Как проверить датчик дождя на работоспособность
Перейти к содержимому

Как проверить датчик дождя на работоспособность

  • автор:

Проверка датчика дождя и света

Одной из причин замены блока ВСМ была установка датчика дождя и света.
Все тот же Александр в записях своего БЖ рассказывал об установке такового.
Подходит датчик с номером 5K7 955 559 B, который легко можно купить на сайте Aliexpress по цене в ~3-5 раз ниже, чем в российских интернет магазинах запчастей.
Я периодически мониторил сайт, ведь покупать было нужно и я не мог этого не делать. И в один из вечеров я наткнулся на ОЧЕНЬ выгодное предложение одного из продавцов, по отзывам не лучшего, но и далеко не самого худшего. Цена тогда была примерно на 150 рублей ниже, чем обычно самая низкая из всех предложений, ВСЕГО 524 (!) рубля. Получилось, что я купил датчик по цене в ~7 раз ниже чем в РФ на сайтах, чему очень рад, чего и Вам желаю!
Параллельно с датчиком были куплены еще 2 запчасти: 1C0 973 119B — разъем, без него, весьма проблематичной была бы проверка датчика, и 4M0 845 543 — кронштейн датчика/зеркала, его просто купил и всё, потом бы все равно пришлось бы покупать))
В разъем датчика необходимы 3 клеммы под обжим N 907 647 01 или 1.5 ремонтных провода 000 979 009 (продаются только целыми)

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2

Не всегда, но чаще всего я стараюсь проверить товар, прежде чем подтвердить получение товара. Так произошло и с датчиком.
Для этого я стал подключать датчик к проводам, которые заготовил для его подключения в районе зеркала. Спрятаны они были за обшивку левой стойки во время замены блока, но мне пришлось их вытаскивать оттуда под боковую крышку торпедо.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2

С «массой» для датчика и зеркала я вопрос так и не решил, был среди проводов только «+», а поэтому я подумал, что для проверки датчика его можно будет запитать от внешнего источника питания, а именно, от маленькой АКБ, но таким методом ничего проверить не получилось, датчик, подключенный к LIN и запитанный от внешней АКБ не определялся. Видимо, значения выдаваемые датчиком, запитанным «со стороны», после обработки не соответствовали значениям при данном напряжении батареи автомобиля.

Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2

Пришлось «+» брать с приведенных проводов, а «массу» просто прижать пальцем к траверсе торпедо. В итоге, все получилось и я оставил положительный отзыв на следующий день после проверки.

Запчасти на фото: 7E0937090, 5K7955559B, 6R0959802P, 6R0959811D, 6R0959801M, 7E0937090B, 6R0959812D, 131015. Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2Запчасти на фото: 6R0959802P, 6R0959812D, 5K7955559B, 6R0959801M, 7E0937090B, 6R0959811D, 131015. Фото в бортжурнале Skoda Fabia Mk2

Свет тоже включался и выключался по датчику, но об этом позже и с видео.

Всем удачи и правильных доработок!

Как проверить датчик дождя?

Датчик дождя в вашем автомобиле отвечает за автоматическое включение стеклоочистителей при выпадении осадков. В моделях с электрически управляемыми окнами и/или люком с электроприводом он также может выдать команду на их закрытие.

Если датчик вышел из строя, стеклоочистители и электрические стеклоподъемники могут включаться неправильно или автоматический режим может быть отключен.

В этой статье вы узнаете, как проверить, есть ли в вашем автомобиле датчик дождя и можно ли установить его самостоятельно, если датчика нет, как проверить датчик дождя и как устранить проблему.

Как работает датчик дождя?

Конструктивно датчик дождя состоит из излучателя инфракрасного света и датчика, регистрирующего его отражение. Корпус устройства устанавливается на лобовом стекле. Чтобы проверить, есть ли в вашем автомобиле датчик дождя, просто поищите за салонным зеркалом небольшое устройство с «окошком» и режимом AUTO на рычаге стеклоочистителя.

Можно ли установить датчик дождя самостоятельно?

Бюджетные модели обычно оснащаются датчиком дождя только в люксовых комплектациях. Его можно установить в качестве опции за дополнительную плату, на станциях техобслуживания или внутри предприятия. При установке датчика может потребоваться не только подключение питания, но и активация программного обеспечения с помощью диагностического сканера.

Датчик дождя также может быть установлен в старых или бюджетных автомобилях (ВАЗ, Kia, Hyundai), где эта функция вообще не предусмотрена. В таких случаях хорошо работают простые и недорогие датчики DDA (Rain Sensor Automotive, производство г. Тольятти), которые подключаются вместо обычного реле стеклоочистителя или к разъему рычага стеклоочистителя.

Датчик активируется при включении прерывистого режима, регулируя скорость вращения лопастей в зависимости от интенсивности осадков.

Способ и схема подключения, а также тип совместимого датчика (DDA-15, DDA-25 и т.д.) напрямую зависят от конкретной модели автомобиля. Например, для Hyundai Creta, а также других моделей Hyundai и Kia, в которых управление стеклоочистителем осуществляется отдельным кабелем, подойдет датчик ДДА-70. Распиновка датчика дождя RS-22 для ВАЗ показана на рисунке ниже.

Почему не работает датчик дождя?

Сам датчик дождя представляет собой простое и надежное устройство. Отказы и неисправности обычно связаны с ветровым стеклом или электроникой управления. Замена датчика может потребоваться только в случае его физического повреждения или выхода из строя контроллера из-за падения напряжения в бортовой электросети.

Чтобы предотвратить выход из строя датчика дождя, содержите автомобиль в чистоте, используйте хорошую омывающую жидкость и избегайте чрезмерного износа щеток стеклоочистителя, чтобы они не размазывали ветровое стекло.

По этой же причине не ездите с пустым бачком омывателя и держите экран сухим. Основной причиной неисправности датчика зимой является лед на ветровом стекле. Это можно предотвратить, используя специальное антиобледенительное средство или скорректировав работу нагревателя.

Никогда не обливайте ветровое стекло кипятком и не подвергайте его локальному нагреву для быстрого размораживания! Колебания температуры могут привести к растрескиванию ламината из-за неравномерного расширения.

Если датчик дождя самопроизвольно срабатывает на автомойке, убедитесь, что зажигание выключено и ключ извлечен из замка. Если проблема сохраняется, ищите проблемы в проводке и/или электронной системе.

Как проверить работу датчика дождя?

Перед проверкой датчика дождя в автомобиле очистите область лобового стекла, где он расположен, спиртовым раствором или неагрессивным растворителем.

Средство удаляет жирный слой и другие химические остатки, которые могут быть не видны и не могут быть смыты чистой водой. Также стоит проверить надежность крепления датчика.

Для проверки датчика дождя вам понадобится мультиметр, диагностический сканер и пистолет для распыления воды.

Процедура проверки датчика дождя

  • Активация датчика. Включите зажигание, активируйте стеклоочистители с помощью переключателя на рулевом колесе и опрыскайте водой область датчика на ветровом стекле. После этого стеклоочистители должны работать.
  • Настройка режима работы. Переключатель стеклоочистителя обычно имеет дополнительную накладку, которая регулирует чувствительность датчика. Первый шаг — установить его на самый высокий уровень. Если датчик срабатывает в этом режиме, но только при большом количестве воды, проблема может заключаться в неправильной калибровке.
  • Проверка данных датчика. Лучший способ проверить работу датчика дождя — считать ошибки ЭБУ с помощью бортового компьютера или диагностического сканера. Универсальных кодов для этой неисправности не существует, каждый производитель использует свои собственные.
  • Работоспособность передатчика можно проверить, направив камеру телефона на датчик снаружи. Цифровые датчики, в отличие от человеческого глаза, могут видеть часть, но не весь инфракрасный диапазон. Поэтому этот метод подходит только для датчиков, излучающих короткие длины волн.
  • Проверьте сигнал. Датчик может работать, но не выдавать сигнал для активации стеклоочистителей. В этом случае сначала проверьте предохранитель и реле стеклоочистителя. Найдя электрическую схему автомобиля, проверьте напряжение на проводах реле стеклоочистителя. Если при попадании воды в зону датчика на управляющем контакте присутствует напряжение 12 вольт — сам датчик, его драйвер и переключатель в порядке, но проблема кроется в подключении двигателя стеклоочистителя или его проводке. Если управляющий сигнал отсутствует, а стеклоочистители работают напрямую (принудительно или подавая напряжение на силовой контакт), проблема заключается в датчике, его проводке или выключателе.

Датчик дождя может не работать, если эта функция не активирована.

Как активировать датчик дождя?

Обычная активация датчика дождя осуществляется с помощью переключателя на лобовом стекле. Для этого сдвиньте его вверх и выберите чувствительность датчика с помощью кольца или «флажка». В этом случае стеклоочистители должны включаться автоматически, как только вода соприкасается со стеклом.

Во многих автомобилях работа датчика может быть настроена через меню в головном устройстве или на приборной панели. За работу отвечает одноименная опция (Rain Sensor на английском языке), которую необходимо переключить на «on» или «вкл.».

В некоторых случаях (скачок напряжения, отсоединение клеммы аккумулятора, вмешательство в прошивку ЭБУ) датчик может «разболтаться», и для его повторной активации необходимо активировать датчик. Также иногда случается, что соответствующие параметры были установлены на заводе, но не активированы в микропрограмме.

Такие случаи встречаются, например, в автомобилях Jeep и Fiat.

Как активировать датчик дождя, который был «отключен» или деактивирован на заводе?

Если датчик отключен на программном уровне, для его активации требуется диагностический сканер OBD-II и программное обеспечение для конкретного автомобиля. Для группы Fiat (Stellantis) это AlfaOBD, для VAG — ODIS или VAG-COM (VCDS), для BMW — BMWDiagnos и т.д.

Вы также можете попробовать универсальные (многопользовательские) программы как для ПК или ноутбука, так и для смартфона или планшета (например, ELMConfig, Car Scanner, Carista).

Перед включением датчика дождя необходимо:

  • Установите программное обеспечение на компьютер, телефон или планшет.
  • Подключите диагностический сканер к автомобилю.
  • Подключите программное обеспечение к автомобилю.
  • Выберите раздел, отвечающий за настройку параметров комфорта.
  • Найдите меню активации датчика дождя (Датчик дождя, Датчик дождя/света, RLS и т.д.) и активируйте его. Эта опция также может называться «инициализация датчика дождя». (как в BMW).
  • После применения и сохранения настроек датчик должен успешно инициализироваться в системе и активироваться при правильном положении переключателя.

Список доступных для настройки опций зависит от модели и комплектации автомобиля. Например, в некоторых моделях можно настроить автоматическое закрытие окон и люка. Например, на автомобилях VAG для активации функции управления закрытием окон по датчику дождя необходимо выбрать «закрывать в дождь» в разделе настроек меню RLS.

Датчик дождя (осадков), устройство, неисправности, ремонт, самостоятельная установка

Современные автомобили постоянно радуют нас новыми системами автоматизации рабочего места водителя. Среди предпоследних новшеств находится датчик дождя, точнее, атмосферных осадков. Таки датчики устанавливались на некоторые автомобили еще в прошлом веке, но только сейчас их массово стали ставить в серийные авто в базовой комплектации.

Назначение

Датчик дождя предназначен для сообщения блоку управления кузовом (многофункциональному блоку) сигналов, которые индицируют наличие выпадения атмосферных осадков в виде обледенения, измороси, дождя, снега на лобовом стекле. Присутствие в наименовании датчика только слова «дождь» является, скорее, историческим фактом. Современные датчики могут самостоятельно адаптироваться к ситуации, когда требуется включение стеклоочистителей. Более продвинутые датчики дождя реагируют на плотность выпадения осадков, и могут управлять скоростью работы дворников, даже включением омывателей.

По исполнению датчики подразделяются:

  • со встроенной системой обработки сигналов;
  • без внутреннего электронного модуля обработки сигналов;
  • датчики дождя в системах дополнительного (нештатного) оборудования.

Принцип работы

Прототип датчика дождя впервые был установлен на американские авто где-то в 60-е годы. Он был сенсорного типа, работой управляла вакуумная лампа. Датчик был настолько капризен, что мог срабатывать на прикосновения мелких насекомых. От датчиков отказались и забыли на пару десятилетий.

Вновь вспомнили о системе контроля за осадками после того, как стали применяться оптические устройства типа оптрона. Оптрон представляет пару электронных устройств, работающих в едином модуле: светодиод и фотодиод. Светодиод излучает световой луч при протекании через него тока. Фотодиод вырабатывает электрический сигнал при воздействии светового потока.

Принцип работы датчика демонстрирует эта схема.

Датчик дождя закрепляется на внутреннюю поверхность лобового стекла. Чаще всего выбирается такая зона, которая не затеняет обзор, и находится в верхней его части. Обычно это в районе салонного зеркала заднего вида. Светодиоды направляют луч на лобовое стекло таким образом, чтобы в результате отражения от сухой внешней поверхности стекла, он возвращался на фотодиод.

Если на поверхность лобового стекла попадают капли дождя, имеющие другой коэффициент преломления по отношению к материалу, из которого изготовлено лобовое стекло, лучи будут отражаться под другим углом (либо вообще проходить сквозь капли). В любом случае, интенсивность попадающего на фотоприемник сигнала уменьшится (в некоторых конструкциях увеличится). Электронный блок обработки информации сделает вывод, что идут осадки, подаст сигнал на срабатывание дворников. Уровень срабатывания датчика дождя обычно регулируется. Таким образом, можно изменять его чувствительность на различные осадки.

Осадки в виде снега для срабатывания датчика должны первоначально превратиться в капли воды. Для этого стекло требуется сначала разогреть. В некоторые датчики для ускорения реакции встраивают собственные локальные нити подогрева стекла. С целью уменьшения помех и отсутствие реакции на световые излучатели датчики работают в инфракрасном диапазоне (подобно телевизионным пультам управления).

Основные причины неисправности

В процессе эксплуатации датчики дождя относительно часто выходят из строя. Основные причины:

  1. Замена лобового стекла после дорожно-транспортного происшествия или трещины. Стекла на вторичном рынке и на предприятиях-изготовителях обычно не оснащены датчиком дождя. Как правило, демонтируют с поврежденного стекла старый датчик, и переносят его на новое стекло. Во время демонтажа или ДТП на рабочей поверхности могут образоваться трещины. Кроме этого, на поверхности датчика может остаться засохший гель или клей, который меняет траекторию отраженного луча. Датчик становится неработоспособным. Есть мастерские, которые могут шлифануть рабочую поверхность датчика, но эта операция не всегда удачна. Прикреплять новый датчик также следует с использованием специального оптического геля.
  2. Неисправность встроенной электроники. Ремонт в данном случае практически невозможен, поскольку внутри датчика применяются специализированные микросхемы.
  3. Установка датчика на стекло другой конструкции, из других материалов. Технологические параметры стекла, особенно триплекса, изменяют коэффициент отражения, могут привести к теоретической неработоспособности датчика, как его не устанавливай.
  4. Нанесение напылений и пленок на лобовое стекло. Если сторонние частицы попадут в рабочую область датчика дождя, он корректно работать не будет.

Проверка работоспособности

Если есть подозрение, что датчик перестал срабатывать, можно проверить его работоспособность с помощью любого пулевизатора. Проверять работоспособность датчика дождя следует при заведенном двигателе, так как он может автоматически срабатывать только во время движения. Время «опрыскивания» области стекла перед датчиком должно быть не менее 10 секунд. Отказ датчика дождя можно диагностировать с помощью компьютерной диагностики. Некоторые автомобили до 2005 года выпуска не позволяют делать диагностику датчика. Если вы приобретаете автомобиль на вторичном рынке, неисправность датчика дождя является свидетелем возможного серьезного ДТП с повреждением лобового стекла.

Как установить датчик дождя в качестве дополнительного оборудования

Универсальные датчики можно найти в автомагазинах в качестве дополнительного оборудования. Например, датчик дождя ДДА-15 предназначен для установки на некоторые модели отечественных автомобилей ВАЗ. Простота его установки обалденная: датчик необходимо закрепить на лобовое стекло. От него идет провод с разъемом-реле, который включается на место штатного реле стеклоочистителей.

Датчик имеет переключение режимов работы и регулировку чувствительности. Согласно понятной инструкции датчик дождя ДДА-15 может установить любой водитель. Стоимость датчика около 1500 рублей.

Универсальный датчик дождя ДДА-55 имеет провода для подключения к электрооборудованию автомобиля. Для его подключения требуется иметь опыт электромонтажных работ и схему электрооборудования автомобиля.

Почему не работает датчик дождя в автомобиле

5efe205a515b6a0562e2a3d44f527955_w650.jpg

Комментарии: 0 26.05.2022 Датчик дождя в машине осуществляет автоматический запуск стеклоочистителей во время непогоды. Если система выйдет из строя, «дворники» могут срабатывать непроизвольно. Водителю следует узнать, предусмотрена ли в машине такая опция и проверить работу датчика. Узнать, предусмотрен ли в машине датчик дождя, несложно: в этом случае за салонным зеркалом обнаружится блок небольших размеров, на нем есть «окошко». Также следует посмотреть на рычаг управления стеклоочистителями, где должен предусматриваться режим «Auto».

aeeb7f9f1310bc13fcca7f6d3f9dd191_w650.jpg

Система работает следующим образом: специальный датчик определяет присутствие на стекле грязи и воды, после чего активируются стеклоочистители, закрываются окна и люк. В зависимости от того, как сильно намокла или испачкалась поверхность стекла, выбирается скорость работы щеток. В некоторых моделях датчик дождя функционирует совместно с датчиком освещения.

6355812840359cb86adb5bdd90404f60_w650.jpg

Как правило, датчики дождя присутствуют на топовых версиях авто, в бюджетных вариантах систему можно заказать за дополнительную плату. Также есть возможность внедрить дачтик на старые машины. Но следует иметь в виду, что эту систему не ставят на атермальное стекло без специального штатного окошечка. Датчик может не работать в следующих случаях:

  • На стекле есть пятна, разводы от химических средств либо наклеена тонировочная пленка. В этом случае стекло нужно помыть, а пленку убрать.
  • Датчик может перегреться на солнце или от печки и работать некорректно. Потребуется перенаправить потоки теплого воздуха, отключить функцию подогрева стекла и т.д.
  • Контакты нарушены, произошел скачок в бортовой цепи. Следует найти место повреждения и решить проблему.
  • Обмерзание или повреждение стекла.

Чтобы система работала корректно, следует содержать авто в чистоте, использовать качественную стеклоомывающую жидкость, своевременно менять щетки.

Датчик может сработать сам собой на автомойке, в этом случае нужно выключить зажигание машины и убрать ключ из замка.

0e64b29bbb863384b52f6689bfc0d4b1_w650.jpg

Как проверить работу датчика дождя:

  1. Включить датчик, зажигание, запустить систему автозапуска дворников.
  2. Обильно побрызгать водой на поверхность лобового стекла, при этом щетки должны сработать. Но в некоторых моделях система запускается только при движении автомобиля.
  3. Отрегулировать чувствительность сенсора на максимальный уровень, если при таких условиях он активируется только при большом объеме воды на стекле, значит нарушены калибровки.
  4. Протестировать работу систему можно с привлечением бортового компьютера или расшифровать ошибки ЭБУ.
  5. Датчик может функционировать корректно, но сигнал на включение стеклоочистителей не подавать. В этом случае нужно проверить предохранитель и реле, сверив напряжение со схемой проводки автомобиля. Нормой является показатель – 12В. Если с напряжением все в порядке то причина может скрываться в самом датчике, проводке, переключателе.

Также следует принять во внимание тот факт, что датчик будет работать только если эта функция активирована. Это выполняется с помощью подрулевого переключателя, который сдвигают вверх, а затем выбирается чувствительность системы.

Узнайте, как спасти машину от судебных приставов из нашей следующей статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *