Буква r на поршневом кольце что означает
Перейти к содержимому

Буква r на поршневом кольце что означает

  • автор:

Самостоятельная сборка двигателя. Часть 1.

Ревизия ГБЦ проведена.
Сегодня забрал большую часть запчастей, которые заказывал для ремонта двигателя.

Запчасти на фото: 243223C100. Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Чтобы ничего не препятствовало процессу сборки, осталось дождаться два комплекта вкладышей для коленвала. Ну а пока устаноновил поршневые кольца.

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Сначала установил пружину между двумя маслосъемными кольцами. При установке нужно быть очень внимательным — пружина должна стать в канавку поршня так, чтобы два ее конца соединились встык, а не внахлест. Иначе в процессе работы поршня пружина вылезет из канавки и сделает на цилиндре ужасные задиры.

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

После этого устанавливаются маслосъемные кольца. Причем перед установкой проверяем, в какую сторону выгибается кольцо при сжатии:

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Той стороной, в которую выгибается кольцо, ставим вверх.

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Установив маслосъемные кольца, переходим к установке компрессионных колец. На компрессионных кольцах есть буква «R», что указывает на верхнюю сторону кольца.

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Компрессионные кольца (верхнее и нижнее) отличаются между собой наличием среза на нижнем кольце с наружней стороны и наличием еле заметной фаски на внутренней стороне верхнего кольца:

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Кольца устанавливал руками без всяких специнструментов.

После того, как кольца установлены, развернул их замки так, как показано на рисунке:

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Со всеми кольцами поршень выглядит так:

Фото в бортжурнале Hyundai Grandeur (TG)

Ну и последнее, что сегодня сделал — приспособу для заправки поршней с кольцами в цилиндры из консервной банки:

Поршневые кольца: виды, функции, типичные проблемы

Поршневые кольца: виды, функции, типичные проблемы

Поршневые кольца являются неотъемлемыми элементами цилиндро-поршневой группы двигателя. Они представляют собой детали в форме незамкнутой окружности, установленные с минимальным зазором в специальные канавки на внешних поверхностях поршней.

Основная функция поршневых колец состоит в придании необходимого радиального давления для поддержания уплотнения между поршнем и цилиндром.

Рассмотрим виды, назначение и правила обслуживания колец подробнее.

Виды и функции колец

Почти во всех двигателях установлены 2 типа поршневых колец: компрессионные и маслосъемные.

Компрессионные кольца

Компрессионные кольца (от трех до семи штук) вставляются в специальные пазы в верхней части поршня.

Они обеспечивают герметичность камеры сгорания, участвуют в передаче тепла от поршня к гильзе цилиндра, а также поглощают часть поршневых колебаний из-за боковой тяги.

Верхнее компрессионное кольцо имеет несколько конфигураций: оно может быть плоским, перекрученным или с L-образным участком. Верхняя и нижняя поверхности перекрученного кольца лежат в канавке под легким наклоном, контактируя с отверстием цилиндра только краями рабочей стороны.

Компрессионное кольцо

Изделия с L-образным участком отличаются конструкцией большого выступа, имеющего форму буквы L. Уплотнительная способность таких колец зависит от силы давления газов, которая действует на заднюю часть выступа. При высоком давлении в цилиндре – например, после сгорания топливовоздушной смеси или в такте сжатия – кольца с L-образным участком увеличивают усилие, прикладываемое к стенкам. Когда давление в цилиндре низкое, они ослабляются, тем самым снижая трение и износ.

Второе (нижнее) компрессионное кольцо дополняет работу маслосъемного и обеспечивает уплотняющую функцию. Оно препятствует попаданию газов в картер, предотвращает детонацию и проникновение излишков моторного масла в камеру сгорания.

Некоторые кольца специально сделаны скошенными – для большей эффективности в удалении масла со стенок цилиндра при движении вниз. Новыми конструкциями являются кольца без зазора. Их использование способствует скорейшей приработке двигателя и более высокой мощности ДВС.

Маслосъемное кольцо

Благодаря маслосъемному кольцу с компрессионных колец, поршня и внутренней стенки цилиндра удаляется лишнее моторное масло.

После его прохода на поверхностях остается небольшая масляная пленка (толщиной в несколько микрон). В канавке маслосъемного кольца предусмотрены прорези или радиальные отверстия, по которым излишки масла возвращаются в поддон.

Выделяют 2 вида маслосъемных колец: цельные и составные. Последние состоят из двух тонких колец, а также осевого и радиального расширителей. Такие модели дешевле в производстве, поэтому встречаются чаще, чем чугунные цельные.

Маслосъемное кольцо

В некоторых случаях на поршень устанавливается не по одному, а по два цельных или составных кольца.

Функции поршневых колец

Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие функции поршневых колец:

  • Компрессия. Уплотняющие кольца поддерживают изоляцию камеры сгорания от картерного пространства, что способствует более эффективному сжатию топлива.
  • Экономия расхода масла. Маслосъемные кольца снимают часть масла со стенок цилиндра во время работы двигателя, благодаря чему оно не попадает в камеру сгорания.
  • Теплообмен. При сгорании топливно-воздушной смеси температура внутри камеры достигает примерно +300 °С. Кольца отводят тепло к цилиндру во избежание повреждения поршня из-за перегрева.
  • Снижение горизонтальных колебаний поршня. Благодаря плотной посадке кольца не дают поршню перемещаться в горизонтальном направлении, что предотвращает износ ЦПГ.

Из чего изготавливают поршневые кольца?

Для производства поршневых колец используются высокопрочные виды чугуна или нержавеющая сталь. Предел прочности и теплостойкость стали выше, однако чугунные изделия дешевле, обеспечивают более легкую и быструю приработку.

Верхние компрессионные поршни из стали чаще всего обрабатываются оловом или пористым хромом (сталь становится легированной).

Увеличенным сроком службы и способностью к быстрой приработке отличаются кольца с молибденовым покрытием.

Похожие антифрикционные покрытия наносятся также на юбки поршней – в целях продления работоспособности этих важнейших элементов двигателя.

Сегодня имеется возможность использовать покрытия не только в процессе производства поршней, но и перед их установкой, заменой и в прочих незаводских условиях.

Современные антифрикционные материалы выпускаются в форме жидких средств, по консистенции напоминающих краски, или в аэрозольных баллонах. В России покрытия для деталей ДВС и узлов промышленного оборудования выпускает компания «Моделирование и инжиниринг».

Для юбок поршней, вкладышей коленчатых и распределительных валов, шлицевых соединений, дроссельных заслонок, штоков клапанов предназначено антифрикционное твердосмазочное покрытие (АТСП) MODENGY Для деталей ДВС.

Благодаря основным действующим компонентам – высокодисперсному дисульфиду молибдена высокой степени очистки и графиту – оно предотвращает появление задиров на юбках поршней, защищает их от повышенного трения и механических повреждений. В результате применения этого материала снижается шум при работе двигателя, повышается его КПД, уменьшается расход топлива.

Удобная аэрозольная упаковка позволяет наносить покрытие быстро и равномерно. Состав высыхает при комнатной температуре за 12 часов, при нагреве до +170 °C – за 20 минут.

Перед использованием материала поверхности подготавливаются с помощью Специального очистителя-активатора MODENGY, который гарантирует отличную адгезию покрытия и долгий срок его службы.

Последствия износа поршневых колец

При износе поршневых колец зазор между поверхностью детали и стенками цилиндра увеличивается. В результате газы, образующиеся при сгорании топливно-воздушной смеси, проникают в масляный картер, снижая эффективность работы двигателя и ухудшая характеристики моторного масла.

Продукты разрушения масла и сгорания бензина, в свою очередь, способствуют образованию отложений в кольцевых канавках, что приводит к снижению подвижности и залеганию колец.

Залегание поршневых колец

Последствия износа поршневых колец легко заметить без разборки двигателя. Задуматься о смене колец следует, если обычная норма потребления масла вдруг резко возросла, а при запуске ДВС из выхлопной трубы идет синий дым (моторное мало горит).

Выбор и замена поршневых колец

От качества поршневых колец напрямую зависит срок их службы и возможности вашего двигателя, поэтому, выбирая новые комплекты этих деталей, обратите внимание на следующие моменты:

  • Цена. Дешевые детали долго не прослужат
  • Внешний вид и содержание упаковки. На упаковке должна содержаться полная информация об изготовителе, материалах и т.д. Внутри нее должна быть подробная инструкция по установке деталей
  • Внешний вид самих колец. Детали не должны иметь даже самых мелких дефектов, неровностей металла и пр.

Замена поршневых колец – процедура несложная. Для снятия колец разведите их края до тех пор, пока они не выйдут из канавки. Сделать это можно небольшой плоской отверткой, но лучше специальным цанговым инструментом, который пригодится вам и при установке новых колец.

Далее очистите канавки от нагара. Без этой процедуры установить поршень обратно в цилиндр будет достаточно сложно. Для удаления загрязнений воспользуйтесь подходящим инструментом или старым компрессионным кольцом, сломанным на две части. После очистки канавок проверьте их на наличие повреждений.

Перед установкой новых колец обязательно ознакомьтесь с инструкцией – в ней содержится информация о последовательности действий и правильном расположении деталей.

Все операции проводите аккуратно, помните, что прочность нижнего компрессионного и маслосъемного колец ниже, чем у верхнего компрессионного.

Первым установите нижнее кольцо. Чтобы его случайно не деформировать, контролируйте усилия. Если на кольце имеется маркировка «TOP», его нужно располагать маркированной частью в сторону днища поршня.

Маркировка TOP на поршневом кольце

После установки проверьте зазоры между боковыми поверхностями колец и стенками цилиндра. Он должен составлять до 0,1 мм. Если указанная цифра больше, предстоит менять сами поршни, возможно, в расточке или перегильзовке нуждается цилиндр.

По завершению замены колец произведите обкатку ДВС в течение 3-5 тыс. км. В процессе обкатки обязательно прогревайте двигатель после запуска, не эксплуатируйте его на высоких оборотах, избегайте длительного простоя на холостых и движения на повышенных передачах с малой скоростью.

Поршневые кольца: назначение, конструкция, термины

Поршневые кольца предназначены для обеспечения герметичности внутрицилиндрового пространства, т.е. для предотвращения прорыва газов из этого пространства в картер двигателя. Одновременно поршневые кольца отводят в стенки цилиндра большую часть воспринимаемого днищем поршня тепла и препятствуют проникновению масла из картера двигателя внутрь цилиндров. В современных быстроходных, отличающихся высокой степенью сжатия двигателях, поршневые кольца применяют трех видов:

  • Компрессионные поршневые кольца
  • Маслосъемные поршневые кольца
  • Компрессионно-маслосъемные поршневые кольца (комбинированные)

Компрессионные кольца. Компрессионные поршневые кольца работают в очень тяжелых условиях, они подвергаются воздействию высоких температур, работают в условиях полужидкостного трения с большой переменной скоростью скольжения, а так же испытывают воздействие значительных сил давления газов, внутренних сил упругости и сил трения. Компрессионные кольца должны предотвратить попадание отработавших газов из камеры сгорания в кривошипную камеру. Для обеспечения необходимой герметичности нужны минимальный зазор между поршнем и стенкой цилиндра, наличие в этом зазоре устойчивой масляной пленки и высококачественная обработка поверхности цилиндра и поршня. Компрессионные кольца уплотняют поршень при помощи создаваемого ими лабиринта и прижатия колец к поверхности цилиндра. Проходя через этот лабиринт, состоящий из торцевых и радиальных зазоров между кольцами и стенками кольцевых канавок, газы постепенно расширяются, вследствие чего их давление и скорость истечения снижаются.

Маслосъемные кольца. Целью их работы является максимальное уменьшение расхода масла, при постоянной и достаточной смазке деталей скольжения и одновременно минимальная газопроницаемость. Вследствие насосного действия компрессионных колец, а так же разряжения в цилиндре во время всасывания в камеру поступает масло, где оно частично сгорает. Маслосъемные кольца снимают лишнее масло со стенок цилиндров и предотвращают по мере возможности попадание смазочного масла в камеру сгорания.

Компрессионно-маслосъемные кольца (комбинированные). Компрессионно-маслосъемные кольца совмещают в себе основную функцию компрессионных и маслосъемных колец, это означает, они в основном предотвращают попадание отработавших газов в кривошипную камеру и снимают лишнее масло со стенки цилиндра.

Конструкция и форма поршневых колец

Схематичное изображение колец

Расшифровка конструктивных особенностей поршневых колец

R — Цилиндрическое компрессионное поршневое кольцо

ET — Полутрапециевидное компрессионное поршневое кольцо

T — Трапециевидное компрессионное поршневое кольцо 6º/15

M — Коническое поршневое компрессионное кольцо

SM — Коническое поршневое компрессионное кольцо с уменьшенным углом наклона рабочей поверхности

N — Скребковое компрессионное поршневое кольцо

NM — Скребковое коническое компрессионное поршневое кольцо

S — Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с прорезями

G — Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с параллельными фасками

D — Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо со сходящимися фасками

SSF — Коробчатое прорезное маслосъемное поршневое кольцо

GSF — Маслосъемное коробчатое поршневое кольцо с параллельными фасками с витым пружинным расширителем

DSF — Маслосъемное коробчатое поршневое кольцо со сходящимися фасками и витым пружинным расширителем

SLF — Маслосъемное поршневое кольцо со стальными пластинами

UF — U-образное пружинное маслосъемное поршневое кольцо

SEF — Маслосъемное поршневое коробчатое кольцо с прорезями и с расширителем

FF — Фасонное эластичное маслосъемное поршневое кольцо

Поршневое кольцо: термины

  1. Зазор в замке ненапряженного поршневого кольца
  2. Стыковые концы
  3. Спинка кольца (напротив стыковых концов)
  4. Рабочая поверхность кольца
  5. Боковая поверхность кольца
  6. Внутренняя поверхность кольца
  7. Тепловой зазор (зазор в холодном состоянии)
  8. Диаметр цилиндра
  9. Радиальная толщина стенки
  10. Осевой зазор
  11. Высота поршневого кольца
  12. Диаметр цилиндра
  13. Внутренний диаметр канавки
  14. Высота канавки
  15. Радиальный зазор

Материалы для изготовления поршневых колец:

Сокращение

Наименование

CK

Рабочая поверхность из хрома — керамики

CR

Рабочая поверхность хромированная

FX

Рабочая поверхность феррооксидированная

MO

Рабочая поверхность молибденированная

NT

Рабочая поверхность нитрированная

PC

Рабочая поверхность с плазменным покрытием

Буквы на пошнях

размер поршня. А — самый маленький, В- больше, С — еще больше.
Под поршень цилиндр подбирается с такой же буквой.

Versus Ср, 16/04/2008 — 22:10

Не знаю как на ураловских, но на вазовских в комплекте с групой А — поршня идентичны в групе С — есть небольшой разнобой в размерах

пешеход Чт, 17/04/2008 — 21:33

Priprihkin , смотри сюда. Значит так, буквы это так называемый индекс группы (разброс размеров поршней в одной размерной группе). Есть нормальный размер поршня с допуском — 78 -0,060; -0,090. Значит все поршня которые попадают в размеры от 77,91мм до 77,94мм удовлетворяют требованиям. Но если взять один поршень с размером 77,91мм, а другой 77,94мм ничего хорошего не выйдет, поэтому их и разделили на группы:
А — 77,91-77,92 мм
В — 77,92-77,93 мм
С — 77,93-77,94 мм
Поправьте, если что не так.

Ni_Kola Чт, 17/04/2008 — 23:17

А как по цветам определить какого темнота?Нашел в гараже заначку,про которую все забыли,так там два комплекта поршней-одни отмечены черной краской,другие зеленой.

пешеход Чт, 17/04/2008 — 23:28

Ni_Kola , А это уже не поршня так помечают, а отверстия под палец. Тоже у каждого цвета свой размер до тысячных долей милиметра. Пальцы также помечают.

Ni_Kola Чт, 17/04/2008 — 23:38

Пасиб,пояснил!А что касается именно ремонтной группы,это как-то отображают на поршнях?

пешеход Пт, 18/04/2008 — 08:07

Ni_Kola , Конечно. Цифрой, соответствующей ремонтному размеру. Она обычно рядом с буквой ставится (индексом группы), например 1А или 2В.
Номинальный размер ремонтов.
1 — 78,2мм
2 — 78,5мм
3 — 79мм
Как раз я себе недавно под первый точил.

пешеход Пт, 18/04/2008 — 17:34

Спасибо всем за подробные ответы.
Сейчас имею два поршня новых с буквой А, два цилиндра старых, на одном износ 4 сотки, на другом 5 соток (по конусности к низу), соответственно максимальный зазор между поршнем и цилиндром на одном 9 сотк, на другом десятка, зазор в кольцах (новых) от 0,2 до 0,3 мм. Будет ли такая группа работать, если да, то поршни ставить буквами «А» к верху, чтоб читалась?

пешеход Сб, 19/04/2008 — 11:27

Priprihkin , Да вроде должно попереть, прада зазоры на пределе, т.к. максимальный зазор в паре цилиндр поршень у Урала составляет 0,080-0,100.
Когда соберешь просто померь компрессию и все станет ясно.
Теперь о зазорах в кольцах, если ты имеешь ввиду зазор между кольцом и полкой канавки поршня, то он должен составлять:
компрессионные — 0,04-0,08
маслосъемные — 0,025-0,065,
короче они должны под собственным весом утопать в канавке.
Если ты про зазоры в замках колец, вставленных в цилиндр и выровненных поршнем, то по-моему так и должно быть, хотя может здесь я и ошибаюсь.

пешеход Сб, 19/04/2008 — 11:34

Точно не ошибаюсь, сейчас в инструкции по эксплуатации глянул. Зазор в замках 0,25-0,5мм.

Syava Сб, 19/04/2008 — 16:39

Grizzly, 0.5 ? Странно.. Может ошибся? Я обычно стараюсь в замках верхнее 0.2 нижнее 0.1 И ни каких проблем пока ещё не было

пешеход Сб, 19/04/2008 — 17:57

Grizzly , а сколько должна быть компрессия на холодном и грячем моторе?

пешеход Вс, 20/04/2008 — 14:57

Syava , Если только в инструкции опечатались, но сомнительно, раньше за этим посерьезней следили. А инструкция для мото М67-36 1977г.

пешеход Вт, 22/04/2008 — 07:42

Priprihkin , Блин, воспользуйся поиском, там инфы про компрессию до и больше

пешеход Вт, 22/04/2008 — 19:50

А тепловой зазор колец сколько

пешеход Вт, 22/04/2008 — 21:28

Ivan18rus , А что ты подразумеваешь под тепловым зазором. У колец насколько мне известно измеряются только два зазора, описанные выше. Но под твое определение я думаю больше подходит зазор в замке колец, я прав?
Так как зазор между кольцом и поршнем, по-моему, дается против закоксовки.
А, вспомнил, есть еще один зазор, скорее всего он и есть тепловой. Кольцо должно утопать в канавке поршня на 0,4 — 0,5мм, а то клин словить можно.

пешеход Ср, 23/04/2008 — 12:12

Grizzly, В разных книжках обьяснение идет по разному, а я говорю о зазоре в замках

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *