Что такое потрачено по дут
Перейти к содержимому

Что такое потрачено по дут

  • автор:

Контроль топлива ГЛОНАСС GPS установка в Самаре и Тольятти pogreshnost-datchika-urovnya-topliva-glonass

Погрешность датчика уровня топлива ГЛОНАСС

Для начала разберемся что это за датчик и что он измеряет и как работает. Датчик уровня топлива далее ДУТ, это емкостной измеритель, принцип измерения которого основан на измерении уровня между двумя электродами. Как правило, это две трубки разного диаметра где трубка с меньшим диаметром находится в трубке с большим диаметром. Еще раз повторюсь принцип измерения основан на измерении уровня, а не объема.

Датчик уровня топлива

Теперь разберемся с факторами, влияющими на погрешность измерения датчиками:

  1. Первая и важная погрешность топлива ГЛОНАСС может быть уже на начальном этапе установки системы мониторинга транспорта, это неправильно оттарированый топливный бак. Погрешность в таких случаях может составлять более 10 % от уровня бака как в плюс так и в минус. Исправить это можно только с помощью пере тарирования бака.
  2. Следующая по величине погрешность измерения топлива, это неровность на заправке. Заправка на неровной площадке может вызвать погрешность измерения топлива до 4 % чем меньше уровень в баке, тем больше будет неточность из-за перегородок внутри бака, так как топливо перетекает в наклоненную сторону больше. В идеале ДУТ ставится посередине топливного бака, и данную погрешность топлива ГЛОНАСС можно свести к минимуму, но не всегда можно поставить датчик в нужное место, так как по центру может оказаться: родной датчик или заборник, или же перегородка внутри бака или хомут держащий бак, поэтому установка датчика может немного смещаться от центра бака. Именно по этому погрешность на неровных заправках может составлять до 4 процентов, естественно если машина на заправки встала ровно, то погрешность датчик уровня топлива не превысит и 1 %.

Погрешность ДУТ из за наклона авто

ВЫВОД:

Теперь подведем вывод: измерить уровень топлива в баке с точностью до литра не представляется возможным исходя из ряда причин независящих от компании, устанавливаемой ГЛОНАСС и датчик уровня топлива. Если Компания вам обещает, что у вас заправки топлива будет показывать с точностью до литра, это значит вас обманывают либо компания установщика не имеет достаточно опыта в установке ГЛОНАСС и ДУТ. При измерении через ГЛОНАСС погрешность топлива может играть как в плюс, так и в минус, средняя неточность на нормально сделанной машине составляет не более 2 % от уровня бака. Естественно если машина заправляется на ровной площадке и хорошим топливом, то погрешность не превысит и 1 %. Наша организация придерживается такого стандарта, за исключением маленьких топливных баков до 60 литров. Там неточность измерения топлива может составить до 3%. Исключением являются стационарные ёмкости отклонения измерения в них составляет не более 1%.

Что такое потрачено по дут

Вводные данные:
На машине УРАЛ стоит ДУТ и расходомер. Данные по расходу долгое время хорошо «сходились» (коррелировали). А с 1 по 3 июня стали наблюдаться «разбежки»: датчик расходомера (ДАРТ) показывает меньше потраченного топлива, чем датчик уровня топлива в баке (ДУТ).

Водитель делает замеры линейкой и высчитывает расход, исходя из своих замеров. Его замеры совпадают с данными расхода по ДУТ в Wialon.

Вопрос: почему расходомер стал показывать более низкий расход, чем ДУТ и ручной замер линейкой водителя?

Решение:
Проанализировали данные от ДУТа и расходомера на объекте.

По отчетам Wialon наблюдаются расхождения между показаниями ДУТ и ДМРТ в период с 31 мая по 03 июня включительно (таблица 1).

Изображение: по отчетам Wialon наблюдаются расхождения между показаниями ДУТ и ДМРТ

До 31 мая начиная с 4 июня все сходится достаточно точно. Причем показания ДУТ совпадают с теми замерами по линейке, которые делал водитель (таблица 2):

Точные схождения в отчёте мониторинга Wialon

То есть в нашем анализе мы оттолкнулись от данных по врезному ДУТ, которые достаточно точно совпадали с замерами водителя.

Проверили причины расхождения ДУТ и расходомера.

Данные за 2 июня:

Проверка данных в системе мониторинга Wialon за 2 июня

Данные за 3 июня :

Проверка данных в системе мониторинга Wialon за 3 июня

По данным ДУТ конечный уровень на 02.06 и начальный на 03.06 составил 82 литра. Очевидно, что расход по ДУТу и по линейке — это начальный уровень минус конечный (плюс заправки минус сливы, если были).

Если сделать график топлива за два дня, то видно, что уровень топлива 82 литра — не совсем достоверный.

По графику видно, что когда началась смена 3 июня, уровень топлива поднялся до 85 литров. И в конце смены 2 июня видна точка в 85 литров.

Это говорит о том, что актуальный уровень топлива на конец дня 2 июня был всё таки 85 литров.
А потом, либо машина остановилась на уклоне, либо были другие факторы, из-за которых кузов несколько наклонился и уровень топлива в баке относительно ДУТа и линейки снизился еще.

Утром машина начала двигаться и топливо вернулось на отметку 85 литров. Если учесть, что конечный уровень 85, то по ДУТ за 2 июня будет потрачено 21 литр, а не 24.

Подобная ситуация наблюдается в промежутке между 31.05 и 01.06.2019:

Если сделать отчет с 31 мая по 19:00 03 июня (то есть за весь промежуток времени, а не по дням), то цифры расхода топлива по ДУТ и расходомеру совпадают полностью – разбежка менее литра.

Это подтвердило, что оборудование работает корректно, данные двух датчиков для контроля расхода топлива коррелируют, но (по нашим предположениям) в данный период машина работала где-то на стройке на пересеченной местности, и автомобиль каждый раз (каждый день) ночью стоял «неровно».

Уровень топлива в баке относительно ДУТ и линейки был не по «уровню» (не перпендикулярно опускаемой для измерения линейке), а следовательно и измерялся чуть-чуть некорректно.

Поэтому и расход по замерам высчитывался не совсем правильно, и расходомер показывал чуть более верную картину.

Результаты:

Оборудование работает корректно. Достоверные данные о реально израсходованном топливе следует брать из данных расходомера (так как на него не влияют наклоны кузова и расход считается по буквально потраченному топливе в топливной системе), а в случае с ДУТ — именно расход топлива рассчитывается «косвенно» (математически, исходя из изменений уровня топлива в баке).

Стоит также отметить правильный выбор клиента: он поставил сразу два варианта контроля топлива, так как первый (расходомер) как раз рассчитан именно на контроль расхода топлива (сколько потрачено), а в второй (датчик уровня топлива в бак) создан для контроля уровня топлива в баке, проверки правильности заправок и выявления сливов.

На заметку:
Применяемые коэффициенты влияют только на объем детектируемой заправки в данных таблицах и не влияют на расход топлива по датчикам, так как физически невозможно отфильтровать интервалы, когда машина ехала на том или ином топливе. Но эти особенности могут учитывать датчики 5-го поколения Omnicomm LLS 5 и Технотон DUT-E 2Bio.

Wialon Operator FAQ

Чаще всего наши клиенты сталкиваются с ситуацией, когда расход по ДУТ выше, чем расход по CAN, например:

Самая важная особенность оборудования: ДУТ — это не расходомер. Он не измеряет расход, он измеряет уровень топлива в баке. А расход по ДУТ в Wialon считается математически по формуле: Начальный уровень минус конечный плюс заправка минус слив

Расход по ДУТ равен:
361,67 — 263,38 + 3710,81 — 351,08 = 3458,02 л
Средний расход соответственно:
3458,02 / 10551,22 х 100 = 32,77 л/100км

В формуле расхода, как правило (если оценивать рейс целиком), наибольшее по величине слагаемое – это заправки. Поэтому сумма зафиксированных ДУТами заправок оказывает самое значительное влияние на конечную цифру расхода в отчете.

Поэтому мы в таком случае всегда анализируем заправки за период, для этого кейса они следующие:

По двум заправкам нет данных, но из 4-х известных — у двух разбежка меньше литра, что совершенно идеально и у третьей – меньше 5 литров, что тоже очень хорошо и значительно меньше допустимой погрешности. Только четвертая показала более высокую дельту (1,7% от суммы объемов баков).

Однако, можно обоснованно говорить, что ДУТы работают корректно.

Как было сказано выше, датчик уровня топлива не является измерителем расхода. Объемы слива, заправки или посекундного (мгновенного) расхода топлива вычисляются расчетным путем по анализу изменения уровня топлива с последующим пересчетом уровня в объем, согласно тарировочной таблице. Расчет объема заправки, соответственно, выполняется на основании двух измерений: начальный уровень и конечный уровень. Все 4-ре заправки определены в рамках допустимой погрешности, более того, три из них — с погрешностью намного меньше допустимой (2% от объема бака). Это говорит о том, что восемь из восьми измерений уровня топлива верны.

Далее, чтобы максимально точно оценить данные по расходам ДУТ и CAN, исключим неизвестные заправки и проверим интервал 01-10 января включительно (т.к. за 11.01 нет данных по заправке)

Если восемь из восьми измерений уровня топлива верны — это по теории вероятности дает право считать, что и остальные измерения (в частности, уровень топлива на начало и конец рейса) тоже верны и соответствуют действительности.

Представим, что у нас нет ни ДУТов, ни CAN, и мы считаем расход сами, исходя из данных путевого листа, в котором всегда указаны уровень топлива в баке на начало и конец рейса (измеряются линейкой), и прикрепленных чеков от АЗС. В формулу расхода подставляем начальный и конечный уровень топлива из отчета (мы пришли к выводу, что они верны, значит это то же, что и замер линейкой)? и «приход» по чекам:

Расход равен:
361,67 – 802,19 + 1838,68 = 1398,16 л
Средний расход соответственно:
1398,16 / 4520,70 х 100 = 30,93 л/100км

В отчете средний расход топлива считается относительно GPS пробега, но относительно его же считается и CAN-средний расход. Поэтому в вопросе разницы в цифрах расхода это не принципиально, т.к. дельта в расхождении этих расходов не изменится, если все пересчитать относительно CAN-пробега.

Полученные 1398,16 — это совсем рядом с 1403,92, рассчитанные Wialon-ом по ДУТу.

Итак, расход по ДУТу – это строгая математика; расход «вытекает» из «прихода», т.е. из объема заправленного топлива. Если заправки совпадают – это показатель корректной работы ДУТов и в конечном итоге – верный признак того, что данные по расходу в отчете соответствуют действительности.

Очень важная оговорка: сказанное выше тем более верно, чем продолжительнее отчетный интервал, т.к. чем больше пробег, тем меньше влияние погрешности измерения уровней на конечный результат. Погрешность заправки даже в 20 литров (как в нашем случае с заправкой 21.01) относительно 3,7 тонн заправленного топлива и пробега в 10 тыс км исказит показатель среднего расхода очень мало.

Расход фактический, как уже было рассчитано выше, исходя из чеков на заправки составил: Потрачено: 1398,16 л Средний: 30,93 л/100км

Что практически совпадает с данными по ДУТам

Итак, ДУТ показывает правду — реальный расход, как он есть. Что же делать с цифрой CAN-расхода?

Более низкая цифра по данным CAN (расход по форсункам ДВС, никак не связанный с изменениями уровня топлива в баке) может быть по трем причинам: — любого рода сливы (из бака ушло – в двигатель (ДВС) не попало); — наличие потребителя топлива, кроме основного ДВС — автономный отопитель в том случае, когда забор топлива происходит из общего бака; — заниженные данные по CAN (износ форсунок, намеренное изменение коэффициентов в ЭБУ, несовершенство матрицы коэффициентов, рассчитанной производителем автомобиля).

За интервал 01-10 января разница между расходами ДУТ и CAN составила 82,42 литра. Сливов и признаков работы отопителя обнаружено не было. ДУТ показывает правду. Остается последний вариант — предполагать, что CAN просто занижен.

Непосредственно по данным расхода топлива CAN в рассматриваемом случае просматривается следующая тенденция (представлены три интервала для сравнения):

Первый интервал. Рейс 03.01.2021.

Разница в абсолютном расходе 8 литров на 454 км пробега. Режим движения — равномерный. Машина загружена.

Второй интервал. 04.01.2021.

Разница в абсолютном расходе 7 литров на 223 км пробега. Режим движения – неравномерный. Машина порожняя.

Как обнаружить слив топлива?

Утечка топлива может происходит по нескольким причинам. Зачастую недобросовестные водители сливают топливо, или же имеется неисправность в работе топливной системы автомобиля. В обоих случаях компания несет значительные убытки, поэтому сегодня в нашей статье мы подробно расскажем вам, какие действия следует предпринять, чтобы не допустить слива топлива. Сразу отметим, что наши рекомендации будут полезны не только для пользователей Wialon, но и для тех, кто работает с другим программным обеспечением.

Рассмотрим следующий алгоритм действий при утечке топлива

  1. Обязательно установить нормы расхода топлива.
  2. Занести их в форму (либо своими силами в разделе «Свойства объекта»-«Расход топлива»; либо при помощи специалистов, сообщив им ваши нормы расхода зима/лето и время перехода зима/лето).
  3. При формировании отчета по топливу обязательно сравните значения в колонках «Потрачено по ДУТ» и «Потрачено по нормам»
    • Чтобы получить сравнение необходимо добавить еще один шаблон отчета. Для работающих в программе Wialon.Pro нажать +. Для работающих в Wialon.Hosting – нажать кнопку «Создать».
    • Далее выбрать таблицу «Поездки».
    • В свойствах этой таблицы выставить V в полях «Потрачено по ДУТ», «Потрачено по нормам», «Отклонение расхода по ДУТ».
    • И в разделе Параметры выставить группировку «По дням».

Списание топлива производится по показаниям ДУТ (датчик уровня топлива), кроме тех случаев, когда показания ДУТ превышают показания по нормам расхода. В этом случае необходимо списывать по нормам, но, обратите внимание, – это первый признак нарушения корректной работы топливной системы автомобиля.

Причины этого могут быть следующие:

  • слив топлива водителем с «обратки»;
  • неисправность топливной системы автомобиля (форсунки, топливный насос и т.д.);
  • нарушение корректной работы навигационного оборудования.

В любом из этих случаев необходимо как можно быстрее связаться со специалистами для диагностики и устранения причин повышенного расхода топлива, поскольку ваша компания несет не только повышенные расходы на ГСМ, но и эксплуатация транспортного средства с неисправной топливной системой может иметь существенные экономические последствия.

Мы рекомендуем дополнительно мотивировать тех водителей, которые используют аккуратный стиль вождения и бережно относятся к автомобилю. Эту мотивацию можно привязать к разнице показателей расхода топлива по ДУТ и нормам расхода. Показания расхода топлива по ДУТ всегда, при исправной топливной системе, не должны превышать нормы расхода. Чем больше эта разница в пользу ДУТ, тем более аккуратно водитель использует автомобиль, чем экономит топливо, увеличивая межремонтный интервал машины и сокращая ваши издержки на содержание автопарка.

На сегодняшний день становится популярной новая технология учета топлива — двухконтурный контроль топлива, основывающийся на использовании датчиков уровня топлива вместе со снятием расхода топлива с двигателя. Таким образом данные о расходе передаются по двум каналам, создавая обратную связь о фактическом расходе топлива с двигателя.

Теперь вы знаете, как предотвратить слива топлива, и мы надеемся, что статья была полезной для вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *