Где больше всего электробусов в мире
Перейти к содержимому

Где больше всего электробусов в мире

  • автор:

Электробусы ставят на поток

К 2025 году 47% всех автобусов в мире будут электрическими

По оценке Bloomberg New Energy Finance, уже к 2025 году почти половина всех автобусов в мире будут электрическими. Лидером в этом отношении является Китай — именно на него придется 99% электробусов. Одним из первых городов, где все автобусы электрические, стал китайский Шэньчжэнь — речь идет о 16,3 тыс. городских электробусов.

По прогнозам аналитиков Bloomberg New Energy Finance (BNEF), к 2025 году число электробусов вырастет более чем втрое — с 386 тыс. в прошлом году до 1,2 млн. Тем самым на электробусы будет приходиться 47% всех автобусов в мире. Как отмечают в BNEF, электробусы пока стоят дороже, чем автобусы на дизельном топливе или на природном газе, но эксплуатационные издержки в их случае ниже с учетом стоимости топлива и технических расходов. Кроме того, снижение стоимости аккумуляторов приведет к тому, что уже к 2026 году электробусы смогут конкурировать с дизельными автобусами. По подсчетам BNEF, цены на литийионные аккумуляторы в 2017 году снизились в сравнении с предыдущим годом на 24% и были в пять раз ниже, чем в 2010 году.

«Лидером на этом рынке будет Китай, благодаря сильной внутренней поддержке и агрессивным плановым показателям в городах»,— заявила аналитик BNEF и автор исследования Александра О`Донован. Китайские власти очень активно поддерживают распространение электромобилей. Правительство Китая собирается ввести квоты на производство электромобилей для всех автопроизводителей. Помимо этого китайские власти стимулируют бизнес и к строительству заводов по производству аккумуляторов.

Куда поворачивает китайский автопром

Куда поворачивает китайский автопром

В конце декабря власти Шэньчжэня, пятого по величине города страны, объявили о том, что все городские автобусы — более 16,3 тыс. штук — являются электрическими. В городе построили 510 стандартных зарядных станций и около 8 тыс. зарядных мини-установок. Хотя продажи электробусов в Китае упали в прошлом году до 89,5 тыс. со 115,7 тыс. в 2016 году, это больше, чем в какой-либо другой стране мира. Лидерами рынка являются китайские компании Yutong и BYD. «Китай хочет иметь сильное производство электробусов, поэтому он прилагает много усилий для развития инноваций и технологий… Помимо субсидий, они используют и другие финансовые модели, чтобы сделать систему устойчивой»,— отметил аналитик американского Института мировых ресурсов Сянъи Ли. По оценке BNEF, к 2025 году на Китай будет приходиться 99% всех электробусов в мире.

Как развивается легковой электротранспорт в России

Как развивается легковой электротранспорт в России

Электробусы привлекают внимание городских властей не только в Китае, но и по всему миру. Так, власти Парижа и Амстердама приняли решение в ближайшие годы полностью перейти на автобусы с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу. Прошлым летом в Лондоне начали работу три первых полностью электрических автобуса. Одним из европейских лидеров в распространении электромобилей является Норвегия — в 2017 году более половины проданных в стране автомобилей были полностью электрическими или гибридными. В сентябре Volvo получила заказ на 25 электробусов от норвежского города Тронхейм. В начале января первый электробус был запущен в Осло.

Власти Лос-Анджелеса пообещали, что к 2030 году все автобусы в городе (сейчас их около 2,2 тыс.) будут электрическими. В январе в Нью-Йорке началось тестирование десяти электробусов Proterra и New Flyer, если они продемонстрируют свою эффективность, власти города собираются закупить еще электробусов. В целом же число электробусов в американских городах выросло в прошлом году на 83% — до 333 автобусов. Правда, пока доля электробусов в США составляет лишь 0,5% от общего числа автобусов, и только у 9% транспортных компаний есть электробусы.

Почему электробусы не доезжают до регионов

Почему электробусы не доезжают до регионов

“Ъ” разбирался, может ли электробус стать долгосрочным трендом развития транспорта в России

Сергей Собянин: Москва лидирует в Европе по количеству электробусов

Москва заняла первое место в Европе по количеству экологичных автобусов: более 1200 машин курсирует на городских маршрутах, сообщил мэр Сергей Собянин рассказал в своем Telegram-канале.

Сергей Михеев/РГ

Столичным электробусам исполнилось пять лет, — сообщил градоначальник. За это время пассажиры совершили более 350 миллионов поездок на электробусах, а с начала 2023 года — около 80 миллионов поездок.

Мэр рассказал, что замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы СО2 в окружающую среду на 60 тонн в год. К тому же электробус тише автобуса, при движении практически полностью отсутствуют вибрации и шум. В салонах есть климат-контроль, медиаэкраны, USB-слоты для зарядки телефонов, накопительная площадка для колясок и велосипедов.

С 2022-го в Москву приходят улучшенные электробусы. У современных моделей запас хода увеличен с 40-50 километров до 80, добавлены электрический отопитель салона, адаптивная система освещения. Электробусы в столицу поставляет компания «Группа ГАЗ» и ПАО «КАМАЗ». Всего в 2023-2024 годах они передадут Москве 1200 машин.

Зачем мы ждём электробусы

В мире 300 тысяч электробусов. Из них в США — 1600, а в Китае — в 50 раз больше.

Теоретически, электробусы могли бы помочь городам: меньше загрязнения воздуха, ниже уровень шума, на их обслуживание требуется меньше средств, чем на дизельные автобусы, и вообще они помогают городам достичь нулевого уровня выбросов.

Но США остаются на задворках.

Что происходит?

Сейчас США в середине длительного пути автобусов из 40-х в 21 век. Проблемы есть даже у продвинутых департаментов транспорта, а некоторые только сейчас просыпаются и узнают об электричестве.

Есть обескураживающий пример города Альбукерке. Систему скоростного автобуса ART постигла серьёзная неудача: 15 электробусов BYD, купленных по спецзаказу, пришлось вернуть на завод из-за многочисленных проблем при проектировании, самой заметной из которых стал запас хода. Электробусы проезжали всего 285 км между зарядками, хотя производителем было заявлено о возможности проехать 400 км. Эта проблема приведёт к задержке проекта на полтора года.

Такие же проблемы с электробусами этого производителя случились и в Лос-Анджелесе. «Электробусы BYD лидируют в споре за звание самых ненадёжных и проблемных», писала газета Лос-Анджелес Таймс в майской заметке. Дептранс Лос-Анджелеса отказался от пяти электробусов по тем же причинам, что и Альбукерке. Проблемы начинались после 160 километров, реальный запас хода был гораздо ниже заявленного, иногда разница составляла 125 километров.

Проблемы с электробусами тут же попали под огонь критики политтехнологов, связанных с братьями Кохами, известными по отстаиванию интересов топливных компаний. Но транспортные агентства смотрят в будущее. Foothill Transit, оператор транспорта в долине Сэн-Гэбриел недалеко от Лос-Анджелеса, уже использует 17 электробусов американского производителя Proterra и заказал ещё 13. В соседней долине Энтелоуп в этом году приобрели 34 китайских электробуса BYD. В следующем году весь общественный транспорт этого региона (больше 70 машин) должен стать электрическим.

Картинки по запросу Proterra electric bus

Городок Парк-Сити в штате Юта полностью перешёл на электробусы в прошлом году, закупив 6 штук. На Мартас-Винъярде летом закупили 5 электробусов и хотят удвоить это число в следующем году.

Дептранс Лос-Анджелеса объявил о полном переходе на электротранспорт к 2030 году. В бюджете заложено 128 миллионов долларов на закупку 125 электробусов New Flyer (производителя из Алабамы). Ещё 60 будут приобретены у BYD за 48 миллионов долларов. Эти машины пойдут на Оранжевую и Серебряную линии скоростного автобуса, которые должны стать полностью электробусными в 2020 и 2021, соответственно.

В это же время Нью-Йорк тестирует 10 электробусов, 5 Proterra и 5 New Flyer. Чикаго получил грант на закупку 30 электробусов Proterra (её штаб-квартира — в Кремниевой долине, а производство — в Лос-Анджелесе и Южной Каролине). Эта компания развивается очень быстро, сообщается, что она уже перегружена заказами.

Истории успеха

Ведущие эксперты сообщили сайту Streetsblog, что департаментам транспорта не стоит сдаваться.

Мейси Нешати, исполнительный директор Дептранса долины Энтелоуп, рассказал, что у них не было проблем с электробусами BYD, как в Лос-Анджелесе или Альбукерке. «Всё с ними отлично. Они ездят столько, сколько и заявлено». Это примерно 240 километров между зарядками.

Но маршруты там оборудованы небольшими станциями подзарядки, чтобы было меньше проблем. Полностью электрическим парк из более 70 автобусов должен стать в следующем году.

По словам Хандзиро Эмброуза из Калифорнийского университета в Дейвисе, кандидата наук в области транспорта, литиевые батареи стали чаще использоваться примерно с 2010 года. Но они были дорогими в использовании до 2015-16 годов, когда стоимость литиевых батарей упала. «Несколько лет назад они стоили несколько тысяч долларов за киловатт-час», сказал он. «Теперь батареи стоят 100-200 долларов за киловатт-час».

Вызовы

Медленное развитие электробусов в США по сравнению с Китаем — результат как политики, так и организационной медлительности, говорит Эмброуз. «Негативное влияние обычных автобусов не всегда учитывается — шум и влияние на дыхательные пути. В США не так много сделано для распространения электробусов по сравнению с Китаем».

Многие департаменты транспорта в США должны следовать критериям финансирования Министерства транспорта (FTA), по которым эффективность затрат котируется выше долгосрочных инноваций. «Подобные механизмы финансирования не стимулируют изменение политики. Самая дешёвая технология не всегда самая новая».

Также у дептрансов возникают проблемы с обслуживающим персоналом, который как минимум нужно переучивать. Хотя всё тот же глава Дептранса долины Энтелоуп Нешати говорит, что для его подчинённых переход не был тяжёлым. Пришлось провести дополнительные инструктажи по работе с источниками высокого напряжения — есть некоторые риски безопасности, связанные с этим. В электробусах нет ДВС, коробки передач и трансмиссии, а во всём остальном они похожи на дизельные автобусы.

В Департаменте транспорта Чикаго заявили, что обслуживающий персонал пройдёт дополнительную подготовку при помощи штатных специалистов. Пресс-секретарь Дептранса Чикаго Джон Каплан сообщил, что за срок эксплуатации одного электробуса удастся сэкономить 237 тысяч долларов, поскольку в нём на 30% меньше деталей, нет системы выхлопа и не нужно менять масло и прочие жидкости.

А массовое внедрение электробусов в США может оказать серьёзное влияние на мировой рынок нефти: уже в 2018 году сэкономлено 233 тысячи баррелей нефти. Со временем электробусы могут экономить 7,3 миллиона баррелей нефти в день. (Но это всё равно не сравнится с общим показателем продаж нефти в мире — около 86 миллионов баррелей в день).

Джимми О’Ди, эксперт по транспорту Союза Обеспокоенных Учёных, считает, что качество электробусов стремительно растёт и всё больше производителей входят на рынок — и появляется всё больше вариантов. «Технология уже появилась. Существует 14 различных производителей электробусов разного назначения — от шаттлов до даблдекеров. Запас хода вырос с 240 до 400 километров».

Профессор Калифорнийского университета в Беркли Тим Липман, специализирующийся на эффективном транспорте, в целом согласен с этим. Но он отметил, что климат, водитель и тип местности — гористый или плоский — имеют сильное влияние. Запас хода — это проблема. Если на улице очень жарко или, наоборот, очень холодно, энергия будет расходоваться быстрее».

Липман и его команда работают с Дептрансом долины Энтелоуп, чтобы оптимизировать расход аккумулятора. Часть их работы — научить водителей электробусов сохранять энергию (электробусы на аккумуляторах используют рекуперативное торможение, при котором часть кинетической энергии при торможении возвращается в аккумулятор). Также их задача — проложить маршруты электробусов так, чтобы было меньше холмов.

Липман заявил, что ожидает скорого решения проблемы запаса хода. Но это отчасти зависит и от рынка. Если не будет заказов на электробусы, производители этим не займутся. Поэтому департаментам транспорта приходится рисковать. «Есть один нюанс. Невозможно улучшить продукт, не посмотрев, как он работает в боевых условиях. Это естественная часть процесса».

Анализ стран эксплуатирующих трамваи, троллейбусы и электробусы

В начале 2017 г., без преувеличений и каких-либо сомнений, впервые в мире нам удалось подсчитать все страны, все города и весь подвижной состав электротранспорта, эксплуатируемый в них. Составленная статистика не учитывала только географию работы электробусов, несмотря на то, что их количество заметно больше, чем всех трамваев и троллейбусов вместе взятых. В этом году впервые в мире мы подвергли анализу три самых распространённых вида электрического транспорта – трамвай, троллейбус и электробус.

В последние годы общемировую статистику ведёт только журнал «Грузовик Пресс». В этом году в итоговые цифры включён не только линейный подвижной состав, но и машины специального назначения: учебные, грузовые, инструментальные. По этой причине заметно возросла численность трамвайных вагонов. Но куда более занятным был подсчёт постоянно эксплуатируемых электробусов. Сразу нужно отметить, что в ряде стран в общее число включены как электробусы с ночной и ультрабыстрой подзарядкой, так и с динамической зарядкой (Россия, Чехия, Украина, Швейцария). Для ряда стран динамическая зарядка отнесена к числу троллейбусов (Казахстан, Марокко).

С 2014 г. выпуск электробусов буквально рванул вверх, количество выпускаемых машин составляло десятки тысяч. Лидером по их производству и потреблению была и пока остаётся Китайская Народная Республика. Прежде всего это вызвано плохой экологической обстановкой во многих мегаполисах этой страны. Покупка электробусов субсидировалась государством. В среднем города приобретали партии от 300 до 800 машин за раз в несколько тендеров. Взрывной рост поставок электробусов в Китае, по оценкам экспертов UITP и данным «Грузовик Пресс», уже пройден. Стоит ожидать экспансию и увеличение числа таких машин в другие страны мира и прежде всего в те городах, где имеется большая доля дизельных автобусов.

Страна – лидер по числу эксплуатируемых трамваев

Страна Число вагонов (включая прицепные)
Россия 8610
Германия 6016
Польша 3682
Страна – лидер по числу эксплуатируемых троллейбусов

Страна Число машин
Россия 9028
Украина 3283
Китай 2080

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *