Для чего нужна муфта сцепления
Перейти к содержимому

Для чего нужна муфта сцепления

  • автор:

Что такое муфта сцепления?

like

0 19 Января 2016

Что такое муфта сцепления?

  • Что такое муфта сцепления?
  • Назначение муфты сцепления
  • Разновидности муфт сцепления
  • Устройство и принцип действия муфты сцепления

star star star star star star star star star

Сцепление

Прежде чем перейти к рассмотрению нашего вопроса, кратко обратимся к истории. Слово муфта взято из немецкого и голландского языков. В русском языке имеет несколько значений. Мы будем рассматривать «механическое устройство», являющееся промежуточным звеном между ведущим и ведомым валами, передающим крутящий момент при помощи сил трения и при необходимости, рассоединяющим их. Отсюда и название – муфта сцепления.

  • Назначение муфты сцепления
  • Разновидности муфт сцепления
  • Устройство и принцип действия муфты сцепления

Назначение муфты сцепления

Назначение муфты сцепления на автомобилях заключается в передаче крутящего момента от силовой установки на первичный вал коробки передач. Кроме этого, она обеспечивает следующие функции:

—>- быстрое и эффективное рассоединение двигателя с трансмиссией автомашины (например, при возникновении необходимости переключения передач во время движения, а также при резком торможении и остановке автомобиля);

— плавное переключение передач во время движения машины;

— плавное трогание с места без рывков и пробуксовки колёс.

Муфта сцепления на современных автомобилях соединяет соосно расположенные вал силовой установки автомашины и первичный вал коробки передач, а также передаёт крутящий момент без изменения момента силы.

Разновидности муфт сцепления

Муфты сцепления классифицируют по следующим признакам:

I. По количеству фрикционных дисков:

II. По среде в которой работает сцепление:

-сухие (работающие в воздушной среде);

-мокрые (работающие в масляной среде);

III. По способу включения:

-постоянно замкнутые;

-не постоянно замкнутые.

IV. По способу воздействия на нажимной диск:

-при помощи нескольких цилиндрических пружин, равномерно расположенных по периферии нажимного диска;

-при помощи центральной, диафрагменной пружины.

V. По методу управления:

Муфта сцепления

Рассмотрим принципиальные различия между этими муфтами сцепления. Самым простым из них являются однодисковые сцепления, в которых имеется один ведомый диск с наклеенными или приклёпанными на нём с обеих сторон мягкими алюминиевыми заклёпками, фрикционными накладками. Сцепление – сухое, постоянно замкнутое, может иметь на нажимном диске цилиндрические прижимные пружины (обычно шесть штук) или диафрагменную нажимную пружину. Метод управления может быть механическим, гидравлическим, комбинированным (гидромеханическим). Двухдисковое сцепление может быть выполнено подобно однодисковому, и классификация аналогична ему. Отличается наличием двух ведомых дисков с фрикционными накладками и дополнительно между ними установленного ведущего диска.

Данное сцепление устанавливается на автомобилях с большой грузоподъёмностью и мощностью силовых установок, а также на тяжёлых мотоциклах. Многодисковые муфты сцепления нашли применение на легковых автомобилях с автоматической коробкой передач, а также полноприводных автомобилях. Как пример, можно привести:

1. Автомашину «Volkswagen» с многодисковой муфтой «Haldex», которая распределяет крутящий момент между передними и задними колёсами;

2. Двойное сцепление, многодисковое, мокрое, «работающее в масле» — VW T5 2010.

Также применяется многодисковое сцепление в масляной ванне на мотоциклах (ИЖ «Планета», ИЖ «Юпитер» и т.д.).

Устройство и принцип действия муфты сцепления

Наиболее распространённым и простым является однодисковое сухое сцепление с прижимными пружинами. Оно состоит из:

-маховика (деталь двигателя), являющегося ведущим диском сцепления;

-ведомого диска с фрикционными накладками, демпферными пружинами и ступицы со шлицами для перемещения по первичному валу коробки переключения передач;

-нажимного (ведущего) диска, с прижимными пружинами;

— трёх рычагов включения сцепления;

— выжимного подшипника с нажимной муфтой;

— вилки выключения сцепления;

— первичного вала коробки переключения передач. Нажимной диск крепится к кожуху через упругие пластины, позволяющие передавать вращательное движение на ведомый диск и осевое перемещение, позволяющие отпускать или прижимать ведомый диск во время включения-выключения. Кожух жёстко крепится к маховику.

Сцепление

Как ранее говорилось, сцепление постоянно находится в рабочем положении, то есть, ведомый диск прижат прижимным диском к маховику. При нажатии водителем на педаль сцепления, через механизмы привода усилие передаётся на вилку выключения сцепления. Поворачиваясь на оси, она нажимает на нажимную муфту и перемещает на первичном валу коробки переключения передач выжимной подшипник. Далее, подшипник, нажимая рычаги включения сцепления, отводит своими наружными концами (преодолевая усилия прижимных пружин) прижимной диск от ведомого диска, после чего зазор между ведомым диском и маховиком увеличивается и сцепление выключается. Крутящий момент от двигателя на коробку переключения передач не передаётся. При отпускании водителем педали, все детали занимают первоначальное положение – сцепление включено.

Рассмотрим однодисковую муфту сцепления с диафрагменной нажимной пружиной. Данное конструктивное решение нашло место на большинстве легковых автомобилей и множестве грузовых. Различие между муфтой с нажимными пружинами и муфтой с дифференциальной пружиной состоит в нажимном механизме. В муфте с дифференциальной пружиной отсутствуют рычаги включения и прижимные цилиндрические пружины. Роль прижимного механизма выполняет диафрагменная пружина, представляющая собой диск с радиальными прорезями к центральному отверстию, образующими лепестки, заменяющие рычаги включения. Диск имеет форму усечённого конуса, лепестками упирается в выжимной подшипник, наружной частью опирается на нажимной диск. Диафрагменная пружина с нажимным диском размещены в кожухе, который крепится к маховику.

Для выключения сцепления, усилие от привода передаётся на вилку. Вилка перемещает муфту выключения с выжимным подшипником, передаёт усилие на диафрагменную пружину, лепестки перемещаются в сторону маховика, наружная часть отводит прижимной диск от ведомого – сцепление выключается. После снятия усилия с вилки, все детали занимают первоначальное положение – сцепление включается.

Двухдисковая муфта сцепления имеет ту же конструкцию, что и однодисковая. Отличается же она наличием двух ведомых дисков и установленным между ними дополнительным ведущим диском. Принцип работы двухдискового сцепления аналогичен однодисковому.

Многодисковая муфта сцепления. Многодисковое сцепление, в связи с внедрением новых технологий, находит всё большее применение, как на легковых, так и на грузовых автомобилях с различными коробками переключения передач (механическими, автоматическими, роботизированными). Кроме этого, такие муфты сцепления применяются в трансмиссиях полноприводных машин для распределения нагрузки между передними и задними колёсами (мостами).

Муфта сцепления

Многодисковые муфты сцепления могут быть сухими и мокрыми. Мокрые – с применением масляной ванны, сухие – без масла. Наличие масла обеспечивает более плавное соединение дисков, улучшает отвод тепла и абразивных веществ, передвижение дисков по шлицам во время передвижения. Значительным недостатком является низкий коэффициент трения между дисками. Увеличение коэффициента трения достигается за счёт увеличения количества ведущих и ведомых дисков, увеличения усилия прижимной пружины, применения новых фрикционных материалов.

Многодисковые муфты сцепления включают в себя:

— ведомые диски (3 и больше), изготовленные из тонкой стали, на которую нанесён слой фрикционного вещества (может изготовляться из высокопрочной фрикционной пластмассы). Ведомые диски имеют по внутреннему диаметру пазы или зубья, которые заходят в зацепление с внутренним барабаном, закреплённым неподвижно на первичном валу коробки переключения передач. Ведомые диски постоянно вращаются с внутренним барабаном и первичным валом коробки переключения передач;

— ведущие диски. Устанавливаются между ведомыми дисками и имеют по внешнему диаметру пазы или зубья для зацепления с внешним барабаном;

— кожух, при помощи болтов крепится к маховику;

— маховик;

— внешний барабан – крепится к кожуху и вращается совместно с ним.

Сцепление

Остальные детали и принцип работы аналогичны однодисковому сцеплению. Двойная муфта сцепления. В последнее время на автомобилях с полным приводом и роботизированными коробками передач, а также на некоторых с автоматической коробкой передач, применяется двойное сцепление, которое бывает двух видов – мокрое и сухое.

Отличительной особенностью является наличие двух первичных валов коробки переключения передач. Первый вал отвечает за переключение чётных передач (2-4-6), второй – за переключение нечётных (1-3-5). Конструктивно валы выполнены так, что один находится внутри второго, то есть внутренний и наружный. Двойная муфта сцепления выполнена в одном блоке и каждая отвечает за свой вал.

Управление переключением передач – автоматическое, от электронного блока по сигналам датчиков. При одной включённой муфте сцепления, вторая находится в готовности включить необходимую передачу, высшую или низшую, в зависимости от того, скорость автомобиля снижается или увеличивается. Время перехода с одной передачи на другую занимает 8-10 миллисекунд. Мы рассмотрели принцип работы, устройство и разновидности муфт сцепления, наиболее часто применяющихся в современном автомобилестроении. Что такое

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Как работает муфта сцепления

Муфта сцепления — это часть модуля фрикционного сцепления автомобилей, оснащенных механической коробкой переключения передач. Она отвечает за рассоединение дисков. Данная статья посвящена конструкции и принципу работы муфты сцепления.

Что представляет собой муфта сцепления

Сцепление в большинстве автомобилей строится на принципе взаимодействия нажимного и ведомого дисков, отвечающих за передачу крутящего момента с двигателя на коробку передач, откуда он направляется к колесам. Чтобы разорвать связь дисков, используется специальная муфта.

Назначение муфты сцепления:

  1. Предотвращение преждевременного износа выжимного подшипника.
  2. Переадресация усилия от гидравлической или механической педали сцепления на выжимной подшипник и лепестки корзины сцепления.
  3. Позиционирование выжимного подшипника в пространстве. Благодаря муфте, сохраняется прямой угол между ним и лепестками корзины сцепления, за счет чего давление распределяется равномерно.

Из чего состоят муфты сцепления в разных автомобилях

Все муфты, используемые как в современных, так и в более старых машинах, представляют собой цилиндрические детали, отличающиеся лишь внешними признаками, размерами и расположением фиксационных элементов. В них можно выделить несколько основных частей:

  1. Посадочное место для выжимного подшипника, который и будет передавать импульс дальше для разрыва дисков в процессе работы педали.
  2. Упорные поверхности, которые взаимодействуют с вилкой сцепления. Имеют повышенное сопротивление износу.
  3. Посадочное отверстие. Предназначается для размещения муфты на первичном валу механической коробки передач, откуда она может передавать управляющий импульс на корзину сцепления.

Изначально муфты изготавливались исключительно из металла и были чугунными либо стальными. Однако современное развитие композитных материалов позволило облегчить конструкцию и начать использовать некоторые виды пластика. Основные различия между разными моделями при этом заключаются в расположении поверхностей, на которые воздействует вилка, а также размере посадочного места под подшипник.

Конструкция муфты сцепления

Конструкционно муфты делятся на несколько типов:

  1. Имеющие болтовые или шплинтовые системы сочленения с вилкой.
  2. Оснащенные цилиндрическими штырьками.
  3. Снабженные просто плоскими площадками под вилку без дополнительной фиксации.

Последний тип возвращается на исходную позицию после выполнения работы исключительно за счет обратного давления лепестков корзины. При наличии сочлененного соединения с вилкой муфта может отталкиваться от корзины при помощи дополнительного воздействия, что уменьшает уровень ее износа. Чтобы площадки, на которые воздействует вилка, могли прослужить как можно дольше, в некоторых случаях на них делают вставки из более прочного металла.

По принципу монтажа муфты сцепления можно разделить на:

  1. Имеющие наружный тип подшипника. Посадочное место под него представляет собой трубку, на которую его следует напрессовывать.
  2. Имеющие внутренний тип подшипника. Посадочное место имеет вид стакана с диаметром, подходящим для запрессовывания подшипника внутрь.

Чтобы добиться максимально эффективной работы при минимальной степени износа, могут применяться разнообразные виды подшипников: радиально-упорные, упорные, а также самовосстанавливающиеся.

Как работает муфта сцепления

Чтобы выполнять свою работу, муфта вместе с выжимным подшипником располагается на первичном валу коробки переключения передач. Подшипник в свою очередь устанавливается таким образом, чтобы находиться вплотную к лепесткам корзины сцепления. Вилка находится с противоположной стороны муфты и может оказывать на нее давление, в результате чего последняя будет перемещаться по валу и передавать импульс на лепестки корзины через подшипник.

Во время нажатия педали происходит воздействие на корзину сцепления, что приводит к разрыву связи между нажимным и ведомым дисками. Крутящий момент с двигателя перестает передаваться на КПП и появляется возможность безопасно переключить скорость. Плавно отводя педаль обратно, водитель совмещает между собой диски снова, что восстанавливает связь двигателя и остальной трансмиссии.

В состоянии покоя муфта может либо удерживать выжимной подшипник непосредственно около лепестков корзины сцепления, либо отводить его на некоторое расстояние. Однако в любом случае воздействия на корзину в этот момент не будет, что гарантирует максимально жесткое сцепление дисков и отсутствие пробуксовки.

Муфта сцепления МТЗ и особенности регулировки

Современная муфта сцепления МТЗ является компонентом системы, относящейся к постоянно-замкнутому типу. Деталь предназначена для перемещения крутящего момента от дизеля на трансмиссию и отключения его от передач.

В тракторной технике МТЗ используется сухая муфта с единственным диском.

Ниже в статье мы расскажем особенности регулировки сцепления. Не забывайте, что в каталоге официального дилера МТЗ в сможете найти запасные части для трактора по самым выгодным ценам.

Регулируем муфту сцепления МТЗ – как не ошибиться?

Во время осмотра агрегата обязательно обратите внимание на состояние смежных деталей. Также не забывайте, что систему, управляющую муфтой сцепления МТЗ, время от времени приходится регулировать.

Для этого нужно:

  • Ослабить контргайку;
  • Путем заворачивания и откручивания гайки зафиксировать свободный ход вплоть до передвижения рычага на 10-15 мм;
  • После завершения регулировки произвести затяжку контргайку;
  • Отрегулировать свободный ход педали сцепления натяжением оболочки троса и регулировочного винта.

Узнайте, как правильно регулировать муфту сцепления МТЗ.

Если во время регулировки выяснилось, что при полностью нажатой педали машину «ведет», а передачи переключаются с посторонними звуками, надо сократить свободный ходе педали. Заворачивание гайки приводит к уменьшению, отворачивание – к увеличению.

Если педаль отпустили полностью, а трактор не двигается с места, свободный ход требует увеличения. То же касается несоответствия оборотов мотора скорости перемещения машины на определенной передаче.

Муфта сцепления МТЗ – как правильно регулировать?

Установка хода тормозной педали

При ремонте муфты сцепления МТЗ необходимо осмотреть и состояние тормозной педали. Причиной излишнего свободного хода агрегата является изнашивание колодок и дисков. Эффективность торможения при этом падает.

Если рост свободного хода составил 3 см и больше, нужно приподнять задний мост машины и демонтировать заднее колесо справа. От вала откручивается гайка фиксации педали, узел снимается с вала и переставляется на один шлиц против хода часовой стрелки.

Сборку выполняют в обратном порядке после проверки педали на предмет свободного хода.

Увеличивать показатель позволяет перестановка педали по ходу часовой стрелки. При регулировке муфты сцепления МТЗ или тормозной педали советуем использовать только качественные и надежные комплектующие от официального дилера Минского тракторного завода.

Наименование Артикул Ост. Цена
Муфта 379254 0 25,00
Муфта 379256 0 8,00
Муфта 403805 0 68,00
Муфта 5434-1803142-10 У 0 9 306,00
Муфта (ОАО МТЗ) 80-1701343 0 897,00
Муфта 112-1701316 112-1701316 1 3 417,00
Муфта 112-1701343 112-1701343 2 2 718,00
Муфта 70-1601081 70-1601081 6 2 169,00
Муфта 70-1601081-Р 70-1601081-Р 2 665,00
Муфта 70-1721045 70-1721045 0 1 390,00
Муфта 70-1721045-Р 70-1721045-Р 0 488,00
Муфта 80-1701184 80-1701184 1 2 731,00
Муфта 80-3506024 80-3506024 3 62,00
Муфта 80С-1704096-Б 80С-1704096-Б 2 2 549,00
Муфта 85-4604017 85-4604017 0 1 840,00
Муфта блокировки 4370-2409022 0 2 267,00
Муфта блокировки (ОАО МАЗ) 6303-2509022У 0 2 214,00
Муфта блокировки дифференциала заднего моста МТЗ-80,82 70-2409010-Б 70-2409010-Б 1 15 750,00
Муфта блокировки переднего моста 5434-1803148-10 0 3 058,00
Муфта в сборе (ТАЯ) 75838 0 2 206,00
Муфта включения переднего моста 55165-1803148 0 2 575,00
Муфта выключения сцепления 1840.1601180(Я) Россия 1840.1601180(Я) 0 4 424,00
Муфта выключения заднего хода 202-1701280 0 9 600,00
Муфта выключения сцепления 4370-1601180 0 2 242,00
Муфта выключения сцепления в сб. (Китай) 236-1601180(Я) 0 739,00

Муфта сцепления описание и особенности

Рассоединение дисков (нажимного, прижимного) происходит в сцеплении фрикционного типа для прекращения крутящего момента при изменении передачи. Для этого задействуется особый механизм — муфта сцепления, которая берёт на себя функцию по отводу нажимного диска. Детальный разбор особенностей и работы этого узла, его типы, варианты конструкции, рекомендации по выбору собраны в данной статье.

Какой механизм называют муфтой сцепления?

Часть привода, обеспечивающая его отключение, когда происходит смена передач; устройство в трансмиссии ручного типа, которое необходимо для сцепления — всё это определения рассматриваемой муфты (её ещё называют нажимной или выключения). Важно понимать, что относительно более крупного механизма, обычно одно-/двухдискового сцепления также применяется термин «муфта сцепления», однако в рамках этой темы рассматривается именно элемент, отвечающий за отключение.

Итак, основные функции механизма:

  • — Фиксация и корректная локация выжимного подшипника, а также обеспечение его защиты от негативного влияния, износа (гарантирует сохранность при взаимодействии с вилкой).
  • — Направление усилия на подшипник, рычаги.

Конструкционные особенности, типы муфт

В целом механизмы похожи по устройству и разнятся лишь в деталях. Конструктивно узел представляет собой цельный цилиндрический элемент из нескольких условных частей:

  • — посадочной проушины — проходит по всей муфте, чтобы обеспечить её крепление на вал КПП;
  • — упорной поверхности (нужна, чтобы обеспечить стыковку с вилкой) — вытянутой, словно прямоугольник, платформы либо пары стержней;
  • — участка под подшипник — широкого фрагмента по типу стакана/трубчатой части.

Как правило, для изготовления муфт производители используют чугун, сталь. Обширное распространение получили также пластиковые комплектующие. Между собой механизмы различаются поверхностью под вилку и способом крепления подшипника. С учетом этих особенностей принято различать детали с:

  • — разнообразными системами для стыковки муфты и вилки (благодаря болтам/шплинтам);
  • — цилиндрическими штырьками;ровными площадками без возможности зафиксировать вилку.

Последние из этого перечня муфты изначально не скреплены с вилкой выключения — её подвод происходит лишь тогда, когда переключается передача. Возвращение муфты выполняется благодаря упругости пружин. Элементы со стержнями либо сочленением всегда находятся в контактном состоянии с вилкой. Их подвод к корзине происходит при смене передач, после чего они принудительно отходят от неё. С целью дополнительной защиты участка взаимодействия с вилкой от чрезмерного изнашивания применяются площадки из материалов повышенной твёрдости.

Вариант крепления выжимного подшипника позволяет классифицировать муфты на механизмы с:

  • — внутренним размещением этого элемента — проушина выполнена по типу стакана, куда ставится подшипник;
  • — наружным размещением — узел получает трубчатую часть с насаженным в результате опрессовки рабочим подшипником.

Сегодня встречаются муфты, где комплектацией предусмотрено наличие упорных либо радиально-упорных подшипников в различном конструктивном исполнении. Особенно обширное распространение получили самоцентрирующиеся подшипники, эффективно функционирующие при непрерывно изменяющихся осевых нагрузках.

Где расположен механизм, в чём его специфика?

На первичном валу КПП находится обладающая возможностью осевого сдвига муфта. При размещении на месте она получает соединение с вилкой. Благодаря этому ей обеспечивается возможность выполнять осевые движения по первичному валу КПП. При этом муфта может прилегать к рычагам нажимного диска либо примыкать к лепесткам пружины.

Для переключения скоростей водитель давит ногой на педаль, отвечающую за сцепление, и через привод происходит воздействие на вилку. Из-за её сдвига до корзины смещается соединённая с ней муфта. Та, в свою очередь, приближается с подшипником к лепесткам/рычагам, а затем толчком двигает их. За счёт этого нажимной диск отводится. На этом этапе останавливается поток крутящего момента от мотора на КПП. Когда требуемая передача включается, педаль отпускается, что позволяет вилке вернуться в начальную локацию и отвести/освободить муфту. Пружины становятся свободными, нажимной диск опять прилегает к ведомому, создаются условия для передачи потока крутящего момента от мотора на КПП.

Конструктивные особенности определяют, будет ли муфта с подшипником, когда выключёно сцепление, всецело отходить от корзины либо сохранится взаимодействие с лепестками/рычагами. Как бы там ни было муфта располагается свободно, не создавая какого-либо влияния на функционирование сцепления.

Неисправности и подбор нового механизма

Функционирование муфты сопряжено с постоянно изменяющимися нагрузками, что приводит к её износу и повреждению со временем. Большой вероятности выхода из строя подвергаются выжимные подшипники. Возникшие неприятности устраняются не ремонтом комплектующих, а их полной заменой. Симптомами выход из строя муфты обычно становятся такие проблемы при смене передач, как:

  • — посторонние звуки;
  • — изменившееся движение педали, увеличение/снижение её сопротивления оказываемому давлению;
  • — неокончательное выключение сцепления, прочие нюансы.

Неисправность подшипника обычно диагностируется по специфическим шумам, когда происходит отключение сцепления.

Поиск муфты на замену осуществляется с учётом размеров, модификации уже отслужившего свой срок механизма. Наилучшим решением считается покупка детали с тем каталожным номером, который был у предыдущей модели. Иногда допускается использовать аналог, подходящий по типу, габаритам, локации опорных площадок под вилку. При этом важно учитывать место посадки подшипника, размер под вал КПП.

Использование муфты неподходящих габаритов, модификации приводит к её некорректной работе или отказу. Подтверждением правильного выбора станет быстрое, надёжное выключение с простой, безопасной сменой передач. Если возникнут проблемы при самостоятельном выборе подходящей муфты сцепления, то вы всегда можете обратиться к профильному специалисту нашей компании, который грамотно подберёт подходящий механизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *