Как проверить люфт рулевого колеса
Перейти к содержимому

Как проверить люфт рулевого колеса

  • автор:

ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА (ЛЮФТА) РУЛЕВОГО КОЛЕСА

Комментарии: Избранное: 0

Шаг 1

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с запаздыванием реагирует на действия водителя. Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг и маятникового рычага или износ их деталей).

Проверку люфта рулевого колеса проводите на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5°. Можно определить люфт в линейных единицах (мм) по формуле

L=(5°/360°)πD,
где L – люфт рулевого колеса, мм;
D – наружный диаметр рулевого колеса, мм.

Для рулевого колеса, наружный диаметр которого составляет 400 мм, он должен составлять не более 18–20 мм.

Шаг 2

Вам потребуются: линейка, мел (или проволока) для нанесения меток.
1. Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению.

ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА (ЛЮФТА) РУЛЕВОГО КОЛЕСА, Шаг 3

Шаг 3

2. Установите линейку так, чтобы ее торец упирался в панель приборов, средняя часть касалась рычага переключателя света фар (установленного в положение, при котором включается ближний свет), а плоскость линейки касалась наружной поверхности обода рулевого колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в какую-либо сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).

ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА (ЛЮФТА) РУЛЕВОГО КОЛЕСА, Шаг 4

Шаг 4

3. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо в другую сторону до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).

ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА (ЛЮФТА) РУЛЕВОГО КОЛЕСА, Шаг 5

Шаг 5

4. Замерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не более рассчитанного. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше и его не удается довести до нормы регулировкой (см. «РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРА В ЗАЦЕПЛЕНИИ РОЛИКА С ЧЕРВЯКОМ»), продолжайте проверку рулевого управления для определения причины увеличения свободного хода.

  • Комментарии

Измерение суммарного люфта в рулевом управлении

Согласно перечню неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 127) запрещается эксплуатация ТС если суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

Суммарный люфт не более (градусов)
Легковые автомобили и созданные на их

О важности рулевой системы автомобиля не стоит упоминать лишний раз, поскольку всем и так ясно, что она играет ключевую роль в безопасности вождения. Вот почему не следует пренебрегать регулярным техосмотром и ремонтом всех деталей этой системы, ведь частая эксплуатация ведет к снашиванию даже наиболее надёжных узлов и агрегатов. Самый распространённый симптом неисправности заключается в таком явлении, как люфт рулевого колеса. Любой мало-мальски грамотный и ориентирующийся в пдд автомобилист должен быть знаком с этим термином, чтобы уметь, при желании вовремя диагностировать и устранить проблему.

Что такое люфт

Для того, чтобы понять как работает суммарный люфт в рулевом управлении, нужно немного разобраться в конструкции рулевой системы. С технической точки зрения это можно описать примерно так: в передаче рулевых тяг есть шток, который зафиксирован неплотно, с зазором в 1-2 миллиметра. Если бы не это расстояние, то все входящие в зацепление детали снашивались бы намного быстрее, в результате сильного трения. Зазор же позволяет удерживать зацеп, при этом не соприкасаясь со стенками зубцов передачи – отсюда и возникает люфт.

С позиции водителя люфт определяется как свободный ход руля, необходимый для получения отклика элемента системы, которым вы управляете (в нашем случае это передние колеса). Проще говоря — это расстояние, которое преодолевает рулевое колесо, прежде чем машина сделает определенный маневр. Это явление нельзя назвать негативным, поскольку минимальный люфт присутствует в управлении любого автомобиля и увеличивается пропорционально размеру транспортного средства.

Однако спустя продолжительное время эксплуатации люфт возрастает до опасного уровня, когда автомобиль перестаёт слушаться и с опозданием реагирует на «команды» водителя.

Если вовремя не среагировать и не устроить проверку, в лучшем случае вас ждет дорогой ремонт, в худшем — согласно ПДД ваш автомобиль становится потенциальным источником опасности на дороге.

Причины люфта

Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:

  • Для начала устраивается проверка состояния рулевых тяг, а также наконечников. Последние довольно часто выходят из строя, и это может стать причиной слишком большого свободного хода рулевого колеса.
  • Кроме того, источником проблемы может стать разваленный, или почти разваленный ступичный подшипник.
  • Если ходовая часть вашего автомобиля недавно ремонтировалась, то появившийся люфт может быть следствием этого. К примеру, очень часто механики забывают как следует затянуть центральную гайку подшипника ступицы, что не лучшим образом влияет на работу рулевой системы.
  • Также причиной может стать выход из строя верхней или нижней шаровой опоры, или же перетянутая рулевая рейка.
  • Иногда люфт появляется, если требуется замена гидравлического масла – эта простая процедура может устранить лишний свободный ход.

В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было не докручено — поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления. Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.

Признаки

Если ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении. Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10 градусам, согласно ПДД. Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.

Для того чтобы определить укладывается ли люфт в этот параметр, нужно устроить небольшую проверку:

  • Для начала ставим двигатель на холостой ход и определяем передние колеса в такое положение, чтобы они были параллельны продольной оси автомобиля. Одновременно должен работать и гидравлический усилитель.
  • Затем нужно слегка повертеть рулевое колесо в разных направлениях и зафиксировать тот момент, когда передние шины начинают движение. Всё расстояние, которое руль происходит «до» — это и есть свободный ход, то есть люфт.
  • Для точной проверки можно разжиться люфтомером – это специальное устройство, с помощью которого контролируется суммарный люфт в рулевом управлении автомобиля. К примеру, механическая модель люфтомера К 524 М может использоваться как в условиях домашнего гаража, так и в профессиональных автомастерских. Люфтомер 524 поможет определить свободный ход всего за три минуты – включая установку и снятие устройства. Такая проверка является самым простым и удобным вариантом.

Хотя на самом деле неважно, что именно помогло вам диагностировать неполадку – люфтомер или простые измерительные инструменты. Если проблема определена, нужно заняться её устранением.

Измерение суммарного люфта в рулевом управлении

Наши специалисты помогут Вам:

– максимально быстро и качественно устранить люфт в рулевом управлении;

– произведут контрольное измерение;

– оформят соответствующий акт для обращения в подразделение ГИБДД или в транспортную инспекцию об устранении причин задержания.

ВЫЕЗД 24 ЧАСА В ЛЮБУЮ ТОЧКУ СПБ И ЛО

+7 (812) 999-13-19

КоАП РФ, Статья 12.5.

Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 – 7 настоящей статьи, –

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2005 N 120-ФЗ, от 10.07.2012 N 116-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

При совершении правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 12.5, применяется задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления (ст. 27.12 и ст. 27.13 настоящего КОАП).

Как проверить рулевое управление автомобиля

Исправность работы рулевого управления играет ключевую роль в обеспечении безопасности и комфорта эксплуатации машины. В критических ситуациях, резкое изменение условий часто приводит к аварии, усугублению последствий. В худших случаях, система может выйти полностью из строя, лишив водителя возможности маневрировать. Поэтому, важно регулярно контролировать ее работоспособность, зная как проверить рулевое управление автомобиля самостоятельно. Разберемся подробно в способах диагностики, а также перечислим основные неисправности.

Способы самостоятельной проверки рулевого управления

Самостоятельная проверка работоспособности управления должна стать неотъемлемой привычкой каждого водителя. Для ее выполнения понадобится всего лишь несколько минут. При этом не нужно использовать сложные методики или профессиональное оборудование.

Проверка на стоянке

Всегда обращайте внимание на площадку после стоянки. В случае проблем под днищем могут быть масляные пятна или капли. По ним можно определить вероятное место разгерметизации. Для выявления точной причины утечки нужен визуальный смотр на смотровой яме или подъемнике.

Для проверки люфта расположите автомобиль на ровной площадке, запустите двигатель на холостой ход. Далее сделайте отметку по центру рулевого колеса, чтобы определить его величину. Проворачивайте руль влево и вправо до момента начала вращения колеса. Затем прокрутите колесо до упора. В процессе вращения не должно быть никаких аномалий.

Проверка в движении

Проверять, как работает рулевое управление автомобиля на ходу важно, так как некоторые проблемы могут появляться только в процессе движения. Технология тестирования идентичная. Нужно вращать рулевое колесо сначала влево, а затем вправо, отслеживая любые аномалии — изменение усилий, амплитуду движения, возникновение вибрации, наличие посторонних звуков. При этом, должно быть достаточно места для безопасных маневров.

Оборудование для диагностики рулевого управления

Профессиональное оборудование для диагностики рулевого управления приобретать самостоятельно нет смысла. Оно довольно дорогое и может окупиться при оказании регулярной сервисной поддержки. Но с его помощью можно более качественно и точно определить неполадки в работе системы:

  1. Устройство для контроля зазоров. Прибор фиксируется непосредственно на рулевом колесе, позволяя с высокой точности определить наличие люфта, степень отклонения.
  2. Устройство для контроля над работой усилителя. Используется для определения разницы между текущими и базовыми значениями.
  3. Диагностический компьютер. Устройство необходимо для проведения комплексной диагностики автомобиля. Позволяет выполнить считывание и расшифровку кодов ошибок, фиксируемых бортовой системой самодиагностики.

Для поверки тяг, наконечников и рычагов могут использоваться дополнительные станки, позволяющие проверить работоспособность подвески.

Основные неисправности рулевого управления

Для понимания неполадок важно разобраться, как устроено рулевое управление автомобиля. Знание конструкции является ванным фактором и для качественной диагностики. При визуальном осмотре можно подтвердить наличие или отсутствие определенных поломок. Основными элементами системы являются:

  • Руль. Специальное колесо для управления направлением движения путем вращения. Может оснащаться подушкой безопасности, дополнительными кнопками для работы с мультимедийной системой, другими опциями.
  • Рулевая колонка. Передаточный узел, который включает электронные и механические средства блокировки, защиты, анализа и контроля над управлением автомобилем. Включает замок зажигания, органы управления освещением, дворниками и другие узлы.
  • Рулевой механизм. Редуктор с передаточным отношением, передающим усилия от рулевой колонки на карданный вал с элементами привода.
  • Рулевой привод. Совокупность специальных тяг, наконечников и рычагов, которые непосредственно передают усилия от вращения руля на колеса.
  • Усилитель и дополнительные элементы. Система для повышения усилий, которая позволяет, не прилагая большой силы, вращать рулевое колесо. Дополнительными элементами могут выступать различные датчики и электронные блоки.

Дополнительно

Конструкция систем рулевого управления автомобилей может иметь существенные отличия при сравнении автомобилей разных поколений и производителей. При этом, можно выделить общие неисправности схожих или идентичных деталей, узлов и механизмов:

  • Повреждение шарниров. Сложные подвижные соединения, которые подвергаются большим нагрузкам в движении и особенно при маневрировании. Они могут быть повреждены при длительной эксплуатации, из-за наезда на препятствия, в аварийных ситуациях.
  • Разрушение сальника. Сальники представляют собой резиновые уплотнители соединений металлических деталей, передающих крутящие моменты. Они амортизируют удары, снижают трение, удерживают смазку.
  • Выход из строя усилителя. Любые системы усиления передачи механической энергии подвержены износу. При их поломках для вращения рулевого колеса придется прилагать в несколько раз больше сил.
  • Деформация тяг или рычагов. Эти детали также могут быть повреждены при экстремальном вождении, в аварийных ситуациях. В большинстве случаев их заменяют, исключая реставрацию.
  • Поломка механизма блокировки. При содержании машины в сложных климатических условиях, с высоким уровнем влажности, частыми колебаниями температур, ржавление или окисление механизмов, как и проводки, — довольно распространенная проблема.
  • Износ подшипников. Они обеспечивают беспрепятственное вращение валов и рычагов, сохраняя прочное физическое соединение между деталями. При использовании качественных комплектующих элементов подшипники выходят из строя довольно редко.

Помните о важности системы управления автомобилем и обращайтесь за помощью к профессионалам при первой необходимости. Игнорирование даже незначительных проблем в критической ситуации на дороге может иметь фатальные последствия. Быстро, недорого и качественно проверить рулевое управление можно в автосервисах дилерской сети ПЕТРОВСКИЙ. Чтобы согласовать время обслуживания без очереди, закажите обратный звонок, посетив наш сайт.

Люфт рулевого колеса

 Люфт рулевого колеса

Какой допустимый люфт рулевого колеса грузовых и легковых автомобилей? Как выполнить измерение люфта рулевого колеса?

Что такое люфт?

Люфт — распространённый термин не только в автомобильной механике, но и механике в целом. Он означает промежуток, зазор, свободный ход рулевого колеса (возникает при изменении направления).

Люфт в рулевом управлении легкового автомобиля чаще всего начинается с того, что автомобиль начинает уводить в сторону, руль вибрирует, в передней части при езде, особенно по бездорожью (а при ухудшении ситуации даже и просто слегка на неровной дороге). Кроме того неприятные “симптомы люфта” – потеря плавности хода, посторонние шумы при повороте руля.

Люфт.jpg

Причины возникновения люфта

Популярные причины появления зазора:

  • Огромная нагрузка на подвеску. Чаще всего – из-за езды по дорогам плохого качества, использование шин, сделанных из резины низкого качества. Львиную часть нагрузки элементарно на себя вынуждена брать система рулевого управления.
  • Из-за изношенности «летят» наконечники тяги. Срок эксплуатации наконечников тяги может очень сильно разниться. Одно дело, если транспорт ездит сугубо по городским асфальтированным дорогам, и иное — по проселочным дорогам с грязью и бездорожью. Грязь способствует очень быстрому выходу из строя наконечников.
  • Ослабление гаек. Проблема теоретически быстро решаема, но то, что такая проблема есть на практике многие визуально даже не догадываются. Дело в том, что гайка “спрятана” за подушками безопасности.
  • Использование некачественного гидравлического масла.
  • Износ шлицов, шарниров.
  • Поломка подшипников ступицы, шаровой опоры.

Допустимые люфты рулевого колеса

  • Более 10 для легковых авто.
  • Более 25 градусов – для грузовых авто.
  • Более 20 градусов – для автобусов.

Измерение люфта рулевого колеса, согласно документу, — это измерение суммарного люфта в рулевом управлении. Под ним при этом нужно понимать угол поворота рулевого колеса образованный между:

  • Положением, которое соответствует началу поворота управляемых колесной базы в одну сторону.
  • Положением, которое соответствует началу поворота колёс в противоположную сторону от позиции, соответствующей прямолинейному движению автомобиля или автобуса.

Как проверить люфт руля?

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Это может быть, например, асфальтированная бетонная площадка.

Подготовьте колёсную базу. Оптимальное направление при установке – в направлении продольной оси кузова.

Если на колёсах есть грязь, устраните её. Иначе можно получить искажённые данные.
Перед тем, как проводить непосредственно измерения, рулевое колесо важно несколько раз повернуть влево-право. Это важно для понимания того, в какой именно момент колёса меняют своё направление.

Каким инструментом проверяется люфт?

Для проверки угла используйте люфтометр.

Самый простой измерительный прибор — механический, компонентами которого являются раздвижные кронштейны, передвижная каретка, динамометр, угломерная шкала. Люфтометр приставляется упорами к ободу руля. Динамометр устанавливается на нижнем кронштейне.

Но более удобное в использовании и выигрывающего по точности – электронное измерительное оборудование. Вместо динамометра, который фиксирует начало поворота колеса, на нём стоит датчик. С помощью него можно зафиксировать непосредственно момент начала поворота колеса.

Как устранить люфт?

Если норма зазора отличается от нормы, нужна дотошная диагностика:

Люфты 1.jpg

  • Важно определить источник стука. Очень часто водители думают, что причина – в свободном ходу, а на самом деле причина связана с неисправностью иного узла транспортного средства.
  • Проверьте работу подвески. Нередко ей приходится ремонтировать или вовсе заменять.
  • Проверьте, всё ли в порядке с рулевой планкой. Иногда для решения проблемы достаточно просто её подтянуть, повернув регулировочный винт.
  • Обязательно проверьте шаровые наконечники, резиновые пыльники. Их замена также бывает необходима достаточно часто при рассматриваемой проблеме.
  • Если есть проблемы с монтажом руля, важно понять причину. Чаще всего корень проблемы – изношенное зубчатое крепление. Его замена быстро «угомонит» свободный ход.

Если вышеназванные действия не помогают решить вашу проблему, задумайтесь: а не ремонтировали ли вы недавно ходовую. Плохо затянутая гайка подшипника может быть непосредственным «подстрекателем» проблем с системой рулевого управления.

Если проблема в некачественном масле, о чём говорилось при рассмотрении причин, то верный метод борьбы с «разыгранным» свободным ходом – это элементарная замена масла.

Как «прокачаться» в знаниях, которые касаются системы рулевого управления?

Отличная «прокачка» знаний, которые касаются – это работа с обучающими и тестовыми модулями на базе платформы ELECTUDE, объединёнными в электронный продукт «Система рулевого управления автомобиля».

Модули помогают узнать максимум полезной информации, начиная от принципов работы и функционирования системы, продолжая нюансами, которые касаются прямого и непрямого рулевого управления транспортными средствами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *