Что означают цифры на гбц ваз 2109
Перейти к содержимому

Что означают цифры на гбц ваз 2109

  • автор:

Устройство ГБЦ на ВАЗ 2109

Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.

Ремонт агрегата

Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109

Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:

  • картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
  • газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
  • резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
  • посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
  • прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.

Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов. Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.

Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.

Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.

Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.

Причины ремонта головки блока цилиндров

В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:

  • система охлаждения и атмосферный воздух;
  • система смазки и атмосферный воздух;
  • система охлаждения и система смазки;
  • система охлаждения и камера сгорания.

Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.

Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.

Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.

Снятие ГБЦ с блока цилиндров

Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.

Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:

  • снимите воздушный фильтр;
  • если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
  • отсоедините штаны от коллектора;
  • снимите трамблер;
  • открутите крышку гбц;
  • снимите карбюратор и коллекторы.

Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг—усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.

Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.

После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.

Установка новой прокладки и монтаж головки

Поместите прокладку головки блока цилиндров на ее штатном месте. Добейтесь точного совмещения отверстий. Установите головку блока. Наживите все десять болтов. Если у мотора 8 клапанов, используйте новые болты, при 16 можете ставить годные старые.

Наступил момент затяжки головки. Эта операция ответственная и выполняется по специальной схеме. Схема затяжки предусматривает последовательную закрутку болтов от центра головки к периферии и чередование болтов ближнего и дальнего рядов. Порядок затяжки болтов таков:

  1. Динамометрическим ключом, выбирая болты для закручивания по схеме, затяните их с усилием 20 Нм.
  2. После этого динамометрическим ключом необходимо затянуть болты с усилием 80 Нм.
  3. Обычным воротком, выбирая болты для закручивания по схеме, поверните каждый на 90 градусов.
  4. Еще раз доверните каждый болт на 90 градусов воротком, выбирая болты по схеме. Затяжка на последнем этапе требует особой осторожности из-за риска сорвать болт.

При затяжке болтов не нужно принимать в расчет порядок работы цилиндров ВАЗ 2109. После затяжки всех болтов соберите ранее снятую навеску в порядке, обратном демонтажу. Замена прокладки головки блока цилиндров закончена.

  • Пружины на авто ВАЗ 2109
  • Боремся с хрустом гранаты на ВАЗ 2109
  • Заменим маслосъемные колпачки на ВАЗ 2109
  • Подробности о накладке на панель в авто ВАЗ 2109
  • Подшипник задней ступицы ВАЗ 2109 и его замена
  • Производим замену поршневых колец ВАЗ 2109

Головки блока 2108(1), 21083, 1118

Сведующие скажут, что нечего тут рассказывать и показывать, всё просто и инфы на каждом углу. Так и я солидарен. Но просили осветить…
Освещаю!))
Жил был моторчик 2108 и было в нём не много не мало, а 1300 куб.сант.Поршни дюжие, аж по 76мм. А вал коленчатый размахом в 71мм.

Размножались же моторы эти инженерным почкованием! Не то, как нынче!
И как-то временем лихим, почканулись два мотора, братья кровные восьмому. В дань традиции назвали: 21081- того, что подохлей и 21083- богатырской силы балерина.

81-ый был хорош, налогов мало отдавал, за рубеж ходил успешно, но литражом был слаб. Телом был, как брат его «восьмой», но сточен он несчадно! Поди миллиметров на 5. Вал коленчатый впихнули 60.6. Голову ж решили не мурыжить, как ни как, а чётки поцыки в майках «порче дисигнг» мысль курили, солидарность епта.
Но ремень, паскуда, длинным стал. Решили ролик сдвинуть в бок.
Так и побежал конёк-горбунок по дорогам западным.
83-ий та ещё детина, и талкал сильнее и бежал быстрее. Но сложно почкавался. Напильники советские в руках рабочих, точили их филигранно и не устанно. Расплатой же за силушку большущую стал нрав капризный.
Блоком был как брат его, но только с виду. Отличался он поршнями 82-ми. Коленки на валу остались те же, 71мм. Голова ж, дышать стала тяжело, носик слабенький, ротик маленький. И решили дядьки мудрые денег народных с экономить, и развернули седло клапана впускного с 30-ти до 32мм. «И так падёт»- чугунными речами разверзлись заводские варата.

Времени чуть сгодя, закрались мысли капиталистические во времена те не стабильные. Появился сын родной 83-му мотору. Мамка же его маркетинг, корень от фамилии оставила, а сына на новый нрав воспитала. Звать его 11183, указала. Был он блоком выше, головой похож весь на отца, но пищу скудную он есть не мог. Степень сжатия была больша. Чтя память светлую, о мудрости волхвов-поршистов, решили форм отливочных головки не менять, а только увеличить камеру сгорения.

Если вы сюда до листали, значит вам это надо.
У меня нет сейчас снятой головки 21083, прошу верить на слово.

Итак, ГБЦ 2108 была родоначальницей. Очень хитрая и на то время современная.
Для мотора 1.1 л начали сверлить дополнительное отверстие под шпильку ролика привода распредвала, чуть с боку. И с тех пор головка стала иметь обозначение 21081 и была общей для моторов 1.1л и 1.3. В 1.1 ставили также иной распредвал.
Для мотора 1.5л, Увеличили незначительно КС под 82мм поршень, это позволило разместить впускной клапан большего диаметра. Седло также увеличено.
Для мотора 1.6л Ещё увеличили КС. Для сохранения СЖ под 92-ой октан.

Разницы в отливке головок я не нашёл, близнецы-братья, отличается только обработка сёдел и камеры сгорания.
-1118 имеет камеру сгорания на +\- 3куб.см больше чем у 21083(я не измерял)
-1118 и 21083 взаимозаменяемы, но надо учитывать степень сжатия! Для 1.6 мотра 21083 гбц её повысит, а для 1.5 1118-ая понизит.
-21083 гбц не подходит к 2108(1) блоку. 83-я имеет более широкую камеру сгорания, под поршень 82мм.
-Впускные и выпускные каналы одинаковые на всех головках!
-Мотор 1.6л имеет точно такой-же выпускной клапан как и на 1.1л)))
-Все распредвалы взаимозаменяемы!
Со слов Евгенийя Близнюкова (Bliznukov)
Камера сгорания имеет следующую кубатуру:
2108 — 21см³ (Вроде бы)
21083 — 23см³
1118 — 26см³

На фотографиях Две головки: 21081 и 1118.

Головка блока ВАЗ: холодная голова для горячего сердца

Двигатели ВАЗ имеют классическую конструкцию, они состоят из двух основных частей — блока цилиндров и головки блока цилиндров (ГБЦ). Блок — это горячее сердце, а ГБЦ — это холодная голова, которая заставляет мотор работать. О головках блока моторов ВАЗ, их назначении, устройстве и обслуживании читайте в данной статье.

Назначение и функции головки блока цилиндров

Все современные бензиновые двигатели имеют одинаковую конструкцию, отличаясь лишь деталями. Каждый мотор состоит из двух основных частей — блока цилиндров и головки блока цилиндров (ГБЦ), которая как крышка накрывает блок. Такую разъемную конструкцию имеют и моторы Волжского автозавода (ВАЗ).

Головка блока цилиндров выполняет несколько основных функций:

  • Обеспечение необходимой формы и герметичности камер сгорания;
  • Выполнение функций газораспределения — ГБЦ служит корпусом для всего газораспределительного механизма, в головке же располагаются впускные и выпускные каналы;
  • Обеспечение достаточной механической и тепловой прочности;
  • Смазка ГРМ;
  • Охлаждение камер сгорания со всей верхней частью двигателя (а также обеспечение герметичности водяной рубашки мотора);
  • Обеспечение надежного монтажа для установки свечей зажигания, внешних элементов ГРМ и иного оборудования.

Таким образом, головка блока играет очень важную роль в двигателе, делая в принципе возможной его работу. Поэтому любая неисправность, деформация или повреждение ГБЦ или ее отдельных компонентов влечет за собой ухудшение работы двигателя, а в ряде случаев и полный отказ силового агрегата.

Головка блока ВАЗ-21213 в сборе

Головка блока ВАЗ-2112,21126 (16 кл.) АвтоВАЗ

Головка блока ВАЗ-1118 (1.6) АвтоВАЗ

Головка блока ВАЗ-21214 в сборе (с отверстием под датчик) AVTOSTANDART

Головка блока ВАЗ-21214,2123 в сборе (с отверстием под датчик) Н/О

Головка блока ВАЗ-21011 в сборе

Головка блока ВАЗ-21083 АвтоВАЗ

Головка блока ВАЗ-2104 инжекторный дв.АвтоВАЗ

Головка блока ВАЗ-1118 V=1.6 в сборе AVTOSTANDART

Головка блока ВАЗ-21083 (карбюратор) в сборе AVTOSTANDART

Устройство ГБЦ двигателей ВАЗ

Все описанные выше функции головка блока выполняет с помощью встроенных в нее деталей и целых узлов. Основу головки составляет цельнолитая деталь, изготовленная из прочного алюминиевого сплава, который обладает высокой теплопроводностью, а также некоторой вязкостью — она необходима для прочного прилегания головки через прокладку к блоку цилиндров.

В ГБЦ имеется ряд отверстий, полостей и углублений различной формы и назначения:

  • Камеры сгорания;
  • Полости водяной рубашки охлаждения (в головках современных типов там же располагаются и ребра жесткости);
  • Впускные и выпускные каналы;
  • Каналы для установки клапанов;
  • Шахта для цепи ГРМ (в ГБЦ моторов ВАЗ «Классика»);
  • Отверстия под установку свечей зажигания, датчиков (температуры, фаз, давления масла) и других деталей;
  • Отверстия для болтов, с помощью которых головка прикручивается к блоку;
  • Масляные каналы;
  • Масляная ванна для смазки деталей ГРМ;
  • Место для установки пенала с распределительным валом (на моделях ВАЗ «Классика»);
  • Постель для установки распределительного вала (на поздних моделях ВАЗ).

На головку блока цилиндров тем или иным способом устанавливается ряд деталей и целых узлов, в том числе:

  • В специальные каналы запрессовываются направляющие втулки клапанов;
  • В верхней части камер сгорания устанавливаются седла клапанов (в ранних моделях — чугунные, в поздних — металлокерамические);
  • Клапаны, пружины, рычаги привода клапанов и т.д.;
  • Распределительный вал (или два вала в современных моделях) с подшипниками, сальниками и заглушками, в моделях ВАЗ «Классика» — вал с пеналом, в поздних моделях — алюминиевый корпус подшипников распределительного вала (в двигателях ВАЗ-2108, 2109, 21099 и некоторых моделей десятого семейства таких корпуса два, в двигателях актуальных моделей Lada — один, но большого размера);
  • Впускной коллектор или дроссельный узел;
  • Выпускной коллектор;
  • Тройник для соединения ГБЦ с системой охлаждения;
  • Свечи зажигания;
  • Датчики температуры охлаждающей жидкости, аварийного падения давления масла, фаз ГРМ и другие;
  • Успокоитель и натяжитель цепи или ремня привода ГРМ;
  • Провод «массы»;
  • Топливопровод;
  • На многих моделях головок — трамблер, генератор и другие детали.

Сверху головка блока цилиндров закрывается с помощью крышки, которая выполняет защитные функции — она оберегает детали ГРМ от внешних воздействий. В крышке предусмотрена горловина для заливки масла, а также отверстия для болтов, с помощью которых крышка крепится к ГБЦ. Установка крышки производится через прокладку.

Сама головка блока ВАЗ устанавливается на блок цилиндров чрез прокладку, монтаж осуществляется на десяти болтах (во всех моделях), во многих головках есть и одиннадцатый болт, прикручиваемый сбоку. Прокладка обеспечивает необходимую герметичность камер сгорания, а также в некоторых пределах регулирует их объем.

В целом, ГБЦ автомобилей ВАЗ, особенно ранних моделей («Классика») имеют довольно простое устройство, поэтому обладают высокой надежностью и долговечностью. И благодаря своей конструкции их можно обслуживать и ремонтировать самостоятельно, без помощи специалистов. Этим пользуются очень многие владельцы старых «Жигулей», «Самар», «Спутников», ВАЗ десятого семейства, современных «Калин», «Приор» и «Грант», а также оснащенных теми же двигателями «Нив».

Типы головок блока цилиндров двигателей ВАЗ

В настоящее время Волжский автозавод выпускает большое количество (несколько десятков) моделей и модификаций двигателей для своих автомобилей, и практически на каждом из них используется своя головка блока. Однако все головки ВАЗ по ряду признаков можно разделить на группы.

По типу образования и подачи горючей смеси в камеры сгорания:

  • Головки для классических карбюраторных двигателей;
  • Головки для двигателей с системой впрыска топлива (инжекторные двигатели).

Все модели ВАЗ вплоть до десятого семейства изначально оснащались классическими карбюраторными двигателями, только в 2000-х годах Волжский автозавод стал устанавливать на моторы систему впрыска топлива. Все современные модели оснащаются инжекторами, однако такие моторы устанавливались и на многие автомобили ВАЗ «Классика» поздних выпусков (главным образом, на ВАЗ-2107). ГБЦ для инжекторов отличаются от ГБЦ для карбюраторных двигателей формой камер сгорания, креплением впускного коллектора и некоторыми другими деталями.

По количеству клапанов:

  • ГБЦ традиционной конструкции с 8 клапанами;
  • ГБЦ современной конструкции с 16 клапанами.

Сегодня 8-клапанные двигатели все еще находят самое широкое применение, в том числе и на новых моделях (Lada Kalina и другие). Однако большинство новых автомобилей ВАЗ оснащаются 16-клапанными двигателями.

Наконец, все головки можно разделить на несколько типов по назначению:

  • ГБЦ индивидуальной конструкции для моторов моделей ВАЗ «Классика»;
  • Унифицированные головки 21011-1003011-10 для всех двигателей ВАЗ «Классика»;
  • Головки для моделей ВАЗ-2108, 2109 и 21099, а также 2113, 2114 и 2115;
  • Головки для двигателей моделей десятого семейства ВАЗ-2110, 2111 и 2112;
  • ГБЦ для карбюраторных двигателей автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»;
  • Головки для инжекторных двигателей ВАЗ «Классика» и «Нива»;
  • Головки для новых двигателей Lada Kalina, Priora и Granta (разные для 8-ми и 16-клапанных моторов, а также для моторов с одним и двумя распределительными валами).

Необходимо отметить, что все моторы для классических моделей имеют принципиальное отличие от моторов автомобилей семейств «Самара», «Спутник» и более поздних. Дело в том, что на первых «Жигулях» (и вплоть до моделей ВАЗ-2107) двигатель имел продольное расположение, то есть — ось мотора (которую можно условно проложить по коленчатому валу) располагалась вдоль продольной оси автомобиля. А на более поздних моделях (начиная с ВАЗ-2108) двигатель стал располагаться поперечно. Это наложило свой отпечаток на конструкцию двигателя, в том числе и на конструкцию ГБЦ.

Головки блока ранних моделей имеют два основных отличия от головок поздних моделей:

  • В ГБЦ моторов ВАЗ-2101 — 2107 имеется шахта для цепи ГРМ, в более поздних двигателях привод ГРМ укрыт декоративной пластиковой накладкой;
  • В ГБЦ ранних моделей распределительный вал укладывается в отдельный «пенал», в более поздних моделях распредвал укладывается непосредственно в головке, и сверху укрывается крышками (а в самых новых моделях — корпусом подшипников вала ГРМ).

Конечно, есть и иные отличия, которые незаметны на первый взгляд — иная геометрия и размеры камер сгорания, впускных и выпускных клапанов, другое расположение полстей водяной рубашки и т.д.

Особую категорию составляют головки блока ВАЗ для тюнинга. Волжские моторы имеют неплохой потенциал для форсирования и улучшения работы, однако при массовом производстве реализовать все возможности мотора невозможно по экономическим и иным причинам. А улучшить работу мотора можно с минимальными доработками ГБЦ — изменением формы и объема камер сгорания, установкой других клапанов, преобразованием форм и сечений впускных и выпускных каналов и т.д. Все это реализуется в специальных головках для тюнинга двигателей ВАЗ — установка такой головки повышает мощность двигателя, делает его работу более стабильной и надежной, хотя не всегда это хорошо сказывается на экономичности. Сегодня тюнинговые ГБЦ для ВАЗ становятся все более популярными, но более широкому их распространению мешает относительно высокая стоимость.

Запомнить все разновидности моторов и головок блока цилиндров, используемых на всех моделях ВАЗ, могут только постоянно работающие с этими деталями специалисты, поэтому перед покупкой новой ГБЦ или деталей для нее необходимо уточнить модель и модификацию мотора, а также каталожные номера всех деталей. Эта предосторожность будет нелишней, и она позволит избежать проблем с ремонтом двигателя старых «Жигулей» и новых автомобилей Lada.

Рекомендации по обслуживанию и ремонту головки блока

Головка блока цилиндров во время эксплуатации не требует какого-то специального обслуживания (за исключением рекомендации избегать перегрева двигателя — вследствие этого головку может просто-напросто повести), однако ГБЦ и установленные в ней детали периодически могут выходить из строя, что потребует ее снятия и ремонта.

Наиболее часто головку блока ВАЗ приходится снимать для замены прокладки, расположенной между ней и блоком. О том, что пора снять ГБЦ и заменить прокладку могут говорить следующие признаки:

  • Появление подтеков масла на линии соединения головки и блока;
  • Утечка охлаждающей жидкости через прокладку наружу или в картер двигателя (последнее определяется с помощью масляного щупа — масло в этом случае становится мутным, зачастую приобретает бурый оттенок);
  • Прорыв газов из камер сгорания в водяную рубашку (о чем могут свидетельствовать выбросы охлаждающей жидкости при открытии пробки радиатора на работающем двигателе).

Однако существуют и иные неисправности, которые требуют снятия головки ГБЦ — замена клапанов, ремонт поршневой группы и другие.

Снятие ГБЦ

О том, как производится снятие головки блока цилиндров, подробно описано в инструкции по эксплуатации автомобиля, поэтому здесь лишь вкратце опишем общий порядок выполнения этой работы. Обычно данная операция производится следующим образом:

  1. Поставить автомобиль на ровную площадку, зафиксировать с помощью ручного тормоза, рычаг переключения передач установить в нейтральное положение;
  2. Отсоединить от аккумулятора провод «массы» (минусовой);
  3. По меткам на шкивах (или шестернях) и двигателе установить первый цилиндр в ВМТ (на новых моделях для этого предварительно необходимо открутить защитный кожух привода ГРМ);
  4. Слить из двигателя охлаждающую жидкость;
  5. Отсоединить все подключенные к ГБЦ провода — бронепровода свечей зажигания, провода датчиков, клеммы подключения «массы» и т.д.;
  6. Отсоединить от ГБЦ патрубки системы охлаждения, топливопроводный шланг и иные трубки;
  7. На некоторых моделях — открутить трамблер, генератор и другие детали;
  8. Освободить карбюратор или дроссельный узел от патрубков, проводов, тросов и других деталей;
  9. Открутить от выпускного коллектора приемную трубу глушителя;
  10. С помощью специального инструмента демонтировать шестерни, натяжные ролики и другие детали привода ГРМ;
  11. Снять крышку ГБЦ;
  12. Открутить десять болтов крепления головки к блоку;
  13. Снять ГБЦ.

Теперь можно заменить прокладку либо произвести ремонт головки, для чего от нее откручиваются впускной и выпускной коллекторы, а она разбирается дальше (рассухариваются и вынимаются клапаны, снимается распределительный вал и т.д.). Но в любом случае снятую головку необходимо всесторонне осмотреть и проверить ее состояние, о чем рассказано ниже.

Необходимо обратить внимание на два очень важных момента. Во-первых, болты головки необходимо откручивать в определенном порядке и по определенной схеме. Обычно откручивание начинается с центральных болтов, а последними отворачиваются крайние болты, причем сначала все болты нужно ослабить (не более чем на один оборот), а уже затем полностью выкручивать.

Во-вторых, съем головки блока необходимо производит очень аккуратно, чтобы не повредить ее, особенно ее нижнюю (привалочную) поверхность. Поэтому при снятии ГБЦ ни в коем случае нельзя поддевать ее отверткой или иными инструментами, лучше сдвинуть головку вбок, а затем поднять руками. В некоторых двигателях можно приподнять головку, с помощью импровизированного рычага из отвертки, подложенной под выпускной коллектор.

Снятую головку необходимо укладывать только нижней стороной на ровные и чистые деревянные бруски — это предотврати нижнюю часть от царапин и деформаций. И, конечно же, ни в коем случае нельзя бросать головку, так как при падении она может получить серьезные повреждения и будет непригодна для дальнейшего использования.

Проверка, ремонт и замена деталей головки

При снятии головки блока цилиндров даже для замены прокладки стоит провести ее проверку, а при необходимости и ремонт. В первую очередь необходимо выполнить следующее:

  • Очистить нижнюю часть головки и верхнюю часть блока цилиндров от остатков старой прокладки (это нужно делать без применения острых предметов), необходимо добиться, чтобы эти поверхности были сухими и блестящими;
  • Промыть ГБЦ, очистить нагар с камер сгорания, удалить масло из всех каналов и отверстий и т.д. Также необходимо промыть масляные каналы, для чего в них (после заглушки вертикального канала) на 15-20 минут заливается бензин. В новых моделях двигателей Lada бензином промыть нужно и корпус подшипников распредвала (в него также на 15-20 минут наливается бензин, тереть корпус не нужно, так как в этом случае есть риск его повреждения);
  • Проверить головку на предмет трещин, сколов, вмятин и иных деформаций, ГБЦ с трещинами или повреждениями подлежит замене;
  • Проверить все отверстия и опорные поверхности на предмет износа, задиров, прогорания и иных повреждений (седла клапанов, опорные поверхности подшипников и других);
  • Такую же проверку провести в отношении движущихся и соприкасающихся деталей — толкателей и втулок клапанов, кулачков, коромысел и других. Особенно тщательно нужно проверить кулачки и опорные поверхности распределительного вала, при обнаружении задиров или глубоких борозд вал нужно заменить;
  • Проверить клапаны, зазоры между ними и втулками, очистить их от нагара;
  • Проверить целостность и геометрию пружин клапанов и других деталей ГРМ;
  • Проверить геометрию (плоскостность) всех гладких поверхностей — нижней (привалочной), а также поверхностей крепления впускного и выпускного коллекторов. Проверка производится с помощью металлической линейки — ее необходимо прикладывать ребром вдоль и по диагоналям поверхности, и с помощью щупа измерять толщину появляющихся при этом щелей. Допускается отклонение от плоскостности не более чем в 0,1 мм, в противном случае необходимо либо шлифовать неровную поверхность, либо установить новую головку;
  • Произвести проверку герметичности водяной рубашки. Для этого необходимо плотно закрыть выходное отверстие водяной рубашки, и налить в нее керосин или иную текучую жидкость. Если в течение 15-20 минут уровень жидкости останется неизменным, значит ГБЦ герметична, падение уровня жидкости говорит о наличии трещин или иных повреждений, в этом случае головка подлежит замене;
  • Произвести проверку герметичности прилегания клапанов. Для этого нужно перевернуть головку и налить в камеры сгорания керосин или иную текучую жидкость. Если в течение 3 минут уровень жидкости останется неизменным, то клапаны хорошо прилегают к седлам, если же уровень жидкости понизился, то стоит притереть клапаны;
  • Измерить длину болтов крепления ГБЦ. Дело в том, что болты с течением времени становятся длиннее (вытягиваются), и подлежат замене. В старых моделях длина болтов должна быть не более 135,5 мм, в новых — не более 98 мм.

После проверки принимается решение о ремонте или полной замене головки блока цилиндров и ее отдельных деталей. В ряде случаев провести ремонт собственными силами невозможно (например, при необходимости шлифовки привалочной поверхности), поэтому имеет смысл обратиться в сервисный центр. Однако такой ремонт довольно дорог, занимает много времени и не всегда приводит к ожидаемым результатам, поэтому иногда проще и дешевле купить и установить новую головку двигателя.

Установка ГБЦ на двигатель

Монтаж головки блока ВАЗ — дело едва ли более простое, чем демонтаж. Здесь необходимо строго придерживаться инструкций и некоторых правил.

Перед установкой головку нужно собрать (если она была разобрана), а на блок обязательно уложить новую прокладку (замена прокладки производится каждый раз после снятия ГБЦ). Далее необходимо смазать маслом все болты крепления головки и резьбовые отверстия, после чего без натяга вкрутить их в головку. Закручивание болтов производится строго по инструкции, обычно затяжка начинается с центральных болтов, однако в некоторых моделях все производится с точностью наоборот, то есть — с крайних болтов, постепенно передвигаясь к центральным.

Болты вкручиваются в несколько этапов, причем на каждом этапе необходимо прикладывать определенное усилие:

  • Сначала все болты вкручиваются с усилием около 20 Н·м (хотя для некоторых головок усилие может достигать 40 Н·м и более);
  • Затем каждый болт подтягивается с усилием от 74 до 120 Н·м;
  • В последнюю очередь затягивается одиннадцатый болт сбоку ГБЦ, к которому прикладывается усилие в пределах 30-40 Н·м.

То есть, для затяжки головки блока необходимо иметь динамометрический ключ, без него выполнить работу правильно не получится.

В современных головках ВАЗ находят применение болты TTY (Torque-To-Yield — «крутящий момент до предела текучести»), имеющие ряд отличий от обычных болтов. Такие болты затягиваются не с тем или иным усилием, а на определенный угол, для чего нужен специальный ключ. Болт TTY при затяжке деформируется, практически достигая предела текучести (то есть, почти ломаясь), но при этом повышается его усталостная долговечность, что обеспечивает надежную фиксацию ГБЦ на блоке в течение длительного времени. Однако болты TTY являются одноразовыми и после снятия головки их обязательно необходимо заменить новыми.

При правильной затяжке болтов головка блока ВАЗ надежно фиксируется на блоке цилиндров, обеспечивая номинальные технические характеристики двигателя. Если же провести затяжку болтов с нарушением инструкций и рекомендаций, то почти наверняка совсем скоро двигатель потребует нового ремонта и серьезных затрат.

Другие статьи

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее

30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Введена маркировка блоков цилиндров двигателей ВАЗ

В целях выполнения требований ОСТ 37.001.269-96 «Транспортные средства. Маркировка» с июня 2004 года в ОАО «АВТОВАЗ» внедрена маркировка блоков цилиндров двигателей ВАЗ, отгружаемых в запасные части. На блоки цилиндров наносится идентификационный номер, указывающий код года изготовления и порядковый номер блоков цилиндров.

На блоки цилиндров 2101-1002011, 21011-1002011, 2103-1002011, 2106-1002011 наносится идентификационный номер, состоящий из восьми знаков. Первый знак (цифра или латинская буква) означает код года изготовления блока цилиндров, остальные семь цифр — порядковый номер блоков цилиндров. Коды изготовления: 2004 – 4, 2005 – 5, 2006 – 6, 2007 – 7, 2008 – 8, 2009 – 9, 2010 – А.

На блоки цилиндров 21083-1002011, 2110-1002011, 2112-1002011, 2123-1002011-20, 21213-1002011, 21214-1002011, 1111-1002013, 11113-1002013 наносится идентификационный номер, состоящий из десяти знаков: первый и последний знаки представляют собой звездочки (*); второй знак (цифра или латинская буква) означает код года изготовления в соответствии кодами; — остальные семь цифр — порядковый номер блоков цилиндров, сдаваемых в запчасти.

Источник: нет источника

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите левый Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *