Емкость аккумулятора на что влияет
Перейти к содержимому

Емкость аккумулятора на что влияет

  • автор:

Емкость аккумулятора: как определить и на что влияет?

Емкость аккумулятора является одной из важнейших технических характеристик изделия и часто становится решающим критерием при выборе аккумулятора. Но что показывает емкость, с чем она связана и что может на нее влиять? Сейчас разберёмся.

Вычисление емкости

Емкость – это показатель, демонстрирующий, какой период времени аккумулятор может поддерживать ту или иную нагрузку. Емкость измеряется в ампер-часах, а в малообъемных (к примеру, телефонных) моделях – миллиампер-часах.

Уже по единице измерения можно понять, что она вычисляется путем умножения постоянного тока разряда, на время этого самого разряда. Следовательно, емкость (Е) = I х T, где I заряд в амперах, а Т – часы. Емкость батареи можно определить, сложив емкость всех входящих в нее аккумуляторов.

Различия между емкостью и энергией

Показатель емкости аккумулятора не полностью отображает энергию, которая может хранится в нем при полной зарядке. Это связано с тем, что энергия возрастает прямо пропорционально к напряжению, поэтому реальная энергия аккумулятора вычисляется по следующей формуле:

Энергия = I х U х T, что в расшифровке значит напряжение, умноженное на ток и на время протекания тока.

Поэтому чтобы получить показатель энергии аккумулятора нужно его емкость умножить на напряжение, то есть W [Вт*час]= E х U.

При вычислении энергии аккумуляторной батареи с последовательно подключенными аккумуляторами энергию одного аккумулятора следует умножить на их количество в батарее.

Различия между емкостью и заряженностью

Заряд аккумулятора и емкость – не одно и то же, важно различать эти понятия, покупая аккумулятор в Альтшоп или любом другом магазине. Емкость, как уже говорилось, показывает, сколько времени аккумулятор сможет обеспечивать нагрузку при полном заряде. Заряд же показывает реальное количество накопленной энергии. То есть емкость – статичный показатель, а заряд – динамичный.

Простой пример – емкость показывает объём стакана, а заряд реальное количество воды, которое в ней содержится сейчас.

Влияние износа и температуры на емкость аккумулятора

Влияние температуры зависит от того, какой материал используется в аккумуляторе. Так в моделях со свинцовыми пластинами при повышении температуры от +20 до +40 емкость увеличивается до 5%, снижение температуры на них практически не влияет. Но, вот гелиевые аккумуляторы при падении температуры от +20 к 0 теряют порядка 15% емкости, а при дальнейшем ее снижении до – 20 еще 25%.

Что касается емкости, то в свинцовых моделях она примерно равна заявленной производителем. Однако несколько циклов разрядки-зарядки могут увеличить ее на несколько процентов. Последующее использование или пассивное хранение аккумулятора снижаем его емкость из-за разрушения материала, который лежит в его основании.

Если изношенный аккумулятор быстро садится и заряжается, его нужно заменить новым (кстати, хороший выбор тут). Использование неисправного аккумулятора может привести к снижению эффективности и сбоям в работе питаемого от него устройства.

Нужно ли гнаться за большой ёмкостью автомобильного аккумулятора

Автомобильный аккумулятор – расходник, подлежащий замене всего через несколько лет после покупки автомобиля. Когда батарея выходит из строя, перед автолюбителями встаёт непраздный вопрос – что выбрать взамен и как на этом не погореть. Самое простое, и, пожалуй, правильное, — купить и установить аналогичную по ёмкости батарею. Однако этим путём идут далеко не все. Искушение поступить по-своему велико, ведь в продаже имеется множество идентичных по физическим размерам, но иных по ёмкости аккумуляторов. Любой из них вполне можно применить, достаточно соблюсти полярность. И всё же, нюансы есть. Ёмкость – это главный параметр батареи, пренебрегать которым не стоит. Он измеряется в Ампер-часах и показывает, сколько часов аккумулятор может выдавать напряжение в 12 Вольт при силе тока 1 Ампер. Иными словами, чем больше ёмкость, тем сложнее её полностью истратить, и наоборот.

На практике большая ёмкость батареи сулит вам возможность гораздо дольше крутить стартер автомобиля, слушать музыку или подсвечивать палатку ночью при выключенном двигателе. Именно она спасает водителей при неуверенном запуске мотора в период экстремально низких зимних температур. От неё же зависит, как далеко вы сможете двигаться своим ходом при перебоях в работе или полном отказе автомобильного генератора. Внушительный список, не правда ли?! А как отреагирует бортовая сеть автомобиля, генератор и стартер на увеличение или уменьшение ёмкости батареи. Ответ прост – никак!

Больше всего энергии, как известно, тратится во время запуска двигателя. Стартер высасывает одинаковое её количество как при пуске от большой по ёмкости батареи, так и от меньшей. А значит, и на подзарядку условных батарей генератору потребуется одно и то же время. Нагрузка на этот узел при увеличении или уменьшении ёмкости аккумулятора не возрастает и не уменьшается. К слову, современный генератор на всех машинах работает совершенно одинаково, и ему глубоко плевать на ёмкость аккумулятора. Работа агрегата зависит исключительно от текущего уровня потребления в бортовой сети. Чем больше задействовано потребителей, тем больше он вынужден вырабатывать энергии. При этом ток, потребляемый аккумулятором во время подзарядки, в десятки раз ниже того, что может выдавать исправный генератор. А как же стартер? Нагрузка на него зависит исключительно от того, как долго автомобилист крутит моторчик во время пуска. Чем больше ёмкость батареи, тем дольше можно насиловать этот агрегат – вероятность спалить его резко увеличивается.

Теперь к главному – какой же на самом деле аккумулятор предпочтительнее выбрать. Оптимальной станет батарея штатной ёмкости – именно той, что применил производитель транспортного средства при сборке машины на конвейере. Будьте уверены, заводские инженеры сделали правильный выбор в пользу отличного баланса – невысокой цены аккумулятора и достаточной для беспроблемного пуска двигателя в любых условиях ёмкости. Однако это правило работает не всегда.

Жители южных регионов, где температура редко опускается до минус 10-15 градусов Цельсия, без последствий могут сэкономить, выбрав меньшую по размеру и более дешёвую батарейку пониженной ёмкости. На эксплуатационных свойствах это никак не отразится и поможет сэкономить как напрямую (во время покупки), так и косвенно. Ёмкая батарея – это гораздо больший вес. А лишний вес, как известно, — впустую потраченное топливо. Северянам напротив не помешает увеличение ёмкости аккумулятора. Правда, лишь в том случае, если машина эксплуатируется даже в лютые морозы — «большего» аккумулятора хватит на большее количество «холодных» пусков. Никаких других премудростей здесь попросту нет.

Что такое емкость в АКБ и как ее проверить?

Что такое емкость в АКБ и как ее проверить?

У каждой аккумуляторной батареи свои электротехнические параметры: ток холодной прокрутки, электродвижущая сила, полярность, типоразмер и так далее. Но именно емкость автомобильной АКБ — один из главных параметров.

Этот показатель влияет на длительность работы источника питания. И чем больше величина, тем большее количество циклов разряд-заряд выдержит аккумулятор. Простым языком, емкость определяет объем энергии, который вмещает батарея.

Попробуем подробнее рассмотреть этот электротехнический параметр.

Что такое емкость АКБ авто?

Емкость аккумулятора измеряется в ампер-часах или А∙ч. Им определяется сила тока, с которой равномерно разряжается аккумулятор до конечного напряжения 10,8 В.

На источниках питания параметр указан на корпусе рядом с величиной тока холодной прокрутки.

Существуют также понятия номинальной и резервной емкости. Что они обозначают, как измеряются?

Указывает на количество электрической энергии, которое способна отдавать полностью заряженная батарея в течение определенного времени. Чем выше номинал, тем дольше аккумулятор на одной зарядке питает бортовую сеть машины. Например, АКБ объемом 65 А∙ч отдает ток в один ампер в течение 65 часов. Для трех ампер время сократится до 21,7 часа.

Этот показатель указывает, насколько хватит батареи, если перестанет работать генератор. То есть учитывают работу освещения и печки. Для резервной емкости принят постоянный показатель тока разряда — 25 ампер. Резерв составляет 2/3 от номинала. Измеряется в минутах. Если номинальный показатель равен 65 А∙ч, то резервная мощность составит около 110 минут.

Как проверить емкость автомобильного аккумулятора?

Как проверить емкость автомобильного аккумулятора?

Начнем с того, для чего может понадобиться такая проверка:

  • Для сравнения соответствия реального значения с тем, которое указано на корпусе аккумулятора.
  • Для определения уровня потери емкости, жизненного цикла батареи и необходимости ее заряда.

Существуют также признаки, которые укажут на необходимости проверки:

  • Стартер щелкает при попытке завести мотор. Или начал заводить двигатель не с первого раза.
  • Внешнее и внутреннее освещение стало тусклым.
  • Загорелся индикатор, указывающий на низкий уровень заряда.
  • Бортовая электросеть работает с перебоями.
  • Сульфатация свинцовых пластин, которая не позволяет полностью восстановить емкость.
  • Осыпание пластин из-за снижения уровня электролита.
  • Замыкание, выход из строя банок.

Отчего происходит потеря емкости АКБ автомобиля:

Если пренебрегать своевременной диагностикой, в один день вы просто не заведете машину. Проверка емкости позволит избежать неприятностей. Как это сделать? В гаражных условиях можно воспользоваться несколькими методами:

  • Специальный тестер

Прибор можно купить в автомагазине. Тестером измеряют не только емкость, но и напряжение и даже утечку тока. Метод считается простым, удобным и не занимает много времени. Справится новичок.

  • Контрольный разряд

Метод требует много времени. Аккумулятор заряжают на 100%, а после разряжают под определенной нагрузкой.

Совет. Если вы не можете самостоятельно провести измерения, обратитесь в СТО или сервис-центр. Автоэлектрики быстро и с точностью проведут диагностику аккумулятора, определят состояние АКБ, выявят неисправности в работе электроники машины.

емкость автомобильного аккумулятора

Выбор емкости аккумулятора

При выборе этого параметра учитывайте рекомендации производителя автомобиля. В инструкции по эксплуатации указываются допустимые значения электротехнических характеристик для конкретной модели машины. Также ориентируйтесь на показатели предыдущей АКБ.

К общим критериям выбора относят:

  • объем ДВС;
  • тип топлива: бензин, дизель.

В таблице указаны соотношения емкости и объема двигателя для разных категорий автомобилей.

Емкость аккумулятора, А/ч

На что влияет емкость аккумулятора автомобиля?

Еще не так давно были известны только свинцово-кислотные сурьмянистые АКБ. Это достаточно мощные источники постоянного тока, которые вполне справлялись со своими обязанностями. Со временем количество разного электрического оборудования в автомобиле увеличилось, и штатных возможностей батарей стало недостаточно. Возникла необходимость повышать ток, уменьшать габариты и увеличивать емкость аккумулятора автомобиля. Для этого были придуманы новые технологии и внедрены более совершенные материалы, позволившие сделать долговечные стартерные и тяговые элементы питания.

Определение емкости АКБ

У каждого аккумулятора есть целый набор параметров. В него входят следующие характеристики:

  1. Пусковой ток — величина, выраженная в Амперах и показывающая силовые возможности источника питания. Чем больше характеристика, тем более мощный крутящий момент АКБ создает. Есть 3 стандарта: EN, DIN и японский. Первые два отличаются между собой в 1,7 раза, потому что испытания проводятся при других условиях. Например, батарея 350 А по DIN соответствует АКБ 600 А по EN.
  2. Номинальное напряжение — величина, выраженная в Вольтах, указывающая потенциал источника. В нормальном заряженном состоянии оно должно быть 12,7 В. Косвенно по напряжению можно судить о величине заряда элемента АКБ и общем состоянии. Если на аккумуляторной батарее оно не повышается более 9 В, это указывает на короткое замыкание в одной из ячеек.
  3. Емкость свинцово-кислотного аккумулятора — это энергетическая величина, выражаемая в А/ч, которая указывает на длительность работы элемента питания. Чем цифра больше, тем и большее количество циклов выдержит батарея.

Емкость влияет на продолжительность работы, которая определяется в единицах времени. В простом понимании ее можно характеризовать как вместительность — то есть, она наглядно показывает, какое количество заряженных частиц может быть вмещено в структуру источника.

Первые батареи были менее энергоемкими. Данная величина аккумулятора автомобиля тех лет могла быть равна 10-30 А, потому что технологии их производства еще не были совершенными или настолько развитыми, как сейчас. В современное время, при меньших размерах батареи стали более вместительными. Для легковых автомобилей применяются элементы питания до 100 А/ч на грузовых — от 80 А/ч.

Емкость характеризует энергетический объем, но при этом батареи одного размера могут обладать разной емкостью, отличающейся на несколько десятков А/ч. Это связано с разными технологиями изготовления, но при этом общий принцип всегда остается единым: есть обкладки или решетки, погруженные в жидкий или гелеобразный электролит. В решетках содержится паста, способная накапливать заряженные ионы. Емкость косвенно показывает, сколько может вместиться этих самых ионов. Соответственно, для ее увеличения нужно делать решетки больше. Поэтому есть естественный предел, который ограничивается габаритами корпуса.

Как измерить емкость аккумулятора?

Чтобы понять, что такое емкость аккумулятора и на что она влияет, нужно разобраться в сущности определения. Емкость отражает время, в течение которого батарея сможет обеспечивать ток заданной величины. Рассмотрим пример автомобильной батареи с емкостью 65 А/ч.

Если к такой АКБ подключить нагрузку сопротивлением 1,2 Ома, то через нее пойдет ток, равный 10А. Если разделить 65 А/ч на 10А, мы получим время, в течение которого источник питания должен обеспечивать ток с указанной силой. В данном примере получается 6,5 часов. Многие спросят: как же так, если на батареях написаны также цифры 600 А или 590 А? Если их разделить на 10, получится намного больше! Но дело в том, что пусковой ток измеряется практически мгновенно. По стандарту EN проводится 2 цикла измерений: 10 и 30 секунд при полной и 60%-ой загруженности.

Емкость, как энергетическая характеристика аккумулятора, определяет время работы батареи на машине. Так как она используется практически только для запуска двигателя и питания оборудования при остановленном моторе, правильнее говорить, что она указывает на количество пусков. Именно этот параметр является наиболее показательным, так как данную величину можно измерить и самостоятельно, без всякого оборудования. Достаточно выполнить n-е количество пусков стартера автомобиля, пока напряжение не упадет до состояния 10,3 В, то есть до полной разрядки.

На этом же принципе работает измерение представленного показателя. Чтобы определить этот важный параметр, можно провести элементарный опыт:

  1. Предварительно зарядите источник постоянного тока до состояния полного заряда. На нем должно быть напряжение 12,7 В.
  2. Найдите у себя пару ламп на 12 В с мощностью 60 Вт каждая. Важно, чтобы они не превышали 120 Вт суммарно. На батарею нельзя длительно воздействовать большими токами. Она, как известно, работает в импульсном режиме, поэтому величину следует ограничить 10 А.
  3. Подключите к батарее лампы вместе с прибором для контроля тока — это может быть амперметр, но также можно измерять напряжение на одной из ламп, если нет амперметра или мультиметра.
  4. Засеките время с подключения цепи к АКБ и до момента, когда напряжение упадет до 10,3 В. Это важно, потому что при более глубоком разряде начнутся необратимые химические процессы, которые приведут к деградации пластин и их последующему разрушению.

Вы получите время, в течение которого батарея обеспечивала заданный высокий рабочий ток. Останется только его умножить на величину тока в цепи. Таким образом, можно определить общее состояние аккумуляторной батареи. Если полученная в ходе эксперимента цифра практически равна той, которая указана в паспорте, то батарея еще вполне исправна.

Как выбрать батарею по емкости?

Емкость зависит от технологии и геометрии источника постоянного тока. Например, АКБ с длиной корпуса 242 мм не может вместить в себя более 70 А/ч по конструктивным особенностям. В нее попросту не вмещается больше активной пасты, но если есть возможность увеличить ее с 65 до 70 А/ч, то это лучше сделать. Работа такой батареи будет продлена на несколько запусков ДВС. Что касается генератора, то он рассчитан на максимальный зарядный ток 120 А, чего с лихвой хватит для полной зарядки даже батарей с увеличенной емкостью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *