Как акпп понимает когда надо переключать передачу
Перейти к содержимому

Как акпп понимает когда надо переключать передачу

  • автор:

Как работает автомат (АКПП)?

В АКПП нет сцепления. В АКПП не нужно самому переключать передачи. По мнению многих специалистов, тот путь, который проделывает энергия, доходя от двигателя до ходовой в автомобиле с автоматической коробкой передач, абсолютно восхитителен!

В этой статье мы проложим наш путь через автоматическую коробку передач. Мы начнём с ключевого агрегата в АКПП — планетарного ряда. В то же время, так как наш сайт старается охарактеризовать любой узел автомобиля как можно проще и понятнее даже начинающему автомобилисту, мы постараемся максимально упростить и данный, вероятно, чаще всего наиболее сложный агрегат во всём автомобиле и рассмотрим его таким образом только поверхностно — для понятия общего принципа работы автомата. Итак, как же работает АКПП (или по-простому «коробка «автомат»)?

Коробка автомат - её расположение в конструкции авто

Так же как в случае механической коробки передач, основная работа автоматической коробки передач заключается в том, чтобы обеспечить двигателю работу в узком диапазоне скоростей, а при этом автомобилю — на широком диапазоне выходных скоростей.

Без коробки передач автомобиль будет ограничен одним передаточным отношением, и это соотношение должно быть выбрано, чтобы позволить автомобилю ездить на нужной скорости. Если Вы, к примеру, хотите максимальную скорость в 80 км/ч, то передаточное отношение будет похоже на третью-четвертую передачу в большинстве механических трансмиссий. Вы, наверное, никогда не пробовали вести автомобиль с ручной коробкой с использованием только третьей передачи. Если бы Вы это сделали, Вы бы быстро обнаружили, что авто почти не ускоряется с места, а на высокой скорости двигатель довольно сильно бы рычал, держа стрелку тахометра на красной линии. Да и автомобиль будет от этого изнашиваться очень быстро. Таким образом, использование передач позволяет сделать более эффективным использование крутящего момента двигателя.

Основное различие между ручной и автоматической коробками передач в том, что механическая коробка передач блокирует и разблокирует различные наборы фиксированных передач на выходном валу для достижения различных передаточных чисел, в то время как в автоматической коробке передач тот же набор передач практически все возможные варианты передаточных чисел. Такое становится возможно в АКПП благодаря планетарному ряду

Давайте посмотрим, как работает планетарный ряд в АКПП.

Если Вы попытаетесь разобрать и заглянуть внутрь автоматической коробки передач, Вы найдёте огромный ассортимент деталей в довольно небольшом пространстве. Среди прочего, вы увидите:

  • Планетарный ряд
  • Набор групп узлов для блокировки шестерён
  • Набор из трёх муфт сцепления для блокировки других частей АПКПП
  • Гидравлическую систему
  • Большой зубчатый насос для перемещения жидкости по коробке

В центре внимания находится планетарный ряд . Размером с немаленькую дыню (в зависимости от автомобиля) он создаёт все различные передаточные числа. А всё остальное в АКПП фактически призвано помочь планетарному ряду делать своё дело.

Практически любой планетарный ряд АКПП состоит из трех основных компонентов (см. рис. ниже):

  1. Солнечная шестерня (жёлтая)
  2. Сателлиты и водилы сателлитов (красные)
  3. Зубчатый вал (эпицикл) (синяя окружность вокруг сателлитов)

Планетарный ряд АКПП

Каждый из этих трёх компонентов может быть вынут и заменён в случае сильного износа.

Теперь давайте взглянем, как работает планетарный ряд в действии: в таблице ниже приведены различные передаточные числа и то, как они получаются — чтобы посмотреть, нажмите на кнопку слева таблицы.

Таким образом, мы видим, что этот набор передач может производить все различные передаточные отношения без того, чтобы включить или выключить любую другую передачу. Но это ещё не всё — с двумя из этих «планетарок», расположенными в ряд, мы можем получить четыре передачи переднего хода и одну передачу заднего хода.

На самом деле большинство АКПП имеют не такую простую схему работы планетарного ряда — в современных авто в то время как эпицикл только один, внутри него перемещаются 2 и более солнечного вала с сателлитами, и описание такой схемы выходит далеко за пределы данной статьи.

Гидравлическая система, насосы и регуляторы в АКПП

Гидравлическая система автомата — это очень сложный узел каналов, по которым течёт масло и которые выполняют целый ряд немаловажных функций АКПП. Например, вот некоторые из особенностей автоматической коробкой передач:

  • Если автомобиль находится в режиме «драйв» (D), коробка передач автоматически выбирает передачу в зависимости от скорости автомобиля и положения педали газа.
  • Если Вы ускоряетесь сравнительно мягко, изменения будут происходить на более низких скоростях, чем если бы вы ускорялись на полном газу (так называемый режим «Eco», «Overdrive» и т.п. в зависимости от модели авто).
  • Если Вы отпускаете педаль газа, передачи будут переключаться на следующую более низкую передачу.
  • При перемещении рычага переключения на более низкую передачу (к примеру, из режима D в режим L), а автомобиль едет слишком быстро, то АКПП будет ждать, пока автомобиль не замедлится, и только затем включит пониженную передачу.
  • Если Вы установите рычаг коробки на вторую передачу (есть практически во всех моделях авто), то автомобиль никогда самостоятельно не будет переключать на другие передачи, даже в случае полной остановки, пока Вы не переместите рычаг переключения передач.

Так выглядит гидравлическая система АКПП

Гидравлическая система АКПП

Вы, наверное, видели то, как это выглядит раньше. Это действительно «мозг» автоматической коробки передач. На рисунке ниже Вы можете увидеть огромное количество каналов для обеспечения всех различных компонентов в коробке. Проходы формуются в металле и являются эффективным способом маршрутизации жидкости.

Насос

Типичный шестерёнчатый насос

Шестерёнчатый насос

Автоматические коробки передач имеют очень точный и аккуратно размещённый насос, который называется шестерёнчатым насосом . Насос, как правило, расположен в крышке коробки передач. Он обращает жидкость из отстойника в нижней части АКПП и подаёт её к гидравлической системе. Он также питает гидротрансформатор.

Регулятор

Регулятор в автомате — это умный клапан, который указывает системе, как быстро автомобиль собирается ускоряться. Таким образом, чем быстрее движется автомобиль, тем быстрее и больше регулятор подаёт масло в систему. Внутри регулятора расположен подпружиненный клапан, который открывается по мере того, как быстро крутится сам регулятор и таким образом регулирует количество подаваемого в систему масла.

Электронная система управления АКПП

Электронное управление коробкой передач, которое появляется всё чаще в новых автомобилях, всё ещё используют гидравлику для приведения в действие сцепления и других групп механизмов, но каждый гидравлический контур управляется с помощью электрического импульса. Это упрощает управление передачами и позволяет применять более продвинутые схемы управления.

Выше мы видели некоторые из стратегий управления, приводимые механическим воздействием. АКПП с электронным управлением имеют более сложные схемы управления. В дополнение к мониторингу скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки, контроллер может контролировать обороты двигателя, если педаль тормоза нажата, и даже антиблокировочной тормозной системой. Используя эту информацию и передовые стратегии управления на основе интеллектуальной системы АКПП с электронным управлением передач может делать такие вещи, как:

  • Уменьшать скорость автоматически при спуске с горки для контроля скорости и уменьшения износа тормозов.
  • Повышать передачи при торможении на скользкой поверхности, чтобы увеличить тормозной крутящий момент от двигателя.
  • Запретить переключение на повышенные передачи, если автомобиль входит в поворот или едет по извилистой дороге.

Как проверить автоматическую коробку передач

Почему?
Если бы Вы увидели внутренности автомата и представили, что износ одной из многочисленных деталей и сальников приводит к некорректной работе всего агрегата, ответ стал бы очевидным. Автоматические коробки также чувствительны к перегреву трансмиссионного масла – стоит залезть в глубокий снег и побуксовать на месте. 20-30 минут хватит, чтобы сжечь коробку. Примеров тому предостаточно. В автомате много прецизионных поршней. Стоит одному из них застопориться, как трансмиссия перестает работать правильно. Многие рабочие части автомата подвержены естественному износу. В масляном поддоне установлен магнит, который притягивает к себе металлический порошок. Даже после 150,000 км он будет покрыт толстым слоем металлического налета. Проверьте такой же магнит на механической коробке, и он будет совершенно чистым после аналогичного пробега. Кроме того, автоматы редко долго живут после ремонта – в них слишком много точных частей, и малейшая ошибка или песчинка грязи вызывают поломку снова.

Из всего выше сказанного делаем вывод: автомат – агрегат, требующий особенно тщательного внимания при покупке подержанного автомобиля.

Да, автоматы стали надежнее сегодня, но они все еще остаются самыми уязвимыми и склонными к поломкам узлами с последующим сложным и дорогим ремонтом.

При неправильной эксплуатации автомат можно угробить за полчаса. Один клиент пытался освободить свою новенькую Audi из сугроба и сжег коробку в первый день покупки! Ремонт обошелся в $2000, а через год коробка сломалась снова.
Автомат сильно зависит от качества трансмиссионного масла и его состояния. Неверный тип масла может привести к поломке уже через полчаса.

Попробуем рассмотреть, на что надо обращать внимание при тестировании автомата, покупая подержанный автомобиль. Кроме того, мы настоятельно рекомендуем обратиться к профессиональному специалисту, чтобы протестировать подержанный автомат – очень разумный вклад денег.

Первое, проверьте историю машины, если это возможно. Вы сэкономите время и деньги. Если история машины говорит о том, что она использовалась в прокате или была восстановлена после серьезной аварии, даже не смотрите на нее. Спросите продавца или предыдущего хозяина, проводился ли ремонт автомата. Если автомат уже перебирался, лучше не покупать такую машину. Дело не в том, что все ремонтные трансмиссии имеют проблемы – некоторые из них работают лучше, чем до ремонта. Проблема в том, что не все ремонтные мастерские в состоянии починить квалифицированно АКПП. А так как невозможно определить, насколько качественным был ремонт, лучше вообще отказаться от такой машины. Еще один повод побеспокоится – наличие фаркопа. Транспортировка прицепа вызывает дополнительный износ АКПП.

Как понять, что «автомат» в вашей машине скоро сломается

Современные автоматические коробки передач — технологичные и сложные узлы. Несмотря на совершенство своей конструкции АКПП в целом подвержена усиленному износу, так как работает чаще всего в условиях высоких нагрузок.

Юрий Зубко/РГ

Этот узел в автомобиле требует особого внимания, ведь поломки часто приводят к необходимости проводить сложный и дорогостоящий ремонт или, что важнее, становятся причиной аварий на дороге.

Перечислим симптомы, которые указывают на проблемы в работе АКПП и ее компонентов.

Одними из самых четких и понятных признаков можно считать толчки, рывки, а также вибрации, возникающие во время езды. Они сигнализируют о неполадках в работе гидравлического блока коробки передач. Если такая проблема возникла относительно недавно, то толчки будут не очень выраженными. Однако в дальнейшем они усилятся, если проблемы с гидроблоком не будут устранены.

Неисправности гидроблока — это в целом распространенная проблема в работе АКПП. Чаще всего гидроблок страдает тогда, когда трансмиссия работает на износ. А такое случается, например, зимой, когда автомобилист не прогревает автомобиль, а начинает движение сходу на непрогретой коробке. О своих проблемах гидроблок может сигнализировать не только ударами и вибрацией, иногда из-за этой поломки автомобиль может просто «отказаться» заводиться.

Другой распространенный симптом — протечка трансмиссионного масла, которая чаще всего возникает в результате износа и повреждения резиновых уплотнителей. Протечку масла можно обнаружить при плановом ТО, осматривая автомобиль на подъемнике. Если не игнорировать протечки, а поменять и уплотнители, и масло, то, скорее всего, можно избежать в дальнейшем больших проблем и дорогостоящего ремонта. Именно поэтому так важно контролировать уровень масла, своевременно доливать его и применять при этом правильный продукт.

Если автомобиль не может сдвинуться с места, или же, если он не может нормально ехать, пробуксовывает, стоит подозревать сразу несколько проблем. Скорее всего, у такой машины износились фрикционные диски АКПП. Вероятно, пришли в негодность не только муфты, но и их кольца, и поршни, возможно, проблема снова в гидроблоке — заел один из его клапанов. В случаях, когда при движении автомобиля АКПП начинает гудеть, чувствуются вибрации, возникают непривычные звуки, которые усиливаться по мере роста оборота двигателей, это говорит о целом комплексе проблем. К примеру, это может указывать на то, что рычаг привода управления АКПП плохо отрегулирован, или на то, что фрикционные диски перегрелись и «слиплись».

В случае если машина движется без особых проблем, но при подъеме в гору буксует, а АКПП переключается в режим работы на пониженной передачи, возможно, причина тому нехватка масла. Еще вариант — изношенные диски, а также повреждения муфты или других элементов АКПП. Также стоит «подозревать» проблемы в работе гидроблока и его соленоидов.

Серьезные и дорогостоящие проблемы возникают в случае, когда вышел из строя управляющий блок АКПП. Неисправный блок может ошибочно переключать режимы езды, а порой, и вовсе блокировать работу коробки. Ремонт блока — не выход, придется его заменить.

Ухудшение динамики автомобиля, а также появление стуков и вибраций говорят о возможных проблемах в работе гидравлического трансформатора. Кроме того, проблемы в функционировании этого узла обнаруживаются и при замене трансмиссионной жидкости: в поддоне можно увидеть стальную стружку.

В случае с АКПП профилактика обходится дешевле, чем ремонт и замена. Обеспечить работоспособность и долгий срок службы автоматической коробки передач можно, если регулярно менять рабочие жидкости, а перед поездкой в зимний период прогревать автомобиль и, таким образом, снижать избыточный износ подвижных компонентов коробки. Еще важное условие долговременного «здоровья» автоматической коробки передач — культура вождения. Агрессивная езда на автомобиле, работа двигателя на высоких оборотах создают неблагоприятные условия для АКПП и приводят к повышенному износу ее фрикционных дисков.

Как коробка-автомат понимает когда переключить передачу?

Ведь некоторые люди всю жизнь привыкли ездить на малых оборотах, а некоторые на высоких, на автомате единый стандарт для всех? или нет?

Лучший ответ

куча датчиков. и заранее заданый алгоритм работы ( может просто механически или электронно )
При достижении определенных оборотов двигателя формируется сигнал на привод ..переключать на более высокую передачу. и наоборот

Лиза АлександроваГуру (3212) 7 лет назад

а, то есть определенные обороты? больше или меньше, чтобы внатяг пустить движок — невозможно дать, да?

****** Искусственный Интеллект (194578) ну тут все просто.. например задается при достижении двигателем оборотов например 3 000 включать повышеную скорость. При уменьшении оборотов двигателя например до холостых переходить на пониженую. А педалью газа можешь на одной передаче спокойно ехать не переключаясь с диапазоне оборотов от холостых до 3 000

Остальные ответы
Для каждой передачи своя скорость
Лиза АлександроваГуру (3212) 7 лет назад
Всегда? То есть если я захочу дать ей 5 тысяч оборотов, то не дам?

Тем автомат (АКПП) и хорош, что сам выбирает оптимальный режим, не дает «тошнить» на высшей передаче со скоростью пешехода, что вредно для мотора. Управляет всем электронный блок коробки и мотора. Для желающий побыстрее, есть спорт-режим на некоторых АКПП или просто нажать педаль газа до конца, включается динамичный режим разгона кик-даун.

Лиза АлександроваГуру (3212) 7 лет назад

Ну это все понятно, а если я хочу её быстрее разогнать до сотки, получится у меня 5 тысяч оборотов дать?

Алехандр Искусственный Интеллект (115243) Газ в пол и все, а дальше, как жать перестанете, так и снизятся обороты по ЭБУ.

а зачем ей глупые привычки? она едет так, чтобы при постоянной скорости меньше жрать, если топнули — быстро разогнаться. И ей не лень переключаться хоть каждую секунду.

Лиза АлександроваГуру (3212) 7 лет назад
а с оборотами как? возможно их под свой контроль взять или нет?

Mikhail Levin Искусственный Интеллект (615329) а зачем вам контролировать обороты? Вам надо контролировать поездку — скорость, ускорение. когда-то на Форде-Т надо было непрерывно менять момент зажигания подрулевым регулятором. Не хотите попробовать? а если очень хочется, на всех автоматах есть дополнительные положения типа «не выше 3-й», «не выше 2-й», а то и вообще ручной режим.

Так точно . Фуфло автомат . Сын приехал на Мерсе S класс 5-и литровом, дал порулить, едем со скоростью 15 км/час в промежутке между магазинами . На механике я бы включил 3-ю и на холостых катился бы, а этот автомат гудит на первой и жрёт вёдрами .

Лиза АлександроваГуру (3212) 7 лет назад

согласна, автомат жрет очень много. На механике сам регулируешь расход, исходя из переключения передач при разных оборотах) Не говоря уже о карбюраторных машинах) Захотел — приоткрыл, захотел — призакрыл)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *