Для чего пропил на тормозных колодках
Перейти к содержимому

Для чего пропил на тормозных колодках

  • автор:

Зачем делают фаски и пропилы на тормозной колодке? Виды скосов

Зачем делают скосы и пропилы на тормозной колодке?

Мы уже касались данной темы, правда, в общей массе других вопросов. Но в связи с не угасающим интересом к данному вопросу мы выделили его в отдельную статью.

Немного матчасти. Как известно, скрипы во время торможения, чаще всего вызывает вибрация, возникающая в процессе взаимодействия диска и колодки. Мелкочастотные колебания накладки представляют собой мгновенное прилипание фрикционного материала к рабочей поверхности диска с последующим практически одновременным срывом. Данное явление есть нормой, и при сбалансированной формуле фрикционной накладки (и нормальном состоянии диска) гасится самими участниками трения. В противном случае мы слышим различной частоты звуки: скрипы, визг и скрежет. Для устранения этих явлений были разработаны и внедрены представленные ниже опции.

Залогом стабильной и комфортной работы, то бишь устранения вибраций пары «тормозной диск-колодка« является принцип полной параллельности поверхностей. Иными словами, чем более параллельны будут плоскости двух участников трения по отношению к друг другу, тем ниже вероятность возникновения скрипа и писков во время торможения. На практике, несмотря на визуальное прилегание поверхностей, диск и колодка не всегда имеют 100%-ное сцепление. Причин тому несколько:

— поршень не в состоянии распределить сижу прижатия равномерно по всей поверхности накладки

— борозды и канавки в рельефе диска, созданные агрессивными частицами фрикционной смеси колодки

Учтивая, что поршень/поршни, так или иначе, располагаются ближе к условному центру несущей пластины накладки, они создают тем самым прогиб колодки. Таким образом, нарушается основное правило параллельности поверхностей. Для нейтрализации этих факторов были созданы две инновации.

Скосы (фаски) по внешним краям накладки.

Угловой срез, нанесенный между трущейся и боковой (торцевой) поверхностями колодки позволяет стабилизировать трение и погасить возможные вибрации накладки в суппорте. Нанесенный как на передней, так и на задней части детали, скосы обеспечивают стабильный контакт плоскостей как при движении автомобиля вперед, так и задним ходом. В дополнение такая технология позволяет оптимизировать притирку колодки к диску, оптимизируя трение и повышая ресурс компонентов.

Учитывая обилие форм-факторов суппортов и, как следствие, тормозных компонентов, производители разработали несколько различных типов фасок.

Параллельного типа скосы колодки

1. Параллельные скосы

— два симметричных скоса на передней и задней части колодки, выполненные пол углом 15-25 градусов по отношению к рабочей поверхности. Эффективно гасят вибрацию накладки, стабилизируют параллельность плоскостей пары.

Самый популярный тип доработки, поскольку упрощает производство, а также может быть применима к большинству видов тормозных колодок

J образного типа скос тормозной колодки

2. J образная фаска

— Нанесение скосы в виде J-образного выреза на передней и задней части колодки, по сути, выполняет ту же задачу, что и традиционный параллельный срез, но позволяет сохранить его размер на протяжении всего срока службы детали.

По отношению к классическому симметричному типу, J-образна фаска более сложная технически модификация, плюс — может быть применима не ко всем видам накладок тормозов.

Радиальные скосы на фрикционной накладке колодки

3. Радиальные скосы

— То же, что и традиционные скосы, но выполненные с учетом кривизны колодки. Технология разработана для накладок полукруглой и вытянутой формы.

Более специфическая форма, поскольку эффективна будет лишь на ограниченном каталоге тормозных колодок — чаще всего, пикапов и крупных внедорожников рынка США.

Скосы тормозной колодки смешанного типа

4. Скосы смешанного типа

— Симметричные срезы, выполненные под различными углами. Применяются обычно для накладок квадратной формы для обеспечения оптимального соприкосновения трущихся поверхностей.

Редко встречающаяся версия фаски и является быстрее разновидностью параллельного типа

Радиальные J образные скосы тормозной накладки

5. Радиальные J-образная фаска

— Срезы J-образного вида, но выполненные под различным углом к рабочей поверхности. Обеспечивает максимальную площадь рабочей поверхности, вместе с этим сохраняет размер фаски на протяжении всего сроки работы компонента.

Поперечный пропил (слот).

Представляет собой дренажную канавку, сделанную поперек фрикционной накладки (перпендикулярно направлению вращения тормозного диска). Как правило, пропил имеет глубину сопоставимую с общей толщиной накладки, не доходя лишь 1-1,5 мм до несущей пластины. Функция пропила собирать и отводить от точки контакта «диск-колодка» грязь и частицы отработанного состава накладки тем самым снижая риск вибрации и одновременно очищая поверхность детали.

Практические советы.

— Если вы столкнулись в систематическим скрипом тормозов, а износ ваших колодок уже перевалил за 50% ресурса, то, вероятней всего, заводские скосы на ваших некогда новых накладках уже были «съедены» естественным износом. В таком случае достаточно нанести такие же фаски по внешним краям детали, оставив не менее 1 мм накладки над несущей пластиной.

— Скрип недавно установленных колодок (особенно это если в паре были использованы диски с антикоррозионным покрытием) нередко вызван заполнением дренажного пропила. В такой ситуации рекомендуется снять накладки и прочистить дренажный пропил от мусора и остатков краски.

Про тормозные колодки, прорези и скошенные кромки.

Когда накладка имеет удлинённую форму по середине тормозного материала делается разрез, делящий накладку на две части, а на больших колодках и больше. Разрез делается глубокий – почти до каркаса. Цель такого разреза снизить напряжённость, возникающую в материале, и тем самым предотвратить образование трещин между каркасом и фрикционным материалом.
На практике есть опыт изготовления одинаковых колодок и с пазом (пропилом) и без него. После эксплуатационных испытаний на накладке без паза всегда появляется трещина примерно там, где должен быть паз. Т.е паз защищает материал от растрескивания, перераспределяя температурные и механические напряжения материала.

Кроме того, паз помогает удалять продукты трения и попавшие с дороги загрязнения из зоны контакта, что также видно на изношенных накладках. Например, на накладке до паза есть глубокая канавка от пыли, а в пазе она прерывается. Это повышает износостойкость накладки.
Насчет удаления газов, возникающих в зоне контакта колодки и диска — тоже помогает, но сильного влияния не оказывает. Материал тормозной колодки хоть и выглядит плотно, имеет в своей структуре микропоры. Бывали случаи, что мы специально вводили паз для нашей накладки, хотя на оригинальной колодке он отсутствовал.

Скосы на накладке.

Скос или скосы(срезы) выполняются по краям фрикционной накладки. Могут иметь разную форму, направление. Чаще применяются радиальные или параллельные скосы.
Наличие скосов накладки способствует более быстрому и более полному прирабатыванию поверхности накладки. За счет формы и направления срезов можно изменять распределение давления при контакте материала накладки с диском, что положительно влияет на снижение шума и вибрации.
Поскольку тормозной диск и накладка имеют собственные частоты свободных колебаний, то в процессе контакта при совпадении резонансных частот компонентов тормозного узла могут возникать скрип, вибрация. В данном случае уменьшается площадь контакта накладки и тормозного диска, значит, угловой размер зоны контакта. В зависимости от углового размера контактной зоны между диском и накладкой происходит перераспределение возможных частот колебаний диска, уход от резонанса. Этот метод эффективен для подавления высоких частот.

Среди образцов импортной продукции встречались изделия, имеющие только один скос на накладке. Нами были проведены следующие испытания. На каждой колодке выполнено по одному скосу и на автомобиле колодки устанавливались так, чтобы скосы располагались на выходе вращения тормозного диска. Эффективность воздействия на снижение скрипа оценена как средняя, т.е полностью не спасает, но влияет. Выпускали данные детали в течение 5-ти месяцев, потом отказались по производственным соображениям.
Хочу добавить, что двусторонние скосы на некотором количестве наименований наших изделиях мы выполняем. Обычно ориентируемся на исходный образец колодки и возможности нашего оборудования.

Увидел прорези на тормозных колодках и решил сделать такие же. Рассказываю, что это дало

Опрос, среди российских автомобилистов показал, что большинство из них предпочитают собственноручно обслуживать свой автомобиль. И если вы неоднократно меняли тормозные колодки, то наверняка обращали внимание на рабочую поверхность накладок. Часть из них имеют ровную шероховатую поверхность, другие — с прорезями внутри. Так давайте же узнаем, зачем эти технологические прорези, и почему они встречаются только на дорогих деталях?

Для чего нужны эти прорези?

В большинстве случаев я сталкивался именно с первым вариантом колодок. Но в последний раз, когда я покупал детали для отцовской калины, заметил, что некоторые варианты колодок имеют своеобразные прорези. В некоторых моделях это был вертикальный разрез, который делил рабочую поверхность на две одинаковые части. В других же это был диагональный распил. И вот такое технологическое решение встречает исключительно на дорогих вариантах детали.

Сначала я и сам не понимал, для чего вообще нужны эти пропилы. Решил поискать информацию в интернете, и вот что узнал. Если верить сайтам, которые я посещал в процессе поиска, тот этот пропил имеет не единственное значение. И сделаны они для:

Устранения посторонних звуков

Очистки тормозов от пыли

Естественно, я захотел попробовать все на своей машине. Но покупать новые колодки мне не хотелось, поэтом сделал похожий пропил с помощью шлифмашинки. Повторил процедуру со всеми колодками и установил на свой автомобиль. Естественно, никаких существенных изменений сразу и не заметил. Они проявились со временем. И вот на что я обратил внимание.

Какие изменения произошли?

В течение всего эксперимента посторонние звуки полностью отсутствовали. Да и при значительных нагрузках никакого скрипа не было. Но меня интересовало, как пропил справляется с пылью. Решил разобрать и посмотреть. К моему удивлению, тормозной диск был идеально чистым. Никаких искривлений, сколов и прочих дефектов не обнаружено.

Покупать или нет – решать вам. Лично я советую использовать колодки с прорезями на своем автомобиле. Хоть и стоят они несколько дороже, зато более практичны. Недаром их уже давно эксплуатируют на престижных автомобилях. Так что вам они тоже не помешают.

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Руководство по установке: направленные тормозные колодки

Направленные тормозные колодки пока остаются новинкой на рынке. Они разработаны автопроизводителями как средство уменьшения шума и вибрации при торможении. В направленных тормозных колодках используется асимметричная конструкция, при которой колодка соприкасается с тормозным диском под углом.

Угол образуется фаской или серповидной выемкой. Результатом обоих вариантов становится более тихая работа тормозной системы с сохранением такой же высокой эффективности торможения, как и при стандартных тормозных колодках. Здесь вы найдете больше информации о направленных тормозных колодках:

Для начала давайте разберемся, в чем состоит разница между направленными тормозными колодками с фаской и с серповидной выемкой?

Направленные тормозные колодки с фаской

В направленных тормозных колодках с фаской используется скос кромки, переходная поверхность между двумя острыми гранями на фрикционной поверхности. Фаска не дает переднему краю тормозной колодки приподниматься от рабочей поверхности тормозного диска и обеспечивает равномерный износ колодки и меньший шум при торможении.

При установке направленной тормозной колодки с фаской обращайте внимание на указывающие направление стрелки на колодках. Если на колодке нет стрелок и есть только одна фаска, установите колодку так, чтобы фаска представляла собой передний край, где колодка в первую очередь соприкасается с тормозным диском. Если фаска есть на обоих краях, то край с более пологой фаской большей площади следует установить навстречу набегающей поверхности тормозного диска.

Направленные тормозные колодки с серповидной выемкой

В направленных тормозных колодках с серповидной выемкой используется серповидная прорезь в противоскрипной накладке несущей пластины. Противоскрипная накладка — это демпфирующий элемент, закрепленный на задней поверхности тормозной колодки. Она уменьшает и гасит вибрации тормозной колодки и действует как тепловой экран, равномерно распределяя тепло по колодке для более равномерного торможения. Прорезь позволяет поршню прижимать тормозную колодку к поверхности диска с нужным углом, уменьшая шум и обеспечивая равномерность износа колодки.

При установке направленной тормозной колодки с серповидной выемкой обращайте внимание на указывающие направление стрелки на колодках. Если стрелок нет, установите тормозную колодку так, чтобы серповидная выемка была направлена навстречу набегающей поверхности тормозного диска. Если установить колодку в обратном направлении, то при торможении появится скрип.

Как установить направленные колодки

Итак, у вас возникли проблемы при торможении или вы просто хотите повысить эффективность. Пора заменить тормозные колодки. Но знаете ли вы, как это сделать и что вам понадобится?

1. Соберите все, что вам понадобится

Перед началом работы проверьте, чтобы у вас под рукой были все инструменты, запасные детали и материалы, которые вам понадобятся.
Вероятно, это будут:

Инструменты:

  • Отвертка 4 в 1
  • С-образные фиксаторы
  • Аккумуляторная дрель
  • Ветошь
  • Ключ-трещотка с набором головок
  • Проволочная щетка

Запасные части:

  • Направленные тормозные колодки
  • Тормозные диски
  • Противоскрипные пружины
  • Виниловая трубка 1/4 дюйма
  • Очиститель тормозов в аэрозольном баллоне
  • Синий и красный резьбовой герметик
  • Стеклянная емкость
  • Проволока
  • Смазка Nickel Anti-Seize
  • Полировочные насадки
  • Синтетическая высокотемпературная смазка для тормозов
  • Спрей-растворитель ржавчины
2. Снимите колесо

Всегда удобно работать на одной стороне одновременно. Так вы можете ясно определить точное положение всех зажимов, упругих пластин и других деталей.

Ваша первая задача — ослабить колесные болты, пока колесо находится на земле. Затем поднимите одну сторону автомобиля, поставив домкрат под двигатель для дополнительной безопасности. Полностью снимите колесо.

3. Выверните болты и снимите тормозной суппорт

Ослабьте болты крепления суппорта и прокачной винт суппорта. Слегка измените положение прокачного винта суппорта.

Отведите суппорт от диска и положите его поверх кронштейна суппорта.

4. Вдавите поршень внутрь суппорта

Подсоедините один конец дренажной трубки к прокачному винту и опустите другой конец в стеклянную емкость. Откройте прокачной винт и вдавите поршень внутрь суппорта так, чтобы жидкость могла выйти наружу. После этого затяните прокачной винт и отсоедините дренажную трубку. Прикрепите суппорт к спиральной пружине или стойке подвески проволокой так, чтобы он не болтался, пока вы работаете с тормозом.

Снимите кронштейн суппорта. Обратите внимание, покрыты ли болты кронштейна суппорта синим или красным резьбовым герметиком. Потом, при установке болтов на место, вам нужно будет заново нанести его на резьбу.

5. Снимите тормозной диск

Снимите установочный винт диска. Зачастую это бывает сложно. Тогда сначала нанесите спрей-растворитель ржавчины и подождите не менее 15 минут, а затем попытайтесь снять винт. После снятия винта снимите диск со ступицы.

6. Очистка крайне важна

Неправильная очистка и установка являются непосредственной причиной жалоб на тормозную систему, включая жалобы на шум и вибрацию. Правильная очистка и установка означают следующее:

  • Удаление всей ржавчины с кронштейна тормозного суппорта;
  • Очистка болтов суппорта очистителем тормоза в аэрозольном баллоне, проверка на предмет коррозии (замена при наличии коррозии);
  • Замена противоскрипных пружин и любых других изношенных деталей;
  • Смазка болтов и установка новых резиновых чехлов;
  • Удаление всей ржавчины и грязи со ступицы колеса. Полировочная насадка на дрель облегчит и ускорит работу;
  • Очистка новых дисков и покрытие аэрозольным очистителем тормозов в качестве профилактической меры. Рекомендуется отмывание в горячей воде с мылом жесткой щеткой и полная просушка.
7. Сборка

Пора собирать тормоз. Установите тормозной диск на ступицу, совместите отверстие установочного винта диска с резьбовым отверстием в ступице. Затяните винт (усилие см. в руководстве по эксплуатации), нанесите нужный резьбовой герметик на болты кронштейна суппорта и установите на место кронштейн суппорта.

Нанесите тонкий слой смазки для тормоза на обратную сторону противоскрипных пластин, установите их на место (см. подробнее про тормозные колодки с фаской и с серповидной выемкой) и установите упругие пластины. Установите суппорт на место.

8. Окончание работ

Для завершения установки опустите автомобиль, пока шины не коснутся земли. Выставьте половину требуемого момента на динамометрическом ключе (см. руководство по эксплуатации) и затяните колесные болты перекрестно. Выставьте полный требуемый момент на динамометрическом ключе и затяните зажимные гайки аналогичным перекрестным образом. Полностью опустите автомобиль и уберите домкрат.

Теперь повторите действия для другого тормоза на этой же оси. Рекомендуется всегда одновременно заменять тормозные колодки на колесах на одной оси.

Испытания также важны. Не заводя двигатель, несколько раз нажмите педаль тормоза, пока не почувствуете сопротивление. Затем выполните пробную поездку на низкой скорости для проверки работоспособности тормозной системы. И, наконец, посмотрите в руководстве по эксплуатации, не указаны ли особые способы притирки новых тормозных колодок для вашего автомобиля.

Направленные тормозные колодки Ferodo

Более подробную информацию об установке направленных тормозных колодок вы найдете в руководстве Ferodo по установке направленных тормозных колодок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *