Сколько служит датчик давления в шинах
Перейти к содержимому

Сколько служит датчик давления в шинах

  • автор:

Всё что вам нужно знать о TPMS

Датчик давления в шинах TPMS

Система контроля давления в шинах (TPMS – Tire Pressure Monitoring System) как технология возникла в военной отрасли, и, сравнительно недавно, стала применяться в гражданских авто для повышения безопасности вождения.

Использование датчиков TPMS неразрывно связано с автомобилями премиум-класса, такими как BMW, Mercedes-Benz, на которых устанавливаются пневмошины RunFlat. Это необходимо для того, чтобы бортовой компьютер мог отслеживать давление в колёсах автоматически, ведь резина с технологией RunFlat имеют жёсткую полимерную вставку в плечевых конструкциях, которая поддерживает форму и визуально практически не заметно, что она может иметь прокол. К сожалению, ресурс подобных шин всего 50-80 километров и водитель должен быть своевременно предупреждён. Однако, автомобильные производители, оценив высокий процент аварий на дорогах, связанных с проблемами с шинами начали широко внедрять систему TPMS и для машин на обычных (не RunFlat) шинах.

В настоящее время системы мониторинга давления в колёсах вышли из разряда роскошного аксессуара. Так, владельцы Kia и Hyundai, Mazda уже в штатной комплектации своих автомобилей становятся счастливыми обладателями системы TPMS.

Итак, давайте поближе познакомимся с этой опцией вашего автомобиля, повышающей комфорт и безопасность движения!

Система TPMS состоит из центрального блока, соединённого с бортовым компьютером и датчиками, передающими информацию о давлении и температуре воздуха в шине по радиоканалу. При понижении или повышении давления в конкретном колесе – сенсор передаёт информацию на бортовой компьютер, а он в свою очередь, информирует водителя.

Датчик давления в шинах TPMS Киа

Помимо очевидного преимущества в осведомлённости водителя о целостности колёс его автомобиля есть и еще один плюс. Все мы знаем, что движение на излишне накачанных шинах, так и шинах с недостаточным давлением влечёт их ускоренный износ, а иногда провоцирует аварийные ситуации на дороге, поэтому – контролировать давление с помощью СКДШ – одно удовольствие!

Сам сенсор состоит из вентиля, герметизирующей прокладки, электронного TPMS датчика и гайки, соединяющей все эти элементы между собой. Электронный датчик содержит в себе элемент питания (батарейку), которая не может быть заменена. Таким образом – разрядка батарейки является поводом для замены датчика. Как правило, энергии этой батарейки достаточно для бесперебойной работы сенсора в течение 5-7 лет. Конечно, стоит учитывать интенсивность эксплуатации и низкие температуры воздуха, которые сказываются на более быстром расходе заряда батареи. В случае повреждения вентиля (соска) или потери герметичности прокладки нет необходимости менять весь датчик целиком, а можно воспользоваться ремкомплектом – это гораздо дешевле замены всего сенсора.

Давайте подведём итог. Использование системы TMPS контроля давления в шинах несёт в себе неоспоримые преимущества:

  • слежение в автоматическом режиме за состоянием давления в колёсах
  • своевременное уведомление водителя о повреждении автошин
  • поддержание давления на оптимальном уровне, тем самым снижая расход топлива, сокращая тормозной путь и равномерный износ шин.

Да, скептики скажут: — Оснащение TPMS стоит денег! Но поверьте – на безопасности не экономят!

Как работают датчики давления в шинах

Проколотая покрышка — это всегда очень неприятно. Но лучше узнать о спускаещем колесе заранее — в этом и помогут датчики давления в шинах.

Первый патент на шину был получен в 1846 году, и с тех пор колёса постоянно прокалываются. Любому ясно, что спустившая покрышка не сулит ничего хорошего. Да и упавшее давление может быть весьма опасно: недаром в разделе «Ежедневное обслуживание» инструкции по эксплуатации автомобиля пункт «Проверка давления в шинах» стоит одним из первых.

Когда шина «испускает дух», сопротивление качению значительно увеличивается. К чему это ведёт? К повышению расхода топлива, повышенному износу шин и, конечно же, к боковому уводу автомобиля. Причём небольшой такой увод в сторону можно списать на уклон дороги или колею. Так что водитель, по ошибке или неопытности, может продолжать движение довольно долго. И самое опасное в этом то, что при экстренной ситуации, например, при резком манёвре или торможении подспущенная покрышка может сорваться с диска или провернуться. А здесь и до аварии недалеко.

Стало быть, с этим безобразием нужно бороться всеми силами. И чем раньше водитель заметит потерю давления, тем лучше. Конечно, самый простой способ — перед поездкой проверить давление, поочерёдно присоединив к каждому колесу насос или манометр. Но мы с вами народ ленивый и забывчивый. Да и удовольствие ковыряться на морозе или в дождь с приборами невелико. Тем более что есть уже целый ворох систем, умеющих проверять это самое давление.

Колпачки китайского производства сигнализируют о падении давления изменением цвета. Информативность хороша, точность под вопросом.

Самая простая из них — это специальные колпачки с цветовыми индикаторами, которые устанавливаются вместо штатных на вентили подкачки. Упало давление ниже, допустим, двух атмосфер — под прозрачной крышечкой такого появится предупреждающая жёлтая (оранжевая, фиолетовая) полоска. Ага, понятно, с колесом неладное, надо проверить. Опустилось давление ещё ниже — колпачок «окрасится» в другой, как правило, красный цвет, который будет говорить о критичности происходящего. Достоинство такого подхода — простота. Минус — недостаточно хорошая информативность. Ведь колпачки можно увидеть только во время остановки. И всё равно, обойти перед поездкой автомобиль, посмотрев на цвета колпачков, намного проще, чем мерить каждый раз давление.

Ещё один недостаток — колпачки начинают информировать об изменении давления только тогда, когда оно падает ниже определённых значений, которые, кстати, для вашего автомобиля и ваших колёс могут быть вполне нормальными. Значит, подбирать их надо именно под вашу машину.

Радиодатчики многих электронных систем мониторинга устанавливаются на диск при помощи специальных хомутов.

А для того чтобы заметить неладное во время движения, неплохо бы иметь на борту электронную систему, которая автоматически оповещала бы об опасных падениях давления. И не просто оповещала, а делала бы это вовремя (чтобы было время сориентироваться) и без ложных срабатываний.

Установленная система контроля в таком случае в нужный момент предупредит водителя об изменении соответствующего параметра и даст ему достаточно времени для безопасной остановки автомобиля. Понятно, в случаях серьёзного прокола или взрыва покрышки такие системы не помогут, поскольку водитель и без всяких датчиков почувствует увод автомобиля. А вот при «медленном» проколе подобная электроника просто незаменима.

Есть, например, системы, которые передают данные о давлении и температуре в шинах на центральный блок при помощи радиосвязи. А есть и такие, которые могут передавать эти данные по на телефоны или коммуникаторы. А что, очень удобно.

Система мониторинга давления , разработанная компанией Pirelli. В самом простом варианте Optic она представляет собой четыре колпачка, которые устанавливаются на штатные вентили. А о падении давления они сигнализируют изменением цвета.

Но есть и более хитрые системы, которые работают без «настоящих» датчиков давления, а через ABS. Именно они обычно и ставятся в серийной комплектации автомобилей. Как они работают?

Электроника при помощи датчиков в каждый момент времени определяет частоты вращения колёс и их относительную разницу. Как известно, при падении давления высота профиля шины становится ниже. Следовательно, скорость вращения колеса с «больной» шиной увеличивается, следовательно, увеличивается и разность частот вращения колёс на одной оси. В результате система фиксирует эти изменения — и даёт тревожный сигнал.

Система в исполнении Acoustic. В колпачки встроены датчики, которые регистрируют давление, и радиопередатчики, обеспечивающие связь с центральным блоком. Как только давление упало, на табло этого блока появляется соответствующая индикация и раздаётся предупреждающий звуковой сигнал. Элементов питания в колпачках хватает примерно на 5 тысяч часов работы, что соответствует пяти годам эксплуатации. Замена батареек в колпачках не предусмотрена, поэтому по истечении срока службы комплект нужно менять полностью.

Чем плох такой косвенный способ определения давления в шинах? Такие системы могут срабатывать, например, в затяжных поворотах, когда на протяжении относительно долгого времени система фиксирует большую разницу частот вращения колёс разных бортов (ведь внешние колёса крутятся с большей скоростью, нежели внутренние). И это ещё цветочки.

Один из самых навороченных вариантов — AcousticBlue умеет передавать данные о давлении через порт Bluetooth на мобильный телефон. Стоит такая штука от 160 евро.

В некоторых случаях такие системы бесполезны вовсе. Например, когда на автомобиле устанавливаются покрышки с технологией Run-Flat. Напомним, у шин с такой технологией даже при полной потере давления высота профиля уменьшается незначительно — примерно на %. Давления в шине нет, а усиленные боковины продолжают «держать», и не просто держать, а позволяют продолжать движение с очень даже приличной скоростью, на протяжении достаточно длительного времени.

Многие автомобили сами предупреждают своего хозяина о падении давления в шине.

И всё же эта система может очень сильно помочь, особенно в дальней дороге, своевременно предупредив о том, что с колёсами проблемы. Но полагаться на «помощников» полностью не стоит. Поэтому вместо вывода напишем всего два, нет, — три слова. Следите за давлением, товарищи! Хотя бы в неделю раз, а уж если заметили, что колесо подспущено, не ленитесь, подкачайте.

Системы контроля давления в шинах

Системы контроля давления в шинах

TPMS (Tire Pressure Monitoring System) – система безопасности современного автомобиля, которая служит для контроля давления в колесе и предупреждения снижении давления в колесе, в установленных автопроизводителем пределах. Это позволяет вовремя обнаружить прокол и предотвратить аварийную ситуацию на дороге или повреждение покрышки.

В соответствии с известным графиком зависимости ходимости шин от давления при движении:

  • с отклонением давления вниз на 20% срок службы шины уменьшается на 30%
  • с отклонением давления вниз на 30 % срок службы шины уменьшается на 45%
  • с отклонением давления вверх на 20% срок службы шины уменьшается на 10%

По данным американской организации по безопасности дорожного движения, 75 процентов аварийных ситуаций на дороге происходит по причине некорректного давления в шинах. В соответствии с данными многолетних наблюдений в 2008 году вышел Федеральный закон, в соответствии с которым каждый новый автомобиль в США оснащается системой контроля давления в шинах с завода в качестве базового оборудования в любой комплектации.

С 2015 года каждая вновь сертифицируемая модель автомобиля для Европейского рынка должна иметь TPMS в базовой комплектации.

Различают два типа систем контроля давления в шинах:

  • Система косвенного контроля давления в шинах: контроль осуществляется по системе ABS. При снижении давления в шине, возникает разница угловых скоростей вращения колес автомобиля и фиксируется отклонение давления.
  • Система прямого измерения давления в шинах: измерение осуществляется по показаниям датчиков, установленных в каждом колесе, которые непосредственно измеряют давление воздуха внутри шины. Показания могут отображаться, как в виде показаний давления в каждом колесе, так и в виде простого индикатора — пиктограммы системы контроля давления в шине на приборной панели автомобиля.

СИСТЕМА ПРЯМОГО КОНТРОЛЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ

Данный тип систем контроля давления в шинах работает за счет показаний 4х (или 5, если датчик установлен в запасном колесе) датчиков давления в шинах.

Датчик давления в шине — это миниатюрное устройство, работающее от встроенного элемента питания. Датчик содержит в себе полупроводниковый сенсор давления, температуры и ускорения (полупроводниковый акселерометр), а также антенну 433 МГц или 315 МГц в зависимости от спецификации автомобиля. Срок службы датчика составляет 6-8 лет или 180 000 тысяч километров пробега.

Автомобиль получает показания, переданные на частоте 433 МГц или 315 МГц каждым из датчиков, и определяет их местоположение по специальным уникальным идентификаторам, занесенным в память автомобиля. По этим же идентификаторам, бортовая электроника автомобиля отличает показания собственных датчиков от показаний, например, такого же припаркованного рядом автомобиля. Идентификатор датчика – это его уникальный номер, который присваивается датчику при производстве и указывается на его корпусе в виде шелкографии или наклейки.

ВИДЫ ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ В ШИНЕ.

Все датчики можно разделить на две группы:

  • Номерные оригинальные автомобильные запасные части и их аналоги. Данные датчики соответствуют по номеру оригинальной запасной части. Эти датчики поставляются во включенном состоянии и с момента выхода с конвеера начинают расходовать заряд элемента питания.
  • Программируемые датчики. Универсальные программируемые датчики — это «датчик-заготовка», в который при помощи лицензионного оборудования записывается параметрия, соответсвующая номерному оригинальному датчику для конкретного автомобиля. Технология не так проста, и производством таких датчиков занимаются только лидеры рынка в этой сфере. По качеству, характеристикам и надежности работы они ничем не уступают оригиналу, а в части срока службы превосходят его. Также из программируемых датчиков возможно изготовить «датчики-клоны».

Виды систем TPMS с непосредственным измерением давления.

  • Система с одной антенной. В такой системе обучение датчиков осуществляется при помощи компьютерной диагностики путем внесения ID с корпусов датчиков в компьютер автомобиля или с использованием специального активатора. В процессе процедуры обучения автомобиль вводится в специальный режим работы и применяется специнструмент.
  • Система с 4мя антеннами. В такой системе приемник установлен в каждой колесной арке. Привязка датчиков осуществляется автоматически в процессе пробной поездки с соблюдением условий движения.
  • Система с одной антенной и триггерами над каждым колесом. В такой системе приемное устройство одно, а триггеры датчиков установлены в каждой колесной арке. Привязка датчиков осуществляется автоматически в процессе пробной поездки.
  • Система с одной антенной и датчиками с двухосевыми измерителями ускорений. В такой системе одна антенна устанавливается в задней части автомобиля, а датчик использует 2-х осевой сенсор ускорений. Привязка датчиков осуществляется в автоматическом режиме. За счет того, что блок приемника установлен в задней части автомобиля, возникает разница в уровне сигнала передних и задних колес, так автомобиль определяет передние и задние датчики. По направлению ускорения второй оси сенсора ускорений датчик определяет сторону автомобиля.

Клонирование датчиков давления в шинах.

Система контроля давления в шинах отличает датчики, установленные на один автомобиль, от датчиков аналогичного соседнего автомобиля по уникальным идентификаторам (ID Code). Каждый датчик имеет свой уникальный код (адрес в системе) который указан на корпусе датчика. Если требуется эксплуатировать автомобиль с двумя комплектами сезонных колес (резина и диски), то необходимо, чтобы оба комплекта были оснащены датчиками давления в шинах.

Если автомобиль имеет функцию автопривязки датчиков давления в шине, то эксплуатация двух комплектов колес беспроблемна, но если автомобиль не поддерживает автопривязку, то возникают проблемы с постоянной перепропиской на СТО. Если на таком автомобиле эксплуатировать два комплекта сезонных колес с оригинальными датчиками, то каждую сезонную переобувку потребуется перепривязка каждого из комплектов. У официального дилера данная операция стоит от 1000 до 5000 рублей за операцию, которую необходимо выполнять каждую смену колес. Решением данной проблемы может стать покупка «датчиков-клонов» вместо оригинальных или их аналогов.

Для изготовления датчиков клонов необходимо предоставить нам их идентификаторы (ID), уже прописанных в автомобиль. Узнать эти коды можно двумя способами. Первый вариант — это сделать фотографию каждого датчика. Идентификатор написан на корпусе датчика. Второй вариант получить идентификаторы — подключить компьютерную диагностику к автомобилю и считать ID из памяти автомобиля. Также возможно считывание идентификаторов непосредственно с колес автомобиля беспроводным образом, не разбирая их, но для этого требуется специальное оборудование. Полученные идентификаторы прописываются в программируемые датчики давления шин. Автомобиль не видит разницы между оригиналом и клонами. Более ничего перепрописывать не придется.

Использование «датчиков клонов» оправдано на автомобилях, где в память можно прописать только один комплект датчиков.

Данная маленькая статья затрагивает очнь большую тему контроля давления в легковых шинах, которыми мы все пользуемся каждый день. Самое главное – безопасность. И если производитель вашего авто не обеспокоился оборудованием системы контроля давления – Вы сами прекрасно можете справить с этим вопросом.

ООО “ТК Раут” – официальный дистрибьютор компании SCHRADER s.a.s. ( Франция) на территории Российской Федерации.

SCHRADER s.a.s – лидер в производстве и поставке систем контроля давления и температуры в шине (TPMS) для производителей автомобильной техники и революционных программируемых датчиков для вторичного рынка. Фактически, более половины всех мировых автомобильных платформ мира используют TPMS технологии компании Шрадер.

Лучшие датчики давления в шинах автомобиля в 2024 году

Лучшие датчики давления в шинах автомобиля в 2024 году

Быструю утечку воздуха из-за прокола шины заметить легко, а вот постепенное снижение давления невооруженным глазом не увидишь. На помощь водителю приходит система контроля давления: встроенная или нештатная. Чтобы помочь нашим читателям выбрать датчик давления в шинах, мы попросили владельца автосервиса и магазина запчастей The Garage Сергея Дяченко рассказать о принципах их работы и назвать лучшие модели в 2024 году.

Немногие автовладельцы знают, что проверки давление в шинах лишь при сезонной смене резины недостаточно. Ведь несвоевременно обнаруженное снижение давления чревато множеством негативных последствий для автомобиля. Среди них:

  • снижение управляемости и увеличение тормозного пути;
  • неравномерный износ протектора, следовательно шина прослужит меньше;
  • перерасход топлива.

Система Arena TPMS TP 300 из четырех дaтчиĸoв тeмпepaтypы и давления в шинах отображает все параметры на панели с дисплеем, которую водитель устанавливает в салоне. Устройство постоянно мониторит состояние шин и оповещает в случае падения или повышения давления, а также своевременно напоминает о необходимости замены батарейки в датчиках. К явным преимуществам этой внешней системы относятся функции аварийного звукового оповещения, если с давлением в шине произошли резкие изменения, и мониторинг уровня заряда аккумулятора автомобиля.

Пользователи отмечают удобство беспроводной передачи информации на компактную панель. Подключается дисплей через провод питания в прикуриватель. Для установки не придется обращаться в сервисный центр, так как система представляет собой колпачки на ниппель. Водителю нужно лишь заменить обычный колпачок на датчик на каждой шине самостоятельно. По отзывам пользователей модель не всегда верно показывает уровень заряда и менять батарейки приходится чаще.

Характеристики
Производитель Arena, Италия
Тип Внешний
Тип питания От батареек (датчик), от бортовой сети (панель)
Плюсы и минусы

Самостоятельная установка; мониторит уровень давления в режиме реального времени; предупреждает звуком в случае резких изменений в шинах; показывает заряд аккумулятора авто и батареек самих датчиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *