Как понять что свеча зажигания неисправна
Перейти к содержимому

Как понять что свеча зажигания неисправна

  • автор:

Основные признаки неисправностей свечей зажигания

неисправная свеча зажигания

Одни и те же симптомы нарушений в работе двигателя могут быть следствием различных причин. Одна из них – состояние свечей зажигания (СЗ). Традиционно проверку начинают именно с них, поскольку диагностика не требует ни длительного времени, ни специального оборудования. Единственное, что нужно для адекватной оценки – знание признаков неисправности свечей зажигания.

Повод для проверки

Внеплановая проверка СЗ производится при появлении первых тревожащих признаков в работе автомобиля:

  • сложности с запуском: авто не заводится вообще или начинает работу только после длительного вращения стартера;
  • не работает один из поршней: авто троит на холостом ходу и подергивает при езде;
  • увеличение расхода топлива из-за его нерационального сжигания;
  • уменьшение мощности и ухудшение динамики разгона.

Если вовремя не принять меры, использование неисправной СЗ может привести к скоплению топлива в камере сгорания и последующей его детонации, что чревато повреждением поршней, шатуна, коленвала, головки блока или других узлов двигателя. Поэтому при первых же подозрениях о некорректной работе СЗ, необходимо незамедлительно брать свечной ключ в руки.

Этапы диагностики

Еще до выкручивания СЗ проводится первый этап проверки ее работоспособности. При заведенном двигателе от свечей поочередно отсоединяются высоковольтные провода. Если СЗ была рабочей, двигатель заглохнет или станет «троить». При отсоединении нерабочей СЗ характер оборотов не изменится. Если в результате такой оценки удалось сразу найти проблемную свечу, остается лишь купить новую автозапчасть, поменять ее и убедиться в устойчивой работе агрегата.

Если проблема не исчезла, СЗ выкручивают и осматривают на наличие:

  • повреждений конструкции;
  • нагара различных цветов;
  • мокроты.

Параллельно каждую СЗ еще раз проверяют «на искру»: приложив боковой контакт к «массе», заводят двигатель. На «мертвой» СЗ голубой искры не появится.

О чем говорит внешний вид

Иногда выход СЗ из строя – следствие более «глубинных» неполадок. Об их характере во многих случаях может поведать внешний вид СЗ.

Правильно работающая СЗ имеет серебристый цвет юбки и сухую поверхность. Избыточное количество нагара говорит о неправильно выставленном зажигании или неверной настройке карбюратора, в результате которых избыточное (несгоревшее) топливо оседает на электродах.

Сажа или масло – признак «холодной» СЗ, белый или серый изолятор свидетельствует о постоянных перегревах. Наросты алюминия возникают из-за раннего зажигания. Наиболее критичный цвет, черный, говорит о серьезных неполадках в двигателе: утечках масла, из-за которых происходят «сажевые» отложения. Еще более тревожный симптом – покрытие жидкой смазкой элементов СЗ. В данном случае нужно незамедлительно обращаться к специалистам, чтобы оценить состояние колпачков клапанов, колец и поршневой группы. Длительные утечки масла и, как следствие, недостаточная смазка трущихся частей, чреваты «заклиниванием» двигателя.

Как заменить свечи зажигания

В случае, если неисправность в СЗ, заменить ее несложно:

  • продуть двигатель сжатым воздухом – очистить поверхность от пыли;
  • отсоединить высоковольтные провода (если есть – индивидуальные катушки зажигания);
  • плавно выкрутить СЗ свечным ключом;
  • проверить чистоту свечных колодцев;
  • аккуратно вставить новую СЗ;
  • обеспечить попадание по резьбе и закрутить деталь с умеренным усилием;
  • подсоединить элементы системы зажигания;
  • завести машину и «послушать» двигатель.

Симптомы и внешние показатели неисправности свечи зажигания

В любом ДВС, где бы он ни был установлен: в автомобиле, моторной лодке, бензопиле, или мотоцикле, есть маленькое устройство для воспламенения горючей смеси – свеча зажигания. Она выдаёт искру, используя ток высокого напряжения, которая воспламеняет топливно-горючую смесь в цилиндре двигателя. Сгорание смеси и служит энергией для работы мотора. Благодаря свечам зажигания мотор заводится и далее работает, иначе при неисправностях свечей мотор может не запускаться или прекращать свою работу.

Частые симптомы вышедших из строя свечей зажигания:

  • проблемный пуск двигателя: не заводится или заводится через какое-то время (но стартер работает);
  • повышенный расход горючего с заметной потерей мощности;
  • при быстром нажатии на педаль газа заметен провал в мощности;
  • прерывистая работа двигателя (он глохнет);
  • двигатель не держит холостые обороты при этом троит и вибрирует;

Осмотр состояния свечи зажигания. Как по внешнему виду свечи зажигания определить причину?

Нормальное состояние.

Покрытие сажей.

Замасливание

Сильный износ центрального электрода.

Отложение свинца.

Сильное отложение свинца.

Образование золы.

Оплавление центрального электрода.

Расплавление центрального электрода.

Оплавление электродов.

Ферроцен.

Сильный износ бокового электрода.

Разрушение теплового конуса изолятора.

  • исправная свеча. На конце устройства – боковом электроде – может присутствовать коричневато-серое наслоение. Если так, то свеча нормальная и готова к дальнейшей эксплуатации.
  • углеродное отложение. Темная густая сажа сразу будет заметна. Причинами этого являются: неисправность воздухоочистительной системы, длительная езда на пониженной скорости, богатая смесь, двигатель долго крутится на холостых.
  • масляное загрязнение. Темное маслянистое наслоение на электроде и изоляторе говорит о проникании автомобильного масла в «котёл». Это случается в результате изношенности колец поршня и поршневой в целом, и клапанов.
  • «Залитая». Присутствие бензинового слоя на свечи происходит после «заливания» мотора при многократных последовательных попытках завести его. Без сгорания смеси, она оседает на электродах и изоляторе. В этом случае можно всего лишь почистить или дождаться, когда сами высохнут.
  • обгоревшая. Подпалённый изолятор и подплавленые электроды или светлые загрязнения возникают вследствие перегрева мотора, неподходящей рабочей температуры свечи, её износа, неправильного выставления зажигания, несбалансированной топливно-воздушной смеси — изношенные и выработанные, тонкие электроды только у свеч, которые уже своё отработали.
  • переломленный электрод. Случается это, если свеча зажигания нестандартная по размерам. Длинная свеча приведет к серьёзным повреждениям, а короткая – к увеличению расхода горючего и быстрому её засорению. Узнать тип свечей можно в описание к двигателю.

Наша компания предлагает качественный и быстрый ремонт и замену генераторов, стартеров для различных легковых автомобилей иномарок:

Компания DENSO — о признаках неисправных свечей зажигания и возможных причинах их выхода из строя

Благодаря наличию обширного опыта в области проектирования и производства оригинальных компонентов системы автомобильного зажигания соответствующие продукты DENSO для рынка послепродажного обслуживания автомобилей обладают превосходным качеством и полностью соответствуют спецификациям автопроизводителей. В преддверии холодного сезона компания DENSO напоминает о важности выбора надежных и качественных свечей зажигания, а также рассказывает об основных признаках неисправных свечей и возможных причинах их выхода из строя.

Москва, Россия, октябрь 2021 г. — От правильной работы свечей зажигания зависит успешный запуск и стабильная работа двигателя. Стоит помнить о том, что ресурс свечи зажигания ограничен — это расходный компонент, а значит, требуется его периодическая замена. В случае с постгарантийным автомобилем автовладелец зачастую самостоятельно принимает решение о замене свечей зажигания на новые.

Компания DENSO, один из ведущих мировых поставщиков оригинального оборудования и производитель компонентов оригинального качества для рынка послепродажного обслуживания автомобилей, обладает обширным опытом как в области проектирования компонентов системы автомобильного зажигания, так и в области диагностики соответствующих неисправностей. Рекомендации DENSO призваны помочь автовладельцам определить, что свечи зажигания подлежат замене.

Автомобиль ведет себя по-другому

Свечи зажигания подлежат замене, когда перестают обеспечивать нормальное искрообразование и воспламенение топливовоздушной смеси. Этот процесс может проявляться по-разному:

Затрудненный пуск — один из наиболее явных признаков неисправных свечей зажигания. При увеличении зазора между электродами или при возникновении на них отложений искрообразование не происходит. В таком случае двигатель либо плохо запускается, либо не запускается вовсе.

Неисправные свечи зажигания способны приводить к неровной работе двигателя на холостом ходу. Часто двигатель может без проблем запуститься, например, при трех работающих цилиндрах из четырех, однако работа мотора на холостом ходу будет нестабильной. Это может проявляться в виде ощутимых вибраций или дергающейся стрелки тахометра — двигатель перестает «держать» постоянные обороты.

Неисправная свеча вызывает пропуски зажигания и, как следствие, пропуски воспламенения топливовоздушной смеси. Пропуски могут происходить как на холостом ходу, так и под нагрузкой. В последнем случае автовладелец заметит падение мощности двигателя. Пропуски зажигания могут быть эпизодическими, нерегулярными, однако все равно негативно влиять на приемистость двигателя.

Нерегулярные пропуски зажигания, вызванные неисправной свечой, могут спровоцировать увеличение расхода топлива. Электронный блок управления двигателем современного автомобиля способен регистрировать пропуски зажигания в цилиндрах. При накоплении критического количества пропусков ЭБУ отключает подачу топлива в цилиндр с неисправной свечой. Однако, если по каким-то причинам этого не произойдет, подача бензина продолжится, но сгорать он не будет. Это и приведет, помимо упомянутой потери мощности, к увеличению расхода топлива.

Осматриваем свечи

Появление перечисленных признаков — повод провести диагностику свечей зажигания. Неисправная свеча однозначно нуждается в замене, однако предварительно необходимо устранить причину ее выхода из строя, если это произошло преждевременно. Внешний вид вышедшей из строя свечи может помочь найти причину неисправности.

Густой и сухой на ощупь налет темного цвета говорит об излишне богатой смеси, а также о возможном подборе свечи с неправильным калильным числом. Неполное сгорание топлива приводит к повышению расхода, а также чревато выходом из строя каталитического нейтрализатора.

При попадании масла в цилиндр свеча покрывается черным маслянистым налетом, который препятствует ее правильной работе. Высокий расход масла может вызвать образование нагара не только на свечах, но и на клапанах, препятствуя их полному закрытию.

В зависимости от наличия вредных присадок в топливе, свечи зажигания могут покрываться красным (ферроцены) или свинцовым (этилированный бензин) налетом. Некачественный бензин выводит из строя не только свечи, но также датчики автомобиля и каталитический нейтрализатор.

Износ свечи зажигания становится более интенсивным при попадании в цилиндр охлаждающей жидкости. Свечи приобретают глянцевый блеск и покрываются налетом белого или зеленоватого цвета.

Замена обязательна

Новые свечи зажигания следует устанавливать после выявления и устранения более серьезных неисправностей. Компания DENSO напоминает: работающие на бедной смеси современные двигатели с высокими максимальными оборотами и высокой степенью сжатия требуют использования качественных и надежных свечей зажигания, таких как свечи DENSO. Для минимизации рисков последующего выхода из строя новых изделий специалисты DENSO рекомендуют менять свечи зажигания комплектом, даже если из строя вышла одна. Правильно подобранные, качественные и надежные свечи зажигания — залог долгой и уверенной работы двигателя автомобиля.

Признаки неисправных свечей зажигания

Как определить проблему по цвету отложений на свече зажигания?

Со временем свечи зажигания в исправном двигателе приобретают легкий коричневый или желтовато-коричневый оттенок на центральном и заземляющем электродах.
Электрод изнашивается равномерно, как и резьба, не должна содержать масла и несгоревшего топлива.

Нормальная свеча зажигания

Что искать

Коричневые или серовато-коричневые отложения на стороне электрода.

Что это значит

Со свечой зажигания все в порядке, и она должна продолжать обеспечивать надежную работу.
Примечание . Если вы добавляете в автомобиль «стандартные» топливные присадки, а именно очистители топливных форсунок, то они могут оставлять ярко окрашенные остатки на свече.
Даже если отложения указывают на то, что свечи работают нормально, рекомендуется перед установкой свечей зажигания проверить правильность установки зазора.

Зольные отложения на свечах зажигания

Что искать

Светло-коричневые отложения на центральном и / или заземляющем электроде. Эти отложения вызваны чрезмерным количеством масла или топливных присадок.

Что это значит

Если отложения находятся на одной стороне, то это указывает на верхний износ двигателя (клапаны, уплотнения, ГБЦ). Если вокруг электрода появляются масляные отложения, это обычно означает меньший износ двигателя (цилиндра, поршней).

Загрязнение маслом свечей

Что искать
Что это значит

Масляные отложения покрывают свечу зажигания, что может препятствовать возникновению искры в зазоре. Вместо этого он использует более короткий путь для заземления через масло. Обычно признак сильного износа двигателя. Масло может протекать в цилиндры, проходя мимо изношенных поршней или изношенных направляющих клапанов.

Углеродные загрязнения на свечах зажигания

Что искать

Мягкие, черные, покрытые сажей сухие отложения указывают на нагар.

Что это значит

Углеродное загрязнение является признаком богатой топливовоздушной смеси, слабого воспламенения или неправильного диапазона нагрева (слишком холодный). Отложения углерода являются проводящими и могут создать путь для пропусков зажигания в свече зажигания.
Черная сухая сажа на электродах и наконечнике изолятора указывает на загрязнение свечи. Это может быть вызвано грязным воздушным фильтром, чрезмерной ездой на низких скоростях, слишком богатой топливно-воздушной смесью или длительной остановкой автомобиля на холостом ходу.

Слишком жарко или перегретые свечи зажигания

Что искать

Мелово-белый изолятор (без желтовато-коричневого цвета) с ямками или пузырями на электродах указывает на то, что вилка слишком горячая. В некоторых случаях изолятор станет серым или темно-синим.

Что это значит

Неправильный диапазон нагрева, бедная топливовоздушная смесь или время зажигания могут вызвать такое состояние. Обратите внимание на ограничения выхлопа или перегрев двигателя, который также может вызвать перегрев свечи.

Влажные свечи зажигания

Что искать

Залитые бензином свечи зажигания.

Что это значит

Мокрая свеча зажигания может быть результатом заливки двигателя. Затопление — это то, что происходит, когда вы несколько раз пытаетесь запустить двигатель, но он не запустился. Вы можете очистить свечи зажигания или просто подождать, пока они высохнут.

Изношенные электроды свечей зажигания

Что искать

Сильно заметный износ и потертости.

Что это значит

Изношенные и истертые электроды — это признаки того, что свеча зажигания вышла из строя. Свеча находится в двигателе слишком долго и требует замены.

Сломанные электроды свечей зажигания

Что искать

Сломанные или сплющенные электроды.

Что это значит

Вероятно, установлены не те свечи зажигания. Слишком длинная свеча зажигания может нанести серьезный ущерб вашему двигателю, а короткая свеча зажигания может привести к снижению расхода топлива, снижению мощности двигателя и засорению свечей зажигания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *