В чем измеряется топливо
Перейти к содержимому

В чем измеряется топливо

  • автор:

Плотность бензина: что это и зачем ее измерять?

ДТ Евро Сорт С

Понижение цен на оптовом топливном рынке в марте 2024г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ 92: АИ 92 -500.

Прайс Газпром с 05.03.2024 (АИ92 +300; АИ95 +700; ДТF +700; ДТЗ кл. 1 +700)

  • 11 мар 2024

Повышение цен на оптовом топливном рынке в марте 2024г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ 92, АИ 95, ДТF, ДТЗ кл.

Прайс Газпром с 02.03.2024 (АИ92 +500; АИ95 +800)

  • 11 мар 2024

Повышение цен на оптовом топливном рынке в марте 2024г. Газпромнефть Москва меняет цены на АИ 92, АИ 95: АИ 92 +500 АИ.

Просмотров: 2 967
14.09.2023 19:14

Плотность — отношение массы вещества к его объему, измеряется в кг/м 3 (килограмм на кубический метр), реже — в г/м 3 . Соответственно, чтобы рассчитать этот показатель, нужно массу разделить на объем. Формула следующая: p = m/V. Фактически мы выясняем, сколько килограммов вещества умещается в одном кубометре пространства. Зачем это нужно?

Цели измерений

Плотность бензина соотносится с его маркой и химическим составом. Знать этот показатель бывает полезно при приемке топлива и оценке его качества. Например, можно определить массу большого объема горючего, чтобы адекватно рассчитаться за крупную партию. Если нет возможности взвесить товар, масса вычисляется по объему и плотности. Методика приведена в ГОСТ 8.599-2010 (ранее — ГОСТ Р 8.595-2004).

В целом, качество топлива регламентируется ГОСТ 32513-2013. Для каждой марки установлены отдельные нормативные показатели. Если вы измерили плотность бензина и увидели, что она не соответствует норме, у вас, скорее всего, возникнут сомнения насчет качества или марки горючего. Чтобы добраться до истины, придется обратиться в лабораторию. Но не стоит спешить.

Как сделать замер и при чем здесь температура?

ГОСТ предписывает измерять плотность бензина при температуре +15 °C. Как мы помним из школьного курса физики, при нагревании вещество расширяется. Чем выше температура, тем ниже плотность. Чем вещество холоднее, тем оно плотнее. В идеале замеры проводят в лаборатории. Но в домашних условиях это тоже можно сделать, правда, погрешность будет выше. Порядок следующий.

  1. Берем мерную емкость (с делениями).
  2. Взвешиваем емкость.
  3. Заливаем 100 мл топлива.
  4. Взвешиваем все вместе.
  5. Вычитаем первую массу из второй.
  6. Делим результат на объем топлива (100 мл).

Но проще взять специальный прибор — ареометр. В народе его также называют плотномер, а для нефтепродуктов изобрели специальное устройство — нефтеденсиметр. Он оснащен и мерной шкалой, и термометром. Принцип действия основан на законе Архимеда. Методология замеров описывается в ГОСТ Р 51069-97. Если под рукой нет ни лаборатории, ни оборудования, ни весов с мерным стаканчиком, плотность бензина рассчитывают по данным из документов на горючее.

Формула «литр за градус»

Конечно, для расчетов используют и более сложные и точные методы: например, перевод в градусы API или соотнесение с удельным весом воды. Но часто применяются упрощенные способы. При покупке-продаже крупных партий топлива некоторые делают поправку по принципу «с каждой тонны один литр за один градус». Как это? Допустим, вы покупаете 10 тонн бензина (точнее, 10 000 литров) и при +15 °C его плотность равняется 760 кг/м 3 . Что произойдет, если температура повысится до +18 °C?

Вещество нагреется и расширится, его плотность снизится, а объем увеличится. Его как будто бы станет больше. Если водитель бензовоза залил 10 000 литров при +18 °C, то при +15 °C они сожмутся примерно до 9 970 литров (разница в 3 градуса, умноженная на 10 тонн). Иногда этим пользуются недобросовестные торговцы. Если заправиться ранним утром, во время самой низкой суточной температуры, а продать горючее после обеда, в самую жару, можно увеличить прибыль. Однако, если покупатель знает, как объем связан с плотностью и температурой, его уже не проведешь.

Сравнение разных марок

Плотность бензина АИ-92 (при температуре +15 °C) варьируется от 740 до 770 кг/м 3 . Плотность АИ-95 находится в пределах 745–755 кг/м 3 . У разных нефтепродуктов этот показатель составляет от 700 до 780 кг/м 3 . Но с октановым числом он никак не связан. Высокооктановый бензин может иметь небольшую плотность. Это видно по таблице средних значений.

Литры или тонны — в чем считать дизельное топливо

Проблема пересчета дизельного топлива заключается в том, что для разных целей используют разные единицы измерения. Например, при заправке транспортного средства топливо считают в литрах, поскольку бензобак рассчитан на определенный объем горючего. При перевозке партии дизельного топлива рассчитывается его масса в тоннах, потому что транспортные средства имеют ограничения по грузоподъемности. Перерасчет производится также и в бухгалтерских целях.

Что же касается взаиморасчетов между поставщиком нефтепродуктов и оптовым покупателем, то в этом случае целесообразнее использовать в качестве единиц измерения всё же тонны. Причина этому — физические свойства дизельного топлива, а именно особенность жидкости изменять объем в зависимости от изменений температуры.

Масса топлива рассчитывается по формуле M = V*p (масса равна произведению объема и плотности).

Плотность дизельного топлива не является постоянной — она меняется в зависимости от марки топлива (сезонности) и температуры. ГОСТом 305-2013 установлены максимальные величины плотности для дизтоплива разных марок. Так, плотность летнего топлива не может быть больше значения 863,4 кг/м 3 , а зимнего — не более 843,4 кг/м 3 . Но это максимальные, а не обязательные величины, причем установленные для температуры окружающей среды 15 o С.

При изменении температуры топлива на 1 o С его плотность изменится обратно пропорционально в среднем на 0,7 кг/м 3 . Чем выше температура, тем меньше плотность. То есть, если при температуре воздуха 15 o С плотность дизельного топлива составляет, например, 860 кг/м 3 , то при 20 o С плотность будет составлять 856,5 кг/м 3 .

Теперь вернемся к формуле расчета массы M = V*p. Если бы мы рассчитывали массу по постоянному объему, например, в 10000 литров (10 кубометров), то получили бы вес нашей партии топлива при температуре окружающей среды 15 o С равный 8600 кг, а при температуре 20 o С — 8565 кг. Однако, для этого нам пришлось бы поместить указанный объем топлива в условия, препятствующие изменению объема в связи с изменением температуры. В вакуум, например. Но поскольку на сегодняшний день никто не перевозит оптовые партии топлива в вакуумных емкостях, жидкость в зависимости от изменения температур имеет возможность свободно изменять объем — расширяться или сжиматься, как ей и положено по законам физики.

А вот масса как раз остается величиной постоянной, независимо от температуры окружающей среды и марки топлива. Если в бензовозы на нефтебазе залито 8600 кг дизельного топлива при 15 o С, что составляет 10 м 3 , то к покупателю даже при повышении температуры до 20 o С приедет 8,6 тонн, но объем партии уже будет составлять 10,04 куба, то есть на 40 литров больше.

Согласитесь — расчет с поставщиком по установленному на бензовозе счетчику в указанном случае будет не в пользу покупателя, но, увы, далеко не каждый оптовик располагает оборудованием, позволяющим взвесить закупленную партию при приемке. По этой причине большинство закупщиков дизельного топлива соглашаются на взаиморасчет по объему, производя перерасчет данных, полученных при приемке, и сверяя их со сведениями о партии, указанными в паспорте качества.

Важно помнить, что надежный поставщик нефтепродуктов на каждую партию дизельного топлива предоставляет паспорт качества, в котором указываются и масса отгруженного топлива в тоннах, и его установленная ГОСТом и фактическая плотность при 15 o С. Если нет возможности взвесить партию при приемке, то при наличии паспорта качества легко рассчитать объем загруженного топлива. Всё, что потребуется от приемщика — измерить ареометром плотность топлива на момент приемки, умножить ее на принятый объем и сравнить полученный тоннаж с тем, что указан в паспорте качества. Главное — выбрать заботящегося о своей репутации поставщика с честной ценовой политикой.

Сколько литров дизельного топлива в 1 тонне: как перевести массу в объем

Сколько литров в 1 т дизтоплива

При организации транспортировки топлива часто переходится переводить массу в литры и обратно, в том числе при оптовых поставках с завода-производителя. Дизтопливо, как и другие нефтепродукты приобретаются тоннами. В дальнейшем для использования в собственных нуждах расчет ведется уже в литрах. Именно этим объясняется необходимость перевода из одних единиц в другие. Воспользовавшись следующей инструкцией, вы легко определите, сколько литров в тонне дизельного топлива разных марок.

Дизельное топливо ЕВРО

  • Плотность: 0.84

Формула и порядок вычисления

Причиной необходимости вести взаиморасчеты с поставщиком с единицами измерениях в тоннах выступают физические свойства дизеля. Как жидкость он способен менять свой объем под влиянием температуры. Для перевода из одних единиц измерения в другие не требуется знать много разных параметров. Нужна только плотность. Ее нормативные показатели приведены в ГОСТ 305-2013. Она различается для разных марок топлива, которое может быть летним, межсезонным, зимним и арктическим. При расчетах используются следующие значения:

  • 863,4 кг/м 3 – для марок летнего и межсезонного дизеля;
  • 843,4 кг/м 3 – для зимних марок;
  • 833,5 кг/м 3 – для арктических.

Литры – это единица объема V. С плотностью p ее связывает следующая формула m = p · V, где m – это масса. Отсюда объем равен V = m/p. В рассматриваемом вопросе масса составляет 1 т (1000 кг). Отсюда получается следующее (на примере летней марки):

V = 1000/863,4 = 1,158 м 3 .

Теперь остается выполнить перевод м 3 в литры. Здесь предстоит воспользоваться соотношением 1 л = 0,001 м 3 . Выходит, что 1,158 м 3 = 1158 л (1,158 · 1000 = 1158).

Общая формула для вычислений

Исходя из приведенных вычислений, легко вывести инструкцию, как перевести килограммы в литры дизельного топлива:

  • Количество тонн или килограмм необходимо разделить на плотность в сооветствующих единицах: т/м3 или кг/м3 соответственно. Получится объем в м 3 .
  • Умножить полученное число (в м 3 ) на 1000. Это и будут литры, переведенные из массовых единиц (килограмм или тонн).

Формула перевода из килограммов в литры будет такая: m · 1000/p. Используя ее, легко перевести 1 кг дизтоплива в литры: 1 · 1000/863,4 = 1,16 л (для летней марки). Тот же принцип работает и для других видов горючего.

Сколько литров в 1 т дизтоплива

Плотность может указываться в разных единицах, в том числе в кг/л. Чтобы определить объем 1 кг, нужно разделить 1 на указанную для горючего плотность: 1/0,850 = 1,176 л

Количество литров в 1 т для других марок дизтоплива

По аналогии с приведенным расчетом можно выполнить расчеты для межсезонной, зимней и арктической марки. Получатся следующие данные:

  • Для межсезонных марок: 1000/863,4 · 1000 = 1158 л.
  • Для зимних: 1000/843,4 · 1000 = 1186 л.
  • Для арктических: 1000/833,5 · 1000 = 1200 л.

Расчет для другой плотности

В паспорте, который должен идти с дизельным топливом при поставке, приводит плотность при 20 °C, определяемая опытным путем. Текущее значение зависит не толькои от марки по сезону, но и от температуры нефтепродукта. Чем она ниже, тем меньше будет весить 1 л, а объем 1 кг будет увеличиваться. Также плотность зависит от времени года и естественного уровня испарения в процессе хранения.

Более точное число можно определить по конкретной температуре, которую замеряют в резервуаре или другой емкости, содержащей топливо. Разность 20 °C необходимо умножить на 0,0007 г/см3, что позволяет учесть температурную разницу. Если температура больше 20 °C, то разницу нужно отнять от установленной в паспорте плотности, если меньше – добавить. Например, требуется определить ее для летней марки дизеля при 15 °C. Получается:

(20 – 15) · 0,0007 = 0,0035 г/см 3 (или 3,5 кг/м 3 );

863,4 – 3,5 = 859,9 кг/м 3 .

На первый взгляд изменения плотности незначительные, но при перерасчете килограммов в литры для большого объема дизтоплива разница будет ощутимой:

1000/859,9 · 1000 = 1162,2 л против 1158 л при 20 °C.

В заключение

Вычислить, сколько в тонне дизельного топлива литров, можно с использованием формулы, показывающей связь массовых и объемных единиц. Она выглядит следующим образом: m = p · V. Пересчет бывает необходим при закупках больших партий топлива. Их логичнее приобретать в тоннах или килограммах, поскольку объем не может быть стабильной величиной. Он меняется в зависимости от влияния температуры. Чтобы не переплачивать, топливо покупают в килограммах, а уже при использовании в собственных нуждах переводят в литры.

Главное при переводе – обращать внимание на то, чтобы в формуле были числа в одинаковых единицах измерения, к примеру, масса в килограммах и плотность в кг/м3, иначе можно сделать расчет неправильно.

Удельная теплота сгорания – энергия топлива

Этот коэффициент – энергоемкость, показатель того, сколько выделяется внутренней энергии, когда полностью сгорает любое топливное вещество, массой 1 кг. Нормативная теплота сгорания топлива определяется лабораторно, метод называется калориметрией: получаемое значение измеряется в калориях или килоджоулях (кДж).

Что такое теплота сгорания топлива

Также может называться энергией сгорания топлива, является одной из важных характеристик его качества, свидетельствуя о балансе в составе горючего определенных составляющих – водород, углерод, объем зольности, влага, другие составляющие. Чем чище топливная смесь, тем меньше её расход, это и показывает достаточно высокое значение удельной теплоты сгорания. При этом КПД двигателя остаётся таким же, как если бы тратилось большее количество горючего. Для вычисления расхода топлива применяется метод подсчета низшей теплоты сгорания: в этом случае не учитывается фактор конденсации, поскольку она отсутствует в цилиндрах ДВС.

Принято, что в отношении жидких видов топлива применяют массовую теплоту сгорания, то есть в расчёте на килограмм, а к газообразным применяют понятие объёмной удельной теплоты, в расчёте значения на кубометр. Соответственно, единицы измерения показателей также будут отличаться:

  • ✔ килоджоули (мегаджоули) на килограмм, килокалории на килограмм – для бензинов, дизельных видов топлива, для керосина;
  • ✔ килоджоули или килокалории на метр кубический – для любого газового топлива.

Если говорить о разных видах топлива, значения теплоты сгорания будут отличаться в зависимости от марки состава, а способы расчётов приведены в ГОСТ 21261-91 и допускают 95% достоверности от проводимых измерений. Нормативные значения в государственных стандартах указываются отдельно для каждого сорта топлива, вычисления осуществляются по строго установленной методике, с учётом поправок.

22.png

Если сравнивать разные виды топлива именно по теплотворности, наиболее энергоёмким будет метан, но чтобы получить то же количество энергии, как и от жидких видов горючих смесей, этого газа потребуется больше. Например, 1 литр бензина по теплотворности – это 1,3 кубометра метана.

Что нужно помнить

  • ✔ Теплота сгорания керосина имеет значение в авиации, в автомобильной промышленности этот показатель не существенен. Если керосин используется в качестве добавки к дизельному горючему зимой, на КПД двигателя это не отражается, теплотворная способность и дизтоплива и керосина примерно одинаковая;
  • ✔ Теплота сгорания дизельного топлива – несмотря на то, что его теплотворность меньше, чем у бензина, экономичность двигателей, работающих на дизтопливе примерно на 30% выше. В то же время на КПД двигателя эта разница влияет несущественно;
  • ✔ Теплота сгорания бензина будет разной для летних и зимних видов горючего, однако значения отличаются критично. Если приобретается бензин сомнительного качества, теплотворная способность может быть низкой из-за наличия недопустимого объема примесей, кустарного способа производства горючего. В этом случае нехватка энергии сгорания бензина приведет к перерасходу топлива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *