Недолив масла в двигатель чем грозит
Перейти к содержимому

Недолив масла в двигатель чем грозит

  • автор:

Пять страшных ошибок при смене и доливе моторного масла

Для беспроблемной работы двигателя внутреннего сгорания требуется применение рекомендованного автопроизводителем моторного масла, равно как соблюдения правильного алгоритма его замены и долива. «РГ» разобралась в тонкостях этого вопроса и выделила пять типичных ошибок при манипуляции со смазочными жидкостями.

Замена масла точно по рекомендации производителя

Большинство автопроизводителей рекомендуют замену моторного масла в легковых автомобилях в интервале 10 тысяч — 20 тысяч км. Казалось бы, чего проще — залить новое масло после указанного в спецификациях пробега. Однако такие рекомендации даются в расчете на эксплуатацию машины в идеальных или, точнее говоря, среднестатистических условиях.

Правильнее же делать поправки на целый ряд факторов. Если вы регулярно эксплуатируете автомобиль в пробках или ездите с повышенной нагрузкой (например, транспортируете тяжелый груз или передвигаетесь в спортивной манере), то менять смазочный материал рекомендуется едва ли не на половине рекомендованного лимита. К примеру, если регламентируется смена масла на 15 тысяч км, стоит обновить лубрикант примерно на 8 тысяч км.

Перелив масла

Фото: iStock

Поговорка «кашу маслом не испортишь» оправдывается при приготовлении еды, однако заливка моторного масла выше уровня «Максимум» сулит неприятные последствия. Как минимум — от избыточного давления пострадают сальники и прокладки, и масло с большой степенью вероятности начнет подтекать.

Кроме того, подъем давления масла может повлечь за собой замасливание свечей вплоть до утраты их работоспособности, потерю двигателем приемистости и перерасход топлива. Повышенное давление создает дополнительную нагрузку также на шестерни масляного насоса, усиливает нагарообразование в цилиндрах и провоцирует вспенивание масла, из-за чего нарушается работа гидрокомпенсаторов и ухудшается смазка нагруженных элементов мотора.

К слову, справиться с переливом можно при помощи откачки или слива масла. В первом случае применяют специальный шприц и резиновую трубку, во втором страгивается сливная пробка на поддоне картера, причем последний способ является сложным и не рекомендован при недостаточных навыках.

Недолив масла

Фото: iStock

При работе двигателя с недостаточным объемом масла (на щупе — ниже риски «Минимум») в двигателе могут формироваться воздушные пробки, которые блокируют масляные протоки. В итоге двигатель работает посуху, что чревато быстрым износом распределительного вала, поршневых колец, шейки коленвала и других подвижных элементов.

В конечном итоге эксплуатация автомобиля с недостатком масла вызывает риск заклинивания поршней. Отметим также, что современные транспортные средства снабжены датчиком, сигнализирующим о пониженном уровне масла значком на приборной панели (масленка). Причинами же пониженного уровня масла могут явиться течь через прокладки клапанной крышки, головки блока цилиндров, масляного фильтра, равно как механические повреждения маслопровода и износ подвижных элементов двигателя. При любом раскладе проверяйте уровень масла, поставив машину на ровную поверхность (без уклонов) и с холодным двигателем.

Постоянный долив масла вместо замены

Фото: iStock

Как известно, многие автовладельцы, обнаружив факт повышенного расхода моторного масла (пресловутый «масложор»), предпочитают не выяснять причины происходящего, а ограничиваются регулярным доливом смазочного материала. Такая практика, вероятнее всего, приблизит наметившуюся кончину мотора.

Дело в том, что новое масло, смешиваясь со старым, быстро загрязняется и теряет свои эксплуатационные качества. Прежде всего, деградирует основа масла, оно становится более жидким, а присадки утрачивают свои свойства. В перспективе практика постоянного долива может повлечь за собой образование задиров, нагара и другие серьезные проблемы. И уж если вы практикуете регулярный долив в течение длительного времени, не забывайте о масляном фильтре. Срок его службы примерно равен ресурсу моторного масла.

Смешение несмешиваемого

Фото: iStock

Как ранее уже писала «РГ», одной из грубейших ошибок при замене масла является понижение его качества. Иными словами, в минеральное масло допускается доливать полусинтетику, в полусинтетику — синтетику того же производителя, а вот наоборот делать не стоит.

Категорически запрещено также смешивание моторных продуктов и трансмиссионных масел для бензиновых и дизельных моторов, добавление в двигатель «легковушки» масла, предназначенного для грузовых автомобилей, а также игнорирование стандартов API (американский) и АСЕА (европейский).

И наоборот — совпадение индексов API или АСЕА нового и старого масел снижает риск возникновения опасных химических реакций. Ошибкой будет также смешение масел разных брендов. А вот смазочные составы от одного бренда комбинировать не так страшно. Дело в том, что разные модели одного производителя имеют общие базовые элементы и схожие присадки в отличие от аналогов других марок.

Что делать, если вашу машину во дворе ударили и скрылись:

Новости компании

Перелив моторного масла: причины, последствия и устранение

Как правило, перелив масла — это следствие человеческой ошибки. Если уровень жидкости лишь незначительно превышает максимально допустимый, никаких последствий можно не бояться. Но если масло залито с большим превышением нормы, двигатель может серьезно пострадать.

Некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что перелив масла по сравнению с недоливом намного менее опасен. Однако существенное превышение уровня жидкости может привести к значительным финансовым затратам. Это звучит странно, но перелив масла в итоге приводит к нехватке рабочей жидкости в двигателе.

Причины

В большинстве случаев к переливу масла приводит невнимательность лица, осуществляющего доливку или замену жидкости в двигателе. Реже причиной превышения допустимого уровня является то, что автомобилист не учитывает небольшой остаток масла после его слива. Полностью жидкость слить из двигателя невозможно. Потому рекомендуемое производителем количество масла нужно уменьшить на объем не слитого остатка. Если этого не сделать, норма будет превышена.

После слива отработанного масла его остаток может составлять 0,2 л. И уже этого количества достаточно, чтобы создать проблемы. А бывает, что перелив составляет 0,5 и даже 1 л. И такие ошибки возможны даже в автосервисе.

Последствия

В процессе нагревания все вещества расширяются. И моторное масло — не исключение. Когда же его слишком много, давление при повышении температуры достигает критических значений. Это приводит к деформации уплотнительных элементов. Сальники начинают течь. И даже после того, как уровень масла из-за утечки снизится, а давление упадет, поврежденные уплотнители уже не справляются со своей задачей. Утечка продолжается, а двигатель начинает испытывать нехватку смазочного материала.

Излишки масла, выходя из двигателя, могут заливать свечи зажигания. Из-за этого работа цилиндров может быть нарушена, а расход топлива увеличивается. Масло может попадать и на другие узлы, например, датчик массового расхода воздуха. Его работа нарушается, следствием чего становится перерасход топлива и потери мощности.

Уровень моторного масла может оказаться достаточно высоким, чтобы достигать коленчатого вала. Последний, вращаясь, взбивает жидкость, способствуя образованию в ней пузырьков воздуха. Далее они попадают в систему гидрокомпенсаторов, существенно нарушая их работу.

На присутствие завоздушенного масла указывает характерный стук в гидрокомпенсаторах. Чтобы привести их в порядок, придется каждый перебирать и тестировать. Если конструкция неразборная, то остается только замена гидрокомпенсаторов. А это уже значительные затраты. Дополнительная проблема при неисправности гидрокомпенсаторов — это ударная нагрузка на другие узлы, что способствует их более быстрому износу и выходу из строя.

И к таким серьезным последствиям приводит всего лишь наличие маленьких пузырьков воздуха в масле. В нормальном состоянии моторное масло не сжимается. Это необходимо для нормальной работы гидрокомпенсаторов. Но наличие воздуха делает образовавшуюся смесь сжимаемой, от чего работа этих узлов нарушается.

При повышенном давлении в смазочной системе масляный насос начинает работать в условиях повышенной нагрузки. Это приводит к его преждевременному износу. Также происходит более интенсивное засорение фильтра. Это объясняется тем, что пузырьки воздуха в масле вытягивают вместе с собой мелкие загрязняющие частицы.

Следует учитывать, что чем старше двигатель (больший ресурс работы), тем более он чувствителен к повышению уровня масла. Даже незначительный перелив моторного масла в изношенном двигателе может привести к протечке сальников.

Если двигатель еще новый и практически не изношен, он не так боится перелива масла. Пагубные последствия этого явления проявятся лишь спустя некоторое время. Но ждать этого не стоит, лучше сразу же при выявлении превышения уровня моторного масла слить его излишки. При этом не нужно рассчитывать на то, что лишняя жидкость просто выгорит со временем, и ее уровень придет в норму. На это уйдет немало времени. Какой ущерб при этом будет нанесен мотору, можно только догадываться.

Слив излишков

Решение проблемы перелива масла зависит от того, насколько превышен допустимый уровень. Если излишки невелики, можно обойтись достаточно простой процедурой. Необходимо снять масляный фильтр, положить его на некоторое время в емкость и подождать, пока масло с него стечет. Но если уровень превышен значительно, такой способ не подойдет. Необходимо откачать лишнее масло.

Для откачки нужно подготовить медицинский шприц максимального объема, а также виниловую трубку. Для этой цели подойдет шланг от капельницы. Его нужно присоединить к шприцу, а свободный конец опустить в отверстие для щупа. Далее нужно откачивать масло и сливать его в емкость до тех пор, пока уровень не достигнет необходимого значения.

Процедуры по проверке уровня масла и его сливу нельзя проводить на холодном двигателе. Сначала его нужно завести и разогреть до рабочих температур. Затем заглушить и оставить на 5 — 10 минут, пока не стабилизируется уровень моторного масла. Только после этого можно рассчитывать на объективные данные по уровню масла и проводить процедуры по устранению перелива.

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

Что будет, если налить масло в двигатель выше уровня максимума

Мотор устроен таким образом, что долго без смазки он работать не будет. Моторные масла необходимы для создания тонкого защитного слоя на всех деталях и узлах трения двигателя. Масляный слой снижает коэффициент трения и выполняет теплоотводящую функцию. Для хранения моторной жидкости предназначен картер, из которого эмульсия подается на все узлы специальным насосом. Для каждого устройства определен свой объем масла, данные об этом можно узнать в инструкции по эксплуатации автотранспортного средства. При пользовании автомобилем необходимо строго следовать указанным параметрам. Недолив, как и перелив способны негативно отражаться на работе двигателя внутреннего сгорания.

Отрицательные последствия перелива

В зависимости от объема налитого сверх нормы смазочной жидкости будет ясно, насколько критичная ситуация. Все же есть разница и довольно значительная, будет это перелив 200 мл или моторного масла налито больше на целый литр. Если на масляном щупе уровень смазки выше отметки MAX буквально на 1 см, то особого вреда не будет. Лишний объем уйдет на первой же тысяче километров, только вот излишки осядут на таких элементах и устройствах автомобиля, как маслосъемные кольца, камера сгорания, катализатор. Косвенным признаком перелива является идущий из выхлопной трубы черный дым. При постоянном значительном превышении рекомендуемых объемов последствия будут более плачевными:

  • Происходит вспенивание моторного масла вследствие высокой рабочей частоты вращения коленвала. Спрогнозировать, как поведут себя компоненты и присадки в газомасляной пене, нереально. Поэтому не приходится рассчитывать, что мотор проработает долго.
  • Благодаря рециркуляции газов в картере лишнее масло выбрасывается на впуск. В результате преждевременно загрязняются детали двигателя.
  • Сальники и другие уплотнительные элементы не предназначены для купания в масляной жидкости, поэтому долго выдерживать повышенное давление они не смогут. Протечки со временем приведут к загрязнению подкапотного пространства.

В итоге из-за излишне заливаемого моторного масла выходят из строя измерительные датчики, появляются сбои в работе мотора, снижается мощность автомобиля, происходит снижение ресурса работы многих деталей.

Как убрать излишки

Если перелив был обнаружен при смене смазки на станции техобслуживания, то нужно требовать, чтобы излишек сразу удалили. Но при заливе моторной жидкости самостоятельно, специалисты не рекомендуют открывать сливную пробку. Иначе велик риск, что выльется большая часть масла, что совсем не обрадует владельца автомобиля.

Можно выбрать один из двух способов:

  • Вставить трубочку от системы для капельниц в отверстие под щуп и откачать через нее медицинским шприцем избыточный объем жидкости.
  • Удалить остаток смазки с маслофильтра. Он заполняется только во время работы двигателя, поэтому повторить манипуляцию можно несколько раз.

Внимательное отношение к своему автомобилю позволяет продлить эксплуатацию на более долгий срок.

Что будет, если перелить или недолить масла в двигатель?

Опытные владельцы транспортных средств утверждают, что оптимально, когда столбик масла находится посередине между значениями max и min. Не нужно стремиться к тому, чтобы залить максимальное количество рабочей жидкости.

Обычно ошибку допускают начинающие автомобилисты, которые не понимают, сколько масла необходимо заливать в ТС. Также они могут неправильно измерить уровень жидкости. Допустим, проверяют объём с помощью щупа, когда машина стоит на неровной поверхности. В итоге они могут перелить масло, что приведёт к различным неисправностям.

Другие возможные ситуации:

  1. Владелец авто не учёл наличие «несмываемого остатка». В системе даже после полного слива жидкости остаётся некоторое количество смазки – от 500 мл и более. Если автомобилист зальёт именно тот объём, который предусмотрен по нормам, масла окажется слишком много.
  2. Возникли поломки. Во время заправки показания щупа допустимые, потом уровень жидкости внезапно увеличивается. Подобное бывает при смешивании составов, если в смазку попадает антифриз, бензин или иные вещества.
  3. Автомобилист специально перелил масло в двигатель ВАЗа или иной машины. Бытует мнение, что излишек жидкости сгорит при работе и не приведёт к проблемам. Это распространённое заблуждение.

Важно разобраться, что будет, если перелить масло в двигатель. Хозяин машины должен осознавать, с какими последствиями придётся иметь дело.

Как определить, что в двигатель перелили масла?

Как определить, что в двигатель перелили масла?

Существуют определённые признаки, указывающие, что водитель перелил масло в двигатель. Легче всего это понять, обратив внимание на щуп. Машину нужно поставить на ровное место, затем дать мотору остыть (это займёт от 15 минут до получаса). Это время требуется для перемещения смазки в поддон. Желательно проводить проверку через несколько часов после остановки, когда мотор охладится. Если отметка будет больше значения Max, то это указывает на перелив.

Другой признак – это повышение расхода топлива без иных видимых причин. Если залить масло выше допустимой нормы, лишняя смазка начнёт оказывать сопротивление движущимся поршням и кольцам. Коленвалу станет сложнее вращаться, на колёса будет передаваться меньше крутящего момента. ТС станет хуже набирать скорость, а реакция на нажатие педали газа станет более медленной. Водителю придётся сильнее нажимать на акселератор, чтобы добиться обычной динамики разгона. Из-за этого увеличится расход топлива.

Стоит подробнее разобраться в вопросе: можно ли переливать масло в двигателе? В такой ситуации владелец машины столкнётся с негативными последствиями. Объём жидкости при нагревании становится больше. Из-за перелива увеличится давление на резиновые сальники, а также иные элементы уплотнения. Их эффективность снизится, произойдёт течь.

Водитель столкнётся с повышение расходом смазки, загрязнением пространства под капотом. Может потребоваться замена сальников.

Также могут возникнуть различные поломки, связанные с рассматриваемой ситуацией:

  1. Тяжёлый запуск двигателя, что особенно заметно в холодное время года.
  2. Повышенное образование нагара в цилиндрах двигателя, возникновение отложений.
  3. Появление дополнительной нагрузки на масляный насос, уменьшение его ресурса.
  4. Вспенивание масла, приводящее к нарушению функционирования гидрокомпенсаторов.

Также увеличится показатель токсичности выхлопных газов, возникнет усиленное дымление. Помимо этого, нарушится работа в системе зажигания, быстро выйдут из строя свечи. Чтобы этого не допустить, важно принять меры.

Что делать, если перелил масла в двигатель?

Что делать, если перелил масла в двигатель?

Подобная ситуация особенно опасна, если мотор уже не новый, а показатель смазки значительно выше допустимого. На старом двигателе значительно быстрее произойдёт выдавливание сальников. Помимо этого, может возникнуть сильная течь. На недавно выпущенных моторах проблема не всегда внешне проявляется, но её всё равно нужно устранить.

Стоит разобраться, как откачать масло из двигателя, если перелил. Для устранения излишков нужно открутить сливную пробку на поддоне картера. Рекомендуется воспользоваться специальной ямой, эстакадой или подъёмником. Также понадобится ключ для отвинчивания сливной пробки и резервуар для слива излишек.

Можно попробовать убрать немного лишней жидкости через горловину. Чтобы это сделать, нужен шприц для откачки – подойдёт медицинский. Также пригодится стандартная трубка, например, из резины. Проводить откачку масла также возможно с помощью насоса или ртом, но важно избегать попадания жидкости в ротовую полость. После устранения излишков нужно проверить с помощью щупа показатель.

Полезные советы

Полезные советы

Можно дать водителям общие рекомендации:

  1. При проведении работ не следует отвлекаться, чтобы случайно не перелить масло.
  2. Заранее решить, сколько нужно жидкости для двигателя, а затем отмерить это количество.
  3. Заливать масло маленькими порциями и ждать, пока оно распределиться по контуру – затем проверять уровень.
  4. В случае перелива обратиться на ближайшее СТО, если не получается самостоятельно откачать масло.

Даже в сервисном центре владельцам машин есть смысл следить за тем, как специалисты проводят работа и заливают рабочую жидкость в двигатель. Важно убедиться, что они не допустят перелива. Иначе водителю придётся столкнуться с негативными последствиями, которые были выше указаны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *