Что можно сделать из подшипника ступицы
Перейти к содержимому

Что можно сделать из подшипника ступицы

  • автор:

Гудит подшипник ступицы – что делать?

подшипник ступицы

Пассажир, сидя в салоне вашего автомобиля, слышит, разве что, шум покрышек по асфальту. Прислушиваться ко всем прочим звукам машины – дело того, кто за рулем. Опытный водитель умеет одновременно беседовать с пассажирами и прислушиваться к работе систем и механизмов транспортного средства. Но иногда бывает так, что с шумом в салоне может сравниться небольшой реактивный самолет. Это гудение на низкой частоте может издавать только одна деталь – вышедший из строя подшипник ступицы. Шум не оставляет ни единого шанса слушать собеседника, но это не самое страшное, хотя и очень неприятное. Более актуален вопрос можно ли, в принципе, собираться в дальний путь, если гудит подшипник ступицы?

Гудение – это только первая ласточка. Дальше события могут развиваться лавинообразно. На фоне шума вскоре водитель начнет слышать тревожное потрескивание, идущее от колес. И наконец, подшипник не выдержит оборотов ступицы и просто развалится. Что будет дальше нетрудно догадаться. Колесо заклинит, естественно, в самый неподходящий момент и машину понесет неведомо куда. Непременно сломается шарнирная опора рычага подвески и деформируется полуось. Теперь, как говорится, поздно пить боржом. Предстоящий ремонт подвески будет в разы дороже элементарной замены подшипника ступицы, которую при наличии несложного инструмента можно было бы произвести в гараже самостоятельно.

По какой причине гудит подшипник ступицы?

В сборе ступица представляет собой не самую сложную деталь. Ее корпус сделан из чугуна или стали и с ним практически ничего фатального не может случиться. Разве что по неопытности в ходе демонтажа подшипника водитель изуродует молотком посадочное место.

Что касается подшипника качения, то он далеко не вечный. Производители автомобилей утверждают, что он обеспечит значительно более 100 тысяч километров пробега. Очень может быть, что на своей исторической родине с ее идеальными дорогами так и будет. В наших условиях все узлы и механизмы транспортного средства претерпевают гораздо более значительные динамические нагрузки и ранний их износ – обычное явление. Помимо экстремальных перегрузок есть и вполне естественный износ, неэффективная смазка, некорректная установка.

Итак, подшипник гудит. Что делать? Прежде всего, водителю нужно окончательно убедиться, что проблема связана именно с подшипником. Можно сразу же отправиться на станцию технического обслуживания, где диагностика займет совсем немного времени. Опытный и экономный водитель проверит техническое состояние ходовой самостоятельно.

Диагностика

  • Если позволяет обстановка на дороге, попробуйте делать повороты влево-вправо на небольшой скорости. Физический смысл такого теста состоит в том, что при повороте вправо возрастает нагрузка на правое колесо, а левое разгружается. В салоне гудит по-прежнему, значит, левый подшипник неисправен.
  • Практически то же самое можно сделать в безопасной обстановке в гараже. Поднимите машину на подъемнике или вывесьте колеса на подставке. Далее осталось разогнаться до 80 км/ч, выжав сцепление, выключить коробку переключения передач и, выйдя из машины, просто послушать какое колесо гудит. Когда вращение прекратится, покачайте колесо в вертикальной плоскости руками. Неисправный подшипник отзовется на это люфтом. Напоследок покачайте колесо по горизонтали и убедитесь, что биение в ступице есть.

Эти признаки – еще не окончательный приговор подшипнику. Подвеска состоит из множества шарнирных соединений, в которых используются различные подшипники. Люфт может дать и шаровая опора, поэтому диагностику придется продолжить. Для этого водителю понадобится помощник, который сидя за рулем, по команде нажмет на педаль тормоза. Если в таком положении при вертикальном покачивании люфт не исчезнет, значит, подшипник ступицы еще в рабочем состоянии и нужно искать неисправность в других узлах системы подвески или рулевого управления. Эксплуатация транспортного средства с изношенными деталями чревата серьезными неприятностями. Поэтому, если самостоятельно выявить неисправность не удалось, собирайтесь на СТО.

Новости компании

Смазки для подшипников ступиц и их замена (часть 2)

Смазки, рекомендованные для использования в ступицах

К счастью, сегодня нет недостатка в смазочных средствах. Технологии позволяют изготовить смазки с определенными характеристиками. Различные основы и присадки помогают создать материалы, максимально подходящие для условий, в которых работают подшипники ступицы.

Молибденовые смазки

Данный состав демонстрирует высокую эффективность в ступичных подшипниках. Эти смазки обладают хорошими антифрикционными свойствами, при этом надежно защищая детали от коррозии. Одной закладки материала достаточно, чтобы подшипник прослужил в течение всего своего ресурса, то есть примерно 100 тыс. км.

Слабое место смазок на основе молибдена — это плохое взаимодействие с окружающей средой. Смазанные ими подшипники должны быть герметично закрыты, чтобы не допустить попадания внутрь воздуха, влаги и пыли. Если произошла разгерметизация, старую смазку нужно полностью удалить, проверить состояние деталей и смазать подшипник по-новому. Из известных российских молибденовых смазок можно выделить «ФИОЛ» и «ШРУС-4».

Медно-никелевые смазки

Эти смазки отлично работают в условиях высоких температур. Добавление в материал порошка никеля и меди (например, в смазке МС1510) позволяет ему успешно выполнять свои функции даже при +350°С. Кроме того, такие средства устойчивы против окисления.

Литиевые смазки

Литиевые смазки популярны благодаря своей универсальности. Этот светло-желтый материал известен всем, кто постоянно имеет дело с техникой. Смазки на основе лития обеспечивают продолжительный срок работы подшипников. Одна закладка может выполнять свои функции практически в течение всего срока эксплуатации узла. Преимущество литиевых смазок еще и в том, что они прекрасно сохраняют свои свойства и после перенагревания. В продаже имеются как импортные образцы известных брендов, так и хорошо известный всем автомобилистам отечественный продукт — Литол-24.

Замена смазки

Замена смазки в ступичных подшипниках может быть выполнена автомобилистом самостоятельно. Вся процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Автомобиль ставится на тормоз и ослабляется гайка ступицы. Для этого понадобятся торцевая головка и длинный вороток.
  2. Снимается колесо.
  3. Тормозной диск демонтируется, ступица снимается с поворотного кулака.
  4. Гайка ступицы полностью отворачивается.
  5. Ступица снимается с полуоси с помощью молотка.
  6. Извлекается подшипник. Для этого можно использовать съемник или плоскую отвертку. Если металл прикипел, поможет керосин или WD-40.
  7. Очищается подшипник и посадочное место ступицы. Для этого подойдут керосин и бензин. После удаления старой смазки все поверхности нужно протереть чистой ветошью.
  8. Наносится новая смазка. Ее необходимо закладывать в сепаратор из расчета 30-40 г на подшипник. Для этого используют отвертку или деревянную палочку.
  9. Подшипник устанавливается в ступицу. Он центрируется с помощью обоймы. Для установки можно воспользоваться оправкой или обоймой от старого подшипника.
  10. Выполняется монтаж в порядке, обратном демонтажу.

Процедура замены смазки на заднем колесе с барабанными тормозами идентична. Но для демонтажа подшипника ступицу снимать не нужно, потому операция выполняется немного быстрее.

Для выбора смазки, подходящей для конкретной модели автомобиля, необходимо ознакомиться с инструкцией к транспортному средству. Оптимальным вариантом будет литиевая смазка. Но и ее использование требует периодического осмотра узла и регулярной замены смазочного материала.

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

Подшипник ступицы: надежная опора колеса

Самоустанавливающийся конический подшипник ступицы

Самоустанавливающийся конический подшипник ступицы

В большинстве колесных транспортных средств колеса удерживаются ступицей, которая опирается на ось через специальные подшипники. Все о подшипниках ступицы, их существующих типах, конструкциях, особенностях работы и применимости, а также о правильном подборе и замене этих деталей — читайте в статье.

Что такое подшипник ступицы?

Подшипник ступицы (ступичный подшипник) — узел ходовой части (подвески колес) колесных транспортных средств; подшипник качения той или иной конструкции, обеспечивающий соединение, центровку и свободное вращение ступицы колеса на оси.

Ступичный подшипник выполняет несколько функций:

  • Обеспечение возможности вращения ступицы на оси (цапфе) с минимизацией сил трения;
  • Механическое соединение ступицы с осью (цапфой) или поворотным кулаком;
  • Центровка ступицы на оси;
  • Распределение радиальных и поперечных сил и моментов, передающихся от колеса через ступицу на ось и подвеску автомобиля, и в обратном направлении;
  • Разгрузка полуосей ведущего моста — колесо держится не на полуоси, а опирается на поворотный кулак, цапфу или балку моста.

Ступичные подшипники используются для монтажа ступиц всех колес легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и иной техники, управляемых колес тракторов малых тяговых классов (обычно в них задние колеса жестко соединены с полуосями), а также в мотор-колесах транспортных средств с электромеханической трансмиссией. Подшипник ступицы имеет первостепенное значение для ходовой части ТС, поэтому при любых неисправностях он подлежит замене. Но прежде, чем делать покупку подшипника, необходимо разобраться в его типах, конструкции и особенностях.

Типы, конструкция и особенности подшипников ступицы

Для установки ступиц на оси используются подшипники качения, которые при высокой прочности и надежности обеспечивают максимальное снижение сил трения. В общем случае конструкция подшипника проста: это два кольца — наружное и внутреннее — между которым расположен ряд тел качения, заключенных в сепаратор (сетку из металла или пластика, обеспечивающую правильное расположение тел качения). Внутреннее пространство заполнено консистентной смазкой, щели между кольцами закрыты крышками, предотвращающими утечку смазки и загрязнение внутренней части подшипника. Устройство различных типов подшипников может отличаться, о чем сказано ниже.

Ступичные подшипники классифицируются по конструкции и используемым телам качения, а также по направлению воспринимаемой нагрузки.

По используемым телам вращения подшипники бывают:

  • Шариковые — качение происходит на стальных шариках;
  • Роликовые — качение осуществляется на роликах конической формы.

При этом по расположению тел качения подшипники делятся на две группы:

  • Однорядные;
  • Двухрядные.

В первом случае между кольцами располагается один ряд шариков или роликов, во втором — по два ряда.

По нормальному для них направлению нагрузки подшипники ступицы бывают:

  • Радиально-упорные;
  • Радиально-упорные самоустанавливающиеся.

Радиально-упорные подшипники воспринимают силы, направленные как поперек оси (по радиусу), так и вдоль нее. Это обеспечивает нормальную работу подшипника, независимо от характера движения колес — будь то это колебания в вертикальной плоскости (при проезде по неровностям дороги), или отклонения колеса от продольной оси (повороты управляемых колес, боковые нагрузки на колеса при преодолении радиусов или при движении с уклоном, боковые удары по колесам и т.д.).

Самоустанавливающиеся подшипники за счет конструкции обеспечивают компенсацию некоторой несоосности оси и ступицы, снижая интенсивность износа деталей.

Конструктивно подшипники рассмотренных выше типов отличаются.

Однорядные конические радиально-упорные подшипники. Состоят из двух колец, между которыми зажаты конические ролики, разделенные сепаратором. Внутреннее пространство подшипника заполнено консистентной смазкой, она защищена от засорения и утечек с помощью уплотнительного кольца. Деталь этого типа является неразборной.

Однорядные конические радиально-упорные самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух колец, между которыми расположен ряд конических роликов в сепараторе. Однако детали не имеют жесткого соединения, поэтому ролики могут несколько изменять свое положение при смещении оси ступицы относительно оси цапфы. Подшипник является разборным либо частично разборным (снимается только наружное кольцо, внутреннее кольцо и сепаратор с роликами составляет цельную деталь).

Конструкция ступицы с интегрированным двухрядным шариковым самоустанавливающимся подшипником

Ступица с интегрированным двухрядным шариковым самоустанавливающимся подшипником

Двухрядные шариковые радиально-упорные обычные и самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух широких колец, между которыми в шахматном порядке расположены два ряда шариков, разделенных общим сепаратором. Самоустанавливающиеся подшипники за счет особой формы внутренних поверхностей колец обеспечивают возможность смещения рядов шариков относительно оси цапфы. Обычные подшипники этого типа являются неразборными, самоустанавливающиеся — могут быть как неразборными, так и разборными.

Двухрядные роликовые радиально-упорные подшипники. Имеют конструкцию, аналогичную предыдущей. Обычно конические ролики каждого ряда имеют зеркальное расположение — широкой частью роликов наружу. Такое положение обеспечивает равномерное распределение нагрузок и центровку деталей. Подшипники этого типа являются неразборными.

Наконец, ступичные подшипники делятся на две группы по конструктивному исполнению:

  • Отдельные подшипники;
  • Подшипники, объединенные в один узел со ступицей.

Первый тип — это обычные подшипники, которые могут устанавливаться и демонтироваться без замены других сопряженных деталей. Второй тип — это подшипники, интегрированные в ступицу колеса, поэтому они не могут заменяться отдельно.

Места установки и применимость ступичных подшипников

Подшипники ступицы делятся на ряд групп по месту установки и применимости:

  • Подшипники ступиц управляемых ведущих колес (переднеприводных и полноприводных автомобилей);
  • Подшипники ступиц управляемых ведомых колес (заднеприводных автомобилей);
  • Подшипники ступиц ведомых неуправляемых колес (переднеприводных автомобилей, а также четырехосных автомобилей с опорными не ведущими мостами);
  • Подшипники ступиц ведущих неуправляемых колес (заднеприводных и полноприводных автомобилей).

В различных по типу мостах и ступицах используются определенные типы подшипников:

  • В ступицах управляемых ведущих колес легковых автомобилей — двухрядные шариковые или роликовые подшипники;
  • В ступицах неуправляемых ведущих и ведомых колес легковых автомобилей — как двухрядные шариковые или роликовые подшипники (в большинстве современных авто), так и по два конических подшипника (во многих авто ранних выпусков, в том числе и отечественных);
  • В ступицах всех колес полноприводных и заднеприводных коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и иной техники (за редким исключением) — по два конических подшипника.

Конструкция ступичного узла задних колес переднеприводных легковых автомобилей

Конструкция ступичного узла задних колес переднеприводных легковых автомобилей

Монтаж подшипников осуществляется различными способами. На задних колесах переднеприводных легковых ТС подшипник ступицы надевается на цапфу, а на его наружное кольцо монтируется сама ступица либо тормозной барабан. Такую же конструкцию имеют и аналогичные узлы грузовых автомобилей и заднеприводных легковых автомобилей, однако здесь на ось устанавливается по два подшипника. На передних колесах переднеприводных легковых автомобилей подшипник устанавливается в поворотный кулак, а ступица монтируется во внутреннее кольцо подшипника.

Вопросы подбора, замены и обслуживания подшипника ступицы

Ступичные подшипники подвергаются высоким нагрузкам, поэтому они подвержены быстрому износу и поломкам. В тех случаях, когда появляется гул подшипников, ухудшается управляемость автомобиля, возникает неустранимый люфт ступиц и наблюдается перегрев ступичных узлов, следует проверить подшипники. При обнаружении их износа или поломок необходимо произвести замену.

На замену следует выбирать подшипники тех типов и каталожных номеров, которые были установлены ранее. Изменять тип ступичного подшипника не рекомендуется, так как это может непредсказуемо изменить характеристики ходовой части. Особое внимание нужно уделять выбору конических подшипников, устанавливаемых парами — в одних случаях их можно заменять независимо друг от друга, в других случаях возможна только парная замена. А если в автомобиле используются ступицы с интегрированными подшипниками, то покупать придется весь узел в сборе — отдельная замена подшипников в них невозможна.

Производить замену и регулировку ступичных подшипников следует в соответствии с инструкцией по ремонту данного автомобиля (автобуса, трактора), а впоследствии нужно выполнять оговоренные инструкцией мероприятия по техническому обслуживанию данных узлов. Решив выполнять замену самостоятельно, следует запастись специальным инструментом для выпрессовки и запрессовки подшипников, иначе эту работу выполнить не удастся.

При правильном подборе и замене, а также при регулярном ТО ступичных подшипников ходовая часть транспортного средства будет нормально работать в любых условиях на протяжении десятков тысяч километров.

Другие статьи

#Омывающие жидкости
29.09.2023 | Статьи о запасных частях

Зима и лето, два полюса, между которыми меняется весь наш мир. И в этом мире существуют омывающие жидкости — помощники, которые обеспечивают нашу безопасность на дороге. В этой статье мы окунемся в мир омывающих жидкостей и узнаем, какие они бывают, от чего зависит их температура замерзания и как их правильно выбрать.

#Рассухариватель клапанов
21.06.2023 | Статьи о запасных частях

Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.

#Переключатель света с регулировкой шкалы
14.06.2023 | Статьи о запасных частях

Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.

#Пластина распределителя зажигания
07.06.2023 | Статьи о запасных частях

Одной из основных деталей распределителя зажигания является опорная пластина, отвечающая за функционирование прерывателя. Все о пластинах прерывателя, их существующих типах и конструктивных особенностях, а также о подборе, замене и регулировках данных компонентов подробно рассказано в данной статье.

Признаки износа подшипника ступицы

Признаки износа подшипника ступицы

Наименее защищённой и наиболее уязвимой в процессе эксплуатации является ходовая часть авто.

Конструкция автомобиля устроена таким образом, что наименее защищённой и наиболее уязвимой в процессе эксплуатации является его ходовая часть. Именно подвеска сильнее всего страдает от ударов, возникающих в результате попадания транспортного средства в ямы даже на средней скорости. Одной из самых проблемных деталей здесь является подшипник ступицы, поломка которого в конечном итоге может привести к плачевным последствиям. Основное предназначение подшипников ступиц автомобиля заключается в том, чтобы обеспечивать свободное равномерное вращение колёс. В момент сборки этот элемент устанавливается на идеально ровную поверхность ступицы и фиксируется контргайкой. Ресурс выработки детали рассчитан не менее чем на сотню тысяч километров, однако при неправильной сборке элемента, а также при эксплуатации автомобиля в плохих дорожных условиях он может быть существенно сокращён. На неисправность подшипника ступицы указывают косвенные признаки. Главным из них является непрекращающийся гул, возникающий в момент разгона и не утихающий при езде на постоянной скорости. По мере увеличения износа детали гул увеличивается и становится мощнейшим фактором психологического расстройства водителя. Многие ошибочно принимают этот раздражающий звук за шум резины, однако в отличие от такового характер гула подшипника остаётся неизменным на любом типе дорожного покрытия. Шумовой эффект, возникающий от изношенного подшипника ступицы, может сопровождаться вибрацией и лёгкими ритмичными ударами в ноги водителя или пассажира. Появление этого признака должно насторожить автовладельца, поскольку недвусмысленно указывает на наличие серьёзной проблемы. Удары говорят о том, что деталь пришла в полную негодность и промедление с устранением проблемы может обернуться заклиниванием колеса на скорости. Большинство автомобилистов до последнего отказывается верить в износ подшипника ступицы, однако все сомнения развеиваются в момент мануального контроля его состояния. Произвести его можно за считанные минуты. следует поднять на домкрат и проверить колесо на наличие люфта, попробовав раскачать его по вертикали. Если колесо ходит ходуном, значит настало время посетить автосервис. Замена подшипника ступицы обычно производится в специализированных ремонтных мастерских, поскольку подразумевает наличие специального оборудования. В большинстве случаев деталь запрессовывается в оправку с помощью пресса, после чего водружается на место. В момент замены подшипника следует также обратить внимание на общее состояние ступицы: при наличии признаков выработки целесообразно заменить и её, поскольку износ способствует возникновению вибрации, которая и приводит к разбиванию подшипника. Продлить жизнь этой детали довольно просто. Во время движения старайтесь внимательно следить за состоянием дорожного покрытия и избегайте попадания в ямы и заезда на бордюры на большой скорости. Именно возникающие по неосторожности сидящего за рулём удары чаще всего приводят к поломке подшипника и следующему за этим дорогостоящему ремонту. Выбирая новый подшипник ступицы, отдавайте предпочтение продукции хорошо зарекомендовавших себя производителей. От исправности ходовой части автомобиля зависит ваша безопасность, поэтому экономить здесь не стоит. К тому же качество дешёвых подшипников намного ниже, чем дорогих, а это означает, что и износятся они гораздо быстрее.

Это интересно

Flow Forming – современная технология, позволяющая производить высококачественные диски

Flow Forming – современная технология, позволяющая производить высококачественные диски

28 ноября 2022

Шесть мифов о бензине

Шесть мифов о бензине

25 июля 2021

Чип-тюнинг: все за и против

Чип-тюнинг: все за и против

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *