Когда ввели права на автомат
Перейти к содержимому

Когда ввели права на автомат

  • автор:

История водительского удостоверения

vy.jpg

В современном мире люди не мыслят своей жизни без автомобиля. Автомобиль из показателя роскоши перешел в разряд необходимых вещей и стал самым распространенным средством передвижения. Все больше молодых людей, ещё даже не достигнув совершеннолетия, стремятся пройти обучение в автошколе и получить права. Ведь вождение автомобиля без соответствующего документа сейчас совершенно немыслимо и противозаконно. Заветная розовая пластиковая карточка с фотографией и персональными данными, продублированными на латинице, дает счастливому обладателю право управлять транспортным средством той или иной категории. И мало кто из студентов автошколы и мотошколы задумывается над тем, когда, как и с чего началась история водительского удостоверения.

В конце 19 века были изобретены первые автомобили. Темпы развития автомобильной промышленности были достаточно высоки, и уже через десяток лет авто появились на улицах городов. Так как автомобиль при неграмотном управлении мог представлять опасность для окружающих, то появилась и необходимость в выдаче специального документа, разрешающего управление транспортным средством. Впервые такую справку (первое в истории ВУ!) выдали во Франции в 1893 году. Получил её парижанин Луи Лепин. В те времена ещё не было экзаменов, специальной подготовки для водителей. Для получения соответствующего разрешения нужно было показать градоначальнику свои умения в управлении автомобилем, иногда созывали для этого случая специальную комиссию, по большей части из любопытствующих.

В России же первые права выдали в 1900 году в Санкт-Петербурге после экзаменов по вождению и знанию города. На рубеже веков в России возник парадокс следующего характера: бюрократическая машина не поспевала за развитием технического прогресса. Автомобили быстрее наводнили улицы городов, нежели чиновники пришли к единообразию в процедуре выдачи и оформления документов для водителей. Доходило до того, что права, полученные в одном городе, являлись недействительными в другом, что уж говорить о другой стране. В 1909 году Россией была подписана Международная конвенция, регламентирующая передвижение автомобилей, вид выдаваемого документа был подогнан под европейский образец, но и эта мера не до конца упорядочила процесс выдачи прав. Только к 1936 году все автомобильные дела взяли на себя органы внутренних дел, что позволило привести к единому знаменателю всю систему контроля. После сдачи экзаменов стали выдавать «удостоверение шофера», сначала бессрочно. Отбирать же права начали в 1956 году, так как усложнились ПДД и появились нарушители.

Другая важная дата – 1963 год, когда СССР примкнул к Женевской конвенции и вступили в силу международные права, в стране начал потихоньку приподниматься «железный занавес».

Пластиковые же карточки появились к 1999 году, позднее они были усовершенствованы. Водительские удостоверения, которые выдаёт ГИБДД сейчас, вошли в обращение в 2011 году. На них есть штрих-код и появились так называемые подкатегории (М, А1, В1). Так же на ВУ нового образца нет отдельной категории «Е» (прицепы), а есть отметки ВЕ, СЕ, DE, в зависимости от того, к какому транспортному средству разрешается прицеп. Водительские удостоверения сейчас выдаются сроком на 10 лет, по истечении которых их необходимо будет поменять (пока без сдачи теории, предоставив медсправку).

Водители начали получать права нового образца

С 1 апреля водители начали получать новые удостоверения

ГИБДД начала выдачу водительских удостоверений нового образца. Теперь в них будут указаны новые категории, а также появятся подкатегории. Также в них будут отмечать возможность управления машинами с автоматической или механической трансмиссией.

Только в Москве, по скромным подсчетам, сегодня получат права нового образца около полутора тысяч человек. Такое количество народа в среднем в столице получает права либо впервые, либо по обмену тех, чей срок истек. В ГИБДД никаких проблем в выдаче новых удостоверений не видят, ведь сам бланк водительского удостоверения не меняется. Меняется только его оборотная сторона. А она к выпуску спецпродукции, то есть ко всяким организациям типа Гознака, занимающимся выпуском и поставкой таких бланков, отношения не имеет. В ГИБДД эта оборотная сторона прав впечатывается в бланк посредством принтера благодаря специальной программе. Программное обеспечение на всех компьютерах экзаменационных подразделений поменялось в ночь на сегодня.

Напомним, что с сегодняшнего дня в водительских удостоверениях появились такие новые графы, как категория «М», обозначающая право управлять мопедами и скутерами, а также подкатегории. «А1» — дает право на управление легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров.

«В1» — право управлять квадроциклами и трициклами.

«С1» — позволит водителю сесть за руль грузовиков, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонны.

«D1» — даст возможность управлять автобусами, в которых не более 16 посадочных мест. Также в правах появились и такие подкатегории, как «С1Е» (управление грузовиком категории «С1» с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг), и «D1Е» (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).

При этом никакого массового обмена прав не будет.

Все водительские удостоверения будут действовать до того срока, который в них прописан. Впрочем, никто не помешает желающим обменять права досрочно. И тут надо учитывать несколько моментов. Так как некоторые категории покрывают некоторые подкатегории, то отмечаться в качестве открытых будут не только категории, которые уже есть, но и те подкатегории, которые они захватывают. Например, у вас истек срок действия вашего водительского удостоверения, в котором была открыта только категория «В». Вы приходите в подразделение Госавтоинспекции и получаете на руки по обмену права , в которых открыты категория «М», подкатегория «В1» и категория «В».

Дело в том, что согласно поправкам в закон о безопасности дорожного движения любая открытая категория дает право на управление мопедом. Поэтому категория «М» будет открыта автоматически. А вот с подкатегорией «В1» все гораздо сложнее. Дело в том, что согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения право на управления этой категории транспортных средств, помимо тех, кто получал права именно на нее, имеют еще и те, у кого есть открытая категория «А» или «В». Но с одним условием. Те, у кого открыта категория «А», могут управлять квадрициклами с мотоциклетной посадкой. То есть у этих мини-вездеходов мотоциклетный руль и органы управления машиной такие же, как на мотоцикле. Те, у кого открыта категория «В», могут управлять квадрициклами, которые оборудованы автомобильными органами управления — круглый руль, педали газа, тормоза, сцепления, если эта техника оборудована механической трансмиссией.

Как сообщили корреспонденту «РГ» в Главном управлении обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, сотрудники дорожно-патрульной службы уже поставлены в известность, как распознавать тех, кто имеет право на управление теми или иными вездеходами. Все очень просто: если помимо «В1» открыта категория «В», значит управлять можно квадрициклами только с автомобильными органами управления. Если помимо «В1» открыта категория «А» — только с мотоциклетными. И никакими другими.

До тех пор, пока не будут приняты программы подготовки водителей, все так и останется. Когда они будут приняты и водителей начнут отдельно учить на подкатегорию «В1» в особых отметках прав, то есть в 12-й графе, напротив этой категории будет прописана возможность управления и тем, и другим видом транспортных средств, входящих в эту подкатегорию.

Кстати, именно в эту графу будут вноситься и ограничения по управлению в зависимости от вида трансмиссии. Согласно тем же поправкам в закон о безопасности дорожного движения, теперь можно обучаться и сдавать экзамены на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в правах появится соответствующая отметка. Она также будет ставиться напротив той категории, по которой сдавался экзамен.

Надо учесть еще один момент. Вступили в силу требования к медицинской справке о допуске к управлению. Теперь водитель может пройти весь медосмотр в соответствующем медицинском учреждении с соответствующей лицензией. Но проверку врача-нарколога и врача-психиатра придется пройти только в диспансерах по месту жительства или временного пребывания. Сделано это было с благой целью: ведь у медиков нет единых баз данных на всех пациентов. Поэтому информация о том, состоит ли тот или иной водитель на учете у нарколога, может быть только в диспансере. Но возможность получить такую справку по месту временного пребывания дает преимущества тем, кто приехал из других регионов и республик. Ведь в местных диспансерах информации о вновь прибывших пациентах не будет.

Водительские права нового образца начнут выдавать на следующей неделе

Новые водительские удостоверения начнут выдавать со следующей недели

«Российская газета» публикует сегодня приказ МВД, который меняет внешность водительского удостоверения. В новых правах появятся новые категории, подкатегории и новые отметки.

Поменять внешний облик прав потребовалось в связи с тем, что с 5 ноября вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения. Согласно ему в стране появились новые категории и подкатегории прав.

В частности, теперь и для управления мопедом требуются права. Правда, любой категории. А если у водителя этой техники нет никакой категории, то он может пройти обучение, сдать экзамен и получить права категории «М». Эта категория одна из немногих, которые появляются на оборотной стороне водительского удостоверения.

Теперь туда же добавляются категории «Tm» — трамваи, и «Tb» — троллейбусы. Также появляются подкатегории «А1» — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1» — квадрициклы и трициклы, «С1» — грузовики до 7,5 тонны, «D1» — автобусы до 16 мест. Также появляются и такие подкатегории, как «С1Е» и «D1Е». Они дадут право на управление машинами соответствующих подкатегорий с прицепом. Все эти обозначения теперь будут отражены в водительском удостоверении.

Еще одно нововведение, которое нашло свое отражение в новых правах — это управление автомобилем с автоматической коробкой передач.

До сих пор при обучении вождению и сдаче экзаменов будущий водитель имел возможность получить права только в одном случае: если он умеет переключать скорости. Однако некоторым людям такая техника просто не нужна. С пятого ноября они получили возможность обучиться вождению и сдать экзамен на автомобиле с автоматической трансмиссией. Правда, при этом в правах в пункте 14 «Ограничения» будет ставиться отметка «АТ» — управление только автомобилем с «автоматом». Это последняя графа на оборотной стороне. В нее также ставятся ограничения, например, для водителей-инвалидов «только с ручным управлением» и прочие.

Документ вступит в силу через неделю после опубликования. Предполагается, что уже тогда во всех подразделениях начнут выдавать права нового образца. И проблем с этим быть не должно. Ведь сам бланк остался прежним. Изменилась только оборотная сторона, которая печатается на принтере непосредственно в подразделении. А обновить программное обеспечение — не сложно.

Также немного изменится и вид международного водительского удостоверения. Это такая длинная бумажная лента, на которой на разных языках перечислено все то, что прописано в обычных правах. В международных правах тоже появятся новые категории и подкатегории, а также новые отметки. В частности, ограничение на управление автомобилем с автоматической коробкой передач, например, для категории «В», в них будет записываться в следующем виде: «В — automatic transmission only».

Тем, у кого есть права, в срочном порядке менять их на новое удостоверение не придется. Их документ будет действовать ровно до истечения срока, который в нем же и прописан. Напомним, что срок действия российских прав составляет десять лет.

При обмене их при истечении срока никому не придется сдавать какие-либо экзамены. Права как обменивались, так и будут обмениваться. При этом в новом документе будут открыты именно те категории, которые были открыты в старых правах. Была категория «А» — в новых будет «А». Была категория «С» — будет «С». Были категории «А», «В», «С» — будут открыты они же.

Никто не присвоит категорию ниже той, которая была открыта раньше. Более того, даже откроют подкатегории, которые «поглощаются» категориями.

Никто при обмене прав не поставит в новом документе отметку «АТ». Такие права вообще пока не выдаются, то есть из старого документа в новый будет перенесено ровно то, что в нем написано.

Но проблема в другом. Несмотря на вступивший в силу закон, а также на вступающий в силу новый вид водительского удостоверения, делать отметки в новых графах пока еще практически некому. Дело в том, что до сих пор нет таких подзаконных актов, как примерные программы подготовки водителей соответствующих категорий и подкатегорий, а также нет документа, который бы устанавливал правила приема экзамена по ним. Поэтому и присваивать их пока некому.

В частности, сезон двухколесной техники уже практически наступил, а прав на мопед пока никто официальным образом получить не может. Ведь согласно закону о безопасности дорожного движения, теперь сдать экзамен в ГИБДД может только тот, кто прошел соответствующее обучение в автошколе. Раз нет программ — ни одна автошкола не имеет права начать обучение управлению этой техникой.

Сесть за руль мопеда не проблема для тех, у кого открыта хоть какая-нибудь категория прав. А что делать молодым людям, которые до сих пор прекрасно ездили на мопеде, а теперь останутся без него по той причине, что не могут получить права из-за отсутствия подзаконных актов? Или пенсионерам в деревне, которые привыкли добираться до ближайшего магазина на дешевеньком скутере, но прав на вождение не имеют?

Между тем, за прошлый год, согласно статистике ГИБДД, право на управление получили почти 2 240 тысяч человек. Похоже, в этом году количество выданных водительских удостоверений заметно сократится. Ведь помимо того, что уменьшится поток тех, кто сдавал на права по так называемой самоподготовке, то есть без обучения в автошколе, сейчас лицензирующие органы взялись довольно строго проверять автошколы. И накладывают на них жесткие санкции, вплоть до приостановления деятельности этих организаций.

Дело в том, что буквально после вступления в силу закона о безопасности дорожного движения, были приняты новые правила лицензирования образовательных учреждений. В них для автошкол, в частности, прописано обязательное обследование сотрудниками ГИБДД на предмет соответствия программам обучения. Но так как программ нет, то и сотрудники ГИБДД ничего не обследуют и не выдают никаких заключений.

А это уже нарушение лицензионных требований. За что автошколы и наказывают. И если соответствующих программ не появится в ближайшее время, то большинство автошкол просто свернет свою деятельность. И получать права будет некому.

Водителей напугали новым штрафом за права. Заплатить придется до 15 тыс.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Водитель легкового автомобиля может быть отстранен от его управления и оштрафован на 15 тыс. руб. даже в случае, если он не нарушал правила дорожного движения, и у него есть права категории B. Такая ситуация может возникнуть, если в его водительском удостоверении стоит отметка АТ, а он управляет машиной с механической коробкой передач.

Что такое пометка АТ

Водительские удостоверения с пометкой АТ ввели в России девять лет назад, в 2014 году. Эта аббревиатура расшифровывается как «автоматическая трансмиссия». Такие права получают те водители, кто проходил обучение в автошколе и сдавал экзамен в ГИБДД на автомобиле именно с «автоматом» и двумя педалями.

Пометка АТ может стоять в одном из двух мест в удостоверении. В пункте 12, напротив соответствующей категории транспортных средств. Как правило, автоматические трансмиссии используются в легковых автомобилях, так что это будет категория «B».

Фото: Shutterstock

Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Второй вариант — отметка АТ может стоять в самом конце, в 14-ом пункте водительского удостоверения. Это означает, что водитель имеет физические ограничения и не способен управлять автомобилем с механической коробкой передач. Тогда пометка АТ распространяется на все открытые категории водительских прав.

Кто может оказаться за рулем машины с механикой

При наличии навыков управления автомобилем с механической коробкой передач, водитель с правами, в которых есть пометка АТ, может столкнуться с желанием сесть за руль машины на «механике» в целом ряде случаев.

Самым очевидным представляется аренда такого автомобиля во время поездки в другой город или использование каршеринга. Большинство сервисов каршеринга предлагает легковые автомобили с автоматическими коробками передач, однако это правило не действует на фургоны. Последние предлагаются сервисами каршеринга для клиентов, которым требуется перевезти вещи.

Управлять фургонами полной массой до 3,5 тонн можно с легковым водительским удостоверением категории B, но большинство таких машин будут с механической коробкой передач. В целом водители коммерческого транспорта, устраивающиеся работать по найму, должны быть готовы к тому, что «автоматы» даже в легких фургонах и городских грузовичках встречаются крайне редко.

Фото: Edgar Breshchanov / Global Look Press

Фото: Edgar Breshchanov / Global Look Press

Наконец, у водителя может возникнуть необходимость перегнать машину родственника или получить такой автомобиль по наследству. И эта машина также может быть с механической коробкой передач, особенно если речь идет об автомобиле, которому уже много лет.

Что грозит водителю с пометкой АТ при остановке инспектором

Водительское удостоверение категории B позволяет управлять автомобилем как с механической, так и с автоматической коробкой передач, но это правило не имеет обратной силы. Если водитель сдал экзамен в ГИБДД на машине с автоматом и получил пометку АТ в свои права, то ездить на машине с механикой он не имеет права.

Такое действие будет приравнено к вождению без прав и подпадает под статью КОАП 12.7, напоминает юрист Катерина Соловьева. За такое нарушение положен штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб, при этом водитель будет немедленно отстранен от управления, а машина может отправиться на штрафстоянку.

Более того, наказание полагается и тому, что доверил свой автомобиль водителю, заведомо не имеющему на это прав. За это предусмотрен штраф в размере 30 тыс. руб. Подобная ситуация возможна в случае, если владелец машины находится в состоянии опьянения и попросил трезвого друга сесть за руль вместо него.

«Статья 12.7 существует с тех пор, когда категорий водительских удостоверений было меньше, а различия между ними — больше. Понятно, что если водитель умеет водить машину с автоматом, а сел за механику, это не такое страшное нарушение, как если он вообще не умеет водить такой тип транспортного средства. Но по закону наказание будет одинаковым», — говорит юрист.

Фото: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press

Фото: Сергей Петров / news.ru / Global Look Press

Как в ГИБДД вычисляют водителей с неподходящими правами

По словам Соколовой, ей не известны случаи осуществления каких-либо специальных рейдов против водителей с правами АТ за рулем машин с механическими коробками передач. Не слушал о такой практике и юрист Московского профсоюза полиции Павел Корнеев. При этом он признает, что нарушение может быть выявлено в ходе проверки документов, и сотрудник автоинспекции в праве оформить протокол.

«У каждого сотрудника ГИБДД вырабатываются особые психологические навыки, позволяющие ему выявлять нарушителей в потоке даже, если на первый взгляд он едет с соблюдением ПДД. Как правило, так вычисляются пьяные водители, поведение которых опытному инспектору покажется подозрительным», — говорит Корнеев.

При этом, у автоинспекции нет особых предпочтений касательно отдельных марок и машин, которые останавливают чаще других, считает Корнеев. По его словам, на бренд автомобиля и его модель сотрудники ГИБДД смотрят только если объявляется план «Перехват».

Сколько в России прав с пометкой АТ

По мнению председателя правления Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой, обучение вождению и сдача экзаменов в ГИБДД на автомобиле с автоматом было особенно популярно сразу после того, как такая практика была разрешена. Сейчас интерес спал, и число учеников на автомобиляхс автоматической коробкой передач устоялось примерно на уровне 20% от общего количества.

При этом обучение вождению на машине с автоматом не дает никаких преимуществ при сдаче практического экзамена в ГИБДД, считает Зайцева. По ее словам, обращение с трансмиссией является базовым навыком, и к моменту экзамена все ученики уже умеют пользоваться сцеплением и переключать передачи.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

«На «автомате» проще начинать учиться, но сдавать экзамен одинаково сложно. Инспекторы ловят не на том, что водитель не научился трогаться на механике, а на более сложных моментах», — говорит эксперт.

У автошкол есть программы по переучиванию водителей с автоматической на механическую коробку передач, но такая услуга почти не пользуется спросом, констатирует Зайцева. При этом, чтобы избавиться от пометки АТ в правах водителю надо будет пересдать практическую часть экзамена в ГИБДД. Сдавать теорию повторно не придется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *