Как сделать мотоблок своими руками из мотоцикла
Перейти к содержимому

Как сделать мотоблок своими руками из мотоцикла

  • автор:

Самодельный мотоблок

Если Вы решили сделать самодельный мотоблок с двигателя мотоцикла, главным условием это — максимально использовать отработавшие узлы мототехники, минимально их переделывая. Для этого понадобится определенный опыт и накопленные знания, с большим запасом терпения и труда. Итогом подведенной работы будет надежная фермерская машина, приспособленная практически к любым условиям. Если же появится неисправность, ремонтом будет замена поломанной детали, или отказавшего узла.

Например, если взять подмоторную раму или силовой агрегат: они изготовлены на производстве. Если рассмотреть редуктор-переходник, он взят из главной передачи мотоколяски.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Делаем самодельный мотоблок с двигателя мотоцикла

Для успешной работы мотоблока разрабатывалась многоступенчатая кинематическая схема трансмиссии, благодаря чему повышается придаточное отношение, а также тяговое усилие и крутящий момент. Вместе с редуктором переходником в кинематической схеме предусмотрен главный редуктор. При совмещении редуктора с колесной парой и главной передачей, получается высокоэффективный движитель.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Специальный механизм натягивает приводные цепи. Он крепится шпильками к ползунам, которые изготовлены из стального уголка. Последние также способны перемещаться, натягивая или ослабляя приводную цепь. С этой целью в ползунах предусмотрены пазы и находятся два регулировочных винта и крепежные болты М10.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Самая трудоемкая конструкция — главный редуктор. Изготавливается он из заранее приготовленных стальных пластин (10 мм). В месте установки подшипников размещаются диски усиления. Сварные швы — сплошные, чтобы исключить подтекание масла. На заднюю стенку редуктора приваривается кронштейн-скоба, позволяющая крепить грузовую тележку или прицепное сельскохозяйственное орудие. Если использовать грузовую тележку, то мотоблок становится минитрактором.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Для изготовления крышки редуктора используется стальная пластина (5 мм). Прикреплена она к корпусу винтами М6. Цилиндрические прямозубые шестерни и валы взяты из сельхозмашин. Нужно помнить, что назначением промежуточного вала является отбор мощности, поэтому лучше изготовить новые валы, чем использовать старые. Дифференциал главного редуктора на мотоблоке был частью списанного электрокара.

Блокировка колес мотоблока с двигателем от мотоцикла

Блокировка колес — необходимое техническое решение для мотоблока, с конструкторской точки зрения. На правой полуоси, там где шлицевой конец, протачивается цилиндрическая шейка, которая должна быть немного глубже шлицевого паза. С противоположного конца полуоси делается резьбовое отверстие.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Когда вращается регулировочный винт М12, происходит смещение полуоси из-за действия цилиндрической пружины. Далее внутри дифференциала полуось отходит от зацепления с «родной» шестерней и зацепляется с соседней, чем блокирует колеса.

Рабочие колеса мотоблока изготовлены из колес списанного электрокара. У каждого диска, в ободе, прорезают 16 пазов, и вваривают стальные пластины, которые будут служить основанием для грунтозацепов. После чего к ним приваривают перемычки, и получаются обода пахотных колес.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Плуг для мотоблока

Очень эффективно изготовлен узел, регулирующий заход плуга в почву. Состоит он из сварного П-образного корпуса, с установочно-ограничительными выступами. В них вставляется пятка градиля плуга, которая способна вращаться в вертикальной плоскости используя втулочно-осевой шарнир. Необходимый угол вращения задается шпилькой М16. К поворотной пятке приварен швеллер грядиля. Благодаря небольшому развороту в сторону, куда отваливается почва от плуга, становится возможна правильная установка последнего.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Отрезной нож также крепится к грядилю. Для того, чтобы установить его под нужным углом к почве и на требуемую величину, используется типовой зажим с пластиной-накладкой и два болта М12 с гайками. Впереди мотоблока размещается на V-образном кронштейне вспомогательное колесо. Его назначение — обеспечение легкости во время транспортировки, или при движении мотоблока попятую.

Управление мотоблока происходит посредством двух штанг от мотокосилки с рукоятками. Также для этого используются ручки переключения реверса и скорости.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Производительность мотоблока — три — пять сотки земли в час. Обычную землю можно пахать на второй передаче. Для тяжелых почв работать на первой.

Как сделать мотоблок своими руками из двигателя планеты

Схема создания этого мотоблока прекрасно подходит для двигателей Восход, Минск, Муравей. Лучше всех себя зарекомендовал двигатель от ИЖ Планета -3. Чтобы сделать мотоблок своими руками из двигателя планеты, нужно произвести небольшие конструктивные изменения.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Охлаждение двигателя принудительное, подключен через зажигание — на катушку. Мощность двигателя 18 л.с. Благодаря установленному редуктору есть задняя передача.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Транспортная скорость — до 70 км/ч. Минимальная скорость — 5-6 км/ч. Тележка сделана из двух старых колясок тарсионного типа, и выдерживает вес до 500 кг.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

К швеллеру приваривается рама. При моделировании мотоблока нужно учитывать крепление двигателя, поэтому производим смещение продольной оси редуктора на 10 мм, относительно оси двигателя. Двигатель может крепиться по разному. Чтобы увеличить мощность двигателя, врезается дополнительный вал в швеллера.

После этого размещаем топливный бак. По завершении сборки придаем мотоблоку красивый внешний вид, покрасив.

самодельный мотоблок с двигателем мотоцикла фото

Этот мотоблок в день способен проезжать 50-70 км. По асфальту можно держать скорость 50-60 км/ч. Использовать его можно как транспортное средство, и как мотоблок.

Мотоблок своими руками из мотоцикла видео подборка

Так же смотрите:

Минитрактор из мотоблока — Дорабатываем мотоблок до минитрактора.

Чертежи самодельных тракторов — Скачиваем чертежи и делаем трактор своими руками.

Как починить мотор мотоблока — Самостоятельная починка мотора от мотоблока.

КАК СДЕЛАТЬ МОТОБЛОК СВОИМИ РУКАМИ С ДВИГАТЕЛЕМ Т200М

Как сделать мотоблок своими руками. В качестве силового агрегата был выбран хорошо известный двигатель с принудительным воздушным охлаждением Т200М от мотороллера «Тула-Турист». В отличие от штатной комплектации на нем установлены карбюратор К-28Г, воздушный фильтр ЗИД-4,5 и самодельный глушитель.

Крутящий момент от мотора на колеса передается цепной трансмиссией, в состав которой входит редуктор от измельчителя кормов «Волгарь». Применение такого редуктора, кроме улучшения тяговых характеристик, обеспечило мотоблоку возможность передвижения и задним ходом, что повысило его маневренность.

Задний ход включается поворотом рычага реверса, связанного валом с соответствующим поводком редуктора. Этот вал проходит через три опоры, установленные на кронштейне подкоса руля и стойках рамы. Каждая опора снабжена бронзовой (можно латунной) втулкой.

Скорости переключаются рычагом, вынесенным на подкос руля и соединенным качалками и тягами с осью механизма переключения скоростей двигателя. Втулки качалок насажены на оси, приваренные к подкосу руля, и имеют внутренние проточки для набивки в них смазки. На самом же руле сосредоточены основные органы управления двигателем: рычаг сцепления, рукоятка «газа» и электрический выключатель.

Мотор с агрегатами, редуктор, промежуточный вал трансмиссии и опоры ведущего моста установлены на раме, сваренной из стальных труб прямо- угольного сечения, толстостенных уголков и полос. Большинство деталей рамы при изготовлении предварительно соединялись между собой болтами, а после подгонки и окончательной сборки проваривались. Промежуточный вал и ось ведущего моста вращаются в подшипниковых опорах, применяемых в сельскохозяйственных машинах.

Натяжение первой и последней цепей регулируется изменением положения этих опор, а средней — специальным натяжителем со звездочкой, закрепленной на кронштейне с левой стороны рамы. В задней части рамы к подкосу руля приварен кронштейн навески сельскохозяйственных орудий. Поскольку он является одним из самых нагруженных элементов конструкции рамы, его пришлось усилить стальными косынками и подпятником.

Сам кронштейн выполнен в виде перевернутого П-образного профиля (труба прямоугольного профиля со срезанной верхней стенкой). Конструкция плуга имеет три шарнирных соединения, позволяющих регулировать угол наклона лемеха и во время маневров откидывать его в сторону разворотом вокруг горизонтальной оси. Необходимая величина заглубления лемеха в почву выдерживается самим пахарем с помощью руля.

С целью облегчения этих действий мотоблок балансируется противовесами соответствующей массы (стальные или чугунные болванки, обрезки кругляка), укладываемыми в специально предусмотренную корзину в передней части рамы. Ведущие колеса мотоблока выбраны достаточно большого диаметра и ширины, чтобы обеспечить меньшее удельное давление на почву и лучшую проходимость агрегата.

При необходимости для повышения сцепления с грунтом на колеса легко надеваются грунтозацепы из цепей. Надежды, питавшие конструктора при создании мотоблока, полностью оправдались. Агрегат оказался отличным помощником в нелегком труде на огороде и с успехом используется на хозяйском участке, да и соседям помогает.

Схема трансмиссии мотоблока: 1 — двигатель; 2 — звездочка ведущая (z=13); 3 — звездочка промежуточная (z = 20); 4 — звездочка промежуточная малая (z = 11); 5 — опора подшипниковая (11206); 6 — колесо ведущее; 7 — опора подшипниковая (11307); 8 — звездочка (z = 12); 9 — звездочка (z = 44); 10 — редуктор; 1 — звездочка ведомая (z = 20); 12 — вал промежуточный.

Рама мотоблока (все детали выполнены из СтЗ): 1 — балка поперечная (труба 40x40x5, 2 шт.); 2 — косынка (лист s7); 3 — кронштейн навески сельскохозяйственных орудий (труба 50x50x4 со срезанной верхней гранью); 4 — хвостовик узла крепления плуга (труба 60x40x5, L160); 5 — механизм откидывания плуга; 6 — цапфа (пруток диаметром 30); 7 — лонжерон (труба 40x40x5, 2 шт.); 8 — подкос руля (труба 40x40x5); 9 — кронштейн (уголок 32x32x3); 10 — опора вала переключателя реверса (труба 38×4, 3 шт.); 11 — кронштейны крепления двигателя, передние (лист s7); 12— кронштейны крепления двигателя, задние (лист s7); 13,24— подставки для опор промежуточного вала (уголок 50x32x4); 14— кронштейн крепления натяжителя цепи (уголок 50x50x4); 15— стойки (уголок 50x50x5, 4 шт.); 16 — перемычка (полоса 50×7, 2 шт.); 17 — балка крепления бензобака (уголок 50x50x5); 18 — кронштейны крепления бензобака (полоса s7); 19,20 — детали верхней рамки корзины противовесов (полоса 50×7); 21,23 — детали нижней рамки (уголок 50x50x5); 22 — стойка корзины (уголок 50x50x5); 25 — поперечина средняя (уголок 50x50x5); 26 — балка продольная крепления двигателя (уголок 50x50x5 со срезанной горизонтальной полкой, 2 шт.); 27 — балка средняя (уголок 50x50x5).

Компоновка мотоблока (все самодельные детали выполнены из СтЗ): 1 — тяга регулируемая; 2 — качалка (полоса 20×5); 3 — подкос руля; 4 — щечки выноса руля (полоса 40×5); 5 — руль (труба 28×3); 6 — вынос руля (труба 40x40x5); 7 — выключатель двигателя; 8 — проушины (лист s5); 9 — рычаг переключения скоростей; 10 — рычаг включения реверса; 11 —двигатель; 12 — карбюратор; 13 — бензоотстойник; 14 — фильтр воздушный; 15 — бензобак; 16 — редуктор (от измельчителя кормов «Волгарь»); 17 — вал включения реверса (труба 32×4); 18 — корзина противовесов; 19,58 — опоры подшипниковые промежуточного вала трансмиссии (11206); 20 — колесо ведущее (21″х13″х4″); 21 —опора подшипниковая оси колес (11307); 22 — тяга нерегулируемая; 23 — подпятник (лист s 10); 24 — кронштейн навески сельскохозяйственных орудий; 25 — механизм регулировки угла наклона плуга, винтовой; 26 — болт крепления плуга М16 (4 шт.); 27 — лемех; 28 — стойка плуга (труба 36×3, L230); 29 — доска полевая (уголок 40×40); 30 — цапфа механизма откидывания плуга; 31 —болт Ml2; 32 — рычаг стопора (пруток диаметром 10); 33 — корпус механизма откидывания плуга (труба 45×7, L160); 34 — хвостовик; 35 — качалка сдвоенная (полоса 20×5); 36—рычаг сцепления; 37 — болт М10 (2 шт.); 38 — рукоятка «газа»; 39 — косынка руля (лист s5); 40 — шайба; 41 — фланец механизма откидывания плуга (диаметром 115, лист s 15); 42 — проушина плуга (лист s7); 43 — болт М20; 44,45 — фланцы механизма поворота плуга (диаметр 115, лист s 15); 46 — корпус механизма поворота плуга (труба 46×5); 47 — втулка стопора; 48 — кольцо; 49 — корпус стопора; 50 — втулки качалок; 51 — оси качалок (пруток диаметром 8); 52 — шайбы (4 шт.); 53 — болты М6; 54 — звездочка (z = 44); 55,57,61 — цепи; 56 — звездочка ведущая (z = 13); 59 — звездочка ведомая (z = 20); 60 — натяжитель цепи; 62 — звездочка (z = 12); 63 — втулка (бронза); 64 — опора вала; 65 — шайба; 66 — шплинт (диаметром 3); 67 — глушитель.

Cамодельный мотоблок и навеска к нему: своими руками

Cамодельный мотоблок и навеска к нему: своими руками

Вручную обрабатывать земельные участки долго и трудоёмко, лучше взять в помощники механическое приспособление — мотоблок или мотокультиватор. Новый мотоблок можно приобрести в магазине, а также изготовить собственноручно. Для покупки заводского устройства понадобится немало средств, а вот самоделка обойдётся значительно дешевле, но, конечно, потребует много свободного времени.

Чтобы её собрать и в результате получить полноценную малогабаритную сельхозтехнику, потребуются комплектующие детали, инструмент, элементарные умения и, конечно же, терпение.

Подготовка к созданию самоделки

Чтобы сделать самодельную сельхозмашину, умельцы используют подручные материалы и отслужившие свой срок узлы минитехники. Так основой мотоблока нередко служит бензопила, мотороллер или мопед, а когда нужно получить мощный и более функциональный агрегат — устаревшая модель мотоцикла («Восход», «Ява», «Минск»).

Прежде чем приступить к сборке мотоблока либо мотокультиватора, просматривают тематическое видео в сети интернет, подыскивают нужную информацию в журналах, прочих изданиях. Затем подготавливают инструмент и материал, разрабатывают эскизы и чертеж, где наглядно изображают все функционирующие органы самоделки, включая силовую и ходовую части, системы управления и агрегатирования. Ниже на чертеже показано как выглядит одноколёсный мотокультиватор.

Рис.1. Устройство самодельного мотокультиватора

1 – силовой агрегат культиватора; 2 – металлический защитный кожух; 3 – топливный бак; 4 – бобина зажигания; 5 – коммутатор; 6 – шпилька, фиксирующая наклон навески; 7 – болт М-16; 8 – ось для монтажа навески; 9 – плуг навесной; 10 – кронштейн; 11 – станина; 12 – рукояти; колесо с грунтозахватами.

Нелишним будет сделать кинематическую схему самоделки, отразив в ней порядок взаимодействия рабочих механизмов и, показав как организована трансмиссия.

Чтобы сделать лёгкий мотокультиватор или более тяжёлый мотоблок, применяют следующий инструмент:

  • Электродрель с набором свёрл;
  • Болгарку и диски по металлу;
  • Ключи (рожковые, накидные);
  • Сварочный аппарат;
  • Тиски.

Материалом для самоделки служат высокопрочные швеллеры, стальные пластины и трубы.

Рама

Самодельную раму для мотоблока или мотокультиватора делают сварной, но в то же время очень прочной, так как к ней впоследствии будут прилаживаться все комплектующие самоделки. Для сооружения рамы применяют железные трубы или швеллеры.

Иногда, чтобы собрать самодельный мотоблок или мотокультиватор, необходимо усовершенствование мотоциклетной рамы или ее доработка.

Рис.2. Переделанная рама от мотоцикла

1– руль; 2 – держатель панели приборной; 3 – площадка для установки аккумулятора; 4 – швеллер (лонжерон); 5 – картер; 6 – станина; 7 – натяжитель цепи; 8 – упор натяжителя цепи; 9 – подкос; 10 – держатель крепления подрамника; 11 – кронштейн, соединяющий культиватор с адаптером или прицепом; 12 — поперечина.

От прежней конструкции отсекают переднюю вилку и иные элементы, чтобы те не препятствовали монтажу навесного оборудования на будущий культиватор. Сзади крепят сваркой самодельный механизм для сцепки мотокультиватора с оборудованием, прицепной тележкой. Как правильно самому сделать сцепку, следует посмотреть на видео.

img

Двигатель

При конструировании самодельного мотокультиватора, некоторые обходятся приводом от мотороллера или мопеда. Но чтобы собрать более производительный мотоблок, силы двигателя мопеда будет недостаточно. Для него потребуется мощный 16-18-сильный дизельный мотор от мотоцикла. Его «подгоняют» под нужные параметры, но иногда его нужно модернизировать. Бензобак устанавливают от мотороллера.

Сначала перестраивают систему охлаждения в активную воздушную, чтобы усовершенствовать технические показатели мототехники. Это легко сделать при помощи 12-ти вольтового электрического движка с небольшой железной крыльчаткой. Попутно производят замену клапана на лепестковый, что помогает облегчить пуск, увеличить тягу и снизить потребление топлива.

Подготовленный двигатель монтируют в жёсткие хомуты. Их предварительно приваривают к передней части рамы самоделки, затем надёжно стягивают болтами (весь процесс хорошо показан на видео).

img

Обязательно следят за тем, чтобы зажимы охватывали шейку выходного вала дизельного мотора мотоблока и прочно его удерживали.

К КП самодельного приспособления прикрепляют рычаг, который легко сделать из железного прутка, приварив шарик на конце. Длину ручки оставляют таковой, чтобы, находясь за рукоятями управления мотоблока или мотокультиватора, можно было без труда до неё дотянуться.

Далее для самоделки собирают фильтр очистки воздуха, применяя доступные материалы, например, консервную банку, металлическую трубку. Затем подготавливают топливный бак самодельного мотоагрегата. Его можно самому сделать из любой герметичной ёмкости или взять от вышедшей из строя мотоколяски.

Трансмиссия

Для самодельного дизельного мотоблока, впрочем, как и мотокультиватора, потребуются цепи, звёздочки, переходной вал. Их в основном заимствуют у списанной мото-, авто-, агротехники. Ступицы звёздочек несложно сделать самому, используя куски железа и токарный станок, благо по этой теме легко найти в интернете подробный чертёж или видео. Готовый редуктор к самоделке берут от любой модели мопеда. В приготовлении самодельного редуктора используют стальные пластины и цилиндрические диски с зубьями. Можно установить самодельный дифференциал.

Кинематическую схему самоделки создают максимально простой, чтобы обеспечить большую надёжность функционирования её механизмов. Передачу крутящего момента от двигателя на промежуточный вал организуют посредством стандартной роликовой цепи с ведущей и ведомой звёздочками. При этом увеличивают передаточное число промежуточного и снижают частоту вращения выходного валов.

Иногда в состав трансмиссии мотоблока или мотокультиватора включают так называемый ходоуменьшитель. Это понижающий редуктор, который необходим для получения медленных рабочих скоростей (На видео показана пошаговая инструкция, как собрать ходоуменьшитель).

img

Установка данного приспособления позволяет улучшить управление самоделкой и сделать её эксплуатацию безопасной для человека. Ходоуменьшитель покупают или собирают своими силами. Как самому сделать ходоуменьшитель и что для этого понадобится, можно посмотреть на видео или поинтересоваться на тематических форумах, организованных технарями-умельцами.

Ходовая часть

К дизельному мотоблоку с ходоуменьшителем, произведённому собственноручно, лучше всего подходят пневмоколеса диаметром до 10 дюймов, взятые от списанных сельхозмашин, мотоколясок. Иногда берут от легковых авто, если нужно повысить проходимость самодельной техники. А при эксплуатации мотоблока на тяжёлых почвах их заменяют железными (как они проявляют себя в деле можно посмотреть на видео). Но выбор колес остается за вами, ориентируйтесь на тип работ, которые вы будете проводить.

img

При создании самодельного мотокультиватора вместо колёс устанавливают почвофрезу для возможности вскапывания и рыхления грунта. Благодаря использованию такого почвоулучшителя, не происходит утрамбовка грунта, по которому недавно прошёл мотокультиватор.

Рис.3. Ходовая часть культиватора

1 и 2 — колёса; 3 – шестерня; 4 – вал ведущий; 5 – редуктор; 6 – шестерня ведущая; 7 – втулка; 8 – винт стопорный; 9 – корпус ведущего вала; 10 – фланец букса; 11 – гайка и болт М-8; 12 – втулка шлицевая; 13 – вал; 14 – гайки М-14; 15 – шайба; 16 – сальник; 17 и 18 — ступичные подшипники; 19 – мотор.

В изготовлении оси культиватора самоделки рекомендуют пользоваться монолитным куском стали. Сварная труба не сгодится, так как она может не выдержать нагрузки.

Устройство управления

Устройствами управления самоделок обычно служат рукоятки — они крепятся непосредственно к каркасу рамы. Их делают из двух толстостенных труб, которые изгибают для придания удобной формы (видео это хорошо демонстрирует).

img

На их концах устанавливают ручки газа и муфты сцепления, снятые, например, со старого мопеда.

С коробкой передач на самоделке нет никаких проблем. Лучшие рычаги КП и кикстартера мотокультиватора изготавливают из металлического прутка диаметром 10 мм. Кикстартер на самоделке выводят назад, ближе к оператору, тем самым облегчая запуск дизеля. Также в удобном месте закрепляют рычаги тормоза и переключения скоростей. Передачи зависят от конструкции КПП.

В самоходном мотоблоке можно вместо рукоятей сделать удобный рулевой адаптер. Для этого идеально подходит автомобильная рулевая колонка с сошкой или снятая с трактора. В таком механизме сошка выполняет роль сцепки, совмещая тележку с самоделкой. В сборке рулевого адаптера применяют шаровую опору — она позволяет сделать сцепку независимой. Весь процесс подготовки самодельной сцепки можно рассмотреть на видео.

img

Навеска

Самодельный мотоблок или мотокультиватор дополняют всевозможным навесным оборудованием. Это делается для того, чтобы расширить функционал, область применения, сезонность выполняемых работ.

Благодаря возможности компоновки, эксплуатировать самоделку можно в любой сезон, даже зимой, что позволяет круглый год задействовать технику. Помимо пахоты и культивирования навесным оборудованием производят вспашку земли, посадку и окучивание культур, выкапывание картофеля, а также уборку территорий, заготовку сенажа. Если вдобавок к мотоблоку сделать прицепную тележку, он сможет осуществлять ещё и транспортные функции, помогая перевозить тяжёлые, объёмные грузы. В связи с дороговизной оборудования для навески, многие стараются сделать собственные изобретения, используя чертежи, эскизы, авторское видео. Но если сделать одноточечное прицепное устройство на мотоблоке, то можно купить и новое оборудование, например от мотоблока Нева.

Грохотная картофелекопалка

Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный эскиз.

img

Рис.4. Грохотная картофелекопалка

На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики удлинители, слегка загнутые к низу. Описание деталей подробно показано на схеме. Такая конструкция отлично подходит для огорода.

Плуг

Для изготовления плуга к мотокультиватору применяют высокопрочную легированную или листовую сталь толщиною не менее 3 мм. На схеме показан плуг в разобранном виде, главное не ошибиться с размерами.

Рис.5. Самодельный плуг

Сначала на основе чертежа подготавливают лекало и переносят его на картон, а потом на металл, после чего вырезают при помощи болгарки. Лемех плуга рекомендуется усиливать высокопрочным металлом, например, от дисковой пилы. Отвал и стойку можно сначала сделать отдельно, а затем соединить воедино. Такая конструкция менее уязвима и в случае поломки какого-то элемента, будет легко произвести его замену. В месте закрепления лемеха и корпуса нужно усилить крепление. Также можно сделать и поворотный плуг. Главное чтобы прицепное устройство плуга совпало с крепление заднего прицепного устройства мотоблока. Но для периодичной работы после вспашки нужна борона.

Прицеп

К готовому мотоблоку многие стараются сделать самодельный прицеп или адаптер, оснащённый водительским местом. Мотоблочный прицеп устроен так, что на нем можно сидеть и управлять машиной, одновременно перевозя груз.

Рис.6. Устройство прицепа

1 – держатель навесных орудий; 2 – консоль; 3 – водило; 4 – подножка; 5 – водительское сиденье; 6 – рама; 7 – кузов; 8 – опорная балка; 9 – болт М-8; 10 – упорное кольцо; 11 – колесо.

Раму для такого прицепа изготавливают из труб, уголков любого сечения. Для колёсной оси используют металлический стержень диаметром 30 мм. Кузов самодельного приспособления смастерить можно из досок, профнастила или листа металла толщиной 1,2 — 1,5 мм. Для повышения прочности деревянный прицеп по углам усиливают металлическими пластинами, а сделанный из профнастила дополняют рёбрами жёсткости. Крепление прицепа устроено так, что он подключается при помощи шкворня. Главное чтобы совпали размеры.

Недорогое устройство с большим функционалом

Самодельная машина — это экономный и очень полезный в хозяйстве мотоагрегат. Он способен выполнять всевозможные сельскохозяйственные операции, тем самым освобождая человека от утомительного физического труда. К нему можно подключить даже мотоблочные грабли. На предоставленном ниже видео можно увидеть весь функционал этой чудо-машины.

img

Подобные самоделки применимы не только в качестве помощника в сельскохозяйственных работах. Ими с успехом пользуются при уборке придомовой территории, а в зимнюю пору для расчистки снега. Если качественно сделать самодельный мотоблок или мотокультиватор, то эксплуатационные параметры самоделки будут ничуть не хуже чем у дорогостоящего китайского или отечественного заводского аналога. Если вам не хватает детали, всегда можно приобрести новые. Не забывайте убирать технику в гараж и проводить техническое обслуживание, чтобы она прослужила дольше.

Мотоблок самоделка из мотороллера Муравей

Идея собрать мотоблок своими руками у меня зрела около года. На разработку конструкции самоделки ушел примерно месяц. Недостающие детали были заказаны по эскизам. За зиму аппарат был изготовлен, а на весенних полевых работах он прошел первые испытания. Ожидания, в основном, оправдались.

Делаем раму

Все агрегаты мотоблока базируются на одной раме. Конструкция рамы: два лонжерона, передние и задние концы которых загнуты кверху, а передние — еще и встречно и соединены сваркой. К задним концам, также сваркой, присоединена конструкция от мотоцикла «Иж» — руль с рычагами управления. Материал лонжеронов — стальная водопроводная труба (дюйм с четвертью).

Чертеж рамы мотоблока собранного своими руками

Рама мотоблока: 1 — руль (от мотоцикла «Иж»); 2 —кронштейн крепления приборного пульта (уголок 25×25); 3 — площадка и скоба крепления аккумуляторной батареи; 4 — лонжерон рамы (труба диаметром 32); 5 — картер цепной передачи второй ступени; 6 — подмоторная рама; 7 — натяжитель цепи силовой передачи первой ступени (болт М10); 8 —упор натяжителя цепи; 9 — подкос (труба диаметром 22); 10 — кронштейн присоединения культиваторного подрамника (фрезерованный швеллер № 8); 11 — кронштейн присоединения транспортной тележки; 12—поперечина(полоса30х4,3 шт.)

По длине лонжероны соединены несколькими поперечинами. Передняя из них — упор для натяжителя цепи 1-й ступени трансмиссии. Поперечинами служат и некоторые детали мотоблока — например, площадка под аккумуляторную батарею.

Один из компонентов рамы, картер редуктора, служит и стойкой между силовым агрегатом и ходовой частью. К нижней задней части картера можно подцепить культиваторный подрамник или двухосную тележку для перевозки грузов.

Двигатель мотоблока

В конструкции я использовал двухтактный бензиновый 13-сильный мотор грузового мотороллера «Муравей» имеет принудительное воздушное охлаждение. Это бесспорный плюс в ситуации неизбежного перегрева мотора из-за небольшой скорости движения. Четырехступенчатая коробка передач сблокирована с двигателем, глушитель самодельный: стальная труба, заполненная металлической стружкой (длина трубы 250 мм, диаметр 70 мм, выхлопное отверстие 16 мм). Выпускной тракт имеет сложную форму, обусловленную компоновкой мотоблока и тем, что выхлоп должен быть в сторону.

Рама, на которой располагается двигатель, представляет собой салазки, к поперечинам которых приварена дуга из водопроводной трубы (d = 42 мм). К дуге в центре и на концах приварены кронштейны-скобы.

1 — полоз салазок (уголок 40×40, 2 шт.); 2— задняя поперечина; 3 — хребет (стальная труба 1 1/4″); 4—кронштейн-скоба (СтЗ, полоса 50×4, 3 шт.); 5 — средняя поперечина: 6 — передняя поперечина; 7 — траверса (уголок 32×32); детали 2,5,6 выполнены из стальной полосы 40×4

По месту, по отверстиям в ушках на картере двигателя, в скобах были просверлены отверстия под болты М8, после чего дуга была установлена хребтовой стороной и прихвачена сваркой к средней поперечине салазок, крайние поперечины были подведены под дугу, выгнуты, а середина их еще и выколочена по месту так, чтобы поперечины соприкасались с дугой по всей их ширине. Затем дуга прикреплялась к поперечинам сваркой вдоль линий касания, а концы поперечин приваривались к направляющим салазок, сделанным из равнополочного 40-миллиметрового стального уголка.

Размеры и точки крепления двигателя

В центре вертикальной полки траверсы, приваренной сверху к передним концам направляющих, просверлено отверстие под болт. Болт (М10) входит и в переднюю поперечину рамы и предназначен для регулировки натяжения цепи от 1-й ступени редуктора. Салазки передвигаются по лонжеронам в продольных пазах (их четыре, в каждом полозе по два). Подмоторная рама крепится на основной раме через пазы четырьмя болтами М10.

Цепной редуктор

Двухступенчатый цепной редуктор предназначен для снижения скорости вращения и наращивания крутящего момента, передаваемого от выходного вала силового агрегата на колеса или рыхлители.

Чертеж цепного редуктора

1 — корпус (швеллер № 20); 2 — крышка (СтЗ, лист s5); 3 — прокладка (маслостойкая резина) 4 — ведущая звездочка второй ступени (z = 11, t= 19,05); 5—шпонка; 6 — подшипник 206 (2 шт.); 7— компенсационная втулка; 8 — вал; 9 — гайка М22х1,5 с пружинной шайбой; 10 — сальник; 11 —дистанционная втулка со шпоночным пазом; 12—эксцентриковый корпус подшипника (СтЗ, 2 шт.); 13 — винт М8 с пружинной шайбой (30 шт.); 14 — ведомая звездочка второй ступени (z = 25, t = 19,05); 15— подшипник 3008 (2 шт.); 16 — корпус подшипника; 17 — уплотняющая втулка; 18 — левая полуось; 19—пробка сливного отверстия масла (винт М10); 20 — дно корпуса (СтЗ, лист s4); 21 — пробка заливного отверстия масла (винт Ml0); 22,23 — сальники (по 2 шт.); 24 — правая полуось; 25 — фиксирующие винты М6 (8 шт.); 26 — болт М8; 27 — цепь t = 19,05; 28 — ведомая звездочка первой ступени (z = 57, t = 12,7); 29 — дистанционная втулка

1-я ступень редуктора состоит из двух звездочек (17 и 57 зубьев с шагом 12,75 мм). Ведущая звездочка (17 зубьев) посажена на выходной вал силового агрегата, ведомая — на наружный фланец первичного вала 2-й ступени. 2-я ступень редуктора — усиленная (ведущая звездочка на 11 зубьев, ведомая на 25, шаг зубьев 19,05 мм). Поскольку эта ступень в процессе эксплуатации мотоблока находится близко к обрабатываемой почве, для защиты от пыли она помещена в закрытый картер, приваренный к поперечинам непосредственно и к лонжеронам через стальные проставки.

Между картером и поперечиной приварен подкос, для надежности. Картер сварен из двух швеллеров № 2 с уменьшенными по длине до 35 мм полками. В нижней части форма стенок швеллеров — полукруг, вместо полок, которые срезаны, приварено дно из 4-миллиметрового стального листа, выгнутого в форме полуцилиндра по стенкам швеллеров. Сверху картер закрывает крышка с прокладкой из маслостойкой резины.

В обеих стенках выполнено по два соосных отверстия под корпуса подшипников (d = 100 мм). Каждое из этих отверстий окаймляется шестью другими резьбовыми отверстиями (М8), предназначенными для крепления корпусов к картеру. У нижних подшипников (то есть подшипников полуосей) — обычные корпуса, у верхних (подшипников вала) — эксцентриковые. Поворотом их вокруг оси (минимум на 15°) ступенчато регулируется натяжение цепи 2-й ступени редуктора.

Вал этой ступени редуктора установлен в два шарикоподшипника 206. Ведущая звездочка фиксируется двумя распорными втулками между внутренними стенками картера, ровно посередине, и соединяется с валом призматической шпонкой. Большая ведомая звездочка сидит на центрирующей бобышке правой полуоси и закреплена шестью болтами М8 между встречными фланцами полуосей. Ее нижние зубья вместе с находящимися на них звеньями цепи постоянно погружены в масло. Масло при эксплуатации мотоблока переносится цепью в верхнюю часть картера, — таким образом, смазываются трущиеся детали 2-й ступени. От утечки масла наружу защищают сальниковые уплотнители в корпусах подшипников. Жесткое фланцевое соединение полуосей образует единый вал, помещенный в два шарикоподшипника 308.

Самодельные колеса

Через шлицевые нарезки на концах полуосей крутящий момент передается на рыхлители или на колеса. Рыхлители — самодельные, колеса с шинами 5—10″ заимствованы у мотоколяски СМЗ. Чтобы улучшить сцепление колес с грунтом в зимнее время или при культивации почвы, на шины надевается самодельный бандаж из стальной полосы сечением 90 x 5 мм с грунтозацепами из равнополочного 25-миллиметрового уголка.

Разборный бандаж с грунтозацепами: 1 — полукольцо бандажа (стальная полоса 60×5,2 шт.); 2 — шарнирная петля; 3 — замковый грунтозацеп; 4 — поперечный грунтозацеп (уголок 25×25, 11 шт.); 5 — диагональный грунтозацеп (полка уголка, 12 шт.); 6 — болт М8 замкового устройства (2 шт.); 7 — ответная половинка замкового устройства (уголок 25×25)

Сползанию бандажа с шины препятствуют усики на грунтозацепах со срезанными по их сторонам частями вертикальных полок. Усики загнуты внутрь бандажного обруча, а срезанные части полок приварены к обручу наискосок между уголками. Бандажный обруч — составной: две его половины соединены шарниром на одной стороне и замковым устройством — на другой (аналогичное замковое устройство используется на крышке картера редуктора). Такой обруч удобно монтировать на шинах.

Культиваторы (одна, две или три лапки) устанавливаются на составной подрамник Т-образной формы из прямоугольной трубы 60 x 40 мм. Траверса может отсоединяться. Эти детали — заводского изготовления, они подобраны на свалке сельхозтехники. В передней части подрамника сваркой крепится сцепное устройство из швеллера № 6,5.

1 — траверса; 2 — кронштейн (2 шт.); 3 — болт М12 (3 шт.); 4 — фланец крепления траверсы (уголок 30×30,2 шт.); 5 — болт М8 (4 тт.); 6 — хребет; 7 — сцепное устройство (швеллер № 6,5); 8— болт М8 крепления подрамника (2 шт.); 9— ответная часть сцепного устройства (фрезерованный швеллер № 8: размер между полками 65 мм); 10 — серьга для присоединения тележки; 11 — картер редуктора; 12 — шкворень (труба диаметром 22 с резьбой М22 и гайка М22); детали 1,2,6 выполнены из стальной прямо- угольной трубы 60×40; а — три прямоугольных отверстия под стойки культиваторных лапок (размеры по месту)

Для присоединения подрамник вставляется в кронштейн на раме (картере редуктора). Материал кронштейна — швеллер № 8 с полками, фрезерованными так, чтобы между ними было 66 мм. Подрамник и кронштейн соединяются болтами М8.

От использования мотоблока в паре с однолемешным плугом (тоже самодельным) пришлось отказаться, так работать с таким комплектом было затруднительно, и дело продвигалось медленно. Роль самодельного плуга для обработки почвы выполняют два рыхлителя (две фрезы, то есть несколько ножей с резцами), установленные на место колес.

Сборочные элементы рыхлителя: а — шлицевая втулка с четырьмя фланцами и торцевой шайбой; б — нож с резцом (16 шт.)

Резцы закреплены болтами М8 на фланцах, насаженных на втулку и приваренных к ней. Диаметр шлицевой части полуоси чуть меньше диаметра втулки. Материал ножей — стальная полоса 50 x 60 мм, резцы — от списанной сенокосилки. Для рыхления почвы в культиваторный подрамник устанавливаются одна-две лапки, создающие тормозной момент. В таком случае рыхлители при вращении пробуксовывают, углубляются в почву и мелко дробят ее. Разным количеством лапок и разной степенью их заглубления можно регулировать тормозной момент. Если он отрегулирован, мотоблок движется равномерно вперед сам и легок в управлении. Обрабатывая подъемы и спуски, придется регулировать тормозной момент вручную, усилием на руль, глубже или мельче погружая лопатки в почву. Глубина обработки рыхлителями, как и обычной лопатой, — около 20 сантиметров. Почва после рыхления мягкая, ровная, и ее не нужно бороновать.

Самодельный прицеп

Как было сказано выше, мотоблок можно переделать в транспортное средство для грузоперевозок, с двухколесной полуприцепной тележкой. Прицеп для мотоблока своими руками сделать оказалось очень просто. Ходовая часть тележки — передний мост мотоколяски СМЗ в сборе (с колесами). Основная рама — два лонжерона с двумя поперечинами из стальной трубы, в сечении которой прямоугольник 60 x 30 мм. В передней части, где сходятся лонжероны, размещается сиденье.

Дышло тележки — ступенчатое, чтобы сцепное устройство было ближе к оси колес. В итоге управление становится таким же легким, как у конструкций с шарнирно-сочлененной рамой. Подкосы из полудюймовой трубы предназначены для усиления ступеней дышла. Снизу к нему приварены подножки. Конструкция сцепного устройства относительно проста: по типу вертлюга, чтобы можно было поворачивать на неровной дороге или косогорах, относительно горизонтальной продольной оси.

В верхней части основной рамы находится рамка, окаймляющая грузовую платформу, из равнополочного 35-миллиметрового стального уголка. Для усиления конструкции созданы дополнительные связи: рама тележки соединяется с рычагами моста через стойки, усиленные подкосами (стойки из той же трубы, что и рама). Рамка-окантовка платформы выстлана шпунтованной доской толщиной 25 мм. В дальнейших авторских разработках предусмотрены съемные или откидные борта.

Электрооборудование мотоблока рассчитано на напряжение 12 В: штатные катушка зажигания, два аккумулятора 9МТ-14, стартер, генератор на 90 Вт, а также автомобильная фара.

Похожие статьи:

  1. Как сделать самодельный мотоблок с дигателем от мотоцикла Восход-3М
  2. Мотоблок как универсальный помошник
  3. Прицеп для мотоблока своими руками — делюсь результатами
  4. Самодельная картофелекопалка навесного типа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *