Какая смазка для подшипников скольжения
Перейти к содержимому

Какая смазка для подшипников скольжения

  • автор:

Смазывание подшипников скольжения

Смазочный материал в подшипнике скольжения образует тонкую пленку между поверхностями скольжения или толстый слой, полностью их разделяющий. Смазка может подаваться снаружи или уже находиться в подшипнике. Самосмазывающиеся подшипники скольжения не требуют принудительного смазывания.

Смазывание подшипников скольжения. Подшипники со смазочным отверстием и канавкой для равномерного распределения смазки Подшипники скольжения со смазочным отверстием и канавкой для равномерного распределения смазки

Трение в подшипниках качения минимизируется путем нанесения и поддержания слоя смазки между их неподвижными и подвижными узлами. В жестких втулках обычно применяется густая консистентная смазка для подшипников скольжения, менее склонная к стеканию с рабочей поверхности, чем смазочное масло.

  • Смазывание с граничным трением – между валом и подшипником находится лишь тонкая поверхностная пленка смазки. В таком режиме работают подшипники с консистентной смазкой.
  • Полужидкостное смазывание – часть нагрузки приходится на тонкую пленку (в месте наибольшего сближения вала и подшипника), остальная распределяется за счет гидродинамического давления.
  • С жидкостным, или гидродинамическим трением – сплошная толстая пленка смазки, находящаяся под собственным давлением, разделяет гидродинамический подшипник и вал, устраняя возможность непосредственного соприкосновения металлических частей.
  • С гидростатическим трением – внешние насосы нагнетают в гидростатический подшипник смазку под давлением, создавая пленку достаточной толщины, надежно разделяющую металлические детали.

От первых двух уровней, с граничным и полужидкостным смазыванием, ко вторым двум, со сплошной пленкой, можно перейти путем увеличения вязкости смазки, качества обработки рабочих поверхностей, уменьшения нагрузки или увеличения скорости.

Грузоподъемность гидростатических и гидродинамических подшипников увеличивается с ростом скорости. Так как в них отсутствует прямой контакт между металлическими поверхностями, они обеспечивают минимальные трение и энергозатраты при вращении.

Гидростатические подшипники демонстрируют высокую грузоподъемность во всем диапазоне скоростей. Нагрузочные и скоростные характеристики ограничиваются лишь способностью насоса нагнетать смазку для подшипника под требуемым давлением и обеспечивать необходимую для отвода излишнего тепла скорость потока смазки. Однако применение таких подшипников во многих случаях нецелесообразно из-за необходимости установки трубопроводов, насоса, охладителя и прочих дополнительных устройств.

Металлические подшипники скольжения длиной 25 мм и меньше обычно имеют расположенное по центру смазочное отверстие. Смазка для подшипников скольжения способна затекать на 12,5 мм в продольном направлении. Подшипники длиной более 25 мм (не включая смазочное отверстие) обычно имеют канавки на внутренней поверхности для равномерного распределения смазки по всей длине подшипника.

Также канавки чаще всего имеют подшипники с масляной смазкой с отношением длины к диаметру более 1 и подшипники с консистентной смазкой с данным показателем более 1,5. Конфигурация и длина канавок зависят от нагрузок, скоростей и типа смазки (более густая смазка требует большей ширины канавки).

Работа при высоких температурах может потребовать применения подшипников из литой бронзы с покрытием из графита или другой твердой смазки. Они могут применяться для небольших скоростей и высоких нагрузок, или там где невозможно применить обычную жидкую смазку.

Маслонаполненные подшипники из спеченной бронзы также используются в случаях, когда нельзя обеспечить регулярную смазку. Эти подшипники изготовляются методом порошковой металлургии и имеют пористую структуру, напитывающуюся смазкой; тем самым образуется резервуар для смазки, занимающий до 20% объема металлических частей подшипника. Масло вытекает из пор при нагреве и покрывает вал, позволяя ему вращаться внутри масляной пленки. После его остановки масло возвращается обратно в поры. Грузоподъемность таких подшипников ниже, чем у аналогичных из литой бронзы. Но при небольших размерах они выходят дешевле подшипников других типов. Спеченные подшипники применяются в оргтехнике, оборудовании для легкой промышленности и бытовой технике.

Смазка подшипников скольжения

Смазка для подшипников скольжения играет важную роль, несмотря на то, что в этом классе есть модели, работающие за счет антифрикционных свойств вкладышей и не требующие смазывания. Трение вала о вкладыш подшипника трудно преодолеть без разделения смазкой контактных поверхностей и их быстрого износа. Однако, площадь единой контактной поверхности в подшипнике скольжения больше, чем в аналоге качения, что позволяет быть первому эффективней на малых/средних скоростях вращения, в жидкой среде, при тяжелом статическом отягощении, при значительной ударно-вибрационной нагрузке.

Трение и смазка подшипников скольжения

С момента запуска привода и набора скорости вращения, внутренняя гидродинамика (клин масляного зазора) создает три режима смазывания:

Граничное — контактные поверхности соприкасаются и разделены масляной пленкой толщиной около 0,1 мкм. Когда узел в статичном положении и в момент запуска, смазка действует гранично.

Полужидкостное — действует при разгоне привода, когда поверхности вала и подшипника касаются только микронеровностями. Создается гидродинамическая подъемная сила.

Жидкостное — с увеличением угловой скорости, цапфа вала “всплывает” и слой смазки полностью разделяет контактные поверхности. При таком скольжении цапфа и вкладыш не соприкасаются и не изнашиваются.

Не учитывать влияние смазывания в контексте подшипников скольжения невозможно. Без жидкостного хода подшипники скольжения были бы неэффективными даже на низких скоростях вращения. Исходя из скорости скольжения (оборотов), уровня нагрузки, для определенных условий эксплуатации подшипника подбирается сухая, консистентная или жидкая смазка.

Термостойкая смазка для подшипников скольжения

Часть подшипников скольжения смазывается рабочей средой:

а) в маслонаполненных узлах;

б) в циркуляционных системах подачи смазывающе-охлаждающей жидкости или газа (металлообрабатывающее оборудование)

в) в воде (гребные винты). Там хватает смазки и теплоотвода.

На некотором пищевом оборудовании, станциях химической переработки, в фармацевтических производственных линиях пластичные пищевые/санитарные гели (Elkalub) или вода ― это смазка для пластиковых подшипников скольжения. Как правило, легкие подшипники скольжения из полимерных/композитных материалов рассчитаны на небольшую радиальную нагрузку без перегрева.

Консистентная смазка для подшипников скольжения закладывается внутрь и герметизируется торцевыми уплотнениями на весь срок службы (закрытых) моделей, либо закладывается перед установкой и регулярно добавляется (внутрь открытых), либо подводится по техническим каналам. Помимо антифрикционной функции, консистентная смазка выполняет роль внутреннего теплообменника, а также выдерживает перепады внешних температур.

Силиконовая смазка для подшипников скольжения (Luqui Moly-LM50, Silicot) широко применяется в условиях небольшой радиальной и статической нагрузки в примерном температурном режиме от -40 до +200 градусов. Хорошо герметизирует внутренние полости и защищает от влаги.

Графитная смазка, применение в подшипниках скольжения. Пластичная смазка с графитовой присадкой (10%) вполне подходит для нагруженных узлов, подверженных атмосферному воздействию, гигроскопична и не вымывается водой. Сохраняет антифрикционные свойства в пределах температуры окружающей среды от -20 до +600 градусов.

Пигментная смазка вырабатывается загущением кремнийорганической жидкости пигментом. Получается мягкая мазь с высокими антифрикционными свойствами, а пигмент синего / красного / зеленого цвета показывает нужные свойства (холодостойкость и устойчивость в вакууме / термоустойчивость / экологичность). Смазки ВНИИНП работают в диапазоне от -60 до +250 градусов.

Каждый тип смазки соответствует определенному температурному режиму, производственной среде, поэтому лучшая смазка для подшипников скольжения ― наиболее подходящая и доступная.

Смазка для подшипников скольжения

Подшипники скольжения являются важными элементами любого механического оборудования. Так, без них невозможно представить работу индустриальной, строительной, дорожной, горнодобывающей техники и многих других установок, использующихся в самых различных отраслях промышленности.

Применение смазок низкого качества способно сократить сроки эксплуатации оборудования. Так, в низкосортных материалах могут отсутствовать необходимые присадки, либо содержаться какие-либо абразивные частицы, а сам состав изготовлен без соответствий современным стандартам качества и безопасности. Поэтому использование подобной продукции, как правило, может приводить к снижению ресурсности механизмов, а также вывести всю рабочую систему из строя!

Для того, чтобы оборудование прослужило более длительное время необходимо своевременно смазывать его элементы. Поэтому подходить к выбору смазочного материала следует очень внимательно, используя только качественную продукцию.

НАША ПРОДУКЦИЯ

Более 25-ти лет компания «РУСМА» поставляет на производство смазочные материалы различного назначения. Для смазывания подшипников скольжения можно использовать следующие смазки:

  • «РУСМА ХS (водостойкая, применяется в экстремальных условиях);
  • «РУСМАPTFE-50»(многоцелевая, может использоваться для районов Крайнего Севера);
  • «РУСМАBR2Plus»(универсальная, обладает высокой защитной способностью);
  • «РУСМАSHC100» (синтетическая, с широким диапазоном рабочих температур);
  • «РУСМАEP (универсальная, рекомендуется к применению при высоких температурах);
  • «РУСМАLC-Grease»(многоцелевая, повышает эффективность эксплуатации оборудования);
  • «РУСМА М-Grease XHP»(универсальная, с улучшенными высокотемпературными свойствами).

Выбор конкретного продукта будет зависеть от множества факторов, это и условия эксплуатации, и необходимый температурный режим, также немаловажным является конкретный состав смазочного материала (подробное описание представленных смазок- См. в Каталоге).

Каждая смазка, произведённая в ПКФ «РУСМА», отличается высоким качеством, которое подтверждено не только лабораторными испытаниями, но и многолетним доверием потребителей.

Паспорта качества, протоколы исследования, лабораторные заключения – все это показатели того, что продукция под маркой «РУСМА» — надёжна, эффективна и высококачественна! А это значит, что оборудование прослужит вам длительный срок без дополнительных затрат на ремонт или замену вышедших из строя механизмов!

  • Масла
    • Консервационные масла
    • Индустриальные масла
    • Гидравлические масла
    • Приборные масла
    • Моторные масла
    • Трансмиссионные масла
    • Турбинные масла
    • Вакуумные масла
    • Компрессорные масла
    • Трансформаторные масла
    • Экспандерные масла
    • Формовочные масла
    • Специальные масла
    • Электроизоляционные масла
    • Масла для газотурбинных двигателей
    • Индустриальные смазки
      • для резиновых уплотнителей
      • для моторных масел
      • для трансмиссионных масел
      • для минеральных масел
      • для индустриальных масел
      • 07 март Поздравляем с 8 марта!
      • 22 февр Поздравляем с Днём защитника Отечества!
      • 12 дек Термостойкая смазка «РУСМА PAG» для суппортов
      • 27 нояб Производство твёрдосмазочного антифрикционного покрытия «РУСМА 1005»
      • 24 нояб Новая многоцелевая смазка «РУСМА LCM-Grease» для высоконагруженных узлов

      Пресс-релизы

      • 07 июнь Экология под брендом «РУСМА»
      • 02 май Импортозамещение как толчок для развития Российского рынка резьбовых смазок

      Смазки подшипников скольжения

      В подшипниках скольжения встречаются три основных вида смазки: жидкостная, полужидкостная и граничная.

      При жидкостной смазке поверхности вала и подшипника разделены сплошным масляным слоем; непосредственное трение между металлическими поверхностями вала и подшипника отсутствует.

      Коэффициент трения при жидкостной смазке незначителен; потери на трение и тепловыделение в подшипнике невелики. Износа металлических поверхностей при этом не происходит, поэтому жидкостная смазка наиболее благоприятна для работы подшипника.

      Обязательным условием жидкостной смазки является непрерывная обильная подача масла в подшипник. Давления в масляном слое, необходимые для несения действующих на подшипник нагрузок и предупреждения контакта между металлическими поверхностями, создаются при экцентричном положении вала в подшипнике в результате непрерывного нагнетания вращающимся валом масла в суживающуюся часть зазора. Этот самоподдерживающий процесс создания давления в масляной пленке носит название гидродинамической смазки.

      При полужидкостной смазке сплошность масляного слоя нарушена, поверхности вала и подшипника соприкасаются своими микронеровностями на участках большей и меньшей протяженности. Этот вид смазки встречается при недостаточной подаче масла или при отсутствии механизма гидродинамической смазки.

      Полужидкостная смазка может возникнуть в гидродинамических подшипниках, если толщина масляного слоя недостаточна для предупреждения соприкосновения микронеровностей вала и подшипника.

      Коэффициент трения при полужидкостной смазке значительно выше, чем при жидкостной, тепловыделение в подшипнике больше, поэтому возникновение полужидкостной смазки, особенно в подшипниках, работающих при больших частотах вращения, сопряжено с опасностью перегрева и выхода подшипника из строя.

      При граничной смазке поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности. Разделительный масляный слой отсутствует. Масло находится на металлических поверхностях только в виде адсорбированной пленки.

      Коэффициент трения при граничной смазке благодаря наличию адсорбированного масла меньше, чем сухого, но значительно больше, чем полужидкостного и тем более жидкостного трения.

      Граничная смазка наступает при недостаточной подаче масла и встречается, например, в подшипниках с периодической или недостаточной подачей смазочного материала, но может возникнуть также в подшипниках жидкостной смазки при расстройстве механизма гидродинамической смазки.

      В тяжелонагруженных быстроходных подшипниках возникновение граничной смазки вызывает перегрев, расплавление заливки, схватывание и заедание подшипника.

      Поделиться:
      Читайте также

      09 ноября 2020
      Причины выхода подшипника из строя
      Наиболее частые причины выхода подшипника из строя

      20 ноября 2020
      Хранение подшипников
      Несколько простых правил хранения и транспортировки подшипников

      В подшипниках скольжения встречаются три основных вида смазки: жидкостная, полужидкостная и граничная.

      При жидкостной смазке поверхности вала и подшипника разделены сплошным масляным слоем; непосредственное трение между металлическими поверхностями вала и подшипника отсутствует.

      Коэффициент трения при жидкостной смазке незначителен; потери на трение и тепловыделение в подшипнике невелики. Износа металлических поверхностей при этом не происходит, поэтому жидкостная смазка наиболее благоприятна для работы подшипника.

      Обязательным условием жидкостной смазки является непрерывная обильная подача масла в подшипник. Давления в масляном слое, необходимые для несения действующих на подшипник нагрузок и предупреждения контакта между металлическими поверхностями, создаются при экцентричном положении вала в подшипнике в результате непрерывного нагнетания вращающимся валом масла в суживающуюся часть зазора. Этот самоподдерживающий процесс создания давления в масляной пленке носит название гидродинамической смазки.

      При полужидкостной смазке сплошность масляного слоя нарушена, поверхности вала и подшипника соприкасаются своими микронеровностями на участках большей и меньшей протяженности. Этот вид смазки встречается при недостаточной подаче масла или при отсутствии механизма гидродинамической смазки.

      Полужидкостная смазка может возникнуть в гидродинамических подшипниках, если толщина масляного слоя недостаточна для предупреждения соприкосновения микронеровностей вала и подшипника.

      Коэффициент трения при полужидкостной смазке значительно выше, чем при жидкостной, тепловыделение в подшипнике больше, поэтому возникновение полужидкостной смазки, особенно в подшипниках, работающих при больших частотах вращения, сопряжено с опасностью перегрева и выхода подшипника из строя.

      При граничной смазке поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности. Разделительный масляный слой отсутствует. Масло находится на металлических поверхностях только в виде адсорбированной пленки.

      Коэффициент трения при граничной смазке благодаря наличию адсорбированного масла меньше, чем сухого, но значительно больше, чем полужидкостного и тем более жидкостного трения.

      Граничная смазка наступает при недостаточной подаче масла и встречается, например, в подшипниках с периодической или недостаточной подачей смазочного материала, но может возникнуть также в подшипниках жидкостной смазки при расстройстве механизма гидродинамической смазки.

      В тяжелонагруженных быстроходных подшипниках возникновение граничной смазки вызывает перегрев, расплавление заливки, схватывание и заедание подшипника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *