Как лучше менять масло в акпп
Перейти к содержимому

Как лучше менять масло в акпп

  • автор:

Как заменить масло в АКПП

АКПП

Автоматическая коробка передач – один из ключевых узлов современного автомобиля. Продлить срок службы АКПП можно своевременной заменой трансмиссионного масла. Как часто нужно менять жидкость в коробке-автомате, какие существуют способы замены и почему эта процедура может иметь обратный эффект?

Как работает масло в АКПП

  • обеспечивает равномерную передачу усилия от коленвала мотора на механизмы трансмиссии. За счет этого происходит плавное переключение передач. Т. е. ATF работает как педаль сцепления, когда энергией крутящего момента коленчатого вала двигателя приводит в движение детали гидротрансформатора;
  • служит в качестве исполнительного механизма. Получая сигналы от ЭБУ, масло активизирует определенные каналы в гидроплите, переключая тем самым передачи;
  • отвечает за отведение избыточного тепла и стабильную работу трансмиссии;
  • осуществляет смазку деталей АКПП, уменьшая их износ и продлевая срок службы;
  • удаляет мелкий металлический сор (пыль, стружка, заусеницы), который неизбежно образуется в процессе работы механизмов.

Нужно ли менять масло в АКПП

Некоторые производители заявляют, что трансмиссионная жидкость, залитая в коробку-автомат при сборке машины, рассчитана на весь срок службы агрегата. Практика же показывает, что менять масло после определенного пробега все-таки нужно. Несмотря на то, что качество деталей, используемых при создании новых моделей АКПП, неизменно растет, все они имеют свой ресурс. Любое, даже самое технологичное масло (такое, например, как Takayama ATF III) также теряет свои первоначальные свойства после определенного периода эксплуатации. Износ механизмов и снижение качества ATF происходят особенно интенсивно при тяжелых режимах работы. К таким режимам можно отнести, например, частое простаивание в пробках или постоянную езду по бездорожью.

Трансмиссионное масло ATF MULTIVEHICLE

Побочные эффекты

Как это ни странно, но замена трансмиссионной жидкости может изменить работу коробки-автомата в худшую сторону. Даже если АКПП эксплуатируется аккуратно, детали этого узла постепенно изнашиваются, а продукты износа оседают на внутренних поверхностях механизмов. Новое масло, в отличие от старого, обладает способностью вымывать из внутренней полости агрегата посторонние примеси и мелкий мусор. В результате продукты износа попадают в гидроблок и вызывают засорения. Это проявляется рывками и задержками при включении передач. С подобной проблемой чаще всего сталкиваются владельцы автомобилей с пробегом больше 100 тысяч км, в которых трансмиссионное масло не менялось ни разу. После замены ATF может ухудшиться работа коробки-автомата, имеющей неисправности, которые пока не проявляются слишком очевидно. Т. е. риск существует в случаях, когда в гидросистеме накапливается большой объем продуктов износа.

Какими способами меняют масло в АКПП

Чтобы свести к минимуму риски, связанные с обновлением ATF в коробке-автомате, используют разные способы замены трансмиссионной жидкости. В некоторых случаях, чтобы избежать негативных последствий, выполняют не полную, а частичную замену масла в АКПП.

Частичная щадящая

Это наиболее безопасный метод, который выполняется без снятия поддона и обновления фильтра. Открутив пробку в нижней части картера, можно слить до 35 % заправочного объема жидкости. Новое масло доливают точно в таком же объеме. После этого нужно проехать 1000 км и повторить процедуру. Менять ATF таким способом лучше в тех случаях, когда автомобиль куплен с пробегом больше 100 тысяч км и сведений о предыдущих заменах нет, а также если есть симптомы неисправности АКПП. О том, что жидкость нуждается в замене, могут свидетельствовать ее темный цвет и характерный горелый запах.

Обычная частичная

Такой вариант используется автовладельцами наиболее часто. В отличие от предыдущего способа, в этом случае снимают поддон и меняют фильтр. Будет идеальным провести такую замену после двух щадящих, и лучше выполнять ее для коробки, не вызывающей нареканий.

Полная

Чтобы заменить весь объем трансмиссионной жидкости в АКПП сразу, лучше обратиться в автосервис, который оказывает подобные услуги. Для полного обновления ATF в коробке-автомате используется специальный аппарат, с помощью которого старое масло под давлением вытесняется из системы и вместо него заливается новое. Такая процедура рекомендована автомобилям со стабильно работающей коробкой передач и с пробегом, не превышающим 100 тысяч км. Если же Ваша машина пробежала более длинную дистанцию, то получить дополнительные гарантии безопасности замены ATF можно, обратившись в сервисный центр, который специализируется на обслуживании определенных марок авто. В этом случае риск засорения гидроблока и соленоидов существенно снижается, или водителя как минимум предупредят о возможных проблемах.

Что следует знать владельцу машины с АКПП

Производители автоматических коробок передач (так же как и некоторые автоконцерны) рекомендуют соблюдать равные межсервисные интервалы: первую замену трансмиссионной жидкости лучше выполнить через 100 тысяч км пробега, каждую последующую – через 40–50 тысяч. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, первое обновление масла нужно сделать после 60 тыс. км. Замену со снятием поддона и заменой фильтра можно делать через раз. Главный критерий выбора нового масла – соответствие конкретному стандарту. От универсальных жидкостей лучше отказаться: нужно ориентироваться на заменители с максимально близкими к оригиналу параметрами. В некоторые АКПП можно заливать исключительно оригинальную ATF. Это касается прежде всего автоматов последних поколений.

Частичная или полная замена масла в АКПП. Как лучше делать

Качество масло и его своевременная замена — важное условие для бесперебойного функционирования автоматической коробки передач. Это как раз тот случай, когда профилактика — лучше, а главное, дешевле, чем лечение. Ведь сама по себе АКПП — дорогостоящий в ремонте узел. Кроме того, на большинстве современных машин используются необслуживаемые «автоматы». В них просто технически невозможно поменять отдельный компонент, и в случае каких-либо поломок приходится менять весь узел в сборе. А это весьма затратное мероприятие.

У «возрастных» автомобилей замену масла в автоматических коробках передач рекомендовано проводить каждые 30-40 тыс. км пробега.

На таких машинах чаще всего установлены обслуживаемые коробки, которые можно разобрать на части, заглянуть внутрь, оценить состояние гидроблока, соленоидов, поменять фильтр. Если речь идет о современных машинах с автоматическими «коробками», а они преимущественно необслуживаемые, то замену масла целесообразно проводить каждые 40-60 тыс. км, в особенности, если автомобилю часто приходится передвигаться по пробкам или ездить по бездорожью или в таких условиях, когда АКПП работает в тяжелых режимах.

Есть два метода замены масла в АКПП: частичная замена («слил-залил») и аппаратная, которая проводится с использованием специального оборудования. Какой из этих способов лучше? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как каждый из этих способов необходимо применять в определенных случаях. Об этом и поговорим.

Метод аппаратной замены заключается в том, что с помощью специального оборудования старое масло в АКПП полностью заменяется новым. Для того, чтобы в узел удалось залить новое масло, необходимо под давлением удалить оттуда старое масло. При частичной замене сам процесс занимает больше времени. Для начала нужно слить хотя бы часть старого масла из АКПП и точно проконтролировать, какой объем масла удалось удалить, чтобы добавить нового масла в таком же количестве. После этого необходимо проехать на машине примерно 500-1000 км, а после чего повторить процедуру со сливом и доливом. Как раз на этапе второй доливки в разборных автоматических коробках можно заменить фильтр, а также оценить состояние гидроблока, при необходимости провести его очистку и прочистить также соленоиды.

Замена масла в обслуживаемой КПП немного отличается от замены в необслуживаемой «коробке-автомат». Главное правило в отношении неразборных АКПП звучит как: несмотря на то, что их и называют необслуживаемыми, масло в них менять надо.

Так, на пробеге в 40-60 тыс. км можно сделать аппаратную замену. И повторять ее с такой же регулярностью. Дело в том, что чем внимательнее автовладелец следит за качеством масла в неразборной АКПП, тем меньше у нее возникает дополнительных рисков износа. Но так как контролировать состояния масла в неразборных коробках визуально невозможно, то выход — просто почаще его менять. И это гарантирует то, что в узле всегда будет чистое масло, а это значит, что фильтр не потеряет своих эксплуатационных свойств, будет исправно функционировать и сама коробка передач. В противном случае, если не придерживаться рекомендаций по межсервисному интервалу, фильтр забьется грязью, которая накапливается в масле, быстро выйдет из строя, перестанет фильтровать, после чего количество проблем в коробке резко увеличится.

В случае обслуживаемых АКПП интервал замены можно немного увеличить. Так, например, менять на 50-60 тыс. км пробега. И при этом можно выбрать, как частичный метод замены, так и аппаратный. Обслуживаемые АКПП, как мы уже говорили, дают возможность провести вместе с заменой масла замену фильтра, а также очистку поддона. А потому даже если обнаружится, что масло в коробке выработало свой ресурс, и фильтр забился, можно без труда его заменить и провести очистку других компонентов узла.

На больших пробегах, то есть от 60 до 100 тыс. км и более, когда в любой АКПП, которая не проходила до этого обслуживание, масло уже износилось, его замену надо проводить обязательно. В такой ситуации аппаратная замена масла в обслуживаемых коробках — отчасти еще приемлемый вариант.

Однако есть риск того, что при активной промывке системы с помощью оборудования вся накопившаяся в ней грязь может забить фильтр, загрязнить гидроблок, соленоиды и радиатор. Да, если такое произойдет, то ситуацию, конечно, можно исправить. Придется разобрать обслуживаемую коробку, удалить грязь, а также заменить фильтр. Но чтобы избавить себя от лишних хлопот, лучше использовать частичную замену. В случае необслуживаемых коробок рисковать даже не стоит, нужно проводить замену частичным методом. Ведь если из-за работы аппарата в такой коробке грязью засорятся внутренние ее компоненты, провести быстро разбор и промывку не удастся.

Итак, владельцы автомобилей с АКПП должны уделять особое внимание регулярной замене масла, как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых коробках передач. Однако если на маленьких пробегах для замены масла можно без особых рисков для машины использовать как аппаратный метод, так и частичный метод, то при долгом сроке эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить замену с помощью двухэтапной сливки-заливки.

С какой периодичностью рекомендуется менять масло в АКПП?

Нужно ли производить замену масла в автоматической трансмиссии? Как следует проводить эту процедуру и при каком пробеге автомобиля? Эти вопросы вызывают много споров среди автолюбителей и являются темой активных дискуссий.

С какой периодичностью рекомендуется менять масло в АКПП?

Советы от производителей

Необслуживаемые коробки-автомат стали объектом интереса сразу после их представления на рынке немецким автогигантом Mercedes-Benz. Они обещали революционные возможности и отсутствие необходимости в техническом обслуживании на протяжении всего срока службы. BMW и Audi последовали примеру Mercedes, заявив в своих технических паспортах, что масло, которое завод-изготовитель заливает в автоматические коробки передач, предназначено для использования на протяжении всего периода эксплуатации. Однако на деле оказалось, что эти заявления были маркетинговым приемом, а не отражением реальности. Для пользователей западного рынка, где распространена практика замены автомобиля на новый после 3-4 лет эксплуатации, необслуживаемые автоматические трансмиссии представляют сомнительную ценность. Владельцы не смогут получить планируемую выгоду от отсутствия необходимости в обслуживании на протяжении всего срока эксплуатации.

Существует ли необслуживаемая коробка-автомат?

Автолюбители и специалисты утверждают, что со временем свойства смазочного материала в автоматической коробке передач ухудшаются. Причинами этого являются перегрев масла из-за интенсивной езды или неблагоприятных условий, таких как бездорожье и пробки, а также накопление противоизносных и противозадирных присадок и загрязнений от износа деталей коробки передач. Это подтверждает необходимость регулярной замены масла в АКПП.

Периодичность

С какой периодичностью рекомендуется менять масло в АКПП?

Частота замены масла в коробке-автомат зависит от эксплуатационных условий и года выпуска автомобиля. Обычно рекомендуется менять масло каждые 60 000 километров, но это значение может изменяться в зависимости от таких факторов как климат, стиль вождения и возраст машины. В случае автомобилей, произведенных после 2000 года, при умеренных климатических условиях и аккуратной езде, возможно потребуется замена масла после преодоления 100 тысяч километров, в то время как у старых автомобилей, произведенных до 2000 года, интервал замены масла в коробке передач составляет примерно 50-80 тысяч километров. В условиях, характеризующихся более экстремальными температурами, или при интенсивной эксплуатации интервал замены может быть сокращен до 40-60 тысяч километров для автомобилей старше 2000 года и до 80 тысяч километров для новых автомобилей.

Польза соблюдения временного интервала между маслозаменами

Соблюдение рекомендуемого интервала между заменами масла в коробке-автомат играет решающую роль в поддержании надлежащей работы трансмиссии и обеспечении ее долговечности. Пренебрежение этим процессом может привести к серьезным проблемам, включая преждевременный износ деталей и узлов коробки передач, а также сокращение рабочего ресурса всего агрегата. Одним из ключевых факторов, вызывающих износ, является потеря смазочных свойств трансмиссионного масла из-за накопления отработанных примесей и продуктов износа. При эксплуатации автомобиля масло в АКПП подвергается высоким температурам, давлениям и механическим нагрузкам. В результате этого происходит естественное старение масла и его свойства изменяются. Отработанная ATF (Automatic Transmission Fluid) теряет свою способность создавать необходимое давление в гидравлической системе АКПП, что может привести к затрудненному переключению передач и нестабильной работе коробки в целом. Кроме того, отработанная трансмиссионная жидкость содержит твердые механические частицы, которые образуются в результате износа деталей. Эти частицы могут забивать масляный фильтр, что ведет к ограничению циркуляции масла и снижению его смазочных свойств. В случае редкой замены масла засорение сетки фильтра может достигать такого уровня, когда достаточное циркулирование масла в трансмиссии становится невозможным, что приведет к еще большему повреждению компонентов АКПП. При выборе смазочного масла для авто важно обратить внимание на его качество. Лучше всего выбирать масла от проверенных производителей, таких как Shell, которые предлагают широкий спектр продуктов, специально разработанных для АКПП. Трансмиссионное масло с соответствующими спецификациями поможет обеспечить оптимальную смазку, защиту и долговечность вашей АКПП.

Как и когда нужно менять масло в автомате

Фото: Shutterstock

Некоторые автопроизводители называют жидкость ATF в коробке вечной, но по факту таковой она не является. Профилактика в случае с АКПП гораздо лучше, чем «лечение».

  • Когда менять
  • Как проверить уровень
  • Какое масло лить
  • Полная замена
  • Частичная замена
  • Цена

Когда меняют масло в АКПП

Периодичность замены масла в автоматической коробке передач устанавливается производителем. Агрегаты последнего поколения считаются полностью необслуживаемыми — масло заливается в них единожды, на заводе. Тем не менее, иногда жидкость в них менять надо. Периодичность замены трансмиссионного масла в более старых автомобилях предусмотрена регламентом технического обслуживания. Пренебрегать рекомендациями производителя не стоит.

На относительно старых машинах масло в «автомате» обычно рекомендуется менять раз в 30–60 тыс. километров пробега. Эта процедура не менее важна, чем, к примеру, замена масла в двигателе. В таких коробках всё управление осуществляется сугубо гидравлическим способом: масло охлаждает, смазывает компоненты трансмиссии и управляет переключением передач. От его чистоты и качества зависит работоспособность устройства.

Зима-лето: почему менять масло в двигателе нужно два раза в год

Как не переплатить за моторное масло. Чек-лист

Основное отличие более новых автоматических трансмиссий от старых заключается в том, что они научились лучше адаптироваться к старению масла. От чисто гидравлических систем производители перешли к системам электронно-управляемым. Однако масло и в таких трансмиссиях может полноценно выполнять свои функции лишь при определённой вязкости и правильных смазывающих свойствах.

Даже если на вашей машине установлен «автомат» последнего поколения, то периодичность замены масла в нём вряд ли должна превышать 80–90 тыс. км пробега, а при эксплуатации в тяжёлых условиях этот интервал можно сократить вдвое (при езде с прицепом, по грунтовым дорогам, в горах).

Менять масло в АКП нужно, когда:

  • Достигнут определённый пробег или возраст, прописанный в регламенте технического обслуживания.
  • Приобретён подержанный автомобиль с АКПП, и вы не знаете, сколько уже работает масло в трансмиссии, либо есть сомнения в его качестве.
  • Появились рывки во время движения.
  • Машина отказывается ехать назад и вперёд.
  • Трансмиссия не переключается с режимов P или N.

Некоторые из перечисленных признаков говорят о низком уровне жидкости или неподобающем её качестве.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как проверить уровень масла в АКПП

Уровень масла в АКПП критически важен для правильной работы трансмиссии: большая часть поломок коробки напрямую связана с недостатком масла либо с его избытком. Чтобы избежать проблем, специалисты рекомендуют проверять уровень жидкости на каждом ТО. Однако осуществить такую процедуру иногда непросто — в некоторых случаях контрольного щупа физически нет. По этой причине алгоритм действий существенно отличается.

Без щупа

Отсутствие контрольного щупа говорит о том, что ваша трансмиссия относится к категории необслуживаемых. Проверить уровень масла в такой коробке можно только обратившись в профильный автосервис.

Можно проверить объём залитого масла и самостоятельно. Для этого нужно:

  • Прогреть масло, проехав 15–20 км.
  • Установить машину на эстакаду или смотровую яму.
  • Установить селектор в режим P на работающем двигателе после предварительного переключения в другие режимы.
  • Открутить сливную пробку при работающем двигателе.
  • Если жидкость не вытекает, её уровень недостаточен. При наличии эмульсии она кратковременно будет течь ровной струёй.

На автоматических трансмиссиях BMW, Volkswagen и Audi оценить уровень трансмиссионной жидкости можно через смотровое окошко, предварительно подняв автомобиль на подъёмнике.

Со щупом

Коробки со щупом предусматривают возможность проверки уровня масла самим водителем. Действовать нужно по такому алгоритму:

  • Открыть капот автомобиля.
  • Встать лицом против хода машины.
  • Отыскать ярко окрашенную рукоятку, расположенную ближе к перегородке моторного отсека. В некоторых случаях щуп находится рядом со щупом двигателя. Обычно щуп моторного масла жёлтого цвета, а щуп масла коробки — красного.
  • Извлечь щуп, протереть его насухо, вставить обратно и вытащить вновь. На щупе имеются две риски с надписями COLD и HOT. Первая соответствует уровню холодной жидкости, а вторая — горячей. Проверять уровень масла специалисты рекомендуют на горячем агрегате — этот метод более точен.

Если уровень масла превышает правильное значение, лишнюю жидкость необходимо слить, и наоборот.

Фото: drive2.ru / evgeniy93

Фото: drive2.ru / evgeniy93

Проверка уровня масла может отличаться в зависимости от конкретной модели и производителя. С методикой лучше всего ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Например, масло в коробках Mazda, Mitsubishi, Jeep, Hyundai, некоторых Volkswagen и Audi проверяется только в положении N, а в автомобилях Honda — при выключенном двигателе.

Какое масло лить в АКПП

В автоматических коробках передач работает специальная жидкость ATF, которую в простонародье именуют маслом. В действительности аббревиатура расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, то есть, дословно, жидкость для автоматических трансмиссий.

По классификации эта жидкость относится к трансмиссионным маслам, но она выполняет не только функцию смазки. Это ещё и рабочая жидкость гидротрансформатора — с её помощью мощность двигателя передаётся к трансмиссии. Свойства жидкости ATF оказывают огромное влияние на эффективность работы АКП.

Выбирая жидкость ATF, нужно руководствоваться в первую очередь инструкцией производителя. Наилучшим выбором всегда станет оригинальное масло. Допустимо и использование неоригинальных заменителей, отвечающих требуемым спецификациям.

Дешёвых неоригинальных масел рекомендуется избегать. Эти жидкости могут обладать худшими характеристиками и вредить компонентам трансмиссии. В случае с необслуживаемыми коробками последних поколений обойтись без оригинальной ATF почти невозможно.

Полная замена масла в АКП

Замену масла в АКП осуществляют двумя методами — полной заменой и частичной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.

Полная, она же аппаратная замена предполагает использование специального оборудования, выгоняющего старое масло под давлением. При полной замене жидкости ATF возможно отслоение отложений с внутренних поверхностей коробки передач, что чревато засорением соленоидов и гидроблока и последующим ремонтом трансмиссии.

Аппаратную замену осуществляют, если:

  • В коробку передач была залита неподходящая жидкость.
  • Осуществлялся капитальный ремонт АКП.
  • Масло меняется на исправной коробке передач с небольшим пробегом (до 100 тыс. км) — при отсутствии риска засорения агрегата отложениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *