Что означает полоса на диске плимсоля
Перейти к содержимому

Что означает полоса на диске плимсоля

  • автор:

​Диск Плимсоля, он же Plimsoll Line или грузовая марка — зачем, почему и для чего.

​Диск Плимсоля, он же Plimsoll Line или грузовая марка - зачем, почему и для чего.

Cуда имеют маркировку на корпусе, известную как диск Плимсоля, которая указывает предел, до которого судно может быть погружено в определенных условиях. Каждое судно имеет различный запас плавучести, и линии грузовой марки обычно варьируется от одного судна к другому.

Технически ни одно судно не может полностью парить над водой, поскольку оно движется по воде. Даже тип воды, в которой находится судно, влияет на применение грузовой марки. В некоторых случаях даже океанические регионы и смена времен года влияют на применение грузовой марки. Температура и соленость воды также играют ключевую роль в определении высоты надводного борта.

Зачем на судах должна быть грузовая марка?

Грузовая марка играет важную роль в обеспечении безопасной эксплуатации судна. Лицу, ответственному за грузовые операции следует контролировать чтобы судно не “садилось” выше действующей лини грузовой марки.

В том случае, когда судно будет погружено на марку, выше действующей, это может оказаться крайне небезопасным для судна в связи с потерей необходимого запаса плавучести. Превышение установленного предела или ватерлинии считается нарушением международного закона о судоходстве.

Что такое запас плавучести и как он связан с грузовой маркой?

Запасом плавучести называется объем надводной водонепроницаемой части корпуса судна. Чем меньше надводная часть, тем меньше запас плавучести.

Как грузовая марка использовалась в прошлом?

Основным символом, используемым для обозначения международной грузовой марки, является круг с горизонтально отмеченной линией, проходящей через центр соответствующего круга без разделения на дополнительные условия.

Почему грузовая марка стала обязательной?

Самуэль Плимсоль является осанователем диска Плимсоля, он был известным торговцем, а также преданным реформатором судоходства. Он был активным членом британского парламента и повлиял на парламент, чтобы издать Кодекс торгового судоходства 1875 года. Он был очень озабочен безопасностью людей, работающих в море.

Он даже нашел время, чтобы провести серьезное исследование, и с огорчением обнаружил плачевное положение дел. Однажды он узнал, что почти тысяча британских моряков гибнут из-за необдуманной перегрузки судна. Это и подтолкнуло Плимсоля на создание одноименного диска.

Согласно его нововведениям, все грузовые суда должны иметь на корпусе грузовую марку, указывающую предел, до которого судно может быть погружено. Марки указывают на максимальную высоту надводного борта.

Таким образом, Сэмюэл Плимсоль был пионером концепции международной грузовой марки, и его вклад имеет большое значение в морском мире.

Закон получил широкое распространение и практически применялся к выходящим иностранным судам из портов Великобритании, а другие страны, соблюдающие строгие морские стандарты, также стали следовать международному правилу грузовой марки.

Изобретение грузовой марки оказалось прорывом в обеспечении безопасности на борту судов, и после того, как она была внедрена в Великобритании, многие страны сразу же последовали этому примеру. В 1930 году международная грузовая марка применялась примерно в 54 странах.

Члены Торговой палаты издали приказ о том, что грузовая марка должна быть нанесена на всех грузовых судах. Это произошло в 1980 году.

Наличие диска Плимсоля на данный момент является обязательным. Этот знак принят во всем мире и до сих пор носит имя своего первооткрывателя, Сэмюэля Плимсоля, как дань уважения великому члену парламента от графства Дерби.

ГРУЗОВАЯ МАРКА

(Load line, plimsoll mark) — на морских транспортных судах показывает ту предельную осадку, на которую данное судно может грузиться в зависимости от времени года и района плавания. Г. М. представляет собой так называемый диск Плимсолля, который на деревянных судах вырезается, а на металлических при помощи керна выбивается на обшивке и прокрашивается краской в цвет, резко отличающийся от цвета наружной обшивки. Над самой маркой ставится черта, соответствующая расчетной палубе. От центра диска наносится вертикальная черта с шестью отходящими от нее по направлению к носу судна горизонтальными линиями у паротеплоходов и двумя горизонтальными линиями у парусных судов (Gridiron). Значение этих линий для марок, наносимых на борта паротеплоходов по правилам Регистра СССР и полностью согласованных с постановлениями Международной конвенции о грузовой марке, следующее:

1. Линия с маркой «Л» (S) определяет собой предельную летнюю осадку судна в соленой воде. Эта линия наносится на том же уровне, что и линия, проходящая через центр диска Плимсолля.

2. Линия с маркой «Т» (Т) обозначает максимальную осадку для судов, плавающих в тропиках.

3. Линия с маркой «П» (F) определяет собой предельную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в летнее время.

4. Линия с маркой «ТП» (TF) показывает максимальную осадку, до которой может грузиться судно в пресной воде в тропиках.

5. Линия с маркой «З» (W) обозначает предельную зимнюю осадку судна.

6. Линия с маркой «ЗСА» (WNA) определяет собой максимальную осадку для плавания зимой в северной части Атлантического океана (севернее широты 36°).

Грузовая марка.

Суда, перевозящие лесные грузы, в дополнение к обычной Г. М. снабжаются еще особой маркой, которой пользуются в тех случаях, когда судно, кроме трюмов, имеет еще груз на палубе. Лесная Г. М. накрашивается на борту судна рядом с маркой для генеральных грузов, но только не в нос от диска, а в корму. Сокращенные названия времени года и районов плавания, соответствующие различным осадкам, имеют вначале букву «Л» (L).

ЛТП (LTF) — лесная, тропики, пресная (вода),

ЛП (LF) — лесная, пресная (вода),

ЛТ (LT) — лесная, тропики,

ЛЛ (LS) — лесная, летом,

ЛЗ (LW) — лесная, зимой,

ЛЗСА (LWNA) — лесная, зимой, Северная Атлантика.

Периоды, в течение которых все эти марки имеют силу в различных частях света, подробно указаны в правилах нанесения грузовой марки, издаваемых Регистром СССР.

Отдельные значения линий Г. М., наносимых по правилам Регистра СССР на бортах парусных и парусно-моторных судов, следующие:

1. Линия, проходящая через центр диска Плимсолля, обозначает максимальную осадку судов, плавающих в соленой воде во всех частях света и во всякое время года, за исключением районов и времен года, где действует увеличенный зимний надводный борт.

2. Линия с маркой «ЗСА» (WNA) обозначает предельную осадку для зимних плаваний в северной части Атлантического океана (см. выше о марке «ЗСА» для паротеплоходов).

3. Линия с маркой «П» (F) определяет собой наибольшую осадку для плавания в пресной воде.

Каждое морское судно должно быть снабжено свидетельством о грузовой марке, которое выдается у нас Регистром Союза ССР на основании произведенных расчетов по определению высоты надводного борта.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР , 1941

Грузовая марка

нанесенная на обеих бортах торгового судна фигура, состоящая из пересеченного горизонтальной чертой круга (диск Плимсолля) и вертикальной гребенки. Указывает предельно допустимые осадки судна при различных условиях плавания. В зависимости от времени года плавания и солености воды эта осадка отмечена буквами:

ТП (ТF) — в тропических пресных водах;
П(F)- в пресных водах не тропических. стран;
Т(Т) — в морских тропических водах;
Л(S) — в морских водах летом;
З(W) — в морских водах зимой;
ЗСА(WNA) — в северной части Атлантического океана зимой.

Пассажирские и парусные суда имеют упрощенную грузовую марку по сравнению с грузовыми судами. Положение грузовой марки определяется назначением, размерами и конструктивными особенностями судна.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010

  • ГРУЗИТЬ СУДНО
  • ГРУЗОВАЯ ШКАЛА

Грузовая марка — Load Lines

Грузовая марка — это специальная маркировка, расположенная на миделе, которая показывает осадку судна и максимально допустимый предел в определенных типах вод, в которых судно может находиться.

Грузовая марка - Load Lines

В результате многочисленных морских аварий, произошедших на море из-за перегрузки судов, значение нормативного максимального лимита было определено задолго до появления соответствующих регуляций. Однако потребовалось много лет, чтобы заключить международное соглашение об универсальном применении грузовой марки.

Первая Международная конвенция о грузовой марке состоялась в 1930 году , после чего в нее периодически вносятся поправки.

Назначение и необходимость грузовых марок

Концепция грузовой марки появилась в Великобритании в 1870-х годах для предотвращения перегрузки торговых судов. Фундаментальная цель грузовой марки состоит в том, чтобы установить максимальный законный предел, до которого судно может быть загружено. Предписывая такие ограничения, можно ограничить риск выхода судна в плавание с недостаточным надводным бортом и плавучестью.

Грузовая марка - Load Lines

Однако, поскольку плавучесть и погружение судна во многом зависят от воды и ее плотности, нецелесообразно постоянно определять стандартный предел надводного борта для судна. По этой причине соглашение о грузовой марке установило правила, которые делят мир на разные географические зоны, каждая из которых имеет отдельную предписанную грузовую марку.

Понимание маркировки и типов грузовой марки

Как мы уже определили выше, грузовая марка представляет собой специальную маркировку, расположенную на миделе. Ею должны оснащаться все судна длиной 24 метра и более.

  1. Стандартная маркировка грузовой марки – применяется ко всем типам судов.
  2. Маркировка грузовой марки лесоматериалов – применяется к судам, перевозящим лесоматериалы .

Эти отметки должны быть нанесены на поверхность корпуса так, чтобы он был виден, даже если краска на борту судна потускнеет или покроется корозией. Как правило, они выполнены в виде «наварышей». Знаки должны быть окрашены в белый или желтый цвет на темном фоне/черный цвет на светлом фоне. Поддержание состояния видимости знаков есть ответственность экипажа и Компании в целом.

Полная маркировка грузовой марки состоит из 3 основных частей.

    1. Палубная линия представляет собой горизонтальную линию размером 300 мм на 25 мм. От среза верхней части палубной линии определяется высота установленного надводного борта судна.
    2. Диск грузовой марки представляет собой диск круглой формы диаметром 300 мм и толщиной 25 мм. Его пересекает горизонтальная линия. Верхний край горизонтальной линии отмечает «Летнюю линию соленой воды». Этот диск также называют «Круг Плимсоля» или «Диск Плимсоля», названный в честь Самуэля Плимсоля — одного из основоположников идеи о Грузовой Марке.
    3. Марочная гребенка — набор линий, расположенный на расстоянии 540 мм от центра диска. Их размеры 230 мм на 23 мм. Верхние поверхности грузовых марок указывают максимальные глубины, на которые могут погружаться суда, находясь в назначенных зонах плавания.

    Грузовая марка - Load Lines

    S — Summer: это основная линия надводного борта на том же уровне, что и линия плимсолла. Другие грузовые марки отмечены на основе этой летней линии надводного борта.

    T – Tropical: – это 1/48 летней осадки, отмеченной над летней грузовой маркой.

    W – Winter: – 1/48 летней осадки, отмеченной под летней грузовой маркой.

    WNA — West North Atlantic: Маркировка на 50 мм ниже зимней грузовой марки. Это относится к рейсам в Северной Атлантике (выше 36 градусов широты) в зимние месяцы.

    F – Fresh Water: это летняя грузовая марка для пресной воды. Расстояние между S и F является нормой пресной воды (FWA).

    TF — Tropical Fresh Water — это грузовая линия для пресной воды в Tropical. Она отмечена над буквой T в количестве, равном FWA.

    Вы читаете статью Грузовая марка — Load Lines на морском портале www.navlib.net

    Маркировка грузовой марки древесины

    Суда, занимающиеся торговлей лесными палубными грузами, должны иметь уникальный набор грузовых марок, известный как грузовая марка для лесоматериалов. Такие суда должны соответствовать Кодексу безопасной практики для судов, перевозящих лесной палубный груз, при строительстве и другим требованиям, обеспечивающим больший запас плавучести и меньший летний надводный борт.

    Code of Safe Practice for Ships Carrying Timber Deck Cargoes 2011

    Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесные палубные грузы, 2011 г. (Кодекс TDC 2011 г.) был принят резолюцией A.1048(27) на двадцать седьмой сессии Ассамблеи ИМО в ноябре 2011 г. Этот Кодекс пересматривает и обновляет предыдущий Кодекс, принятый в 1991 г. резолюцией A.715 (17). Кодекс TDC 2011 г. не является обязательным и применяется ко всем судам длиной 24 м и более, перевозящим палубный лесной груз. Кодекс направлен на обеспечение того, чтобы меры по укладке и креплению палубных лесных грузов обеспечивали безопасное и в то же время рациональное крепление груза с целью предотвращения его смещения. Кодекс TDC 2011 также включает альтернативные принципы проектирования с учетом сил ускорения, которым может подвергаться груз на протяжении всего рейса.

    Грузовые суда с лесоматериалами будут иметь второй набор грузовых марок, отмеченных как стандартные грузовые марки.

    Маркировка грузовой марки древесины

    Буквенная маркировка грузовой марки древесины отличается и имеет префикс «L», что означает «Lumber — Пиломатериалы».

    LS – Lumber Summer: верхний край отмечает летнюю погрузку древесины в соленую воду. Он расположен на определенном уровне выше линии Плимсоля.

    LW – Lumber Winter: – это 1/36 летней осадки пиломатериалов ниже LS.

    LT – Lumber Tropical: – Это 1/48 летней осадки пиломатериалов выше LS.

    LWNA — Lumber Winter North Atlantic: — На том же уровне, что и WNA.

    LF – Lumber Fresh Water: – расположена выше LS на величину, равную FWA.

    LTF – Lumber Tropical Fresh Water: расположена выше LT на величину, равную FWA.

    Вы читаете статью Грузовая марка — Load Lines на морском портале www.navlib.net

    Международная сертификация грузовой марки

    Каждое судно, освидетельствованное и промаркированное в соответствии с настоящей конвенцией о грузовой марке, получает от уполномоченной администрации Международное свидетельство о грузовой марке. Сертификат будет действовать не более пяти лет и будет содержать всю важную информацию, включая установленный надводный борт и норму пресной воды.

     International Load Line Certificate

    Следует отметить, что после завершения освидетельствования грузовой марки и выдачи свидетельства не допускается внесение каких-либо изменений в надстройку, маркировку, оборудование или приспособления, подлежащие освидетельствованию. В случае необходимости внесения таких изменений необходимо связаться с уполномоченным органом по обследованию.

    Вы читаете статью Грузовая марка — Load Lines на морском портале www.navlib.net

    Часто задаваемые вопросы

    1. Что такое грузовая марка в судоходстве?

    Грузовая марка, также известная как линия Плимсоля (диск Плимсоля), представляет собой маркировку на корпусе судна, указывающую степень его максимальной загрузки. Это горизонтальные линии, проходящие в нос и корму от вертикальной линии, расположенной на расстоянии 540 мм от центра диска. Их размеры 230 мм на 23 мм. Верхняя поверхность этих линий указывает на максимальные глубины, на которые могут погружаться суда в различных ситуациях и сезонах.

    2. Почему используются разные районы?

    На плотность воды влияет ее температура и соленость. Районы разделены согласно сезонным характеристикам забортной воды.

    3. Что будет, если перегрузить судно?

    При утоплении грузовой марки судно считается перегруженным, что послужит его аресту и возбуждению Административного дела по отношению к Капитану.

    4. Где именно расположены грузовые линии?

    На миделе корпуса судна с обоих бортов

    5. Сколько существует типов грузовых линий?

    Существует два типа маркировки грузовой линии. Стандартная маркировка грузовой марки применима ко всем судам, а маркировка грузовой марки Timber предназначена для судов, перевозящих лесоматериалы.

    Скачать материалы по Грузовая марка — Load Lines

    Международная Конвенция о грузовой марке

    Правила Российского Регистра о грузовой марке

    Carefully to Carry. Timber deck cargoes

    Вы читаете статью Грузовая марка — Load Lines на морском портале www.navlib.net

    • Открывается в новом окне VK
    • Открывается в новом окне Facebook
    • Открывается в новом окне X
    • Открывается в новом окне LinkedIn
    • Открывается в новом окне WhatsApp

    Добавить комментарийОтменить ответ

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

    • Откроется в новой вкладке
    • Откроется в новой вкладке
    • Откроется в новой вкладке
    • Откроется в новой вкладке

    Диск Плимсоля (грузовые марки)

    Именно так английские моряки называют грузовую марку, которая на основании правил международной конвенции наносится на борта каждого спущенного на воду торгового судна, если его тоннаж превышает сто пятьдесят регистровых тонн. Такое название вполне можно считать оправданным, если вспомнить, что впервые узаконить ее предложил их соотечественник — Самуэль Плимсоль. Его идея, предотвратившая гибель сотен тысяч человеческих жизней на море, была проста и конкретна — кисть и ведро с краской положили конец перегрузке судов, которая практиковалась судовладельцами на протяжении многих столетий. Получилось, что этот англичанин, пивовар из города Дерби, человек, не имевший фактически никакого отношения к судоходству, оставил о себе морякам добрую память на борту каждого торгового судна.
    История учреждения грузовой марки—одна из самых драматических страниц в истории торгового мореплавания. Здесь мы покажем, что собой представляет грузовая марка и как ее нужно
    изображать на бортах модели торгового судна.
    Судейские протоколы соревнований по судомодельному спорту свидетельствуют, что многие моделисты потеряли на стенде немало очков лишь из-за того, что забыли нанести на свои модели грузовую марку и марки углубления или нанесли их неправильно.
    Что же собой представляет «диск Плимсоля» и чем он отличается от марок углубления?

    Рис. 1. Грузовая марка для сухогрузов и танкеров.

    Рис. 2. Грузовая марка для судов, перевозящих лес.

    Посмотрите внимательно на рисунок. Это круг и фигура, напоминающие гребенку. Через центр круга проведена горизонтальная линия, продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой Л (летняя марка). Это так называемая основная марка. При плавании зимой суда часто встречают штормовую погоду, Для безопасного плавания и успешной борьбы со штормом судно не должно быть перегружено, и, следовательно, зимой нужно брать меньше груза, чем летом, и иметь меньшую осадку и больший надводный борт, то есть больший запас плавучести. Это учтено на грузовой марке под основной буквой 3 (зимняя марка). Но зимой не все районы океанов одинаково опасны для груженого судна.
    Наиболее «негостеприимна» северная часть Атлантического океана, и поэтому при плавании здесь судно должно быть наиболее облегчено. Допустимая осадка для такого плавания отмечена линией ЗСА (зимняя марка для Северной Атлантики).
    Несколько линий «гребенки» нанесены над основной — летней, маркой. Это говорит о том, что судно может иметь и большую осадку, чем летом. Когда же это бывает? При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу. Нет опасности обледенения, что увеличивает осадку судна, менее вероятна встреча со штормом. Судно здесь может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Это и отмечено линией Т (тропическая марка). Осадка судна зависит от плотности воды. Чем больше плотность воды, тем больше се выталкивающая сила; когда судно из моря входит в реку, его осадка увеличивается. Следовательно, в реке можно чуть «притопить» марку. Поэтому на «гребенке» нанесены еще две линии — П (пресная марка) и ТП (тропическая пресная марка).
    Для каждого судна грузовую марку размечают по международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира. Поэтому форма грузовой марки везде одинакова. Единственное отличие — в буквах. На грузовых марках, которые нанесены на бортах наших торговых судов, стоят буквы Р и С. Они означают, что марку нанесли на борт судна под наблюдением советского классификационного общества — Регистра Союза ССР.
    Грузовые марки иностранных торговых судов обозначены буквами английского алфавита (см. рисунки). Буквы у Круга соответствуют тому или иному названию классификационного общества. Например L и R обозначают «Регистр Ллойда», А и В — «Американское бюро судоходства» и т. д.
    На судах, которые перевозят лес, а также то груз, то пассажиров, наносятся дополнительные марки. На каждом судне хранится свидетельство на надводный борт, и если осадка больше, чем это допускается грузовой маркой, то его капитан не имеет права выйти в море. В случае перегрузки портовые власти, ответственные за выход судна в рейс, вправе потребовать удаления лишнего груза и даже задержать судно в порту.
    Как правило, грузовая марка напаривается в виде стальных полос на борт судна на мидель-шпангоут с каждого борта и красится в цвет, отличный от цвета надводной части корпуса. Например, если борт черный, то марку красят белой краской; если борт шарового цвета, то марку красят зеленым или черным цветом. Толщина линии грузовой марки одинакова: она равна 25 мм. Диаметр круга и длина линий «гребенки» указаны на чертеже. Марки для пассажирских и парусных судов имеют упрощенный рисунок. На лесовозах на грузовой марке в сторону кормы от круга делается дополнительный рисунок с прибавлением ко всем буквенным наименованиям буквы Л (L)—лесной надводный борт.
    Марки углубления, или, как их еще называют, «марки осадки», наносятся на обоих бортах кораблей у штевней и на больших судах на обоих бортах у миделя. Обычно с одного борта марки углубления делаются в метрической системе, а с другого — в футах. В первом случае высота цифр и расстояние между ними равняются I дм и цифры наносятся через 1 дм. При этом указывается каждый метр осадки. Если же марка углубления дается в футах, то высота цифр и расстояние между ними берутся 0,5 фута. Марки углубления ни в коем случае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный момент.

    Рис. 3. Грузовая марка для пассажирских судов.

    Рис. 4. Грузовая марка для парусных судов.

    Рис. 5. Грузовая марка для судов, плавающих по Великим озерам (США).

    Рис. 6. Марка углубления, или отметка штевней:
    а) шкала в футах; б) шкала в дециметрах.

    Цвет меди, в зависимости от состава сплава менявшийся от красноватого до желтоватого, напоминал цвет только что отчеканенных старинных медных монет. В море под воздействием соленой воды обшивка ярко блестела, а в порту или в сухом доке, высохнув, она приобретала зеленоватый оттенок, напоминавший цвет медного купола какого-либо здания.

    Историческая справка

    Жадность судовладельца, стремившегося как можно глубже загрузить свое судно, на протяжении многих веков являлась одной из основных причин гибели торговых судов. С самых далеких времен моряки сознавали значение надводного борта и опасность перегрузки. До нас дошли некоторые сведения о том, что уже древние мореплаватели ограничивали осадку своих судов.
    На поднятом французами около Туниса старинном судне сохранился документ примерно двухтысячелетней давности, соответствующий современному договору на фрахтование. В документе приведены клятвы шкипера: ‘Зевсом и всеми богами Олимпа хранить условия договора перевозки свято и нерушимо и не принимать добавочного груза на свое судно». В собрании венецианских морских правил за 1255 год упоминаются древнейшие грузовые марки-кресты, нарисованные или выжженные на бортах корабля. Марок было две, для новых и старых, сверх пятилетнего возраста судов. Перегруз карался штрафом. Впоследствии в Венеции даже учредили должность скрибануса — портового надзирателя за погрузкой судов. А законы ганзейского города Висби осмотр судна вменяли в обязанность самому сенату.
    По сравнению со средневековыми купцами судовладельцы «владычицы морей’ Британии выглядели просто варварами. В начале XIX века английский торговый флот составлял почти половину мирового. Аварийность в нем была катастрофической. Она неуклонно росла, и член торговой палаты города Нью-касла Джеймс Холл с горечью констатировал в «Таймсе»: «Можно утверждать, что число погибших судов в Англии за 1867 год составило не менее 2090, или около 6 судов в день». В другой статье он писал, что в результате сильного увеличении аварийности в торговом флоте Англии количество выплат страховых премий владельцам за двадцать-тридцать лет увеличилось вдвое; если раньше страховщики наживали состояние на торговом флоте, то теперь они терпят убытки’.
    Сам Холл был крупным судовладельцем и одновременно директором страховой компании. То и дело сталкиваясь с нарушениями правил безопасности мореплавания, он первый обратил внимание английского правительства на злонамеренные перегрузки судов. В 1869 году в палате общин английского парламента обсуждался проект нового ‘Закона о судоходстве». Присутствовавший при этом Холл предложил наносить на борта грузовую марку, ограничивающую осадку судна. Обращая внимание общественности на недопустимое положение, сложившееся в английском торговом флоте, Холл говорил: «Удивительным является не то, что в море гибнет большое число судов, а то, что это число так мало!»

    Увы, это был голос вопиющего в пустыне.
    И услышал его только один Самуэль Плимсоль. Как ни странно, он не был ни судовладельцем, ни моряком вообще. Управляющий пивоваренным заводом, а впоследствии торговец углем, Плимсоль нажил немалый кали-тал, в 1868 году добился избрания в парламент от города Дерби. Не будучи особенно разборчивым в средствах, он воспользовался материалом, собранным Холлом, и написал книгу ‘Наши моряки’. Представленная в ней картина тогдашнего судоходства Англии оказалась настолько неприглядной, что правительство назначило королевскую комиссию по немореходным судам. Однако через несколько месяцев работы комиссия заявила, что об универсальных правилах ограничения осадки судов не может быть и речи, а любой закон относительно минимально допустимой высоты надводного борта был бы злонамеренным! Летом 1875 года на парламентских дебатах премьер Англии Дизраэли заявил, что очередной рассматриваемый законопроект о судоходстве должен быть отклонен. Тогда Плимсоль вскочил с места и, обращаясь к своим противникам, крикнул:

    За это его на неделю отстранили от должности. Плимсоль был вынужден публично просить у парламента извинения, но зато стал необычайно популярным, увеличил число своих сторонников в парламенте.
    Уже на следующий год был издан закон,
    По нему суда обязаны были иметь на бортах грузовую марку в виде круга, центр которого показывал бы предельную осадку. которую определял сам судовладелец. Естественно, что тот стремился «на всякий случай» заявить грузовые марки «с запасом», нередко обрекая судно на верную гибель. За один только 1882 год затонуло 548 английских кораблей и погибло 3118 моряков. Такой поворот дела вызвал многочисленные протесты и волнения. Однако английское правительство, всегда отличавшееся консерватизмом, лишь в 1890 году ввело закон о грузовой марке. Высоту надводного борта стало определять классификационное общество, а обязательный для всех торговых британских кораблей указатель допустимой осадки приобрел свой нынешний вид.
    Любопытно, что, несмотря на оригинальность и простоту грузовой марки, обеспечившей ей впоследствии столь долгую жизнь, Плимсоль даже не пытался запатентовать ее. Впрочем, случись такое, вряд ли он получил бы от возненавидевших его судовладельцев хоть пенни. Однако бывший пивовар стал настолько популярен среди моряков, что даже был избран председателем английского профсоюза моряков и кочегаров.
    Перед первой мировой войной грузовая марка уже широко применялась в Бельгии, Франции, Германии, Японии, Голландии, Швеции, Португалии. Правда, судовладельцы
    все еще пытались ловчить. Особенно дурной славой пользовались Калькутта, Норфолк, порты Вест-Индии и Мексиканского залива. Здесь даже выработались особые приемы, как обмануть бдительность неопытных представителей надзора. Обычно перегруженному судну искусственно предавали крен, чтобы марка поднялась из воды и была видна с причала. Что же касается огромного к тому времени американскою торгового флота, то там мерилом допустимой осадки корабля по-прежнему оставалась совесть судовладельца. Так было, пока не погиб «Вестрис». Этот грузовой пароход в ноябре 1928 года, будучи загружен на 7 дюймов выше грузовой марки, во время шторма в Атлантике потерял остойчивость, опрокинулся на борт и затонул. Весть о трагедии ‘Вестриса’ облетела весь мир и произвела глубокое впечатление на общественность Соединенных Штатов. В 1929 году конгресс США утвердил закон о грузовой марке. А еще через год состоялась конференция в Лондоне, принявшая первую ‘Международную конвенцию’ о «грузовой марке». Ее подписали представители более чем 40 государств, в том числе и нашей страны, к тому времени уже давно внедрившей у себя полезное предложение Плимсоля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *