Что такое грузовая машина
Перейти к содержимому

Что такое грузовая машина

  • автор:

Как различить легковой и грузовой автомобили?

Грузовой или пассажирский автомобиль?

Транспортные средства в Российской Федерации классифицируются несколькими способами:

  • по категориям водительских прав (A, В, С, D);
  • по техническим категориям (M1-M3, N1-N3).

Причем группы транспортных средств в каждой из этих классификаций собственные.

Для нас наибольший интерес представляют автомобили самой распространенной категории В.

К ним относятся транспортные средства сразу же двух технических категорий: М1 — пассажирские (легковые) автомобили и N1 — грузовые автомобили. Причем правила дорожного движения для небольших грузовиков категории В отличаются от правил для легковушек.

В этой статье разберемся, как определить, к какой категории (легковой или грузовой) должен быть отнесен тот или иной автомобиль.

  • Для чего нужно знать тип транспортного средства?
  • Как различить легковой и грузовой автомобиль на практике?
  • Как вычислить тип автомобиля юридически?
  • Примеры расчета для различных автомобилей:
    • Пример 1. Автомобиль Renault Logan.
    • Пример 2. Грузовая Газель-фургон (ГАЗ 2705).
    • Пример 3. Грузовая Газель с кузовом (ГАЗ 3302).
    • Пример 4. Пикап Volkswagen Amarok.
    • Пример 5. Toyota Land Cruiser 200 (5 мест).
    • Пример 6. Toyota Land Cruiser 200 (7 мест).

    Для чего нужно знать тип транспортного средства?

    Существуют несколько причин, по которым автовладельцы хотят разобраться с типом транспортного средства:

    1. Правила дорожного движения для легковых автомобилей и грузовиков категории В различаются.
    2. Транспортный налог для легковых и грузовых автомобилей рассчитывается по разным формулам. И автовладелец хочет понять, правильно ли налоговая сделала расчет.
    3. Стоимость некоторых платных услуг (платные автодороги, мосты, паромные переправы) различается для легковых и грузовых автомобилей.

    Как различить легковой и грузовой автомобиль на практике?

    Начнем с самой простой ситуации. Имеется автомобиль категории B и требуется определить, является он легковым или грузовым.

    Бывают ситуации, когда не приходится даже задумываться, а вопрос решается сам собой. Например, если в качестве автомобиля выступает пикам с кузовом или грузовая газель, то ответ очевиден — это грузовые автомобили:

    Грузовые автомобили

    Однако на практике можно встретить автомобили, внешний вид которых не позволяет однозначно сказать о том, грузовые они или легковые. В этом случае нужно обратиться к свидетельству о регистрации автомобиля.

    Для решения поставленной задачи нужно найти поле «Тип ТС». Именно значение этого поля определяет, является машина грузовой или легковой:

    • легковой;
    • легковой автомобиль;
    • легковой универсал;
    • грузовой;
    • грузовой бортовой;
    • грузовой фургон;

    В 99% случаев изучение свидетельства о регистрации позволяет понять, является автомобиль легковым или грузовым. И этой информации должны быть достаточно для обжалования штрафов, налогов, стоимости платных услуг и т.д.

    Однако иногда можно найти в поле «Тип ТС» неоднозначную запись. Например, «специализированный прочее» или «прочее». Она не позволяет получить нужную информацию.

    Примечание. Если в Вашем свидетельстве о регистрации именно такая запись, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для его замены. При этом нужно специально обратить внимание сотрудников ГИБДД на то, что Вам требуется запись со словом «легковой» или «грузовой».

    Так вот, если запись в поле неоднозначная, то вычислить тип автомобиля можно и другим способом. Он рассмотрен ниже.

    Как вычислить тип автомобиля юридически?

    Итак, предположим что Вам потребовалось узнать тип автомобиля. На это могут быть разные причины:

    • Водитель считает, что информация внесена в свидетельство о регистрации с ошибкой. Такое на практике встречается, пусть и не очень часто.
    • Поле в свидетельстве о регистрации имеет неоднозначное значение «прочее».
    • Автомобиль недавно ввезен в Россию из-за рубежа и на него еще не получены документы. Автовладелец хочет заранее понять, какая категория будет присвоена машине.

    Рассмотрим пункт 1 примечания к Приложению N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011):

    • M1, если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза;
    • N, если это условие не выполняется.

    Данный пункт говорит нам о следующем:

    • Автомобиль является пассажирским (легковым), если расчетная масса пассажиров превышает расчетную массу груза.
    • Автомобиль является грузовым, если расчетная масса грузов превышает расчетную массу пассажиров.

    Разберемся, как вычислить эту информацию на основе свидетельства о регистрации или любого другого документа, содержащего сведения о разрешенной максимальной массе ( РММ ), массе без нагрузки ( МБН ) и количестве пассажирских мест ( КПЧ ).

    1. Выпишите значения РММ (поле «Разрешенная max масса, кг») и МБН (поле «Масса без нагрузки, кг»).

    2. Запишите количество пассажирских мест КПЧ . Место водителя при этом учитывать не нужно.

    Например, для стандартного пятиместного автомобиля КПЧ = 4.

    3. Посчитайте расчетную массу пассажиров ( РМП ) по следующей формуле:

    4. Посчитайте расчетную массу груза ( РМГ ) по следующей формуле:

    РМГ = РММ — МБН — РМП

    5. Сравните полученные значения РМП и РМГ .

    Если пассажирская масса РМП больше, то автомобиль пассажирский. Если больше масса груза РМГ , то автомобиль грузовой.

    Примеры расчета для различных автомобилей

    Рассмотрим несколько примеров расчета типа автомобиля:

    Пример 1. Автомобиль Renault Logan

    РММ = 1800
    МБН = 1425
    КПЧ = 4

    РМП = 4 * 68 = 272 кг
    РМГ = 1800 — 1425 — 272 = 103 кг

    Расчетная пассажирская масса превышает грузовую, поэтому автомобиль легковой.

    Пример 2. Грузовая Газель-фургон (ГАЗ 2705 — 7 мест)

    РММ = 3500
    МБН = 2090
    КПЧ = 6

    РМП = 6 * 68 = 408 кг
    РМГ = 3500 — 2090 — 408 = 1002 кг

    Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

    Пример 3. Грузовая Газель с кузовом (ГАЗ 3302)

    РММ = 3500
    МБН = 1850
    КПЧ = 2

    РМП = 2 * 68 = 136 кг
    РМГ = 3500 — 1850 — 136 = 1514 кг

    Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

    Пример 4. Пикап Volkswagen Amarok

    РММ = 3040
    МБН = 1968
    КПЧ = 4

    РМП = 4 * 68 = 272 кг
    РМГ = 3040 — 1968 — 272 = 800 кг

    Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

    Пример 5. Toyota Land Cruiser 200 (5 мест)

    РММ = 3300
    МБН = 2585
    КПЧ = 4

    РМП = 4 * 68 = 272 кг
    РМГ = 3300 — 2585 — 272 = 443 кг

    Расчетная грузовая масса превышает пассажирскую, поэтому автомобиль грузовой.

    Пример 6. Toyota Land Cruiser 200 (7 мест)

    РММ = 3300
    МБН = 2585
    КПЧ = 4

    РМП = 6 * 68 = 408 кг
    РМГ = 3300 — 2585 — 408 = 307 кг

    Расчетная пассажирская масса превышает грузовую, поэтому автомобиль легковой.

    Довольно показательными являются примеры 5 и 6. В них рассматривается одна и та же модель автомобиля (Toyota LC200). Различие лишь в том, что расчет проведен для 5-местного и 7-местного салонов. При этом 5-местная версия по расчету оказалась грузовой, а 7-местная — пассажирской.

    Существует ли легковой автомобиль категории С?

    Предлагаю в рамках этой статьи рассмотреть еще один любопытный вопрос. А именно, может ли существовать автомобиль, который по расчету является пассажирским (легковым), но по своей массе относится к категории С.

    Еще раз напомню, что граница между категориями прав B и C проведена по разрешенной максимальной массе. Автомобили до 3,5 тонн попадают в категорию В, а автомобили тяжелее — в категорию С.

    С другой стороны, в техническом регламенте пассажирские автомобили относятся к категориям М1, М2 и М3. Граница между категориями М1 и М2 проведена по количеству пассажирских мест. Если пассажирских мест 8 или меньше, то это категория М1, а если больше, то категория М2.

    Нужно рассчитать, может ли существовать пассажирский автомобиль (категория М1), который по массе относится к категории прав С.

    Для расчета возьмем в качестве значения разрешенной максимальной массы минимальное значение для категории С:

    В качестве количества пассажирских мест возьмем максимальное значение для пассажирских транспортных средств:
    КПЧ = 8

    В этом случае расчетная пассажирская масса:
    РМП = 8 * 68 = 544 кг

    Чтобы автомобиль был пассажирским, масса груза должна быть меньше, чем пассажирская:
    РМГ = 543 кг

    Остается рассчитать лишь массу автомобиля без нагрузки:
    МБН = 3501 — 544 — 543 = 2414 кг.

    Данный расчет позволяет сделать вывод о том, что на практике может существовать автомобиль, который, с одной стороны, является пассажирским, а с другой стороны относится к категории С.

    Примечание. Читатели pddmaster.ru что легковые автомобили категории С, действительно, существуют. GMC Savana, минивэн, разрешенная максимальная масса: 3 900 кг, категория: С, тип тс: легковой универсал.

    При этом у водителя может возникнуть закономерный вопрос. А какая категория нужна, чтобы управлять легковым автомобилем категории С? Ведь категория С является «грузовой».

    Для поиска ответа обратимся к закону «О безопасности дорожного движения»:

    категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    И ответ в данном случае довольно простой. Категория С является «грузовой» только в головах водителей. В законе слово «грузовая» не используется, поэтому легковые автомобили тяжелее 3,5 тонн также относятся к категории С.

    Примечание. На практике автопроизводители стараются не выпускать серийные легковые машины категории С, т.к. это серьезно ограничивает круг покупателей (машина не интересна водителям, имеющим только категорию В).

    Тем не менее, на практике такие автомобили существуют. Например, если на легковой автомобиль, масса которого близка к 3,5 тоннам, устанавливается броня, то он переходит в категорию С. Естественно, таких случаев не очень много.

    В заключение хочу отметить, что выше мы разобрали формулу, по которой можно определить, является автомобиль легковым или грузовым. Вы можете провести подобный расчет для собственной машины. И если окажется, что расчетный тип ТС отличается от указанного в документах, то Вы можете обратится в ГИБДД для исправления этой неточности.

    Удачи на дорогах!

    Обновлено: 26 июля 2021
    Максим Калашников

    эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

    Виды грузовых автомобилей и сфера их использования

    Какие бывают? Виды грузовых автомобилей делятся в зависимости от типа двигателя и состава, различаются типом кузова и эксплуатационными характеристиками, среди которых грузоподъемность, количество осей, полная масса.

    Где применимы? Любые грузовые автомобили являются составной частью логистики. Они обеспечивают надежный и эффективный способ транспортировки грузов из одного места в другое. Также ни одна стройка не обходится без этой спецтехники.

    Из этого материала вы узнаете:

    1. Виды грузовых автомобилей по составу
    2. Типы прицепов и полуприцепов
    3. Виды грузовых автомобилей по типу топлива
    4. Виды грузовых автомобилей по типу кузова
    5. Виды грузовых автомобилей с открытым типом кузова
    6. Виды грузовых автомобилей со специальным типом кузова
    7. Виды грузовых автомобилей по эксплуатационным характеристикам
    8. Часто задаваемые вопросы о видах грузовых автомобилей

    Виды грузовых автомобилей по составу

    Грузовые автомобили бывают:

    • одиночными;
    • сцепками (автопоездами).

    Одиночными называются те транспортные средства, чьи кузов и кабина стоят на одном раме и являются монолитной конструкцией.

    Сцепка же формируется из нескольких компонентов, соединённых между собой как вагоны поезда. Их можно разделить. Сцепка, в классификации грузовых автомобилей, – это такие виды, как седельный тягач с фурой (полуприцепом), фургон с прицепом. Но попадаются и нестандартные конфигурации вроде седельного тягача, к которому присоединены прицеп и полуприцеп. У такого транспорта объём доходит до 120 кубометров. Впрочем, сформировать автопоезд бесконечной длины не получится: закон РФ допускает сцепки не длиннее 20 м.

    Типы прицепов и полуприцепов

    Прицеп является самостоятельным транспортным средством, поскольку не нуждается, как полуприцеп, в опоре, чтобы сохранять равновесие.

    Полуприцепом называется особая разновидность прицепа, чья передняя часть опирается на «локомотив» и присоединяется к нему с помощью седельно-сцепного устройства.

    Прицепы для грузовых автомобилей бывают следующих видов:

    • тентованные прицепы;
    • самосвальные;
    • контейнерные цельнометаллические;
    • изотермические;
    • рефрижераторные;
    • бортовые.

    Читайте также!

    Полуприцепы тоже делятся на категории:

    • тентованные;
    • полуприцепы-самосвалы;
    • контейнеры;
    • низкорамные тралы;
    • платформы;
    • цистерны и контейнеры-цистерны;
    • рефрижераторные.

    Также существуют узкоспециализированные полуприцепы:

    • лесовоз;
    • автовоз;
    • скотовоз (для транспортировки сельскохозяйственных животных);
    • контейнеровоз (платформа, на которой перевозят морские контейнеры);
    • тракторный полуприцеп (насыпной, бортовой или самосвальный) для сельхозработ.

    Особого внимания заслуживает такой вид грузовых автомобилей, как фура. Размеры и характеристики фур разные:

    • Еврофуры. Это самая распространённая и типичная разновидность полуприцепов. Еврофуры имеют высоту 2,45-2,7 м, а по длине не превышают 13,6 м. Их внутренний объём, следовательно, тоже разный (82-90 кубометров). Грузоподъёмность колеблется в пределах 20-24 тонн.
    • Джамбо. Длина таких полуприцепов чуть больше – 13,8 м – а полезный объём достигает 96 кубометров. От еврофур отличаются меньшим диаметром задних колёс и Г-образным полом. Высота джамбо из-за этого увеличивается до трёх метров, что означает дополнительные шесть кубометров объёма. Но перевозить длинные цельные грузы (трубы и т. п.) в такой фуре невозможно из-за «ступеньки» в полу.
    • Меги. Их высота тоже составляет три метра, а длина – стандартные 13,6 м. Но пол у таких полуприцепов ровный, а не как у джамбо, что увеличивает полезный объём до сотни кубометров. Грузоподъёмность меги – порядка 25 тонн.

    Обычно седельный тягач покупается отдельно от полуприцепов.

    Виды грузовых автомобилей по типу топлива

    Грузовые автомобили различаются не только по назначению, но и по топливу: это может быть дизель, бензин, газ, электричество или гибридные варианты.

    • Для грузовиков, работающих на бензине, характерна более высокая скорость. Однако и расходуется это топливо, по сравнению с остальными видами, наименее экономно.
    • Дизельные автомобили более мощные. Такие грузовики лучше подходят для транспортировки грузов на длинные дистанции. Дизель более выгоден, чем бензин.
    • Автомобили, работающие на сжиженном или сжатом природном газе, ещё более экономичны грузовые. И, кстати, они довольно мало загрязняют атмосферу вредными выхлопами.
    • В гибридных грузовиках источника энергии два. Как правило, это электричество и бензин. Довольно экономичны и универсальны: ими можно пользоваться как в пределах города, так и для перевозок на дальние расстояния.
    • Грузовые автомобили на электричестве вообще не загрязняют атмосферу, так как любые выбросы у них отсутствуют. Помимо экологичности, они ещё и экономичны. А вот запас хода у них весьма скромный, как и мощность (если сравнивать с остальными видами грузовых автомобилей).

    Итак, у всех основных видов грузовых автомобилей есть как свои характерные плюсы, так и минусы. Выбирать транспортное средство следует исходя из конкретных задач и потребностей.

    Виды грузовых автомобилей по типу кузова

    Эта классификация грузовиков – одна из главных. Кузовных грузовиков больше всего. У коммерческих машин бывают кузова трёх типов:

    • открытые;
    • закрытые;
    • кузова специального назначения.

    Однако существуют и грузовые авто без кузова: это седельные тягачи, на жаргоне дальнобойщиков также называемые головами. Кузов в них заменяет седельно-сцепное устройство, на которое крепится полуприцеп. Foton Auman BJ4189 – это показательный пример такого тягача.

    У большинства грузовых машин кузов закрытого типа. Такие грузовые машины подразделяются на несколько видов.

    Тентованные

    Делаются на основе бортовых грузовиков. В кузов устанавливается покрытый тентом каркас. Главный плюс этого вида грузовых автомобилей – малый вес: по сравнению с цельнометаллическими и другими кузовами тентовые очень лёгкие, а это значит, что грузоподъёмность транспортного средства будет выше. Тенты бывают шторными и бортовыми. В любом случае, груз всегда защищён от наружных воздействий – дождя, ветра, грязи. Способ разгрузки у тентованных кузовов бывает как задним, так и боковым, и вертикальным.

    Цельнометаллические

    Вся конструкция кузова (с каркасом и перегородками) изготавливается из металла. Разгружают такие грузовики только через ворот либо через специальные шторки, что делает перевозку более безопасной: практически нет возможности незаметно пролезть в кузов и что-нибудь украсть. Стенки являются ударопрочными: там, где тент может порваться от механических воздействий, металл выдержит. Поэтому в таких кузовах удобно возить сыпучие материалы, а также предметы, не требовательные к условиям перевозки.

    Но надо учитывать, что цельнометаллический грузовик тяжелее, его снаряженная масса выше, а грузоподъёмность из-за этого меньше.

    Промтоварные

    В этих фургонах перевозят продукты питания (если у них нет особых условий хранения), промышленные товары и прочие грузы. Часто на промтоварных грузовых машинах развозят свежий хлеб и выпечку. Вес фургонов Foton поколений C и S меньше, чем цельнометаллических, а защита от пыли, дождя и т. д. – выше, чем у любых тентовых. Кузов изготавливается из фанеры, пластика либо тонких листов металла. Идеальный баланс между грузоподъёмностью и сохранностью перевозимого имущества.

    Изотермические

    Такие кузова тоже делают из металлических листов. Их дополнительно обшивают теплоизоляцией, чтобы внутри сохранялся определённый уровень температуры – именно тот, в котором нуждаются скоропортящиеся продукты питания. Однако это не рефрижераторы, в которых температура регулируется вручную – в большую или меньшую сторону.

    Читайте также!

    В линейке грузовых автомобилей Foton есть изотермическая модель: это Auman TX1625 (BJ1163), фургон, способный перевозить до 10,5 тонн груза. Доставлять на нём товары можно как по городу, так и в другие регионы.

    Рефрижераторы

    Рефрижераторные кузова тоже обшиты термоизолирующим материалом, но поддержание нужной температуры обеспечивается также и холодильным оборудованием. Поэтому в этих грузовых машинах можно спокойно возить молочные, замороженные, рыбные и мясные продукты – в общем, всё, что быстро портится в тепле.

    Существует шесть классов грузовиков-рефрижераторов:

    Цистерны

    Предназначены для транспортировки жидкостей. Бывают алюминиевыми и стальными. Есть кузова-цистерны с отдельными секциями, где можно размещать несколько разных веществ так, чтобы они не смешивались. Есть, напротив, кузова с устройством, которое постоянно перемешивает вещество, или кожухом, прогревающим смесь. Это позволяет доставить в идеальном состоянии, без утраты свойств, газообразные или переливные грузы.

    В этот вид грузовых автомобилей входят, например, контейнеры-цистерны.

    Виды грузовых автомобилей с открытым типом кузова

    Грузовики с открытым кузовом тоже делятся на типы.

    Бортовые

    Собственно борта у таких машин довольно невысокие, они просто служат ограждением. Главный плюс таких машин заключается в том, что материалы и вещи удобно загружать и выгружать. Но с высокими грузами (торчащими над бортом) надо быть осторожнее и надёжно их закреплять. Перевозить в открытых бортовых грузовиках можно только то, что не боится пыли, ветра и осадков (чаще всего это стройматериалы, доставляемые в пределах населённого пункта, не очень далеко).

    У некоторых бортовых машин (например, у Aumark BJ 1129 и Auman TX1625 (BJ1163)) есть кран-манипулятор, с помощью которого можно грузить достаточно тяжёлые предметы и ёмкости. Водитель, сидя в кабине, просто управляет им, как обычным автокраном. Собственно, это и есть гибрид автокрана с грузовиком, удешевляющий и ускоряющий работы по погрузке-разгрузке.

    Платформы

    У данного вида грузовых автомобилей вообще нет бортов. На платформах возят негабаритные и очень крупные грузы вроде промышленных ёмкостей, станков, труб большого диаметра, и т. д. Помостов у такого кузова тоже нет, погрузить или разгрузить его вручную невозможно, только краном.

    Тралы

    Предназначены для перевозки тяжёлого транспорта и спецтехники вроде гусеничных экскаваторов. Проблема с ними заключается в том, что по закону они не могут ездить по дорогам федерального и местного значения наравне с обычным транспортом. Тралы с низкой рамой обычно имеют откидную платформу или специальные помосты, чтобы удобнее было заезжать на них. Грузоподъёмность у этого вида грузовых автомобилей обычно очень велика, а осей у них не менее четырёх.

    Виды грузовых автомобилей со специальным типом кузова

    Это такие грузовики, как:

    • самосвал;
    • мусоровоз;
    • эвакуатор;
    • бортовой грузовик с КМУ.

    Виды грузовых автомобилей по эксплуатационным характеристикам

    Классификация по числу осей

    Грузовые машины оснащают разным количеством осей – от двух до пяти, а иногда их даже больше.

    На большинстве общедоступных дорог в России установлены лимиты по нагрузке на ось грузовика. Это делается, чтобы сохранить дорожное покрытие. Если, к примеру, по трассе запрещено передвигаться транспорту более чем с шестью тоннами на ось, то трёхосным грузовикам, весящим (вместе с грузом) 23 тонны, придётся выбирать другие маршруты: нагрузка на ось у них составляет 7,6 тонн, а это уже превышение лимита. Зато четырёхосные машины вполне соответствуют этому требованию и могут ездить спокойно, поскольку на каждую их ось приходится не более 5,75 тонн.

    Надо учитывать, как весь груз распределяется внутри полуприцепа или прицепа: если нагрузка неравномерна, то на одну ось может приходиться менее пяти тонн, а на соседнюю – все 6,5.

    Классификация по колесной формуле

    Есть общепринятое обозначение этого параметра: две цифры – сумма всех колёс и число ведущих колёс. К примеру, 6х4, 4х2.

    Грузовой автотранспорт подразделяется на следующие типы:

    • двухосный с одной ведущей осью (4х2);
    • двухосный с обеими ведущими осями (4х4);
    • трёхосный, где все оси ведущие (6х6);
    • трёхосный с двумя ведущими осями (6х4);
    • четырёхосный, где все оси ведущие (8х8).

    Классификация по грузоподъёмности

    Существует несколько классов грузовиков, различающихся по критерию грузоподъёмности.

    • Лёгкими считаются грузовые машины не тяжелее 3,5 тонн. Именно на них обычно развозят товары внутри населённых пунктах, на небольшие расстояния.
    • Транспорт с грузоподъёмностью 3,5-12 тонн. Используется для транспортировки самых разных грузов на средние дистанции.
    • Машины грузоподъёмностью 12-40 тонн относят к тяжёлым. Соответственно, и грузы они перевозят массивные.
    • Есть ещё сверхтяжёлые, от 40 тонн, грузовые автомобили. Очень крупные предметы, оборудование и т. д. можно перевозить только на них.

    Эта классификация в автопроме очень важна: именно по такому критерию, как грузоподъёмность, оценивают соответствие машины конкретным задачам по перевозке тех или иных грузов.

    Классификация по полной массе

    Полная масса, включающая, помимо максимально допустимого груза, также и сам автомобиль, дополнительное оборудование и водителя, наряду с грузоподъёмностью является одним из важнейших параметров. Вычисляется это значение по нагрузке на конкретные оси.

    Существует семь типов грузовиков, различающихся по суммарной массе:

    • машины менее 1,2 тонн;
    • 1,2-2 тонн;
    • 2-8 тонн;
    • 8-14 тонн;
    • 14-20 тонн;
    • 20-40 тонн;
    • тяжелее 40 тонн.

    Обе характеристики, касающиеся массы, должны соответствовать перевозимым грузам. Если нагрузить на машину слишком много, есть риск, что она не выдержит. Превышение установленных пределов веса противозаконно, за это штрафуют. Если же, наоборот, использовать очень грузоподъёмное транспортное средство для перевозки лёгкого и небольшого груза, то расходы на перевозку будут слишком велики.

    Часто задаваемые вопросы о видах грузовых автомобилей

    Какие виды транспорта считаются грузовыми?

    К грузовым относят только те машины, которые предназначены для грузоперевозок. В США и других странах Запада слово «грузовик» – truck – обозначает пикап, или джип с открытым кузовом, поскольку грузы в нём возить тоже можно, это его прямое назначение. Поэтому грузовики – это не только крупногабаритные авто категории «С», но также и автофургоны на легковых шасси и другие небольшие машины.

    Поскольку все они создавались ради транспортировки грузов, любые грузовики относятся к коммерческому транспорту. Кузов у грузовика может иметь разную комплектацию и форму, быть как закрытым, так и открытым. Грузы можно возить в прицепе или в сцепке. Главное – не путать спецтехнику с грузовиками.

    На каких грузовиках обычно перевозят грузы?

    Фуры – самый популярный вид грузовых автомобилей, используемых для перевозки грузов сегодня. Как мы уже знаем, фура с технической точки зрения является седельным тягачом с полуприцепом – тентованным либо шторным, смотря какая модель. Рефрижераторные установки – это тоже фуры.

    Что же касается городских грузоперевозок, то в этой области самыми популярными являются тентованные грузовики типа ГАЗели с относительно небольшим тоннажем (всего 3,5 тонн). Плюсы таких машин – это их маневренность (что важно в городской среде), довольно дешёвый «вход» на рынок и никаких особых требований. Очень распространены фургоны, коммерческий транспорт в цельнометаллическом исполнении, пикапы.

    Как правильно выбрать грузовик для коммерческой деятельности?

    Кроме грузоподъёмности, разные виды грузовых автомобилей различаются также и по назначению, и по характеристикам. Из этого и надо исходить. Если ваш водитель будет возить товар в пределах города, это одно, а долгие рейсы – совсем другое. В первом случае следует приобрести малотоннажку (до 3,5 тонн), которая даже не потребует отдельной категории прав – водить такую машину можно с категорией «В». Во втором случае оптимальным вариантом будет дизельный большегруз. Доход от рефрижераторов выше, однако поиск рейсов более сложен. Если вы только начинаете свой бизнес, то целесообразно выбирать универсальные тентованные или крытые цельнометаллические грузовики с прицепом.

    Вот мы и познакомились с различными видами современных грузовиков, используемых для логистики и грузоперевозок. У каждого – свои сильные и слабые стороны, своя сфера применения, определяемая запросами клиента, расстояниями и типом груза. И небольшие фуры, и огромные фуры большого тоннажа находят применение в процессах доставки товаров, сырья, материалов.

    Какой бы грузовик вы ни выбрали, надо учесть его особенности, экологическую эффективность, уровень безопасности, чтобы логистика развивалась успешно. Подобрав правильные машины, вы не только сэкономите свои средства и время, но и поможете сохранить окружающую среду.

    Классификация и виды грузовых автомобилей

    31.10.2019 Автомобильный транспорт – один из самых распространенных и востребованных в сфере оказания услуг по перевозке грузов. Даже в случае использования железнодорожного, воздушного или морского транспорта, грузовые авто выполняют доставку груза от вокзала, аэродрома или порта к месту конечного назначения. Ну а в случае местных перевозок грузовики являются единственным способом транспортировки объектов из одной точки в другую. В связи с огромным ассортиментом перевозимых грузов, грузовые автомобили имеют достаточно широкую и сложную классификацию, что может значительно осложнить процесс покупки нужной автотехники. В нашем материале «Классификация и виды грузовых автомобилей» мы подробно разберем все нюансы, касающиеся характеристик и назначения различных грузовиков, чтобы максимально упростить для вас процедуру выбора транспортного средства.

    К выбору грузового авто стоит подходить максимально ответственно. Во-первых, от того, насколько правильным будет ваше решение, напрямую зависит безопасность груза. Во-вторых, согласно транспортному законодательству, использование транспорта не по назначению влечет за собой серьезные штрафы и санкции. Ну и в-третьих, выбор подходящего грузовика, обеспечит вам максимум дохода с минимальными затратами.

    Виды классификации авто

    По количеству осей

    • Двухосные;
    • Трехосные;
    • Четырехосные;
    • Пятиосные и более.

    По составу

    • Одиночное транспортное средство.
    • Автопоезд:
      • седельный – состоящий из тягача и полуприцепа;
      • прицепной – состоящий из фургона и прицепа.

      По типу топлива

      • Дизельное топливо;
      • Бензин;
      • Газ.

      По грузоподъемности

      • Малой грузоподъемности (0,5-2 тонны);
      • Средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн);
      • Большой грузоподъемности (5-16 тонн);
      • Особой большой (от 16 тонн);

      По полной массе

      • до 1,2 тонн;
      • от 1,2 до 2 тонн;
      • от 2 до 8 тонн;
      • от 8 до 14 тонн;
      • от 14 до 20 тонн;
      • от 20 до 40 тонн;
      • свыше 40 тонн.

      По типу кузова

      • Открытый;
      • Закрытый;
      • Специальный.

      Каждый из этих типов кузова в свою очередь делится на следующие подкатегории:

      Открытый:

      • Бортовой;
      • Низкорамный;
      • Платформа.

      Закрытый:

      • Тентованный;
      • Цельнометаллический;
      • Промтоварный;
      • Изометрический;
      • Рефрижератор.

      Специальный:

      • Цистерна;
      • Строительная;
      • Спецтехника.

      Нужен грузовик из Японии по выгодной цене?

      По количеству осей

      Грузовой автомобиль может быть оснащен двумя, тремя, четырьмя, пятью и более осями.

      На многих дорогах местного и федерального значения в целях сохранения целостности дорожного плотна устанавливается ограничение максимальной нагрузки на ось. Например, при установлении ограничения в 6 тонн на ось, трехосный автомобиль с полной массой 23 тонны не проходит по нормам и не может двигаться по указанной трассе (нагрузка на ось – 7,6 тонн). А вот 4-осный грузовик выдает показатель, соответствующий стандарту – 5,75 тонн на ось (при этом важное значение имеет распределение груза в прицепе или полуприцепе, так как при неравномерной загрузке одна ось может выбывать на весах 5 тонн, а другая – 6,5 тонн).

      Для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния целесообразно приобретать грузовики с тремя и более осями.

      Кроме того, существует классификация грузовых авто по максимальным осевым нагрузкам ¬– до 6 тонн на ось и от 6 до 10 тонн на ось.

      По колесной формуле

      Немаловажное значение в классификации грузовиков имеет колесная формула, которая показывает, сколько всего колес в автомобиле (первая цифра) и сколько из них – ведущие (вторая цифра):

      • 4х2 (4 колеса, 2 из них ведущие – либо передняя ось, либо задняя);
      • 4х4 (4 колеса, полный привод);
      • 6х4;
      • 6х6;
      • 8х2;
      • 8х4.

      Примеры авто:

      Двухосник

      MAN TGM 18.240

      Iveco MP 260E38 6×6
      Двигатель дизельный 6-литровый мотор
      Полная масса 18 тонн
      Грузоподъемность 11 тонн
      Колесная формула 4х2
      Топливный бак 200 л, средний расход топлива – 20 л/100 км
      КПП МКПП
      Габариты высота – 2,9 м, длина – 10,8 м
      Цена от 20.000 долларов

      Трехосник

      Iveco MP 260E38 6×6
      Двигатель дизельный 12-литровый мотор
      Полная масса 26 тонн
      Грузоподъемность 11 тонн
      Колесная формула 6х6
      Топливный бак 200 л, средний расход топлива – 20 л/100 км
      КПП МКПП
      Габариты самосвал
      Цена от 35.000 долларов

      Четырехосник

      MAN 41.410 8×4
      Двигатель дизельный 10- или 12-литровый мотор
      Полная масса 35 тонн
      Грузоподъемность 20 тонн
      Колесная формула 8х4
      Топливный бак 300 л
      КПП МКПП
      Габариты Самосвал, грузовая платформа
      Цена от 20.000 долларов

      Пятиосник

      VOLVO FMX-500-10X4
      Двигатель дизельный мотор мощностью 500 л.с.
      Полная масса 60 тонн
      Грузоподъемность до 44 тонн ( до 100 тонн в составе автопоезда)
      Колесная формула 10х4
      Топливный бак 600 л
      КПП АКПП
      Габариты самосвал, грузовая платформа
      Цена от 20.000 долларов

      По составу

      По составу различают одиночные транспортные средства и автопоезда.

      Одиночное транспортное средство представляет собой грузовик, в котором кузов и кабина конструктивно объединены между собой.

      Автопоезд – грузовик, который состоит из тягача, полуприцепа или прицепа.

      Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем, и приводимое в движение другим ТС (тягач, фургон и т.д.). Вес перевозимого груза распределяется исключительно по осям прицепа.

      Полуприцеп не относится к самостоятельным ТС, вес перевозимого груза распределяется между осями тягача и самого полуприцепа. Полуприцеп нельзя присоединить к фургону, только к седельному тягачу.

      Самостоятельно стоящий полуприцеп удерживает равновесие благодаря специальной подпорке. Прицеп же может самостоятельно удерживать равновесие, благодаря устойчивости, обеспеченной осями.

      Седельные автопоезда состоят из тягача и полуприцепа. На сленге такие транспортные средства называют «фуры».

      Прицепные автопоезда состоят из фургона и прицепа или из тягача, полуприцепа и прицепа (на сленге водителей их называют «паровозы»).

      Виды прицепов и полуприцепов:

      Тентованные

      Один из самых популярных видов прицепов и полуприцепов. Основные преимущества «тентов» – легкость, универсальность, вместимость и простота в эксплуатации. При необходимости каркас можно разобрать, возможна задняя, боковая, и верхняя загрузка. Грузоподъемность – до 25 тонн. Самые популярные фирмы-производители – Schmitz, Kogel, Pacton, Blumhardt.

      «Джамбо»

      Тентованный полуприцеп с изогнутой рамой. Высота прицепа в задней части увеличена за счет уменьшения диаметра колесных дисков. Характеризуются большей вместимостью по сравнению с обычными «тентами». Грузоподъемность – до 35 тонн.

      Цельнометаллические

      Прочный каркас таких прицепов обеспечивает максимальную сохранность груза во время транспортировки. Недостаток – загрузка и выгрузка возможны только через специально оборудованные ворота (или «шторы»), которые могут располагаться в задней, боковой или верхней части. Самые популярные фирмы-производители – Bodex, Knapen.

      Японские грузовики и спецтехника. Сопровождение, гарантия

      Рефрижераторы

      Такие прицепы оснащены холодильной установкой, способной поддерживать установленный температурный режим (от +12 до -25 градусов). Применяются для перевозки скоропортящихся или замороженных продуктов. Van Eck, Frestech, Kassbohrer, Schmitz.

      Изометрические

      В отличие от рефрижераторов, в изотермах нельзя установить определенную температуру – благодаря хорошей теплоизоляции они лишь поддерживают исходный температурный режим для быстрой перевозки «скропорта».

      Открытые бортовые

      Характеризуются большой вместительностью и предназначены для транспортировки грузов, устойчивых к воздействию атмосферных условий (осадки, перепады температуры и т.д.).

      Контейнеровозы

      Эти прицепы и полуприцепы предназначены для перевозки морских контейнеров различных видов.

      Автовозы

      Прицепы и полуприцепы, специально оборудованные для перевозки спецтехники, легковых авто, аварийных ТС и т.д.

      Лесовозы

      Предназначены для перевозки длинномерных материалов (лес, трубы, металлопрокат и пр.). Для удобства погрузки и сохранности груза лесовозы оснащены специальными ограничителями, расположенными по всему периметру прицепа.

      Цистерны

      Используются для перевозки наливных грузов на дальние расстояния.

      Платформы и низкорамные тралы

      Применяются для перевозки негабаритных грузов, в том числе крупногабаритной техники.

      Одиночные грузовые транспортные средства:

      Mercedes-Benz Atego 815

      Mercedes-Benz Atego 815

      дизельный двигатель объемом 4,2 литра

      длина 6,03-9,07 м, ширина 2,31 м, высота 2,53 м;

      от 25.000 долларов

      Седельный автопоезд:

      Тягач Volvo FH

      Тягач Volvo FH (Евро-3, -5, -6) с полуприцепом грузовым с тентом Schmitz

      дизельный двигатель объемом 12 литра

      до 120 тонн (в составе автопоезда)

      до 100 тонн в составе автопоезда

      тягача – 4х2, 6х2, 8х2

      76 литров, расход 10л/100 км

      длина автопоезда – свыше 22,5 м

      от 30.000 долларов

      Прицепной автопоезд:

      Тягач DAF FAR ХF105.410

      Тягач DAF FAR ХF105.410, прицеп WIELTON

      дизельный двигатель мощностью 410 л.с. (объем – 12,9 литра)

      максимальная вертикальная нагрузка – 20 тонн

      длина/ширина/высота – 10,5 м/2,5 м/4 м

      от 40.000 долларов

      В продаже редко можно встретить автопоезда в сборе. Чаще всего автовладельцы выставляют на продажу отдельно тягачи и прицепы и полуприцепы. Как правило, производители грузовой автотехники используют единые стандарты, поэтому собрать неплохую сцепку не составит особого труда.

      По типу топлива

      Грузовые автомобили работают на 3-х видах топлива:

      Дизельные двигатели

      Cамые распространенные. Это обусловлено высокими показателями производительности и экономичностью таких агрегатов. Расход топлива дизельного двигателя на 5-10% меньше, чем бензинового, что позволяет максимально снизить расходы на транспортировку грузов. Кроме того, выхлопы дизельного топливо менее токсичны по сравнению с бензиновыми. Не менее важный нюанс – ресурс двигателя (у дизельных моторов он может достигать 1 млн км пробега).

      Iveco Stralis 190Е35

      Iveco Stralis 190Е35

      дизельный 8-литровый мотор

      высота – 3м, длина – 6,4 м, ширина – 2,5 м

      от 15.000 долларов

      Бензиновые моторы

      Работают тише, эти авто более маневренные, они менее подвержены негативному влиянию низких температур, поэтому грузовики, работающие на бензиновом топливе, чаще всего применяют на внутригородских перевозках.

      ГАЗ 3302

      ГАЗ 3302 – тентованный двухосник

      дизельный 2,4-литровый мотор

      длина – 5,4 м, ширина – 2,3 м, высота – 2,1 м;

      от 5.000 долларов

      Газобалонные авто

      Считаются самыми экономичными. Однако в настоящее время они крайне редко встречаются на дорогах – на российском рынке они доступны в ограниченном количестве (специализированных заправочных станций очень мало).

      Scania P 280 6×2HNB – трехосный развозной грузовик

      двигатель Scania OC09 мощностью 280 и 340 л.с.

      15 тонн (до 45 тонн в составе автопоезда)

      внутренние размеры кузова: длина 8,3 м, ширина 2,5 м, высота 2,5 м;

      от 30.000 долларов

      Если вы выбираете автомобиль с полной массой до 3,5 тонн – лучше обратить внимание на бензиновые варианты. Если же вы планируете перевозить тяжелые грузы на дольние расстояния, наилучший вариант – дизельный мотор.

      По грузоподъемности

      Грузоподъемность – одна из главных технических характеристик, на которые покупатели обращают внимание при выборе авто (ведь именно она указывает на максимально допустимую массу перевозимого груза).

      По грузоподъемности выделяют грузовики:

      Малой грузоподъемности (0,5-2 тонны)

      Небольшие 2-осные автомобили, которые находят применение во внутригородских перевозках. В зависимости от типа кузова эти авто могут перевозить продукты питания, промтовары, стройматериалы, предметы быта (мебель, бытовую технику и т.д.).

      MERCEDES-BENZ 208 D

      MERCEDES-BENZ 208 D

      дизельный двигатель объемом 2,2 литра

      76 литров, расход 10л/100 км

      длина 4,9 м, ширина 1,9 м, высота 2,35 м;

      от 9.000 долларов

      Средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн)

      Используются для междугородних перевозок. Пользуются большой популярностью благодаря своей экономичности и маневренностью наряду с возможностью перевозки объемных грузов.

      Hyundai HD78

      Hyundai HD78 – цельнометаллический кузов, двухосник

      дизельный двигатель объемом 3,7 литра

      100 литров, расход 15-18л/100 км

      высота – 2,3 м, длина – 5,3 м, ширина – 2,1 м;

      от 15.000 долларов

      Большой грузоподъемности (5-16 тонн)

      Благодаря возможности перевозить объемные и тяжелые грузы, такие грузовики используются для организации междугородних перевозок, в том числе на дальние расстояния (благодаря наличию в большинстве из них спального места для водителя).

      Scania P 280 6×2HNB – трехосный развозной грузовик

      двигатель Scania OC09 мощностью 280 и 340 л.с.

      15 тонн (до 45 тонн в составе автопоезда)

      внутренние размеры кузова: длина 8,3 м, ширина 2,5 м, высота 2,5 м;

      от 30.000 долларов

      Особой большой (от 16 тонн)

      Сюда относятся 3-х, 4-осные и более грузовики и автопоезда. Используются для междугородних и международных перевозок грузов различного назначения.

      Седельный тягач Рено Премиум

      Седельный тягач Рено Премиум

      дизельный двигатель объемом 12 литра

      cнаряженная масса: 11,4 тонн

      в сцепке с тентованным полуприцепом может перевозить грузы массой до 25 тонн.

      610 литров, расход 35/100 км

      длина 5,9 м, ширина, 2,0 м, высота 3,75 м.

      Если говорить о грузоподъемности, то больше не значит лучше. Речь идет о том, что если вы не планируете перевозить тяжеловесные грузы, то и автомобиль нужно подбирать соответствующий. Если ваш 20-тонник будет заниматься перевозкой грузов по 3-5 тонн, то это будет весьма невыгодно с экономической точки зрения (расход топлива у полупустого 20-тонника больше, чем у полностью загруженного 5-тонника).

      По полной массе

      Полная масса грузового автомобиля складывается из массы самого ТС, автомобиля и экипажа. По полной допустимой массе все грузовые ТС классифицируются следующим образом:

      До 1,2 тонн

      Как правило, это небольшие фургоны или грузовые микроавтобусы, предназначенные для местных грузоперевозок. Грузоподъемность этих ТС не превышает 0,8 тонны.

      Citroen Berlingo

      двигатель 1,1 / 1,8 / 2,0 литра, бензин или дизель

      объем кузова – 3-4,7 куб. м

      от 8.000 долларов

      От 1,2 до 2 тонн

      ГАЗ 2705-216-1

      бензиновый двигатель объемом 2,9 л

      длина –5,5 м, ширина – 1,9 м, высота –2,2 м.

      от 3.000 долларов

      От 2 до 8 тонн

      Небольшие грузовики, которые могут перевозить грузы на достаточно большие расстояния. Некоторые модели оснащены спальным местом в кабине, что значительно упрощает работу водителя.

      Mercedes 308D

      дизель, объем –2,3 л

      расход топлива в среднем 10 л/ 10 км

      высота – 2,5 м, ширина – 2,5 м, длина – 7,2 м

      от 7.000 долларов

      От 8 до 14 тонн

      Эти автомобильные ТС используются в междугородних перевозках грузов. Благодаря большому количеству вариантов кузова, грузовики с полной массой 8-14 тонн могут быть оснащены тентом, цельнометаллическим прицепом, шасси с установленной спецтехникой и т.д.

      Volvo FL 609

      двигатель дизель, 5,5 л

      80, 130, 215 литров

      кузов длина 7.2 м, ширина 2.48м, высота 2.8 м;

      от 10.000 долларов

      От 14 до 20 тонн

      2-, 3-, 4-осники, седельные автопоезда или грузовые платформы.

      MAN 19.343

      дизельный двигатель объемом 12 литра

      от 7.000 долларов

      От 20 до 40 тонн

      Седельные автопоезда, состоящие из тягача и полуприцепа. Благодаря большой грузоподъемности, эти ТС активно учувствуют в международных перевозках грузов различного назначения.

      Самосвал МАЗ-6501C5-520-000

      Дизель, мощность 328 л.с.

      Объем платформы – 12,5 куб. м.

      От 60.000 долларов

      свыше 40 тонн

      В подавляющем большинстве случаев это прицепные автопоезда, выполняющие доставку грузов на большие расстояния как внутри страны, так и за ее пределы.

      Самосвал МАЗ-6516С9-520/Renault/ZF

      двигатель Renault, 420 л.с., дизель

      Объем кузова – 21 м3

      от 70.000 долларов

      Максимальная допустимая масса грузового ТС указывается в техпаспорте и ее превышение влечет за собой наложение штрафов на водителя и компанию, в собственности которой находится авто.

      По типу кузова

      Типы кузовов грузовых автомобилей классифицируются по тому же принципу, что и прицепы и полуприцепы к грузовым авто.

      Бортовой

      Представляет собой платформу, огороженную по бокам откидными бортами. Благодаря такой конструкции, бортовые прицепы очень легко загружать и разгружать. Однако их основной минус – пригодность только для грузов, не поддающихся негативному воздействию окружающей среды. Кроме того, сохранность товаров в бортовом прицепе оставляет желать лучшего. Важный момент – при загрузке бортового прицепа следует тщательно позаботиться о креплении груза, особенно если он превышает по высоте бортики. Бортовые грузовики чаще всего используются для местных перевозок.

      МАЗ 6312С9-520-015

      Дизельный, мощность 420 л.с.

      платформа 7,3х2,4-0,6 м, высота кабины – 3,5 м;

      от 65.000 долларов

      Низкорамный трал

      Тип открытого кузова прицепа, не оборудованный бортами. Используется для транспортировки спецтехники и других видов ТС. Такие авто оснащены специальными опускающимися помостами (одним сплошным или двумя – у обоих краев задней части платформы), используемыми для заезда автомобилей на платформу. Из-за необходимости перевозить тяжеловесные грузы, низкорамные тралы имеют повышенную грузоподъемность (в некоторых моделях это показатель может достигать 150 тонн), усиленную подвеску и могут быть оснащены 6 и даже 8 осями. Низкорамный полуприцеп Тверьстроймаш 993930-L45 – грузоподъемность – до 45 тонн, 3 оси, длина платформы – 11 м, высота платформы – 0,9 м. Цены – от 20.000 долларов.

      Платформа

      Открытый тип кузова, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов – станков, строительной техник и т.д. В отличие от трала, платформа не оснащена откидными или выдвижными помостами, поэтому груз устанавливается сюда с использованием крана или другой подъемной техники. Полуприцеп-платформа Krone SDP27 – максимальная грузоподъемность – 39 тонн, полная масса – 6 тонн. Цена – от 20.000 долларов.

      Промтоварный

      Такие кузова используют для перевозки товаров, не нуждающихся в специальном температурном режиме, но при этом требующих полной защиты от воздействия окружающей среды. Внутри таких кузовов устанавливаются отбойные рейки, способные минимизировать повреждения товаров во время транспортировки. Небольшой вес промтоварного фургона позволяет значительно увеличить грузоподъемность ТС. Промтоварные кузова могут быть изготовлены из различных материалов – металл, пластик, фанера и т.д.

      Тентованный

      Самые популярные из числа всех кузовов. Выделяют тентованные прицепы, полуприцепы и грузовики. По своей конструкции они напоминают «бортовики», оснащенные съемным каркасом, на который устанавливается тент. Одним из самых главных преимуществ тентов считается их легкость, благодаря чему такие авто могут перевозить тяжеловесные грузы без превышения максимально допустимой массы грузовика. Кроме того, тент надежно защищает груз от атмосферных осадков, ветра, сырости и т.д. Погрузочно-разгрузочные работы с тентованными кузовами также не доставляют особых сложностей – при необходимости можно провести боковую, заднюю или верхнюю загрузку. Более того, многие «тенты» оснащают шторным механизмом, распашными воротами или гидробортом.

      Iveco Eurocargo 80 E 17

      Iveco Eurocargo 80 E 17

      дизельный мотор объемом 3,9 л

      Грузовые автомобили

      История создания грузовиков Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные . Подробнее

      История создания грузовиков

      Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики), предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке), могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более), коробкой передач (механической или автоматической), типом двигателя (бензиновым, дизельным, газовым, многотопливным, гибридным), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа, предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т. н. сочленённой).

      Грузоподъёмность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20—25 т. Базовым типом кузова традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, то есть предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д., либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.

      Общее устройство грузового автомобиля

      Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей:

      двигателя
      кузова
      шасси

      Двигатель — источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля. В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия, получаемая при сгорании топлива в его цилиндрах, преобразуется в механическую работу.

      Кузов — часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или для размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины 1 и грузовой платформы 2. К нему относят также капот, облицовку и крылья.

      Шасси — опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля.

      Шасси включает в себя:

      трансмиссию
      ходовую часть
      рулевое управление
      тормозную систему

      Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, а также изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по величине и направлению.

      Трансмиссия состоит из:

      сцепления
      коробки передач
      карданной передачи
      ведущего моста

      Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и для плавного их соединения при трогании с места.

      Коробка передач (КП) предназначена для изменения вращающего момента на ведущих колесах, скорости и направления движения автомобиля путем ввода в зацепление различных пар шестерен.

      Карданная передача служит для передачи вращения от вала коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.

      Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение вращающего момента и вращение валов передается к ведущим колесам под прямым углом.

      Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колес при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.

      Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля.

      Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля.

      Классификация грузовых автомобилей

      По количеству осей

      • Двухосные;
      • Трехосные;
      • Четырехосные;
      • Пятиосные и более.

      По типу топлива

      • Дизельное топливо;
      • Бензин;
      • Газ
      • Электричество
      • Водород.

      • Малой грузоподъемности (0,5-2 тонны);
      • Средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн);
      • Большой грузоподъемности (5-16 тонн);
      • Особой большой (от 16 тонн);

      По полной массе

      • до 1,2 тонн;
      • от 1,2 до 2 тонн;
      • от 2 до 8 тонн;
      • от 8 до 14 тонн;
      • от 14 до 20 тонн;
      • от 20 до 40 тонн;
      • свыше 40 тонн.

      • Открытый;
      • Закрытый;
      • Специальный.

      Каждый из этих типов кузова в свою очередь делится на следующие подкатегории:

      • Бортовой;
      • Низкорамный;
      • Платформа.

      • Тентованный;
      • Цельнометаллический;
      • Промтоварный;
      • Изометрический;
      • Рефрижератор.

      • Цистерна;
      • Строительная;
      • Спецтехника.

      По колесной формуле

      Немаловажное значение в классификации грузовиков имеет колесная формула, которая показывает, сколько всего колес в автомобиле (первая цифра) и сколько из них – ведущие (вторая цифра):

      • 4х2 (4 колеса, 2 из них ведущие – либо передняя ось, либо задняя);
      • 4х4 (4 колеса, полный привод);
      • 6х4;
      • 6х6;
      • 8х2;
      • 8х4.

      Производители грузовых автомобилей

      В России грузовые автомобили выпускаются заводами КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, КРАЗ и белорусский МАЗ. Из иностранных производителей наиболее известны Scania Volvo DAF MAN IVECO Hino Isuzu Foton JAC Dongfeng Mack Kenworth Ford и другие.

      • Первыми, кто смог оценить пользу от грузовых перевозок, стали не торговцы, и не строители, а пожарные, которым требовалось на место происшествия привозить много людей;

      • Первый прицеп был изобретен также немцем – предприимчивым автопроизводителем Чарльзом Фрюхауфом в 1914 году. И произошло это после того, как один из его клиентов запросил построить себе автомобиль с «повозкой» сзади, в которой он хотел возить лодку;

      • Основными товарами, которые перевозят все грузовики мира, являются одежда, продукты питания и всевозможное оборудование;

      • Средний возраст водителей грузовиков составляет 33 года;

      • Крупнейшим производителем грузовиков является японская компания Isuzu. В год с ее конвейера сходит порядка 450000 коммерческих грузовых автомобилей;

      • А самым крупным в мире владельцем грузового автопарка является американская компания по доставке FedEx;

      • В топливный бак среднестатистического грузовика вмещается от 600 до 800 литров дизтоплива;

      • Коммерческий грузовик потребляет, в среднем, 77600 литров топлива в год. Для сравнения, легковой автомобиль использует, в среднем, 2000 литров топлива в год;

      • Стандартный двигатель легкового автомобиля, как правило, в шесть раз меньше, чем двигатель грузовика, и его мощность варьируется от 100 до 200 лошадиных сил. Тогда как движок грузовика обладает силой от 400 до 600 лошадей. Впрочем, здесь существуют и свои исключения – к примеру, автогигант Volvo выпускает грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 700 л.с., который при этом соответствуют стандарту Евро-5;

      • Двигатели грузовых автомобилей «живут» гораздо дольше. У легкового авто движок начнет «сдыхать» после того, как он проедет около 322 000 километров, в то время как двигатель грузовика продержится до 1 610 000 километров;

      • В двигателе легкового авто находится 3,5-5,5 литров масла, а в грузовом – где-то 57 литров.
      Скрыть

      Область применения

      Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе. Для обобщённого обозначения машин, созданных на базе грузового автомобиля, используется термин грузовая техника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *