Как зарядить пушку т72 автоматом заряжания
Перейти к содержимому

Как зарядить пушку т72 автоматом заряжания

  • автор:

Автомат заряжания

5. Перед загрузкой боекомплекта в танк необходимо:

– открыть и застопорить крышки люков командира, наводчика и
механика-водителя;
– включить выключатель аккумуляторных батарей («массу») и
освещение на рабочих местах экипажа, у боеукладок и закрыть
снаружи люк механика-водителя;
– проверить исходное положение органов управления A3: автоматы
защиты сети СП. ПОД., ДОС., РЛ. ВТ, A3— ЭМ и ЭЛ. СПУСК на правом
щитке башни должны быть включены, а A3—УПР. на правом и ЭЛ.
СПУСК на левом щитке — выключены;
– проверить переключатель типов выстрелов на ПУ — в положении
ВЫКЛ.;
– проверить выключатель АВТ. — РУЧ. ЗАГР. на ПЗ — в положении
АВТ.;
– проверить выключатель ПОДДОН на ПЗ — в положении АВТ.

6.

– убедиться, что рычаг стопора МПК снят с фиксатора и прижат к
редуктору, рамка находится в нижнем положении и прижата к
упору, а крышка кнопок ЗУ закрыта. Наличие поддона в
улавливателе рамки при работе с A3 необязательно;
– снять щиток ограждения командира танка;
– отстопорить пушку и башню от крепления по-походному;
– снять чехол с казенной части пушки;
– снять сиденье командира и развернуть спинку сиденья
наводчика;
– придать пушке минимальный угол склонения;
– проверить исправность мест боеукладки, гнезд, стеллажей и
креплений, освободить их от посторонних предметов и очистить
от пыли и грязи;
– проверить
работоспособность
автомата
заряжания
в
соответствии с Техническим описанием A3 и Инструкцией по
эксплуатации танка.

7. 2. Режимы работы автомата заряжания.

8. A3 имеет несколько режимов работы это:

– режим автоматического заряжания пушки из
ВТ;
– режим
ручного
(полуавтоматического)
заряжания пушки из ВТ;
– режим загрузки выстрелов в ВТ;
– режим разгрузки выстрелов из ВТ;
– режим ручного заряжания пушки из
немеханизированной укладки.

9. 2.1 Подготовка АЗ к работе

10. Подготовка АЗ к работе:

АЗР СП ПОД., ДОС, Р. Л. ВТ, АЗ-ЭмиЭЛ.СПУСК на
правом щитке включены
Переключатель типов на ПУ – ВЫКЛ
Выкл АВТ-РУЧ на ПУ в пол АВТ
Выкл АВТ-РУЧ.РАЗГР.на ПЗ в пол АВТ
Выкл ПОДДОН на ПЗ в пол АВТ
Рычаг стопора МПК снят с фиксатора и прижат к
редуктору
Рамка в нижнем положении и прижата к упору
Крышка кнопок ЗУ закрыта
Включить АКБ
Наличие поддона в улавливателе рамки при работе с АЗ
необязательно

11. 2.2 Режим ручного заряжания пушки из немеханизированной укладки

12. При невозможности автоматического заряжания пушку можно заряжать вручную

Для заряжания вручную необходимо:
– установить выключатель АВТ-РУЧ. на ПЗ в положение РУЧ., при этом на ПЗ
загорается зеленая лампа РУЧ.;
– открыть клин затвора пушки;
– извлечь снаряд из укладки, вложить его в камору и дослать до закусывания в канале
ствола досыльником, размещенным в клипсах под датчиком линейных ускорений на крыше
башни;
– извлечь заряд из укладки, вложить его в камору и дослать досыльником до закрытия
клина;
– установить выключатель АВТ-РУЧ. в положение АВТ.
После каждого выстрела командир или наводчик должен брать поддон из
улавливателя с помощью МУП или вручную.
Для удаления поддона с помощью МУП необходимо:
– включить выключатель АВТ-РУЧ. на ПЗ в положение РУЧ., при этом на пульте
загрузки загорится зеленая сигнальная лампа РУЧ.;
– открыть крышку АВАРИЙНО на пульте загрузки (ПЗ);

13.

– включить переключатель РАМКА в положение ВЫБРОС и удерживать его в этом
положении до удаления поддона. При этом пушка застопорится электромашинным
стопором (если стабилизатор вооружения выключен, то пушку необходимо привести к углу
заряжания с помощью ручного подъемного механизма пушки), рамка поднимется на линию
удаления поддона, откроется люк выброса, произойдет выбрасывание поддона и
закрывание крышки люка;
– включить переключатель РАМКА в положение ИСХОД и удерживать его до опускания
рамки в исходное положение (вниз), при этом пушка снимется с электромашинного
стопора, но останется на гидростопоре, обеспечивая последующее досылание выстрела.
При невозможности удаления поддона с помощью МУП необходимо убрать
поддон из улавливателя и уложить его в зарядную укладку.
Для удаления поддона вручную необходимо:
– включить выключатель АВТ-РУЧ. на ПЗ или ПУ в положение РУЧ., при этом на ПЗ
или ПУ загорится сигнальная лампа РУЧ.;
– отстопорить и приподнять упор поддона;
– удерживая упор в этом положении, извлечь поддон, сдвигая его в сторону МПК;
– опустить упор поддона до фиксации его стопором.
Как исключение, допускается стрельба при ручном заряжании без удаления
поддона из улавливателя, при этом попавший на настил ВТ поддон следует убрать в
любое свободное место или удалить из танка. При убирании поддона выключатель
АВТ-РУЧ. включить в положение РУЧ.
Для возвращения пушки и башни в стабилизированное положение выключатель
АВТ-РУЧ. установить в положение АВТ.

14. 3. Загрузка вращающегося транспортера АЗ, разгрузка.

15. 3.1 Загрузка вращающегося транспортера АЗ.

16. Действия экипажа при загрузке вращающегося транспортера и укладке боевого комплекта в танк

Перед укладкой боеприпасов в танк необходимо
проверить работу A3 в соответствии с Техническим
описанием A3 и Инструкцией по эксплуатации
танка.
Вращающийся транспортер A3 загружается при
выключенном стабилизаторе.

17. При загрузке и разгрузке вращающегося транспортера A3 категорически запрещается:

включать автомат защиты сети A3 — УПР на правом щитке в башне при
напряжении бортовой сети ниже 22 В;
выключать автоматы защиты сети, выключатель аккумуляторных батарей
и переключать переключатель типов снарядов на пульте управления (ПУ);
оставлять открытым клин затвора пушки после окончания работы с A3;
оставлять включенным АЗР A3 — УПР. И ЭЛ. СПУСК при отсутствии
экипажа в боевом отделении;
работать в ручном режиме заряжания при включенном АЗР — УПР. и
включенном выключателе АВТ. — РУЧ. РАЗГР. на ПУ в положении
АВТ.;
устранять неисправности и регулировать механизмы A3 при включенном
АЗР ЭЛ. СПУСК на правом распределительном щитке башни, а также при
включенном стабилизаторе вооружения;
переключать органы управления при работе A3 в процессе цикла;
открывать клин затвора без включения в положение РУЧ. выключателя
АВТ. — РУЧ. На ПУ или ПЗ.

18. Артиллерийские выстрелы загружаются в танк только исправными и в окончательно снаряженном виде

19. В целях безопасности при подготовке и укладке боеприпасов в танк запрещается:

• ударять по взрывателям и капсульным втулкам;
• ставить боевые снаряды дном поддона на броню;
• ронять боеприпасы;
• укладывать в танк выстрелы, упавшие на грунт (бетон, броню);
• переносить одному человеку одновременно более одного снаряда или заряда;
• извлекать артиллерийские выстрелы из футляров путем их встряхивания;
• кантовать, волочить, ронять и бросать ящики с боеприпасами;
• разводить костры, курить, зажигать спички и т. д. вблизи мест размещения
боеприпасов для укладки.

20.

Правила безопасности при обращении с боеприпасами
должны неуклонно выполняться независимо от
условий и срочности работ. Невыполнение правил
безопасности может повлечь за собой несчастный
случай или отказ в действии боеприпасов при стрельбе.
Командиры подразделений должны лично
организовывать укладку и разгрузку боекомплекта и
контролировать соблюдение экипажами мер
безопасности и правил укладки.

21. Артиллерийские выстрелы для укладки в танк берутся в ящиках-укупорках и в пеналах.

Боекомплект, подготовленный к укладке, размещается на грунте
или специальных настилах, справа от танка на удалении одного
метра от правого борта и укладывается в следующем порядке:
девятнадцать (двадцать два) выстрелов с осколочно-фугасными
снарядами, четырнадцать (шестнадцать) выстрелов с
бронебойными подкалиберными снарядами и шесть выстрелов с
кумулятивными снарядами.

22. В танк боеприпасы подаются через люки командира танка, наводчика и механика-водителя. Боекомплект укладывается в танк по

команде командира танка «К
загрузке приступить». По этой
команде боекомплект загружают в
следующем порядке:

23. Механик-водитель:

– занимает место у боеприпасов;
– берет из ящиков и передает наводчику для загрузки во вращающийся
транспортер A3 одиннадцать выстрелов с осколочно-фугасными снарядами,
семь выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами и четыре
выстрела с кумулятивными снарядами;
– при передаче артиллерийских выстрелов наводчику подает вначале снаряд
стабилизатором вперед, а затем заряд поддоном вперед;
– после окончания загрузки вращающегося транспортера A3 передает наводчику
для загрузки немеханизированной боеукладки восемь (одиннадцать)
выстрелов с осколочно-фугасными снарядами и зарядами к ним, семь (девять)
выстрелов с бронебойными подкалиберными снарядами и два выстрела с
кумулятивными снарядами;

24. Наводчик:

— занимает свое место в боевом отделении;
— включает освещение в зоне своего рабочего
места;
— вместе
с
командиром
снимает
тягу
крепления пушки по-походному;
— помогает командиру снять чехол с казенной
части пушки;
— придает
пушке
максимальный
угол
снижения;
— включает АЗР ЭЛ. СПУСК на левом щитке
башни;
— устанавливает переключатель выбора типов
выстрелов на пульте управления в положение
ЗАГР.

25. Наводчик

— нажимает кнопку A3 — ВКЛ., при этом ближайшая пустая
кассета поднимается на линию загрузки и разгрузки;

26. Наводчик

— покидает свое место и становится возле люка командира на правой
надгусеничной полке;
— принимает от механика-водителя и передает командиру танка для укладки
во вращающийся транспортер A3 артиллерийские выстрелы: одиннадцать
осколочно-фугасных, семь бронебойных подкалиберных и четыре
кумулятивных снаряда и зарядов к ним;
— после загрузки вращающегося транспортера A3 передает командиру танка
в люк выстрелы для размещения в немеханизированной боеукладке. При
передаче артвыстрелов в люк командира танка снаряды подаются головной
частью вперед, а заряды — поддоном вверх;

27. Наводчик

—занимает свое рабочее место в
боевом отделении, принимает от
командира танка и укладывает в
башне
два
выстрела
с
бронебойными
подкалиберными
снарядами;
—установкой в соответствующее
положение переключателя выбора
типов
выстрелов
проверяет
количество загруженных выстрелов
в автомате заряжания;
—переводит переключатель на
пульте управления в положение
ВЫКЛ.;
—докладывает
командиру
об
окончании загрузки боекомплекта в
зоне своего рабочего места.

28. Командир танка:

—занимает свое место в боевом
отделении;
—разворачивает и фиксирует зенитную
установку в положение на левый борт;
—включает освещение рабочего места
и боеукладок;
—снимает ограждение и свое сиденье,
для чего отсоединяет тягу ограждения,
складывает верхнюю часть щитка
ограждения и поворачивает на 45°;
—переводит выключатель АВТ. — РУЧ. РАЗГР.
—разворачивает к погону башни
на пульте загрузки в положение РУЧ. РАЗГР.
спинку своего сиденья и включает АЗР
при
A3 — УПР. на правом щитке башни;
лампочка РУЧ.;
этом
должна
загореться
сигнальная

29. Командир танка

—последовательно принимает от наводчика все артиллерийские
выстрелы для загрузки во вращающийся транспортер АЗ и
укладывает их в кассеты в следующем порядке: приняв от наводчика
снаряд, укладывает его в нижнюю трубу кассеты и продвигает до
фиксации снаряда в ней защелкой, после этого, приняв от наводчика
заряд, вставляет его в верхнюю трубу кассеты и продвигает до
фиксации заряда защелкой верхней трубы;

30. Командир танка

— после укладки артвыстрела в кассету убеждается, что снаряд и заряд зафиксированы от
продольного перемещения вперед;
— открывает крышку запоминающего устройства (ЗУ) и нажимает до упора кнопку
выбора типа снаряда соответствующую уложенному в кассету выстрелу, при этом
загруженная кассета опустится вниз, транспортер провернется на один шаг и будет подана
ближайшая пустая кассета к окну выдачи, а механизм подъема кассет (МПК) поднимет ее
на линию загрузки;
— после укладки в кассету последнего выстрела при не полностью загруженном ВТ
выключает и вновь включает АЗР A3 — УПР. на правом щитке башни, при этом пустая
кассета опустится в исходное положение;

31. Командир танка

— по окончании загрузки всех. артвыстрелов плотно закрывает крышку ЗУ до фиксации ее
защелкой, а органы управления A3 устанавливает в исходное положение;
— принимает от наводчика и укладывает в гнезда немеханизированных укладок: восемь
(одиннадцать)
осколочно-фугасных,
два
кумулятивных,
семь
(девять)
бронебойных
подкалиберных артвыстрелов, при этом на заряд, укладываемый в ногах у командира,
предварительно надевается защитный чехол;
— устанавливает сиденье командира и щиток ограждения в рабочее положение;
— подает команду наводчику для проверки количества и типов загруженных выстрелов в
автомат заряжания. В процессе загрузки артвыстрелов во вращающийся транспортер A3 может
быть ошибочно отмечен тип загруженного выстрела, для исправления этого необходимо
разгрузить этот выстрел и загрузить его повторно, отметив правильно;
— подает команду наводчику «Автомат заряжания — выключить»;
— принимает доклад от наводчика и механика-водителя об окончании загрузки боеприпасов в
их рабочих зонах.

32. В боевой обстановке в зависимости от боевой задачи, стоящей перед подразделениями, порядок (чередование) загрузки

артиллерийских
выстрелов в конвейер по типам снарядов может
быть изменен.
В боевой обстановке при каждой возможности
вращающийся транспортер A3 должен
дозагружаться выстрелами, находящимися в
немеханизированной укладке танка. В первую
очередь загружаются выстрелы из укладок
боевого отделения.

33. 3.2 Разгрузка вращающегося транспортера A3

34. Перед разгрузкой вращающегося транспортера A3 необходимо:

— открыть и застопорить крышки люков командира, наводчика и
механика-водителя;
— включить «массу» (если она была выключена);
— выключить стабилизатор (если он был включен);
— снять ограждение и сиденье командира танка;
— отстопорить пушку и башню от крепления по-походному (если
они были застопорены);
— придать пушке угол склонения;
— снять чехол с казенной части пушки (если она была зачехлена).

35. Разгрузка вращающегося транспортера A3 от артиллерийских выстрелов производится по команде командира танка. По этой команде

разгрузка
вращающегося транспортера
производится в следующем порядке:

36. Командир танка:

— занимает
свое
место
в
боевом
Командир танка:
отделении;
— включает правой рукой АЗР A3 —
УПР. на правом щитке башни;
— переводит выключатель АВТ. — РУЧ.
РАЗГР. на пульте загрузки в положение
РУЧ. РАЗГР., при этом на пульте
загорится зеленая сигнальная лампочка
РУЧ.;
— дает команду наводчику для нажатия
кнопки
A3

ВКЛ.
на
пульте
управления, при этом после поворота ВТ
— открывает защелку заряда левой рукой,
ближайшая
извлекает заряд из трубы
загруженная
поднимется на линию загрузки;
кассета
наводчику;
и передает

37. Командир танка:

— левой рукой нажимает на защелку стопорения снаряда и
извлекает снаряд из нижней трубы, передает снаряд
наводчику;

38. нажимает левой рукой кнопку РАЗГРУЖЕНО на пульте загрузки, после этого пустая кассета вернется в исходное положение и на линию

— нажимает левой рукой кнопку РАЗГРУЖЕНО на пульте
загрузки, после этого пустая кассета вернется в исходное положение
и на линию разгрузки поднимется очередная загруженная кассета
В такой последовательности командир танка разгружает вращающийся
транспортер A3 от всех артиллерийских выстрелов. Для прекращения
разгрузки необходимо на щитке у командира выключить и вновь включить
АЗР A3 — УПР., при этом выданная кассета опустится в исходное
положение.

39. Наводчик — оператор:

— придает
пушке
максимальный
угол
снижения;
— включает АЗР ЭЛ. СПУСК на левом щитке
башни;
— устанавливает
переключатель
типов
снарядов на пульте управления в положение,
соответствующее разгружаемому типу снарядов
(выстрелов);
— по команде командира нажимает кнопку A3
ВКЛ. на пульте управления, при этом после
поворота ВТ ближайшая загруженная кассета
поднимется на линию разгрузки;
— покидает боевое отделение и занимает место
командира на правой надгусеничной полке;
— принимает снаряды и заряды от командира и
передает их -механику-водителю.

40. Механик-водитель:

— занимает место на земле у правого борта напротив люка
командира;
— принимает снаряды и заряды от наводчика и укладывает
их в укупорку.

41. После разгрузки вращающегося транспортера A3 от снарядов и зарядов боевое отделение и вооружение танка приводятся в исходное

42. 4. Заряжание пушки в автоматическом и ручном режимах.

43. 4.1 Заряжание пушки в автоматическом режиме

44. Режим автоматического заряжания

– подготовить АЗ к работе, как было указано выше;
– установить ограждения командира и наводчика;
– включить АЗР ЭЛ. СПУСК на левом щитке башни;
– установить выключатель АВТ.—РУЧ. на ПУ или АВТ.—РУЧ. РАЗГР. ПЗ в
положение РУЧ. или РУЧ. РАЗГР. и открыть клин затвора пушки;
– убедиться в отсутствии посторонних предметов в каморе и стволе пушки и
перевести выключатели АВТ.—РУЧ. и АВТ.—РУЧ. РАЗГР. в положение АВТ.;
– включить АЗР АЗ УПР. на правом щитке, при этом на ПЗ загорится сигнальная
лампа ГОТОВ АЗ;
– на ПУ установить переключатель в положение, соответствующее выбранному
типу выстрела и нажать кнопку АЗ ВКЛ.
– После заряжания пушки загорается сигнальная лампа ГОТОВ на прицеледальномере и в поле зрения окуляра появляется световое пятно «готов».
При необходимости использования осколочного действия ОФ снаряда танк
остановить, перед заряжанием выключит АЗР ДОС на пр. щитке и нажать кн. АЗ
ВКЛ. После остановки кассеты на линии досылания снаряда свинтить колпачок,
убедится, что кран взрывателя находится в положении О, и для продолжения
заряжания вкл. АЗР ДОС.

45. 4.2 Заряжание пушки в ручном (полуавтоматическом) режиме

46. Режим ручного (полуатоматического) заряжания пушки из ВТ:

— АВТ-РУЧ на ПЗ в пол РУЧ (лампа РУЧ)
— Открыть клин затвора
— Определить по индикатору, какие типы выстрелов имеются в ВТ, вкл АЗР АЗ-УПР на пр
щитке
— Установить переключатель на ПУ в пол соотв типу выстрела
— Открыть крышку АВАРИЙНО на ПЗ, вкл переключатель РАМКА-ВЫБРОС-ИСХОД в
пол ВЫБРОС и удерживать его в этом положении
— При выключеном 2Э28М ручным МПП, установить пушку на УЗ, по риске УГОЛ ЗАР
на ограждении и покачивать ее до стопорения электромагнит стопором
— После застопаривания пушки произойдет полный подъем рамки и удаление поддона,
после чего переключатель РАМКА. ВЫБРОС-ИСХОД отпустить
— Расстопорить ВТ, потянув рычаг привода стопора ВТ
— Удерживая рычаг привода стопора ВТ, поворачивать транспортер путем прокачивания
вверх – вниз рукоятки ручного привода до загорания лампы СТОП ВТ на ПЗ
— Отпустить рычаг стопора и довернуть ВТ до его застопаривания
— Оттянуть рычаг привода стопора МПК до расстопаривания МПК и установки рычага на
фиксатор
— Вращением рукоятки ручного привода МПК поднять кассету с выстрелом и застопорить
ее на линии досылания снаряда, отпустив клавишу на рукоятке ручного привода.

47. Режим ручного (полуавтоматического) заряжания пушки из ВТ (продолжение):

— Передвинуть снаряд в казенную часть пушки и досыльником дослать в камору (при
работающем досылателе – включить переключатель ДОС на ПЗ в полож В, переключатель
удерживать до полной досылке снаряда в камору и остановки цепи, отпустить переключатель –
цепь досылателя возвратится в исх полож)
— Опустить кассету с пом ручного привода до совмещения риски на захвате с риской ЗР на
кронштейне МПК и застопорить ее на линии досылки заряда, отпустив клавишу на рукоятке
— Передвинуть заряд в казенную часть пушки до положения, исключающего закрывание клина
затвора, и энергично дослать его досыльником до закрывания клина (при работающем досылателе
– дослать заряд включив перекл. ДОС в пол В, после закрывания клина перекл. отпустить)
— В случае задержки поддона извлечь его из улавливателя, выбросить через люк или уложить в
поднятую кассету (на место заряда до его фиксации
— Опустить кассету в исх. положение, прижав захват до упора, и застопорить захват в крайнем
нижнем положении, отпустив клавишу на рукоятке ручного привода
— Снять с фиксатора рычаг привода стопора МПК и дожать его
— Опустить рамку МУП и снять пушку со стопора, для чего включить перекл. РАМКА
ВЫБРОС-ИСХОД на ПЗ вположение ИСХОД. Перекл. держать включенным до полного
опускания рамки и расстопоривания пушки
— Вкл выключатель АВТ-РУЧ в пол АВТ, при этом загорается лампа ГОТОВ на ТПДК1 и
высвечивается световое пятно в окуляре
— При нерасстопоривании пушки эл. маш. стопором (от переключателя РАМКА ВЫБРОСИСХОД) после возврата рамки в исх. положение необходимо снять ее со стопора нажатием
кнопки СТОПОР на ПЗ

48. Задание на самоподготовку:

Изучить:
• Танк Т-72 ТОиИЭ Кн 2 Ч 1 (стр 107-162)
• Руководство по действиям экипажа танка
Т-72 (стр 11-45)

Автомат заряжания

В игре автомат заряжания выполняет всё те же функции: наличие АЗ у техники позволяет повысить скорострельность основного орудия, делая её постоянной величиной, игнорируя навыки и состояние заряжающего. Данная механика является пассивной и всегда включена, а автомат заряжания не может быть повреждён. Также, если требуется потушить пожар в танке во время перезарядки, то процесс заряжания орудия не будет сброшен.

Стоит отметить, что автомат заряжания не всегда может использовать всю боеукладку танка. Чаще всего он использует только боеукладку первой очереди, которая ограничена.

Типы автомата заряжания

Всего в игре есть три типа автомата заряжания, которые лишь визуально отличаются друг от друга:

Ленточный конвейер

Автомат заряжания ленточного типа на танке Leclerc S2

Самый распространённый тип АЗ, который встречается на большинстве танков западной школы танкостроения. Автомат заряжания расположен непосредственно в башне. Яркими представителями техники с данным типом АЗ являются:

  • KPz-70 (Перезарядка: 6 секунд)
  • Type 90 (Перезарядка: 4 секунд)
  • Leclerc (Перезарядка: 6 секунд)
  • Объект 906 (Перезарядка: 4,3 секунды)

Карусель

Автомат заряжания карусельного типа на Т-64Б

Тип автомата заряжания, который наиболее распространён среди советских ОБТ. Особенностью данного типа является расположение боекомплекта «по кругу» на полу боевого отделения. Представителями техники с этим типом АЗ являются:

  • Т-64Б (Перезарядка: 7,1 секунды)
  • Т-80У (Перезарядка: 6,5 секунды)
  • Т-72А (Перезарядка: 7,1 секунды)
  • ZTZ96 (Перезарядка: 7,5 секунды)

Барабан

Автомат заряжания барабанного типа на AMX M4

Тип автомата заряжания, который наиболее распространён среди французских танков с качающееся башней. Главной особенностью этого типа автомата заряжания является его цилиндрическая форма. Представителями техники с АЗ барабанного типа являются:

  • Lorraine 40t (Перезарядка: 4 секунды)
  • AMX M4 (Перезарядка: 6,7 секунды)
  • AMX-50 (TOA100) (Перезарядка: 4 секунды)
  • T54E1 (Перезарядка: 5 секунд)

Историческая справка

Принцип подачи снаряда в казённую часть на различных советских танках

Впервые в серийном масштабе автоматы заряжания нашли применение на французском танке AMX-13, производившемся в 1950-е годы, а затем в австрийском Steyr SK 105, выпускавшемся с 1971 года. Автоматы заряжания на этих танках были барабанного типа и состояли из двух барабанов, содержавших всего лишь по 6 снарядов каждый, а перезарядка самих барабанов требовала покинуть бой. Кроме того, специфика «качающейся башни», применённой на этих танках, резко упрощала конструкцию автомата.

Опытный прототип с полностью автоматическим автоматом заряжания был изготовлен корпорацией AAI Corp. в 1969 году. Он обеспечивал до восьми выстрелов в минуту и позволял производить заряжание одновременно с наводкой пушки в обеих плоскостях, а также был сопряжён со стабилизатором пушки.

Исследователи считают, что полноценные танковые автоматы заряжания впервые были внедрены советскими конструкторами в 1972 году на танке Т-64А (1971), другие страны вскоре после этого использовали автоматы заряжания в своих серийных танках (например, французский Leclerc, японский Type 90) или экспериментальных образцах (например, американский MBT-70)

Вследствии установки АЗ отпала необходимость в одном члене экипажа — заряжающем. Так, экипаж типичного ОБТ без автомата заряжания состоит из четырёх человек: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий. Любое сокращение экипажа облегчает задачу конструкторов, позволяя уменьшить вес и размеры танка, а также его стоимость.

Решение о переходе на экипаж из трёх человек в СССР было принято в 1958 году. По состоянию на начало XXI века, позиции американских и российских конструкторов продолжали различаться, российские танкостроители предпочитали автомат заряжания и связанный с ним меньший вес танка, а американские — больший экипаж с его преимуществами более высокой начальной скорострельности и меньшей нагрузки на каждого танкиста.

Однако стоит отметить, что существенное уменьшение веса привлекало внимание конструкторов американских лёгких танков (так, на десантном М8 автомат заряжания с боекомплектом из 21 снаряда занимал столько же места, сколько заряжающий с лишь 9 снарядами).

См.также

Заряжание пушки Т-72

Допустим коничлся БП в карусели. Вопрос — оставшуюся часть заряжают в карусель, или сразу обходя ее. И в каком положении должен быть ствол в обеих случаях. И про башню то же скажите в каком положении. Спасибо заранее.

sidoroff
&#160

Допустим коничлся БП в карусели. Вопрос — оставшуюся часть заряжают в карусель, или сразу обходя ее. И в каком положении должен быть ствол в обеих случаях. Спасибо заранее.

помнится, рекомендовали продолжать процесс непосредственно заряжая орудие — получается не более 1-2 выстрелов в минуту, но ничего не поделаешь.

после выстрела орудие автоматически становится на «линию заряжания» — где-то 2 градуса по вертикальной наводке — если стабилизатор включён.

KILLO
На губе

помнится, рекомендовали продолжать процесс непосредственно заряжая орудие — получается не более 1-2 выстрелов в минуту, но ничего не поделаешь.

после выстрела орудие автоматически становится на «линию заряжания» — где-то 2 градуса по вертикальной наводке — если стабилизатор включён.

А если вручную тоже? И башня без разницы в каком положении?

sidoroff
&#160

А если вручную тоже? И башня без разницы в каком положении?

башню погонять придётся, чтобы выстрелы с укладок собирать. заряжать придётся командиру — а перед ним и по борту только часть уложена.

непосредственно для заряжания, положение башни роли не играет.

Vold
&#160

действие экипажа танка Т-72 в такой же ситуации. При этом прошу Вас заметить, что в соответствии с основным эксплуатационным документом, а именно: «Танк «Урал» Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Москва, военное издательство МО СССР 1975 г. стр. 138 – 147» данного режима работы автомата заряжания просто не предусмотрено. Режим ручного заряжание танковой пушки в соответствии с этим изданием возможно только при условии наличия питания в бортовой сети танка. Но в бою и при аварии бортовой сети стрелять все равно придется. Да и времени на ручное заряжание танковой пушки в ТТХ танка Т-72 нет. Вы спросите, а по чему? Судите сами:

Командир танка Т-72 сдвигает вперёд правое ограждение пушки, открывает клин затвора, после чего наводчик Т-72 опускает пушку максимально вниз. При этом наблюдение за полем боя возможно лишь при помощи прибора ТНП-160, установленного в крыше башни. Параллельно наводчик готовит исходные установки для стрельбы (устанавливает на прицеле тип снаряда, вводит дальность до цели, решает огневую задачу).

Далее командир танка Т-72 расстопаривает командирскую башенку и поворачивает её вправо. Затем командир танка наклоняется вперёд, левой рукой включает механизм блокировки ручного спуска из пушки, после чего правой рукой поворачивает и удерживает рычаг стопора вращающегося транспортёра, который находится на полу транспортёра. Левой рукой, перемещая вверх и вниз рычаг ручного привода поворота вращающегося транспортёра, поворачивает его на пол шага, после чего отпускает стопор и проворачивает транспортер до его полной остановки.

В отличие от командира танка Т-64А командир танка Т-72 не может контролировать процесс выхода кассеты в окне выдачи, так как его подпружиненные сдвоенные металлические створки закрыты, а открыть их можно только при подъёме кассеты из транспортёра. Далее командир танка разворачивает корпус тела назад на 180° и при помощи ручного механизма подъёма кассет поднимает кассету на линию разгрузки. Если в поднятой кассете снаряд другого типа то вам придется снова опустить кассету вниз, опять развернуться вперёд и снова провернуть транспортёр в порядке описанном выше. И так будет продолжаться, пока нужный тип снаряда не окажется в поднятой кассете.

Хорошо если при укладке боекомплекта укладывали один тип выстрела, затем другой, а затем третий, а не подряд все однотипные выстрелы, как показано на учебных плакатах. При этом командир не может даже периодически вести наблюдение за полем боя, так как командирская башенка повёрнута вправо, а командир должен крутится на своём месте как юла. А представьте, как это делать в зимнем комбинезоне или ОЗК!

Далее командир танка должен практически лечь на пол вращающегося транспортёра и извлечь из кассеты сначала снаряд, затем заряд. При этом стопор снаряда должен нажать наводчик и только после этого командир сможет вынуть снаряд из кассеты.

Как видите, и наводчик вынужден будет отвлечься от наблюдения за полем боя, то есть, несколько секунд танк останется фактически слепым.

Следующая проблема – куда деть снаряд и заряд? Зарядить их в пушку фактически невозможно, так как командир лежит на настиле транспортера, а пушка опущена максимально вниз. Из данной ситуации два выхода:

Первый выход – передать снаряд, а затем и заряд наводчику для досылания их в канал ствола. Но поверьте, моему скромному опыту, это, во-первых, неудобно, во-вторых небезопасно для наводчика потому, что конструктивно возможность ручного заряжания танковой пушки предусмотрена только с правой стороны. Но жить захочешь и не так раскорячишься.

Второй более безопасный, но и более длительный выход – уложить хотя бы снаряд (хотя желательно и заряд) в немеханизированную укладку на борту или на полу транспортера.

Далее командиру танка необходимо опустить кассету вниз, а наводчику после этого опустить пушку на угол заряжания. Затем дослать снаряд и заряд в канал ствола пушки. Далее командир выключает механизм блокировки ручного спуска из пушки. Поворачивает командирскую башенку в исходное положение и даёт команду наводчику на открытие огня. При этом наводчику ещё нужно навести оружие на цель.

Т-64, Т-72 — МЗ против АЗ (продолжение)

Но и после выстрела АЗ принесет экипажу не мало проблем: стреляный поддон достать из улавливателя без наличия питания в бортовой сети невозможно. И рамку не поднять, не опустить, и люк для выброса поддонов не отрыть, не закрыть. А вот после выстрела стреляный поддон, ударяясь в заполненный старым поддоном улавливатель, может и в голову отлететь, даже шлемофон не спасёт и ограждение пушки не поможет.

А если питание в танке пропало в процессе цикла заряжания, и рамка осталась в верхнем или промежуточном положении, больше не одного выстрела из этой пушки вы не сделаете. Зато механизм удаления стреляных гильз, установленный на 115-мм танковой пушке У5ТС танка Т-62, так же разработанный в Нижнем Тагиле имел ручной привод для опускания рамки и открытия люка для выброса гильз. Так почему у тех же конструкторов, создававших АЗ для Т-72 вдруг наступила амнезия? Ответ до сих пор неизвестен.

Основной боевой танк Т-72. СССР

Основной боевой танк Т-72 — наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного танка объект «167». Разрабатывался в КБ «Уралвагонзавода» № 183 (г. Нижний Тагил Свердловской области) под руководством Л. Н. Карцева с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого «мобилизационного варианта» танка Т-64А на военный период.

Специально созданное для танка Т-64 дизельное производство (Харьковский завод) обладало мощностью для обеспечения двигателями серийного выпуска боевых машин на трех заводах – Харьковском, Кировском и «Уралвагонзаводе», но только в мирное время. В случае же необходимости резкого увеличения выпуска танков в предвоенный и военный периоды харьковчане смогли бы поставлять двигатели только в Ленинград, а «Уралвагонзавду» пришлось бы в этом случае ставить на танки дизель иного типа. Поэтому, руководство Миноборонпрома приняло решение о подготовке дополнительного варианта перспективного танка с челябинским четырехтактным V-образным дизелем В-45, хорошо освоенного в производстве, и к тому же простого и дешового в изготовлении. Поэтому в КБ «Уралвагонзавода» решили использовать конструкции ходовой части и моторно-трансмиссионного отделения их «объекта 167», созданного на основе работ по перспективному среднему танку.

Механизм заряжания, установленный на Т-64, был заменен в объекте 167 автоматом заряжания собственной разработки, отработанном для установки на проект модернизированного Т-62. Для нового танка были приняты наработки Харьковского КБ по машиностроению по корпусу и башне, использованные на Т-64. К началу лета 1971 года была выпущена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После соответствующих доработок и испытаний 7 августа 1973 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на вооружение Советской армии был принят танк «объект 172М», производство которого началось на «Уралвагонзаводе» № 183 под обозначением «Т-72 (Урал)». От Т-64 он получил только измененные (но не взаимозаменяемые) компактные бортовые коробки передач и комплекс вооружения. Гусеницы Т-72 были унифицированы с танками Т-55 и Т-62. С точки зрения огневой мощи, системы управления огнем и бронезащиты танк Т-72, по сути, был ухудшенной версией Т-64. Конструкторы создавали Т-72, как изначально дешевый мобилизационный танк, который, скорее являлся развитием Т-62 и «Объекта 167», чем серии Т-64. В 1974 году на «Уралвагонзаводе» № 183 началось серийное производство основного боевого танка Т-72, продолжавшееся (в нескольких модификациях) до 1992 года. С 1978 по 1990 год танки Т-72 также выпускались и на Челябинском тракторном заводе (изготовлено 1874 единицы). По ходу серийного выпуска Т-72, который продолжался почти 20 лет, в конструкцию танка вносились дополнительные изменения, направленные на дальнейшее повышение его защищенности, огневой мощи и подвижности. Заложенные в конструкции танка Т-72 резервы позволили в дальнейшем провести его неоднократную модернизацию и существенно повысить уровень боевых свойств. В результате этого танки Т-72 разных периодов выпуска отличаются друг от друга по основному вооружению, конструкции броневой защиты, двигателю, составу различных систем и установленному оборудованию. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1, лицензионное производство которых было налажено в Чехословакии, Югославии и Польше. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С. Танки серии Т-72 экспортировались в страны Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.

Общая компоновка Т-72 — с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным отделением в корме. Основное и вспомогательное вооружение танка размещено в броневой башне кругового вращения и стабилизировано в двух плоскостях. Экипаж Т-72 состоит из трех человек — командира, наводчика и механика-водителя. Броневой корпус танка Т-72 сварен из катаных стальных листов гомогенной брони средней твердости с использованием в лобовой части двухпреградной комбинированной брони со стеклотекстолитовым наполнителем и (на танках позднего выпуска) твердым поверхностным слоем. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72 состоит из верхнего броневого листа толщиной 60 мм, среднего слоя из листов стеклотекстолита общей толщиной 105 мм, и тыльного броневого листа толщиной 50 мм. На танках Т-72 поздних выпусков броневая защита лобовой части корпуса дополнительно была усилена 30-мм листом стальной брони высокой твердости, приваренным на верхний лобовой лист. В результате этого суммарная толщина комбинированного бронирования верхней лобовой детали составила 245 мм (по нормали к поверхности). Нижний лобовой лист корпуса Т-72 — сплошной, толщиной 85 мм. Для повышения снарядной стойкости лобовым листам корпуса приданы значительные углы наклона от вертикали: 68° — верхнему, 60° — нижнему. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-х годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов, использовавшихся в основных боевых танках НАТО. Борта корпуса — вертикальные. Днище танка в целях рационализации бортового бронирования получило корытообразную форму, что также способствовало рассеиванию ударной волны при подрыве на мине. Для торсионов подвески поперек днища выштампованы углубления, которые совместно с продольными выштамповками, придавали днищу жесткость и усиливали противоминную стойкость.

Размещенный впереди, посередине отделения управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, в боевом положении сидел, что обеспечивалось установкой его сиденья в специальном углублении в днищении, и снижало вероятность травмы механика-водителя при прогибе днища, вызванном при подрыве на мине. Место командира находилось справа от пушки, а наводчика — слева. Боевое отделение было расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения, причем конструкция и компоновка танка обеспечивали переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Для посадки и высадки механик-водитель имел люк — в подбашенном листе корпуса. Повышенную защиту стойкость бортов также обеспечивали откидные противокумулятивные экраны: на каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов были установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов из алюминиевого сплава. Экраны закреплялись на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Впоследствии высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов в танке Т-72 была достигнута установкой навесного комплекта динамической защиты комплекта «Контакт». На танке устанавливалось 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применялась встроенная динамическая защита. В отличие от почти круглой башни Т-64, литая башня танка Т-72, сложной конфигурации, в плане была более вытянута, и отличалась установленной на ней внешнее оборудование. Башня имела относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляла собой многослойную комбинированную конструкцию, с высокой снарядостойкостью. Командир находился в башне справа и имел вращающуюся башенку с открывающимся вперед люком. В командирской башенке были установлены различные приборы наблюдения, в том числе дневные ТНПА-65 и ТНП-160, а также комбинированный дневной/ночной прибор наблюдения ТКН-3 с ИК-прожектором ТПН-3. В левой части башни располагался наводчик. Его люк также открывался вперед, для подводного вождения на этот люк устанавливался шноркель. Наводчик имел дневные приборы наблюдения ТНП-160 и ТНПА-65, а также прицелы — дневной панорамный ТПН-2-49 и ночной ТПН-3-49.

Основное вооружение танка Т-72 – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46 калибра 125 мм раздельно-гильзового заряжания с полуавтоматическим клиновым затвором и эжекционной продувкой ствола после выстрела. Пушка была оснащена теплоизоляционным кожухом ствола, который предотвращал изгиб ствола в результате его неравномерного охлаждения. В боекомплект орудия входили кумулятивные снаряды, осколочно-фугасные снаряды и подкалиберные оперенные снаряды с частично сгорающей гильзой и отделяющимся поддоном. Бронебойно-подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляла 2430 м. Боекомплект Т-72 включал 44 выстрела раздельно-гильзового заряжания к пушке 2А46, из которых 22 снаряда и заряды к ним были загружены в кассеты кругового транспортера автомата заряжания, а 22 – размещались в боевом отделении и отделении управления (в немеханизированных боеукладках).

Боевая скорострельность пушки 2А46 в автоматическом режиме заряжания составляла 8 выстрелов в минуту, при заряжании вручную — от 1 до 2 выстрелов в минуту. Транспортер автомата заряжания расположен ниже уровня погона башни, на дне корпуса, что снижает вероятность его боевого поражения. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывался через лючок в кормовой части башни. Вспомогательное вооружение танка Т-72 — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ, размещенный на зенитной установке, на командирской башенке. Кроме того, значительная часть танков Т-72 была оснащена гранатометной системой 902А постановки дымовой завесы «Туча-1», включающей 12 гранатометов для пуска дымовых гранат. Гранатометы монтировались на лобовой броне башни: 5 — справа от пушки и 7 — слева. Кроме гранатометной системы «Туча», оборудование танка Т-72А позволяла выполнять задымление с помощью термической дымовой аппаратуры (ТДА) многократного действия. Танк был оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», либо 2Э42-2 на танках Т-72А выпуска 1984 — 1985 годов, позволявших вести прицельный огонь и во время движения. Наведение орудия на цель выполнялась наводчиком с помощью лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости.

Стрельбу в ночных условиях обеспечивал активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49, способный работать как в подсветочном (на дальности до 1300 м), так и в бесподсветочном (на дальности до 500 м) режимах. На Т-72 имелось два осветителя ночного прицела, один из которых был установлен на лобовой броне башни справа от амбразуры пулемета, а второй — на командирской башенке. На танках Т-72А, выпущенных с 1982 года, возможность поражения цели первым выстрелом была улучшена за счет включения в состав прицельного оборудования баллистического поправочника, который позволял корректировать наводку с учетом угловой скорости цели и танка, линейной скорости танка, скорости ветра, температуры воздуха, температуры метательного заряда, атмосферного давления. Средства связи составляли — УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124.

Силовая установка танка Т-72А состояла из 12-цилиндрового многотопливного дизеля В-46 жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, размещенного в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) коленчатым валом поперек корпуса. Модель двигателя Т-72 различался в зависимости от года выпуска машины: на танках, произведенных до 1984 года, установлен дизель В-46-6, а на Т-72 последующих выпусков монтировался усовершенствованный дизель В-84 повышенной мощности. Трансмиссия Т-72 была подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передавался через гитару и общий ведущий вал на две 7-скоростные планетарные коробки передач. Ходовая часть танка Т-72А, применительно к одному борту, включала шесть двускатных опорных катков с наружной амортизацией и три поддерживающих необрезиненных катка. Направляющие колеса — переднего расположения; ведущие колеса двойного цевочного зацепления съемными зубчатыми венцами расположены сзади Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В системе подрессоривания была использована индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Танки Т-72А могли использовать как гусеницы с открытым металлическим шарниром (ОМШ), так и на гусеницы с последовательным резинометаллическим шарниром (РМШ). Кроме гусениц, специально разработанных для танков Т-72, было возможно и использование гусениц, собранных из траков для гусениц средних танков Т-62 (как с ОМШ, так и с РМШ) или Т-55, но при этом требовалась установка соответствующих зубчатых венцов на ведущие колеса. Для повышения боевой эффективности в различных условиях применения танк Т-72 был оснащен: оборудованием для самоокапывания; оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров; автоматической противопожарной системой; системой защиты от оружия массового поражения и системой защиты от напалма. Кроме того, для преодоления минных полей была возможна установка на танк Т-72А колейного минного трала ножевого или каткового типов, который болтами крепился к планкам, приваренным к лобовому листу. Для производства земляных работ была возможна установка танкового бульдозерного оборудования. На базе танка Т-72 было разработано целое семейство военных гусеничных машин: командирские танки Т-72К и Т-72АК; ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; танковый мостоукладчик МТУ-72; инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.

Первое боевое крещение танки Т-72 получили во время сирийско-израильской войны в 1982 году, где показали полное превосходство над танками противника. Они использовались также в ходе ирано-иракской войны и в период боевых действий в Персидском заливе в 1991 году. Танки этого типа применялись в боях в Югославии и в различных военных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Всего в 1972 – 1992-м годах в Советском Союзе/России было выпущено по оценкам западных источников более 20 000 танков Т-72 всех модификаций. В настоящее время более 9000 танков Т-72 продолжают находиться на вооружении Российской Армии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *