Как проверить забит катализатор или нет
Перейти к содержимому

Как проверить забит катализатор или нет

  • автор:

Как простейшим способом понять, что умер катализатор в автомобиле

Каталитический нейтрализатор играет важнейшую роль в снижении токсичности отработавших газов. Однако в случае выхода этого элемента выпускной системы из строя он начнет пропускать выхлопные газы с затруднением, а разрушенную керамическую начинку может засосать в цилиндры мотора и вывести последний из строя. Выясняем, как определить, что каталитический нейтрализатор вот-вот сломается или уже не работает.

Внутри каталитического нейтрализатора (катализатора) применяется пористый керамический блок с сотовой структурой. При повреждении керамической начинки (в случае аварии или перегрева) существует риск не завести двигатель. Во-вторых, при разрушении керамических частиц последние может засосать в цилиндры с неприятной перспективой капитального ремонта.

Для диагностики возможной проблемы «РГ» рекомендует воспользоваться как элементарными, так и более сложными приемами. Прежде всего, следует обратить внимание на изменение поведения машины. Если она стала хуже заводиться (двигатель заводится и глохнет), медленнее разгоняться, резко вырос расход топлива и моторного масла, а при запуске двигателя «на холодную» чувствуется неприятный запах, и особенно, если загорелся Check Engine, пора бить тревогу. Еще один симптомом разрушенного катализатора является металлический звук в выхлопной системе при резком нажатии на газ.

Диагностировать поломку в статике вполне можно и самому. Для этого нужно загнать автомобиль на подъемник или как минимум поднять один из бортов на домкрате и внимательно осмотреть с помощью мощного фонаря цельность системы (не должно быть внешних повреждений). Одновременно принюхиваемся. Если катализатор источает запах сероводорода, поломка налицо. Также оцениваем силу и цвет выхлопа. При забитом катализаторе выхлопные газы будут еле-еле выходить из трубы, а при разрушенном — цвет выхлопа будет сизым.

Наконец, проведите простейший инструмент. Вооружитесь плотной строительной перчаткой, заведите двигатель и подставьте руку в перчатке к выхлопной трубе. Если вы почувствуете сильное сопротивление со стороны потока выхлопа, катализатор исправен. А вот если вам удается удерживать поток выхлопных газов, велика вероятность, что катализатор забит и необходим срочный ремонт, замена или удаление детали.

Чуть более сложный способ проверки потребует уже манипуляций с электроникой. Все, что вам нужно будет сделать, — это демонтировать из выпускного тракта лямбда зонд (датчик кислорода), после чего попытаться запустить двигатель. Если машина без проблем заведется, а холостые обороты будут ровными, это признак того, что катализатор забит или разрушен, и вам необходим срочный визит в сервис.

Более точную проверку проведут опять-таки на сервисе. Причем существует сразу несколько способов тестирования. Первый — проверка на газоанализаторе. Для этого к выхлопной системе автомобиля подключается прибор, который проводит химический анализ выхлопных газов.

Второй способ — тестирование на противодавление. Вместо датчика кислорода с помощью переходника вкручивается манометр и снимаются показания на различных режимах работы двигателя. Другой вариант измерения противодавления проводится с помощью мотор-тестера. Для этого датчик давления вкручивается вместо свечи в цилиндр двигателя и на повышенных оборотах снимается и анализируется осциллограмма.

Как понять что катализатор вышел из строя

Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

  • Главная
  • Справка
  • Как понять что катализатор вышел из строя

Ситуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но предотвратить такие ситуации, отличить проблему с катализатором от множества других неспециалисту нелегко. В основном это связано с тем, что немногие владельцы машин ознакомлены с принципом работы каталитического нейтрализатора. Хотя этот конструкционный элемент является неотъемлемой частью выпускной системы любого авто: он обеспечивает соответствие характеристик автомобиля нормативам токсичности выхлопов, установленным на глобальном или федеральном уровне.

Располагают автокат обычно между двигателем и выхлопной трубой. Его основа — мелкие «соты» из керамики, на которые нанесен тонкий слой ценных металлов. Отработавшие газы, проходящие через соты, взаимодействуют с металлами, и входящие в их состав токсичные вещества (монооксид углерода, окись азота) частично преобразуются в нетоксичные — азот, воду, кислород и т. д.

Автокаты редко выходят из строя «без предупреждения». Известны способы, позволяющие своевременно узнать, что устройство нужно прочищать или заменять.

Признаки неполадок с катализатором

На автомобилях с современными диагностическими системами определить, что катализатор забит, легко по сигналам индикаторов CheckEngine, расположенных на приборной панели. Но датчики не срабатывают, если засорение идет постепенно и заметных отклонений от нормативных показателей концентрации кислорода в системе нет. А иногда индикатор загорается при обрыве проводов датчиков, хотя автокатализатор функционирует исправно.

Надежнее следить за состоянием автоката, ориентируясь на следующие настораживающие признаки:

  1. Хуже работает стартер. Двигатель плохо заводится, часто глохнет.
  2. Уменьшается максимальная (реально достижимая) скорость ТС.
  3. Заметно падает мощность двигателя.
  4. Расход бензина, а также масла, возрастает.
  5. Сложнее нажимать на педаль газа.
  6. Слабеет разгон при старте на светофорах или во время обгона.

Более четкие признаки, актуальные для авто с бензиновыми и дизельными двигателями:

  1. Выхлопные газы сизого цвета, пахнут сероводородом («тухлым яйцом»).
  2. Обороты самопроизвольно нарастают или падают.
  3. При старте и «на горячую», и «на холодную» мотор издает звуки скрежета гвоздем по железу. При этом стрелка тахометра «залегает» или держится на уровне 2…4 000 об/мин.
  4. При серьезном засоре силовой агрегат иногда выходит из строя.

Чем сильнее засорен катализатор, тем сложнее поршневой группе проталкивать отработанные газы, оседающие в цилиндрах. Выхлопы не позволяют топливно-воздушной смеси полноценно наполнять камеру сгорания. Этим объясняется возрастание потребления топлива при снижении мощности мотора и ухудшении динамики авто.

Более того, под давлением частицы разрушающихся ячеек автоката могут засасываться в двигатель, где сгорает только часть из них. Остальные попадают на цилиндры, образуя задиры. Запах сероводорода — побочный эффект данного явления.

Дребезжащие звуки при езде также могут сигнализировать о серьезном механическом повреждении нейтрализатора (например, при ударе об ухаб или бордюр, столкновении с отлетевшим камнем).

Причины поломок катализатора

Распространенными причинами преждевременного выхода автоката из строя являются:

  • Применение низкокачественного топлива, увеличивающего нагрузку на нейтрализатор и часто прогорающего до конца только в выпускном коллекторе. В итоге в автокате образуется нагар, он перегревается, оплавляется (разрушение одной соты приводит к быстрому ухудшению эксплуатационных свойств прочих ячеек).
  • Дефекты мотора, выпускной системы, системы питания.
  • Быстрый износ таких деталей, как маслосъемные кольца, колпачки клапанов.
  • Неаккуратная езда, особенно по неровному дорожному покрытию, а также частое простаивание в пробках.
  • Особенности устройства нейтрализатора — чересчур мелкие, быстро закупоривающиеся ячейки.

Выявить и устранить конкретные причины, предотвратив тем самым серьезные проблемы с нейтрализатором, проще всего благодаря регулярной диагностике автомобиля.

Методы проверки катализатора

Распространенные способы, позволяющие определить, забитый на автомобиле катализатор или нет:

  1. Демонтировать рабочий узел, осмотреть на предмет признаков засорения. Если соты «чистые», сквозь них легко пройдет направленный луч от фонарика. Метод действенен, если конструкция выхлопной системы автомобиля достаточно проста и «прикипевшее» крепление можно демонтировать при помощи болгарки.
  2. Проверить выхлопную трубу на холостых оборотах при помощи перчатки. Если отверстие закрыть, при нормальной работе узла будут ощущаться сильные толчки.
  3. Измерить давление в выпускном коллекторе: установить вместо одного кислородного датчика манометр и снять показания, меняя режимы работы двигателя. Нормой считается показатель не выше 0,3 кгс/см² при 2,5 000 об/мин. Опять-таки, метод осуществим, если датчик можно снять с выпуска вручную.
  4. Измерить противодавление, установив вместо свечи в цилиндре двигателя мотор-тестер (датчик давления) с выводами на осциллограф. Изучить осциллограмму при увеличенных оборотах. Давление в выхлопной системе не должно превышать 200 кПа или 2 кгс/см².
  5. Использовать пирометр — ИК-термометр — для определения температуры на входе (подающей трубе) и выходе (задней стенке) автоката. Перед этим следует 20-30 минут поездить на автомобиле, прогревая нейтрализатор. Нормой считается превышение показателя на выходе на 30-50 оС по сравнению со входом. Отсутствие разницы между показателями или ситуация, когда значение на входе превышает значение на выходе, говорит о неполадках (зачастую связанных с некорректным составом топливной смеси). Однако перегрев может возникнуть из-за пропусков зажигания в цилиндрах, нагара на свечах зажигания, неисправностей выпускных клапанов и пр.

Ремонтировать или менять катализатор однозначно пора, если из снятого рабочего узла высыпается порошок — это значит, автокат разрушен окончательно.

Возможные проблемы

В число последствий езды с забитым нейтрализатором входят:

  • Снижение управляемости автомобиля.
  • Ухудшение общей комфортабельности поездок.
  • Заметное превышение концентрации вредных веществ в составе выхлопных газов.
  • Рост затрат на бензин или дизельное топливо, а также прочих эксплуатационных расходов — в связи с износом элементов систем трансмиссии, питания и пр.
  • Увеличение риска расходов на замену катализатора, а то и двигателя.

Кроме того, при разрушении автоката его частицы легко забивают пространство между цилиндром и поршнем, что чревато проведением капитального ремонта. Он включает абразивную обработку (хонингование) и шлифовку поверхности цилиндров.

Масштабы потерь, вызванных неважным состоянием автоката, могут быть крайне велики, несмотря на «малозначительность» этого конструкционного элемента. Поэтому специалисты рекомендуют автолюбителям внимательно следить за состоянием нейтрализатора и вовремя принимать меры по устранению выявленных проблем.

Как понять забитый катализатор или нет, не снимая его?

Если ваша машина вдруг потеряла тягу, максимальную скорость, при этом работает ровно, не троит, диагност не находит ошибок, то стоит подумать о катализаторе.

Проверить степень забитости и пропускную способность катализатора можно несколькими способами.

  1. Машина не едет, двигатель не запускается или глохнет. Выкручиваем первый лямбда зонд и пробуем запустить двигатель. Если мотор заработал — катализатор забит;
  2. Те же условия. Выкручиваем одну из свечей зажигания, не забыв отключить катушку этой свечи. При забитом катализаторе двигатель должен запуститься;
  3. Проверить пропускную способнось выхлопной системы можно с помощью специального манометра с штуцером под резьбу датчика кислорода, он вкручивается в гайку лямбда-зонда и мотор запускается. Стрелка должна находиться в зеленой зоне;
  4. Также узнать, что катализатор забит можно с помощью мотор-тестера, по датчику давления в цилиндре. На осциллограмме будет виден момент открытия выпускного клапана и давление в цилиндре на выпуске, которое в конце такта должно быть чуть выше нуля;
  5. Поднести ладонь к выхлопной трубе на холостых оборотах. При исправном катализаторе отчетливо чувствуются такты работы двигателя. При забитом тактов нет, или они слабые, из трубы идет ровный жар;

Еще одним признаком является гул и вой в воздушном фильтре. Можно еще посмотреть через гайку лямбды эндоскопом, но он не всегда дает объективную оценку. Так как катализатор может в верхней части выглядеть нормально, но быть оплавленным внутри.

Мотор-тестер, сканер, манометры, эндоскоп должны быть в любом уважающем себя автосервисе, занимающимся ремонтом выхлопных систем. Иначе все убеждения писаны по воде.

Не стоит забывать, что катализатор может и отсутствовать. Они довольно часто разрушаются и вылетают в трубу. В таком случае горит ошибка. Ошибка p0420, p0421, p0430, p0431 загорается если катализатор отсутствует, начал разрушаться, выкрашиватся или если его рабочий каталитический слой потерял свойства. При забитом катализаторе ошибок може не быть вовсе.

Признаки забитого катализатора

Катализатор – достаточно прочная деталь выхлопной системы автомобиля, способная прослужить 150-200 тыс. км пробега. Однако, обращаться к нему с диагностикой приходится гораздо чаще. Причиной тому служат: агрессивный характер вождения авто, низкое качество топлива, резкий перепад температур, который, к примеру, может случиться при проезде по ледяной воде при нагретом катализаторе. Не стоит списывать со счетов и неисправности в работе движка, повышенный расход моторного масла и естественный износ детали.

Разумеется, единичный из перечисленных случаев никак не повлияет на состояние катализатора. Этот элемент выходит из строя только при длительной его эксплуатации в условиях повышенных нагрузок и влияния агрессивной внешней среды.

Почему нельзя игнорировать неисправность катализатора?

Многие водители считают, что катализатор нужен только для повышения экологичности выхлопа и сохранения окружающей среды, поэтому часто игнорируют тревожные сигналы со стороны детали. Однако, ошибки, связанные с работой катализатора часто свидетельствуют о проблемах в работе двигателя и системы зажигания, что уже звучит довольно серьезно.

Почему выходит из строя катализатор?

Помимо естественного износа, катализатор может выйти из строя и по причине загрязнения фильтрующего элемента.

Структура катализатора выглядит следующим образом:

  • Фильтрующий элемент, структурой напоминающий соты, которые отвечают за нейтрализацию вредоносного состава выхлопа.
  • Теплоизолятор, поддерживающий внутреннюю температуру детали.
  • Металлический кожух, выполняющий защитные функции.

Со временем соты фильтрующего элемента забиваются отложениями некачественного топлива и моторного масла, проходимость газов снижается, и катализатор перестает выполнять свои функции.

Признаки забитого катализатора

Забитый фильтрующий элемент катализатора проявляет себя рядом следующих симптомов:

  • Проблемы с запуском двигателя.
  • Горящий индикатор Check Engine.
  • Повышенный расход топлива.
  • Потеря мощности мотора.
  • Появляется едкий запах выхлопных газов «на холодную».

Что делать, если забился катализатор?

Каталитический нейтрализатор практически не подлежит ремонту, поэтому, в случаях выхода из строя, заменяется новым. Вы можете установить деталь как самостоятельно после покупки, так и при помощи специалистов СТО.

Все необходимые запчасти и присадки вы можете найти в магазине IXORA. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор, ответят на все ваши вопросы. Обращайтесь, это выгодно и удобно.

Производитель Номер детали Наименование
LAVR LN2111 Октан Плюс LAVR Oktane Plus присадка в бензин
LAVR LN2112 Цетан Плюс LAVR Cetane Plus присадка в дизельное топливо
LAVR LN2103 Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Petrol присадка в бензин
LAVR LN2104 Нейтрализатор воды LAVR Dry Fuel Diesel присадка в дизельное топливо
LAVR LN2107 Суперантигель LAVR Super Antigel присадка в дизельное топливо
LAVR LN2123 Комплексный очиститель топливной системы
LAVR LN2114 Суперантигель с диспергатором LAVR Super Antigel Diesel
LAVR LN2130 Размораживатель дизельного топлива LAVR
LAVR LN2130 Размораживатель дизельного топлива LAVR
LIQUI MOLY 1975 Присадка топливная Liqui Moly Speed Diesel Zusatz

* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Полезная информация:

  • Машина заводится и сразу глохнет: разбираемся в причинах
  • Почему вспенивается моторное масло?
  • Что такое ПАО масла и стоит ли заливать?

Получить профессиональную консультацию при подборе товара и подробную информацию по всем интересующим Вас вопросам можно позвонив по телефону — 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *