Какой привод водяного насоса двс камаз 740
Перейти к содержимому

Какой привод водяного насоса двс камаз 740

  • автор:

Система охлаждения — устройство и ремонт

Система охлаждения двигателя КамАЗ жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.

Схема системы охлаждения КамАЗ

1 – вентилятор; 2 – сливной кран системы охлаждения; 3 – труба подводящая правого полу блока; 4 – патрубок подводящей трубы; 5 – головка цилиндров; 6 – выключатель гидромуфты привода вен­тилятора; 7 – коробка термостатов; 8 – патрубок отвода воды из бачка в водяной насос; 9 – патрубок отвода воды в отопитель; 10 – кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 11 – труба воздухоотводящая от радиатора; 12 – бачок расширительный; 13 – пробка паро-воздушная; 14 – трубка перепускная от двигателя к расширительному бачку; 15 – трубка соединительная от компрессора к бачку; 16 – комп­рессор; 17 – труба водосборная правая; 18 – труба водяная соединительная; 19 – труба водосборная левая; 20 – труба перепускная термостатов; 21 – насос водяной; 22 – колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 23 – термостат; I — в радиатор при открытых термостатах; II – в насос при закрытых термостатах; III — из радиатора.

Радиатор охлаждения

Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. На двигателе КАМАЗ 740 установлен трубчато-пластичный радиатор. Он состоит из сердцевины, верхнего и нижнего бачков. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жёсткость и увеличивающие поверхность охлаждения. Трубки сердцевины впаяны в верхний и нижний бачки. Верхний бачок соединён прорезиненным шлангом с полостью охлаждения двигателя. Нижний бачок имеет кран для выпуска охлаждающей жидкости и патрубок для соединения с водяным насосом.

Жалюзи предназначены для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор. Жалюзи установлены перед радиатором и представляют собой набор пластин-створок, шарнирно закреплённых в каркасе. Привод жалюзи осуществляется из кабины с помощью тяг и рычагов.

Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из крыльчатки с пятью лопастями, привёрнутыми к ступице. Привод вентилятора осуществляется гидромуфтой с автоматическим управлением.

Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска. На двигателях КАМАЗ установлен термостат с твёрдым наполнителем. Такой термостат состоит из корпуса, внутри которого помещён медный баллон, заполняемый массой, состоящей из медного порошка, смешанного с церезином (нефтяной воск). Баллон сверху закрыт крышкой. Между баллоном и крышкой расположена резиновая диафрагма, сверху которой установлен шток, упирающийся в серьгу, закреплённую при помощи оси на клапане.

Водяной насос

Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Насос центробежного типа. Насос установлен в передней части блока цилиндров, он приводится в действие от шкива коленчатого вала через ремень. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров.

Слабые места системы охлаждения

Течь антифриза в основном происходит через соединения патрубков, от растрескивания резиновых шлангов. Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Поэтому одно из слабых мест системы — патрубки. Ведь если уровень охлаждающей жидкости падает, общий нагрев системы увеличивается, возможен перегрев. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать всю систему.

Второе слабыое место — термостаты. В случае выхода из строя этого элемента возможно как перегреть, так и переохладить двигатель. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан. Если термостат открыт, то жидкость движется через радиатор, это не даёт двигателю нагреться, и если ещё и открыты жалюзи, то двигатель можно переохладить. Признаками переохлаждения двигателя являются: понижение охлаждающей жидкости менее 70?C, перерасход топлива, снижение мощности.

Следующее слабое место — вентилятор охлаждения с муфтой. Если он выйдет из строя, на пассивном охлаждении через радиатор система охлаждения не справится.

Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 градусов), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку.

Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере и понижение уровня охлаждающей жидкости, хотя подтекания отсутствуют. Причины попадания охлаждающей жидкости в систему смазки: подтекания через уплотнение гильз блока цилиндров или повреждение прокладок головок блока. Неисправные уплотнения необходимо заменить.

Глава 5.7 Система охлаждения КамАЗ-740

Схема системы охлаждения КамАЗ-740

Схема системы охлаждения: 1 — паровоздушная трубка от радиатора к расширительному бачку; 2 — трубка отвода жидкости из компрессора в расширительный бачок; 3 — компрессор; 4, 6 — водяные трубы соответственно правая и левая; 5 — водяная соединительная труба; 7 — перепускная труба термостатов; 8 — водяной насос; 9 — колено отводящего патрубка водяной трубы; 10 — вентилятор; 11 — водомасляный теплообменник; 12 — подводящая труба правого ряда цилиндров; 13 — патрубок подводящей грубы; 14 — головка цилиндра; 15 — включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 — коробка термостатов; 17 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в насос; 18 — патрубок отбора охлаждающей жидкости в отопитель; 19 — перепускная труба из расширительного бачка в водяной насос; 20 — расширительный бачок; 21 — паровоздушная пробка; 22 -термостаты.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной цирку­ляцией охлаждающей жидкости.

Основными элементами системы (рис. Схема системы охлаждения) являются водяной насос 8, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, термостаты 22, включатель 15 гидромуфты, радиатор, кожух вентилятора, водяные трубы, жалюзи радиатора и расшири­тельный бачок 20 с паровоздушной пробкой 21.

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом. Жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого ряда ци­линдров, и через трубу 12 в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по трубам 4 и 6 поступает в коробку 16 термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход насоса. Часть жидкости отводится от патрубка 13 в водомасляный теплообменник 11, в котором происхо­дит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника жидкость на­правляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя должна поддерживаться в пределах 85-90 °С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель.

Водяной насос КамАЗ-740

Водяной насос (см. рисунок Водяной насос) центробежного типа установлен на перед­ней части блока цилиндров слева.

1 — шкив; 2 — болт; 3, 10 — шайбы; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 — уплотнительное кольцо с обоймой; 9 — вал; 11 — колпачковая гайка; 12 — упорное кольцо; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — корпус; 16 — пылеотражатель.

Вал 9 вращается в подшипниках 4 и 6 с односторонним резиновым уплотнителем. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установ­лена резиновая манжета 7.

Сальник 13 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Саль­ник запрессован в корпус 15 насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу 12. Между упорным кольцом и крыльчаткой 14 установлено уп­лотнительное резиновое кольцо 8 в тонкостенной латунной обойме. Высокое качество изго­товления торцев графитового и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплот­нение полости насоса.

При эксплуатации периодически (при сезонном обслуживании) следует пополнять смазку Литол-24 с помощью пресс-масленки 5 до появления ее из контрольного отверстия.

Для проверки исправности торцевого уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как проводит к выходу из строя подшипни­ков.

Вентилятор осевого типа, металлический, пятилопастный, диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице 15 ведомого вала гидромуфты (рис. Гидромуфта привода вен­тилятора). С вентилятором двигателя мод. 740.10 не взаимозаменяем.

Кожух вентилятора способствует повышению эффективности вентилятора.

Кожух изготовлен штамповкой из тонколистового металла.

Радиатор четырехрядный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполне­ны с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подуш­ки к лонжеронам рамы, а нижней тягой к первой поперечине рамы.

Жалюзи радиатора установлены перед радиатором. Управление жалюзи осуществля­ется ручкой тяги привода, расположенной на панели приборов. При полностью утопленной ручке жалюзи открыты, при полностью вытянутой — закрыты.

Жалюзи способствуют ускорению прогрева двигателя при пуске и поддержанию тепло­вого режима двигателя при низких температурах окружающего воздуха.

Расширительный бачок 20 (рис. Схема системы охлаждения) установлен на двигате­ле с правой стороны по ходу автомобиля и соединен перепускной трубой 19 с входом водя­ного насоса, паровоздушной трубкой 1 с верхним бачком радиатора и трубкой 2 отвода жид­кости из компрессора. Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролиро­вать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и па­ра. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена. На горло­вину бачка навинчивается пробка расширительного бачка 21 с клапанами впускным (воз­душным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддержива­ет в системе охлаждения избыточное давление до 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ), впускной клапан, на­груженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разряжения при осты­вании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружаю­щей средой при разряжении в системе охлаждения 1-13 кПа (0,01-0,13 кгс/см 2 ).

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Гидромуфта привода вентилятора (см. рисунок) передает крутящий момент от ко­ленчатого вала к вентилятору и гасит инерционные нагрузки, возникающие при резком из­менении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта расположена соосно с коленча­тым валом.

Гидромуфта привода вентилятора КамАЗ-740

Гидромуфта привода вентилятора:

1 — передняя крышка, 2 — корпус подшипника, 3 — кожух, 4, 8, 13, 19 — шариковые подшипники, 5- трубка корпуса подшипника, 6- ведущий вал, 7 — вал привода гидромуфты, 9 — ведомое колесо, 10 — ведущее колесо 11 — шкив привода генератора и жидкостного насоса, 12 — вал шкива, 14 — упорная втулка, 15 — ступица вентилятора, 16 — ведомый вал, 17, 20 — манжеты, 18 — прокладка, 21 — маслоотражатель

Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках 8 и 19. Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляют ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шариковых подшип­никах 4 и 13. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17 и 20.

На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты ради­альные лопатки. На ведущем колесе их 33, на ведомом 32. Межлопаточное пространство ко­лес образует рабочую полость гидромуфты.

Крутящий момент с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое 9 передается при за­полнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Включатель гидромуфты (см. рис. Включатель гидромуфты) управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Через него масло поступает в гидро­муфту. Включатель установлен в пе­редней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель гидромуфты КамАЗ-740

Включатель имеет три фиксиро­ванных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режи­мов:

— автоматический — рычаг вклю­чателя установлен в положение «А» (см. рисунок). При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик 7 (рис. Включатель гидро­муфты, начинается плавление активной массы, находящейся в его баллоне, которая, увели­чиваясь в объеме, перемещает поршень датчика и шарик 9. При температуре жидкости 86- 90°С шарик 9 открывает масляный канал в корпусе включателя. Масло из главной магистра­ли двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (рис. Гидромуфта привода вентилятора) и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты. При этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке венти­лятора. При температуре охлаждающей жидкости ниже 86 °С шарик под действием возврат­ной пружины перекрывает масляный канал в корпусе, и подача масла в гидромуфту прекра­щается. При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается;

— вентилятор отключен — рычаг выключателя установлен в положение «О» (рис. Поло­жение включателя гидромуфты привода вентилятора): масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении подшипников и манжеты гидромуфты;

Положения включения вентилятора КамАЗ-740

Поло­жение включателя гидромуфты привода вентилятора

— вентилятор включен постоянно — рычаг включателя установлен в положение «П»; в этом случае масло в гидромуфту подается постоянно независимо от температуры охлаждающей жидкости, лопасти вентилятора вращаются постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Основной режим работы гидромуфты автоматический.

При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется пере­гревом двигателя) необходимо включить гидромуфту в постоянный режим (установить ры­чаг включателя в положение «И») и при первой возможности устранить неисправность вклю­чателя.

Термостаты (см. рисунок) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана предна­значены для автоматической регулировки теплового режима двигателя, размещены в короб­ке 16 (рис. Схема системы охлаждения). закрепленной на переднем торце правого ряда бло­ка цилиндров.

Термостат КамАЗ-740

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном 5, а вход в пере­пускную трубу к водяному насосу открыт клапаном 1. Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С актив­ная масса 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме, и выдавливает шток 8. При этом баллон 9 перемещается вправо, открывая клапан 5, а клапан 1 закрывает вход жидкости в перепускную трубу к во­дяному насосу. Охлаждающая жид­кость начинает циркулировать через радиатор. В диапазоне температур 80- 93°С клапаны 1 и 5 открыты частично, охлаждающая жидкость проходит через радиатор и перепускную трубу на вход к насосу. При температуре 93 °С клапан 5 открывается полностью, а клапан 1 закры­вается, при этом вся жидкость циркулирует только через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем активной массы уменьшается и клапан 1 и 5 под действием пружин 4 и 2 термостата занимают перво­начальное положение.

Контроль температуры охлаждающей жидкости в системе осуществляется по указателю на панели приборов.

При возрастании температуры в системе охлаждения до 98-104°С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения

Заправка двигателя охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.

Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормаль­ный уровень должен находится между отметками «MIN» и «МАХ» на боковой поверхности бачка.

Для слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны нижнего колена во­дяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть пробку расширительного бачка.

РЕГУЛИРОВКУ натяжения ремней привода генератора и водяного насоса выполнить следующим образом:

— ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (см. рисунок) крепле­ния планки и болт 1;

— переместив генератор, натянуть ремни;

— затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.

После регулировки должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажа­тии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм.

Схема проверки натяжения ремней КамАЗ-740

Схема проверки натяжения ремней:

1-регулировочный болт; 2- болт крепления планки, 3-генератор, 4- ремень, 5- шкив водяного насоса, 6- шкив гидромуфты

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система охлаждения двигателя Камаз-740 жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными элементами системы охлаждения (рис. 1) являются водяной насос 8, радиатор, термостаты 22, вентилятор 10, гидромуфта привода вентилятора, включатель 15 гидромуфты, расширительный бачок 20, перепускные трубы, жалюзи.

Рис. 1. Схема системы охлаждения Камаз-740

1 — труба перепус­кная от радиатора к расширительному бачку; 2 — трубка соединительная от компрессора к бачку; 3 — компрессор; 4, 6 — трубы водосборные; 5 — труба соединительная водяная; 7 — труба перепускная термостатов; 8 — насос водяной; 9 — колено отводящего патрубка водяного трубопровода; 10 — вентилятор; 11 — экран сливной системы охлаждения; 12 — труба подводящая правого ряда цилиндров; 13 — патрубок подводящей трубы; 14 -головка цилиндров; 15 — включатель гидромуфты привода вентилятора; 16 — коробка термостатов; 17 — патрубок отвода охлаждающей жидкости из бачка в водяной насос; 18 — патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 19 — кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 20 — бачок расширительный; 21- пробка паровоздушная; 22 — термостат; I — из радиатора; II — в насос при закрытых термостатах; III — в радиатор при открытых термостатах

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз-740 создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу 12 — в водяную полость правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров.

Из головок цилиндров горячая жидкость по водяным трубам 4 и 6 поступает в коробку 16 термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.

Температура жидкости в системе охлаждения двигателя Камаз-740 плюс 80. 98°С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически термостатами и включателем гидромуфты привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в двигателе.

Для ускорения прогрева двигателя, а также поддержания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи.

Термостат двигателя Камаз-740

Термостат Камаз-740 (рис. 2) с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещены в коробке (см. рис. 1), закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

Рис. 2. Термостат Камаз-740

1,5- клапаны; 2, 4 — пружины; 3, 6 -стойки; 7, 12 — гайки регулировочные; 8 — шток; 9 -баллон; 10 — масса активная (церезин); 11 — вставка резиновая с шайбой

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном, а вход в перепускную трубу к водяному насосу (помпа) открыт клапаном 1.

Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 80°С активная масса — церезин 10, заключенная в баллоне 9, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон 9 начинает перемещаться вправо, открывая клапан 5 и закрывая клапан 1.

Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор. При диапазоне температур 80. 93°С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны 1 и 5 открыты частично.

При температуре 93°С происходит полное открытие клапана 5, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор. При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80°С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин 2 и 4 термостата занимают первоначальное положение.

Гидромуфта дизеля Камаз-740

Гидромуфта привода вентилятора Камаз-740 (рис. 3) передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору. Передняя крышка 1 блока и корпус 2 подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.

Ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 и шкив 11, соединенные болтами, составляют ведущую часть гидромуфты, которая вращается в шариковых подшипниках 8, 19.

Ведущая часть гидромуфты приводится во вращение от коленчатого вала через шлицевой вал 7. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16, на котором закреплена ступица 15 вентилятора, составляет ведомую часть гидромуфты, вращающуюся в шарикоподшипниках 4, 13.

Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20. На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес отлиты радиальные лопатки. На ведущем колесе тридцать три лопатки, на ведомом – тридцать две. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. Частота вращения ведомой части гидромуфты зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту.

Рис. 3. Гидромуфта Камаз-740 привода вентилятора

1 — крышка передняя; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 8, 13, 19 -подшипники шариковые; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — вал ведущий; 7 — вал привода гидромуфты; 9 — колесо ведомое; 10 — колесо ведущее; 11 — шкив: 12 — вал шкива; 14 — втулка упорная; 15 — ступица вентилятора; 16 — вал ведомый; 17, 20 — манжета с пружинами; 18 — прокладка; 21 — маслоотражатель

Рис. 4. Включатель гидромуфты Камаз-740

1 -рычаг пробки; 2 — крышка; 3, 8 -шарики; 4 — пробка; 5 — корпус включателя; 6 — клапан термосиловой (корпус); 7-датчик термосиловой; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — пружина

Масло поступает через включатель (рис. 4), который управляет работой гидромуфты привода вентилятора. Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель имеет три фиксированных положения и обеспечивает работу вентилятора в одном из режимов:

– автоматический – рычаг установлен в положение А. При повышении температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне датчика, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 8 (см. рис. 4).

При температуре жидкости 86. 90°С шарик 8 открывает масляный канал. Масло из главной масляной магистрали двигателя по каналам в корпусе включателя, блоке и его передней крышке, трубке 5 (см. рис. 3), каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 86°С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал и подача масла в гидромуфту прекращается; при этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе 3 сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.

– вентилятор отключен – рычаг установлен в положение О, масло в гидромуфту не подается, при этом крыльчатка может вращаться с небольшой частотой, увлекаясь трением в подшипниках и уплотнениях гидромуфты и набегающим на вентилятор потоком воздуха при движении автомобиля.

– вентилятор включен постоянно – рычаг установлен в положение II; при этом в гидромуфту постоянно подается масло независимо от температурного режима двигателя, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.

Основной режим работы гидромуфты — автоматический. При отказе включателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) включите гидромуфту в постоянный режим (установите рычаг включателя в положение II) и при первой возможности устраните неисправность. При форсировании глубоких бродов рычаг включателя гидромуфты установите в положение О.

Водяной насос (помпа) дизеля Камаз-740

Водяной насос (помпа) Камаз-740 (рис. 5) центробежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева. На шкив 1 водяного насоса крутящий момент передается ремнями от шкива гидромуфты, который вращается с угловой скоростью, равной частоте вращения коленчатого вала.

Рис. 5. Насос (помпа) Камаз-740 водяной

1 — шкив; 2 — болт; 3,10- шайбы; 4, 6 — подшипники; 5 — пресс-масленка; 7 — манжета; 8 -кольцо уплотнительное с обоймой; 9 — валик; 11- гайка колпачковая; 12 — кольцо упорное; 13 — уплотнение (сальник); 14 — крыльчатка; 15 — кольцо стопорное; 16 — пылеотражатель

Валик 9 вращается в подшипниках 4 и 6 полузакрытого типа. Смазывание подшипников помпы в процессе эксплуатации проводится через пресс-масленку 5. Манжета 7 предохраняет подшипники от попадания охлаждающей жидкости при нарушении герметичности уплотнения 13.

Шкив 1 дополнительно закреплен болтом 2. Для контроля исправности уплотнения в корпусе водяного насоса выполнено дренажное отверстие. Заметное подтекание охлаждающей жидкости через это отверстие является признаком неисправности уплотнения.

Радиатор двигателя Камаз-740

Радиатор Камаз-740 – трубчато-ленточный, трехрядный, с трубками овального сечения, расположен перед двигателем. Он состоит из верхнего и нижнего бачков, остова и каркаса.

Верхний и нижний бачки радиатора припаяны к остову, состоящему из трубок, расположенных в три ряда. Промежутки между трубками заполнены гофрированной медной лентой, изогнутой змейкой и припаянной к трубкам.

К верхнему и нижнему бачкам припаяны две боковые стойки, представляющие собой стальные пластины. Вместе с нижней пластиной образуют они каркас радиатора. В верхний бачок впаян подводящий патрубок, в нижний – отводящей патрубок.

Радиатор Камаз-740 крепят на автомобиле в трех точках на резиновых подушках, степень затяжки которых ограничивается распорными втулками.

Жалюзи – створчатые, управляются из кабины водителя ручкой, расположенной под щитком приборов, справа от рулевой колонки. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Закрывать жалюзи следует при прогревании двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора. Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены обшей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

Водяной радиатор Камаз подлежит замене при следующих неисправностях:

— Течь охлаждающей жидкости из охлаждающих трубок или бачков радиатора.

— Обрыв патрубков радиатора.

— Накипь в трубках радиатора, вызывающая перегрев двигателя при открытых жалюзи, исправных водяном насосе и выключателе гидромуфты привода вентилятора, нормальном уровне охлаждающей жидкости и «правильно отрегулированном натяжении приводных ремней.

Снятие радиатора дизеля Камаз-740

— Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя через кран радиатора и через краны теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя при открытом кране отопителя, предварительно сняв пробку заливной горловины расширительного бачка. Закройте сливные краны.

— Снимите передний буфер.

— Поднимите переднюю облицовочную панель и поднимите кабину в первое положение.

— Расшплинтуйте и выньте палец удлинителя. Поднимите кабину во второе положение (60°), поддерживая ее спереди.

— Отсоедините от двигателя тягу акселератора. Отсоедините от левого кронштейна радиатора Камаз оттяжную пружину тяги акселератора.

Расшплинтуйте и отверните гайку болта крепления радиатора к раме с левой стороны. Выверните болты крепления левого уплотнительного кожуха к радиатору. Отсоедините от радиатора смазочной системы двигателя левый маслопровод.

— Расшплинтуйте и отверните гайку болта крепления радиатора к раме с правой стороны, выверните болты крепления кронштейна трубки отопителя кабины.

Отсоедините от радиатора Камаз смазочной системы двигателя правый маслопровод.

— Ослабьте хомут, отсоедините от радиатора патрубок и пароотводящую трубку.

— Отсоедините крепления кронштейна, шланга и снимите заливную воронку теплообменника предпускового подогревателя.

— Отсоедините от радиатора шланг отопителя. Выверните болт (правый) крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления. Отверните гайки и тяги крепления радиатора и снимите ее вместе с чашками, резиновыми подушками и распорными втулками.

— Выверните второй болт крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления.

Выверните болты кронштейна и расшплинтуйте поводок привода жалюзи. Выверните болты крепления крыльчатки вентилятора и снимите крыльчатку.

— Ослабьте хомут и отсоедините патрубок от радиатора.

— Выверните болты крепления и снимите нижний защитный кожух радиатора.

— Зацепите радиатор тросом за кронштейны и снимите радиатор в левую сторону. При снятии радиатора системы охлаждения двигателя отведите масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления вперед.

— Выверните болты крепления и снимите с радиатора масляный радиатор смазочной системы двигателя.

— Выверните болты крепления и снимите с радиатора диффузор в сборе с кронштейнами крепления радиатора к раме.

Установка радиатора дизеля Камаз-740

— Установите на радиатор и закрепите диффузор.

— Установите на радиатор и закрепите масляный радиатор смазочной системы двигателя.

— Зацепите радиатор Камаз тросом за кронштейны, поднимите и, перемещая радиатор слева-направо и вниз, установите его на кронштейны рамы, убедившись в наличии и исправности комплекта деталей опорных подушек радиатора.

Установите болты крепления радиатора и наверните предварительно гайки болтов.

— Установите нижний защитный кожух радиатора и закрепите его болтом с пружинными шайбами.

— Подсоедините к радиатору патрубок и закрепите его хомутом.

— Установите на ступицу гидромуфты крыльчатку вентилятора и закрепите ее болтами.

— Зашплинтуйте поводок привода жалюзи и, установив кронштейн, вверните болты. Вверните без затяжки болт, присоединив масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления.

— Вверните болт крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления. Затяните окончательно болт. Подсоедините к радиатору и закрепите шланг отопителя.

— Установите и закрепите на кронштейне заливную воронку теплообменника предпускового подогревателя. Подсоедините и закрепите шланг воронки.

— Подсоедините к радиатору и закрепите патрубок и пароотводящую трубку.

— Заверните и зашплинтуйте гайку болта крепления радиатора к раме с правой стороны, вверните болты крепления кронштейна трубки отопителя кабины. Подсоедините к радиатору смазочной системы двигателя и закрепите правый маслопровод.

— Заверните и зашплинтуйте гайку болта крепления радиатора Камаз к раме с левой стороны. Подсоедините к радиатору смазочной системы двигателя левый маслопровод. Вверните болты крепления левого уплотнительного кожуха к радиатору.

— Подсоедините к двигателю тягу акселератора. Подсоедините к левому кронштейну радиатора оттяжную пружину тяги акселератора.

— Установите тягу крепления радиатора, распорные втулки, подушки, чашки и заверните гайки крепления тяги.

— Залейте в систему до нормального уровня охлаждающую жидкость через заливную горловину расширительного бачка и закройте горловину паровоздушной пробкой.

Вентилятор – осевого типа, пятилопастный, установлен на ведомом валу гидромуфты. Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого вентилятором через радиатор.

Вентиляторы двигателей Камаз-740.10 и Камаз-7403.10 не взаимозаменяемы с вентиляторами двигателей Камаз-740.11-240, Камаз-740.13-260 и Камаз-740.14-300.

Бачок расширительный установлен на двигателе Камаз-740 с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка 21 (см. рис. 1) с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами.

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9. 78,5 кПа (0,58. 0,80 кгс/см2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя. Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98. 12,7 кПа (0,01. 0,13 кгс/см2).

Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через горловину расширительного бачка. Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется краником 19 контроля уровня, который должен находиться выше крана контрольного уровня, при этом верхний уровень жидкости в бачке должен быть 1/2. 2/3 высоты бачка.

Контроль за температурой жидкости в системе охлаждения осуществляется указателем на щитке приборов. При возрастании температуры в системе охлаждения до 98°С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.

Обслуживание системы охлаждения двигателя Камаз-740

Заправка двигателя Камаз-740 охлаждающей жидкостью производится через заливную горловину расширительного бачка.

Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.

Проверка уровня жидкости производится визуально на холодном двигателе. Нормальный уровень должен находится между отметками «MIN» и «МАХ» на боковой поверхности бачка.

Для слива охлаждающей жидкости в системе охлаждения следует открыть сливные краны нижнего колена водяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, подводящей трубы отопителя кабины и отвернуть пробку расширительного бачка.

Регулировку натяжения ремней привода генератора и водяного насоса Камаз-740 выполнить следующим образом:

— ослабить гайки крепления передней и задней лап генератора, болт 2 (см. рисунок) крепления планки и болт 1;

— переместив генератор, натянуть ремни;

— затянуть болт 1, болт 2 крепления планки, гайки крепления передней и задней лап генератора.

После регулировки натяжения ремней привода генератора и водяного насоса должно быть проверено натяжение: правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм.

  • ТНВД Д-245 — устройство и регулировки
  • ГРМ и клапаны Д-245
  • Система смазки двигателя Д-245
  • Детали топливной системы Д-245
  • Операции по регулировке ЯМЗ-236
  • Операции по разборке и установке ТНВД ЯМЗ-236
  • Система охлаждения и система смазки ЯМЗ-238
  • ТНВД ЯМЗ-238
  • Характеристики Cummins ISBe, ISLe, ISB, QSB

Глава 6.7 Система охлаждения КамАЗ-740

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимального теплового режима работы двигателя. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принуди­тельной циркуляцией охлаждающей жидкости (ОЖ).

К основным агрегатам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с вязкостной или гидравлической муфтой привода, кожух вентилятора, обечайка вентилятора, корпус водяных каналов, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопрово­ды для прохода ОЖ.

Схема системы охлаждения с соосным коленчатому валу вентилятором и с вязкостной муфтой привода вентилятора приведена на рисунке 30.

Схема системы охлаждения КамАЗ-740

Рисунок 30. Схема системы охлаждения:
1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящая трубка; 3 — трубка отвода жидкости из компрессора; 4 — канал выхода жидкости из правого ряда головок цилиндров; 5 — соединительный канал; 6 — канал выхода жидкости из левого ряда головок цилиндров; 7 — входная полость водяного насоса; 8 — водяной насос; 9 — канал входа жидкости в левый ряд гильз цилиндров; 10 — канал подвода жидкости в водяной насос из радиатора; 11 — выходная полость водяного насоса; 12 — соединительный канал; 13 — перепускной канал из водяной коробки на вход водяного насоса; 14 — канал входа жидкости в правый ряд гильз цилиндров; 15 — канал отвода жидкости в теплообменник масляный; 16 — теплообменник масляный; 17 — водяная коробка; 18 — трубка подвода жидкости в компрессор; 19 — перепускная труба.

Во время работы двигателя циркуляция ОЖ в системе создается водяным насосом 8. Охлаждающая жидкость из насоса 8 нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилинд­ров через канал 9 и через канал 14 — в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, ОЖ через отверстия в верхних привалочных плос­костях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам 4, 5 и 6 поступает в водяную коробку корпуса во­дяных каналов 17, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или на вход насоса. Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где происходит передача тепла от масла в ОЖ. Из теплообменника ОЖ направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Номинальная температура охлаждающей жидкости в системе при работе двигателя 75. 98 °С. Тепловой режим двигателя регулируется автоматически: двумя термостатами и вязкостной муфтой привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидко­сти и работой вентилятора в зависимости от температуры ОЖ на выходе из двигателя и тем­пературы воздуха на выходе из радиатора.

Корпус водяных каналов (рисунок 30) отлит из чугунного сплава и закреплен болта­ми на переднем торце блока цилиндров.

В корпусе водяных каналов отлиты входная 7 и выходная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14, подводящие ОЖ в блок цилиндров, каналы 4 и 6, отводящие ОЖ из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 отвода ОЖ в масля­ный теплообменник, полости водяной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 под­вода ОЖ в водяной насос из радиатора.

Водяной насос (рисунок 31) центробежного типа, установлен на корпусе водяных ка­налов. В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник с валиком 6. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смаз­ка в подшипник заложена заводом-изготовителем. Пополнение смазки в эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 8 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концы валика подшипника напрессованы крыльчатка 3 и шкив 7. Сальник 2 запрессован в корпус насоса, а его кольцо скольжения постоянно прижато пру­жиной к кольцу скольжения 5, которое вставлено в крыльчатку через резиновую манжету 4.

Насос водяной КамАЗ-740

Рисунок 31. Насос водяной:
1 — корпус; 2 — сальник; 3 — крыльчатка; манжета уплотнительная; 5 — кольцо скольжения; 6 — подшипник радиальный шарико-роликовый с валиком; 7 — шкив; 8 — кольцо упорное.

В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и саль­ником, а нижнее — для контроля исправности торцового уплотнения.

Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплот­нения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.

Сальник водяного насоса (рисунок 32) состоит из латунного наружного корпуса 1, в который вставлена резиновая манжета 2. Внутри манжеты размещена пружина 3 с внутрен­ним 4 и наружным 5 каркасами. Пружина поджимает кольцо скольжения 6. Кольцо скольже­ния изготовлено из графито-свинцового твердо-прессованного антифрикционного материа­ла.

Сальник водяного насоса КамАЗ-740

Рисунок 32. Сальник водяного насоса:
1 — корпус наружный; 2 — манжета; 3 — пружина; 4 — внутренний каркас; 5 — наружный каркас; 6 — кольцо скольжения.

Вентилятор и муфта вязкостная привода вентилятора (рисунок 33).

Вентилятор с муфтой привода КамАЗ-740

Рисунок 33. Вентилятор с муфтой привода:
1 — вентилятор; 2 — муфта; 3 — ступица; 4 — термобиметаллическая спираль.

Девяти лопастной вентилятор 1 диаметром 660 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 — металлическая.

Для привода вентилятора применяется автоматически включаемая муфта 2 вязкостно­го типа, которая крепится к ступице вентилятора 3.

Принцип работы муфты основан на вязкостном трении жидкости в небольших зазорах между ведомой и ведущей частями муфты. В качестве рабочей жидкости используется сили­коновая жидкость с высокой вязкостью.

Муфта неразборная и не требует технического обслуживания в эксплуатации.

Включение муфты происходит при повышении температуры воздуха на выходе из ра­диатора до 61. 67 °С. Управляет работой муфты термобиметаллическая спираль 4.

Вентилятор размещен в неподвижной кольцевой обечайке, жестко прикрепленной к двигателю. Кожух вентилятора, обечайка вентилятора способствуют увеличению расхода потока воздуха нагнетаемого вентилятором через радиатор. Кожух вентилятора и обечайка вентилятора соединены кольцевым резиновым уплотнителем П-образного сечения.

Радиатор медно-паяный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижней тягой к первой поперечине рамы.

Термостаты (рисунок 34) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддер­живать температуру ОЖ не ниже 75 °С путем изменения ее расхода через радиатор. В водя­ной коробке 5 корпуса водяных каналов установлено параллельно два термостата с темпе­ратурой начала открытия (80±2) °С.

Термостаты КамАЗ-740

Рисунок 34. Термостаты:
1 — датчик указателя температуры; 2 — датчик сигнализатора аварийного перегрева; 3 — канал выхода жидкости из двигателя; 4 — канал перепуска жидкости на вход водяного насоса; 5 — коробка водяная; 6 — перепускной клапан; 7 — пружина перепускного клапана; 8 — резиновая вставка; 9 — наполнитель; 10 — баллон; 11 — пружина основного клапана; 12 — основной клапан; 13 — поршень; 14 — корпус; 15 — патрубок водяной; 16 — прокладка.

При температуре ОЖ ниже 80 °С, основной клапан 12 прижимается к седлу корпуса 14 пружиной 11 и перекрывает проход ОЖ в радиатор. Перепускной клапан 6 открыт и соеди­няет водяную коробку корпуса водяных каналов по перепускному каналу 4 с входом водяно­го насоса.

При температуре ОЖ выше 80 °С, наполнитель 9, находящийся в баллоне 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного носка) и 40 % алюминиевой пудры. Давление от расширяющегося наполнителя через резино­вую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает баллон 10 с основным клапаном 12, сжимая пружину 11. Между корпусом 14 и клапаном 12 откры­вается кольцевой проход для ОЖ в радиатор. При температуре ОЖ 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается пере­пускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной коробке корпуса водяных кана­лов, соединяющее ее с входом водяного насоса.

При понижении температуры ОЖ до 80 °С и ниже, под действием пружин 7 и 11 про­исходит возврат клапанов 12 и 6 в исходное положение.

Для контроля температуры ОЖ, на водяной коробке корпуса водяных каналов уста­новлено два датчика температуры 1 и 2. Датчик 1 выдает показания текущего значения тем­пературы ОЖ на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева ОЖ. При по­вышении температуры до 98-104 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа ава­рийного перегрева ОЖ.

Расширительный бачок 1 (рисунок 30) установлен на двигателе автомобилей КА­МАЗ с правой стороны по ходу автомобиля. Расширительный бачок соединен перепускной трубой 19 с входной полостью водяного насоса 13, пароотводящей трубкой 2 с верхним бачком радиатора и с трубкой отвода жидкости из компрессора 3.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема ОЖ при ее расши­рении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаж­дения и способствует удалению из нее воздуха и пара. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена. На горловину бачка навинчивается пробка расши­рительного бачка (рисунок 35) с клапанами впускным 6 (воздушным) и выпускным (паро­вым). Выпускной и впускной клапаны объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов нераз­борный. Выпускной клапан, нагруженный пружиной 3, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ), впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию в системе разряжения при остывании двигателя.

Пробка расширительного бачка КамАЗ-740

Рисунок 35. Пробка расширительного бачка:
1 — корпус пробки; 2 — тарелка пружины выпускного клапана; 3 — пружина выпускного клапана; 4 — седло выпускного клапана; 5 — пружина клапана впускного; 6 — клапан впускной в сборе; 7 — прокладка выпускного клапана; 8 — блок клапанов.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разряжении в системе охлаждения 1. 13 кПа (0,01. 0,13 кгс/см 2 ).

Заправка двигателя ОЖ производится через заливную горловину расширительного бачка. Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран сис­темы отопления.

Для слива ОЖ следует открыть сливные краны нижнего колена водяного трубопрово­да, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, и отвернуть проб­ку расширительного бачка.

ВНИМАНИЕ!

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, так как при этом может произойти выброс горячей ОЖ и пара из горловины расширительного бачка.

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Регулировку натяжения (рисунок 36) ремня поликлинового 2 привода генератора и во­дяного насоса для двигателей с расположением вентилятора по оси коленчатого вала выпол­нить следующим образом:

— ослабить болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней ла­пы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного;

— перемещением гайки 6 обеспечить необходимое натяжение ремня; гайкой 7 зафикси­ровать положение генератора;

— затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверить натяжение:

— правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб — 6. 10 мм.

Схема проверки натяжения ремней привода генератора КамАЗ-740

Рисунок 36. Схема проверки натяжения ремней привода генератора и водяного насоса с расположением вентилятора по оси коленвала
1 — шкив водяного насоса; 2 — ремень поликлиновой; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — натяжной ролик; 5,8,11 — болты; 6, 7, 10 — гайки; 9 — шкив генератора.
F=44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс).

Комплектация двигателей с гидромуфтой.

Для капотных автомобилей двигатель может комплектоваться гидромуфтой привода вентилятора, расположенной на 325 мм выше оси коленчатого вала. Схема работы системы аналогична описанной выше, конструктивные особенности такой комплектации двигателя и его узлов видны на рисунках 4, 37, 38, 39, 40.

Гидромуфта привода вентилятора (рисунок 37) Для поддержания оптимального теп­лового режима двигателя и экономии топлива, привод вентилятора осуществляется через гидромуфту, включение и выключение которой происходит автоматически в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя.

Гидромуфта привода вентилятора КамАЗ-740

Рисунок 37. Гидромуфта привода вентилятора:
1 — ступица вентилятора; 2 — вал шкива; 3 — манжета 740.1318166-01; 4- шкив; 5 — корпус подшипника; 6 — корпус-кронштейн; 7 — кожух ведущего колеса; 8 — подшипник 204; 9 — подшипник 207А; 10 — уплотнитель; 11 — крышка корпуса-кронштейна; 12 — колесо ведомое; 13 — сливной патрубок; 14 — колесо ведущее; 15 — подшипник 114; 16 — подшипник 305; 17 — манжета 740.1318186-01; 18 — вал ведомого колеса.

Частота вращения вентилятора зависит от количества масла, поступающего в гидро­муфту через включатель (рисунок 38). Он установлен в передней части двигателя на патруб­ке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Включатель гидромуфты КамАЗ-740

Рисунок 38. Включатель гидромуфты:
1 — корпус включателя; 2 — кольцо уплотнительное; 3 — пружина; 4 — вилка; 5 — тяга; 6 — рычаг коробки; 7 — крышка; 8 — шарик фиксирующий; 9 — пробка; 10 — шарик; 11 — клапан термосиловой; 12 — шток.

Тягой 5 пробка 9 может быть установлена в трех положениях, обозначенных метками на корпусе:

— положение О (крайнее левое) — вентилятор отключен независимо от температуры охлаждающей жидкости;

— положение П (среднее) — вентилятор включен постоянно, независимо от температуры охлаждающей жидкости;

— положение А (крайнее правое) — вентилятор работает в автоматическом режиме (ос­новной режим).

При повышении температуры охлаждающей жидкости до 85. 90 °С шток 12 термоси­лового клапана 11 перемещает шарик 10. Через сообщающиеся полости включателя масло подводится в полость гидромуфты. Далее через каналы в ведущем валу масло поступает в межлопастное пространство и включает вентилятор, масло из рабочих полостей колес слива­ется через отверстия в кожухе.

При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С шарик 10 под дейст­вием возвратной пружины 3 перекрывает отверстие в клапане 11 и отключает вентилятор. Благодаря этому, поддерживается наивыгоднейшая температура двигателя, а затраты мощ­ности на привод вентилятора снижаются.

При отказе включателя гидромуфты во время работы в автоматическом режиме (харак­теризуется перегревом двигателя) принудительно включить вентилятор, установив пробку 9 в положение «П» и при первой возможности устранить неисправность включателя.

Водяной насос, применяемый на двигателях с гидромуфтой, (рисунок 39) центро­бежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева.

Насос водяной КамАЗ-740

Рисунок 39. Насос водяной:
1 — пылеотражатель; 2 — шкив; 3 — подшипник 1160305; 4 — подшипник 1160304; 5 — корпус; 6 — крыльчатка; 7 — сальник; 8 — кольцо упорное; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — валик; 11 — манжета.

Вал 10 вращается в подшипниках 3 и 4 с односторонним резиновым уплотнением. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установ­лена резиновая манжета 11.

Сальник 7 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Саль­ник запрессован в корпус 5 насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу 8. Между упорным кольцом и крыльчаткой 6 установлено уп­лотнительное резиновое кольцо 9 в тонкостенной латунной обойме. Высокое качество изго­товления торцов графитового и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплот­нение полости насоса.

Полость между подшипниками заполнена смазкой “Литол -24”, которую при эксплуа­тации периодически (при ТО-2) следует пополнять с помощью пресс — масленки до появле­ния ее из контрольного отверстия.

Для проверки исправности торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Заметная течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уп­лотнения насоса. Закупорка отверстия не допускается, так как приводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевого типа, металлический, восьмилопастный, диаметром 660 мм кре­пится четырьмя болтами к ступице вентилятора 1 ведомого вала гидромуфты (рисунок 37).

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей с расположением венти­лятора выше оси коленчатого вала показано на рисунке 40.

Схема проверки натяжения ремней для двигателей с гидромуфтой КамАЗ-740

Рисунок 40. Схема проверки натяжения ремней для двигателей с гидромуфтой:
1 — планка генератора; 2 — шкив генератора; 3 — шкив гидромуфты; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив коленвала; 6 — ролик натяжного приспособления; 7, 8 — болты крепления планки генератора; 9 — гайка крепления генератора; 10 — ремень привода генератора и водяного насоса; 11 — ремень привода гидромуфты.
При приложении усилия F=(44,1± 5)Н ((4,5 ± 0,5)кгс) на середину ветви АБ ремня величина прогиба L должна быть 6-10 мм.

Натяжение ремня привода гидромуфты 11 регулируется перемещением натяжного ро­лика 6.

Натяжения ремня 10 привода генератора и водяного насоса выполнить следующим об­разом:

— ослабить гайку 9 крепления генератора;

— ослабить болты 7 и 8, крепления планки генератора;

— переместив генератор, натянуть ремень;

— затянуть гайку 9, болты 7 и 8.

После регулировки проверить натяжение:

— правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб — 6. 10 мм.

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей 740.30-260 автобусной комплектации (рисунок 41) проводить с помощью изменения положения генератора I в сле­дующей последовательности:

— ослабить болты 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12;

— переместить генератор 1 с помощью натяжного болта 11;

— затянуть болт 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12.

После регулировки проверить натяжение:

— правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб — 6. 10 мм.

 Вид спереди двигателя 740.30-260 (автобусной комплектации) КамАЗ-740

Рисунок 41. Вид спереди двигателя 740.30-260 (автобусной комплектации):
1 — генератор; 2 — турбокомпрессор; 3 — направляющий ролик; 4 — маслоуказатель; 5 — шкив водяного насоса; 6 — патрубок маслоналивной; 7 — ремень поликлиновый; 8 — шкив коленчатого вала; 9, 13 — болты; 10, 12 — гайки; 11 — болт натяжной.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *