Как проверить масляный насос
Перейти к содержимому

Как проверить масляный насос

  • автор:

МАСЛЯНЫЙ НАСОС диагностика и ремонт. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА

Масляный насос главная деталь любого двигателя. И от его состояния напрямую зависит сколько двигатель проживет. Падение давления масла на классике чаще всего связано именно с неисправностью масляного насоса. Проверить состояние масляного насоса классических жигулей совсем не сложно. На видео попытался показать не только диагностику и замену масляного насоса на ВАЗ 2101-07, но и некоторые моменты на которые так же стоит обратить внимание при ремонте или замене масляного насоса на жигулях.

10 августа 2017 Метки: своими руками

Как проверить масляный насос: диагностика и советы

Как проверить масляный насос двигателя автомобиля

Если на приборном табло автомобиля загорается индикатор давления смазки внутри картерного отсека – это причина для диагностики системы. Наша редакция собрала информацию о том, как проверить масляный насос и каковы последствия неисправности.

Как проверить масляный насос двигателя автомобиля

Последствия поломки

Масляный насос отвечает за подачу необходимого количества смазки к нагруженным узлам. В случае отказа механизма, может начаться масляное голодание элементов ДВС, что чревато такими последствиями:

  • проворачивание вкладышей коленвала;
  • износ подшипников;
  • перегрев камеры сгорания;
  • образование задир на парах трения;
  • отказ или заклинивание двигателя.

Как проверить маслонасос

Как проверить масляный насос

Перед дефектовкой агрегата, требуется его проверка. Самым простым способом считается диагностика на месте, (без снятия детали). Этот метод аналогичен для всех разновидностей автомобилей, за исключением рабочего давления (каждый мотор имеет уникальные показатели). Последовательность действий выглядит так.

  1. Выкрутить из гнезда датчик давления масла.
  2. При помощи переходника, установить в отверстие жидкостный манометр, в идеале механический.
  3. Первый этап проверки происходит на холодную. Замеряется давление холостых оборотов и при повышении нагрузки до 5000-5600 об/мин. Получившиеся результаты сравниваются с эталоном.
  4. Вторая часть выполняется после прогрева лубриканта до температуры +90 градусов Цельсия. Последовательность замера остается прежней.

Рекомендуемые пороги и значения для разных модификаций ДВС отличаются. Однако в случае более 10% разницы – механизм однозначно подлежит ремонту.

Важно! Не рекомендуется брать за эталон нормы давлений других автомобилей. Точную информацию и допустимые отклонения, можно найти внутри сервисного руководства транспортного средства или технической документации.

Дефектовка маслонасоса

Дефектовка

Дефектовка масляного насоса осуществляется исключительно после демонтажа. 90% моторов не позволяют снять агрегат без полной разборки картера. Таким образом, перед снятием необходимо слить масло, и разобрать мотор для получения доступа к детали.

Непосредственно выявление, устранение дефектов, разборка узла для каждой машины происходит индивидуально. Это обусловлено отличиями конструкций, допустимых рабочих зазоров масляных насосов разных поколений и модификаций.

Видео

Вернуться на главную.

Итог

Самостоятельный ремонт автомобиля допускается исключительно после изучения устройства механизма. Узнав, как проверить масляный насос, можно самостоятельно установить причину падения давления внутри системы. Однако полный ремонт и дефектовку прибора, лучше доверить квалифицированному специалисту.

Как часто необходимо менять масляный насос

Ремонт масляных насосов двигателя может стать необходимостью по самым неожиданным причинам. Любая мельчайшая поломка в масляном насосе может колоссально навредить работе двигателя авто, поскольку нерегулярная работа насоса не сможет обеспечить качественный переход масла по всей узловой системе двигателя.

Очевидные признаки прихода насоса в негодность могут быть самыми разными – низкое качество эксплуатируемой жидкости, недостаточный уровень масла в картере, приход в негодность расходных механизмов, засор и износ сетки и иные. Владелец авто может проверить исправность насоса даже без снятия его с автомобиля.

Первые симптомы «болезни» насоса

Мастера определяют сразу несколько объективных признаков поломки масляного насоса. К их числу принято относить:

  • Снижение уровня масла в двигателе. Этот признак может свидетельствовать и о другой проблеме, поэтому в большинстве случаев автомобилю может потребоваться диагностика;
  • Повышение нормального предела давления жидкости в агрегате. Чрезмерное количество моторного масла выдвигает механизмы из мест их уплотнений, например, это сальники, прокладки, узлы смещения фильтров и пр. Иногда автомобиль и вовсе откажется ехать — здесь тоже может быть проблема избыточного количества масла в двигателе;
  • Увеличение расхода жидкости. Повышенный расход масла может говорить сразу о нескольких проблемах, поскольку масло не должно расходоваться в более высоком объеме, чем обычно.

Причины поломок масляного насоса

Точную причину выхода масляного насоса их строя можно определить в диагностическом центре. Существует несколько типовых причин, которые наиболее часто встречаются в автомобильной практике:

  1. Забилась сетка маслоприемника. Эта сетка размещается на входной части поступления масла. Она необходима для фильтрования моторного масла. Любой механизм может забиваться мусором и шлаками. Сетка защищает насос от мусора и забивания;
  2. Неисправность клапана масляного насоса. В этом случае следует проверить работоспособность пружины и поршня – они комплектуются вместе с насосом;
  3. Износ насоса изнутри. Эта причина абсолютно естественная, поскольку у любого узла есть свой собственный срок годности;
  4. Износ рабочих механизмов насоса – оси, лопасти и пр. Может происходить по естественным причинам или по причине нерегулярной замены масла;
  5. Использование неподходящего масла. Масло должно быть качественным и подходящим для характерного автомобиля и периода эксплуатации;
  6. Неправильная сборка механизмов насоса. При неправильной сборке в насос может попадать грязь и мусор. Он также может работать неправильно, не достигая нужных целей в работе;
  7. Снижение уровня масла в картере. По этой причине насос перегружается, быстрее нагревается и выходит из строя раньше, чем положено по сроку его эксплуатации;
  8. Загрязнение масляного фильтра. Аналогично со снижением уровня масла, насос перегружается и начинает работать на избыточных мощностях.

Не всегда можно определить причину поломки. Во всех случаях рекомендуется провести полную диагностику масляной системы, чтобы точно удостовериться в поломке и ее локализации. Диагностика насоса проводится в любом автосервисе, в том числе в Москве и в других городах страны.

Когда менять масляный насос

Срок службы масляного насоса строго индивидуален. Во многом, его долговечность будет зависеть от характера езды, качества масла, режима поездки и от своевременной замены расходных и неисправных механизмов.

Отечественные агрегаты могут без труда прослужить до 150 тысяч километров. Современные автопроизводители устанавливают в авто насосы, которые подлежат замене через 250-300 тысяч километров.

Стоит отметить, что насос может выйти из строя раньше указанного периода. Каждый случай и каждый конкретный автомобиль индивидуален.

Как проверить исправность масляного насоса

Существуют две разновидности проверки масляного насоса – без его снятия и со снятием. Убедиться в поломке насоса без снятия можно лишь в случае, когда он явно поврежден или засорен.

Проверка масляного насоса без демонтажа

Перед проверкой рекомендуется проанализировать уровень давления масла в узле. Для этого необходимо использовать манометр. Так можно убедиться в ошибке на приборной панели. Стоит учитывать тот факт, что давление можно падать при «горячей» эксплуатации – когда мотор прогрелся полностью. Поэтому такой замер проводится на холостых оборотах в условиях прогретого двигателя. Для каждого авто значение уровня описано в регламентационной книжке.

Проверка масляного насоса с демонтажем

С этим способом все предельно просто – масляный насос демонтируется из автомобиля. Далее проверяются все соединительные узлы и сам насос на предмет естественного износа. Следующий шаг – проверка качества масла внутри насоса, в это же время проверяется масляная сетка. Явные признаки деформации, износа и некачественного масла прямо свидетельствуют о том, что масло следует заменять, при том, как можно скорее.

Самостоятельно проверяем исправность масляного насоса ВАЗ

Двигатель внутреннего сгорания в автомобилях ВАЗ нуждается в непрерывной смазке. Если циркуляция масла в моторе по каким-то причинам нарушается, то работать ему осталось недолго. За подачу смазки в двигатель отвечает масляный насос, который, как и любой другой узел, со временем изнашивается и выходит из строя. К счастью, автовладелец может заменить маслонасос самостоятельно.

Назначение и виды автомобильных маслонасосов

Назначение масляного насоса состоит в том, чтобы создавать необходимое давление в системе смазывания двигателя. Масло под действием высокого давления по специальным каналам поступает ко всем трущимся частям мотора, интенсивно снижает их трение друг о друга, тем самым предотвращая досрочный износ.

Маслонасос ВАЗ

Масляный насос автомобиля ВАЗ, регулируемый, с редукционным клапаном

Типы масляных насосов

На автомобилях ВАЗ в разное время применялись различные типы насосов. Перечислим их:

  • насосы нерегулируемые. В их конструкции отсутствует редукционный клапан, так что давление в смазывающей системе всегда остаётся постоянным;
  • насосы регулируемые. Они оборудованы редукционным клапаном, так что давление в смазывающей системе автомобиля может меняться в зависимости от оборотов мотора;
  • насосы роторные. Главный элемент такой конструкции — ротор с небольшими металлическими лопастями, который и перекачивает масло. В регулируемых насосах этого типа помимо ротора всегда имеется статор с пружиной. Это устройство обеспечивает постоянное давление в системе смазывания независимо от скорости вращения коленвала;
  • насосы шестеренные. В насосах такого типа ротор с лопастями отсутствует. Его функцию выполняет пара шестерёнок с длинными зубьями. Эти зубья играют роль лопастей при перекачке масла.

Достоинства регулируемых роторных маслонасосов

Практически на всех современных автомобилях ВАЗ (начиная с ВАЗ 2114 и выше), устанавливаются регулируемые масляные насосы роторного типа.

Устройство роторного маслонасоса ВАЗ

Основные элементы конструкции регулируемого роторного маслонасоса ВАЗ

Вот основные достоинства этих устройств:

  • при использовании регулируемого маслонасоса мощность двигателя увеличивается на 30%. Это происходит за счёт снижения коэффициента мощности, отбираемой у мотора сторонними устройствами;
  • с регулируемым маслонасосом масло приходится менять реже, так как скорость оборотов коленвала снижается, а значит, снижается и их количество;
  • регулируемый маслонасос практически не вспенивает масло. Проблема, актуальная для нерегулируемых шестеренных насосов, была успешно решена в насосах роторных.

Принцип действия современных роторных насосов ВАЗ

После запуска двигателя автомобиль начинает движение и постепенно ускоряется. Коленчатый вал при этом вращается всё быстрее. С увеличением скорости вращения вала давление в смазочной системе мотора постепенно падает, а потребность в притоке нового масла — возрастает.

Работа роторного маслонасоса ВАЗ

Схема перекачивания масла насосом роторного типа на автомобилях ВАЗ

По мере снижения масляного давления пружина на подвижном статоре насоса разжимается, прикреплённый к ней статор начинает вращаться, затем смещается и входит в зацепление с ведомым ротором. Так начинается всасывание масла в полость насоса. Затем масло выдавливается в двигатель лопастями ротора и цикл всасывания повторяется.

Расположение маслонасоса в автомобилях ВАЗ

Масляный насос в автомобилях ВАЗ является частью двигателя, поэтому увидеть его, просто открыв капот, не удастся. Чтобы добраться до маслонасоса, автомобиль необходимо установить на смотровую яму, снять с него картерную защиту, а потом поддон.

Расположение маслонасоса ВАЗ

Чтобы добраться до маслонасоса, с автомобиля ВАЗ придётся снять поддон и картер

Признаки поломки масляного насоса

Понять, что маслонасос вышел из строя, нетрудно. Перечислим симптомы, однозначно указывающие на поломку этого устройства:

    лампочка давления масла на приборной панели постоянно горит. Обычно это происходит из-за засорения или поломки редукционного клапана в насосе. Как только этот элемент ломается, давление масла в смазочной системе резко возрастает, о чём и сигнализирует лампочка, горящая даже на холостых оборотах;

Лампа давлениия масла на приборной панели ВАЗ

Постоянное горение этой лампочки говорит о поломке маслонасоса

Проверка маслонасоса на износ с помощью щупов

  1. Масляный насос снимается с автомобиля и разбирается. Отделяется редукционный клапан и приёмный патрубок. Все детали насоса тщательно промываются в керосине.
  2. После промывки необходимо осмотреть каждую деталь на предмет трещин или деформации. Повреждённые детали придётся заменить. Если никаких повреждений не выявлено, можно начинать замеры.
  3. Сначала с помощью щупа замеряются зазоры между корпусом насоса и зубцами шестерён. Зазор не должен превышать 0,2 мм.

Измерение зазора в маслонасосе ВАЗ

Расстояние между зубьями и корпусом маслонасоса измеряется специальным щупом

Видео: как проверить масляный насос

Диагностика маслонасоса на стенде

В крупных автосервисах имеются универсальные стенды для быстрой проверки масляных насосов практически любых типов. Процедура проверки маслонасосов автомобилей ВАЗ, как правило, состоит из двух этапов:

  • проверка редукционного клапана;
  • проверка собранного маслонасоса.

Первый этап проверки заключается в следующем: редукционный клапан, предварительно снятый с насоса, устанавливается на стенд и на него через систему патрубков подаётся керосин. Давление керосина постепенно увеличивается с помощью специальных регуляторов.

Стенд для проверки маслонсосов ВАЗ

Проверка маслонасоса ВАЗ на стенде происходит в два этапа: сначала клапан, потом сам насос

Задача специалистов сводится к тому, чтобы зафиксировать, при каком давлении клапан откроется, а при каком — полностью закроется.

Редукционный клапан маслонасоса ВАЗ

Основные элементы конструкции типового редукционного клапана автомобилей ВАЗ

Редукционный клапан считается исправным, если он открывается при давлении в 7 кг/см², а закрывается при давлении в 16 кг/см². Если подобного не наблюдается, необходимо подтянуть (или, наоборот, ослабить) пружину на клапане и повторить проверку. После диагностики клапана насос полностью собирается и проверяется целиком. Для этого обычно используют смесь, на 70% состоящую из моторного масла и на 30% — из керосина. Фиксируется давление, которое насос создаёт на выходном патрубке. Устройство считается исправным, если при скорости вращения ротора в 250 об/мин на выходе создаётся давление в 35 кг/см².

Замена масляного насоса на автомобилях ВАЗ

  1. Машина ставится на смотровую яму. С помощью торцового ключа на «14» с него снимается защита картера и поддон.

Снятие защиты картера ВАЗ

Защиту картера с автомобиля ВАЗ лучше снимать на смотровой яме или эстакаде

Откручивание крепежа маслонасоса ВАЗ

Крепёжные болты маслонасоса ВАЗ удобно откручивать торцовым ключом

Снятие маслонасоса ВАЗ

Снимая маслонасос ВАЗ, важно не потерять тонкую прокладку, находящуюся под ним

Полная разборка маслонасоса ВАЗ

  1. Снятый с автомобиля насос зажимается в тиски. Торцовым ключом на «12» откручиваются все крепёжные болты выходного патрубка (их 3). Следует отметить, что один из этих болтов короче остальных. Поэтому при разборке необходимо запомнить место, из которого его вывернули.

Болты патрубка маслонасоса ВАЗ

Один из этих крепёжных болтов короче остальных

Снятие патрубка с маслонасоса ВАЗ

Снимая патрубок маслонасоса ВАЗ, важно не потерять шайбу

Редукционная пружина маслонасоса ВАЗ

Пружину редукционного клапана ВАЗ можно снять вручную

Клапан маслонасоса ВАЗ

Чтобы извлечь редукционный клапан ВАЗ, придётся приложить небольшое усилие

Крышка маслонасоса ВАЗ

На крышке маслонасоса ВАЗ не должно быть никаких царапин и заусенцев

Шестерни маслонасоса ВАЗ

Вначале извлекается ведущая шестерня маслонасоса, затем — ведомая

Видео: снимаем и разбираем маслонасос ВАЗ

Снять масляный насос с автомобиля ВАЗ не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всё, что для этого нужно — хорошая смотровая яма, которая есть в большинстве гаражей, и час свободного времени. Задача вполне по силам начинающему автолюбителю, так что ему не придётся платить за эту работу профессиональным механикам.

  • Автор: Алексей Степанов
  • Распечатать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *