Дт и дт в чем разница
Перейти к содержимому

Дт и дт в чем разница

  • автор:

Подскажите пожалуйста, чем различаются дизельные топлива стандартов Евро-4 и Евро-5?

Принципиальная разница в содержании серосодержащих соединений.

Килограмм ДТ для двигателей стандарта Евро-4 может содержать не более 50 микрограмм серы. Новый стандарт снижает эту границу в пять раз.

На эксплуатационных характеристиках вашего двигателя этот показатель существенно не скажется. Эти нормативы регулируют чистоту выхлопа.

Определённый нюанс может возникнуть, если ваша машина сертифицирована на Евро-5 и контрольные датчики блокируют запуск автомобиля при применении топливной смеси с более высоким содержанием серных примесей.

С июля 2016 года на территории России разрешается производство и обращение на рынке только ДТ не ниже пятого стандарта.

В Москве солярку для двигателей Евро-5 производит Московский нефтеперерабатывающий завод. Ойл Ресурс Групп является его давним и постоянным партнёром.

Если хотите получать прямо завода продукт нефтепереработки гарантированного качества, соответствующего более жёстким экологическим требованиям, — обращайтесь в нашу компанию.

Классификация дизельного топлива

Виды дизельного топлива

В СССР, а впоследствии и в России в соответствии с ГОСТ 305-82 дизельное топливо делилось на следующие марки:

  • летнее — используется при температуре воздуха не ниже 0°С и имеет в своем обозначении кол-во серы и температуру вспышки, например, Л-0,2-40;
  • зимнее — применяется при температурах не ниже -20°С и имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, З-0,05 (-25°С);
  • арктическое — применяется до -50°С, имеет в обозначении кол-во серы и температуру застывания, например, А-0,05 (-50°С).

В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.

В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A — F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 — 4 для температур от -20 до -44 °С.

Виды дизельного топлива

В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005. Он полностью соответствует спецификации EN 590. Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:

  • вид I — содержание серы не более 350 мг/кг;
  • вид II — содержание серы не более 50 мг/кг;
  • вид III — содержание серы не более 10 мг/кг.

Сорта дизельного топлива

Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:

Классы дизельного топлива

А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:

Классификация дизтоплива в России

В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и Россииприняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:

Первая группа: буквы

  • ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей.

Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения

  • Л — летнее (температура фильтруемости не определяется);
  • Е — межсезонное (-15 °С);
  • З — зимнее (-20°С);
  • А — арктическое (-38°С).

Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива

  • К2 — содержание серы не более 500 мг/кг;
  • К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I);
  • К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II);
  • К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III).

Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5 (соответствует Евро-5).

Характеристики современных марок ДТ

Характеристики марок ДТ

В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений. Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.

Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2, с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.

С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:

  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 32;
  • ДТ-З-К3 (К4, К5) минус 38;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 44;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 48;
  • ДТ-А-К3 (К4, К5) минус 52.

При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.

Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.

Классы и сорта дизельного топлива

1676.png

Важное отличие дизельного топлива (ДТ) от бензина — это его сезонность. От того, насколько тепло или холодно на улице, зависит предельная температура фильтруемости дизеля. По этому критерию горючее для умеренных климатических условий делится на сорта, а в холодных регионах топливу присваивается класс. Для чего дизельное топливо делят на категории, и от каких основных параметров зависят свойства ДТ, читайте в нашей статье.

О дизеле и его свойствах

1677.png

Дизельное топливо — продукт из керосино-газойлевых фракций, полученный при прямой перегонке нефти. Такое горючее используют для автотранспорта, тепловозов, дизель-поездов, генераторов, сельскохозяйственной технике и т. д. Применение повсеместное, отличается лишь количество потребляемого топлива.

Интересный факт, горючего, которое расходует океанский лайнер для преодоления расстояния в 3 см, хватило бы для того, чтобы 1 легковой автомобиль проехал 20–25 км. Это чтобы вы понимали, настолько разнообразно и универсально дизельное топливо.

Теперь об основных показателях, определяющих свойства дизельного топлива:

  • цетановое число — указывает на уровень воспламеняемости дизельного топлива, повышенный показатель сокращает время прогрева мотора;
  • плотность — определяет экономичность расхода, количество вырабатываемой энергии;
  • вязкость — влияет на смазывающие свойства и впрыск;
  • количество серы — определяет экологичность дизельного топлива, высокий уровень негативно влияет на элементы топливной системы;
  • предельная температура фильтруемости — отметка, при которой горючее густеет и не способно проходить через фильтр, определяется сортом или классом.

Принадлежность дизельного топлива к определенному классу и его свойства указаны в маркировке.

Классификация дизельного топлива

1678.png

Согласно климату применения ДТ бывает:

  • летним — подходит для эксплуатации при температуре до 0°С;
  • зимним — до –20°С;
  • арктическим — до –50°С.

В этом случае горючее отличается по температуре вспышки и застывания.

Дизельное топливо — сколько сортов и классов

Для умеренного климата применяется классификация топлива на сорта:

  • A — +5°С;
  • B — 0°С;
  • C — –5°С;
  • D — –10°С;
  • E — –15°С;
  • F — –20°С.

Цифрами для каждого типа топлива указана предельная температура фильтруемости. Почему это важно для дизельного топлива? Так похолодание не повлияет отрицательно на время запуска мотора. По этим показателям можно подбирать ДТ, учитывая даже небольшие колебания термометра.

Для регионов с низкой температурой воздуха дизельное топливо делится на следующие классы:

  • 0 — –20°С;
  • 1 — –26°С;
  • 2 — –32°С;
  • 3 — –38°С;
  • 4 — –44°С.

Показатель указывает способность ДТ определенного класса проходить через фильтр в указанном температурном диапазоне.

Современные марки ДТ

Важное требование к дизелю — экологичность. По ТР ТС 2016 года в РФ можно использовать только дизельное топливо К5, высшего экологического класса. Использование двух стандартов — ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 52368-2005 при выпуске топлива привело к двойному маркированию. Поэтому часто можно встретить сразу два обозначения — ДТ-З-К5 и ЕВРО-5.

Классификация дизеля в РФ

1679.png

В зависимости от климата, в России отличают следующие виды дизельного топлива:

  • летний (Л) — без определения предельной температуры фильтрации;
  • межсезонный (Е) — до –15°С;
  • зимний (З) — до –30°С;
  • арктический (А) — от –35°С.

Еще дизельное топливо бывает нескольких экологических классов по количеству серы (мг/кг):

  • К2 — до 500;
  • К3 — до 350;
  • К4 — до 50;
  • К5 — до 10.

Количество серы в составе регулирует государственный стандарт.

Мы рекомендуем закупать горючее на заправках с хорошей репутацией. Так топливо дизельное будет соответствовать стандартам качества. Приобретайте топливные карты от компании GPC RUS и заправляйтесь топливом только в проверенных местах. По всем вопросам оформления звоните по телефону +7 (800) 511-62-67.

Свойства дизельного топлива

Дизельное топливо (ДТ) – одно из наиболее популярных видов горючего, что используется для двигателей внутреннего сгорания. Оно более экономичное, чем бензин, к тому же стоит дешевле. Поэтому все больше автомобилей – не только грузовых, но и легковых, сегодня используют разные виды дизельных топлив. Какие характеристики у этого горючего и что надо знать, выбирая топливо, читайте далее.

Виды дизельного топлива

Качественно-количественный состав и физико-химические характеристики топлива для дизельных двигателей обуславливают его классификацию. Различают три основных марки ДТ:

  • Л – летнее, используется преимущественно в теплый сезон, когда температура окружающей среды выше 0С;
  • Е – межсезонное, которое может использоваться круглогодично, если температура окружающей среды не ниже -15С;
  • З – зимнее, применяемое в холодное время года, когда температура воздуха выше -20С;
  • А – арктическое, которое можно использовать в особо суровых условиях при температуре окружающего воздуха до -50С.

Эти виды топлива различаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурой испарения и застывания, а также иными характеристиками, о которых мы поговорим ниже.

Также существует подразделение топлива на экологические классы, что определяется содержанием соединений серы в выхлопе. Используемые у нас в стране классы – от К2 до К5 – соответствуют европейской маркировке. То есть топливо К4 – это Евро 4 и т.д.

Цетановое число дизельного топлива

Это основное свойство дизельного топлива, аналогичное октановому числу бензина. Цетановое число определяет воспламеняемость горючего. Чем оно выше, тем более качественным считается топливо, так как сгорает оно более равномерно и с низкой скоростью нарастания давления в двигателе. Это положительно сказывается на ходовых характеристиках авто, эксплуатационных свойствах и долговечности ДВС.

Но повышение цетанового числа сверх рекомендованного для конкретного двигателя может наоборот привести к возрастанию нагрузки на него и снижению характеристик, падению экономичности и повышению уровня дымности отработанных газов.

Цетановое число топлива определяется опытным путем как объемная доля количества цетана в смеси с альфа-изомером метилнафталина в топливе. Для сравнения используют эталонную смесь с известным содержанием цетана и метилнафталина. Этот показатель топлива напрямую зависит от углеводородного состава горючего и определяет мощность, экономические показатели работы двигателя. Цетановое число дизельного топлива связано линейной зависимостью с его температурой кипения.

У топлива для дизельных автомобилей, реализуемого на отечественном рынке показатель цетанового числа колеблется в пределах от 30 до 80. Для горючего, идущего на экспорт, а также иностранного ДТ применяют другой показатель – дизельный индекс, который может иметь значение от 20 до 80. Численно эти характеристики примерно соизмеримы.

Фракционный состав топлива

Этот показатель определяет качественно-количественный состав горючего, а также влияет и на цетановое число. Чем больше легких углеводородных фракций содержится в топливе, тем меньше кислорода необходимо для образования горючей смеси. Соответственно, тем быстрее топливо воспламеняется и тем полнее идет процесс его сгорания. Таким образом, ДТ, богатое легкими углеводородами, более экономично в использовании и имеет высокие экологические показатели.

Влияние фракционного состава у дизельного топлива не столь велико для двигателей с предкамерным и вихрекамерным смесеобразованием. А вот ходовые и экономические показатели ДВС с непосредственным впрыском в силу конструктивных особенностей сильно зависят от фракционного состава топлива.

Вязкость и плотность топлива

Это очень близкие физические показатели, находящиеся в прямой зависимости. Чем ниже вязкость топлива (и, соответственно, его плотность), тем лучше оно испаряется и распыляется, что способствует лучшему и более простому смесеобразованию. Наоборот, повышение плотности и вязкости горючего ведет к росту диаметра капель в топливной смеси, что негативно сказывается на качестве и препятствует полному сгоранию.

Но и слишком низкий показатель вязкости топлива имеет негативные последствия. Такое горючее, вследствие своей высокой текучести, просачивается между движущимися элементами топливной системы и не обеспечивает требуемого внутреннего давления, что снижает производительность насоса и увеличивает нагрузку на него.

Нормальной вязкостью дизельного топлива считается показатель в пределах 1,8-7,0 мм/с. Изменение вязкости в этих границах практически не сказывается на мощности, экономичности и долговечности дизельного мотора.

Чистота топлива

Этот качественный показатель определяется коэффициентом фильтруемости горючего. Для его измерения используют специализированные бумажные фильтры, через которые несколько раз пропускают порции топлива, измеряя время полной фильтрации. Чем меньше в ДТ примесей, тем быстрее оно фильтруется. Негативное влияние на свойства топлива оказывают содержащиеся в нем:

  • Вода. Она может составлять 0,002-0,008% топлива по объему. Этот показатель считается нормальным и не влияет на характеристики горючего. Повышение его до 0,01% приводит к падению мощности, росту расхода топлива и снижению долговечности движущихся элементов.
  • Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Основными соединениями этого типа являются мыла нафтеновых кислот, которые повышают вязкость топлива и негативно сказываются на его эксплуатационных свойствах.
  • Смолистые соединения. Они снижают цетановое число и препятствуют полному сгоранию топлива. Использование горючего с эфирными и смолистыми примесями влечет образование нагара на свечах и стенках цилиндров.
  • Мелкодисперсные твердые примеси. В качественном топливе их содержание составляет не более 0,002-0,004%. Больший показатель – это потенциальная опасность повреждения движущихся элементов топливной системы.

Работа на дизельном топливе с большим количеством примесей – воды, грязи, ПАВ – снижает не только мощностные и экономические показатели, но и увеличивает износ основных элементов топливной системы.

Другие важные характеристики дизеля

Еще одно важное свойство ДТ – температура вспышки. Для дизельных двигателей (особенно, с непосредственным впрыском) очень важно, при какой температуре воспламеняются топливная смесь. Подбор оптимальной температуры способствует полному сгоранию дизельного горючего. Если же температура слишком низкая (или наоборот высокая), то некоторые составные вещества – в основном непредельные углеводороды – сгорают не полностью, образуя на поверхности цилиндров, свечах и других элементах двигателя нагар.

Не менее важны и низкотемпературные характеристики топлива, что определяет климатическую зону его использования. На этот показатель влияет углеводородный состав. Легкие фракции низкой плотности и высокой текучести замерзают (загустевают) при более низких температурах. Но производство таких топлив более затратно. Для снижения стоимости к топливу обычно добавляют так называемые депрессорные присадки – вещества, понижающие температуру застывания горючего. Такое топливо отличается меньшим расходом и повышенными мощностными характеристиками при низкой температуре окружающей среды. Кроме того, на таком горючем дизельные автомобили лучше и стабильнее работают, быстрее заводятся.

Еще немного о дизельном топливе

Как видим, качественные характеристики и состав топлива очень важны для работы топливной системы и общих характеристик двигателя в целом. В основном это касается мощности и расхода. Но даже если эти показатели не столь существенны для вас, следует помнить, что некачественным топливом очень просто загубить двигатель – в результате повышенной нагрузки и износа движущихся элементов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *