Какой срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров
Перейти к содержимому

Какой срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров

  • автор:

Срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров: закон и штрафы

В каждом городе нашей страны есть транспортная компания, оказывающая услуги по перевозке пассажиров. В состав автопарка могут входить авто, осуществляющие междугородние, пригородные, городские рейсы. С 2014 года Правительство РФ пытается ввести законы, регулирующие срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров. Практически каждый год они претерпевают изменения, дополняются и поправляются.

Закон, регулирующий возраст автобуса для пассажирских перевозок

Законодательство диктует свои нормативы, касающиеся возраста ТС, осуществляющих транспортировку людей. Основные требования прописаны в ФЗ № 220 от 13.07.15 г. Также данную сферу регламентирует Проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Здесь можно узнать максимальный возраст автобуса для пассажирских перевозок, в зависимости от категории ТС.

В таблице указаны категории, а также принадлежность к ним определенных транспортных средств. Все данные актуальны на 2020 год.

Маршрут

Допустимое отклонение, в минутах

К сведению. Владельцев некоммерческих ТС этот законопроект не касается. Он носит рекомендательный характер для министерств и ведомств, регулирующих коммерческую эксплуатацию транспортных средств.

Предельный срок эксплуатации автобуса для перевозки пассажиров – не более 10 лет. Для применения закона есть определенные причины:

  1. Контроль безопасности детей при использовании школьного транспорта.
  2. Несоответствие ТС любых марок старше 10 лет техническим требованиям.
  3. Риск повышенной аварийности на дорогах вследствие поломок автобусов, микроавтобусов для перевозки людей, срок службы которых превышает установленный законом.
  4. Выхлопные газы, причиняющие вред здоровью человека, плохая экологическая атмосфера, ставшая следствием эксплуатации старых моделей.

Установка предельных сроков эксплуатации автобусов, например, ПАЗ, для перевозки пассажиров отразится на многих компаниях. Указанные авто вполне могут заменить ТС городского типа «НЕФАЗ». Современное техническое оборудование гарантирует безопасность людей, а оригинальный дизайн внутри и снаружи делает поездки комфортными.

Если ТС прошло ТО, почему его нельзя допустить к перевозке пассажиров? Законодатели отвечают на этот вопрос, опираясь на мнение экспертов, сверяясь с мировым опытом. Даже если транспортное средство допущено к передвижению после прохождения ТО, оно является опасным для перевозки людей, так как не соответствует нормативам БДД.

Предельный возраст автобусов по числу мест

Для транспортных средств с числом мест более восьми, не считая водительского кресла, предельный срок эксплуатации устанавливается в зависимости от тоннажности. Об этом написано в ФЗ № 220.

Для транспортных средств с числом пассажирских мест менее восьми, не считая водительского кресла, сроки эксплуатации законом не предусмотрены. Исключением является только перевозка детей, где установлен конкретный срок использования автобусов – 10 лет.

Предельный возраст автобусов по массе

Все автобусы массой не более 5 тонн имеют определенные сроки эксплуатации согласно периоду выпуска. Предельный возраст этих ТС указан в таблице.

Маршрут

Допустимое отклонение, в минутах

Минтранс подготовил поправки для борьбы со старыми автобусами

Министерство решило закрепить в законе понятие «срок эксплуатации транспортного средства» в отношении автобусов. Но решать, какое предельное значение установить, будут региональные власти по своему усмотрению

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Новое средство борьбы со старыми автобусами на маршрутах появится у региональных властей после принятия поправок в закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров», пишет газета «Известия». Издание ознакомилось с законопроектом, подготовленным Минтрансом, он получил одобрение в комиссии правительства по законотворческой деятельности. Суть нововведений заключается в том, что в законе будет закреплено понятие «срок эксплуатации транспортного средства», которое сейчас в нем отсутствует. Предлагается установить его как «количество полных календарных лет, прошедших с года, в котором впервые была осуществлена государственная регистрация транспортного средства». Его максимальное значение проект закона не устанавливает, решение будет приниматься на усмотрение региональных властей, учитывая «различный уровень социально-экономического развития регионов и муниципальных образований».

Фото:Артем Геодакян / ТАСС

В действующем сейчас законе понятие «максимальный срок эксплуатации транспортных средств» упоминается как критерий оценки заявок на конкурс перевозчиков, однако само понятие в законе не определено, пояснили изданию в министерстве. «Речь о так называемых коммерческих маршрутах. Предлагаемые проектом нормы создают правовые рычаги, благодаря которым местные власти смогут добиваться обновления перевозчиками подвижного состава. Старые автобусы будут убирать с линий. Это повысит безопасность и качество перевозок», — пояснил изданию член правительственной комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей Олег Куксов заявил изданию, что «конкретный срок эксплуатации в Минтрансе не установили, потому что нет технического обоснования для необходимости введения такого понятия». По его словам, автобусы старше 10 лет — основа парков всех небогатых регионов. «Купить новый автобус за несколько миллионов и возить на нем пассажиров в какой-нибудь деревне просто нереально, он никогда не окупится», — заявил эксперт.

Местные власти и в отсутствие этой поправки регулировали возраст автобусов на маршрутах. В апреле 2018 года Московская областная дума приняла закон, который установил предельный срок эксплуатации автобусов. Тогда председатель регионального парламента Игорь Брынцалов сообщил, что Московская область станет первым регионом России, где будет законодательно прописано подобное ограничение. «Проектом закона предлагается установить требование к сроку эксплуатации с года выпуска транспортных средств, выпускаемых на маршрут для осуществления перевозок пассажиров и багажа, который не должен превышать: для автобусов малого класса — пять лет; для автобусов среднего и большого класса — семь лет», — говорилось в пояснительной записке к документу.

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств

Подборка наиболее важных документов по запросу Максимальный срок эксплуатации транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все
  • Автомобильный транспорт:
  • 310.29.10.21
  • 310.29.10.22
  • 330.30.99.10
  • 51000 код вида транспортного средства
  • Автобус амортизационная группа
  • Показать все

Судебная практика

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2021 N 15АП-17392/2021 по делу N А53-20712/2019
Требование: Об отмене определения об обязании передать имущество и документацию должника.
Решение: Определение оставлено без изменения. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое наличие транспортного средства у должника. Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок эксплуатации грузового автомобиля — бортовой, тягач или фургон — с разрешенной максимальной массой до 3,5 т включительно составляет от 37 до 60 месяцев включительно; с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т — от 85 до 120 месяцев включительно; самосвал, автобензовоз, автолесовоз и другие специальные грузовики — от 61 до 84 месяцев включительно. Учитывая изложенное и то, что заявление о дальнейшей утилизации транспортного средства зарегистрировано 24.03.2017, то есть спустя 29 лет с момента выпуска, суд первой инстанции обоснованно указал на выход за пределы установленных сроков эксплуатации транспортного средства.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2022 N 88-18199/2022
Категория спора: Розничная купля-продажа.
Требования покупателя: 1) О взыскании неустойки; 2) О расторжении договора; 3) О взыскании денежных средств, уплаченных за товар; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что в приобретенном у ответчика бывшем в эксплуатации автомобиле были выявлены недостатки, которые не были отражены в договоре. Добровольно ответчик отказался возвращать денежные средства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано. Кроме того, коллегия учитывает, что сам по себе расход моторного масла без доказанности превышения объема его расхода над критическим максимально допустимым объемом, установленным производителем, не является недостатком автомобиля, поскольку расход моторного масла в процессе эксплуатации может быть неизбежен ввиду конструктивных особенностей ДВС, естественного угара, испарения, перехода его в отложения, с увеличением данных параметров по мере эксплуатации ТС и в зависимости от длительности срока эксплуатации ТС. Истец, обязанный доказать данные обстоятельства, не предоставлял такие доказательства, о проведении экспертизы не ходатайствовал. Суд второй инстанции также пришел к выводу, что представленные квитанции от 26 июня 2021 года не подтверждают наличие недостатков.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая»
(том 1)
(под общ. ред. Л.В. Чистяковой)
(«ГроссМедиа», «РОСБУХ», 2019) «Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях департамента состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ, а именно: указание в конкурсной документации (пункт 10 информационной карты конкурсной документации) в нарушение названных выше норм права, требований к вместимости транспортных средств; нарушение требований названных выше норм права при установлении критерия «максимальный срок эксплуатации транспортных средств»; установление в подпунктах 25 и 30 информационной карты требований к содержанию и составу заявок на участие в конкурсе, ставящих претендентов, являющихся простыми товариществами, в неравное положение по сравнению с претендентами, являющимися иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Нормативные акты

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
«Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Федеральный закон от 29.12.2017 N 480-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.»;

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Требования к автобусам для перевозки пассажиров

    Главное требование, которое необходимо соблюдать при перевозке пассажиров, — безопасность. Это относится как к людям в салоне автобуса, так и к водителю, пешеходам, а также к гражданам, находящимся в других транспортных средствах. Поэтому на работу по перевозке пассажиров принимаются только квалифицированный персонал. Важные качества для водителя: внимательность и стрессоустойчивость. Нужно чтобы и сам транспорт соответствовал всем требованиям к пассажирским автобусам, установленным действующим законодательством РФ.

    Действующие регламенты

    Требования к пассажирским перевозкам автобусом в 2021 году установлены следующими нормативными актами:

    • Федеральным законом №220-ФЗ от 13.07.15;
    • Уставом автотранспорта и городского наземного электротранспорта;
    • Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами Ространснадзора.

    Правила перевозки пассажиров обязательны к исполнению всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность в данной сфере. К водителю также предъявляются определенные требования.

    Кроме перечисленных нормативных актов каждый регион РФ имеет право принимать в дополнение к ним свои законодательные документы. В уже существующие нормативы могут вноситься корректировки и дополнения, которые являются следствием проведенного анализа статистики всех дорожных происшествий с участием автобусов. Учитываются также пожелания водителей пассажирского транспорта. Чтобы исключить возможность допущения нарушений по причине неосведомленности, рекомендуется внимательно следить за всеми вносимыми изменениями.

    Требования к пассажирским перевозкам автобусом:

    • наличие пакета документов, необходимых для перевозки пассажиров;
    • соблюдение водителем всех его профессиональных обязанностей;
    • соответствие пассажирского автобуса всем техническим характеристикам, установленным действующими нормативами.

    Соблюдение установленных нормативов обеспечивает безопасность не только жизни и здоровью граждан, но и их имуществу. Нарушение правил перевозки пассажиров влечет за собой административную ответственность, согласно АПК РФ.

    Основные требования к автобусу

    Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:

    • лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
    • удостоверение водителя категории D;
    • полис неограниченного страхования ОСАГО;
    • путевой лист;
    • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
    • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
    • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
    • технический паспорт пассажирского автобуса.

    В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

    В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:

    • наименование и контакты перевозчика;
    • ФИО водителя;
    • наименование и контакты контролирующего государственного органа;
    • указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
    • правила пользования транспортным средством.

    Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.

    Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:

    • пройти медицинский осмотр перед выездом;
    • провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
    • вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
    • при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
    • соблюдать все правила дорожного движения;
    • выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
    • контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
    • производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.

    В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.

    Технические требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2021 году

    • Соответствие типа, марки, конструкции и мощности транспортного средства виду автобуса, предназначенного для перевозки пассажиров.
    • Параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное прохождение по российским дорогам.
    • Лампочки в салоне автобуса должны содержаться в рабочем состоянии для комфортной перевозки пассажиров в вечернее время.
    • Наличие в салоне динамиков для обращения водителя к пассажирам при необходимости.
    • Содержание дверных и оконных механизмов в рабочем состоянии.
    • Наличие исправной отопительной системы для поездок в зимнее время.

    В наличии необходимо иметь:

    • сертификат о соответствии нормам экологии;
    • аптечку для оказания первой медицинской помощи;
    • два огнетушителя: один — рядом с сиденьем водителя, второй — в салоне;
    • противооткатный упор и устройство, открывающее доступ к аварийному выходу;
    • знак аварийной остановки;
    • отсеки для крупногабаритного багажа;
    • навигатор и видеорегистратор в кабине шофера;
    • указание маршрута следования на наружной части автобуса;
    • знак о том, что совершается пассажирская перевозка.

    Требования при междугородних перевозках

    Для междугородних пассажирских перевозок в салоне автобуса требуется наличие следующего пакета документов:

    • нотариально заверенная копия лицензии юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющей право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
    • удостоверение водителя категории D;
    • полис неограниченного страхования ОСАГО;
    • путевой лист;
    • справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
    • диагностическая карта технического осмотра автобуса;
    • свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
    • технический паспорт пассажирского автобуса.

    Требования к водителю по обеспечению мер безопасности:

    • контроль за соблюдением пассажирами мер безопасности;
    • посадка и высадка людей только после полной остановки транспортного средства;
    • складирование багажа в багажных отделениях (верхнем и нижнем), наличие которых в автобусах дальнего следования обязательно;
    • ведение автобуса строго по установленному маршруту (отклонение возможно только с разрешения компании–перевозчика).

    Перевозка пассажиров в положении стоя допускается только при соблюдении следующих условий:

    • расстояние между пунктами отправления и прибытия не превышает 70 километров;
    • в салоне имеются поручни и достаточно свободного места для комфортного и безопасного размещения людей.

    Если продолжительность маршрута превышает 500 километров, для осуществления одного рейса требуется присутствие двух водителей.

    В транспорте междугороднего следования должны быть размещены указатели аварийных выходов и инструкция по их использованию и перечень правил пользования транспортным средством.

    Требования при международных перевозках

    Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.

    Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.

    К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.

    К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.

    Транспорт должен иметь следующие характеристики:

    • соответствие марки, типа и мощности требованиям, которые предъявляются к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров на дальние расстояния;
    • параметры автобуса должны соответствовать нормам, обеспечивающим его прохождение по дорогам не только РФ, но и зарубежных государств;
    • желательно наличие элементов повышенного удобства, например, туалетов и др.;
    • все механизмы, в т. ч. дверные и оконные, должны находиться в рабочем состоянии;
    • наличие номера на каждом посадочном месте;
    • наличие исправной системы освещения и отопительной системы внутри салона.

    Количество перевозимых людей не должно превышать установленные в техпаспорте нормы. При допущении данного нарушения при пересечении границы к перевозчику могут быть применены штрафные санкции.

    Требования в зимнее время

    В зимнее время к транспорту применяются дополнительные требования, например, необходимость смены шин. Следует также проверить герметичность окон, дверей и люков. Отопительная система должна работать без перебоев.

    Перед наступлением зимнего сезона необходимо заранее провести тщательную проверку техники. При выявлении поломок при необходимости следует провести капитальный ремонт.

    Пакет документов должен быть сформирован в полном объеме в соответствии с категорией перевозок. Состав водителей и технические характеристики транспорта не должны нарушать установленные нормативы.

    Наш специалист перезвонит Вам и подробно проконсультирует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *