Батарея рсзо град сколько машин в батареи
Перейти к содержимому

Батарея рсзо град сколько машин в батареи

  • автор:

Минобороны РФ показало, как работают в боевой обстановке расчеты РСЗО БМ-21 «Град»

Минобороны России опубликовало кадры боевой работы в зоне специальной военной операции расчетов реактивных систем залпового огня БМ-21 «Град» Западного военного округа.

В комментарии к сюжету говорится, что батарея РСЗО получила данные от артиллерийской разведки и расчетов беспилотных летательных аппаратов. «Грады» выдвинулись на огневую позицию для нанесения удара по выявленным объектам ВСУ. Батарея — 3 машины — бьют по противнику на дальности 15 км. Стреляют единым залпом, чтобы уничтожить скопление сил противника и не оставить ему шансов скрыться от удара.

«Грады» уничтожают колонны вражеской техники, включая различные бронированные машины. Реактивную залповую артиллерию так же используют для заградительного огня на маршрутах возможного отхода или наступления противника. Ракетами накрывают сразу несколько целей.

Теперь задача как можно быстрей покинуть позиции, чтобы не попасть под ответный огонь. Расчеты укладываются в 2‐3 минуты. Перезаряжание производят в запасных районах. Делают это вручную. Ракеты применяют разные в зависимости от задач. Практически любой боеприпас весит порядка 60 килограммов. Площадка заряжания тщательно замаскирована и для безопасности регулярно переносится с места на место.

Но вот разведка передала координаты «свежих» целей. После чего «Грады» выдвигаются на новые огневые позиции для нанесения ударов. На сей раз — по артиллерийским батареям ВСУ, в составе которых орудия западного производства. Известно также о скоплении в этом районе живой силы и бронетехники, которые находятся в так называемой «зеленке» — заросших лесом участках местности.

Водитель БМ‐21 «Град» Игорь на Донбассе с первых дней начала специальной военной операции. Ему не раз доводилось быть под обстрелом ВСУ. Говорит, что для украинских артиллеристов в порядке вещей использовать запрещенные кассетные боеприпасы.

Российские военнослужащие отмечают, что интенсивность обстрелов со стороны противника сейчас снизилась. Очевидно, сказывается нехватка орудий, боеприпасов и личного состава. Крупных целей для наших БМ-21 все меньше. Для выполнения задач уже не так часто требуется целая батарея. Вполне хватает одного «Града».

Самую важную роль в нанесении удара играет точное наведение. В этом артиллеристам Западного военного округа помогают расчеты беспилотных летательных аппаратов. Собранные данные о противнике они оперативно передают в полевые штабы и командирам реактивно-артиллерийских батарей.

Работая днем и ночью, наши подразделения не дают противнику закрепиться на позициях. Одного лишь залпа «Градов» порой достаточно, чтобы выполнить боевую задачу.

Реактивная система залпового огня 9К55 «Град-1»

РСЗО 9К55

Реактивная система залпового огня (РСЗО) 9К55 «Град-1» полкового звена предназначена для поражения живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей непосредствено на переднем крае фронта.

РСЗО 9К55 «Град-1» разработана на базе Полевой реактивной системы М-21 дивизионного звена и предназначена для вооружения артиллерийских подразделений мотострелковых полков и полков морской пехоты.

В связи с необходимостью создания полковой системы залпового огня с дальностью стрельбы Х=15 км и создания для дивизионной системы боевой машины, удовлетворяющий требованиям ПАЗ (противоатомная защита), ПХЗ (противохимическая защита), ПБЗ (противобактериологическая защита), в 1965-1968 годах Тульский Государственный Научно-исследовательский Институт Точного Машиностроения (ТГНИИТМ, ТулгосНИИточмаш) провел в инициативном порядке поисковую работу по определению возможности создания полковой реактивной системы залпового огня с дальностью стрельбы до 15 км (“Град-1”) и дивизионной системы залпового огня с дальностью стрельбы до 24 км (“Град-2”). Для повышения эффективности систем были разработаны боевые части повышенного осколочного действия. Т.е. новые, более совершенные решения в ракетной области стали учитываться в проектных работах.

В качестве шасси боевых машин предлагалось гусеничное шасси типа МТ-ЛБ (2С1) для реактивных систем “Град-1” и “Град-2” и колесное – автомобиль ЗИЛ-131 для реактивной системы “Град-1”. Боевая машина должна была обеспечивать крепление сменных направляющих или качающейся части боевой машины БМ-14 и пуск снарядов М-14ОФ.

Письмом 1-3342сс от 29 июня 1966 года 1-е Главное Управление МОП СССР сообщило, что Генеральным Штабом Советской Армии выдвинута на исполнение опытно-конструкторская работа «Град-1». Исполнение этой работы возлагалось на предприятие п/я Р-6760.

Основанием для разработки Полковой реактивной системы залпового огня «Град-1» стало Постановление Совета Министров СССР от 21 января 1970 года за номером №71-26. Головное министерство-разработчик — Министерство машиностроения, генеральный заказчик в/ч 64176. Состав комплекса: Боевая машина 9П138, Боевая машина 9П143, Боевая машина 9П139, Боевая машина 9П144, Транспортная машина 9Т450, Транспортная машина 9Т451, Транспортная машина 9Т450-01, Выстрелы. Головной разработчик системы — Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»). Боевая машина 9П138 РСЗО «Град-1» была создана в ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (главный конструктор А.И. Яскин) на базе автомобильного шасси высокой проходимости ЗиЛ-131. Для разработки были подготовлены Тактико-технические требования №0010447 на опытно-конструкторскую работу «Полковая реактивная система залпового огня «Град-1». Прорабатывался вопрос десантирования снарядов системы «Град-1» с применением штатных средств.

Разработка заряда для двигательной установки (ракетного двигателя) реактивного снаряда была выполнена работниками Научно-исследовательского химико-технологического института (НИХТИ) (с 1973 года Люберецкое научно-производственное объединение «Союз», ныне Федеральный центр двойных технологий «Союз» (ФЦДТ «Союз»).

РСЗО 9К55 «Град-1» принята на вооружение Советской Армии в 1976г. Прорабатывался вариант боевой машины на гусеничном шасси (см. фото 1, фото 2, фото 3). Также смотрите Проект Технического задания на разработку боевых машин полковой и дивизионной реактивных систем залпового огня «Град-I» и «Град-2».

Находится на вооружении армий России (во время существования СССР, в частности, находилась на вооружении в Краснознамённом Сибирском военном округе, Краснознамённом Среднеазиатском военном округе), Украины (данные о применении в ходе боевых действий на Украине в 2014 году-наши дни необнаружены), Республики Беларусь, Республики Казахстан, Ирака (нет информации после окончания войны).

По данным, относящимся к концу первой половины первого десятилетия нынешнего века, «Белспецвнештехника (БСВТ) совместно со специалистами научных военных институтов провела модернизацию боевой машины 9П138, созданной на базе автомобиля ЗИЛ-131 и предназначенной для поражения открыто расположенной и укрытой живой силы и боевой техники противника.

Новая боевая машина неприхотлива в обслуживании, надежна в работе, может с успехом эксплуатироваться в сложных географических и погодных условиях, и отличается, что немаловажно для наших постоянных заказчиков, небольшой стоимостью».

В России разработан алгоритм модернизации штатных реактивных снарядов РСЗО «Град» и «Град-1» для увеличения дальности стрельбы до 40 км.

РСЗО «Град-1»

В состав РСЗО «Град-1» входят:

  • боевая машина 9П138;
  • неуправляемый реактивный снаряд 9М28Ф (также могут быть запущены и другие типы НУРС калибра 122 мм);
  • транспортная машина 9Т450 (см. фото);
  • комплект специального арсенального оборудования 9Ф380;
  • учебно-тренировочные средства.

Боевая машина (БМ) 9П138 повторяет основные конструктивные и компоновочные решения БМ-21 Полевой реактивной системы М-21. Артиллерийская часть смонтирована в кормовой части самоходного шасси и представляет собой пакет трубчатых направляющих на поворотном основании. В отличие от БМ-21, пакет направляющих содержит 36 стволов, расположенных в четыре ряда (два верхних ряда имеют по 10 стволов, два нижних — по 8 стволов). В состав артиллерийской части входят также прицельные приспособления, механизмы наведения, а также соответствующее электротехническое и гидравлическое оборудование. Для обеспечения устойчивости при стрельбе в задней части колесного шасси предусмотрены откидные упоры с домкратами. По сравнению с БМ-21 пакет направляющих расположен на меньшем расстоянии от поверхности земли, что существенно упростило процесс заряжания боевой машины.

Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу. Для воспламенения порохового заряда реактивного снаряда имеются аккумуляторные батареи, используемые в качестве источников тока, и датчик импульсов. Работой датчика импульсов тока можно управлять как из кабины, так и дистанционно с помощью выносной катушки на расстоянии до 60 м от БМ. Стрельбу можно вести в диапазоне температур окружающего воздуха от -40° до +50°С.

БМ 9П138 размещена на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ-131. Оснащена V-образным восьмицилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 150 л.с. при 3200 об./мин. Сцепление — однодисковое сухое, коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами для включения 2, 3, 4 и 5-й передач. Ходовая часть выполнена по колесной формуле бхб. Управляемыми являются колеса переднего ведущего моста. Подвеска этого моста — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Подвеска среднего и заднего мостов — балансирная, на продольных полуэллиптических рессорах. Шасси имеет централизованную систему регулирования давления воздуха в шинах. При движении по шоссе БМ 9П138 развивает максимальную скорость 80 км/час. Проходимость ее на пересеченной местности достаточно высока, без предварительной подготовки машина форсирует броды глубиной до 1,4 м.

БМ может перевозиться по воздуху в кабинах средних военно-транспортных самолетов. В состав оборудования входят УКВ радиостанция и средства пожаротушения.

Стрельба может вестись всеми типами боеприпасов, разработанных для Полевой реактивной системы М-21:

  • 9М28Ф с осколочно-фугасной головной частью (штатный)
  • М-21ОФ c осколочно-фугасной головной частью
  • 9М22С (МЗ-21) c зажигательной головной частью
  • 9М28С с зажигательной головной частью
  • 9М28Д с агитационной головной частью
  • 9М28К c кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами
  • 3М16 с кассетной головной частью в снаряжении противопехотными минами
  • 9М519-1. 7 комплект снарядов с кассетными головными частями в снаряжении передатчиками помех, работающими в КВ и УКВ диапазонах радиосвязи
  • 9М43 с головной частью для создания дымовых заграждений
  • 9М521 с осколочно-фугасной головной частью
  • 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной головной частью
  • 9М217 с кассетной головной частью в снаряжении самоприцеливающимися боевыми элементами
  • 9М218 с кассетной головной частью в снаряжении кумулятивно-осколочными боевыми элементами

В одном из архивных документов Государственного Архивного Учреждения Тульской области «Государственный архив» приводится следующая информация о результатах проведенного анализа технологичности конструкции корпусов снарядов, на основе отчетов головного технологического предприятия п.я.Р-6758 при исх. №62/10199 от II/VI-71 г. и № 62-18705 от 18.X.71 г., головного предприятия по серийному производству снарядов типа «Град» п.я. А-3749, предприятия-разработчика корпусов снарядов системы «Град-I» п.я. Г-4575 (ТУЛГОСНИИТОЧМАШ, ныне ФГУП «ГНПП «Сплав»). Технологический анализ был выполнен в соответствии с ОСТ 84-76-69.

«В конструкции корпуса осколочно-фугасного снаряда системы «Град-I» использовано ~43% деталей, заимствованных от штатного снаряда М-21ОФ системы «Град».

На этапе полигонной отработки для деталей корпусов снарядов использовались прогрессивные способы формообразования заготовок, производилось дальнейшее совершенствование технологических процессов, рассматривались предложения по обеспечнию высокой технологичности.

Детали и сборочные единицы корпусов снарядов системы «Град-I» с точки зрения применяемых материалов, режимов термообработки, гальванических, лакокрасочных и теплозащитного покрытий аналогичны штатным снарядам системы «Град».

Для изготовления деталей и сборочных единиц не требуется специального оборудования. Для нанесения лакокрасочных, гальванических и теплозащитных покрытий используется то же оборудование , что и для деталей штатных снарядов системы «Град».

Коэффициент использования материалов для корпусов снарядов имеет то же значение, как и для штатных снарядов и не ниже нормативного Км≥0,6.

Исходя из технологического анализа изготовления корпусов снарядов системы «Град-I», следует отметить, что в конструкции используется значительное количество заимствованных деталей и сборочных единиц штатных снарядов системы «Град», а также сборочные единицы и детали, незначительно отличающиеся в части отработки технологических процессов.

Кроме того, отработана технология изготовления оригинальных деталей, входящих в конструкцию снаряда системы «Град-I».

Как показал общий технологический анализ изготовления корпусов снарядов системы «Град-I» и основные показатели технологичности. технологичность конструкции корпусов снарядов системы «Град-I» выше технологичности корпусов снарядов системы «Град».

Для изготовления основных корпусных деталей снаряда системы «Град-1» применялись прогрессивные технологические процессы, которые обеспечивали получение деталей с минимальной трудоемкостью, высокой производительностью, а также коэффициентом использования металла.

Так, изготовление корпуса боевой части выполнялось штамповкой за одну прессовую операцию из специальной холоднокатанной трубы, имевшей в состоянии поставки заданные механические свойства (σв ≥ 60 кгс/мм 2 ). Материалом для трубы служила недифицитная конструкционная сталь марки 10 ГОСТ 1050-60. Коэффициент использовния материала составлял 0,75.

В соответствии с директивой Главкома СВ от 4 мая 1972 года №56I/I/006522 были начаты полигонно-войсковые испытания (ПВИ) системы «Град-1» на шасси ЗИЛ-131.

В 1972 году были завершены полигонно-войсковые испытания и система была рекомендована комиссией по проведению указанных испытаний на вооружение Советской армии в следующем составе:

  • боевая машина на колесном шасси «ЗИЛ-131»;
  • транспортная машина на колесном шасси «ЗИЛ-131»;
  • неуправляемые реактивные снаряды с боевыми частями осколочно-фугасного действия и зажигательной в снаряжении электронными элементами;
  • сменный пакет направляющих боевой машины для стрельбы снарядами М-14ОФ.

На этапе полигонно-войсковых испытаний были получены характеристики системы , удовлетворяющие тактико-техническим требованиям:

  • максимальная дальность стрельбы с осколочно-фугасной головной частью — 15 км;
  • кучность стрельбы: по дальности Вд/Х = 1/272; по направлению Вб/Х = 1/117;
  • количество направляющих боевой машины — 36 шт;
  • возимый боекомплект на транспортной машине — 54 снаряда (1,5 боекомплекта).

Кроме осколочно-фугасной боевой части ракетная часть 9М28 могла оснащаться штатными боевыми частями снарядов 9М23 и 9М22С.

Эффективность действия снаряда с осколочно-фугасной боевой частью была выше по сравнению со штатным снарядом М-21ОФ:

  • по живой силе (Еуб = 10кгм/см 2 ) в 1,2 раза;
  • по небронированной технике (Еуб = 135 кгм/см 2 ) в 2,8 раза;
  • по легкобронированной технике (Еуб = 240 кгм/см 2 ) в 4,1 раза.

Характеристики:

Калибр, мм 122
Количество направляющих 36
Расчет, чел. 3
Габариты БМ в походном положении , мм:
— длина
— ширина
— высота
6900
2500
2480
Угол возвышения, град:
— минимальный
— максимальный
0
55
Угол горизонтального обстрела, град:
— вправо от оси БМ
— влево от оси БМ
75
106
Скорость наведения электроприводом, град/с:
— по углу возвышения
— по азимуту
2.6
8.5
Время полного залпа, с 18
Время перезаряжания, мин 7
Максимальный угол возвышения, град 55
Максимальный запас хода, км 525
Транспортные характеристики боевой машины
Тип шасси ЗИЛ-131
Масса полностью снаряженной машины (без расчёта), кг 9878
Распределение массы по осям, кг:
передняя ось 2820
задняя тележка 7058
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении 7040
ширина в походном положении 2500
высота в походном положении 2480
База шасси, мм 3975
Клиренс, мм 310
Колея колёс, мм:
передних 1820
задних 1820
Обозначение шин 12.00-20
Давление в шинах 294 кПа (3 кгс/см 2 )
Расстояние центра тяжести, мм:
от передней оси 2840
от пола платформы 1314
Наименьший радиус поворота по колее внешнего переднего колеса, мм 10 200

Испытания и эксплуатация:

По крайней мере, в 1982 году система состояла на вооружении Краснознамённого Черноморского Флота у артиллеристов морской пехоты.

Система применялась Советской армией в Афганистане (Фото из архива Кургана Виктора Николаевича, наводчика орудия миномётной батареи 1 ММГ 47 пого. Боевая машина РСЗО «Град-1» в расчет которой входил рядовой Лобурев Виктор Григорьевич, см. фото 1, фото 2).

Во время операции «Буря в пустыне» в Ираке, система была захвачена силами коалиции.

  1. Боевая машина 9П138. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть вторая. Инструкция по эксплуатации 9П138 ТО1. – М.: Воениздат, 1984. – С. 151.
  2. Боевая машина 9П138. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть III. Боеприпасы 9П138 ТО2. Книга 2 Боевые машины 9П139, БМ-21, 9П125, 9А51. Боеприпасы. Воениздат, М.: 1986. – С.5,15,20.
  3. ГАУ ТО “ГА”. Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1128. Л. 37,133.
  4. ГАУ ТО «ГА». Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1152. Л. 34,84,241-243.
  5. ГАУ ТО «ГА». Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1169. Л. 12,13.
  6. ГАУ ТО «ГА». Ф. Р-3428. Оп. 1. Д. 1187. Л. 63,68.
  7. Гуров С.В. Реактивные системы залпового огня. Обзор. — Тула.: «Пересвет», 2006 — С.80.
  8. СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. 12500 сокращений. Под рук. Д.И. Алексеева, под общей ред. Б.Ф.Корицкого. М., Гос. Изд-во иностр. и нац. словарей, 1963. – С.341,342,359.
  9. Красная звезда. – 14 августа 1980 года. – №186(17273). – С. 2. (Без указания, что это БМ 9П138 РСЗО «Град-1»).
  10. Красная звезда. – 27 мая 1981 года. – №121(17508). – С. 2. (Без указания, что это БМ 9П138 РСЗО «Град-1»).
  11. Красная звезда. – 24 марта 1982 года. – №68(17755). – С. 2. (Без указания, что это БМ 9П138 РСЗО «Град-1»).
  12. Шунков В.Н. «Ракетное оружие» . — Мн.: ООО «Попурри», 2001 — 528с.
  13. ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 856348сс. Д. 97. Л. 73.
  14. ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 856348сс. Д. 323. Л. 97,102,108.
  15. Рекламный буклет «Белспецвнештехника» (БСВТ). Реактивная система залпового огня 9П138 (ГРАД-ЗИЛ). – С.10. ()
  16. URL: Военная техника
  17. URL: 122-мм реактивная система залпового огня «Град-1» /ФГУП «ГНПП «Сплав»»/
  18. URL: http://foto.mail.ru/mail/de_mabas/181/194.html
  19. URL: http://maimana-1.ucoz.ru/blog/2007-12-19-19
  20. BM-21M MRL in Iraqi service // Jane’s Intelligence Review. Posted 1991-Nov-01. Электронная база Jane’s по подписке в Российской Национальной Библиотеке (РНБ, Россия, г.Санкт-Петербург). URL: https://janes.ihs.com/CustomPages/Janes/DisplayPage.aspx?DocType=News&ItemId=+++1674579&Pubabbrev=JIR
  21. Макаровец Н.А. Уникальные технологии ОАО «НПО «СПЛАВ» // Обозрение Армии и Флота. — №3(52). — 2014. — ООО «Издательский Дом «Бедретдинов и Ко». — С. 40.
  22. Оборонные предприятия в годы войны и мира (в двух томах). Том второй. / Милёхин Ю.М. ФГУП «ФЦДТ «Союз» в годы Великой Отечественной войны и мирное время. – М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2020. – С. 103.
  23. Комбат Ходаковский: Россия стала применять нетипичные для армии методики в СВО. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 21.01.2023 г. // URL: https://news.rambler.ru/army/50066921-kombat-hodakovskiy-rossiya-stala-primenyat-netipichnye-dlya-armii-metodiki-v-svo/ (дата обращения: 21.01.2023 г.)

Батарея рсзо град сколько машин в батареи

  • ГЛАВНАЯ
  • РОСОБОРОНЭКСПОРТ
    • Статус
    • Руководство
    • Стратегия
    • Страны-партнеры
    • История компании
    • Партнерские организации
    • История ВТС России
    • Развитие ОПК России
    • Научно-технический совет
    • Сухопутные войcка
    • Воздушно-космические силы
    • Военно-морской флот
    • Противовоздушная оборона
    • Специальные средства
    • Охотничье и спортивное оружие
    • Средства безопасности
    • Технические средства обучения
    • Пресс-релизы
    • Фото
    • Видео
    • Медиа кит
    • Контакты пресс-службы
    • Спонсорство
    • Благотворительность
    • ПРЕМИЯ «ЗОЛОТАЯ ИДЕЯ»

    Сухопутные войcка

    QR код:

    Скачать
    в pdf формате
    Поделиться
    Похожая продукция

    122 мм реактивная система залпового огня (инд.9К51)

    122 мм реактивная система залпового огня «Град» (РСЗО) предназначена для поражения мотопехотных и пехотных подразделений противника в местах сосредоточения, на марше и в боевых порядках, артиллерийских и минометных батарей, подразделений ПВО, объектов тыла.

    В состав комплекса входят:

    • модернизированная боевая машина 2Б17-1;
    • транспортная машина 9Т254 с комплектом стеллажей 9Ф37М;
    • реактивные снаряды.

    Боевая машина оснащена автоматизированной системой управления наведением и огнем.

    Для РСЗО «Град» разработана широкая гамма реактивных снарядов. Все реактивные снаряды имеют одинаковое устройство и отличаются друг от друга только типом применяемой головной части (с отделяющейся и неотделяющейся осколочно-фугасной головной частью, с кумулятивно-осколочными боевыми элементами, с самоприцеливающимися боевыми элементами).

    РСЗО

    Modernweapon

    БМ-21 «Град». РСЗО. (СССР)

    BM 21 1

    Подробности РСЗО Просмотров: 3822

    BM 21 2

    9К51 «Град» — советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­оне со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей. Со­сто­ит из: бое­вой ма­ши­ны БМ-21 на шас­си «Урал-375Д», сис­те­мы управ­ле­ния ог­нем, 122-мм не­управ­ляе­мых ре­ак­тив­ных сна­ря­дов, транс­порт­но-за­ря­жаю­щей ма­ши­ны 9Т254. В со­ста­ве ба­та­реи РСЗО БМ-21 име­ет­ся ма­ши­на управ­ле­ния 1В110 «Бе­ре­за» на шас­си ав­то­мо­би­ля ГАЗ-66, обес­пе­чи­ваю­щая под­го­тов­ку дан­ных для стрель­бы. Бое­вая ма­ши­на БМ-21 по­зво­ля­ет вес­ти стрель­бу из ка­би­ны без под­го­тов­ки ог­не­вой по­зи­ции, что обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность бы­ст­ро­го от­кры­тия ог­ня. Ар­тил­ле­рий­ская часть бое­вой ма­ши­ны БМ-21 смон­ти­ро­ва­на на шас­си ав­то­мо­би­ля Урал-375Д. Бое­вая ма­ши­на пред­став­ля­ет со­бой са­мо­ход­ную ре­ак­тив­ную ус­та­нов­ку, со­стоя­щую из ар­тил­ле­рий­ской час­ти и шас­си ав­то­мо­би­ля Урал-375Д. Сис­те­ма управ­ле­ния ог­нем по­зво­ля­ет вес­ти стрель­бу как оди­ноч­ны­ми вы­стре­ла­ми, так и зал­пом. При этом ра­бо­той дат­чи­ка им­пуль­сов, обес­пе­чи­ваю­ще­го сра­ба­ты­ва­ние пи­ро­за­па­лов дви­га­те­лей ре­ак­тив­ных сна­ря­дов, мож­но управ­лять как с по­мо­щью то­ко­рас­пре­де­ли­те­ля, ус­та­нов­лен­но­го в ка­би­не БМ-21, так и с по­мо­щью вы­нос­но­го пуль­та на рас­стоя­нии до 50 мет­ров. Про­дол­жи­тель­ность пол­но­го зал­па со­став­ля­ет 20 се­кунд. Стрель­бу мож­но вес­ти в ши­ро­ком тем­пе­ра­тур­ном диа­па­зо­не от -40°С до +50°С. Бла­го­да­ря по­сле­до­ва­тель­но­му схо­ду сна­ря­дов с на­прав­ляю­щих рас­ка­чи­ва­ние пус­ко­вой ус­та­нов­ки при стрель­бе све­де­но до ми­ни­му­ма. Залп од­ной бое­вой ма­ши­ны обес­пе­чи­ва­ет пло­ща­ди по­ра­же­ния жи­вой си­лы око­ло 1000 м2, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки 840 м2. Ар­тил­ле­рий­ская часть со­сто­ит из со­ро­ка труб (на­прав­ляю­щих) , люль­ки, ос­но­ва­ния, по­го­на , подъ­ем­но­го, по­во­рот­но­го и урав­но­ве­ши­ваю­ще­го ме­ха­низ­мов, ме­ха­низ­мов сто­по­ре­ния, ра­мы в сбо­ре, при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний, пнев­мо­обо­ру­до­ва­ния, элек­тро­при­во­да, вспо­мо­га­тель­но­го элек­тро­обо­ру­до­ва­ния и ра­дио­обо­ру­до­ва­ния. Тру­ба пред­на­зна­че­на для на­прав­ле­ния по­ле­та сна­ря­да, при­да­ния ему вра­ща­тель­но­го дви­же­ния, а так­же для транс­пор­ти­ро­ва­ния сна­ря­да. Тру­ба в сбо­ре со­сто­ит из тру­бы и сто­по­ра. Тру­ба пред­став­ля­ет со­бой ци­лин­д­ри­че­скую кон­ст­рук­цию с вин­то­вым П-об­раз­ным па­зом. В ка­зен­ной час­ти тру­бы име­ет­ся от­кид­ной крон­штейн, слу­жа­щий для кре­п­ле­ния кор­пу­са бло­к-кон­так­та. На дуль­ном сре­зе тру­бы на­не­се­ны вза­им­но пер­пен­ди­ку­ляр­ные рис­ки, слу­жа­щие для про­вер­ки при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний и па­рал­лель­но­сти труб в па­ке­те. Сто­пор в сбо­ре пред­на­зна­чен для удер­жа­ния сна­ря­да от вы­па­да­ния при вер­ти­каль­ном на­ве­де­нии и транс­пор­ти­ро­ва­нии, а так­же для соз­да­ния уси­лия фор­си­ро­ва­ния при схо­де сна­ря­да. Он со­сто­ит из двух сто­по­ров и ры­ча­га, со­б­ран­ных на оси. Со­б­ран­ный и от­ре­гу­ли­ро­ван­ный сто­пор ста­вит­ся на тру­бу. Со­рок труб — че­ты­ре ря­да по 10 труб в ря­ду — со­став­ля­ют па­кет, ко­то­рый кре­пит­ся к люль­ке лен­та­ми, шпон­ка­ми и клинь­я­ми.

    • Элек­тро­ма­шин­ный уси­ли­тель ЭМУ-12ПМ.
    • Ис­пол­ни­тель­ный дви­га­тель МИ-22М.
    • Ог­ра­ни­чи­тель уг­лов го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния.
    • Бло­к-кон­такт го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния.
    • Элек­тро­ма­шин­ный уси­ли­тель ЭМУ-12ПМ.
    • Ис­пол­ни­тель­ный дви­га­тель МИ-22М.
    • Ог­ра­ни­чи­тель уг­лов вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния.
    • Бло­к-кон­такт вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния.

    В стан­цию пи­та­ния вхо­дят ко­роб­ка от­бо­ра мощ­но­сти, ус­та­нов­ка ге­не­ра­то­ра, ре­ле-ре­гу­ля­тор Р-5М, фильтр Ф-5, КИП (вольт­метр М-4200 и та­хо­метр ИТМ), уст­рой­ст­во для вос­ста­нов­ле­ния на­пря­же­ния ге­не­ра­то­ра.

    Вспо­мо­га­тель­ное элек­тро­обо­ру­до­ва­ние пред­на­зна­че­но для све­то­вой сиг­на­ли­за­ции (пе­ред­ней и зад­ней) под­ку­зов­но­го ос­ве­ще­ния ав­то­шас­си и ос­ве­ще­ния при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний БМ. Пи­та­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от ак­ку­му­ля­то­ра ав­то­шас­си. В его со­став вхо­дят пе­ред­ний и зад­ний бло­ки, кноп­ки управ­ле­ния све­то­вой сиг­на­ли­за­ци­ей, при­бор ос­ве­ще­ния «Луч-С71М», крон­штейн с клемм­ной пла­той и тумб­ле­ра­ми вклю­че­ния при­бо­ра «Луч» и под­ку­зов­но­го фо­на­ря, под­ку­зов­ной фо­нарь, ро­зет­ка при­бо­ра ос­ве­ще­ния «Луч» и элек­тро­мон­таж­ный ком­плект. При­бор ос­ве­ще­ния «Луч-С71М» со­сто­ит из че­ты­рех ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, при­спо­соб­ле­ния для ос­ве­ще­ния при­це­ла и па­но­ра­мы, при­спо­соб­ле­ния для ос­ве­ще­ния ра­бо­чих мест ко­ман­ди­ра и ус­та­нов­щи­ка и ящи­ка для ук­лад­ки при­бо­ра.

    Вспо­мо­га­тель­ное ра­дио­обо­ру­до­ва­ние слу­жит для свя­зи и со­сто­ит из ра­дио­стан­ции Р-108М и уси­ли­те­ля мощ­но­сти УМ-3 с бло­ком пи­та­ния БП-150. Ра­дио­стан­ция ус­та­нав­ли­ва­ет­ся в ка­би­не на крон­штей­ны, а крон­штейн кре­п­ле­ния ан­тен­ны, ус­та­нов­лен с пра­вой сто­ро­ны ка­би­ны.

    Транс­порт­ная ма­ши­на пред­став­ля­ет со­бой ав­то­мо­биль, на плат­фор­ме ко­то­ро­го ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ком­плект стел­ла­жей 9Ф37, и пред­на­зна­че­на для транс­пор­ти­ро­ва­ния сна­ря­дов, по­да­чи их к БМ-21 и при не­об­хо­ди­мо­сти для хра­не­ния сна­ря­дов в стел­ла­жах, ус­та­нов­лен­ных на ма­ши­не. Сна­ря­ды за­гру­жа­ют­ся на стел­ла­жи, за­кре­п­лен­ные на плат­фор­ме ав­то­мо­би­ля. На ка­ж­дый стел­лаж ук­ла­ды­ва­ет­ся от од­но­го до два­дца­ти сна­ря­дов шта­бе­лем в ви­де тра­пе­ции. Мас­са ком­плек­та не­за­гру­жен­ных стел­ла­жей 320 кг. В ком­плект стел­ла­жей 9Ф37 вхо­дят два стел­ла­жа в ле­вом и пра­вом ис­пол­не­нии, крон­штей­ны, сум­ка для до­ку­мен­та­ции, чех­лы на стел­ла­жи и де­та­ли кре­п­ле­ния. На плат­фор­ме ав­то­мо­би­ля стел­ла­жи ус­та­нав­ли­ва­ют­ся в цен­тре, спин­ка к спин­ке, съем­ной стен­кой к зад­не­му бор­ту. Стел­лаж пред­став­ля­ет со­бой свар­ную алю­ми­ние­вую кон­ст­рук­цию, в сред­ней час­ти ко­то­ро­го име­ют­ся два ло­же­мен­та с ре­зи­но­вы­ми на­клад­ка­ми, на ко­то­рые ук­ла­ды­ва­ет­ся пер­вый ряд сна­ря­дов. Про­тив опор­ных сто­ек ло­же­мен­тов на стел­ла­жах име­ет­ся по два дом­кра­та, слу­жа­щих для за­тя­ги­ва­ния це­пей по­сле ук­лад­ки сна­ря­дов. При ук­лад­ке ка­ж­дый сна­ряд упи­ра­ет­ся кон­такт­ной крыш­кой в угол­ки с при­кле­ен­ны­ми к ним ре­зи­но­вы­ми на­клад­ка­ми. При этом за­зор ме­ж­ду съем­ной стен­кой, при­да­вае­мой ка­ж­до­му стел­ла­жу для за­щи­ты го­лов­ной час­ти сна­ря­дов от уда­ров при транс­пор­ти­ро­ва­нии, и взры­ва­те­лем дол­жен быть не ме­нее 20 мм.

    BM 21 3

    Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-210Ф (9М22У):

    Сна­ряд М-210Ф при­ме­ня­ет­ся для стрель­бы из БМ-21 и пред­на­зна­чен для по­дав­ле­ния жи­вой си­лы и тех­ни­ки про­тив­ни­ка и со­сто­ит из го­лов­ной час­ти, ра­кет­ной час­ти и
    взры­ва­те­ля МРВ-У и МРВ.

    Го­лов­ная часть сна­ря­да пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния жи­вой си­лы и тех­ни­ки про­тив­ни­ка и со­сто­ит из кор­пу­са с за­прес­со­ван­ны­ми в не­го дву­мя втул­ка­ми из риф­ле­но­го ме­тал­ли­че­ско­го лис­та и раз­рыв­но­го за­ря­да с де­то­на­тор­ной шаш­кой. На ожи­валь­ной час­ти кор­пу­са име­ет­ся ци­лин­д­ри­че­ская про­точ­ка, на ко­то­рую на­де­ва­ет­ся тор­моз­ное коль­цо с пру­жи­ной (боль­шое или ма­лое). Ма­лое тор­моз­ное коль­цо при­ме­ня­ет­ся для улуч­ше­ния куч­но­сти стрель­бы на даль­но­сти от 12 до
    15,9 км и боль­шое — на даль­но­сти ме­нее 12 км.

    Ра­кет­ная часть пред­на­зна­че­на для со­об­ще­ния сна­ря­ду по­сту­па­тель­но­го дви­же­ния и дос­тав­ки го­лов­ной час­ти к це­ли и со­сто­ит из по­ро­хо­во­го за­ря­да и кор­пу­са ра­кет­ной час­ти. За­ряд раз­ме­щен в кор­пу­се ра­кет­ной час­ти и пред­став­ля­ет со­бой две ци­лин­д­ри­че­ские по­ро­хо­вые шаш­ки.

    Взры­ва­те­ли МРВ-У и МРВ го­лов­ные, удар­но­го дей­ст­вия с даль­ним взве­де­ни­ем по­сле пре­кра­ще­ния ра­бо­ты ра­кет­ной час­ти у взры­ва­те­ля МРВ-У и на рас­стоя­нии 150-450 м от БМ у взры­ва­те­ля МРВ, пред­на­зна­че­ны для со­об­ще­ния на­чаль­но­го им­пуль­са раз­рыв­но­му за­ря­ду го­лов­ной час­ти сна­ря­да при встре­че их с пре­гра­дой.

    Взры­ва­те­ли име­ют три ус­та­нов­ки:

      • на мгно­вен­ное дей­ст­вие — «О» (за­во­дская ус­та­нов­ка);
      • на фу­гас­ное дей­ст­вие с ма­лым за­мед­ле­ни­ем — «М»;
      • на фу­гас­ное дей­ст­вие с боль­шим за­мед­ле­ни­ем — «Б».

      Мас­са го­лов­ной час­ти — 18,4 кг. Дли­на — 2870 мм. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: за­дан­но­го дроб­ле­ния (мас­сой 2,4 г) — 1640; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 2,9 г) — 2280. Даль­ность стрель­бы до 20,1 км.

      Реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф:

      Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

      Мас­са — 56,5 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21 кг. Дли­на — 2270 мм. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых (мас­сой 5,5 г) — 1000; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 3,0 г) — 2440. Даль­ность стрель­бы — до 15 км.

      Реактивный снаряд 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенной мощности:

      Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

      Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21 кг. Дли­на — 2840 мм. Даль­ность стрель­бы — до 40 км. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых (мас­сой 5,5 г) — 1000; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 3,0 г) — 2440.

      Реактивный снаряд 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью:

      Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния от­кры­той и ук­ры­той жи­вой си­лы, не­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки и бро­не­транс­пор­те­ров в рай­онах со­сре­до­то­че­ния, ар­тил­ле­рий­ских и ми­но­мет­ных ба­та­рей, ко­манд­ных пунк­тов и дру­гих це­лей.

      Мас­са — 70, мас­са го­лов­ной час­ти — 25 кг. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 37,5 км. Ко­ли­че­ст­во ос­кол­ков: го­то­вых мас­сой 0,78 г — 1800; го­то­вых мас­сой 5,5 г — 690; от кор­пу­са (сред­ней мас­сой 7,5 г) — 1210.

      Реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами:

      Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки (тан­ки, БМП, БТР, САУ).

      Мас­са — 70 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 25. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 30 км. Ко­ли­че­ст­во СПБЭ — 2. Бро­не­про­би­вае­мость (го­мо­ген­ная бро­ня под уг­лом 30° от нор­ма­ли с рас­стоя­ния 100 м) — 60-70 мм.

      Реактивный снаряд 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами:

      Пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния лег­ко­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­ки (БМП, БТР, САУ), жи­вой си­лы, са­мо­ле­тов и вер­то­ле­тов на сто­ян­ках.

      Мас­са — 70 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 25 кг. Ко­ли­че­ст­во КО­БЭ — 45. Дли­на — 3037 мм. Даль­ность стрель­бы — до 30 км. Тол­щи­на про­би­вае­мой го­мо­ген­ной бро­ни — 100..120 мм.

      Реактивный снаряд 9М28К для постановки противотанковых минных заграждений:

      Пред­на­зна­чен для дис­тан­ци­он­ной ус­та­нов­ки мин­ных по­лей как пе­ред под­раз­де­ле­ния­ми бое­вой тех­ни­ки про­тив­ни­ка, на­хо­дя­щи­ми­ся на ру­бе­же ата­ки, так и в рай­онах их со­сре­до­то­че­ния. Име­ет кас­сет­ную го­лов­ную часть с про­ти­во­тан­ко­вы­ми ми­на­ми ПТМ-3.

      Мас­са — 57,7 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 22,8 кг. Дли­на — 3019 мм. Ко­ли­че­ст­во мин — 3. Мас­са ми­ны — 5 кг. Мас­са взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва — 1,85 кг. Вре­мя са­мо­ли­к­ви­да­ции — 16..24 ча­са. Даль­ность стрель­бы — до 13,4 км.

      Реактивный снаряд 9М16 для постановки противопехотных минных заграждений:

      Пред­на­зна­чен для дис­тан­ци­он­но­го ми­ни­ро­ва­ния ме­ст­но­сти. Име­ет кас­сет­ную го­лов­ную часть с про­ти­во­пе­хот­ны­ми ми­на­ми ПОМ-2.

      Мас­са — 56,4 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 21,6 кг. Дли­на — 3019 мм. Даль­ность стрель­бы — 13,4 км. Ко­ли­че­ст­во мин — 5.Площадь рас­сеи­ва­ния мин от зал­па од­ной бое­вой ма­ши­ны -250 кв.м.

      Реактивный снаряд 9М43 с дымокурящей головной частью для постановки дымовых завес:

      Пред­на­зна­чен для по­ста­нов­ки и под­дер­жа­ния мас­ки­рую­щих и ос­ле­п­ляю­щих за­вес пе­ред бое­вы­ми по­ряд­ка­ми про­тив­ни­ка и сво­их войск с це­лью сни­же­ния эф­фек­тив­но­сти ог­не­во­го воз­дей­ст­вия про­тив­ни­ка и про­ве­де­ния скры­той ата­ки тан­ков или мо­то­стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний.

      Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 20,2 кг. Дли­на — 2950 мм. Даль­ность стрель­бы — до 20,2 км. Ко­ли­че­ст­во ды­мо­ку­ря­щих эле­мен­тов — 5. Мас­са ды­мо­об­ра­зо­ва­те­ля в эле­мен­те — 0,8 кг.

      Реактивный снаряд 9М519 для КВ и УКВ-радиопомех:

      Пред­на­зна­чен для соз­да­ния по­мех КВ и УК­В-диа­па­зо­нов ра­дио­свя­зи с це­лью дез­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы управ­ле­ния про­тив­ни­ка в так­ти­че­ском зве­не пу­тем по­дав­ле­ния ли­ний ра­дио­свя­зи, пунк­тов управ­ле­ния вой­ска­ми и ору­жи­ем, на­зем­ных пунк­тов об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции.

      Ком­плект 9М519, со­стоя­щий из 8 сна­ря­дов с оди­на­ко­вы­ми мас­со­га­ба­рит­ны­ми и ди­на­ми­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­дав­ля­ет ра­дио­сред­ст­ва, ра­бо­таю­щие в диа­па­зо­не час­тот от 1,5 до 120 МГц.

      Мас­са — 66 кг, мас­са го­лов­ной час­ти — 18,4 кг. Дли­на — 3025 мм. Даль­ность стрель­бы — до 18,5 км. Тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пе­ре­дат­чи­ка по­мех (ПП) Р-032: вид и тип по­ме­хи — за­гра­ди­тель­ная, шу­мо­вая; вре­мя не­пре­рыв­ной ра­бо­ты — 60 мин, ра­ди­ус дей­ст­вия — 700 м.

      Реактивный осколочно-химический снаряд 9М23:

      Сна­ря­жа­ет­ся 3,11 кг хи­ми­че­ско­го ве­ще­ст­ва Р-35 или 2,83 кг хи­ми­че­ско­го ве­ще­ст­ва Р-33. Кро­ме то­го, в бое­вой час­ти сна­ря­да на­хо­дит­ся 1,8 кг взрыв­ча­то­го ве­ще­ст­ва при сна­ря­же­нии ве­ще­ст­вом «Р-35» или 1,39 кг при сна­ря­же­нии ве­ще­ст­вом «Р-33».

      Сна­ряд 9М23 снаб­жа­ет­ся ме­ха­ни­че­ским взры­ва­те­лем МРВ (9Э210) и ра­дио­ло­ка­ци­он­ным взры­ва­те­лем 9Э310, ко­то­рый сра­ба­ты­ва­ет на за­ра­нее за­дан­ной вы­со­те от по­верх­но­сти (1,6-30 м). Воз­душ­ный взрыв су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ва­ет зо­ну по­ра­же­ния ос­кол­ка­ми и от­рав­ляю­щим ве­ще­ст­вом. 9М23 да­ет 760 ос­кол­ков со сред­ним ве­сом 14,7 г. Даль­ность стрель­бы с ра­дио­ло­ка­ци­он­ным взры­ва­те­лем — до 18,8 км.

      BM 21 4

      • Шасси: семейство грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320;
      • Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870;
      • Масса в боевом положении, кг: 13 700;
      • Длина в походном положении, мм: 7350;
      • Ширина в походном положении, мм: 2400;
      • Высота в походном положении, мм: 3090;
      • Клиренс, мм: 400;
      • Калибр, мм: 122;
      • Количество направляющих 40;
      • Дальность стрельбы минимальная, м: ОФС — 4000, КАС — 2500, УАС — 1600;
      • Дальность стрельбы максимальная, м: ОФС — 40 000, КАС — 33 000, УАС — 42 000;
      • Площадь поражения, м²: 145 000;
      • Максимальный угол возвышения, град: 55;
      • Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200;
      • Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М;
      • Расчёт БМ, чел.: 3;
      • Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин.: 3,5;
      • Время залпа, с: 20;
      • Тип двигателя: Урал-375;
      • Мощность двигателя, л.с.: 180;
      • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75;
      • Запас хода по шоссе, км: 750;
      • Колёсная формула: 6×6.
      • Назад
      • Вперёд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *