Как рассчитать расход топлива в час
Перейти к содержимому

Как рассчитать расход топлива в час

  • автор:

Hitachi расход топлива

Часовой расход топлива может быть определен по известной зависимости:

Gт = (Ne * ge) / 1000, где:

Gт — часовой расход топлива (кг/час);

Ne — эффективная мощность двигателя (кВт);

ge — удельный эффективный расход топлива (г/кВт*час).

Для получения часового расхода топлива, выраженного в литрах в час, необходимо значение Gт разделить на значение величины плотности используемого топлива Ρт, выраженной в г/см³. С учетом коэффициента использования мощности дизеля экскаватора, формула для определения часового расхода дизельного топлива, выраженного в литрах (Gтл) окончательно примет следующий вид:

Gтл = (Ne * ge * C) / 1000 * Рт, где:

С — коэффициент использования мощности дизеля;

Pт — плотность используемого дизельного топлива (г/см³).

Удельный эффективный расход топлива (ge)

Значения удельного эффективного расхода топлива для каждой марки дизеля на определенном режиме его работы представлены в таблице 1.

Экскаватор Двигатель Ne/n (кВт/мин-1) Литраж (л) ge(г/кВт*час)
ZAXIS 200 — 3 4HK1XYSA — 02 122*/2000*, 114/1800 5,193 224*/219
ZAXIS 210H — 3 4HK1XYSA — 02 122*/2000*, 114/1800 5,193 224*/219
ZAXIS 210K — 3 4HK1XYSA — 02 122*/2000*, 114/1800 5,193 224*/219
ZAXIS 210N — 3 4HK1XYSA — 02 122*/2000*, 114/1800 5,193 224*/219
ZAXIS 240 — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 240LC — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250H — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250LC — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250LCN — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250LCH — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250K — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 250LCK — 3 4HK1XYSA — 01 132*/2000*, 127/1900 5,193 221*/216
ZAXIS 270 — 3 4HK1XYSA — 03 140*/2100*, 136/2000 5,193 221*/216
ZAXIS 270LC — 3 4HK1XYSA — 03 140*/2100*, 136/2000 5,193 221*/216
ZAXIS 280LC — 3 4HK1XYSA — 03 140*/2100*, 136/2000 5,193 221*/216
ZAXIS 280LCN — 3 4HK1XYSA — 03 140*/2100*, 136/2000 5,193 221*/216
ZAXIS 330 — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 330LC — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 350H — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 350LCH — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 350LCK — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 350LC — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 350LCN — 3 6HK1XYSA — 01 202*/1900*, 165/1750 7,790. 216*/210
ZAXIS 450 — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 450LC — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 470H — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 470LCH — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 500LC — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 520LCH — 3 AH-6WG1XYSA-01 260*±5,2/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 650LC — 3 AH-6WG1XYSA-02 345*±7/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 670LCH — 3 AH-6WG1XYSA-02 345*±7/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 850 — 3 AH-6WG1XYSA-03 397*±8/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 850LC — 3 AH-6WG1XYSA-03 397*±8/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 870H — 3 AH-6WG1XYSA-03 397*±8/1800* 15,681 214*±13,6
ZAXIS 870LCH — 3 AH-6WG1XYSA-03 397*±8/1800* 15,681 214*±13,6

1.Знаком (*) отмечены данные, соответствующие полной нагрузке дизеля;

2.Для дизелей модельного ряда 6WG1XYSA значения удельного эффективного расхода топлива на практике будут выше ≈ на 5% в силу того, что приводимые в таблице данные не учитывают затраты мощности на привод вентилятора системы охлаждения.

Плотность дизельного топлива (Рт)

В соответствии с ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия для всех классов, сортов и видов дизельного топлива регламентируется его плотность, определенная при температуре 15 ºС и равная 820 — 845 кг/м³. При этом низшие значения относятся к топливам зимнего использования, а высшие — к топливам летнего использования.

Коэффициент использования мощности дизеля (С)

Коэффициент использования мощности (С=1) определяется из условий применения предельной нагрузки. Фактический расход топлива зависит от модели машины, режимов и типа работы, обрабатываемого материала и, в значительной степени, от квалификации машиниста. Ориентировочно коэффициент С в зависимости от типа работы определяется следующим образом:

С = 0.35 — 0.45 — ненапряженная работа машины, как правило, это работа с легкими грунтами, погрузочные работы;

С = 0.45 — 0.60 — работы, связанные с копанием грунта и погрузкой грунтов средней категории;

С = 0.60 — 0.90 — работы, связанные с разработкой тяжелых грунтов.

Часовой расход топлива (Gтл)

Значения часового расхода (в литрах) для усредненного показателя плотности дизельного топлива Рт = 0.8325 г/см³ в зависимости от коэффициента использования мощности для различных дизелей экскаваторов сведены в таблицу 2.

Примечание: усредненный показатель плотности дизельного топлива определен как среднее арифметическое низшего и высшего значений при температуре окружающей среды равной 15º С.

Экскаватор C = 1.0 С = 0.35 — 0.45 С = 0.45 — 0.60 С = 0.60 — 0.90
ZAXIS 200 — 3
ZAXIS 210H — 3 32.8* 11.5* — 14.8* 14.8* — 19.7* 19.7* — 29.6*
ZAXIS 210K — 3 30.0 10.5 — 13.5 13.5 — 18.0 18.0 — 27.0
ZAXIS 210N — 3
ZAXIS 240 — 3
ZAXIS 240LC — 3
ZAXIS 250H — 3
ZAXIS 250LC — 3 35.0* 12.7* — 15.8* 15.8* — 21.0* 21.0* — 31.5*
ZAXIS 250LCN — 3 33.0 11.6 — 14.8 14.8 — 19.8 19.8 — 29.7
ZAXIS 250LCH — 3
ZAXIS 250K — 3
ZAXIS 250LCK — 3
ZAXIS 270 — 3
ZAXIS 270LC — 3 37.2* 13.0* — 16.7* 16.7* — 22.3* 22.3* — 33.5*
ZAXIS 280LC — 3 35.3 12.6 — 15.9 15.9 — 21.2 21.2 — 31.8
ZAXIS 280LCN — 3
ZAXIS 330 — 3
ZAXIS 330LC — 3
ZAXIS 350H — 3 52.4* 18.4* — 23.6* 23.6* — 31.5* 31.5* — 47.2*
ZAXIS 350LCH — 3 41.6 14.7 — 18.7 18.7 — 30.0 30.0 — 37.6
ZAXIS 350LCK — 3
ZAXIS 350LC — 3
ZAXIS 350LCN — 3
ZAXIS 450 — 3
ZAXIS 450LC — 3
ZAXIS 470H — 3 66.8* 23.4* — 30.0* 30.0* — 40.1* 40.1* — 60.2*
ZAXIS 470LCH — 3
ZAXIS 500LC — 3
ZAXIS 520LCH — 3
ZAXIS 650LC — 3 88.7* 31.0* — 39.9* 39.9* — 53.2* 53.2* — 79.8*
ZAXIS 670LCH — 3
ZAXIS 850 — 3
ZAXIS 850LC — 3 102.0* 35.7* — 45.9* 45.9* — 61.3* 61.3* — 91.8*
ZAXIS 870H — 3
ZAXIS 870LCH — 3

Примечание: усредненный показатель плотности дизельного топлива определен как среднее арифметическое низшего и высшего значений при температуре окружающей среды равной 15º С.

Техника Hitachi широко используются в дорожных и строительных работах. Компания Hitachi является признанным мировым лидером в производстве гидравлических экскаваторов. Практика подтверждает: как у тяжелых карьерных экскаваторов, так и у мини-экскаваторов hitachi одно из лучших соотношений производительности труда на единицу затрат. Это очень мощные и надежные машины, отлично зарекомендовавшие себя в российских климатических условиях, включая северные районы.В процессе эксплуатации любой спецтехники ее отдельные части периодически выходят из строя. Но замена этих элементов аналогичными фирменными запчастями не представляет никакой проблемы благодаря компании «ГРАНД МАШИНС».
Наша компания занимается продажей запчастей для спецтехники ведущих мировых брендов. На нашем сайте в каталоге запчастей для экскаваторов Хитачи найдутся сменные колеса, катки, гусеничное полотно, корона ковша, бокорезы, адаптеры, цепи и многие другие необходимые детали.

Ваш экскаватор Hitachi не выйдет из строя надолго, благодаря широкому ассортименту запчастей для экскаваторов в каталоге компании » GRAND MACHINES » и своевременным поставкам этих деталей в любую точку России.

Чтобы сделать заказ по каталогу запчастей, свяжитесь со специалистами нашей компании по телефону (343) 361-06-32 или воспользуйтесь online-заявкой на нашем сайте.

Доставка комплектующих и запчастей для спецтехники осуществляется в любую точку России.

Оперативность и ответственность в поставке продукции гарантируем! Поставка запчастей для дорожно-строительной техники — наша основная специализация!

8 800 555-31-67
8 343 361-06-32

Как рассчитать расход топлива, от чего он зависит и можно ли сэкономить

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Расход топлива, бензина и дизельного, измеряется в литрах на 100 км пути (л/100 км). Дизельные ДВС при прочих равных менее прожорливы. Производители обычно указывают три варианта расхода топлива: в городе, на трассе (при установившейся скорости порядка 90 км/ч, является наименьшим) и средний. Вот только лабораторные и реальные данные нередко расходятся, да и бортовому компьютеру не всегда можно доверять. Расход топлива имеет свойство меняться в довольно широких пределах в зависимости:

  • от качества топлива;
  • состояния ДВС. Плохо отрегулированный, изношенный двигатель точно не порадует низким расходом топлива;
  • температуры окружающего воздуха. Долго остающийся не прогретым до оптимальной температуры ДВС потребляет больше горючего;
  • загрузки автомобиля. Чем тяжелее груз, тем выше и расход топлива;
  • давления воздуха в шинах. Даже слегка недокачанные покрышки создают повышенное сопротивление качению с понятными последствиями;
  • трафика. «Пробочный» режим с частым использованием низших передач в трансмиссии провоцирует повышенный расход горючего;
  • характера покрытия. Рыхлый грунт, снег, песок, вызывающий пробуксовку лед — все это факторы, которые негативно сказываются на экономичности;
  • рельефа местности. Для преодоления крутых подъемов приходится увеличивать нагрузку на двигатель, а следовательно, и расход топлива;
  • аэродинамики. Так, установка на крышу багажника существенно увеличивает сопротивление воздуха, которое автомобилю приходится преодолевать, что не может не отразиться в худшую сторону на экономичности;
  • манеры вождения. Стиль «газ-тормоз» или «газ в пол» при любой возможности» — верный способ быстро опустошить топливный бак.

В результате реальный расход топлива может отличаться от заявленного на 30–40% и даже существенно больше на тяжелом бездорожье или при длительном движении со скоростью, близкой к максимальной для данной модели. В штатных режимах такие показатели — явный признак неисправности автомобиля.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как законодательство регулирует расход топлива

Государство регламентирует расход топлива только автомобилей юридических лиц, однако нормы, содержащиеся в приложении к распоряжению Минтранса РФ № АМ-23-р от 14.03.2008, могут служить определенным ориентиром и для владельцев личного транспорта. Методика расчетов экономичности легковушек приведена в пункте 7 главы 2 приложения:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где Qн — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Поправочный коэффициент учитывает климатические условия региона, высоту местности над уровнем моря, количество крутых поворотов на 1 км трассы, численность населения (производной от нее является плотность трафика) в городах, где эксплуатируется автомобиль. Надбавка к базовой норме с учетом того или иного поправочного коэффициента составляет от 5 до 30%.

Подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.

12 автомобилей, которые расходуют очень мало топлива

Фото: Anton Belitsky / Russian Look

Простейший способ подсчета расхода топлива

Все же использование вышеприведенной методики — удел специалистов. Обычный автомобилист при расчете расхода топлива пойдет более простым, опытным путем:

  1. Залить полный бак топлива.
  2. Обнулить одометр.
  3. Израсходовать залитое топливо до момента включения индикатора его низкого уровня.
  4. Записать пройденный километраж.
  5. Снова заправить полный бак и записать, сколько топлива в него вошло.
  6. Взять калькулятор и посчитать расход топлива по формуле: (объем заправки № 2 / километраж, пройденный на заправке № 1) × 100 = расход (л/100 км)

Пример: автомобиль после первой заправки прошел 720 км, а затем в бак вошло 50 л топлива. Тогда расход составит (50 / 720) × 100 = 6,94 л/100 км.

Фото: Anton Belitsky / RGlobal Look Press

Фото: Anton Belitsky / RGlobal Look Press

Для большей точности лучше заливать топливо с помощью мерной емкости или провести несколько замеров, а затем посчитать среднее арифметическое. Этим же способом можно вычислить отдельно расход топлива в городском режиме и на трассе, а затем определить экономичность в смешанном цикле по формуле:

(расход на трассе × километраж по трассе + расход в городе × километраж по городу) / общий километраж = расход в смешанном цикле.

Пример: По трассе до города 37 км, и расход топлива при этом 6,2 л/100 км. Длина маршрута в городе 18 км, а расход 8,3 л/100 км. Тогда в смешанном цикле потребление горючего составит (6,2 × 37 + 8,3 × 18) / 55 = 6,89 л/100 км

Как снизить расход топлива

Никаких шаманских заклинаний. Рекомендации самые простые:

  1. Проводить техобслуживание согласно регламенту у хороших мастеров.
  2. Заправляться на проверенных АЗС.
  3. Регулярно контролировать давление в шинах и обязательно выполнять эту процедуру при значительных перепадах температуры.
  4. Избегать резких ускорений и по возможности использовать более высокие передачи в трансмиссии.
  5. В морозы утеплять двигатель, чтобы при коротких остановках он медленнее остывал.
  6. Демонтировать установленный на крышу багажник, если он не используется.

Как рассчитать расход топлива

Траты на горючее – обязательная статья расходов в случае с любым автомобилем, оснащенным ДВС. О тратах можно узнать самостоятельно, произведя нехитрый расчет потребления топлива. Как это сделать правильно, а заодно узнать траты на каждый километр пробега?

Практика показывает, что большой расход горючего порой способен сильно опечалить даже очень обеспеченного человека. Ну а широкие народные массы стараются приобретать машины, которые гарантированно не будут пожирать бюджет своим непомерным аппетитом. Другое дело, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями – например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов. Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.

Shutterstock / VOSTOCK Photo

Практика показывает, что большой расход горючего порой способен сильно опечалить даже очень обеспеченного человека. Ну а широкие народные массы стараются приобретать машины, которые гарантированно не будут пожирать бюджет своим непомерным аппетитом. Другое дело, что потребление топлива в реальных условиях может заметно отличаться от данных, заявленных компаниями-производителями – например, замеры по ездовому европейскому циклу NEDC проводились в условиях, заметно отличавшихся от привычных эксплуатационных режимов.

Произвести расчет потребления бензина или дизельного топлива можно легко и просто с помощью многочисленных онлайн-калькуляторов, хотя не возбраняется сделать это самостоятельно, благо ничего особенно сложного в этом нет.

Необходимые действия для расчета расхода топлива

В первую очередь заправьте полный бак бензина или солярки, не забыв обнулить суточный километраж, находящийся на панели приборов рядом с основным пробегом автомобиля, «обнулять» который не рекомендуется. После этого вам надо проехать пару-тройку сотен километров, затем снова заправить автомобиль до полного бака, дабы узнать, сколько горючего войдет в резервуар. После этого вы сможете узнать реальный средний расход топлива своего транспортного средства.

Куда ехать и что делать потом

Как правильно рассчитать расход? Если вы хотите узнать всю правду об аппетитах своего автомобиля, то постарайтесь обойтись без «читинга», то есть без условного жульничества. Не пытайтесь едва давить на педаль газа или стараться все время ехать накатом – ведите себя естественно и езжайте в привычной для вас манере. Крайне желательно, чтобы ваш маршрут пролегал не только по городу, но и по шоссе – так вы сможете выяснить среднее потребление топлива. Рекомендуется примерно две трети времени посвятить городской толчее, а оставшееся – свободе загородных трасс. После того, как вы намотаете на одометр двести-триста километров, вновь заправьтесь под завязку. Так вы узнаете, сколько топлива реально ушло на поездку и сравните фактический расход с цифрами, которые предоставляет ваш бортовой компьютер.

Формула расчета расхода топлива

Теперь рассчитаем расход топлива автомобиля. Для этого используется очень простая формула: израсходованное количество топлива вы делите на пройденное расстояние и умножаете получившееся число на сто (100). Дабы это не казалось вам чем-то сложным, приведем пример. Допустим, вы потратили 28 литров на 300 километров пути. Вычисления будут такими: 28 / 300 x 100 = 9,3 л/100 км.

Формула для расчета трат на топливо

Выяснив фактическое потребление горючего, вы можете узнать, во сколько вам обходится каждый километр пути, воспользовавшись данными, описанными выше, а затем порадоваться или ужаснуться. Формула следующая: значение среднего расхода умножается на стоимость топлива и делится на 100. Итак, во время контрольной поездки у вас получилось 9,3 л/100 км. Допустим, ваш автомобиль потребляет бензин Аи-95, который сейчас стоит порядка 46 рублей за литр. Полученный результат: 9,3 x 46 / 100 = 4,3 рубля на каждый километр или 430 рублей на 100 километров пробега.

Почему расход топлива может быть завышенным

Обратите внимание: наша гипотетическая цифра в 9,3 л/100 км – не самый плохой результат среднего потребления горючего. Допустим, именно столько у вас и должно было получиться, однако расчеты показали, скажем 12-14 литров при привычном ритме движения. Каковы причины перерасхода «золотого» нынче топлива? Их очень много, начиная стилем вождения и заканчивая многочисленными техническими неисправностями. Перед тем как искать причину в технических проблемах, предлагаем начать с малого, и первым делом проверить давление в шинах. Если они снижено, то аппетит двигателя может возрасти и довольно заметно. На крыше есть багажник? Он создает аэродинамическое сопротивление и это также увеличивает расход топлива вашей машины. А еще свое веское слово может сказать включенный кондиционер.

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Что касается технических неисправностей, то виновником может быть загрязненный воздушный фильтр, ставящий на пути воздуха труднопроходимый барьер, либо неисправные форсунки или топливный насос. Неоптимальное соотношение топливно-воздушной смеси напрямую влияет на масштабы потребления горючего, а в особо запущенных ситуациях могут стать причиной серьезных поломок. Изношенные свечи, высоковольтные провода и катушки системы зажигания также способны повлиять на увеличение расхода топлива и заметно повлиять на поведение автомобиля.

Неисправные тормозные механизмы, например, «подклинивающий» суппорт, вышедшие из строя ступичные подшипники и неотрегулированный сход-развал также имеют самое прямое влияние на траты. Но, повторимся, все эти неисправности имеют очень характерные последствия, не заметить которые довольно сложно. Если суппорт «подклинивает», то будет сильно греться тормозной диск, приказавший долго жить подшипник будет гудеть, а из-за кривого сход-развала быстро придут в негодность шины.

Как снизить расход топлива

Существует перечень правил, позволяющий уменьшить потребление горючего. Прежде всего, помните, что на аппетиты зависит техническое состояние машины. Если вы водитель, исповедующий активный стиль пилотирования, и при этом желаете тратить на бензин поменьше, то ломайте привычки. Разгоняйтесь плавно, старайтесь избегать интенсивных ускорений и пораньше переключайтесь на более высокую передачу. Если позволяет дорожная обстановка и рельеф местности, то практикуйте езду накатом. Кстати, на светофорах и в глухих пробках вы сами можете играть роль системы стоп-старт (автоматической выключение и включение двигателя при остановках), которую нынче можно часто встретить на современных машинах – просто глушите агрегат при более-менее длительных паузах. Вырвавшись на трассу, помните, что быстрая езда с не оптимально высокими оборотами двигателя также ведет к заметному перерасходу. Выбрав скорость в 100-110 км/ч вы не выйдете за пределы разумного потребления топлива.

Как рассчитать расход топлива в час

Некоторые трекеры не присылают информацию о топливе, либо топливные датчики в принципе не установлены на объект , однако пользователи все равно хотят видеть в отчете информацию о расходе.

В качестве альтернативы топливным датчикам можно использовать Р асход по нормам, который настраивается на вкладке Дополнительно . Алгоритм его вычисления прост: пробег за интервал умножается на заданную норму расхода (л/100 км), которая может меняться в зависимости от сезона.

Но в данной статье мы рассмотрим другой вариант вычисления расхода без датчика, который требует большего количества пояснений, — Расход по расчету, также называемый Математическим расчетом. Тем более сфера его применения не ограничивается одним вариантом.

Где используется расход по расчету

В первую очередь расход по расчету используется в отчетах для компенсацией отсутствия топливных датчиков или сверки их показаний . Для отображения результатов математического расчета добавьте в таблицу столбцы Потрачено по расчету, Ср. расход по расчету или другие, в названии которых фигурирует « по расчету » .

Также расход по расчету используется в топливных алгоритмах. Во-первых, для поиска сливов, если включена опция Расчет сливов по времени. Во-вторых, для вычисления расхода на интервалах с ошибочными значениями, если включена опция Заменять ошибочные значения рассчитанными математически. Обе упомянутые опции находятся в дополнительных настройках ДУТ.

Как работает математический расчет

Система определяет ожидаемый расход на интервале, используя математическую модель. Она формируется на основе :

  • датчиков работы двигателя (зажигания или абсолютных/относительных моточасов), в которых указана норма расхода на холостом ходу;
  • датчиков полезной работы двигателя (ДПРД), каждый из которых говорит о влиянии какого-либо фактора на расход топлива (оборотов двигателя, температуры, нагрузки на ось, работы кондиционера, навесного оборудования и так далее).

Расход по расчету за интервал является суммой расходов между всеми сообщениями интервала. Для вычисления расхода по расчету между рассматриваемым и предыдущим сообщениями используется следующая формула:

Δt ( CХХ 1 + CХХ 2 + . + CХХ N ) (KДПРД 1 + (KДПРД 2 — 1) + (KДПРД 3 — 1) + . + (KДПРД M — 1)),

где Δt — время между сообщениями; CХХ i — норма расхода на холостом ходу из i-го датчика работы двигателя, который был включен в рассматриваемом сообщении; N — количество созданных в объекте датчиков работы двигателя; KДПРД j — значение j-го датчика полезной работы двигателя в рассматриваемом сообщении; M — количество созданных в объекте датчиков полезной работы двигателя.

Приведенная выше формула применяется только для связанных между собой датчиков. Если в объекте нет ДПРД или они не связаны с датчиками работы двигателя, то используется сокращенная формула:

Δt ⋅ ( CХХ 1 + CХХ 2 + . + CХХ N )

Зачем связывать датчики работы двигателя, ДПРД и ДУТ

Некоторые объекты имеют сразу несколько двигателей. Чаще всего это касается спецтехники, и хорошим примером здесь является автобетоносмеситель: его основной двигатель заставляет машину перемещаться, а дополнительный автономный двигатель вращает смесительный барабан. Ускорение машины или включение кондиционера может повлиять на расход основного двигателя, но не повлияют на расход дополнительного. Следовательно, некоторые влияющие на расход факторы (их мы учитываем с помощью ДПРД) влияют только на один из двигателей (их мы учитываем с помощью датчиков работы двигателя). При этом у объекта может быть и несколько топливных баков (их мы учитываем с помощью ДУТ), которые тоже нужно связать с определенным двигателем.

Чтобы осуществить связь, необходимой войти в свойства датчика зажигания или датчиков абсолютных/относительных моточасов и выбрать соответствующие ДПРД. Аналогично в свойствах ДУТ настраивается его связь с датчиками работы двигателя.

Как быстро создать математическую модель

Для создания базовой математической модели в оспользуйтесь Мастером расхода по расчету , расположенным на вкладке Датчики в свойствах объекта . В окне Мастера расхода по расчету необходимо ввести информацию о расходе топлива в разных режимах работы, а также сезонный коэффициент и даты начала и окончания сезона. Рассмотрим эти поля подробнее:

  • Расход топлива (л/ч) подразумевает расход на холостом ходу, то есть при включенном двигателе и отсутствии движения. Минимальная скорость движения при этом берется из Детектора поездок.
  • Городской цикл и Загородный цикл (л/100км) являются стандартными характеристиками транспортного средства, которые можно найти в документах, в интернете или вычислить на практике. При этом в разных странах используют различные подходы к тому, как определять эти циклы. В Wialon норма городского цикла соответствует скорости 36 км/ч, а загородного — 80 км/ч.
  • Сезонный коэффициент (%) подразумевает то, на сколько процентов увеличивается расход топлива в течение указанного сезона относительного остального года. Учет сезонного коэффициента можно отключить, если на территории использования транспортного средства не наблюдается значительного изменения температуры в течение года.

Чем больше данных вы внесете, тем точнее будет работать математическая модель, однако минимально необходимо ввести хотя бы расход в городском цикле.

Заполнив Мастер расхода по расчету, вы создадите базовую математическую модель, учитывающую только скорость объекта и влияние сезона. Такая модель является приблизительной, ведь в действительности скорость не влияет на расход — влияют обороты двигателя, также как не влияет и сезон — на самом деле на расход влияет температура. Однако большинство трекеров по умолчанию не присылают информацию об оборотах двигателя и температуре. Поэтому мы выбрали модель, которая подходит для всех трекеров.

Создать более точную модель автоматически не получится, но можно сделать это вручную, добавив ДПРД самостоятельно.

Как работают датчики полезной работы двигателя

Значение ДПРД в каждом сообщении должно показывать, во сколько раз какой-либо влияющий фактор увеличивает расход на холостом ходу относительно расхода без влияния этого фактора. Для лучшего понимания рассмотрим пример.

Предположим, что расход на холостом ходу равен 2 л/ч, а при включении системы отопления расход возрастает до 2.2 л/ч. Следовательно, отношение этих величин равно: 2.2/2 = 1.1
Также предположим, что параметр in4 однозначно говорит о состоянии системы отопления: если данный параметр равен 0, то отопление выключено, а если равен 1 — включено.
В таком случае для учета влияния системы отопления на расход необходимо создать датчик с типом Датчик полезной работы двигателя, в строке Параметр указать in4, а в Таблицу расчета добавить следующие строки:

x = 0; a = 0; b = 1
x = 1; a = 0; b = 1.1

Получается, что при выключенной системе отопления ДПРД увеличивает расход в 1 раз (то есть никак не меняет его), а при включенной — увеличивает в 1.1 раза. Дополнительно стоит отметить, что нулевое значение ДПРД также не изменило бы расход.

Описанным выше образом можно учесть влияние одного фактора на ожидаемый расход. При наличии нескольких датчиков полезной работы двигателя все их значения учитываются одновременно, формируя ожидаемый расход на интервале между двумя сообщениями (см. формулу выше).

Как сделать расход по расчету более точным

Сразу стоит отметить, что если вы активировали опцию Расчет сливов по времени в свойствах датчика уровня топлива, то система будет сравнивать расход по расчету с расходом по ДУТ, а показания последнего, к сожалению, не очень точны. Следовательно, нет необходимости стараться довести математическую модель до идеала, так как в итоге на результат сравнения с ДУТ это может не повлиять.

Но все же вы можете попробовать увеличить точность модели нижеприведенными способами.

Учитывайте больше факторов

Вы можете создать больше ДПРД на основе параметров от трекера, которые описывают влияющие на расход факторы.

Стоит отметить, что на расход влияет множество факторов, но степень их влияния может различается. Например, устанавливать датчик влажности воздуха, верояно, не стоит, хотя она тоже может влиять на расход. Измерять давление в шинах уже имеет больше смысла, хотя с другой стороны лучше просто не допускать использования ненакачанных шин. Но не стоит рассчитывать на высокую точность математической модели, если вы решили игнорировать вес груза, который можно измерить с помощью датчика нагрузки на ось. То есть к выбору учитываемых факторов нужно подходить с учетом степени их влияния на результат.

Увеличьте точность измерения параметров

Данная рекомендация следует из предыдущей. Чтобы улучшить результат, вы можете не только увеличить количество датчиков, но и использовать датчики более высокой точности.

Увеличьте частоту генерации сообщений

Если влияющие на расход факторы часто изменяются, то трекер должен также часто генерировать сообщения, иначе учесть их в полной мере не получится. Например, это касается поездок по городу, в рамках которых автомобиль за 10 минут может постоять на нескольких светофорах, но если за это время в память трекера записывается всего лишь одно сообщение, то математическая модель просто не сможет учесть каждое изменение скорости.

Почему расход по расчету показывает неправильные значения

Причин у такого поведения может быть несколько.

  1. Используемые в Мастере расхода по расчету нормы могут отличаться от реальных (например, из-за износа транспортного средства). В таком случае вы можете на практике проверить их соответствие реальности.
  2. Это может быть связано с некорректной настройкой расхода по расчету. Проверьте, чтобы в свойствах датчика работы двигателя было указано ненулевое значение в строке Расход, литров в час. Также убедитесь, что датчик работы двигателя и ДПРД связаны.
  3. Частота генерации сообщений трекером может быть слишком низкой.
  4. Это может объясняться поломкой датчика, показания которого используются в математической модели.
  5. В некоторых случаях система может считать, что зажигание было включено все время, пока трекер не присылал сообщений. В таком случае математическая модель покажет, что все это время двигатель должен был тратить топливо. Для исправления ситуации попробуйте установить корректное значение опции Максимальный интервал между сообщениями на вкладке Дополнительно в свойствах объекта. Достичь такого же результата можно и с помощью опции Таймаут в свойствах датчика зажигания.

При возникновении вопросов по конкретным практическим случаям вам стоит обратиться в техподдержку через почту support@wialon.com . Обязательно указывайте в вашем письме краткое описание ситуации со скриншотами, точное имя объекта, имя шаблона отчета для проверки, минимальный интервал времени для проверки (например, не месяц, а одни сутки), а также прочие важные детали.

Олег Жарковский , Инженер Customer Service 2021-06-05

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *