Как проверить заряд аккумулятора
Перейти к содержимому

Как проверить заряд аккумулятора

  • автор:

5 признаков разряженного аккумулятора

Причиной тому, что двигатель вдруг решил не заводиться, как правило, служит разряженный аккумулятор. Чтобы не доводить машину до фатального состояния, а себя – до нервного срыва, нужно уметь вовремя диагностировать низкий заряд батареи. А помогут в этом пара маленьких хитростей.

Если перспектива «заглянуть» в подкапотное пространство вызывает у вас нервную дрожь, не переживайте! Определить уровень заряда аккумулятора можно и не выходя из машины. Посмотрите на приборную панель: там есть значок прямоугольника с красной рамкой, который показывает заряд батареи в вольтах или процентах. Следите за тем, чтобы цифры были не ниже 12,5-12,8 В. (90-100%).

Или внимательно посмотрите, как ваш автомобиль заводится. Если при повороте ключа мотор крутится весьма неохотно, дайте ему поработать полчаса, при оборотах 2000-3000. Этого хватит, чтобы подзарядить батарею.

Заряд аккумулятора можно проверить, измерив плотность электролита в батарее. Но здесь нужно быть предельно аккуратным, т.к. если жидкость попадет на кожу, может случиться сильный ожог. Средние показатели плотности заряженного аккумулятора летом, при температуре +25 С, составляют 1,24 – 1,30 г/см3, а зимой (-20 С) — 1,28 – 1,30 г/см3.

Еще один способ диагностировать состояние АКБ — измерить величину пускового тока. Точнее, максимальную силу тока, которую батарея способна выдать в момент времени. Как правило, низкий показатель указывает на разрушение пластин аккумулятора. В этом случае вердикт, к сожалению, самый суровый – придется полностью менять зарядное устройство.

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Проверка по индикатору

Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:

  • зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
  • белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
  • черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.

На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:

  1. Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
  3. Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
  4. Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
  5. Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), В Уровень заряженности АКБ, %
12.6 Вольт и больше 100%
12.5 — 12.3 Вольт 75% — 50%
12,1-11.7 Вольт и меньше 25% — 0%

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В Уровень заряженности АКБ, %
10,2 Вольт и больше 100%
9.6 — 9.0 Вольт 75% — 50%
8,4-7,8 Вольт 25 — 0%

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром?

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром? title=

Каким мультиметром можно проверить автомобильный аккумулятор

Все многофункциональные контрольно-измерительные приборы оснащены функциями измерения тока, напряжения и сопротивления. В зависимости от модели устройства, будут отличаться и возможности по определению целостности проводки и другие не менее важные функций. Предел максимально допустимого значения тестирования электрической величины также может отличаться. Если необходимо проверить состояние электропроводки отвечающей за зарядку автомобильного аккумулятора, то мультиметром выполнить данное действие просто, а при желании, можно дополнительно протестировать основные узлы управления в автомобиле. Достаточно часто, появляется потребность проверить уровень заряда на автомобильном аккумуляторе, что можно выполнить тем же мультиметром переключив режим его измерения. Для проведения исследований по определению разных величин АКБ, будет достаточно стандартной, бюджетной модели. Но такой вариант будет не выгодным приобретением. Учитывая развитие машиностроения и объединения в машине механических, электрических и электронных компонентов, лучше всего купить модель измерительного прибора с расширенными функциональными возможностями.

Как замерить напряжение на аккумуляторе автомобиля мультиметром

Для выполнения такой разновидности тестирования, необходимо стрелку регулятора переключить в положение измерения величины постоянного напряжения. На шкале максимальных значений необходимо выбрать метку значения, которое будет выше, чем у заряженного аккумулятора. Показатель полного заряда АКБ составляет 12,7 Вольт. Следовательно, чтобы измерить напряжение, мультиметр необходимо зафиксировать на метке 20 Вольт и остается подключиться к аккумулятору автомобиля. Черный щуп подключаем на минус, а красный, соответственно, на плюс АКБ. На жидкокристаллическом экране прибора отобразится цифровое значение. Это и есть результат тестирования. Рекомендуется периодически измерять мультиметром напряжение автомобильного аккумулятора для того, чтобы вовремя предпринять необходимые действия. Полный заряд АКБ должен иметь значение больше 12,6 Вольт. Если показатель приблизился к 12 Вольт или снизился ниже данного значения, то необходимо максимально быстро поставить батарею на зарядку. 100% разрядом АКБ считается показатель ниже, чем 11,6 Вольт.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром? - Фото№1

Контроль заряда и разряда

Проверять состояние автомобильного аккумулятора с помощью мультиметра несложно, а отсутствие такого контроля может привести к тому, что снизится работоспособность транспортного средства. Стоит учитывать, что даже в состоянии полного покоя батарея потихоньку будет разряжаться. Проверить утечку тока и выполнить замер напряжения аккумулятора мультиметром не занимает большого временного интервала, но позволяет быть уверенным в том, что автомобиль заведется и можно будет поехать по запланированному маршруту. Полностью убрать утечку тока невозможно, а вот для усиления данного процесса существует несколько факторов. Повреждение электропроводки, плохой контакт соединения на клеммах, неправильно установленная сигнализация и множество других факторов, которые способствуют утечке тока.

Измерить заряд, который получил автомобильный аккумулятор, можно с помощью мультиметра. Но в его функциональные возможности должно входить измерение тока значением 10 Ампер. Если нет такой возможности можно воспользоваться альтернативным вариантом. Измерить напряжение мультиметром, и на основании полученных данных определить уровень заряда аккумулятора автомобильного типа.

Преимущества использования многофункционального тестера

От неисправностей механизмов, к сожалению, никуда не деться. Но не все они требуют обращения к специалисту СТО. Большую их часть можно устранить самостоятельно. Если своевременно проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля мультиметром, то можно быть уверенным в работоспособности своего транспортного средства. Если произошел отказ в работе свечения фары, то необходимо проверить исправность лампочки и прозвонить электрическую цепь на предмет обнаружения обрыва или замыкания. И таких неисправностей можно перечислить много. Поэтому, главным преимуществом является возможность проверить большую часть комплектующих авто, протестировать аккумулятор и все эти действия можно выполнить одним мультиметром. Ну и, конечно, выполняя мелкие ремонты самостоятельно, получается сэкономить расходы. Ведь любое обращение на СТО влечет за собой затраты.

Как проверить заряд и емкость автомобильного аккумулятора? ✔️

Часто автолюбители сталкиваются с ситуацией в необходимости диагностики работоспособности аккумулятора на транспортном средстве, но зачастую не понимают в этом ничего.

В большинстве инструкций предполагается измерить плотность электролита, измерить напряжение аккумулятора и провести нагрузочное тестирование с помощью нагрузочной вилки. Но как правило ни ареометра, ни вольтметра, ни нагрузочной вилки нет.

Использование ареометра для измерения плотности электролита связано с риском облиться кислотой, испачкаться, а также в целом плотность не дает наглядной и полной информации о состоянии батареи.

Измерение напряжение дает информацию о степени заряда аккумулятора и необходимости в его заряде. Но дело в том, что есть ощутимая разница между новой заряженной батареей и БУ заряженной батарей – они вырабатывают различный пусковой ток, а также разряжаются с разной скоростью.

Обратим внимание на следующие иллюстрации.

Заряженная и разряженная аккумуляторная батарея:

Fullycharged - Как проверить заряд и емкость автомобильного аккумулятора? ✔️

Рис. 1 Новая заряженная батарея

fullydischarged - Как проверить заряд и емкость автомобильного аккумулятора? ✔️

Рис. 2 Новая разряженная батарея

Новая заряженная батарея и БУ заряженная батарея – с точки зрения пластин аккумулятора, это выглядит так:

new charged battery 500x282 - Как проверить заряд и емкость автомобильного аккумулятора? ✔️

Рис. 3 Новая заряженная батарея

used charged battery 500x282 - Как проверить заряд и емкость автомобильного аккумулятора? ✔️

Рис. 4 БУ заряженная батарея

Эти картинки показывают нам, что в каждом случае батарея заряжена на 100%, но часть пластин БУ аккумулятора больше не взаимодействует с кислотой и не участвует в электрохимических процессах. Это называется сульфатацией пластин аккумулятора, в результате чего, кстати, изменяется плотность аккумулятора и вернуть ее к номинальным значениям, как у новой батареи нельзя. Таким образом мы имеем одинаковое значения напряжения у БУ и новой батареи, но разную плотность электролита.

Различают полную сульфатацию и частичную. При полной сульфатации, пластины уже не могут взаимодействовать с кислотой, при частичной в случае зарядки аккумулятора зарядным устройством, при определенных условиях, сульфат свинца можно растворить в кислоте, очистить пластины и продлить срок службы батареи. В настоящее время есть много разных устройств с функциями десульфатации, например Optimate, CTEK, Battery Service и другие.

Нагрузочное тестирование аккумулятора можно разделить на два метода:

  1. С помощью нагрузочной вилки 100-200А есть смысл проводить ТОЛЬКО при полном заряде аккумулятора, но к сожалению такое тестирование не всегда объективно. И чуть ниже мы объясним почему.
  2. Разряд стабилизированным током (тест на емкость)

В свою очередь, проверка емкости аккумулятора на емкость должна проводиться с помощью нагрузки стабилизированным постоянным током С10, С20 (10, 20% током от емкости АКБ). Проверка электрической лампочкой не походит, т.к. в процессе разряда меняется ток и в такой тест говорит нам о емкости ровным счетом ничего. А говорит лишь о том, сколько времени у вас проживет аккумулятор, если вы забудете выключить свет в автомобиле.

В первом случае нам помогут нагрузочные вилки, типа Ring Automotive RBA10 или RBA15, а во втором только профессиональное оборудование типа разрядно-диагностических устройств Conbat, BSL, Torkel и прочих.

В настоящее время широко распространены тестеры аккумуляторных батарей, измеряющих пусковой ток аккумуляторной батареи по методикам EN, DIN, SAE, IEC и т.п. Данные приборы способны качественно оценить работу аккумулятора. Считается, что аккумулятор не пригоден к эксплуатации, если его пусковая характеристика снизится более чем на 25% по отношению к номинальному значению.

К примеру: новая 70Ач батарея имеет пусковой ток (ток холодной прокрутки) 600А (EN), следовательно, как только пусковой ток снизится до 450А (EN) такой аккумулятор необходимо заменить.

Примерами таких устройств могут быть опять же Ring Auotomotive RBA50, RBAG500, RBAG700, а также приборы, которые используют автодилеры от американской компании Midtronics MDX-335P, MDX-655P, EXP-1000 и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *