Как стучит рулевая рейка
Перейти к содержимому

Как стучит рулевая рейка

  • автор:

Стук в рулевой рейки – ремонт? Или можно подождать?

Стук в рулевой рейки – ремонт? Или можно подождать?

Стук в рулевой рейки – ремонт? Или можно подождать?

Довольно часто при контрольном осмотре автомобиля, диагностируется посторонние шумы в рулевой рейке. Автолюбители обычно задают вопрос – насколько опасны эти звуки и нужно ли производить ремонт сейчас или можно подождать? Чтобы ответить на этот вопрос нужно понимать, что же все таки стучит в рулевом механизме?

Основной причиной посторонних звуков в рейке является износ пластиковых втулок, в которых установлен зубчатый вал. Поначалу зазор незначительный и проявляет себя еле слышимыми постукиваниями, которые может заметить только опытный автомеханик. Но обычно после первых проявлений, стук начинает быстро прогрессировать и через непродолжительное время на него начинают обращать внимание водитель и пассажиры автомобиля.

Объясню, почему так происходит:

На новом механизме, зазор между втулками и рулевым валом практически отсутствует, но по мере эксплуатации из-за возвратно поступательного движения происходит износ материала втулок. По мере увеличения осевого зазора между деталями рулевой рейке при движении автомобиля, к продольному перемещению вала добавляется осевое на величину зазора между втулкой и рулевым валом. Это осевое перемещение носит ударный характер и значительно ускоряет износ деталей. И самое плохое – чем больше становится зазор, тем больше становятся ударные нагрузки и тем быстрее втулки выходят из строя.

Если продолжать эксплуатировать автомобиль с изношенными втулками, то зоне контакта начинает изнашиваться метал рулевого вала. Когда стук только появился, ремонт обычно заключается только в замене втулок, но если пошел износ рулевого вала, то заменой одних пластиковых втулок уже не обойтись. Чтобы отремонтировать рулевую рейку, потребуются дополнительные операции:

  • Шлифовка рулевого вала в размер максимального износа (измеряется минимальный диаметр вала в зоне износа, и весь рулевой вал пришлифовывается в этот размер)
  • Изготавливаются нестандартные втулки
  • Подбираются новые сальники под новый диаметр

Кроме того при значительном зазоре в паре рулевая рейка- втулка, через сальники начинает подтекать жидкость ГУР. Если уровень жидкости упадет ниже критического, то насос ГУР начинает работать на сухую и выходит из строя, что на порядок поднимет планку стоимости ремонта!

Ремонт рулевой рейки: причины и устранение стука

Ремонт рулевой рейки: причины и устранение стука

При наезде на неровности на небольшой скорости многие автомобилисты слышат стук, особенно если пробег автомобиля превышает 200 тысяч километров. Причина может заключаться в рулевой рейке.

Однако кроме данного узла стучать в подвеске могут и другие компоненты: шаровые, втулки стабилизатора, рулевые наконечники и другие детали.

Убедиться в том, что стук доносится именно из рейки, можно на выключенном автомобиле.

При заглушенном двигателе руль нужно повернуть на небольшой угол вправо и влево. Если во время проверки слышен стук, значит необходимо искать причины и проводить ремонт рулевой рейки либо осуществлять ее замену. Езда на автомобиле с поврежденной рулевой рейкой грозит потерей управляемости.

Что может стучать в рулевой рейке?

Крепления, уплотнения

Самая частая причина стуков – ослабление креплений. Потеря стягивающей нагрузки становится следствием вибраций при перемещении по неровностям, а также длительной эксплуатации.

Самостоятельно затянуть резьбовые соединения обычно не составляет труда.

Также стук появляется вследствие повреждения резиновых и пластмассовых деталей. Они есть практически во всех ремкомплектах, замена своими руками также не вызывает сложностей.

Зубья рейки

Хуже обстоят дела с изношенными зубьями рулевой рейки, что приводит к глухому стуку из-за возникновения люфта. Сильнее всего износу подвергаются центральные зубья, так как большую часть времени рейка находится в среднем положении. Первые признаки износа появляются при пробеге до 100 тысяч километров, после 150 тысяч детали начинают стучать.

Стуки при повороте руля при выключенном двигателе чаще всего выдают именно эту проблему.

Восстановлению зубья не подлежат, эксплуатировать вал с повреждениями опасно, так как повышается риск отказа рейки в движении. Поэтому в процессе ремонта деталь меняется на новую.

Сухарь рулевой рейки

Еще одна довольно распространенная причина стука заключается в износе поджимного сухаря рулевой рейки или его пластины. Данный узел необходим для регулировки зазора зубчатой пары рулевой рейки и исключения вертикальных перемещений горизонтального вала при езде по неровной дороге. При износе образуется люфт, из-за которого появляется стук.

Подпружиненный сухарь цилиндрической формы помещается в картер. В месте его контакта с валом установлена поджимная пластина. Горизонтальный вал движется влево-вправо и трется и неподвижную пластину, вследствие чего последняя изнашивается.

Поврежденные поджимные пластины

Производители автокомпонентов наносят на пластину специальное сухое смазочное покрытие, которое снижает трение и износ. Однако по мере работы защитный слой стирается, в пластине образуются выработки и как следствие прижим зубчатой пары ослабляется, появляется стук.

Кроме того, изнашиваются и боковые стенки сухаря. На неровностях вал бьется в вертикальном положении и сухарь, удерживая его, стучит о стенки картера. Чем чаще машина перемещается по бездорожью, тем быстрее повреждаются поверхности сухаря и образуется зазор между ним и картером, приводящий к стуку.

Также после длительной эксплуатации может проседать пружина поджимного узла.

Стук изношенного сухаря появляется при повороте руля на выключенном автомобиле и при езде по неровностям, причем характерным признаком является отдача в руль.

Замена сухаря рулевой рейки

Сухари с пластинами доступны к покупке практически на любые модели автомобилей, так как их износ является достаточно распространенной проблемой.

Менять детали рекомендуется при разборке всей рулевой рейки, так как их сложно демонтировать из системы. Однако ремонт без разборки всей системы не исключен.

Демонтаж рулевой рейки

Для доступа к поджимному узлу нужно снять рулевую тягу и пыльник. После этого откручивается регулировочная гайка, извлекается пружина с шайбами.

Износ пластин сухаря оценивают по внешнему виду и состоянию защитного покрытия темно-серого цвета.

Если слой покрытия поврежден, но на вкладышах не успели образоваться выработки, то защитный слой подлежит восстановлению.

Для самостоятельного применения используют антифрикционные покрытия в баллончиках, такие как MODENGY Для деталей ДВС.

Материал распыляется на пластины в несколько слоев, после чего сохнет при комнатной температуре или в печи. Специалисты автомастерских рекомендуют отверждать слой при нагреве для улучшения его эксплуатационных характеристик.

Важно учесть, что данное покрытие применяется только на поджимных пластинах, изготовленных из металла.

Пластины с восстановленным покрытием работают не хуже новых.

Замена сухаря производится при износе его боковых стенок. Просевшая пружина также меняется на новую.

Все детали устанавливаются в картер в обратном порядке: сухарь с пластиной, шайбы с пружиной, регулировочная гайка.

Ремонт поджимного узла методом его подтяжки неэффективен. Во-первых, таким способом не удается обеспечить штатную работу и нормальный прижим деталей, во-вторых, это может привести к ухудшению управляемости автомобиля из-за перетягивания рейки – руль перестает самостоятельно возвращаться в исходное положение.

Стук при проезде неровностей

Cтук при движении по неровной дороге не всегда является неисправностью в рулевом механизме (рулевой рейке).

Необходимо разделить характер этого стука:

  1. Если при проезде по неровной дороге вы слышите стук, но при этом вы не ощущаете этот стук на рулевом колесе, то скорее всего неисправность находится в подвеске автомобиля.
  2. Если стук ощущается на рулевом колесе, то как правило это связано с системой рулевого управления.

Cner при проезде неровностей чаще всего встречается на не гидравлических рулевых рейках (механические или электромеханические). Гидравлическая рулевая рейка не так часто является причиной слышимого стука. Но есть исключения, например, рулевые рейки автомобилей форд фокус, форд мондео, вольво s80, вольво s60.

Для более точного определения источника стука при проезде неровностей, перед тем как автомобиль заедет на пост диагностики, мы делаем пробную поездку на автомобиле с автовладельцем. Это позволяет нам лучше понять что именно беспокоит владельца автомобиля, т.к. за частую стук в рулевой рейке есть, но беспокоит владельца автомобиля совершенно другое, этому есть масса примеров.

Симптом: Люфт и/или стук в рулевом управлении

Возможные симптомы

  • Стук ощущается при движении по неровной дороге.
  • Стук ощущается при покачивании рулевого колеса.
  • Приходится подруливать — машина уклоняется от прямолинейного движения.

Возможные причины

  • Изношены детали ходовой части.
  • Изношены крестовины рулевого вала.
  • Неправильная регулировка рулевого механизма (рулевой рейки или редуктора). Как следствие износ деталей.
  • Нарушена балансировка колёс.
  • Нарушена регулировка развал/схождение.

Возможные последствия

  • Увеличение интенсивности стуков.
  • В случае критичного износа крестовин рулевого вала возможно заклинивание рулевого колеса.
  • Износ деталей ходовой части и узлов рулевого управления.

Стоит заметить, что своевременное устранение дефектов в ходовой части и в узлах рулевого управления, в большинстве случаев, позволяет значительно съэкономить на ремонте. В запущенных случаях ремонт узлов рулевого управления не возможен, что приводит к покупке дорогостоящих деталей.

Рекомендации

  • Сделать диагностику подвески автомобиля.
  • Проверить состояние крестовин рулевого вала.
  • Проверить балансировку колёс, поменять местами заднике и передние колёса.
  • Проверить регулировку развал/схождение.
  • При необходимости своевременно обратиться в сервис для ремонта рулевого управления.

Своевременное обнаружение и устранение дефектов позволит избежать значительных затрат на ремонт или покупку новой детали.

Стучит рулевая рейка — причины и последствия, как определить?

Стучит рулевая рейка - причины и последствия, как определить?

Почему стучит рулевая рейка – на кочках, на повороте руля? Ищем причины, устраняем последствия!

Что из себя представляет рулевая рейка?

Для начала давайте разберемся, что такое рулевая рейка, как устроен её механизм, каковы принципы действия. Это позволит легче понять, что может быть не так с рулевой рейкой.

Рулевая рейка – важнейший узел рулевого управления. Главная задача – создать условия для поворота передних колёс транспортного средства в сторону поворота водителем руля.

рулевая рейка.jpg

Стандартная механическая рулевая рейка состоит непосредственно из руля, вала со шлицами, пазами для крепления руля и вала, рейки, тяг, наконечника.

На внедорожники, коммерческий транспорт также нередко ставится демпфер. Он выполняет функцию амортизатора, гасит вибрацию.

А существенно облегчить вращение руля помогает усилитель. Он может быть гидравлическим и электрическим. Усилитель может cтавиться на колонку, монтироваться на валу, составлять конструктивный тандем с рейкой.

Как работает рулевая рейка?

Есть разные рейки:

  1. Механическая. Водитель поворачивает руль. Вращательные движения передаются на шестерню. Поворот шестерни задаёт движение тяг и поворот колёс.
  2. С гидроусилителем и электроусилителем. Водитель вращает руль. Появляется сопротивление со стороны ведомых колёс. Торсион закручивается, каналы распределителя открываются. Рейки с электроусилителем имеют преимущество перед моделями с гидроусилителем по уровню шума. Физические усилия водителя меньше, а срок эксплуатации рейки выше. При этом рейку с гидроусилителем легче отремонтировать, нежели модель с электроусилителем.

Что может предшествовать появлению стука?

Стуку могут предшествовать разные отклонения:

  • Появление зазоров (люфтов) между деталями рулевого механизма. Разные части этого механизма начинают элементарно сталкиваться друг с другом. В этом случае важно понимать, что серьёзную опасность будет представлять не сам стук, а потенциальная непредсказуемость транспортного средства при входе в поворот на шоссе.
  • Самопроизвольное вращение рулевого колеса.
  • Повышенная чувствительность транспортного средства. Машину начинает «бросать» в сторону при незначительном повороте руля, или возникает диссонанс между углом поворота колес транспортного средства и углом поворота рулевого колеса.
  • Падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя.
  • Попадание гидравлической жидкости в пыльники тяг.

рейки.jpg

Непосредственные причины неисправности

Непосредственными причинами неисправности являются:

  • Износ распределителя – червячной пары. Наиболее распространённый вариант – это когда у распределителя изнашиваются клапаны. Этого достаточно для того, чтобы нарушилось движение жидкости в системе и, соответственно, усилитель перестал корректно работать.
  • Выработка вала по втулке. Чаще всего это результат попадания влаги. «Съедение» втулки ржавчиной.
  • Износ зубчатой части вала. При техническом обслуживании с такой проблемой встречаются достаточно часто. И, если износ небольшой – всё решаемо максимально оперативно – с помощью регулировочной гайки. Но это возможно только в ситуации, если люфт небольшой. Если же износ сильный, то установить корректное расстояние между зубцами и шестерней сложно. Приходится менять саму шестерню, а чаще и вовсе рейку.
  • Обрыв, а иногда просто ослабление приводного ремня насоса (у моделей с гидравликой). Причём, если дело имеет полный обрыв ремня, насос элементарно не работает. Если же проблема – в обрыве, начинается проскальзывание на шкивах, давление ослабевает, беспокоит стук

Как определить стучит рейка или рулевая тяга?

Если люфт – влево-вправо, то в 90% виновница проблемы – тяга, если же люфт вверх-вниз, то стук вызывает рейка.

Если проблемы не в рейке, а тяге, как правило приходится менять наконечники, шарниры. Иногда проблема сопряжена также с износом хомутов на регулировочных муфтах.

Также, если стучит именно тяга, первопричина – нарушение герметичности шарового шарнира. Это бывает, например, из-за попадания в узел грязи, песка.

Что делать, если стучит рулевая рейка?

При появлении любых подозрительных стуков и подозрении на то, что стучит именно рейка, рекомендуется действовать по следующей схеме:

  • Немедленно прекратите пользоваться транспортным средством. Это может быть небезопасно.
  • Выполните диагностику рулевого управления. Не только диагностику рейки, а комплексную. В том числе, рулевого наконечника и тяги.
  • Выполните ремонт на основе рекомендаций, которые специалисты СТО сделали на основе диагностики.

Методика диагностики рулевой рейки

При диагностике важно обязательно учитывать тип рейки:

Решение с гидроусилителем:

  • Протестируйте транспортное средство на появление гула при его повороте. Он может быть следствием износа лопастей насоса, подшипников, ослабления приводного ремня. Уровень жидкости при этом может откланяться, так и быть в норме. Этот фактор часто запутывает неопытных диагностов.
  • Проанализируйте, есть ли небольшая, но регулярная утечка рабочей жидкости. Её первый признак – необходимость «кормить добавкой» расширительный бачок. Очень часто – это реакция на корродирование. Чтобы эта проблема была минимизирована, важно пользоваться пластиковыми хомутами. При затяжке пыльников проблем с ними нет.
  • Обратите внимание на характер стука, если он в передней оси — проблема может быть и вовсе в ходовой. Обязательно обследуйте её.

Решение с электроусилителем

У решений с электроусилителем диагностику целесообразно начать с втулок. Именно разбитые втулки – одни из наиболее проблемных мест. При этом диагностику этих элементов мастера не очень любят, так как приходится делать демонтажные работы.

Виновницей может быть и шестерня/червячная передача. Как правило, такая причина неисправности рейки возникает у авто с большим пробегом.

«Хулиганами» могут оказаться и датчики поворота крутящего момента. Чаще всего истинным камнем преткновения становятся установленные над ними пыльники. Если они повреждены, то влага легко может попасть на датчики и вывести их из строя.

Последствия и решение вопроса

Неисправность рулевой рейки — это нарушение управления автомобилем. На начальном этапе, когда стук слышен только при определённых обстоятельствах – на морозе, при езде на кочках, при повороте руля, узел еще справляется со своими обязанностями. Но если не принять меры, то очень скоро водитель транспортного средства может полностью потерять контроль над управлением. Поэтому и важно крайне оперативно принять меры.

Многие автомобилисты задаются вопросом: восстанавливать или ставить новую рейку. Замена – это, безусловно, наиболее надёжный вариант, но только если деталь оригинальная. Неоригинальные запчасти сомнительного качества могут только подлить масло в огонь.

Более того, важно обращать внимание на степень износа узлов. Одно дело, когда износилась вся конструкция, другое – проблема только у отдельных компонентов. В этом случае рационально использовать ремкоплект. Особенно, если речь – о механической модели.

Для выполнения работ автомобиль поднимают домкратом. Обязательно фиксируются задние колёса. Под днищем размещается подпорка.

Получить профессиональные знания, развить навыки, которые относятся к сервисным операциям системы рулевого управления, поможет электронная интерактивная программа Система рулевого управления автомобиля. Это 7 учебных модулей и система проверки знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *