Где находится датчик кислорода
Перейти к содержимому

Где находится датчик кислорода

  • автор:

Кислородные датчики: подробное руководство

Вы наверняка знаете, что в вашем автомобиле установлен кислородный датчик (или даже два!)… Но зачем он нужен и как он работает? На часто задаваемые вопросы отвечает Стефан Верхоеф (Stefan Verhoef), менеджер DENSO по продукту (кислородные датчики).

B: Какую работу выполняет датчик кислорода в автомобиле?
O: Датчики кислорода (также называемые лямбда-зондами) помогают контролировать расход топлива вашего автомобиля, что способствует снижению объема вредных выбросов. Датчик непрерывно измеряет объем несгоревшего кислорода в выхлопных газах и передает эти данные в электронный блок управления (ЭБУ). На основании этих данных ЭБУ регулирует соотношение топлива и воздуха в топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель, что помогает каталитическому нейтрализатору (катализатору) работать более эффективно и уменьшать количество вредных частиц в выхлопных газах.

B: Где находится датчик кислорода?
O: Каждый новый автомобиль и большинство автомобилей, выпущенных после 1980 г., оснащены датчиком кислорода. Обычно датчик установлен в выхлопной трубе перед каталитическим нейтрализатором. Точное местоположение датчика кислорода зависит от типа двигателя (V-образное или рядное расположение цилиндров), а также от марки и модели автомобиля. Для того чтобы определить, где расположен датчик кислорода в вашем автомобиле, обратитесь к руководству по эксплуатации.

В: Почему состав топливовоздушной смеси нужно постоянно регулировать?
O: Соотношение «воздух — топливо» крайне важно, поскольку оно влияет на эффективность работы каталитического нейтрализатора, который снижает содержание оксида углерода (CO), несгоревших углеводородов (CH) и оксида азота (NOx) в выхлопных газах. Для его эффективной работы необходимо наличие определенного количества кислорода в выхлопных газах. Датчик кислорода помогает ЭБУ определить точное соотношение «воздух — топливо» в смеси, поступающей в двигатель, передавая в ЭБУ быстроизменяющийся сигнал напряжения, который меняется в соответствии с содержанием кислорода в смеси: слишком высокого (бедная смесь) или слишком низкого (богатая смесь). ЭБУ реагирует на сигнал и изменяет состав топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель. Когда смесь слишком богатая, впрыск топлива уменьшается. Когда смесь слишком бедная — увеличивается. Оптимальное соотношение «воздух — топливо» обеспечивает полное сгорание топлива и использует почти весь кислород из воздуха. Оставшийся кислород вступает в химическую реакцию с токсичными газами, в результате которой из нейтрализатора выходят уже безвредные газы.

В: Почему на некоторых автомобилях устанавливаются два кислородных датчика?
O: Многие современные автомобили дополнительно кроме датчика кислорода, расположенного перед катализатором, оснащаются и вторым датчиком, установленным после него. Первый датчик является основным и помогает электронному блоку управления регулировать состав топливовоздушной смеси. Второй датчик, установленный после катализатора, контролирует эффективность работы катализатора, измеряя содержание кислорода в выхлопных газах на выходе. Если весь кислород поглощается химической реакцией, происходящей между кислородом и вредными веществами, то датчик выдает сигнал высокого напряжения. Это означает, что катализатор работает нормально. По мере износа каталитического нейтрализатора некоторое количество вредных газов и кислорода перестает участвовать в реакции и выходит из него без изменений, что отражается на сигнале напряжения. Когда сигналы станут одинаковыми, это будет указывать на выход из строя катализатора.

В: Какие бывают датчики?
О: Существует три основных типа лямбда-сенсоров: циркониевые датчики, датчики соотношения «воздух — топливо» и титановые датчики. Все они выполняют одни и те же функции, но используют при этом различные способы определения соотношения «воздух — топливо» и разные исходящие сигналы для передачи результатов измерений.

Наибольшее распространение получила технология на основе использования циркониево-оксидных датчиков (как цилиндрического, так и плоского типов). Эти датчики могут определять только относительное значение коэффициента: выше или ниже соотношение «топливо — воздух» коэффициента лямбда 1.00 (идеальное стехиометрическое соотношение). В ответ ЭБУ двигателя постепенно изменяет количество впрыскиваемого топлива до тех пор, пока датчик не начнет показывать, что соотношение изменилось на противоположное. С этого момента ЭБУ опять начинает корректировать подачу топлива в другом направлении. Этот способ обеспечивает медленное и непрекращающееся «плавание» вокруг коэффициента лямбда 1.00, не позволяя при этом поддерживать точный коэффициент 1.00. В итоге в изменяющихся условиях, таких как резкое ускорение или торможение, в системах с циркониево-оксидным датчиком подается недостаточное или избыточное количество топлива, что приводит к снижению эффективности каталитического нейтрализатора.

Датчик соотношения «воздух — топливо» показывает точное соотношение топлива и воздуха в смеси. Это означает, что ЭБУ двигателя точно знает, насколько это соотношение отличается от коэффициента лямбда 1.00 и, соответственно, насколько требуется корректировать подачу топлива, что позволяет ЭБУ изменять количество впрыскиваемого топлива и получать коэффициент лямбда 1.00 практически мгновенно.

Датчики соотношения «воздух — топливо» (цилиндрические и плоские) впервые были разработаны DENSO для того, чтобы обеспечить соответствие автомобилей строгим стандартам токсичности выбросов. Эти датчики более чувствительны и эффективны по сравнению с циркониево-оксидными датчиками. Датчики соотношения «воздух — топливо» передают линейный электронный сигнал о точном соотношении воздуха и топлива в смеси. На основании значения полученного сигнала ЭБУ анализирует отклонение соотношения «воздух — топливо» от стехиометрического (то есть Лямбда 1) и корректирует впрыск топлива. Это позволяет ЭБУ предельно точно корректировать количество впрыскиваемого топлива, моментально достигая стехиометрического соотношения воздуха и топлива в смеси и поддерживая его. Системы, использующие датчики соотношения «воздух — топливо», минимизируют возможность подачи недостаточного или избыточного количества топлива, что ведет к уменьшению количества вредных выбросов в атмосферу, снижению расхода топлива, лучшей управляемости автомобиля.

Титановые датчики во многом похожи на циркониево-оксидные датчики, но титановым датчикам для работы не требуется атмосферный воздух. Таким образом, титановые датчики являются оптимальным решением для автомобилей, которым необходимо пересекать глубокий брод, например полноприводных внедорожников, так как титановые датчики способны работать при погружении в воду. Еще одним отличием титановых датчиков от других является передаваемый ими сигнал, который зависит от электрического сопротивления титанового элемента, а не от напряжения или силы тока. С учетом данных особенностей титановые датчики могут быть заменены только аналогичными и другие типы лямбда-зондов не могут быть использованы.

В: Чем отличаются специальные и универсальные датчики?
O: Эти датчики имеют разные способы установки. Специальные датчики уже имеют контактный разъем в комплекте и готовы к установке. Универсальные датчики могут не комплектоваться разъемом, поэтому нужно использовать разъем старого датчика.

B: Что произойдет, если выйдет из строя датчик кислорода?
O: В случае выхода из строя датчика кислорода ЭБУ не получит сигнала о соотношении топлива и воздуха в смеси, поэтому он будет задавать количество подачи топлива произвольно. Это может привести к менее эффективному использованию топлива и, как следствие, увеличению его расхода. Это также может стать причиной снижения эффективности катализатора и повышения уровня токсичности выбросов.

B: Как часто необходимо менять датчик кислорода?
O: DENSO рекомендует заменять датчик согласно указаниям автопроизводителя. Тем не менее следует проверять эффективность работы датчика кислорода при каждом техобслуживании автомобиля. Для двигателей с длительным сроком эксплуатации или при наличии признаков повышенного расхода масла интервалы между заменами датчика следует сократить.

Ассортимент кислородных датчиков

• 412 каталожных номеров покрывают 5394 применения, что соответствует 68 % европейского автопарка.
• Кислородные датчики с подогревом и без (переключаемого типа), датчики соотношения «воздух — топливо» (линейного типа), датчики обедненной смеси и титановые датчики; двух типов: универсальные и специальные.
• Регулирующие датчики (устанавливаемые перед катализатором) и диагностические (устанавливаемые после катализатора).
• Лазерная сварка и многоэтапный контроль гарантируют точное соответствие всех характеристик спецификациям оригинального оборудования, что позволяет обеспечить эффективность работы и надежность при длительной эксплуатации.

В DENSO решили проблему качества топлива!

Вы знаете о том, что некачественное или загрязненное топливо может сократить срок службы и ухудшить эффективность работы кислородного датчика? Топливо может быть загрязнено присадками для моторных масел, присадками для бензина, герметиком на деталях двигателя и нефтяными отложениями после десульфуризации. При нагреве свыше 700 °C загрязненное топливо выделяет вредные для датчика пары. Они влияют на работу датчика, образуя отложения или разрушая его электроды, что является распространенной причиной выхода датчика из строя. DENSO предлагает решение этой проблемы: керамический элемент датчиков DENSO покрыт уникальным защитным слоем оксида алюминия, который защищает датчик от некачественного топлива, продлевая срок его службы и сохраняя его рабочие характеристики на необходимом уровне.

Дополнительная информация

Более подробную информацию об ассортименте кислородных датчиков DENSO можно найти в разделе Кислородные датчики, в системе TecDoc или у представителя DENSO.

Как заменить лямбда зонд (датчик кислорода)?

В случае выхода датчика кислорода из строя в электронный блок управления автомобилем записывается код неисправности и на приборной панели загорается индикатор неисправности. Код неисправности может быть считан с диагностического разъема блока с помощью OBD2 сканера

Перечень наиболее распространенных кодов OBD2, связанных с неисправностями датчиков кислорода.

OBD2 коды, часть 1.

OBD2 коды, часть 2.

OBD2 коды, часть 3.

Пример кода OBD2

Если вы решили заменить датчик кислорода на основании кодов OBD2, вы должны знать, как читать коды. Пример B1S1 относится к Блоку 1, Датчику 1. Датчик 1 обычно находится в непосредственной близости от выпускного коллектора, а датчик 2 – после блока катализатора. Независимо от ориентации двигателя на транспортном средстве, какой блок является первым или вторым, можно определить, если встать со стороны задней части двигателя. Первый блок будет расположен слева, второй блок будет расположен справа.

Схемы расположения блоков и цилиндров двигателей.

Схема расположения блоков и цилиндров двухрядного восьмицилиндрового двигателя.

Схема расположения блоков и цилиндров двухрядного шестицилиндрового двигателя.

Схемы расположения двигателей и датчиков кислорода.

Схема расположения датчиков четырех и шестицилиндрового автомобиля с продольным расположением двигателя.

Схема расположения датчиков восьмицилиндрового автомобиля с продольным расположением двигателя.

Схема расположения датчиков четырех и шестицилиндрового автомобиля с поперечным расположением двигателя.

Схема расположения датчиков восьмицилиндрового автомобиля с поперечным расположением двигателя.

Необходимый инструмент для замены датчика кислорода.

Ключи и материалы для замены датчика, читать далее…

Порядок замены датчика кислорода.

Нанесите проникающую смазку в место расположения резьбового соединения установленного датчика для предотвращения повреждения резьбы и облегчения откручивания датчика в случае прикипания резьбы.

Некоторые датчики оборудованы защитой, которая должна быть удалена перед демонтажем датчика. Для этого необходимо удалить крепежные болты защиты.

Освободите жгут проводов, подходящих к датчику от стяжек и креплений и с помощью маленькой плоской отвертки рассоедините разъем датчика.

Используя ключ для лямбда зонда, открутите датчик против часовой стрелки.

После извлечения старого датчика осмотрите резьбу на наличие повреждений.

Сравните новый датчик, предназначенный для замены и старый датчик, чтобы убедиться, что они идентичны и имеют одинаковое количество проводов и одинаковые разъемы. Обратите внимание, что некоторые типы датчиков не являются взаимозаменяемыми.

Нанесите противозадирную смазку на резьбу устанавливаемого датчика. Большинство производителей датчиков включают данную смазку в комплект поставки датчика.

Внимание: избегайте попадания смазки на рабочую часть датчика.

Установите новый датчик, используя ключ для лямбда зонда, контролируя усилие затяжки с помощью динамометрического ключа. Усилие затяжки датчика кислорода должно составлять 46-50 Нм.

Внимание: не затягивайте датчик слишком сильно.

Подключите разъем нового датчика кислорода. Правильно расположите и установите крепления жгута проводов.

В случае если на передней панели автомобиля продолжает гореть сигнализация неисправности, попробуйте очистить ошибку с помощью OBD2 сканера.

Установите элементы защиты датчика.

Нужно ли сразу заменять все датчики кислорода, в случае выхода из строя одного из них?

Датчики кислорода лучше всего заменять парами. Например, если Вы решили заменить левый датчик, Вы также должны заменить правый.

Для большинства автомобилей, выпущенных с 1996 года, замена одного датчика (особенно переднего датчика контроля двигателя) заставит электронный блок установить код неисправности для других датчиков. Это связано с тем, что чувствительность новых датчиков кислорода намного выше, чем у старых датчиков. Вероятно, что на большинстве автомобилей код неисправности пропадет в течение 30-60 дней ПОСЛЕ замены датчика.

Как открутить датчик кислорода, читать далее…

Замена управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода

— Управляющий датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) установлен на приемной трубе на входе в каталитический нейтрализатор, а диагностический датчик — за каталитическим нейтрализатором. (между нейтрализатором и дополнительным глушителем). По своему устройству они одинаковые.

датчик кислорода лямбда-зонд

Работы по замене проводятся на холодном двигателе

Для замены управляющего датчика кислорода отжимаем в моторном отсеке фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем.

. и отсоединяем разъём от колодки проводов датчика.

Отсоединяем от кронштейна пластмассовый держатель жгута проводов датчика кислорода.

Датчик может «прикипеть» к приемной трубе и тогда, как правило, рожковым ключом отвернуть датчик не удастся — будут срываться его грани. В этом случае отвернуть датчик можно накидным ключом «на 22». Чтобы надеть ключ на шестигранник датчика, можно разобрать колодку жгута проводов датчика, вынув из нее наконечники проводов.

где находится датчик кислорода

. или перекусить жгут проводов бокорезами, если датчик подлежит замене.

как вывернуть кислородный датчик

Накидным ключом «на 22» выворачиваем управляющий датчик кислорода.

замена управляющего датчика кислорода

Для замены диагностического датчика концентрации кислорода.

снятие диагностического датчика кислорода

. отверткой отжимаем снизу автомобиля фиксатор колодки жгута проводов системы управления двигателем.

замена диагностического датчика кислорода

. и разъединяем колодки жгута проводов и проводов датчика.

Разжимаем отверткой хомут крепления проводов датчика.

датчик в приёмной трубе глушителя

Накидным ключом «на 22» выворачиваем диагностический датчик из отверстия приемной трубы и снимаем его.

датчик концентрации кислорода

Датчик концентрации кислорода

Устанавливаем управляющий и диагностический датчики концентрации кислорода в обратной последовательности.

При установке не допускаем попадания смазки или грязи на наконечник датчика с прорезями и на разъем жгута проводов.

Заворачиваем датчик моментом 30–45 Н.м.

Чтобы в процессе эксплуатации датчик не «прикипел» к приемной трубе, перед установкой, наносим на его резьбовую часть тонкий слой противопригарной высокотемпературной присадки на основе графита.

Замена датчика кислорода на ВАЗ 2114 (Samara)

Датчик кислорода, или лямбда зонд, необходим для сохранения оптимального сочетания кислорода и топлива в рабочей смеси, что как результат обеспечивает максимальную эффективность работы двигателя.

Когда необходимо производить замену лямбда-зонда

Ресурс лямбда зонда на автомобиле ВАЗ 2114 составляет в среднем 80-160 тыс.км, при условии, что была установлена оригинальная заводская деталь, а также от внешних факторов, таких как условия эксплуатации и качество топливной смеси. Замена датчика по мануалу производителя ВАЗ должна производиться каждые 60-70 тыс. км. пробега.

В зависимости от воздействия внешних факторов, замена детали может потребоваться и раньше, ниже мы перечислим признаки, по которым можно определить неисправность датчика кислорода:

    повышенный расход бензина (от 12 л) – этот признак надо рассматривать вкупе с другими «симптомами», т.к. причин повышенного расхода топлива может быть несколько

Причины неисправности кислородного датчика на ВАЗ Samara

Ресурс датчика кислорода во многом зависит от воздействия внешних факторов, поэтому замена детали может потребоваться чаще, чем сроки рекомендуемой заводской замены. Причинами ранней замены могут служить:

    некачественный бензин с повышенным содержанием свинца и железа, которые способны забить электроды датчика всего за несколько заправок

Этапы замены датчика кислорода на ВАЗ 2114

Лямбда зонд устанавливается в выхлопной системе на приемной трубе перед резонатором или проставкой, поэтому чтобы произвести демонтаж данной детали, необходимо поставить автомобиль на яму.

    Поставьте автомобиль на яму или на подъемник.

Если у вас возникли трудности в процессе снятия датчика, воспользуйтесь следующими советами:

    обработайте резьбовую поверхность датчика с помощью жидкости WD-40 и попробуйте выкрутить

Лямбда-зонд
BOSCH 0258005133

Оригинальный датчик кислорода на автомобили LADA Samara (ВАЗ 2114)

Лямбда-зонд
BOSCH 0258006537

Оригинальный датчик кислорода на автомобили LADA Samara (ВАЗ 2114)

Лямбда-зонд
ПЕКАР 2112385001020

Оригинальный датчик кислорода на автомобили LADA Samara (ВАЗ 2114)

Лямбда-зонд универсальный
BOSCH 0258986602

Оригинальный датчик кислорода на автомобили LADA Samara (ВАЗ 2114)

Итак, мы рассказали о самых нужных, функциональных и полезных продуктах, необходимых любому автомобилисту. Сочетайте разные варианты, соберите свой подарочный набор, и вы точно «не промахнетесь» с подарком. А приобрести все эти продукты можно в интернет-магазине Ixora Auto с комфортом, не выходя из дома и не ожидая в очередях!

Полезная информация:

  • Типичные неисправности в топливной системе
  • Витамины для топлива: какую присадку выбрать?
  • Автомобильные фильтры

Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *