Для чего необходимы габариты
Перейти к содержимому

Для чего необходимы габариты

  • автор:

«Парковочные огни»: когда и как использовать габариты

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Габаритные огни — это парковочные сигналы. Они размещены на передней и задней частях автомобиля. Основная функция габаритных приборов — визуальное обозначение машины. Они могут быть установлены попарно или на одной линии, быть частью фар или размещаться отдельно рядом с ними. Включая подфарники, водитель обозначает другим участникам дорожного движения свое местоположение. Не путайте габаритные огни с дневными ходовыми: у первых яркость гораздо меньше. Кроме того, стояночные огни включаются отдельно, а не при повороте ключа зажигания.

Фото: Muscleman / drive2.ru

Фото: shutterstock

Устройство габаритных огней

Чаще всего в подфарниках установлена светодиодная подсветка либо галогенные лампы. Важно, чтобы они не светили ярче стоп-сигналов и поворотников. Светодиоды потребляют меньше электричества, хоть и стоят дороже, но прослужат значительно дольше. Если в машине изначально стоят галогенные лампы, то при замене их на светодиоды придется дополнительно установить резисторы для стабилизации напряжения. В противном случае будет загораться датчик с сигналом неисправности.

Габаритные огни зажигаются автоматически при включении фар ближнего света, но в некоторых моделях машин можно контролировать их по отдельности. В грузовом транспорте их роль выполняют пассивные светоотражатели — катафоты.

Фото: из открытых источников

Фото: из открытых источников

Для чего нужны габаритные огни

Габаритные огни имеют очень низкую мощность по сравнению с обычными автомобильными лампами в фарах. Тем не менее, они разряжают аккумулятор, поэтому не стоит оставлять их включенными на припаркованной машине надолго. У габаритных огней несколько функций. Они должны работать:

  • во время поездки в темное время суток и когда идет дождь, а также в тоннеле;
  • при остановке на обочине и проезжей части;
  • когда водитель паркуется возле оживленных общественных мест в условиях плохой видимости.

Смысл габаритных огней в том, чтобы другие водители увидели машину на дороге, обочине или парковке. «Стояночные огни», служат альтернативой фарам ближнего света. Водители обычно включают их, когда темно и облачно, а естественное освещение слабое.

Максим Тарасов, руководитель отдела развития корпоративных клиентов проекта UREMONT.COM: «Габаритные огни должны быть включены при остановке в вечернее и ночное время на неосвещенной трассе и в условиях недостаточной видимости. При этом не имеет значения, насколько хорошо освещена дорога. При плохой видимости дополнительно к габаритным огням могут работать противотуманные и фары ближнего света, задние противотуманные фонари. В светлое время суток габариты используют совместно с ближним светом фар при движении автомобиля».

Разновидности габаритных огней

Стояночные огни классифицируются по местоположению. Различают следующие виды автомобильных габаритов:

Передние габаритные огни

Их также называют подфарниками и парковочными лампами. Габариты установлены в передней части машины на одной линии. В некоторых старых моделях легковых автомобилей и грузовиках они вынесены на крылья.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Задние габаритные огни

Расположены, как и передние, на одной линии по бокам машины. Для высоких транспортных средств — автобусов, грузовиков — габариты устанавливают не только внизу, но и сверху, чтобы был очевиден размер машины. В темное время суток задние габариты должны быть обязательно включены.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Боковые габаритные огни

Эти огни обозначают размеры автомобиля в темноте, чтобы они были понятны сбоку. Это особенно актуально ночью на перекрестке. Как правило, используются на прицепах и механических транспортных средствах.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Правила использования габаритных огней

Согласно ПДД, каждое транспортное средство должно быть оборудовано габаритными огнями. К тому же согласно п. 2.3.1 ПДД движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в темное время суток или при недостаточной видимости запрещено. Пункт 3.6. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, гласит, что нельзя пользоваться автомобилем, если [1]:

  • спереди установлены огни любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • цвет задних габаритов не красный, желтый или оранжевый.

За установку ламп синего, зеленого и любого другого цвета, кроме указанных выше, водитель привлекается к ответственности по ч.1 ст. 12.4 КоАП [2]. Это влечет за собой штраф в размере 3 000 рублей и изъятие несоответствующих приборов. При этом светоотражающие элементы должны быть только красного цвета. Если лампы неисправны, то сотрудник ДПС выпишет штраф, а в случае их сильного загрязнения (из-за чего снижается видимость) можно обойтись предупреждением.

Комментарий эксперта

Максим Тарасов, руководитель отдела развития корпоративных клиентов проекта UREMONT.COM:

ПДД указывают, что в темное время суток должен быть включен ближний/дальний свет фар, а, соответственно, и габариты. При остановке и стоянке на освещенном участке включение габаритов не обязательно, но в условиях плохой видимости не стоит ими пренебрегать. Днем на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни, — ПДД РФ 19.5. Нельзя использовать габариты как замену.

Габаритные огни проверяются визуально: нужно осмотреть машину с включенным светом. Также можно ориентироваться на индикаторы на приборной панели, если они есть. Чаще всего выходят из строя лампы накаливания. Если доступ позволяет, то их несложно заменить без помощи специалиста. В остальных случаях, если установлены светодиодные фары и фонари, я бы рекомендовал обратиться на специализированное СТО.

  • Что делать, если на лобовом стекле появился скол. Варианты ремонта
  • Можно ли включать кондиционер зимой?
  • 98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать

Габариты подвижного состава

Для обеспечения безопасности движения необходимо, чтобы подвижной состав не соприкасался со строениями, находящимися в зоне движения или стоянки. Все пассажирские вагоны, локомотивы и другой подвижной состав должны свободно проходить через искусственные сооружения; расстояние между ступеньками вагона и платформой для входа и выхода пассажиров и расстояние между встречными и параллельными вагонами, идущими по соседним путям, должно быть стандартным. Это обеспечивается установленными габаритами подвижного состава и приближения строений (рис. 1.1).

Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться стоящий на прямом горизонтальном пути порожний или груженый подвижной состав с максимальными нормируемыми допусками и износами.

Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений, строений и устройств, кроме тех, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители и подвагонные толкатели в рабочем состоянии, контактные провода с узлами крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что их положение во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться.

Для вагонов установлены следующие габариты подвижного состава:

1- ВМ (0-Т) — для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и магистральных линий Польши, Германии,

Румынии, Болгарии колеи 1435 мм для международного сообщения;

0-ВМ (01-Т) — для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России и стран СНГ и по всем основным линиям железных дорог — членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) колеи 1435 мм с незначительными ограничениями только на отдельных участках этих дорог;

02- ВМ — для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и стран — членов ОСЖД колеи 1435 мм;

03- ВМ — для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России стран СНГ и всех европейских и азиатских стран колеи 1435 мм.

Для локомотивов и другого подвижного состава предусмотрены габариты Т, Л-Т, 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т в зависимости от типа локомотива, ширины колеи и страны обращения.

На основных направлениях в столицы стран Европы и Азии габариты приближения строений этих стран допускают применение обычных купейных вагонов внутрироссийского назначения габарита 1-ВМ с незначительными изменениями (ликвидация выступаемых частей вагонов для соответствия требованиям габарита 0-ВМ в поперечном сечении. Изменениям подверглись поручни входной двери (они утоплены внутрь вагона), флюгарки дымовытяжных труб кипятильников и котла отопления (установлены пониженные), дефлекторы естественной вентиляции на крыше вагона.

Рис. 1.1. Габариты:

1 — габарит подвижного состава; 2 — габарит приближения строений; 3 — свободное пространство; 4, 6 — нижнее очертание габарита соответственно на станции и на перегоне; 5 — уровень верха головок рельсов

На купейных вагонах габарита 0-ВМ российских железных дорог (РЖД), направляющихся в КНР и КНДР, должен быть опускающийся фрикционный аппарат. На пунктах перестановки вагонов фрикционный аппарат опускают, снимают автосцепку СА-3 и устанавливают специальную автосцепку, у которой головка типа «Джанея». В этом случае условно допускается сцепление вагонов РЖД с вагонами железных дорог КНР или КНДР. Высота продольной оси автосцепки над головками рельсов при таком сцеплении должна быть в пределах 830… 890 мм. Размер по высоте между продольными осями автосцепок с обоих концов одного вагона допускается не более 25 мм, а двух соседних вагонов, сцепленных вместе, — не более 60 мм.

Аналогичным изменениям подвергают открытые вагоны постройки Тверского вагоностроительного завода и вагоны-рестораны. Как правило, вагоны-рестораны РЖД за границу не направляют. Исключение составляют поезда, следующие в Финляндию, где габарит и ширина колеи допускают их эксплуатацию.

Габариты 0-ВМ и 1-ВМ мало отличаются друг от друга, поэтому для отличия от вагонов внутреннего сообщения на кузове вагонов указанных габаритов ставится соответственно знак «МС-0» в круге или «МС-1» в круге, а на тележках — номер вагона, индекс дороги и порядковый номер тележки (один или два).

Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят габарит 1-ВМ, а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии — габарит 03-ВМ. Габарит 03-ВМ называется также габаритом РИЦ; РИД — R1C (Regolamento Internationale Carrozze) — Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ), с 1980 г. функционирующий в рамках Международного союза железных дорог (МСЖД). Членами МСЖД являются все европейские железные дороги следующих стран: Австрия — OBB 1 , Болгария — BDZ, Бельгия — SNCB, Великобритания — BR, Венгрия — MAV, Германия — DB, Греция — СН, Дания — DSB, Италия — FS, Люксембург — SNCL, Нидерланды — NS, Норвегия — NSB, Польша — РКР, Финляндия — VR, Франция — SNCF, Чехословакия (с 1993 г. — Чехия и Словакия) — CSD, Швейцария — SBB, Швеция — SJ, Югославия — JZ. Кроме того, в МСЖД входят железные дороги Азии, Африки и Ближнего Востока.

Международный союз железных дорог издает Устав и Соглашение о взаимном пользовании пассажирскими и багажными вагонами в международном сообщении, регулирующие все вопросы взаимного пользования пассажирскими и багажными вагонами в международном сообщении. Устав также определяет членство железных дорог, взаимоотношения с другими международными организациями и регулирует денежные взносы железных дорог, на которые и существует МСЖД.

Все требования по габаритам вагонов поездов внутригосударственного сообщения, указания ОСЖД и правила РИЦ должны выполняться железными дорогами стран СНГ. Требования правил РИЦ являются обязательными для всех элементов и узлов вагонов и вагонного оборудования, издаются, пишутся и указываются на вагонах и в документах на французском, немецком, итальянском (обязательно) и русском языках.

Российские железные дороги не являются членом МСЖД, однако все пассажирские вагоны международного сообщения, курсирующие по железным дорогам стран Западной Европы и Ближнего Востока, учитывают все требования правил РИЦ. Для обслуживающего персонала (проводников) также обязательны правила поведения и обслуживания пассажиров. При этом правила РИЦ не могут учесть отдельные моменты эксплуатации пассажирских вагонов. Поэтому РЖД в рамках межгосударственных соглашений заключают дополнительные соглашения, регулирующие некоторые вопросы, касающиеся железных дорог отдельных стран. Такие соглашения заключены с железными дорогами Швеции, Норвегии, Финляндии, Испании, Турции, Ирана и др. Все эти дополнительные соглашения находятся в рамках правил РИЦ и не противоречат им, а лишь дополняют и уточняют некоторые технические, правовые, эксплуатационные и тарифные вопросы. Соглашения эти действуют, как правило, в течение одного-двух лет, а потом или возобновляются, или корректируются.

На железных дорогах России в поездах эксплуатируются пассажирские вагоны, принадлежащие некоторым зарубежным странам. Вагоны Польши, Чехии и Словакии — это вагоны международного сообщения габарита РИЦ, построенные на заводах Германии. Они оборудованы нагнетательной вентиляцией, но в отличие от вагонов РЖД на них установлены специальные замки на входных дверях в служебном отделении для приготовления пищи проводникам, а знаки и надписи соответствуют правилам РИЦ.

Купейные вагоны железных дорог Китайской Народной Республики соответствуют габариту 0-ВМ, построены в КНР и имеют соответствующее оборудование, герб КНР и свою нумерацию.

Вагоны Улан-Баторской железной дороги Монголии — это купейные вагоны, построенные на заводах Германии, так же, как и аналогичные российские вагоны, не отличаются от вагонов габарита 0-ВМ.

В процессе эксплуатации вагонов проводники должны очень внимательно относиться к положению негабаритности, особенно при проходе станции. Зачастую при минимальном расстоянии между вагоном и опорами контактной сети возможны травмы проводников, хотя эти расстояния и находятся в пределах габарита приближения строений. Проводники обязаны предупреждать пассажиров, особенно при открытых окнах в летнее время, о необходимости соблюдения осторожности. В случае возникновения какой-либо негабаритности (падение детали, препятствия на рельсах и т.п.) проводники должны принимать срочные меры к остановке поезда, кроме мест, запрещенных к остановке (мосты, тоннели и т.д.), и предупреждать начальника поезда.

Как пользоваться габаритными огнями

Аватар автора

Безопасность на дорогах во многом зависит от того, насколько хорошо участники дорожного движения видят друг друга.

Габаритные огни — это световые приборы, которые в темноте или при плохой видимости обозначают внешние габариты машины. Их размещают спереди и сзади, а на грузовых автомобилях и автобусах — еще и по бокам, а иногда и на крыше, чтобы обозначить высоту кузова или прицепа.

Расскажем, для чего нужны габаритные огни, какие они бывают, когда их нужно включать и что будет, если нарушить правила использования габаритов.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности

Для чего нужны габаритные огни

Днем в ясную погоду водители без труда видят другие машины и могут правильно оценить расстояние до них. Но чтобы автомобиль было видно в темноте, в туман или дождь, в условиях недостаточной видимости

, нужно включать внешние световые приборы: габариты, фары, фонари или дневные ходовые огни.

В темноте или в плохую погоду водитель может не заметить другие автомобили, но точно увидит их фары и фонари. По расстоянию между ними можно оценить дистанцию до другой машины, а по цвету — ее расположение:

  1. Впереди одно световое пятно — машина очень далеко.
  2. Пятно превращается в две точки — машина приближается.
  3. Огни белые — машина встречная или расположена передней частью к наблюдателю.
  4. Огни красные — машина попутная или расположена задней частью к наблюдателю.
  5. Огни желтые или оранжевые — наблюдатель видит боковую часть грузовика или автобуса.

Немалая часть ДТП происходит из-за неработающих или неправильно установленных световых приборов. Если в машине горит только одна фара или есть дополнительные фары в нестандартных местах, например в центре решетки радиатора, другие участники движения могут неправильно оценить расстояние.

Днем в ясную погоду все машины хорошо видно, даже если никто не включает световые приборы. Фотография: Mikbiz / Shutterstock

Днем в ясную погоду все машины хорошо видно, даже если никто не включает световые приборы. Фотография: Mikbiz / Shutterstock

Ночью в дождь разглядеть другие машины можно, только если на них включены световые приборы. С работающими дворниками видно лучше, но в сильный ливень они не всегда справляются. Фотография: jack-sooksan / Shutterstock

Ночью в дождь разглядеть другие машины можно, только если на них включены световые приборы. С работающими дворниками видно лучше, но в сильный ливень они не всегда справляются. Фотография: jack-sooksan / Shutterstock

Какие бывают габаритные огни

Установку габаритных огней регламентирует раздел 2.5 ГОСТ 8769-75 . Он принят еще в 1975 году, но до сих пор действует.

У любого механического транспортного средства

должно быть два габаритных огня спереди и два сзади. Если двигателя нет, габариты можно не устанавливать — например, на велосипеде они не нужны.

У прицепов и полуприцепов шириной более 1,6 м должно быть два габаритных огня спереди и два сзади, а у более узких — только сзади. Если груз выступает за габариты прицепа или полуприцепа, предусматривают возможность подключения дополнительных световых приборов на самом грузе.

Обложка статьи

Передние габаритные огни могут быть только белыми, задние — только красными. Габариты других цветов в России запрещены.

В современных автомобилях габаритные огни устанавливают в фарах

и фонарях. Включить их можно как отдельно, так и вместе с противотуманками, ближним и дальним светом.

В передние габариты обычно ставят белые лампы или светодиоды небольшой мощности — чаще всего 5 Вт. В задних габаритах лампа тоже белая, но закрыта красным светофильтром. На некоторых моделях в задних габаритах не одна, а несколько ламп. Например, в каждом фонаре Skoda Octavia и Rapid их четыре.

На транспортные средства длиной более 6 м, например на грузовики и автобусы, дополнительно устанавливают боковые габаритные огни желтого или оранжевого цвета. На автобусах и троллейбусах, ширина которых больше 2,1 м, спереди и сзади должны стоять еще по два верхних габарита — как можно ближе к краям и как можно выше.

Чем габариты отличаются от дневных ходовых огней

Габаритные огни помогают другим водителям оценивать размер автомобиля даже в сумерках и ночью. Они есть и спереди, и сзади, поэтому машину с включенными габаритами видно со всех сторон.

С дневными ходовыми огнями, ДХО, автомобиль лучше видно в потоке машин днем. Но их устанавливают только спереди, поэтому сзади и сбоку другие водители их не увидят.

В современных автомобилях ДХО включаются автоматически, когда водитель запускает двигатель. Они горят всегда, если водитель вручную не переключит освещение в режим габаритов или ближнего света. На некоторых машинах ДХО автоматически гаснут, если водитель включает стояночный тормоз или переводит селектор КПП на «Паркинг».

Во многих современных авто ДХО и передние габаритные огни — единый элемент на светодиодах, которые в режиме габаритов горят менее ярко.

Габариты на железных дорогах

Для безопасного движения поездов необходимо, чтобы локомотивы, вагоны и грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений, расположенных вблизи пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава. Это требование обеспечивается габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава.

Габаритом приближения строений называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны входить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды и др.).

Габаритом подвижного состава называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, расположенный на прямом горизонтальном пути.

Габарит приближения строений С (рис. 3.1) применяется при строительстве новых линий, постройке вторых путей, электрификации железных дорог и других видах реконструкции общей сети и подъездных путей (от станции их примыкания до территории предприятия).

Габарит приближения строений С

Рис. 3.1. Габарит приближения строений С:

УТР — уровень верха головки рельса; I—И—III — линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях в пределах искусственных сооружений (для перегонов и путей на станциях, где остановка подвижного состава исключена); 1а—Па— Ша— IVa — линия приближения всех вновь строящихся сооружений и устройств, расположенных на электрифицируемых путях (для остальных путей станций); — х — — линия приближения сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена;—-

линия приближения зданий, сооружений и устройств; в числителе — высота габарита для контактной подвески с несущим тросом, в знаменателе — без него

Габаритные расстояния по высоте измеряют от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов и путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава, очертание 1а— Па—Ша— IVa — для остальных путей станций. Высота габарита указана на рис. 3.1 дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — без него. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм.

В габарите для перегонов на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен скос высотой 1070 мм от уровня верха головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.

Интересно почитать: Рельсы

Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящиеся здания, заборы, опоры контактной сети и линий связи) составляет 3100 мм.

Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, высота для габарита Сп равна 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых районов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т. е. там, где скорости движения сравнительно невысоки.

Установлены габариты подвижного состава 1-Т и Т (рис. 3.2), а также габариты 1-ВМ, 0-ВМ, 02-ВМ и 03-ВМ, области применения и размеры которых указаны в табл. 3.1.

Подвижной состав габарита 1-Т допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а подвижной состав габарита Т — по путям общей сети железных дорог, подъездным путям промышленных предприятии, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С (с очертанием верхней части для неэлектрифицированных линий) и Сп.

Рис. 3.2. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава:

Т — очертание габарита подвижного состава; С — очертание габарита приближения строений; УГР — уровень верха головки рельса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *