Сульфатация аккумулятора что это такое
Перейти к содержимому

Сульфатация аккумулятора что это такое

  • автор:

Что такое сульфатация пластин аккумулятора: причины и последствия

Рано или поздно любой автовладелец сталкивается с такой проблемой, как сульфатация пластин аккумулятора. Давайте разберемся, что же это такое, почему это происходит с аккумулятором и к чему это может привести.

Любые аккумуляторные батареи работают по принципу двойной сульфатации. Дело в том, что при разряде батареи пластины взаимодействуют с электролитом, в результате это ведет к падению плотности электролита. А при зарядке батареи в пластинах аккумулятора происходят обратные процессы, что ведет к повышению удельной плотности электролита. На сульфатацию пластин аккумулятора автомобиля вам укажет повышенное напряжение аккумулятора в начале разряда, а также обильное газовыделение.

Причины сульсификации

К сульфатации пластин вашего аккумулятора чаще всего могут привести следующие причины: разряженное состояние аккумулятора, слишком высокая температура или ее частые колебания, слишком низкое разрядное напряжение, а также чересчур большие разрядные токи. Очень важно соблюдать температурный режим и не допускать перегрева пластин аккумулятора. Потому что при ней процессы сульфатации и обратный процесс происходят быстрее. Но особенно опасны частые колебания температуры хранения пластин аккумулятора, потому как химические реакции со временем будут происходить неравномерно, что приведет к быстрому износу и порче аккумулятора. Для предотвращения сульфатации пластин аккумулятора, лучше не эксплуатировать их в режиме заряд-разряд выше, чем на 75-80% от номинала емкости аккумулятора. Это позволит аккумуляторной батарее быстрее восстановить емкость и перейти в режим заряда. Очень опасно оставлять свинцовый аккумулятор в постоянном разряженном состоянии, так как это способствует началу процессов сульфатации в его пластинах.

Последствия сульфатации

Объем пластин вашего аккумулятора сильно увеличивается. Дело в том, что при сульфатации сами пластины вашего аккумулятора занимают гораздо больший объем в емкости, чем в обычном заряженном состоянии. Сама пористость пластин его уменьшается, а их толщина, наоборот, увеличивается. Все это может привести к деформации и разрушению пластин. Засульфатированная батарея быстро разряжается и в некоторых сложных случаях даже может его привести к деформации корпуса самого вашего аккумулятора.

Емкость аккумулятора постепенно уменьшается. Химические процессы, происходящие в аккумуляторе при его сульфатации, постепенно сокращают площадь самой поверхности его пластин, обязательно покрытую активными веществами. И поэтому емкость такого аккумулятора постепенно сокращается.

Внутреннее сопротивление самого аккумулятора растет. В результате падает напряжение на вашем аккумуляторе при попытке его разрядить и зарядить, а также сам аккумулятор гораздо быстрее перегревается и сульфатируется.

Поэтому, чтобы не допустить и максимально отсрочить наступление сульфатации пластин аккумулятора, соблюдайте правила его эксплуатации и аккумулятор прослужит вам очень долго!

Сульфатация аккумулятора

Если бы нас попросили назвать главную причину поломок аккумулятора, мы бы в первую очередь рассказали про сульфатацию, которая неизбежно происходит в каждом АКБ. Из-за нее аккумулятор не только не запустит двигатель, но и не сможет проработать дольше двух часов с включенными фарами.

Но есть и приятные новости: этот процесс можно существенно замедлить, если эксплуатировать АКБ правильно. Поэтому сегодня мы обсудим, что такое сульфатация и как ее избежать, чтобы аккумулятор работал, как можно дольше.

Что такое сульфатация пластин?

Сульфатация пластин

Для начала необходимо вспомнить о физико-химическом процессе, происходящем в аккумуляторе. При разряде активная масса с пластин преобразуется в сульфат свинца, который оседает на поверхности решеток и выглядит, как тонкая пленка из кристаллов.При заряде происходит обратная реакция, благодаря которой сульфат растворяется.

Но если аккумулятор регулярно подвергается глубокому разряду, пластины сильно “обрастают” налетом и перестают выполнять свою функцию. Из-за этого АКБ теряет свою емкость без возможности восстановления.

Таким образом, сульфатация — это процесс, в результате которого на электродах аккумулятора появляется монолитный налет из сернокислого свинца.

Причины появления сульфатации

Как было сказано ранее, глубокий разряд — это движущая сила сульфатации. Но на деле источников появления налета на пластинах намного больше:

  • использование концентрированной серной кислоты. Некоторые автомобилисты пытаются “растопить” налет на пластинах, добавляя в АКБ серную кислоту. Это категорически нельзя делать, так как повышение концентрации кислоты в электролите наоборот усугубит оседание сульфата.
  • частые короткие поездки в холодное время года. В таких условиях аккумулятор заряжается медленно, что рано или поздно приводит к глубокому разряду.
  • высокая температура воздуха. Летом АКБ работает при температуре выше 60 градусов, что ускоряет процесс сульфатации. Поэтому и зимой, и летом мы рекомендуем держать аккумулятор с максимальным уровнем заряда.
  • дефект электролита. Нарушение состава электролита из-за неправильного обслуживания (долив обычной воды, загрязнение раствора, долив кислоты в большом объеме).
  • хранение АКБ без заряда. Химические реакции в аккумуляторе происходят и в отключенном состоянии, поэтому разряженные устройства постепенно теряют свою емкость. А, следовательно, продолжается и сульфатация пластин, которая протекает очень быстро из-за отсутствия заряда.

Признаки сульфатации АКБ

Так как большая площадь поверхности банок от нас скрыта, определить сульфатацию на начальном этапе сложно. Но все же владельцы обслуживаемых моделей могут открутить пробки и визуально оценить наличие белого или серого налета на пластинах. С необслуживаемыми и малообслуживаемыми аккумуляторами внешний анализ состояния недоступен, но и проблема сульфатации для них не так актуальна.

Какие признаки сульфатации мы можем выделить:

  • После полного заряда аккумулятора двигатель не запускается с первого раза. Это значит, что актуальной емкости АКБ просто не хватает. Вы даже можете поставить небольшой опыт: при таком состоянии аккумулятора включите фары на 10 минут, и вы увидите, как он мгновенно разрядится.
  • Аккумулятор начинает закипать спустя 20-50 минут после начала зарядки и набирает “полный” заряд быстрее обычного.
  • Проступающий белый налет на поверхности АКБ.
  • Плотность электролита не повышается или повышается незначительно при заряде.
  • Быстрое падение емкости аккумулятора под нагрузкой или контрольными замерами.
  • При заряде нормальным током аккумулятор быстро нагревается, и начинается газовыделение.

Как устранить налет на пластинах в аккумуляторе

Сульфатация является естественным процессом при химической реакции, поэтому нет способа, который поможет избавиться от нее навсегда.

При обратимой (мягкой) сульфатации вам достаточно держать аккумулятор в заряженном состоянии, контролировать уровень плотности электролита и уровень емкости устройства. Все остальное за вас сделает обратная реакция при заряде АКБ во время движения автомобиля.

Конечно, существуют “народные” методы десульфатации своими руками. Как правило, они связаны с разной методикой заряда аккумулятора: заряд малыми токами, заряд реверсивным током, организация контрольно-тренировочных циклов, заряд импульсным током большой величины, и т.д.. Но все они не имеют научно подтвержденных результатов и требуют наличия опыта в области, а, следовательно, в неумелых руках могут привести к порче аккумулятора и другим неприятным последствиям.

Однако, есть профессиональные устройства, которые помогают решить проблему сульфатации. Это импульсные зарядно-десульфатирующие устройства, в основу работы которых заложен заряд реверсивным током — чередование импульсов заряда и разряда. Но стоимость такой установки намного выше, чем покупка нового аккумулятора.

Поэтому регулярное обслуживание и контроль за состоянием АКБ — это самый надежный и простой метод защиты от необратимой сульфатации.

  • Зарегистрироваться
  • Вход с паролем
  • Обратная связь

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Как избавиться от сульфатации пластин аккумулятора

Прочитав эту статью Вы узнаете, как можно избавиться от сульфатации пластин автомобильного аккумулятора. Но прежде чем мы раскроем перед вами все секреты, давайте узнаем, что же такое сульфатация?

Сульфатация — это процесс, в результате которого поверхность аккумуляторных пластин покрывается сернокислым крупнокристаллическим свинцом в виде белого налета. Говоря более простым языком – это окисление и кристаллизация. В конечном итоге, сульфатация становится причиной проблем с зажиганием, и батарея выходит из строя.

Чтобы выявить сульфатацию, необходимо открыть капот автомобиля и внимательно осмотреть контактные пластины и источник аккумулятора. Коричневатые образования на «минусе» и «плюсе» — это и есть первичные признаки сульфатации. Разбухание, появление белых пятен, а также любое изменение внешнего вида пластин аккумулятора говорит о сульфатации.

Сульфатация повышает сопротивление внутри аккумуляторной батареи. Этот процесс способствует быстрому закипанию батареи, и приводит ее в негодность.

Методы десульфатации пластин аккумулятора

Первый метод, это ручной способ, при котором можно избавиться от сульфатации пластин. Необходимо произвести полную зарядку аккумулятора, довести плотность электролита до 1,285 г/см3, при этом доливая электролит немного более высокой плотности — 1,4 г/см3.

Чтобы уменьшить плотность электролита, добавьте дистиллированную воду. После полной зарядки, батарею нужно начать разряжать, подключив к ней лампу накаливания мощностью в 5 ампер: довести напряжение батареи до 10.2 В (что соответствует напряжению в 1.7 В в каждой отдельной банке батареи).

Именно такая процедура может спасти батарею от замены. Ее минус является то, что, во-первых, Вам потребуется какое-то зарядное-устройство, а во-вторых необходимо будет постоянно контролировать параметры аккумулятора. Если необходимо, повторите процесс зарядки-разрядки еще пару раз.

Для зарядки-разрядки аккумуляторных батарей лучше использовать импульсные устройства серии Зевс. Данные устройства обеспечивают заряд аккумулятора полностью в автоматическом режиме.

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №1

Импульсное зарядное устройство серии Зевс вид №2

Второй метод автоматический. В этом случае, все что Вам понадобится, это приобрести зарядно-десульфатирующее устройство серии Зевс-Д и запустить на нем соответствующий метод. В этом случае устройство сделает все самостоятельно в автоматическом режиме.

В этом устройстве, для проведения десульфатации применяется заряд-разряд аккумулятора методом реверсивных токов.

Наша компания производит целый ряд устройств для обслуживания аккумуляторных батарей. Вся продукция производства нашего предприятия выполнена по высоким технологиям, что способствует бесперебойной его эксплуатации долгое время.

В каталоге нашего сайта представлены зарядные, зарядно-разрядные и десульфатирующие устройства различных характеристик.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
  • Сварочный пост
  • Обновлен переносной разборный стеллаж 05.Т.042.01.000
  • Производство металлических стеллажей для хранения двигателей
  • Как работать с выпрямителем тиристорным серии ВТПЕ
  • Оборудование для кузовного ремонта

База знаний

В основу работы аккумуляторных батарей заложен принцип двойной сульфатации. При разряде батареи происходит взаимодействие активной массы положительных и отрицательных пластин с электролитом, в результате чего образуется сульфат свинца, осаждающийся на поверхности отрицательно заряженной пластины и вода. В итоге плотность электролита падает.

Образующийся при этом сульфат свинца отличается тонкокристаллической структурой и легко восстанавливается во время заряда в свинец и двуокись свинца.

Образование сульфата (сернокислого свинца) является обязательным и естественным процессом при разряде.

При зарядке батареи происходят обратные электрохимические процессы. Это приводит к восстановлению на отрицательных электродах чистого свинца и на положительных — диоксида свинца. Одновременно с этим повышается плотность электролита.

Под глубокой (ненормальной) сульфатацией понимается образование крупных труднорастворимых кристаллов сернокислого свинца (сульфата) на поверхности пластин и стенках пор активной массы. Кристаллы, образуя сплошной слой, изолируют пластины и закупоривают поры активной массы положительных и отрицательных пластин, препятствуют проникновению электролита вглубь пластин. Из-за этого не вся активная масса участвует в работе и заряд аккумулятора сильно затрудняется.

У засульфатированной батареи быстро снижается ёмкость, и АКБ быстро разряжается. Характерным признаком сульфатации является обильное газовыделение и повышенное напряжение аккумулятора в самом начале заряда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *