Как разобрать двигатель ваз 2108
Перейти к содержимому

Как разобрать двигатель ваз 2108

  • автор:

Разборка двигателя ВАЗ 21083

В предыдущей статье рассказал как можно легко снять инжекторный двигатель ВАЗ 21083 с автомобиля ВАЗ 2109. Теперь покажу как его легко разобрать самому в домашних условиях имея элементарный инструмент.

В домашних условиях двигатель лучше разбирать на старой покрышке, она мягкая и дает возможность поворачивать движок в разные положения.

Фото. Снятый двигатель без головки ВАЗ21083.

Обычно начинаю первым делом снимать помпу, на фото ниже стрелками показаны болты, которые надо открутить чтобы снять помпу.

Фото. Помпа двигателя ВАЗ 21083.

Открутили помпу, переворачивайте двигатель, снимайте поддон.

Фото. Поддон двигателя ВАЗ 21083.

После того как сняли поддон открутите маслоприемник, на фото ниже стрелками показаны болты которые надо открутить.

Фото. Маслоприемник двигателя ВАЗ 21083.

Откручиваем шкив коленвала, для этого нужно вставить в коленвал как показано на фото трубу или другую железяку, тем самым заблокировать его от вращения, откручивайте шкив.

Фото. Откручиваем шкив коленвала с двигателя ВАЗ 21083.

Теперь можно открутить корзину и маховик, используем также трубу для блокировки коленвала.

Фото. Откручиваем корзину с двигателя ВАЗ 21083.

Теперь можно открутить переднюю крышку (маслонасос) и сразу снять шестерню коленвала. На фото стрелками показаны болты, которые держать переднюю крышку.

Фото. Передняя крышка двигателя ВАЗ21083.

Болты откручены с передней крышки, но стоит шестерня на коленвале, возникает вопрос как снять шестерню с коленвала. Шестерню легко выдавить передней крышкой, вставьте монтировку между коленалом и крышкой как показано на фото, выдавливайте шестерню вместе с крышкой.

Фото. Снятие передней крышки вместе с шестерней коленвала.

Остается открутить шатуны и подушки коленвала, есть важный момент, когда снимаете шатун, подушку шатуна сразу прикручивайте на шатун, так как подушки шатуна нельзя путать, у каждого шатуна своя подушка. Шатун с поршнем выталкивается через цилиндр.

Фото. Шатун с поршнем двигателя ВАЗ 21083.

После того как сняли шатуны, откручивайте подушки коленвала, их также нельзя менять местами, где какая подушка стояла на то место при сборке двигателя ее надо поставить. Подушки отмечены рисками, но если хотите то можно их дополнительно наметить самому, набив кернером точки, первая одна точка, вторая две и т.д.

Все, двигатель разобран!

как снять двигатель?

всем добрый вечер ! вот купил себе 8-ку ) до этого была 9-ка и то и то корбюратор! 9-ку жалко перевернул к ремонту она этого не стоит разобрал на запчасти так вот хочу поменять двигатели так как на 8-ке задрал меня то то то другое сыпится можно ли снять движку без ямы не снимая коробку шрузы и тд, подручными способами подскажите как проще и лучше? заранее спасибо!!

Барсик
Местный . .

Регистрация 5 Янв 2012 Сообщения 3,850 Откуда Возле Киева Авто 093 1.5 RS52

Я так снимал
снял карбюратор , колектора, гену и гбц потом открутил роскрутил шкив гены и всю ту сторону где ремень грм . Слил масло открутил поддод и вытянул двиг руками
все

Веталь
Новенький

Регистрация 9 Фев 2012 Сообщения 67 Откуда гБелгород Авто ваз2115,1500,2002г

мдааа это его почти весь на месте разобрать))) ну это лан нежалко если др ставить буду)) а второй двиг нехотелось бы разбирать чтобы ставить потом не собиру просто сам))))

Веталь
Новенький

Регистрация 9 Фев 2012 Сообщения 67 Откуда гБелгород Авто ваз2115,1500,2002г

хотел сегодня этим заняться так блин дождь мешает(((((((((( как назло пошол ливеняка гаража то нету (((( все на природе делать приходиться(

Барсик
Местный . .

Регистрация 5 Янв 2012 Сообщения 3,850 Откуда Возле Киева Авто 093 1.5 RS52
Можно и целиком снимать и ставить если лебедка есть:
просто руками целиком не снимеш 100кг

Nova
Новенький

Регистрация 15 Дек 2010 Сообщения 191 Возраст 32 Откуда г. Челябинск Авто ТАЗ 21093 — разбил, 2108

Сливаем жижи. Следом под машину два колеса — одно под движку, второе — под коробас. Сдёргиваем все шланги и провода, что идут от других прикреплённых к кузову частей. Снимаем помпу и генератор — иначе вынуть нормально не даст. Далее снимаем пыльник сцепления и откручиваем блок от коробки. Следом откручиваем его от подушки, и в две морды стараемся вынуть, ничего не задев и не поцарапав. Я вынимал в одного, но спасибо детству за 16 лет верхом на велосипеде. Вытянул его оттуда только с третьего захода, чуток царапнув краску около расширительного бачка. Лучше всё это делать вдвоём, и веселее и безопаснее

ВАЗ 2108: правильная эксплуатация и ремонт двигателя

Общий вид авто ВАЗ 2108

ВАЗ 2108 – это переднеприводнй легковой автомобиль, у которого силовой агрегат расположен поперечно, предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием. Цельнометаллический кузов типа хетчбек с тремя дверями.
Третья дверь располагается сзади кузова и служит для погрузки багажа. При транспортировке длинномерный и негабаритных грузов можно сложить заднее сиденье, что увеличивает объем багажного отделения.
Четырехцилиндровые карбюраторные двигатели имеют рабочий объем 1,5; 1,3 или 1,1. В последнее время некоторые авто оснащают системами впрыска топлива.
Передний привод обеспечивает лучшую управляемость авто при прохождении поворотов, особенно если дорога скользкая.При длительной эксплуатации машины ВАЗ 2108 происходит изнашивание трущихся поверхностей деталей, ослабляются крепление узлов агрегатов, нарушаются параметры регулировки, изнашиваются резинотехнические изделия, происходят и другие неприятные поломки.

Самое неприятное явление наступает, когда нужно производить на ВАЗ 2108 капитальный ремонт двигателя. В этом случае выполняется полное восстановление и реставрация узла, доведение зазора у сопрягаемых деталей до первоначального состояния.
После того как сделали капремонт двигателя ВАЗ 2108 его ресурс будет составлять 80 – 100 % от нового. В данной статье рассматривается вопрос каким образом сделать капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 своими руками.

Что делают при капитальном ремонте двигателя на авто ВАЗ 2108

При капитальном ремонте можно отремонтировать двигатель качественно, увеличить его мощность, сразу при желании провести тюнинг устройству, установить тюнинговый распредвал, целесообразно в этот период увеличить объем двигателя, когда он разобран.
Основные этапы, которые заключает на ВАЗ 2108 капремонт двигателя это:

  • Снятие узла с автомобиля.
  • Мойка.
  • Разборка.
  • Составление дефектной ведомости.
  • Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 выполняется с обязательным ремонтом блока цилиндров. Для этого проверяют прилегание плоскостей и размеры.
    Если нужно блок растачивается в нужный размер, а затем хонингуется.

Альтернативой капремонта является установка другого двигателя.
Преимуществами такой замены будут:

  • Его легче установить своими руками.
  • Установить вместо карбюраторного устройства более современный инжекторный двигатель.
  • Использовать узел с большим объемом.
  • Поставить с разборки двигатель с меньшим пробегом.

К недостаткам можно отнести:

  • Риск, что не получится ожидаемых результатов.
  • Возможность нестыковки номера двигателя с техпаспортом.

Как снять и установить двигатель на авто ВАЗ 2108

Перед началом на авто ВАЗ 2108 ремонта двигателя его нужно снять с автомобиля.
Для этого:

  • Отсоединяется аккумулятор.
  • Сливаются:
  1. охлаждающая жидкость;
  2. масло из КП;
  3. мазывающая жидкость из картера двигателя.

Совет: Двигатель нужно снимать вместе с коробкой передач, установив машину на подъемник.

  • Откручиваются крепежные болты и снимается защита картера.
  • Удаляется приемная труба глушителя.
  • Снимается воздушный фильтр.
  • Ослабляется затяжка хомута и отсоединяется от впускной трубы устройства вакуумный шланг, который служит для усилителя тормозов.
  • От картера сцепления отсоединяется провод «массы».
  • После ослабления хомутов отсоединяются шланги от термостата.
  • От центральной клеммы, расположенной на крышке распределителя зажигания, отсоединяется высоковольтный провод.
  • Освобождается колодка, содержащая низковольтные провода, от распределителя зажигания. Для этого нужно отверткой отжать пружинный зажим.
  • После ослабления затяжки хомута от топливного насоса отсоединяется шланг подачи топлива.
  • С рычага привода выключающего сцепление снимается наконечник троса, после ослабления затяжки гаек, которые его фиксируют.
  • От реле стартера отсоединяется колодка с проводами.
  • Отсоединяется провод от тягового реле стартера.
  • Убирается колодка с проводом и провода с генераторной клеммы.
  • Разъединяются контакты на запорном электромагнитном клапане карбюратора.
  • Отсоединяется шланг для слива от карбюратора используемого топлива.
  • Шланг вынимается из пластмассового хомута.
  • Ослабляется болт фиксирующий тягу воздушной заслонки на рычаге для ее управления.
  • Ослабляется крепление оболочки тяги привода этой заслонки к кронштейну.
  • Отсоединяется трос.
  • С сектора привода заслонок дросселя удаляется трос привода акселератора пружинного типа.
  • Снимается возвратная пружина привода этих заслонок.
  • С сектора привода этих заслонок снимается трос привода акселератора.
  • Отсоединяется от крышки клапанов кронштейн удерживающий трос привода акселератора.
  • ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) разъединяется от колодки с проводами.
  • От датчиков температуры охлаждающей жидкости, указывающего давление масла убираются провода.
  • Отсоединяются шланги отопителя, подводящий и отводящий.
  • От наконечника шарнира убирается тяга привода переключения передач.
  • Разъединяются трос и привод спидометра.
  • На коробке передач отсоединяется выключатель света ламп заднего хода.
  • Ослабляются затяжки гаек фиксирующих к рычагам подвески левую и правую растяжки.
  • Откручиваются три болта удерживающие к кузову кронштейн растяжки.

Совет: Для того чтобы было удобно снять силовой агрегат, растяжки отводятся в сторону.

  • Вынимается шплинт для фиксации гайки, удерживающую шарнир рулевой тяги на поворотном рычаге.
  • Откручивается гайка, крепящая шаровой шарнир рулевой тяги.
  • Из стойки поворотного рычага выпрессовывается палец шарнира рулевой тяги. Для этого используется специальный съемник.
  • Отсоединяется от поворотного кулака шарнир рычага подвески.
  • С помощью монтировки выдавливается хвостовик внутреннего ШРУСа валов привода из КП, который затем отводится в сторону.
  • Вместо шарнира вставляется технологическая оправка (можно использовать старый внутренний ШРУС). Это нужно чтобы полуосевая шестерня не смогла провернуться.
  • Аналогично первому отсоединяется второй ШРУС.
  • Снимается щиток картера сцепления.
  • Ослабляются затяжки болтов и гаек удерживающих к блоку цилиндров картер сцепления.
  • Двигатель цепляется за рамы и натягивается трос тали, как видно на фото.

Крепление тросов тали к двигателю

Крепление тросов тали к двигателю

  • Откручиваются гайки, удерживающие силовой агрегат к кузову.
  • Двигатель слегка приподнимается. Вытаскиваются болты стоящие с передней опоры двигателя — с правой стороны, затем с левой.
  • Двигатель ставится на подставки.
  • Автомобиль поднимается и из-под него вытаскивается агрегат.

Совет: Прежде чем опустить двигатель нужно проверить отсоединение от него всех проводов и шлангов.

Как разобрать двигатель для капитального ремонта

На авто ВАЗ 21083 капитальный ремонт двигателя после его снятия начинается с полной разборки агрегата.
Для этого:

  • Двигатель устанавливается на жесткие и прочные опоры.
  • Откручиваются элементы крепления, и снимается стартер.
  • Аккуратно после снятия болтов и гаек отсоединяется коробка передач.

Совет: Нужно следить, чтобы конец первичного вала со шлицами не опирался на диафрагменную пружину, ее лепестки.

  • В отверстие нажимного диска вставляется оправка.

Оправка вставляется в отверстие нажимного диска

Оправка вставляется в отверстие нажимного диска

  • Заблокировав маховик отверткой откручиваются болты фиксирующие к маховику кожух сцепления.
  • Снимается одновременно с ведомым диском и кожух сцепления.
  • С установочных штифтов стаскивается верхняя крышка картера сцепления, которая затем поворачивается и вынимается из-за маховика.
  • Откручиваются болты удерживающие маховик. Снимается стопорная пластина, маховик нужно придерживать.
  • С коленвала удаляется маховик.
  • В верхнюю мертвую точку такта сжатия устанавливается поршень первого цилиндра. Для этого ключом нужно удерживать болт, а коленвал провернуть до совпадения метки на его шкиве и длинной метки на передней крышке.
  • Снимаются наконечники проводов вместе со свечой зажигания.
  • От вакуум-корректора отсоединяется шланг.
  • Откручиваются гайки удерживающие распределитель зажигания.
  • Удаляется кронштейн, на котором крепятся высоковольтные провода.
  • Снимается распределитель зажигания.
  • Отсоединяется от топливного насоса шланг.
  • После откручивания гаек аккуратно извлекается топливный насос. Нужно следить, чтобы не повредилась прокладка.
  • Вместе со штоком осторожно снимается теплоизоляционная проставка.
  • Откручивается болт и убирается корпус привода распределяющего зажигание.
  • Освобождается от крепления и снимается передняя крышка.
  • Ослабляется затяжка гаек удерживающих генератор.
  • Генератор поворачивается к блоку.
  • Снимается ремень привода генератора.
  • Откручивается болт, фиксирующий натяжную планку к блоку цилиндров.
  • Полностью от крепления освобождается и удаляется с двигателя генератор.
  • Откручиваются колпачковые гайки, и аккуратно снимается вместе с уплотнительной прокладкой крышка клапанов.
  • Ослабляются болт, удерживающий шкив распредвала, и гайка натяжного ролика.
  • Проворачивается натяжной ролик после ослабления натяжения ремня.
  • Снимается ремень со шкивов распредвала и водяного насоса, а также натяжного ролика.
  • Вместе с шайбой вынимается шкив распредвала, после откручивания болта, удерживающего его.
  • С помощью съемника, не повреждая сальник, спрессовывается и убирается шкив распредвала. Если нет съемника, можно воспользоваться двумя отвертками.
  • Снимается задняя крышка.
  • Удаляются шкивы коленвала и зубчатый, ремень ГРМ.
  • Отсоединяется от трубы водяного насоса кронштейн.
  • Откручиваются крепежные болты, и снимается головка БЦ, убирается прокладка.
  • Удаляется подводящая труба водяного насоса.
  • Вытаскивается водяной насос.
  • Освобождается от крепления, и снимаются масляный картер и уплотнительная прокладка.
  • Откручивается масляный фильтр.
  • Вынимается из масляного насоса труба приемника, который затем снимается.
  • Удаляются болты, удерживающие масляный насос и сдвигая его с носка коленвала элемент убирают.
  • Отжав отверткой от блока цилиндров, осторожно снимается держатель.
  • Убирается крышка шатуна.
  • Шатун с поршнем нужно протолкнуть внутрь цилиндра. При этом он не должен касаться его стенок, чтобы не повредить зеркало цилиндра.
  • Аккуратно вынимаются поршни в сборе с верхним вкладышем и шатуном.
  • Откручиваются болты и снимаются нижние вкладыши и крышки коренных подшипников.
  • Вытаскивается из блока цилиндров коленчатый вал.
  • Удаляются из постелей БЦ верхние вкладыши коренных подшипников, из средней опоры вынимаются опорные полукольца.

После разборки нужно все детали тщательно очистить, промыть и просушить.

Совет: Если нужна расточка и хонингование цилиндров нужно обращаться в специализированную мастерскую.

Ремонт блока цилиндров

Инструкция предусматривает для цилиндров два ремонтных размера:

  • первый при увеличении диаметра на 0,4 миллиметра;
  • второй с увеличением диаметра на 0,8 миллиметров.

Совет: Под ремонтный размер растачиваются все цилиндры, независимо от степени их износа. Диаметр измеряется нутромером.

  • С поверхности блока цилиндров тщательно очищаются остатки уплотнительных старых прокладок. Визуально осматривается блок, особое внимание нужно уделить местам, где устанавливаются болты для крепления головки блока.
    Появление трещин не допускается, иначе деталь подлежит замене.
  • Проверяется рубашка охлаждения БЦ на герметичность. Для этого глушится отверстие, куда устанавливается водяной насос, и в рубашку охлаждения заливается керосин.
    Течь на блоке указывает на отсутствие герметичности и его замену.
  • Осматриваются цилиндры. При наличии на зеркале деталей царапин, задиров, раковин и других дефектов их нужно расточить под ремонтный размер или блок цилиндров заменить.
    Нельзя использовать блок, если дефекты глубиной более 0,8 миллиметров. Верхняя часть цилиндров очищается от нагара.
    При образовании пояска из-за износа цилиндров дефект нужно снять шабером.

Очищение цилиндра от нагара

Очищение цилиндра от нагара

  • Диаметры цилиндров замеряются в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в четырех поясах. При отклонении результата измерений от номинальных больше чем 0,15 миллиметров, нужно все цилиндры расточить под ближайший ремонтный размер.
  • Проверяются зазоры между шейками коленвала и вкладышами коренных подшипников. Оптимальный зазор должен составлять 0,026 – 0,073 миллиметра, но не более 0,15 миллиметров.
    Больший зазор устраняется шлифовкой под ближайший ремонтный размер и установкой вкладышей соответствующего ремонтного размера.

Завод-изготовитель советует проверять зазоры, используя пластмассовую калиброванную проволоку.
Для этого:

  • Постели и крышки тщательно очищаются от масляных отложений.
  • От грязи очищаются вкладыши подшипников и шейки коленвала.
  • Коленвал укладывается с установленными вкладышами на постели коренных подшипников.
  • На шейки коленвала ложатся обрезки пластмассовой калиброванной проволоки.
  • Крышки коренных подшипников с вкладышами устанавливаются на место, заворачиваются болты для фиксации крышек, которые затем затягиваются моментом 8,2 кгс.м. Вал проворачивать не нужно.
  • Снимаются крышки коренных подшипников. По степени сплющивания проволоки определяется зазор. Для этого на упаковке проволоки нанесена шкала.
  • Тщательно прочищаются и промываются масляные каналы коленвала.
  • При незначительных задирах, рисок, царапин или износе менее 0,03 миллиметра на шатунных и коренных шейках, их нужно прошлифовать до ремонтного размера. После этого шейки полируются, притупляются острые кромки фасок на масляных каналах абразивным конусом.
    Коленвал промывается, сжатым воздухом продуваются масляные каналы. Не более 0, 005 миллиметров должна быть конусность и овальность всех шеек.
    После шлифовки шеек устанавливаются соответствующих ремонтных размеров вкладыши. Трещины на коленвалу недопустимы, его нужно заменить.
  • Осматриваются вкладыши коренных подшипников. Их нужно заменить при наличии рисок, задиров, отслоений, вкраплений твердых частиц.

После того как двигатель ВАЗ 2108 отремонтирован его собирают в обратной последовательности разборке и устанавливают на автомобиль.

Разборка и сборка двигателя

Вымытый и очищенный двигатель устанавливают на стенд для разборки и сливают из картера масло.

Снимают шланг 1 (рис. 22) и шланг 2 системы вентиляции картера двигателя; снимают шланги 4 и 7 соответственно подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору и трубку 8 отбора разрежения к вакуумному регулятору датчика-распределителя зажигания. Снимают карбюратор 3 с проставкой 5 и теплоизолирующий экран 6.

Рис. 22. Разборка двигателя — снятие карбюратора

Снимают провода высокого напряжения и датчик-распределитель зажигания 1 (рис. 23) с уплотнительным кольцом 3 и кронштейном 2. Снимают топливный насос 8 с теплоизоляционной проставкой 6, толкателем 7 и прокладками. Снимают корпус 4 вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом 5.

Рис. 23. Разборка двигателя — снятие топливного насоса и датчика-распределителя зажигания

Снимают натяжную планку 1 (рис. 24) и ремень 4 привода генератора 2. Снимают генератор и кронштейн 3 его крепления. Блокируют маховик фиксатором 67.7820.9526 (см. рис. 29), отворачивают болт крепления шкива 5 (см. рис. 24) привода генератора и снимают шкив.

Рис. 24. Разборка двигателя — снятие генератора и шкива

Снимают переднюю крышку 1 (рис. 25) зубчатого ремня с резиновым уплотнителем 2. Отворачивают гайку крепления механизма натяжения. Ослабляют и снимают зубчатый ремень 3. Снимают натяжной ролик 6 с осью 7 и дистанционным кольцом 5. Придерживая шкив 4 распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509 или другим за отверстия шкива, отворачивают болт крепления и снимают шкив. Снимают зубчатый шкив 8 с коленчатого вала двигателя.

Рис. 25. Разборка двигателя — снятие привода распределительного вала

Отворачивают болты крепления насоса 2 (рис. 26) охлаждающей жидкости. Отворачивают болт и гайку крепления задней крышки 1 зубчатого ремня и снимают ее.

Рис. 26. Разборка двигателя — снятие насоса охлаждающей жидкости

Вынимают из гнезда в блоке цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой 3.

Снимают впускной и выпускной трубопроводы с прокладками, заборником теплого воздуха и кронштейном подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости. Вывертывают из головки цилиндров датчик контрольной лампы давления масла. Если полная разборка двигателя не требуется, то можно снять головку цилиндров в сборе с трубопроводами и вспомогательными агрегатами.

Снимают шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к отопителю. Отсоединяют шланги от термостата и снимают его. Снимают подводящую трубу насоса охлаждающей жидкости и отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой. Ключом 67.7812.9514 (трубчатый торцовый 21 мм) вывертывают датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и свечи зажигания.

Приспособлением А.60312 (рис. 27) снимают масляный фильтр с прокладкой. Отсоединяют от патрубков на головке и блоке цилиндров шланг вытяжной вентиляции картера. Вынимают указатель уровня масла.

Рис. 27. Снятие масляного фильтра

Снимают крышку головки цилиндров. Отворачивают болты крепления и снимают головку цилиндров в сборе с распределительным валом. При необходимости разбирают головку цилиндров (см. «Разборка и сборка головки цилиндров»).

Переворачивают двигатель картером вверх и снимают масляный картер 5 (рис. 28) с прокладкой 4. Снимают маслоприемник 3 и масляный насос 1 с прокладкой 2. Отворачивают гайки шатунных болтов, снимают крышки шатунов и осторожно вынимают через цилиндры поршни с шатунами.

Рис. 28. Разборка двигателя — снятие масляного насоса

Блокируют маховик фиксатором 67.7820.9526 (рис. 29), отворачивают болты крепления маховика, снимают шайбу (кольцо) болтов и маховик с коленчатого вала. Снимают крышки коренных подшипников вместе с нижними вкладышами. Вынимают из гнезд подшипников коленчатый вал, а затем верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.

Рис. 29. Блокировка маховика фиксатором

Сборка

Вымытый и очищенный блок цилиндров устанавливают на стенде и заворачивают отсутствующие шпильки. Устанавливают кронштейн крепления генератора и закрепляют его двумя болтами.

Смазывают моторным маслом вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала, а также поршни и сальники. При сборке двигателя после ремонта устанавливают новые сальники коленчатого вала. Устанавливают в гнезда и крышки коренных подшипников вкладыши. Укладывают в коренные подшипники коленчатый вал и вставляют в гнезда среднего коренного подшипника упорные полукольца канавками (с этой стороны находится антифрикционный слой) в сторону упорных поверхностей коленчатого вала.

Устанавливают крышки коренных подшипников в соответствии с метками (рис. 30). Крышки необходимо располагать так, чтобы метки (или сторона с наибольшим числом меток) находились со стороны установки генератора. Затягивают болты крепления крышек.

Рис. 30. Метки на крышках коренных подшипников (число меток соответствует номеру подшипника)

Проверяют осевой люфт коленчатого вала. Для этого поворачивают блок цилиндров задней стороной вверх (рис. 31) и устанавливают на нее стойку с индикатором так, чтобы ножка индикатора упиралась во фланец коленчатого вала. Перемещая вал отвертками как рычагами вверх и вниз, замеряют индикатором осевой люфт. Он должен быть 0,06—0,26 мм. Если люфт больше, то приводят его в норму установкой упорных полуколец с увеличенной на 0,127 мм толщиной.

Рис. 31. Проверка осевого свободного хода коленчатого вала

Оправкой 67.7853.9571* запрессовывают в держатель задний сальник коленчатого вала. Надевают держатель с сальником на конусную оправку 67.7853.9572** и передвигают его с оправки на фланец коленчатого вала. Устанавливают под держатель прокладку и прикрепляют его к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами.

* Цилиндрическая оправка 0 106 мм с направляющим пояском 0 78 мм.
** Стакан с наружным диаметром 80 мм и конусной фаской под 15°.

Устанавливают маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки 4-го цилиндра. Устанавливают шайбу и болты крепления маховика. Блокируют маховик фиксатором 67.7820.9526 (см. рис. 29) и затягивают болты крепления.

Подбирают поршни к цилиндрам так, чтобы зазор между поршнем и цилиндром составлял 0,025—0,045 мм. На новом двигателе это достигается установкой поршней того же класса, что и цилиндры. У двигателей, бывших в эксплуатации, поршни и цилиндры имеют некоторый износ. Поэтому необходимо заново подбирать поршни к цилиндрам, измеряя их диаметр (см. разд. «Особенности устройства» в этой же главе), чтобы зазор был по возможности ближе к расчетному.

Собирают поршни с шатунами (см. ниже «Разборка и сборка шатунно-поршневой группы»). С помощью втулки из комплекта А.60604 вставляют в цилиндры поршни с шатунами (рис. 32). В комплекте имеются втулки нормального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня.

Рис. 32. Установка поршня с поршневыми кольцами в цилиндр при помощи монтажной втулки из комплекта А.60604. Стрелками указаны втулки для центрирования головки на блоке цилиндров

Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517. Отверстие для пальца на поршне смещено на 1,2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительного вала.

Устанавливают вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соединяют шатуны с шейками коленчатого вала, устанавливают крышки и затягивают шатунные болты. Крышки шатунов необходимо устанавливать так,чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.

Оправкой 67.7853.9580 запрессовывают в крышку масляного насоса до упора передний сальник коленчатого вала. Заливают в насос немного моторного масла и проворачивают несколько раз ведущую шестерню. Вставляют направляющую втулку оправки 67.7853.9580 в сальник, запрессованный в масляный насос, и поворачивают ведущую шестерню в такое положение, при котором ее можно было бы надеть на шейку коленчатого вала. Передвигают насос с направляющей втулки на вал, устанавливают под насос прокладку и прикрепляют его к блоку цилиндров.

Для правильной установки в корпус насоса запрессованы два направляющих штифта, которые должны входить в соответствующие отверстия блока цилиндров.

Вставляют в отверстие масляного насоса маслоприемник с уплотнительным кольцом, прикрепляют его к масляному насосу и к крышке второго коренного подшипника коленчатого вала (см. рис. 28).

Устанавливают масляный картер с прокладкой и закрепляют его. Смазывают моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и устанавливают масляный фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров.

Вставляют в блок цилиндров две центрирующие втулки (см. рис. 32) и устанавливают по ним новую прокладку головки цилиндров (бывшую в употреблении прокладку использовать не допускается). Перед установкой прокладки удаляют с сопрягаемых поверхностей головки и блока цилиндров масло. Прокладка должна быть чистой и сухой. Попадание масла на поверхность прокладки не допускается. Устанавливают по центрирующим втулкам головку цилиндров, собранную в соответствии с указаниями разд. «Разборка и сборка головки цилиндров».

Проверяют длину болтов головки цилиндров (без учета головки болта). Если длина болтов больше 135,5 мм, то заменяют их новыми. Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку болтов при техническом обслуживании, болты крепления головки цилиндров затягивают в определенной последовательности (см. рис. 18) и в четыре приема (см. разд. «Снятие и установка головки цилиндров»).

Вставляют в гнездо блока цилиндров насос охлаждающей жидкости с прокладкой, проверив надежность напрессовки шкива насоса на валик (см. «Разборка и сборка насоса охлаждающей жидкости»). Устанавливают заднюю крышку зубчатого ремня и прикрепляют ее вместе с крышкой насоса к блоку цилиндров. Дополнительно прикрепляют крышку болтом к блоку цилиндров и гайкой к шпильке на головке цилиндров.

Вкладывают в гнезда на передних концах коленчатого и распределительного валов сегментные шпонки и устанавливают зубчатые шкивы. Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания приспособлением 67.7811.9509, закрепляют шкив болтом с шайбой. Поворачивают шкив распределительного вала до совмещения метки на шкиве с установочным усиком на задней защитной крышке зубчатого ремня (см. рис. 6).

Доворачивают коленчатый вал в сторону меньшего угла поворота до совмещения установочной метки на шкиве с меткой на крышке масляного насоса. Поворачивать коленчатый вал можно ключом за болт, временно завернутый в передний конец вала, или за маховик.

Устанавливают натяжной ролик с осью и дистанционным кольцом и закрепляют его в положении, соответствующем минимальному натяжению ремня.

Надевают зубчатый ремень на шкив коленчатого вала и, натягивая обе ветви ремня, надевают левую ветвь на шкив насоса охлаждающей жидкости и заводят ее за натяжной ролик. Надевают ремень на шкив распределительного вала и слегка натягивают его натяжным роликом, поворачивая ось ролика против часовой стрелки. При установке ремня нельзя допускать его резких перегибов.

Поворачивают коленчатый вал на два оборота в направлении вращения и проверяют совпадение установочных меток (см. рис. 6).

Если метки не совпадают, то ослабляют натяжение ремня, снимают его со шкива распределительного вала, поворачивают шкив на необходимый угол, надевают ремень, слегка натягивают его натяжным роликом, снова проворачивают коленчатый вал на два оборота и проверяют совпадение установочных меток.

При совпадении меток регулируют натяжение ремня и зазоры в клапанном механизме, как указано в разд. «Регулировки двигателя». Устанавливают переднюю крышку зубчатого ремня и закрепляют ее болтами. Аккуратно укладывают прокладку в паз крышки головки цилиндров по всему периметру. Устанавливают крышку на головку цилиндров, надевают резиновые втулки на шпильки и наживляют гайки с шайбами. Если втулки имеют следы разрушения, то заменяют их новыми. Гайки затягивают равномерно в несколько приемов до упора шайбы в шпильку. Необходимо помнить, что герметичность крышки зависит от тщательности выполнения всех операций по ее установке.

Завертывают в головку цилиндров свечи зажигания, датчики указателя температуры охлаждающей жидкости и контрольной лампы давления масла.

Устанавливают на головке цилиндров отводящий патрубок 3 (рис. 33) рубашки охлаждения с прокладкой и закрепляют его двумя гайками. Устанавливают прокладку и прикрепляют к блоку цилиндров фланец подводящей трубы 1 насоса охлаждающей жидкости. Надевают на патрубок и подводящую трубу шланги, идущие к термостату, устанавливают термостат 2 и закрепляют шланги хомутами.

Рис. 33. Установка элементов системы охлаждения

Устанавливают на головке цилиндров корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом и закрепляют его болтом. При установке корпуса особое внимание обращают на положение уплотнительного кольца в канавке, так как при затяжке гаек возможно его выскакивание из канавки и закусывание между кромками канавки и поверхностью головки цилиндров. Если уплотнительное кольцо имеет следы закусывания, то его необходимо заменить новым. Устанавливают топливный насос с теплоизоляционной проставкой, с прокладками и толкателем (см. разд. «Снятие и установка топливного насоса») .

Смазывают моторным маслом и надевают уплотнительное кольцо на фланец датчика-распределителя зажигания и прикрепляют его к корпусу вспомогательных агрегатов в таком положении, чтобы средняя риска на фланце датчика-распределителя находилась против установочного выступа на корпусе вспомогательных агрегатов (рис. 34). Одновременно устанавливают под верхнюю гайку крепления кронштейн проводов высокого напряжения. Валик датчик-распределителя соединяется с хвостовиком распределительного вала только в одном положении. Поэтому перед установкой поворачивают валик так, чтобы кулачки муфты валика вошли в пазы хвостовика распределительного вала.

Рис. 34. Установка датчика-распределителя зажигания. Стрелкой показан установочный выступ на корпусе вспомогательных агрегатов

Надевают на шпильки головки цилиндров прокладки, устанавливают выпускной коллектор 1 (рис. 35) и затягивают центральную гайку его крепления. Затем устанавливают впускной трубопровод 3 вместе с заборником 4 теплого воздуха и кронштейном 2 подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости и закрепляют их гайками. Устанавливают шланг вытяжной вентиляции картера и закрепляют его хомутами на патрубках блока и головки цилиндров. Устанавливают указатель уровня масла.

Рис. 35. Установка впускного трубопровода и выпускного коллектора

Надевают на коленчатый вал шкив привода генератора и закрепляют его болтом с шайбой. Устанавливают натяжную планку 1 (см. рис. 24) и генератор. Надевают ремень на шкивы коленчатого вала и генератора и регулируют его натяжение, как описано в разд. «Регулировки двигателя».

Устанавливают теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепляют его гайками и закрывают сверху технологической заглушкой. Не допускается подтягивать гайки или закреплять нагретый карбюратор.

Устанавливают шланг подачи бензина от топливного насоса к карбюратору и закрепляют его хомутами. Устанавливают трубку отбора разрежения к вакуумному регулятору, а также шланги подвода и отвода жидкости из системы охлаждения к карбюратору.

Устанавливают на отводящем патрубке головки цилиндров и на подводящей трубе насоса охлаждающей жидкости шланги, идущие к отопителю, и закрепляют их хомутами. Подключают провода высокого напряжения к датчику-распределителю и свечам зажигания. Закрепляют гребенку проводов в кронштейне 2 (см. рис. 23). Заливают масло в двигатель через горловину на крышке головки цилиндров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *