значения коэффициента трения и значительно снизить

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

теплонагруженность тормозного узла [6, 7]. Она предотвращает появление гидродинамического режима трения, обеспечивает восстановление граничной масляной пленки, отводит продукты износа из зоны трения, в конечном итоге стабилизируя и улучшая работу узла. Исследования масляных канавок, проведенные нами на дисках трения [9], показали, что выбор оптимальной геометрии нарезки целесообразно проводить экспериментально. Испытания проводились на комбинированном стенде с натурными колодками. Стенд состоит из трёхфазного двигателя 1, маховой массы 2, автомобильной шести ступенчатой коробки передач 3, коробки с тормозным механизмом 4, эластичных соединительных муфт 5, рамы 6, систем управления и смазки. Коробка с тормозным механизмом включает в себя барабан 7, колодку 8, тензометрическую тягу 9 (рис. 1).

Блок управления выполнен в виде отдельного узла с автономным электродвигате-

Рис. 1. Комбинированный тормозной стенд

лем, он состоит из корпуса 10, в котором установлены двухсекционный насос, фильтр, редукционные клапана, золотник 11. Гидравлическая система обеспечивает необходимые величины давлений в бустере 12 и в магистрали смазки. Смазка подаётся по внутреннему каналу вала к отверстиям в ступице барабана и далее разбрызгивается по всему объему тормозной коробки, попадая к трущимся поверхностям через специальные отверстия в обечайке барабана и непосредственно на не закрытые лентой участки рабочей поверхности.

Управление стендом состоит в управлении работой золотника 11. Золотник может выключаться вручную рукояткой или автоматически с помощью программного устройства. Конструкция программного устройства основана на принципе мультивибратора.

Высокая стабилизация напряжения в схеме позволяет получать импульсы электрических сигналов и паузы между ними заданной продолжительности. Перемещение штока золотника осуществляется якорем электромагнита. Во время работы стенда в автоматическом режиме программное устройство подаёт электрические импульсы в обмотку электромагнита, тем самым управляя работой тормоза.

Фрикционные накладки перед началом испытаний прирабатывается к барабану до полного прилегания. Для сокращения времени приработки работа стенда проходит в режиме пульсирующего трения. При повышении температуры, контролируемой по скользящей термопаре, более 150 °С или при появлении дыма из режима коробки тормоза торможения пре-

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

кращаются, тормоз интенсивно охлаждается маслом до 70-80 °С и только после этого приработка продолжается.

Строгий математический подход к определению оптимального профиля и рельефа масляных канавок затруднителен из-за сложности явлений, происходящих на смазанном контакте, а также многообразия факторов, посредством которых канавки влияют на поведение масляного слоя. Поэтому эмпирические пути в решении данной задачи являются основными. Крестообразную нарезку (рис. 2) можно характеризовать сечением профиля канавок b х h, углом наклона канавок к оси вращения барабана р и частотой нарезки a. Крестообразная форма нарезки позволяет маслу циркулировать по всей сети канавок при прямом и реверсивном вращении тормозного барабана. Объем канавок выполняет также роль аккумулятора масла. При очередном торможении масло из канавок попадает в зону трения, возобновляя израсходованную граничную пленку. По изложенным причинам следует добиваться увеличения профиля канавок, но эти действия одновременно уменьшают номинальную площадь колодки.

Рис. 2. Параметры масляных канавок

Г лубина канавки задавалась с учетом толщины фрикционной накладки и составляет примерно величину допустимого износа — 4 мм.

Для полноты эксперимента исследовался профиль с глубиной канавки — 2 мм. Влияние масляных канавок на процесс трения проявляется в изменении фрикционных свойств и температурного режима. Сила трения F определяется из разности (So — S3) . Параметры S0 — общее усилие в

тензозвене и S3 — усилие затяжки, определяются тензометрированием. Коэффициент трения f определяется из выражения:

где Р — нормальная нагрузка также определяется тензометрированием.

Средняя температура поверхности трения оценивается по сигналу малоинерционной термопары, расположенной на поверхности колодки.

В связи с тем, что процесс торможения кратковременный, искомые величины фиксируются на ленту шлейфового осцил-лгрофа. Результаты опытов выражаются зависимостями измерения фрикционных свойств и теплонагруженности по каждому варианту нарезки масляных канавок.

На первом этапе испытаний исследовалась ширина канавок при h = 4 мм, a = 40 мм, р = 500 и глубина h = 2 ^ 4 мм. Результаты представлены в табл. 1.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что увеличение ширины канавок с 4 до 7 мм существенно не отразилось на коэффициенте трения и средней температуре поверхности трения испытуемых накладок. Повторение эксперимента на четырех ступенях расхода масла также не выявило никаких закономерностей. Тоже

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

Влияние ширины канавок на фрикционные свойства и теплонагруженность колодки в представленном диапазоне расходов масла

Ширина канавки, мм Изучаемые параметры Удельный расход масла X10-4 М / м2 • с

3 f 0.12 0.116 0.10 0.095

з*0 37.0 32.3 29.0 26.5

5 f 0.125 0.12 0.11 0.094

з*0 36.6 33.0 30.5 27.0

7 f 0.12 0.11 0.105 0.093

з*0 36.0 34.0 30.0 26.5

было зафиксировано и с варьированием глубины канавок.

Далее испытанию подлежали 16 вариантов крестообразной нарезки, а также накладка без нарезки — гладкая. Для удобства каждый вариант нарезки обозначается двухзначным числом согласно табл. 2.

Варьируются углы наклона канавок к оси вращения барабана

р = 400;500;600;700 и густота их нарезки a = 10;20;30;40 мм. Расчетная повторность для испытаний составляет 5 опытов. Результаты опытов представлены графически на рис. 3, а и рис. 3, б.

Из анализа представленных резуль-

татов следует; что угол наклона масляных каналов и густота сетки оказывают существенное влияние на параметры трения. С

увеличением угла наклона канавок с 400

до 600 на всех режимах испытаний прослеживаются тенденция к увеличению коэффициента трения. Более ярко это выражено у накладок с густотой нарезки a = 20 мм. Следует отметить, что для вариантов с величиной a = 10 мм и a = 20 мм стабильность коэффициента трения и температуры выше. Увеличение расхода масла ведет к снижению тепловой загруженности значительно в большей степени, чем фрикционных свойств.

Условное обозначение вариантов нарезки масляных канавок

Обозначение вариантов нарезки

Г ладкая накладка Г Угол наклона, в градусах

Густота нарез- 20 21 22 23 24

ки, мм 30 31 32 33 34

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

Рис. 3, а. Влияние угла наклона канавок к оси вращения барабана и густоты нарезки на параметры трения в процессе остановочных торможения. Числа по оси абсцисс характеризуют

испытуемые варианты нарезки. V = 48 м/с, w = 6.0 • 10-4 М / м2 • с.

Положительные свойства масляных канавок проявляются заметнее при расходе

масла w = 6.0 •Ш-4 М / м2 • с и

w = 16.0 •Ю-4 М / м2 • с. На графике буквой Г обозначена гладкая накладка. Ее основные показатели значительно хуже, чем любой другой накладки с масляными канавками. Наилучшие показатели при испытании показали накладки вариантов №

13 и № 23 ( a = 10 мм; ф = 600; a = 20 мм;

ф = 600). оптимального варианта. Фрик-

ционные свойства у этих накладок близки, но при выборе канавок в расчете следует принимать также технологичность нанесения нарезки. При механической обработке и методом формовки более технологична нарезка с крупным шагом. Таким образом, из 16 испытуемых вариантов нарезка оптимальными параметрами обладает колодка со следующими параметрами: b = 3 мм; h = 4 мм; a = 20 мм; ф = 600.

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

1. Сцепление транспортных и тяговых машин [Текст] / под ред. Ф.Р. Геккера, В.М. Шарипова, Г.М. Щеренкова. — М. : Машиностроение, 1989. — 344 с.

2. Справочник по триботехнике [Текст] / под ред. М. Хебды и А.В. Чичинадзе. — М. : Машиностроение, Варшава ВКЛ, 1992. — ТЗ. — 730 с.

3. Поляков, Н.В. Аналитический расчет тепловой интенсивности трения при повторнократковременных торможениях [Текст] / Н.В. Поляков, Д.А. Попов, Е.В. Снятков // Мир транспорта и технологических машин. — 2013. — № 2. — C. 46-54.

4. Колесников, В.И. Теплофизические процессы в металлополимерных системах [Текст] / В.И. Колесников. — М. : Наука, 2003. — 320 с.

5. Шишкарёв, М.П., Лущик А.А. Эксплуатационные характеристики адаптивной фрикционной муфты второго поколения с раздельным силовым замыканием [Текст] / М.П. Шишкарёв,

А.А. Лущик. — М. : Тракторы и сельхозмашины, 2013. — № 3. — C. 28-32.

6. Balakin, V.A. Optimize the design of ventilated brake cars [Text] / V.A. Balakin, V.P. Ser-gienko, Y. Lysenok. — M. : Friction and Wear, 2004. — Vol. 25. — № 5. — pp. 474-478.

7. Petrov, A.D. Choice, justification and application — tion of a new criterion for the thermal load of work in the oil industry tractor brakes [Text] / A.D. Petrov , A.V. Chichinadze // Proc. tr. 3rd Mosk. Scientific and Technical . Conf .: tribotechnology — Mechanical Engineering. — M., 1978. — 178 p.

8. Chichinadze, A.V. Heat dynamics of friction at high sliding speeds [Text] / A.V. Chichinadze, M.M.Maksimow, A.G. Ginzburg, V.M. Gorjunow, Ju.M. Piskunow. 9-12 Sept. «Eurotrib -85», Lyon, France, 1985. — Vol. 2. — pp. 5-18.

9. Chichinadze, A.V. Oberflachtemperatur und Stabilitat der Grenzchichten beim instationaren Reibugszustand/Schmierungstechnik [Text] / A.V. Chichinadze, A.G. Ginzburg, A.H. Cernysev, S.G. Jasvili. — Berlin, 17 (1986). — no. 12. — pp. 357-363.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chichinadze, A.V. Probleme und Kriterien der Mischreibung [Text] / A.V. Chichinadze. -Untersuchungstechnik, 1982. — № 13. — pp. 366-368.

1. Gekker F.R., Sharipov V.M., Scherenkov G.M. Sceplenie transportnyh i tjagovyh mashin [Coupling of transport and traction machines]. Moscow, 1989, 344 p. (In Russian).

2. Khebda M. and Chichinadze A.V. Spravochnik po tribotehnike [Handbook on tribotechnology]. Moscow, 1992, Vol. З, 730 p. (In Russian).

3. Polyakov N.V., Popov D.A., Snyatkov E.V. Analiticheskij raschet teplovoj intensivnosti trenija pri povtorno-kratkovremennyh tormozhenijah [Analytical calculation of the heat intensity offriction with intermittent braking]. Mir transporta i tehnologicheskih mashin [World of transport and technological machines], 2013, no. 2, pp. 46-54. (In Russian).

4. Kolesnikov V.I. Teplofizicheskie processy v metallopolimernyh sistemah [Thermophysical processes in metal systems]. Moscow, 2003, 320 p. (In Russian).

5. Shishkaryov M.P., Lushchyk A.A. Jekspluatacionnye harakteristiki adaptivnoj frikci-onnoj

Лесотехнический журнал 1/2015

Машины и оборудование

mufty vtorogo pokolenija s razdel’nym silovym zamykaniem [Performance characteristics of the adaptive friction clutch of the second generation with a separate power circuit]. Moscow, 2013, no. 3, pp. 28-32. (In Russian).

6. Balakin V.A., Sergienko V.P., Lysenok Y. Optimize the design of ventilated brake cars. Moscow, Friction and Wear, September — October 2004, Vol. 25, no. 5, pp. 474-478 .

7. Petrov A.D., Chichinadze A.V. Choice, justification and application of a new criterion for the thermal load of work in the oil industry tractor brakes. Proc. tr. 3rd Mosk. Scientific and Technical . Conf .: tribotechnology. Mechanical Engineering. Moscow, 1978, 178 p.

8. Chichinadze A.V., Maksimow M. M., Ginzburg A.G., Gorjunow V. M., Piskunow Ju. M. Heat dynamics of friction at high sliding speeds. 9 — 12 Sept. «Eurotrib — 85», Lyon, France. 1985, Vol. 2, pp. 5-18.

9. Chichinadze A.V., Ginzburg A.G., Cernysev A.H., Jasvili S.G. Oberflachtemperatur und Sta-bilitat der Grenzchichten beim instationaren Reibugszustand/Schmierungstechnik. Berlin, 17 (1986). no. 12. pp. 357-363.

10. Chichinadze A.V. Probleme und Kriterien der Mischreibung. Untersuchungstechnik, 1982, no. 12, pp. 366-368.

Сведения об авторах

Поляков Николай Викторович — доцент кафедры производства эксплуатации и ремонта машин ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», кандидат технических наук, доцент, г. Воронеж, Российской Федерации; email: NVP2012@yandex.ru.

Information about authors

Polyakov Nikolay Viktorovich — Associate Professor of Production, Maintenance and Repair of Machines department, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Ph.D. in Engineering, Associate Professor, Voronezh, Russian Federation; e-mail: NVP2012@yandex.ru

Лесотехнический журнал 1/2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *