Как правильно измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром
Перейти к содержимому

Как правильно измерить плотность электролита в аккумуляторе ареометром

  • автор:

Что такое ареометр и как замерить плотность электролита

Ареометр – это прибор, с помощью которого можно определить плотность жидкости. Работает на основании гидростатических законов, или всем нам известному закону Архимеда, согласно которому, тело, погруженное в жидкость, вытесняет ровно такой вес жидкости, которое имеет это тело. Работая с ареометром, мы без труда сможем определить содержание растворенных в жидкости веществ, в процентах. При помощи данного прибора вы сможете измерить температуру замерзания антифриза в системе охлаждения и проконтролируете плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Ареометр представляет собой стеклянную трубку, нижняя часть которой заполняется ртутью или дробью с целью определения необходимой массы. Верхняя часть трубки проградуирована шкалой, для определения плотности раствора или концентрации растворенного вещества.

В зависимости от того, для каких жидкостей предназначены ареометры (тяжелее или легче воды), они бывают разными. Различным бывает и нанесение градуировки шкалы на прибор.

Sparta Ареометр (блистер)

Sparta Ареометр (блистер)

нет в наличии

Для чего используется

Для того чтобы предотвратить понижение уровня электролита в аккумуляторе при испарении из него воды, необходимо своевременно его проверять. Такой достаточно мудрый уход за аккумулятором, позволит вам в значительной мере увеличить срок его службы. А в выполнении этого своевременного контроля вам не обойтись без ареометра. Он в точности предоставит вам нужную своевременную информацию о плотности электролита, указывая на соотношение количества кислоты и дистиллированной воды в растворе.

Как его применять в работе

Работая с ареометром необходимо осторожно опускать его в жидкость, пока вы не убедитесь, что он плавает. Перед погружением необходимо проверить температуру, ведь на ареометрах указана та температура жидкости, для какой они предназначены. Делая замеры плотности электролита в аккумуляторе при отрицательной температуре, необходимо делать поправку к показаниям, так как понижение температуры электролита на 1 o C приводит к увеличению плотности на 0,0007 г/см 3 . Например, замерив плотность электролита при температуре -40 o C можно получить результат 1,28 г/см 3 – это плотность полностью заряженной батареи. Но, если привезти результат замера к температуре +25 o C, мы получим результат: 1,28г/см 3 — 0,0007*(40+25) = 1,23 г/см 3 , такая плотность соответствует 50% заряда.

Работа с ареометром начинается с того, что перед измерением его моют чистой водой, вытирают досуха полотенцем. Перед погружением в жидкость ее тщательно перемешивают. После проведения измерений прибор вторично моют, вытирают и укладывают в футляр.

Измерение плотности ареометром

плотность электролита

Любой автолюбитель, который ответственно относится к уходу за своим авто, должен обращать тщательное внимание на электрическую составляющую машины, а в частности на аккумулятор. Мы не устанем повторять о том, что периодически контролируя состояние Вашей батареи, Вы продливаете её срок службы в разы! Одной из важнейших характеристик, по которой можно судить о состоянии АКБ является плотность его электролита. Итак, давайте сегодня разберем измерение плотности ареометром. Вы убедитесь что это совсем не сложно и возможно станете чаще уделять этому внимание в будущем.

Следует так же отметить, что существует два типа стартерных аккумуляторных батарей: обслуживаемые и необслуживаемые АКБ. Подробно различия между ними мы рассматривали в этой статье. Сейчас же хочу обратить Ваше внимание, что измерение плотности электролита ареометром возможно произвести только в обслуживаемых аккумуляторах.

Рекомендую все процедуры связанные с электролитом проводить в защитной одежде и очках.

Уровень электролита в аккумуляторе

Итак, мы имеем обслуживаемую батарею. Перед тем как измерять плотность, нам нужно проверить уровень жидкости в секциях АКБ. Сначала открутим крышки каждой банки аккумулятора (предварительно нужно протереть верхнюю крышку корпуса батареи, что бы внутрь секций не попала грязь). Далее нам понадобится прозрачная трубка что бы измерить уровень электролита. Как это делается описывалось уже не однократно. Напомню, что уровень должен быть на 10-15 мм выше пластин батареи. Если в каких то секциях он ниже, доливаем до уровня только дистиллированной водой.

Измерение плотности электролита

Производить измерение плотности следует при температурах 20-25°С. Такое показание считается более точным, в замеры при других температурах необходимо вносить поправки. Также диагностика проводится только когда АКБ полностью заряжена.

Итак, когда уровень электролита доведен до нормы и температура аккумулятора близка к комнатной, можно измерять плотность ареометром.

ареометр для электролита

Для измерения плотности используется специальный прибор – ареометр. Ареометр – это такая стеклянная колба, внутри которой есть поплавок со шкалой, а на конце трубки имеется груша для всасывания электролита.

Вставляем наш измерительный прибор в каждую из секций аккумулятора поочередно и измеряем плотность жидкости. Поплавок внутри ареометра будет всплывать и по шкале вдоль линии жидкости мы должны зафиксировать результат. Нормальной считается плотность 1,27 г/см 3 . Ну конечно в процессе эксплуатации аккумуляторной батареи плотность может немного снижаться, так как происходит некий износ свинцовых пластин АКБ. Но она не должна быть ниже 1,24 г/см 3 во всех секциях для старого заряженного аккумулятора.

Также, важнейший момент – это равномерность показаний. При измерении плотности ареометром показатели в каждой отдельной секции не должны отличатся более чем на 0,01 г/см 3 . Это крайне важно! Если в какой-то из банок аккумулятора показание плотности ниже на 0,02, 0,03 и т.д. от остальных это первый знак, что эта банка «отстает».

Если Вы произвели измерение плотности ареометром и показания, полученные Вами, указывают на проблему: низкая плотность, чрезмерно высокая плотность или неравномерная плотность во всех банках, не рекомендуется самостоятельное устранение такого рода неполадок. Для решения подобных проблем следует обратиться к специалистам в области аккумуляторных батарей. Попытки самостоятельно выровнять или поднять плотность электролита, скорее всего, закончатся плачевно для Вашей батареи.

Проводите плановое измерение плотности электролита ареометром и общую диагностику аккумулятора каждые 3 месяца. При необходимости ремонта сразу обратитесь в сервисный центр. Эти нехитрые советы смогут реально продлить срок службы Вашего аккумулятора и сэкономить Вам деньги.

Как проверить плотность аккумулятора?

Каждая АКБ является накопителем электрической энергии. Принимая во внимание тот факт, что без батареи ни один автомобиль работать не сможет, крайне важно тщательно следить за ее состоянием. Одним из самых значимых моментов в подобном анализе является вопрос о том, как проверить плотность аккумулятора.

Технические нормативы

Электролит – это раствор серной кислоты и дистиллированной воды, взаимодействующий с активной массой электродов. Один элемент свинцово-кислотной батареи имеет номинальное напряжение 2 вольта. Автомобильная АКБ состоит из шести элементов, подключенных последовательно, что в сумме дает 12 вольт. Эти значения принято считать номинальными, полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,7 вольт или выше.

Уровень и плотность электролита при эксплуатации транспортного средства постоянно колеблются. Какая плотность является оптимальной? Значения 1.27-1.28 г/см3 при нормальном уровне электролита соответствуют 100% заряда.

Плотность электролита – основной и самый объективный показатель заряженности батареи. Идеальные условия для свинцово-кислотной АКБ – полный уровень заряда. Именно поэтому так важно контролировать плотность электролита. При постоянно сниженной плотности и уровне заряда резко снижается срок эксплуатации аккумулятора. В большинстве случаев плотность «проседает» при недозаряде АКБ по данным причинам:

  • Неисправности автомобиля – не работает генератор или есть ток утечки;
  • Слишком короткие поездки – АКБ не успевает зарядиться;
  • Низкая температура воздуха – холодная батарея медленно принимает заряд;
  • Длительный простой автомобиля;
  • Использование электрооборудования авто при заглушенном двигателе – питание дает аккумулятор;
  • Срок службы АКБ подходит к концу – чем старше батарея, тем хуже она заряжается.

Дополняющая статья — «Что следует заливать в аккумулятор — воду или электролит»

Важная информация

Перед тем, как проверить плотность АКБ, изучите следующие данные:

  • Слишком высокая плотность электролита – это не преимущество, а недостаток. Если вы зафиксировали завышенные значения, смело разбавляйте серную кислоту дистиллятом. А все потому, что чрезмерное содержание серной кислоты оказывает негативное влияние на состояние пластин, сокращается ресурс батареи.
  • Если вы зафиксировали значение, которое значительно ниже нормы, приступайте к заряду батареи. Данный процесс производят до поднятия плотности до заводских значений 1.27-1.28 г/см3. Как правило, заряд длится не менее 10 часов. Если в процессе заряда плотность перестала расти, поднимают напряжение вплоть до 16 вольт и продолжают заряд малым током. Если же после окончания заряда плотность выше нормы, нужно добавить дистиллированную воду.

Как_проверить_плотность_аккумулятора_редакция фото 1.jpg

Проверка

Как проверить плотность аккумулятора? Для этой цели вам понадобится прибор под названием ареометр. От вас потребуется выполнить следующие шаги:

  • Убедитесь в том, что температура в помещении составляет 20-25°С;
  • Тщательно очистите корпус устройства от грязи и пыли. Крайне важно, чтобы в мерном образце не было посторонних частиц;
  • Опустите измерительный прибор в отверстие и захватите некоторый объем электролита;
  • Проанализируйте показания;
  • Слейте электролит обратно;
  • Повторите процедуру для всех остальных банок.

Ареометр. Замер плотности электролита аккумулятора.

Ареометр (греч)
— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.

Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе, по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).

Фото в бортжурнале Lada 21074

Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы. Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.

Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.

Фото в бортжурнале Lada 21074

Измерил выборочно 2 банки

Фото в бортжурнале Lada 21074Фото в бортжурнале Lada 21074Фото в бортжурнале Lada 21074Фото в бортжурнале Lada 21074

Смотрим на таблицу:

Фото в бортжурнале Lada 21074

Выходит что плотность электролита в моем аккуме составляет 1200= 1.2, что как я понял не есть хорошо.
Попробую долить дистиллированной водички и в следующей записи напишу что получилось из этого)

Ах да, чуть не забыл)
После проведения измерений ареометром, ареометр следует тщательно промыть в воде для удаления остатков кислоты или тосола/антифриза с поверхности прибора. Только в этом случае следует надеяться на долгую и надёжную работу автомобильного ареометра.
Ставим «нравится», подписываемся на авто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *