Какое масло лучше sl или sn
Перейти к содержимому

Какое масло лучше sl или sn

  • автор:

О чем говорят спецификации моторных масел API, ACEA, ILSAC, ААЕ?

API, ACEA, ILSAC и ААЕ — это международные стандарты качества, разработанные крупными экспертными организациями. Производители автомобилей всегда указывают определенные спецификации в руководстве по эксплуатации автомобиля, поэтому они являются важным параметром при выборе моторного масла. Рекомендуемые спецификации зависят от конструктивных особенностей и типа двигателя конкретного автомобиля.

Кто же эти экспертные сообщества, занимающиеся разработкой стандартов:

  • API (от англ. – American Petrol Institute) — Американский институт нефти;
  • ACEA (от фр. – Association des Constructeurs Européens d’Automobiles) — Ассоциация европейских производителей автомобилей;
  • ILSAC (от англ. – International Lubricant Standardization and Approval Committee) — Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов;
  • ААЕ (или русс. – ААИ) — Ассоциация автомобильных инженеров России.

Масла для автомобилей американских и азиатских автопроизводителей классифицируются по API или ILSAC. Европейские производители автомобилей для определения качества масла руководствуются классификацией по ACEA. При этом при выборе масла для легковых автомобилей, оборудованных дизельным двигателем с сажевым фильтром (DPF), руководствуются требованиям по классификации ACEA. Коммерческий дизельный транспорт ориентируется на обширную систему требований по API и ACEA.

Классификация API разделяет масла по их эксплуатационным свойствам. В соответствии с системой API существует две категории моторных масел:

  • API S (Service), например API SN – масла для бензиновых двигателей;
  • API C (Commercial), например API CK-4 – масла для дизельных двигателей.

Расшифровывается маркировка качества по API так. Буква, следующая за «S» или «С», указывает на качество масла. Чем дальше она стоит в алфавите, тем выше требования к уровню свойств масла. Самая низкая действующая в настоящее время спецификация для бензиновых двигателей – это API SJ.

В настоящее время наивысшей категорией масел для бензиновых двигателей по классификации API является спецификация API SN Plus, действующая с 1 мая 2018 года. Она особенно актуальна для автомобилей с TGDI (турбированным бензиновым двигателем с прямым впрыском), так как моторное масло такого уровня свойств способно предотвратить преждевременное воспламенение топливной смеси в цилиндре.

Остальные категории API для бензиновых двигателей соответствуют:

  • API SJ — масла для автомобилей не старше 2001 года;
  • API SL – масла для автомобилей не старше 2004 года;
  • API SM – масла для автомобилей не старше 2010 года;
  • API SN – масла для автомобилей с 2011 года.

Для легковых бензиновых двигателей масла более высоких спецификаций, например, API SN, можно применять там, где рекомендовано использование масла предыдущего уровня, например, API SM, API SL или API SJ.

Высшей категорией масел для дизельных двигателей по этой классификации является спецификация API CK-4. Это новый стандарт моторных масел для автомобилей, выпускающихся с 2017 года.

Также действующими стандартами остаются API CH-4, API CI-4, API CI-4 PLUS и API CJ-4. Цифра «4» в маркировке спецификации указывает на соответствие масла требованиям четырехтактных двигателей большого объема.

Масла более высокого класса могут применяться в двигателях, для которых подходят масла классов ниже. Например, API CK-4 может замещать собой такие спецификации как API CJ-4, API CI-4, API CI-4 PLUS и API CH-4.

Спецификация же API CH-4 может использоваться там, где подходят масла устаревших спецификаций API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4. При этом всегда необходимо учитывать рекомендации автопроизводителя.

Классификация ACEA выделяет масла, которые ориентированы на требования европейских автопроизводителей и имеют развернутую систему одобрений. Ее требования более жесткие исходя из общеевропейских стандартов качества.

В соответствии с классификацией ACEA масла для бензиновых и легковых дизельных двигателей объединены в одну категорию и имеют обозначение в виде сочетания букв A/B, рядом с которыми стоят цифры.

В настоящее время спецификация A1/B1, соответствующая энергосберегающим маслам низкой вязкости, отменена.

Спецификации A3/B3 соответствуют стабильные, износостойкие масла, отвечающие базовому уровню требований автопроизводителей. Это универсальные полновязкие полнозольные моторные масла.

Спецификация A3/B4 включает в себя спецификацию A3/B3, а также масла для бензинового двигателя с прямым впрыском и дизельного двигателя с системой инжекции. Масла этой спецификации подходят для увеличенного интервала замены масла и соответствуют повышенным требованиям автопроизводителей.

Спецификации A5/B5 соответствуют энергоэффективные моторные масла низкой вязкости, ориентированные на экономию топлива. Они применимы только для двигателей определенных моделей.

В связи с экологическими требованиями в европейских странах классификация ACEA дополнена категорией С, которой соответствуют масла для автомобилей, оснащённых системой очистки выхлопных газов (сажевый фильтр (DPF), каталитический нейтрализатор). Эти масла различаются уровнем содержания SAPS – сульфатной золы, фосфора и серы.

  • С1 – очень низкий уровень SAPS;
  • С2 – средний уровень SAPS;
  • С3 – средний SAPS;
  • С4 – низкий SAPS;
  • С5 – средний SAPS и экономия топлива; это малозольное масло низкой вязкости.

Масла для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей выделены в категорию E.

E4 – масла для двигателей экологических стандартов Euro I – Euro V, работающих в тяжелых условиях, включая увеличенные интервалы замены масла. Подходят для двигателей без сажевых фильтров, некоторых двигателей с EGR (система рециркуляции отработанных газов) и SCR (селективный каталитический нейтрализатор).

E6 – масла для двигателей экологических стандартов Euro I — Euro VI, работающих в тяжелых условиях с увеличенным интервалом замены масла. Они подходит для двигателей с EGR и SCR. Такие масла рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, а также работающими на топливе с пониженным содержанием серы.

E7 – масла с отличной защитой от износа дизельных двигателей нового поколения экологических стандартов Euro I – Euro V. Они подходят для двигателей без сажевых фильтров и для большинства двигателей с EGR и SCR.

E9 – масла с отличной защитой от износа дизельных двигателей нового поколения экологических стандартов Euro I – Euro VI. Они подходят для двигателей с EGR и SCR. Рекомендованы для оснащённых сажевыми фильтрами двигателей, работающих на топливе с пониженным содержанием серы.

Классификация ILSAC создана для масел, используемых в американских и японских автомобилях. Она имеет пять категорий качества, первая из которых уже устарела, а наиболее актуальные в настоящее время ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.

  • ILSAC GF-4 – стандарт соответствует уровню требований API SM;
  • ILSAC GF-5 – стандарт соответствует уровню требований API SN.

Два этих стандарта перекрывают предыдущие уровни одобрения.

Классификация ААЕ (AAИ) имеет две категории масел:

  • Б – масла для бензиновых двигателей;
  • Д – масла для дизельных двигателей.

Цифры после буквы обозначают класс продукта. Высшими являются ААИ Б6 (AAE B6) для бензиновых двигателей, отвечающих требованиям Euro IV, и ААИ Д5 (AAE D5) для дизелей грузовых автомобилей с наддувом, работающих в тяжелых условиях и отвечающих требованиям Euro-III по выбросам токсичных компонентов.

Чем отличается моторное масло API SL от API SN?

По API классификация моторных масел разрабатывалась Американским институтом нефти в 1969 году. Она включает градацию в зависимости от области использования, качества эксплуатационных характеристик. Масла предназначаются для бензиновых или дизельных двигателей. API расшифровывается как American Petrolium Institute.

  • Что за маркировка API в маслах?
  • API SL класс
  • API SN класс
  • Какие есть отличия API SL и SN?
  • Испытания для получения сертификата API

Что за маркировка API в маслах?

Символы API маркируются посредством буквенно-цифрового кода. Для бензиновых двигателей первой буквой указывается S, а далее следуют 12 классов, среди которых присутствуют варианты SL и SN. Каждому новому классу присваивается вторая буква в соответствии с алфавитом. Существуют и универсальные масла, применяемые для бензиновых и дизельных агрегатов. При их обозначении первый символ является главным и указывает на мотор. Вторым обозначением выступает возможность применения в зависимости от года производства двигателя, наличие или отсутствие турбины.

Если S категория предназначена для бензиновых моделей, со С применяют для дизельных разновидностей. Когда масло проходит одновременно не по одному стандарту, оно может использоваться у бензиновых и дизельных моторов. В качестве примера можно указать API SJ/CF маркировку.

У рабочих характеристик, указываемых второй буквой, уровень будет тем выше, чем дальше по алфавиту следует буква. Каждый последующий класс свидетельствует о значительном ужесточении к маслам требований. В случае универсального масла разделение на этикетке указывается посредством косой черты. Слева от слеша ставится класс того продукта, который более соответствует определенному применению на основании заключения производителя. Так, по API SJ/CF маркировке можно заключить, что масло предпочтительнее заливать в бензиновые двигатели, хотя разрешается и для дизельных агрегатов.

Поскольку передовые технологии не стоят на месте, периодически появляются новые классы по API. К каждому последующему предъявляются более жесткие требования. К одним из последних относятся классы SL и SN моторных масел.

API SL класс

Данные моторные масла предназначаются для силовых агрегатов авто, производимых в промежутке 2002-2004 годов. При этом производители указывают на возможность эксплуатации в многоклапанных, турбированных моделях, функционирующих на обедненных смесях, которые отвечают текущим экологическим требованиям и показателям энергосбережения. Ведущими характеристиками масел SL являются следующие:

  • Улучшенная защита от износа.
  • Низкая токсичность выхлопа.
  • Повышенная защита от высокотемпературных отложений.
  • Обеспечение защиты систем нейтрализации и контроля выхлопа.
  • Продолжительный интервал замены.

Этим маслам свойственны улучшенные антиокислительные, энергосберегающие, моющие противоизносные параметры. Они отличаются низкой летучестью, совместимостью с нейтрализаторами, катализаторами выхлопных газов. Масла SL могут эксплуатироваться, когда производитель рекомендует SJ класс или более ранний.

API SN класс

Масла категории появились на рынке с октября 2010 года. Их отличительной чертой является высокая масштабируемость по сравнению с предыдущими классами. Состав масла ограничен по содержанию фосфора, что улучшает совместимость с передовыми установками по нейтрализации выхлопных газов и помогает оптимизировать комплексное энергосбережение. Этот класс соответствует ориентировочно ACEA C2-C4 без учета поправки на высокотемпературную вязкость. К основным особенностям SN класса относятся:

  • Возможность эксплуатации на автомобилях, работающих на биотопливе.
  • Любые модели класса принадлежат к стандарту энергосберегающих.
  • Высокие требования к обеспечению износостойкости мотора.
  • Масла обеспечивают экологически чистый выхлоп и продолжительный срок службы систем контроля эмиссии.

Новая категория по предложению Комитета по смазочным материалам развивалась по схеме аналогичной предыдущим классам. Это указывает на то, что все эксплуатационные характеристики остаются эквивалентными. Предлагаемые требования не включают тесты на защиту от износа по Sequence IIIG методике на состаренных маслах. Вместе с испытаниями Sequence VID они относятся к важным ориентирам для продукции, соответствующей ILSAC GF-5 стандарту.

Данная категория изначально создавалась для увеличения степени защиты бензиновых агрегатов от отложений на элементах поршневой системы, уменьшения смолообразования, для совместимости с резинотехническими уплотнителями.

Какие есть отличия API SL и SN?

В пределах одной категории чаще масла обратно совместимы, то есть более старый класс разрешено менять на более новый, например, вместо SL допускается применение SN класса, но не наоборот. На современном рынке автомобильных масел SL категория встречается все реже. Эксперты считают классификацию API менее жесткой относительно ACEA. С учетом этого соответствие можно вписать практически любому API. Утверждение, что масла SL помогают лучше защищать детали от износа относительно категории SN не является верным. Как свидетельствуют экспертные данные, тесты по износу для SN значительно жестче сравнительно с SL классом.

Испытания для получения сертификата API

Чтобы добиться требуемых рабочих параметров, соответствующих API, смазочные материалы предварительно проходят ряд испытаний, которые включают следующие процедуры:

  • Увеличение температуры масла на включенном двигателе.
  • Удлинение интервала между заменой масла, указанного изготовителем.
  • Мероприятия для достижения рабочих характеристик мотора.
  • Соответствие экологическим стандартам, параметры которых ужесточаются с каждым годом.

Для некоторых масел также указывают уменьшение расхода топлива из-за уменьшения вязкости. Эта категория относится к энергосберегающим. Строгое соответствие требованиям классификации API в обязательном порядке проверяется с учетом набора лабораторных и моторных испытаний. По результатам их проведений оценивается устойчивость масла к окислению, диспергирующие, моющие, противоизносные, противокоррозионные характеристики, фильтруемость, вспениваемость при разном температурном режиме. В перечень классификационных испытательных тестов включают комплекс стандартизованных методик, которые предварительно прошли жесткую метрологическую проверку.

Среди имеющихся классификаций моторных масел API считается наиболее распространенной и общепринятой. Согласно статистике ее проходят порядка 80% всей продукции, имеющейся на рынке моторных масел.

Допуски моторного масла по классификации API

Чат Telegram Чат Viber

0

  • Отзывов:
  • Просмотров: 36503

Классификационная шкала API (Американский институт нефтепродуктов) создавалась для разделения автомобильного масла по характерным показателям. Большая часть масел, которые сегодня существуют на рынке проходят экспертизу по классификации API и ACEA или ещё их называют допуски моторного масла именно у этих двух классификаций самые жесткие требования к моторным маслам и самый большой авторитет. По данной шкале, API, можно определить для какого типа двигателя предназначено моторное масло, и его качественные характеристики.

Допуски моторного масла, а также показатели качества нанесены на всех, без исключения банках с моторным маслом. Для обозначения используют две буквы. Первая буква говорит о типе двигателя:

S – масло рассчитано на бензиновые двигатели;

C — моторное масло применяется в дизельных двигателях;

ЕС – энергосберегающее масло, для бензинового двигателя. Экономит топливо, легкотекучее, маловязкое масло.

Большая часть масла, которое сегодня есть на рынке, универсальна, поэтому по отдельности обозначения S и C встречаются крайне редко. Обычно указывают их вместе, разделяя наклонной чертой или точкой с запятой пример на фото.

О чем говорят этикетки на упаковке моторного масла

В большинстве же случаев допуски моторного масла для автомобиля с бензиновым двигателем начинается с буквы S и обозначается следующим образом:

  • SN – применяется в автомобилях с октября 2010 года. Главное отличие от предыдущих допусков это ограниченного содержания фосфора и полностью подходит для современных систем нейтрализации выхлопных газов и энергосбережение.
  • SM – используется в авто с 2004 г. Отвечает все современным нормам экологической безопасности, имеет увеличенный интервал замены, сохраняя свои характеристики;
  • SL— масло с таким допуском имеет низкую летучесть, длинный интервал замены, энергосберегающие и экономичное. Институт API планировал запустить допуск — SK, но один из корейских автомобильных гигантов использует аббревиатуру SK в своих названия. Дабы исключить недоразумения, было введено обозначение SL применяется с 2001 г;
  • SJ— имеет максимальные показатели качества. Этот класс применялся с 1996 г, и действует, по сей день. Данная категория рассчитана на бензиновые моторы, и заменяет ранее существовавшие классы;
  • SH – условно действующий класс, применяется с 1992 г. Масло этой категории используется в бензиновых моторах, в авто старше 1996 года. На сегодняшний период встречается редко;
  • SG— на данный момент эта категория не действует, использовался с 1988 г. Масла этого маркировки предназначались для авто старше 1993;
  • SF – на данный период не актуально. Этот допуск был предназначен для двухтактных моторов не моложе 1988 года;
  • SE – не используется. Допуск предназначался для высокофорсированных моторов, эксплуатирующихся в сложных условиях;
  • SD – не выпускается. Это класс был рассчитан на среднефорсированные моторы, эксплуатирующиеся в тяжелых условиях;
  • SC – ныне не производится. Предназначалось для моторов, которые работают с большой нагрузкой;
  • SB – не действующая. Масло было рассчитано на работу двигателей, со средней нагрузкой;
  • SA – не действующая. Производилось для моторов, которые работают с малыми нагрузками.

Моторные масла для двигателей, относящихся к классификации ЕС:

  • ECII- масло обладает высокими показателями энергосбережения. Состоит из маловязких и легких масел. Экономия топлива достигает – 2,7%;
  • ECII – высокотехнологичное масло, способствует экономии топлива на 1,5%. В составе масла маловязкие и легкотекучие элементы.

Моторные масла для турбинированных и не турбинированных дизельных двигателей классификации С:

  • CJ-4 – рассчитано на моторы, функционирующие за счет дизельного топлива, в наименовании, которого имеется сажевый двигатель. Отвечает все экологическим нормам. Этот вид масла совместим с топливом, которое содержит серы не больше чем 0,05% от массы. Допуск разрешает превышенные рабочие показатели масла с допуском CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4 и применим в моторах, где рекомендовано масло этих классов. Применяется с 2006 года;
  • СI-4 –отвечает всем экологическим нормам. Используется для топлива с небольшим содержанием серных частиц (0,05%). Масло заменило устаревшие — CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4. В 2004 году появилась, модернизирована и появилась API CI-4 PLUS, которая стала еще больше отвечать экологическим нормам;
  • СН-4 – масло для дизельного двигателя этой классификации подходит для топлива массой серных частиц, не больше чем 0,5% от общего объема. Применяется с 1998 г, вместо старых масел класса CD, СЕ, CF-4, CG-4;
  • СG-4 — масло этой классификации подходит для топлива с наличием серных частиц не больше чем 0,5% от общей массы. Появилось на рынке в 1995 году, и заменило CD, СЕ и CF-4;
  • СF-4 – для дизельных моторов с турбонаддувом и без него. Можно применять вместо допусков категорий CD, СЕ. Используется с 1990 года;
  • СF-2 – масла с усовершенствованными характеристиками, используется вместо CD-II для двухтактных моторов. На рынке с 1994 года;
  • CF – допуски масел для двигателей с большой нагрузкой и с разделительным впрыском. Топливо содержит больше чем 0,5 % серы. На рынке с 1994 года и сменили масла класса CD;
  • CE – для эксплуатации в высокоскоростных моторах с турбонадувом. Используется замесить масел класса CC и CD. Применяется с 1987 г;
  • CD – рассчитано на скоростные двигатели с турбонадувом и повышенной мощностью, которые работают на дизельном топливе;

Выбор по API

Вместе с классификацией масла по SAE, характеризующей его вязкость, API определяет его применимость к конкретному мотору. Что такое собственно API и какие есть еще классификации, можно прочесть здесь.
Для большинства современных бензиновых моторов предусмотрено использование масла группы качества SL, если двигатель выпуска до 2004 года или SM, если после. Кое-где, если год выпуска до 2001 года, разрешено масло группы SJ.
Справочники говорят следующее:
«SJ – Масла для двигателей, выпускающихся в 1996-2001 гг. Содержат меньшее количество экологически вредных примесей, чем масла группы SH, обладают энергосберегающими свойствами.
SL – Масла для двигателей, выпускаемых с 2001 г. Обладают существенно улучшенными моющими, антиокислительными, противоизносными и энергосберегающими свойствами, пониженной летучестью и хорошей совместимостью с нейтрализаторами ОГ.
SM – Масла для двигателей, выпускаемых с 2004 г. Масла данной категории соответствуют повышенным требованиям производителей двигателей нового поколения. Заменяют масла групп SJ и SL».
Имеется новое масло SN, но о нем пока информации мало. Ясно, что масла группы SN на сегодняшний день можно считать наилучшими. И они способны заменить все, что выпускалось раньше. То есть, если в инструкции к автомобилю разрешено масло SJ, то ему годится и SN.
Для сравнения выбраны наиболее распространенные и востребованные группы SL и SM
Итак, что бы хотелось иметь от идеального масла? Во-первых, оно должно идеально и оптимально при этом смазывать детали, причем на всех режимах работы двигателя. Значит – максимально уменьшать трение, тем самым увеличивая мощность и снижая расход топлива. Во-вторых, минимизировать износы, продляя тем самым жизнь мотора. В-третьих, служить как можно дольше, уменьшая затраты на его замену. В-четвертых, уменьшить экологический вред от мотора, в цивилизованном мире этот момент считается очень важным.
Хорошо иметь некую гармонию в соотношении «цена-качество».

СТАРЕНИЕ МАСЛА

Причин и факторов старения масла несколько. Масло — это сложная комбинация углеводородных соединений, с разными добавками и включениями, называемыми пакетом присадок. В камере сгорания оставшаяся после перемещения поршня к нижней мертвой точке масляная пленка принимает на себя всю мощь теплового потока, что постепенно изменяют структуру и состав масла. Ведь выгорает только малая часть этой пленки, а остальная, перегретая, с улетучившимися легкими углеводородами, окисленная контактом с кислородом при высокой температуре, смывается в поддон двигателя. За цикл этого видоизмененного масла немного – толщины пленок микронные, но циклов очень много. В подшипниках нет такого нагрева, максимум, градусов до 180, но давления очень высоки, доходят до 30…40 МПа. Это также приводит к изменению свойств масла. Кроме того, в масляном поддоне оно контактирует с картерными газами, горячими и агрессивными.
Масло должно мыть двигатель – оно его и моет, но при этом насыщается загрязнениями, и механическими, и органическими. Часть их сядет в масляном фильтре, но что-то останется в объеме масла. И, к тому же, при этом срабатываются моющие компоненты, важная часть пакета присадок.
Для современных «синтетик» ресурсы заявлены большие – 20…30 тыс. километров пробега.

Испытания на состаренном моторе

Чем больше масла подается в цилиндры, тем быстрее оно стареет. Толще масляные пленки на стенках цилиндра – значит, большее количество масла за каждый цикл испытывает тепловое воздействие. И объем его в картере постоянно убывает – из-за большого угара. Повысившееся давление картерных газов и их более высокая температура также увеличивает темп окисления масла. И резко увеличивающееся количество отложений в старом моторе требует большего количества — моющих присадок.
Поэтому логично ускорить испытания масла на искусственно состаренном моторе. Для испытаний собрали специальный двигатель, с нормальными зазорами по подшипникам и с резко увеличенными по цилиндропоршневой группе.

SL, SM

Для испытаний выбраны современные «синтетики», одинаковые по SAE, 5W40.
А теперь попробуем поискать разные масла по классификации API. Было бы правильно, если бы все масла были одного бренда, но разных групп по API. Но так, увы, не бывает – масло более высокого качества у всех фирм просто вытесняет предшественника. Поэтому придется выбирать из того, что есть. Но, для повышения достоверности результатов, в каждую группу сравнения включено по два масла.
Первый образец — масло Esso Ultron (1100 рублей за канистру), которое имеет переходный класс качества SJ/SL. Второй — масло BP Visco 5000 (1070 рублей за канистру). Из семейства SM — французский Motul X-Clean 8100 (2810 рублей за канистру). В качестве пары к нему взяли совсем новое голландское масло NGN Gold (1030 рублей за канистру).
После каждого цикла испытаний моторы разбирали, обмеряли, взвешивали детали, чтобы определить износы и степень загрязненности.
После чего провели испытания на моторе, собранном с учетом всех требований по зазорам, практически, новом, неизношенном, и качественно обкатанном. На нем прогнали стандартные циклы испытаний последовательно сначала для всех свежих масел, потом – для «убитых» ресурсным циклом. И уже тут измерили и мощность, и расход топлива, и экологические параметры.
Первый цикл испытаний – на свежих маслах, особой разницы в реакции мотора на группу по API не выявил – все осталось в пределах погрешности замеров.
А второй цикл, на поработавших маслах, все расставил по своим местам. Синтетические масла группы SL резко снизили свои характеристики по сравнению со своими свежими образцами, тогда так у Motul и NGN Gold снижение наблюдалось в существенно меньшей степени. Разница между маслами разных категорий уже была куда более заметной – до 6…7% по расходу топлива, до 10% по токсичности, и 2…4% по мощности между группами «Esso-Visco» и «Motul-NGN». Причем больше других мотор отреагировал на старение масла BP Visco.
Результаты испытаний сведены в таблицу:

API-1.jpg

Так меняется рабочая высокотемпературная кинематическая вязкость масел различных групп по API. Сначала – снижение, это идет деструкция загущающих присадок. А потом – рост. Это следствие разложения и изменения свойств базового масла. Чем меньше выражен этот процесс, тем больше ресурс масла.

По вязкости все масла четко соответствуют диапазону, предписанному классом SAE 5W40. Индексы вязкости очень высокие, характерные для хороших «синтетик» («индекс вязкости» — это параметр, косвенно отвечающий за холодный пуск двигателя).
Посмотрите на содержание активных элементов. Это прямая характеристика пакета присадок. Здесь бросается в глаза то, что их концентрации в исходных маслах, что группы SL, что SM, очень близки. Действительно, абсолютное большинство производителей, используют практически одни и те же пакеты присадок – их производителей в мире немного. Но основа у всех масел разная, и разница цифр.
Содержание серы. Соединения серы, сильно бьют по катализаторам. Она присутствует в масле всегда — и из базовой нефти, и в состав антизадирных и противоизносных присадок входит. Масло Motul X-Clean оказалось лидером по чистоте масла от серы, а NGN Gold – «лидером» с другого конца. Но каких-либо нормативных ограничений по этому параметру нет, а опыт подсказывает, что у большинства масел он выше 0.5…0.6% содержания серы.
Щелочное число. У всех масел оно достаточно высокое – это признак моющей способности. Но масла SM, и Motul X-Clean, и NGN Gold, оно ниже. Более стабильная основа масел SM требует меньше моющих присадок для поддержания требуемой чистоты двигателя, а лишняя щелочь в масле вредна – она повышает коррозионную активность и снижает срок службы присадок.
Анализ данных, полученных по отработанным маслам, подтвердил – действительно, масла группы SM, более стабильны. А это значит – и срок службы их больше.
Вернемся к данным моторных испытаний. Все подтверждается результатами по «физхимии». Действительно, Motul X-Clean и NGN Gold и дали больший энергосберегающий эффект дали – двигатель, пусть и немного, но стал экономичнее, немного – мощнее, причем этот эффект сохраняется и даже нарастает по мере параллельной наработки. Но главное в том, что отложений в самом моторе, и в масляном поддоне, и на клапанном механизме, и на поршнях (а это – самое важное), эти масла дали заметно меньше. И износы деталей тоже меньше, причем значительно. И это снова подтверждается «физхимией» — смотрите содержание продуктов износа.
СТОИТ ЛИ ПЛАТИТЬ ЛИШНЕЕ? Итак, итог. Нужно ли переплачивать за современные масла SM? Тем, у кого в инструкции стоит прямое указание на масла SM, этот вопрос имеет однозначный ответ. У остальных есть выбор.
Конечно, масла класса SL – тоже высококачественные, но SM реально имеют определенные «плюсы». Это и лучшая защита мотора от износов, и меньший уровень отложений в моторе, и более длительный срок службы.
Конкретная цифра, через какой пробег надо менять масла одного и другого класса — сугубо индивидуальный параметр, который зависит и от марки двигателя, и от его технического состояния, и качества используемого топлива, и от стиля езды. Но по оценкам – хорошие масла группы SM дадут маслам SL процентов 30…40 форы по ресурсу.

API-2.jpg

Вскрытие двигателя и взвешивание деталей после испытаний каждого масла позволило оценить их защитные способности. Масла группы SM действительно более эффективно уменьшают износ – это подтвердил наш эксперимент

Табл.1 ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОБ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Параметр масла Группа SL Группа SM
NGN Gold 5W40 Motul X-Clean 5W40 Esso Ultron 5W40 BP Visco 5W40
Общие физико-химические параметры
1 Кинематическая вязкость при 40° С, сСт 81,0/94,35 84,18/106,73 84,36/99,51 80,08/96,46
2 Кинематическая вязкость при 100° С, сСт 14,06/15,56 13,06/16,99 14,65/15,84 13,77/14,36
3 Кинематическая вязкость при 150° С, сСт 6,24/6,79 5,85/6,97 6,06/6,62 5,79/6,45
4 Индекс вязкости 180/176 156/174 196/182 170/154
5 Условная температура проворачиваемости кол.вала, Т5000, град.С (расчетная) -24/-21 -19/-20 -26/-21 -23/-21
6 Щелочное число, мг КОН/г 11,5/10,1 9,8/8,2 8,4/7,7 8,0/7,2
7 Общее кислотное число, мг КОН/г 1,82/2,73 1,90/2,77 1,91/2,30 1,21/2,23
8 Температура вспышки в открытом тигле, град. С 236/238 223/225 227/228 232/234
Содержание активных элементов в начальной пробе масла
9 Содержание серы, % 0,32 0,27 0,42 0,20
10 Массовая доля фосфора, % масс. 0,12 0,15 0,16 0,12
11 Массовая доля кальция, % масс. 0,32 0,38 0,45 0,23
12 Массовая доля цинка, % масс. 0,18 0,16 0,19 0,13
Содержание продуктов износа по окончании цикла испытаний
13 Содержание железа, ррм 15,5 12,0 3,5 4,5
14 Содержание алюминия, ррм 214,2 184,3 48,9 55,6
15 Содержание хрома, ррм 7,2 9,8 4,5 5,2

В числителе показатели, определенные в начальных пробах масла после первого цикла испытаний (через 6 моточасов), в знаменателе – в итоговых пробах (через 120 моточасов)

УСРЕДНЕННЫЕ МОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ РАБОТЕ НА РАЗЛИЧНЫХ МОТОРНЫХ МАСЛАХ

Группа по API Изменение показателей двигателя при работе на моторном масле … (относительно параметров, полученных на масле Esso Ultron) Моторные показатели Содержание токсических компонент
Мощность, % Расход топлива, % По СО,% По СН, % По NOx, %
SL BP Visco 0.30/ -1,49 1.17/ -4.05 -3.63/-2.19 —2.89/ -5,02 —1.11/-0.53
SM NGN Gold 0.55/ 2.45 1.67/5.98 —3.63/ 5.56 —1.44/ 9.56 1.22/3.91
SM Motul X-Clean 0.28/ 2.65 1.54/6.35 —1.43/ 6.35 0.31/ 10.60 —2.38/0.43

В числителе показатели, определенные для свежего масла, в знаменателе – для итоговых проб масла (через 120 моточасов)
Красным выделено ухудшение показателей, зеленым- улучшение, синим – изменение в пределах погрешности измерений.

Масса отложений на контрольных весовых элементах по окончании цикла испытаний

Масса отложений на контрольных весовых элементах, мг, по окончании цикла испытаний API SL API SM
Esso Ultron 5W40 BP Visco 5W40 NGN Gold 5W40 Motul X-Clean 5W40
В клапанной крышке 58 46 24 21
В масляном поддоне 64 52 28 31

API-3.jpg

Отложения на боковой поверхности поршня – самые опасные! Они могут привести к залеганию колец – а отсюда и потере компрессии, и перегревам поршня. Вот примерно такие отложения дают полностью убитые минеральные масла.

API-4.jpg

А такие – масла группы SL…

API-5.jpg

А такие – группы SM. Разница заметна

API-6.jpg

Отложения в картере двигателя после масел группы SL тоже есть, их присутствие неизбежно

API-7.jpg

Так выглядит тот же картер после масла группы SM

API-8.jpg

На клапанных механизмах разница не так заметна, но она тоже есть.. Это после масла группы SL

API-9.jpg

Это после масла группы SM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *