Как проверить датчик распредвала
Перейти к содержимому

Как проверить датчик распредвала

  • автор:

Как проверить датчик положения распредвала

Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобиля своими руками. Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) – маленькая, но очень важная деталь. Не только в отечественной линейке автомобилей ВАЗ, но и в иномарках. Поэтому датчик определяется как часть ГРМ мотора, от которого и зависит его функциональность.

Как проверить датчик распредвала

Тип действия этого элемента – электромагнитное. От датчика исходят сигналы в механизм управления (в мозг авто) за счет замыкания специального зубчика на распредвалу.

Компьютер транспортного средства к этому моменту уже осведомлен о положении поршня, что позволяет с точностью производить впрыск и формировать воздушно топливную смесь и воспламенять ее в нужный момент.

Признаки неисправностей и проверка датчика

Неисправности датчика распредвала, как таковые определить самостоятельно довольно сложно. Определить их можно только на станции техобслуживания при помощи специального прибора осциллографа. Но все таки некоторые моменты мы рассмотрим.

В ходе эксплуатации автомобиля пыль, грязь, масло очень часто попадает на датчик в связи с чем ДПРВ начинает работать неправильно или вообще выходит из строя.

Это приводит к тому что авто теряет динамику, начинает потреблять больше бензина, так как форсунки производят впрыск топлива в два раза чаще, это происходит потому что сигналы берутся уже с датчика коленвала. На приборной панели загорается лампочка, символизирующая поломку, неисправности автомобиля.

Многие автолюбители, зная о своей проблеме, задаются вопросом – как проверить датчик положения распредвала самостоятельно в домашних условиях?

Для этого необходимо выполнить нехитрые действия:

1. Отсоединяется проводка и снимается ДПВР (датчик фаз), подключается мультиметр. Нажимается кнопка «сопротивление».

2. Берется металлический предмет (отвертка) и производятся движения вблизи прибора. Если мультиметр не меняет своих показаний и ничего не происходит – датчик неисправен.

Это пока что не приговор. ВАЗовские авто часто страдают такой болезнью, что датчик не реагирует из-за грязи или неправильного расстояния между мультиметром. Стоит хорошо зачистить контакт и сделать проверку еще раз.

Замена датчика распредвала

Если проверка датчика распредвала показала его неисправность, то пришло время замене. Процедура ничем не сложнее, чем проверка, если не требуется калибровка зазора. В этом случае неисправный элемент снимается, а новый устанавливается.

Все усложняется, если требуется отрегулировать зазор. Производится это с помощью осциллографа. И следует предупредить сразу, что впервые такая манипуляция самостоятельно не проводится, нужен опыт или лучше обратиться к специалистам.

Столкнувшись с данной проблемой, в будущем уже не будут так страшно звучать вопросы – как проверить датчик распредвала и к кому обратиться? Это вполне можно сделать самостоятельно в домашних (гаражных) условиях. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.

4 апреля 2022
Поделиться:

Комментарии 2

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.

Здравствуйте. Честно говоря ни чего не понятно.
1) Куда подсоединяется тестер ?
2) Какие контакты?
3) Нужно ли подать питание на датчик ?
4) какая схема подключения, нужно ли добавить что то для измерения в схему например сопротивление 680 Ом ?
5) А не проще взять 12 вольтовый светодиод и подключить его на массу авто(взависимости каким проводом управляет датчик минусом или плюсом см.схему) ) в вашем случае садимся на + аккумулятора(это проще сделать) и минусом(вторым концом с иглой) сесть на подключённый разъем к датчику на сигнальный провод (номер 2(центральный, у некоторых 3 но редко) и заводим машину?
6) если светодиод моргает ярко то значит датчик исправен.
7) если слабо моргает то уже потихоньку ему хана настает и лучше заменить побыстрее. Но прежде проверяем наличие на датчике питания 1-3 должно быть 12 вольт. Если нету то ищем почему. Но с перва отсоединяем датчик и проверяем на контактах 1-3 разъема на проводах. Если есть то хана датчику, если 0 либо 5-7-9 вольт то ищем причину почему нет 12 вольт.
8) если горит постоянно значит хана датчику.
9) если не горит то проверяем на контакте 3(в других не моделях см. инструкцию) присутствие питания 12 в, если есть 12вольт и не моргает и не горит то значит хана датчику тоже
10) В случае отсутствия 12 вольт на 3 контакте то открываем схему авто и ищем откуда оно начинает свой путь и ищем повреждение начиная от даже самого ЭБУ. Все зависит от схемы возможно с каким ни будь другим датчиком они соединены параллельно в схему питания.

Всё это описание годится для 3 контактных датчиков Холла(любых). Для 2-х контактных схема проверки немного отличается(она проще).

Вы простите меня. Я не пытаюсь вас подколоть, но просто ваша статья мешает поиску «Как проверить датчик Холла». И написана как то на обум ни чего не объясняя, не показывая и не предоставляя схему. Да же я со свои опытом из вашей статьи ни чего не понял.(я помогаю молодежи научиться искать и правильно пользоваться интернетом для поиска схем и объяснений.)
P/S Страшный прибор со страшным не понятным названием осциллограф не нужен для нормальной настройки работы двигателя, есть нюансы и допуски при которых не важно зазор 3мм или 2,5 мм, или 2 мм, Тем более что только хороший осциллограф и хороший специалист сможет прочитать осциллограмму правильно и выставить точность такую которая нужна для космических кораблей и станков, А в нашем случае такая сверх точность не сыграет ни какой роли.

Способы проверки датчика распредвала

Когда во время движения автомобиль начинает дергаться или вовсе глохнуть, значит пора заглянуть под капот. Такие проблемы часто наблюдаются при поломке контроллера фазы. Ведь этот миниатюрный прибор влияет на стабильность работы движка. Чтобы не гнать транспорт в автосервис, важно знать, как проверить датчик распредвала и заменить его на новый.

Принцип работы

Принцип работы датчика распредвала

Принцип работы датчика распредвала

Схема ДПРВ

Датчик фазы — деталь, которая есть на всех двигателях с электронной системой впрыска. Ее задача — определить угловое положение распредвала. Сведения, полученные от устройства, отправляются на модуль блока управления (ЭБУ). После приема информации от ДПРВ, система рассчитывает подходящие моменты для впрыска топлива и зажигания. ЭБУ корректирует фазы искрообразования и работу топливных форсунок.

Исправность прибора влияет на количество вредных выбросов, экономию бензина, эффективность работы мотора. Даже при небольших отклонениях в показаниях мощность двигателя падает.

Устройство ДПРВ

Устройство датчика распредвала

Устройство датчика распредвала

Из чего состоит ДПРВ

Прибор вместе с датчиком коленвала контролирует синхронизацию валов. От этого зависит динамика поступления топливной смеси на такте впуска. Контроль синхронизации помогает выяснить, правильно ли установлена цепь или ремень ГРМ. Еще это важно для системы чередования фаз газораспределения. Состоит устройство из следующих компонентов:

  • магнита и его держателя;
  • конденсаторов;
  • электронной схемы;
  • эластичной печатной платы;
  • сенсора положения коленвала;
  • разъема.

На приводной шестерне распределительного вала есть контрольные точки. При его вращении металлические штыри изменяют магнитное поле в находящемся рядом ДПРВ. Когда они проходят возле прибора, генерируется сигнал, который поступает в блок управления.

На частоту импульсов влияет темп вращения вала, исходя из этого ЭБУ корректирует работу мотора. Контроллер после получения сведений от прибора устанавливает позицию поршня 1-го цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ). Происходит своевременное впрыскивание топлива и последующее зажигание смеси.

Виды

Виды датчиков положения коленвала

Виды датчиков положения коленвала

В основе работы контроллера фаз лежат разные физические принципы. Универсального варианта не существует. Есть три вида приборов:

  1. Датчик Холла.
  2. Оптический.
  3. Индуктивный.

Второй вариант встречается крайне редко. Функция детектора проявляется за счет световых лучей. Они то попадают в прорезь на маховике распределительного вала, то «упираются» в металл. По динамике колебаний блок управления определяет смену фаз.

Работа третьего устройства основана на появлении электродвижущей силы в магнитном поле прибора при прохождении возле его торца контрольной точки. Подключение таких элементов чаще всего выполняется двухконтактной колодкой.

Датчик Холла работает по другому принципу: при вращательном движении вала стальные зубья проходят через специальные прорези в устройстве. В итоге прибор подает сигнал контроллеру. Устройство трехпроводное.

Когда прибор перестает отправлять сведения контролеру, на панели приборов обычно загорается лампа Check Engine. Нужно провести диагностику, чтобы узнать код ошибки.

Где расположена деталь

Расположение ДПРВ

Расположение ДПРВ

Где находится ДПРВ

Деталь находится рядом с механизмом газораспределения. Во многих моделях авто контроллер установлен около головки блока цилиндров. Расположена она с левой либо с правой стороны мотора. Есть машины, на которых прибор вставлен в отверстие у задней стенки ГБЦ. Порой датчик расположен около верхней части ремня ГРМ.

На картинке видно, что ДПРВ находится около распределительного вала, с противоположной стороны от ремня ГРМ. А вблизи шестерни установлен гидравлический клапан, который «следит» за изменением фаз газораспределения.

Признаки поломки

Признаки неисправности ДПРВ

Признаки неисправности ДПРВ

Симптомы неисправности ДПРВ

Сбой датчика распределительного вала провоцирует появление различных проблем:

  1. На панели приборов начинает гореть лампа Check Engine. Наличие ошибок надо проверять электронным сканером OBD II.
  2. Машина во время движения начинает дергаться, а скорость падает.
  3. Пропадает искра зажигания, из-за чего завести автомобиль невозможно.
  4. Становится трудно запустить двигатель как «на горячую», так и «на холодную». Нужно несколько раз включать зажигание и мучить стартер.
  5. Расход бензина увеличивается на 10–20 %.

Не стоит долго ездить со сломанным контроллером. Ошибки в системе, постоянные толчки и рывки приведут к ускоренной поломке свечей зажигания. Их придется менять. Если появились перечисленные признаки, стоит самостоятельно проверить работоспособность детали.

Методы диагностики

Прежде чем использовать электронные приборы, сначала нужно проверить конструкцию на целостность. Для надежной фиксации датчик распредвала вставляется в посадочное гнездо с уплотнительным кольцом. Первым делом надо осмотреть уплотнитель на предмет повреждений. После этого стоит проверить зубчатый ротор и сам контроллер. Если обнаружите трещины на корпусе или стальную стружку, значит прибор требует замены.

Затем можно переходить к популярным методам проверки. Среди основных приборов для диагностики выступают осциллограф и мультиметр. Первое электронное устройство более точно диагностирует, а второе удобнее использовать.

Двухпроводной контроллер

Проверка двухпроводного датчика

Проверка двухпроводного датчика

Принцип прозвонки

Если на машине применяется устройство индуктивного типа, то тестирование выполняют следующим способом:

  1. Переключатель на мультиметре устанавливают в позицию 20 вольт.
  2. Поворачивают ключ в замке зажигания, не заводя автомобиль.
  3. Мощности должно быть достаточно. Один щуп прислоняют к любому металлу на массу, а другим дотрагиваются до кабелей датчика положения вала.
  4. Показания на экране электронного устройства должны меняться в районе 0,3–5 В. В руководстве по эксплуатации машины описаны точные рабочие значения.
  5. Далее запускают двигатель.
  6. Одним контактом электронного тестера прикасаются к кабелю питания контроллера (красного цвета), а другой прислоняют к черному. Показания должны соответствовать указанным в инструкции по эксплуатации авто данным.

Если полностью отсутствует напряжение или значения ниже эталонных, то датчик фазы неисправен, придется устанавливать новый.

Трехпроводной сенсор

Тестирование трехпроводного датчика коленвала

Тестирование трехпроводного датчика коленвала

Схема тестирования

Перед тем как использовать тестер, надо убедиться, что контакты соединительной колодки и кабеля не имеют повреждений. Требуется осмотреть проводку на предмет трещин, а также изломов. Изоляция не должна быть оплавленной. Для поиска обрывов можно применять мультиметр. Контакты разъема датчика желательно очистить от окисления.

Закончив проверять электропроводку, можно приступать к диагностике ДПРВ. Перед этим контроллер снимают с двигателя. Чаще всего его можно отыскать на головке цилиндров. Держится он обычно на одном болте.

Совет. После извлечения устройства протрите его сухой тряпкой, чтобы удалить моторное масло. При этом соединительную колодку не трогайте.

Проверять датчик положения распределительного вала, применяя мультиметр, довольно просто. Диагностику проводят поэтапно. Сначала тестер переключают в режим измерения напряжения до 20 В, потом включают зажигание, не заводя машину. Мультиметром проверяют, поступает ли питание к измерительному прибору. Отсутствие напряжения вызывают такие причины:

  • поломкой управляющего реле;
  • неисправной проводкой (разрывом или повреждением изоляции);
  • сбоем в блоке управления двигателем.

Мультиметром поочередно измеряют напряжение между клеммами 1, 2 и 3 разъема ДПРВ и минусовым выводом аккумулятора. Для проверки достаточно 13–14 В. Зажигание включается. Эталонные значения мультиметра для контроллера Bosch F01R 00B 003:

Если тестер фиксирует показания ниже нормы при подаче питания на ДПРВ, значит деталь неисправна. Чтобы убедиться в этом, можно подключить диагностическое устройство к минусовой клемме и среднему контакту. Потом нужно включить зажигание и поднести к сенсорной зоне изделия металлическую пластину или гаечный ключ. На дисплее мультиметра значения сразу снизятся до 0,2–0,4 В, если ДПРВ работоспособный. Отсутствие каких-либо изменений указывает на поломку детали.

При покупке датчика стоит учесть, что даже оригинальную запчасть могут продать без уплотнителя. Придется искать и приобретать прокладку отдельно. Поэтому рекомендуется внимательно осматривать запчасть в магазине. Во время установки устройства не забывайте менять кольцо. Применять старый уплотнитель можно только в крайнем случае, если нельзя приобрести новый.

Сканер OBD-II

Сканер OBD II ELM-327

Сканер OBD II ELM-327

Bluetooth-сканер ELM-327

Простой вариант проверки датчика положения распредвала — использование автомобильного сканера. Адаптер подключают к диагностическому порту автомобиля, который должен находиться под приборной панелью. Для соединения с OBD-II понадобится Андроид-устройство с установленной программой и включенным Bluetooth или Wi-Fi (в зависимости от сканера). Затем необходимо запустить на смартфоне или планшете поиск доступных сетей или соединений.

Из появившегося списка надо выбрать адаптер OBD-II и ввести пароль, указанный в документации к сканеру. После подключения можно переходить к поиску ошибок. В программе достаточно запустить режим статического обнаружения неисправностей. При поломке деталей или других проблемах на экране Андроид-устройства появится цифровой код.

Перечень возможных ошибок

Ошибки на дисплее сканера при диагностике датчика распредвала

Ошибки на дисплее сканера при диагностике датчика распредвала

Сканер OBD-II

Помогут выяснить, почему возникли проблемы с двигателем, именно коды неисправности. Основная их расшифровка по стандарту OBD-II:

  1. P0300 — многократные или случайные пропуски зажигания.
  2. P0340 — контроллер не передает информацию контроллеру из-за повреждений в цепи.
  3. P0341 — прибор выдает неверные показания.
  4. P0342/ P0343 — низкий/высокий уровень сигнала датчика фазы.
  5. P0344 — устройство передает ошибочные сведения на шину ЭБУ.

Код P0300 означает, что в одном или нескольких цилиндрах наблюдаются пропуски воспламенения. Это может происходить по причине повреждения проводов, износа свечей зажигания, поломки датчика кислорода или катушки зажигания, прогорания выпускного клапана.

При появлении ошибки P0340 стоит осмотреть проводку, ведь такая неисправность указывает на повреждения в цепи. Возможно, окисление контактов в разъеме устройства.

Появление кода P0341 указывает на то, что ДПРВ выдает неправильный сигнал. В процессе работы мотора коленчатый вал соединяется цепью или ремнем с шестеренками распредвала. Кулачки, имеющиеся на коленвале, открывают или закрывают клапана, а при вращении продавливают их. При такой ошибке блок управления не знает о положении клапанов в конкретный момент, поэтому не понимает, какую форсунку нужно открыть и в какую рабочую камеру подавать искру.

Ошибки P0342/P0343 возникают при отказе работы датчика фазы или замыкании в цепи. Иногда указывают на неисправность модуля управления впрыском. Прибор при таких проблемах выдает низкий или слишком высокочастотный сигнал.

Ошибка P0344 обозначает, что ДПРВ передает неустойчивые импульсы. Неисправность может появиться при разбалтывании или окислении разъема, повреждении провода от прибора до контроллера. Еще такая ошибка выскакивает, если контроллер облепила металлическая стружка.

Проверка осциллографом

Проверка датчика коленвала по осциллограмме

Проверка датчика коленвала по осциллограмме

Осциллограмма для Nissan Almera Classic

Электронный прибор помогает узнать более точную информацию о том, выдает ли датчик импульсы. Перед тестированием измерительный щуп подключают к сигнальному проводу, выставляют диапазон измерения напряжения до 300–450 В и запускают осциллограф. Проводить диагностику прибором нужно после старта двигателя, на холостом ходу.

Если диаграмма получается ровной с одним пиком, который показывает момент прохождения импульса, значит, ДПРВ исправный. Другой график указывает на проблемы с устройством.

Обычно проблемы с ДПРВ диагностируют по нарушению синхронизации с датчиком коленвала. На рисунке как раз такой случай. Стоит найти эталонную осциллограмму для конкретной модели автомобиля и сравнить показания измерительного прибора с нормальными показателями.

Как заменить прибор

Процесс демонтажа ДПРВ

С аккумуляторной батареи убирают минусовую клемму, чтобы не допустить случайного замыкания. Затем откручивают болт, который удерживает деталь на корпусе. В большинстве случаев его диаметр М10. Сделать это можно торцевым ключом. Далее с датчика снимают фишку, контроллер вытаскивают из посадочного гнезда.

Перед установкой новой детали место уплотняют резиновым кольцом. Сборку осуществляют в обратном порядке. Прибор вставляют в отверстие, фиксируют болтом и подключают фишку.

Менять ДПРВ рекомендуется раз в 5 лет или через каждые 100 тыс. км. Ведь прибору приходится работать при постоянном изменении температуры, а его полупроводниковая начинка негативно реагирует на подобные перепады.

Датчик положения распредвала — важная деталь автомобиля, от работы которой зависит синхронизация мотора. Когда появляются симптомы неисправности, нужно немедленно выполнить проверку с помощью автосканера или электронных устройств. Провести диагностику и замену контроллера сможет даже неопытный водитель.

За что отвечает датчик распредвала и как провести его диагностику

Проверка датчика распредвала (ДПРВ) позволяет не только удостовериться в его работоспособности, но и удостовериться, что в двигателях с фазированным (последовательным) впрыском топливо подается именно в необходимой последовательности. Проверку можно выполнить с помощью мультиметра, включенного в режим вольтметра, и/или осциллографа. Проверка датчика положения распредвала (5344.1130544-10) несложна, сама процедура проводится достаточно просто.

Что такое датчик распределительного вала

Датчик распределительного вала (87238) — это устройство, которое фиксирует угловое положения указанного вала в конкретный момент времени. Полученная с его помощью информация передается на электронный блок управления двигателем (ЭБУ), и на ее основе этот орган управления отдает команды на впрыск топлива и зажигание топливовоздушной смеси в каждом цилиндре в конкретный момент времени.

Датчики положения распределительного вала стали устанавливать на двигатели с разделенным (фазированным) впрыском топлива приблизительно с 2005 года.

В случае, если датчик распредвала выходит из строя (электронный блок управления получает от него некорректную информацию или вовсе не получает ее), то программно заложен переход в аварийный режим. Он подразумевает использование попарно-параллельную (групповую) подачу топлива в двигатель. Это приводит к двум негативным последствиям:

  1. Небольшая потеря мощности двигателя, особенно при езде в критических режимах (разгоне, езде под нагрузкой).
  2. Увеличение расхода топлива приблизительно на 10…20% (зависит от мощности двигателя, его конструктивных особенностей, а также условий эксплуатации).

Работа датчика положения распределительного вала основана на эффекте Холла. Так, непосредственно на распредвалу находится металлический зуб, который во время вращения вала изменяет магнитное поле в расположенном рядом датчике. Этот зуб имеет название рэпер. В датчике фиксируется изменение магнитного поля, которое преобразуется в электрический сигнал небольшого напряжения. Этот сигнал и подается на электронный блок управления.

На дизельном двигателе датчик положения распределительного вала работает иначе сравнительно с бензиновым аналогом. Импульсы от датчика фиксируют положение поршня в ВМТ не в 1-ом цилиндре, а во всех. Подобное решение позволяет добиться максимально точного определения положения распредвала по отношению к коленвалу. В дизеле ДПРВ отвечает за эффективность запуска и стабильность работы силового агрегата данного типа на разных режимах эксплуатации.

В дизеле определенные изменения конструкции присутствуют на задающем диске. Зубья на указанном элементе выполнены для каждого цилиндра ДВС и устанавливаются на определенном расстоянии. В качестве примера рассмотрим дизельный двигатель, который имеет 4 цилиндра (53442.1000146-01, 53442.1000186-01. В таком моторе задающий диск имеет 7 зубьев (4 зуба основные, расположены под углом в 90 градусов по отношению друг к другу). Также имеются дополнительные 3 зуба, позволяющие идентифицировать цилиндры по отдельности. Эти зубья расположены на определенном удалении от основных, чтобы точно определить положения поршня в каждом отдельно взятом цилиндре.

Таким образом, при выходе датчика из строя имеет смысл как можно быстрее выполнить его диагностику и при необходимости замену.

Способы проверки датчика распредвала

2 – датчик частоты вращения коленчатого вала; 3 – датчик температуры и давления масла; 4 – датчик температуры и давления воздуха; 5 – датчик температуры и давления топлива; 6 – датчик частоты вращения распределительного вала .

Перед выполнением проверки датчика с помощью мультиметра или других электронных приборов необходимо проверить его механическую целостность. В частности, он устанавливается в корпус с уплотнительным кольцом, обеспечивающим его надежное крепление. Нужно проверить его состояние. Также будет нелишним проверить целостность корпуса датчика, наличие на нем трещин или других повреждений. Желательно проверить и задающий диск, не повреждены ли зубья, нет ли на корпусе датчика или поблизости от него металлической стружки.

В интернете можно найти информацию о том, что якобы ДПРВ можно выявить его работоспособность, просто проверив его магнитные свойства. В частности, к его торцу (рабочей чувствительной части) поднести маленькую металлическую деталь, которая должна «прилипнуть» к датчику. На самом деле это не так, и нерабочий ДПРВ может как обладать магнитными свойствами, так и не обладать ими. Соответственно, проверку необходимо выполнять другими методами.

Существует два основных способа проверки датчика положения распределительного вала — с помощью электронного мультиметра и с помощью осциллографа. Первый метод проще и быстрее, однако второй — более точный и дает больше диагностической информации.

Проверка датчика распредвала мультиметром

Для проверки ДПРВ необходим демонтаж. Сделать это несложно, нужно лишь отсоединить от него контактную группу проводов, и отвинтить крепежный болт. Также для проверки вам понадобится небольшой металлический предмет (из черного металла, чтобы он магнитился).

Алгоритм выполнения проверки датчика мультиметром следующий:

Взять мультиметр и переключить его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В (зависит от конкретной модели мультиметра).

Отсоединить «фишку» от датчика, отщелкнув фиксатор.

Демонтировать датчик из его посадочного места.

На «фишке» датчика для дизельных двигателей ЯМЗ

  1. Контакт 1 (провод 2.09) – ЭБУ контакт 2.09 выходной сигнал;
  2. Контакт 2 (провод 2.10) – ЭБУ контакт 2.10 масса датчика.

Проверить наличие питания на фишках. Для этого нужно включить зажигание на автомобиле (но не запускать двигатель) и проделать это с помощью мультиметра. Если питания на фишках нет — значит, нужно искать причину. Это может быть неисправная проводка (повреждение изоляции, разрыв проводов), выход из строя управляющего реле, «глюк» электронной системы управления (ЭБУ).

Далее нужно подсоединить датчики для проверки по приведенным на рисунке схемам.

Подать на датчик напряжение 13,5±0,5В (хотя допускается и меньшее, например, 12…12,5 Вольта от аккумулятора).

Если при подаче питания на датчик вольтметр фиксирует отсутствие напряжения на датчике, то это сигнализирует либо о поломке самого датчика, проверку можно завершить и готовиться к замене датчика на новый.

Замерить напряжение между плюсовым и сигнальным контактом. Оно должно равняться не менее 90% от питающего напряжения (то есть, если значение питающего напряжения равно 12 Вольт, то напряжение на сигнальном контакте должно быть не менее 10,8 Вольт).

Поднести к торцу датчика (его сигнальной части) приготовленный заранее металлический предмет. Повторно замерить напряжение на сигнальном контакте. Оно должно быть не более 0,4 Вольт. Убрать пластину — значение напряжения должно восстановиться до 90. 100% питающего. Если есть какие-либо отклонения в процессе проверки — значит, датчик вышел из строя и подлежит замене.

Обратите внимание, что желательно проверять не только датчики, уже установленные на двигатель, но и вновь купленные, поскольку всегда существует риск покупки бракованного товара.

Проверка ДПРВ с помощью осциллографа

Электронный осциллограф помогает понять, как работает датчик положения распределительного вала, и выдает ли он импульсы вообще. Обычно пользуются так называемым электронным осциллографом, то есть, просто программой-симулятором, установленным на ноутбук или другое подобное устройство. Необходимо подключиться к датчику распредвала и снять с него осциллограмму. В идеале должна быть ровная диаграмма-расческа с одним выпадающим пиком, который соответствует прохождению рэпера через датчик. Если же осциллограмма имеет другую форму — нужна дополнительная проверка.

Замена датчика положения РВ

Если в процессе проверки выяснилось, что непосредственно датчик положения распредвала вышел из строя — значит, он подлежит замене. Как правило, эти узлы являются неремонтопригодными, поскольку их корпус запаян, и разобрать его невозможно. Стоит датчик недорого, а процедура замены несложная, и с ней может справиться даже начинающий автолюбитель.

Алгоритм замены датчика следующий:

  • При неработающем двигателе отсоединить от аккумуляторной батареи минусовую клемму.
  • Отсоединить от датчика положения распределительного вала «фишку» (как при проверке).
  • В зависимости от модели автомобиля необходимо демонтировать детали, которые препятствуют доступу к датчику. С помощью гаечного ключа отвинтить один или два крепежных болта, в зависимости от типа крепления. Размер гаечного ключа может быть разный, обычно это ключ на 10 мм.
  • После демонтажа крепления необходимо аналогично достать датчик из его посадочного места.
  • Установка нового датчика выполняется в обратной последовательности.
  • Присоединить минусовую клемму к аккумулятору.
  • При покупке нового датчика положения распределительного вала необходимо обращать внимание на состояние его уплотнительного кольца. Обычно оно продается отдельно. Желательно при смене датчика менять и уплотнительное кольцо, поскольку со временем оно изнашивается и теряет эластичность. Использовать старое кольцо можно лишь в случае крайней необходимости, когда нет возможности купить новое.

Заключение

Датчик положения распределительного вала — несложное, но важное устройство в двигателе, и от его работы зависит нормальное функционирование двигателя. Поэтому при выявлении признаков выхода его из строя желательно как можно быстрее выполнить соответствующие диагностические процедуры. Они несложные, и с ними справится даже начинающий, не имеющий опыта, автовладелец. Аналогично и с его заменой. Цена датчика фаз для двигателей ЯМЗ можно посмотреть в каталоге в разделе электрооборудование.

Лучше с ним, чем без него: зачем нужен и как проверить датчик положения распредвала

Иногда современные машины упрекают в избыточной сложности. Мол, можно было бы сделать и попроще. Вот, например, этот датчик. Можно же без него обойтись? Хватает же для нормальной работы двигателя датчика положения коленвала? Теоретически – да. Но, как говорил Маяковский, «Ведь, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?». Нужно. И датчик положения распредвала тоже нужен.

ДПКВ и ДПРВ: что к чему?​

Я не зря вспомнил про датчик положения коленвала: его задача очень близка к той, которую решает датчик положения распредвала. Да и устроены они практически одинаково. Так зачем тогда нужен второй датчик, который наблюдает за тем, как крутится распредвал?

Было дело, когда моторы обходились и без него, полагаясь исключительно на данные датчика положения коленвала (ДПКВ). Всё было хорошо, но расход бензина в этом случае был заметно выше из-за попарно-параллельного режима впрыска топлива. То есть впрыск топлива проходил через две одновременно открытые форсунки. В одном цилиндре при этом топливо начинало работать (сгорать), а в другом расходовалось впустую. В век тотального озеленения моторов и буйства экологов такую растрату бензина терпеть было нельзя, и тогда в дополнение к ДПКВ появился датчик положения распредвала (ДПРВ). Алгоритм впрыска топлива изменился.

Теперь стала открываться только одна нужная форсунка – началась эпоха фазированного впрыска. Задача ДПРВ – дать понять блоку управления, что поршень в конкретном цилиндре подходит к верхней мёртвой точке, и сейчас туда надо брызнуть топливо через открытую форсунку. Остальные форсунки при этом открывать не надо.

Теоретически этот датчик не так важен, как ДПКВ. Основные функции выполняет как раз датчик положения коленвала. Он сам способен определить скорость вращения коленвала и его положение в момент времени – то есть определить фазы. И внезапный выход из строя датчика положения распредвала не так страшен, как отказ ДПКВ. Чаще всего мотор лишь перейдёт в попарно-параллельный режим впрыска топлива, но колом не встанет (о симптомах отказа ДПРВ скажу чуть ниже подробнее). Но точная синхронизация с неработающим датчиком распредвала будет уже невозможной, и его придётся менять. Не зря же ДПРВ часто называют датчиком фаз, хотя это не совсем точно.

Так что он собой представляет и как его проверить?

Брат-близнец

Тут опять нельзя не вспомнить про датчик коленвала: датчики распредвала конструктивно точно такие же. И они тоже могут быть оптическими, магнитными (индуктивными) и датчиками Холла. Последние – наиболее распространённые, о них и пойдёт речь ниже. Вкратце напомню, что такое эффект Холла.

Был такой учёный американский дядя, которого звали Эдвин Холл. Он работал в Гарварде и как-то задался вопросом: а можно ли как-то изменить сопротивление проводника в магнитном поле? После ряда экспериментов он выяснил, что при помещении проводников с постоянным током в магнитные поля появляются разности потенциалов. Это явление назвали эффектом Холла, а возникающую разность потенциалов – холловским напряжением. Эффект Холла применяется очень широко. Например, в электронных компасах смартфонов. Но нас интересуют датчики Холла, которые используют этот эффект. Эти датчики реагируют на приближение металла, изменяя напряжение на сигнальном проводе. В качестве металла, который нужно приблизить к датчику, используется всё тот же задающий диск или отдельный репер на распредвале. В общем, система почти та же, что и у ДПКВ того же типа.

Конструктивно датчик положения распредвала тоже не сильно отличается от датчика коленвала. Основная его деталь – это катушка, на которую после включения зажигания приходит постоянное напряжение от бортовой сети – 12 вольт (на самом деле чуть больше, но для простоты – 12). Третий провод датчика – сигнальный. По нему в ЭБУ возвращается в среднем 90-95% напряжения. В момент прохождения репера около датчика напряжение на сигнальном проводе падает до значения ниже, чем в половину вольта (на разных машинах по-разному, но в среднем – 0,2-0,5 В). Это и есть сигнал на ЭБУ. И он заметно точнее, чем сигнал от датчика положения коленвала, а в моторах с фазовращателями он вообще единственный, который может точно указать фазы. Что будет, если сигнал пропадёт?

Может, он, может, и нет

А будет всё просто: ЭБУ, пользуясь данными датчика положения коленвала, будет знать, когда поршни проходят верхнюю мёртвую точку. Но не будет знать, какой именно поршень к этой точке приближается. Чтобы мотор не заглох, ЭБУ отдаст форсункам команду переключиться с фазированного впрыска на попарно-параллельный. Работать мотор будет, но не в штатном режиме. Интересно, что неопытный водитель даже не всегда поймёт, что с ДПРВ случилась какая-то беда: Check Engine загорается не всегда, а потерю тяги новичок (в данном случае – не средство против шпионов и прочих либералов, а неопытный водитель) частенько просто не замечает. Он может и не заметить повышенный расход бензина.

В более тяжёлых ситуациях Check Engine, конечно, загорится. Тут всё понятно – диагностика всё покажет. Кроме того, могут появиться и совсем неприятные симптомы: неровная работа на холостых оборотах, рывки при наборе скорости, «троение», а иногда мотор может и заглохнуть. Пуск тоже может быть затруднён.

Периодически симптомы умершего ДПРВ проявляются только на повышенных оборотах, но это случается довольно редко.

К сожалению, весь этот набор неприятностей не может однозначно говорить об отказе датчика распредвала. С этими же симптомами может умереть, например, катушка зажигания или бензонасос. Или что-то ещё – уж очень эти симптомы размыты. Но ведь как-то найти неисправность датчика надо… Тогда ищем!

«. смотреть могут не только лишь все, не каждый может это делать»

Честно говоря, диагностика этого датчика – штука не очень простая. Но попробуем что-нибудь сделать.

Начнём с самого простого и очевидного приёма – подключения сканера. Для этого подойдёт даже недорогой сканер типа Rokodil ScanX, который несмотря на невысокую цену покажет все основные ошибки любого автомобиля.

А ошибки могут быть разными: P0340 (нет сигнала определителя положения распредвала), P0341 (фазы газораспределения не совпадают с тактами ЦПГ)”, P0342 (низкий уровень сигнала в цепи ДПРВ), P0343 (высокий уровень сигнала от ДПРВ), P0339 (неверный сигнал от ДПРВ). Наиболее частая ошибка – просто отсутствие сигнала, P0340. Но эта рубрика не для тех, кто умеет пользоваться сканером – они и так всё знают. Поэтому мы пойдём своим путём – путём молотка, анализа и дешёвого мультиметра. Всё, как мы любим.

Итак, если нет сканера, самый простой способ проверки ДПРВ – это установка заведомо исправного датчика. Найти его на моторе обычно несложно (он стоит где-то с краю рядом с концом распредвала), снять – тоже. Но вот беда: мало у кого дома в кладовке лежит запасной ДПРВ. Поэтому думаем дальше.

Другой способ чуть сложнее, но тоже вполне рабочий – с замером напряжения на сигнальном проводе. Для этого лучше будет заточить щупы мультиметра до состояния игл, чтобы проткнуть ими изоляцию проводов. Сначала находим постоянные 12 вольт, которые идут после включения зажигания, потом ищем сигнальный провод. Для этого смотрим, где напряжение ниже. Если, например, на датчик идут два провода с напряжением 13,4 В, то на сигнальном будет приблизительно 12 (13,4х0,9). Если этого напряжения нет, можно поздравить себя с победой – датчик не работает, дело сделано. Если напряжение есть, ищем дальше.

Теперь надо проверить, реагирует ли датчик на репер (то есть на кусок железа). Снимаем датчик, но разъём не отключаем, потому что без постоянного питания он работать не будет. Теперь при включенном зажигании пытаемся возбудить этот датчик любым куском железа (гаечным ключом, молотком – любым железным предметом). Если во время того, как вы подносите железку к торцу датчика, напряжение на сигнальном проводе проседает до 0,5 В и меньше, датчик точно рабочий. Если нет, то он не работает. Скорее всего не работает, потому что точнее его нужно проверять осциллографом, которого, конечно же, под рукой нет. Впрочем, отсутствие падения напряжения при приближении железа говорит о неисправности ДПРВ достаточно точно, а кроме того, есть и другие способы проверки датчика с помощью мультиметра. Тут описан самый элементарный.

Что делать и кто виноват?

Способов существенно продлить жизнь датчику распредвала не существует. Он, как любая деталь из железа и пластика, имеет право на естественную смерть. Так что остаются только несущественные способы: стараться содержать моторный отсек в чистоте (грязь не жалеет проводку и разъёмы), а всё, что есть под капотом кроме датчика, – в порядке. Лишние вибрации, перегревы – всё это вредит любому датчику. Кстати, именно поэтому проверку ДПРВ лучше начинать с внешнего осмотра. Если у него лопнул пластиковый корпус или проводка к нему позеленела и рассыпается в руках, есть повод переживать.

Ремонтировать датчик бесполезно, его придётся только менять. И не надо себя успокаивать тем, что мотор как-то работает и без него: мотор в этом случае работает в нештатном режиме, а это не приносит ему пользы.

Напоследок – пара потенциальных причин, по которым даже исправный датчик работать не будет. Первая – это если на его торце на многолетние потёки масла попала какая-нибудь металлическая пыль или стружка. В этом случае сигнал от репера на распредвале будет искажаться или его не будет совсем. Вторая причина – это сам реперный (или задающий) диск. Если он каким-то образом люфтит на распредвале, зазор между ним и датчиком будет гулять. Сигнал в этом случае тоже будет пропадать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *