Когда сцепление выключено а когда включено
Перейти к содержимому

Когда сцепление выключено а когда включено

  • автор:

Действие механизма сцепления

Время на прочтение: 2 минут(ы) Целью работы сцепления является подключение и отключение усилия от двигателя к трансмиссии. Когда автомобиль начинает двигаться, он требует большого крутящего момента двигателя для приведения всей массы автомобиля в движение. В отличие от паровых двигателей, двигатель внутреннего сгорания не развивает высокого начального крутящего момента, поэтому ему надо дать поработать без нагрузки, пока он разовьет крутящий момент, достаточный для движения автомобиля. Крутящий момент возрастает с ростом числа оборотов двигателя. Сцепление позволяет развить двигателю крутящий момент, отсоединяя двигатель от трансмиссии, и освобождая его, таким образом, от любых нагрузок. Передача усилия от двигателя к трансмиссии должна быть плавной и постоянной, в противном случае детали будут быстро изнашиваться и ломаться. Постепенная передача усилия осуществляется постепенным отпусканием передачи сцепления. Диск сцепления и нажимной диск являются связующим звеном между двигателем и трансмиссией. Когда педаль сцепления отпущена, диски входят в контакт друг с другом (сцепление включено), соединяя двигатель с трансмиссией. Когда педаль нажата, диски разъединяются (сцепление выключено), отсоединяя двигатель от трансмиссии.

Снятие сцепления с маховика и разборка механизма

Действие механизма сцепления

В большинстве механизмов сцепления используется один сухой фрикционный диск и нажимной диск с пружиной диафрагменного типа. Диск сцепления имеет шлицевую ступицу, которая крепит диск к ведущему валу коробки передач. В местах контакта диска сцепления с маховиком и нажимным диском на него нанесен фрикционный материал. Торсионные пружины диска помогают поглотить толчки при передаче крутящего момента двигателя. Нажимной диск прикладывает давление к диску сцепления, удерживая его прижатым к поверхности маховика. Механизм управления сцеплением состоит из выжимного подшипника, вилки и цилиндра. Вилка выключения сцепления и ее механизм передают движение педали к выжимному подшипнику. Во включенном положении (педаль отпущена) диафрагменная пружина удерживает нажимной диск на диске сцепления, таким образом, крутящий момент двигателя передается к первичному валу коробки передач. Когда педаль сцепления нажата, выжимной подшипник толкает центр диафрагменной пружины в сторону маховика. Диафрагменная пружина при этом снижает давление на нажимной диск. Стальные лепестки пружины, прикрепленные к кожуху сцепления заклепками, отделяют нажимной диск от ведомого диска сцепления, отсоединяя двигатель от трансмиссии и, позволяя переключать передачи.

Как работает сцепление, каковы его типичные неисправности, и как их избежать

Важным элементом механической трансмиссии является сцепление, которое служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии. Кроме того, сцепление является своеобразным демпфером, защищающим двигатель от перегрузок. Как оно работает, и как продлить его жизнь?

Как работает сцепление?

В большинстве легковых автомобилей с механической коробкой передач используется сухое однодисковое сцепление. Его конструкция довольно проста: это два взаимно прилегающих диска – ведущий (корзина) и ведомый, выжимной подшипник и система привода. В однодисковом варианте первичный вал коробки передач входит в шлицевую муфту в центре ведомого диска, а поверхности маховика двигателя, накладок ведомого диска и нажимного диска корзины плотно прилегают друг к другу. За счет этого и обеспечивается передача потока мощности от двигателя к коробке передач, причем исправное сцепление спокойно «переваривает» всю мощность, развиваемую двигателем.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В обиходе ведущий диск сцепления, включающий в себя нажимной диск (с гладкой блестящей поверхностью), диафрагменную пружину (лепестки в центре) и кожух, называют корзиной

При нажатии на педаль сцепления выжимной подшипник воздействует на пластинчатые пружины корзины, из-за чего поверхности ведомого и ведущего дисков рассоединяются. Соответственно, происходит отключение первичного вала от маховика – то есть, физическое рассоединение двигателя и коробки передач, что позволяет переключить передачу или включить «нейтралку». При включении сцепления (отпускании педали) выжимной подшипник перестает давить на пластинчые пружины, и диски снова смыкаются, а демпферные пружины в центральной части ведомого диска гасят крутильные колебания, возникающие в движении.

439

При нормальной работе сцепления оно не привлекает к себе внимания. Но при его неисправности водитель, к примеру, не сможет включить передачу или тронуться с места. Какие же возможны проблемы?

Какие неисправности могут возникнуть при работе сцепления?

Итак, с какими же проблемами в работе сцепления можно столкнуться на практике? Во-первых, это неполное выключение сцепления — как говорят опытные водители, оно «ведёт». При нажатии педали поверхности маховика и ведомого и ведущего дисков в таком случае не размыкаются полностью, и попытки переключить передачу сопровождаются хрустом и скрежетом кареток сихронизаторов, ведь полного разъединения коробки передач и мотора не происходит.

Обратная неприятность – пробуксовка сцепления: то есть, его неполное включение. При этом поверхности маховика, ведомого диска и ведущего диска, наоборот, неплотно прилегают друг к другу и проскальзывают, из-за чего может возникнуть характерный запах горелых фрикционных накладок ведомого диска, а попытка резко набрать скорость приводит лишь к увеличению оборотов коленчатого вала. От двигателя на колёса при этом передается лишь небольшая часть мощности – до тех пор, пока износ поверхностей не становится критическим.

436

Наконец, возможны и такие неисправности, как возникновение вибраций и посторонних призвуков при включении-выключении сцепления.

Из-за чего возникают неисправности сцепления?

Обычно каждая возникшая проблема со сцеплением имеет свою предысторию. К примеру, сцепление может начать буксовать из-за сильного износа на больших пробегах автомобиля, когда фрикционные накладки ведомого диска износились, а рабочие поверхности корзины и маховика имеют выработку.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Во-вторых, сцепление можно просто «сжечь» — например, по неопытности или после длительных перегрузок. Такое, к примеру, бывает у любителей длительных выездов «враскачку» на бездорожье или в глубоком снегу, а также у поклонников резких стартов с педалью газа в пол.

Нередко «поджигателями» сцепления являются малоопытные автомобилисты, которые, чтобы избежать рывков и дерганий, удерживают сцепление не полностью включенным из-за слегка нажатой педали.

870

Постоянная взаимная пробуксовка поверхностей диска, маховика и корзины губительна в первую очередь для фрикционных накладок. Во-вторую – для корзины и маховика.

Проблемы со сцеплением могут возникнуть и при неисправном выжимном подшипнике, который начинает «грызть» нажимные лепестки корзины.

Неисправность выжимного подшипника обычно диагностируется довольно легко: если на холостом ходу слышен посторонний звук в районе коробки передач, а при выжиме педали сцепления шум пропадает, то виновником с большой долей вероятности является именно он. Если не поменять подшипник вовремя, вскоре он может привести к выходу из строя самой корзины, из-за чего придется заменить узел в сборе.

124

Вибрации (особенно во время старта с места) обычно возникают из-за ослабленных демпферных пружин ведомого диска либо коробления (расслоения) фрикционных накладок.

Как правило, это происходит из-за грубого обращения с трансмиссией — резких стартов с места и ударного воздействия, связанного с дополнительной нагрузкой – например, буксировкой тяжелого прицепа или длительной езды внатяг на бездорожье.

В упрощенном виде неисправности сцепления сводятся к трём категориям – не включается, не выключается, и работает с вибрацией.

Есть ли не совсем типичные примеры неисправности сцепления?

Помимо типовых случаев неисправности сцепления на практике встречаются и другие примеры его неправильной работы. Рассмотрим несколько случаев.

В первом случае через несколько месяцев после покупки машины сцепление постепенно стало буксовать все больше и больше, пока машина практически не перестала трогаться с места. Новый владелец «сдался» и поехал в сервис, где сняли коробку передач и демонтировали само сцепление. К удивлению механиков и хозяина, ведомый диск оказался в отличном состоянии – судя по всему, его меняли незадолго до продажи автомобиля.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сцепление отчаянно буксует, а снятый диск – практически без следов износа!

А вот рабочие поверхности корзины и маховика оказались предельно изношенными – настолько, что новый диск контактировал с ними буквально в паре мест по радиусу, а не прижимался по всей поверхности. Разумеется, говорить о нормальной работе сцепления не приходилось – две тонкие «полосы контакта» никак не могли передать крутящий момент от маховика к первичному валу коробки передач.

Вдобавок корзина имела явные следы перегрева в прошлом, на что красноречиво указывал синий цвет рабочей поверхности диска. А внутри «колокола» коробки передач обнаружились остатки фрикционных накладок старого диска в виде характерного черного порошка.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вывод прост: сцепление «сожгли», но вместо полноценной замены узла в сборе ограничились установкой дешевейшего ведомого диска. Это условно восстановило работоспособность сцепления, что позволило продать машину без лишних вложений.

Второй пример немного похож на первый: сцепление тоже начало сильно буксовать, хотя после вскрытия следов выработки на поверхностях маховика, корзины и накладках диска не наблюдалось. Зато там в изобилии присутствовало моторное масло, попавшее в сцепление из-за негерметичного заднего сальника коленчатого вала. Под машиной давно появлялись характерные капли (и даже лужицы) масла, но хозяин решил отложить решение вопроса «до лучших времён», поскольку демонтаж коробки передач — не самая дешевая процедура. В итоге пришлось не только платить за сборочно-разборочные работы и замену потёкшего сальника, но и менять ведомый диск.

cl

Третий случай – пожалуй, наиболее нетипичный. При очередном переключении передач во время движения со стороны коробки передач раздались посторонние звуки, которые возникали при попытке отпустить сцепление даже при выключенной передаче! Владельцу пришлось на буксире ехать в сервис, где в снятом сцеплении обнаружился редкий казус: центральная часть ведомого диска (со шлицами) проворачивалась относительно остального диска.

При этом первичный вал мог «стоять», в то время как прижатые корзиной и маховиком накладки ведомого диска вращались. Разумеется, ни о каком переключении передач при такой поломке речь не шла, из-за чего и пришлось прибегнуть к буксирному тросу. Однако возникла эта проблема отнюдь не на ровном месте: владелец признался, что накануне ему довелось дважды буксировать автомобиль аналогичной массы, причем процесс сопровождался рывками и стартами на подъемах. Итог вполне закономерен.

Наряду с тормозными дисками и колодками сцепление относится к тем узлам, ресурс которых прямо связан с манерой езды водителя и особенностями эксплуатации машины.

Как избежать проблем со сцеплением?

Чтобы продлить жизнь сцеплению, достаточно соблюдать несколько несложных правил. Во-первых, нужно следить за его правильной регулировкой, иначе сцепление может как «вести», так и «буксовать». Во-вторых, нельзя перегружать сцепление – к примеру, интенсивно и долго буксовать в снегу или грязи, резко стартовать, переключать передачи при не полностью выжатой педали сцепления, держать её в полувыжатом состоянии и так далее. Наконец, нужно с осторожностью относиться к просьбам «дотащить на буксире», особенно если состояние сцепления неизвестно, а масса буксируемого автомобиля аналогична или превышает вес собственной машины. Конечно, сцепление может выйти из строя вследствие банального износа или заводского брака, но зачастую в его преждевременной кончине виноват тот, кто выжимает крайнюю левую педаль.

Когда педаль сцепления выжата,это значит сцепление включено или выключено?

Лариса Сементина : это означает что надо переключаться на передачу (1 если надо тронуться) и ехать. Извиняюсь, но вопрос можно сравнить с : «а если утюг включить он будет горячим? » А Мой ответ выключено. «временно»

включено, это значит можно переключать скорость или трогаться.. .
Выключено. при выжатом всё стопорится чтобы включить плавно скорость.

При выжатом сцеплении коробка передач с двигателем разделена (диски не соприкасаются), т. е. ВЫЖАТО. При отпущенном сцеплении диски плотно соприкасаются, т. е. Коробка передач и двигатель-как бы это назвать- одно целое становятся.

Молодец, Лариса Сементина. Классно Вы всех. Но оно таки выключено.

Машина поедет когда диски соединяться. Выжимаешь сцепление в пол Диски разъединились. Отпускаешь сцепление медленно, чувствуешь как соединяются диски и. машина трогается медленно. Следовательно когда педаль сцепления в пол, . сцепления между дисками нет и машина не поедет

Выжато — сиречь нажата педаль до предела (пола) , сцепление выключено, ведомый и ведущий диск не находятся в едином вращении.
Отпущено — педаль в верхнем положении и левая ступня (водителя, конечно) на ней не лежит — сцепление включено, оба диска вращаются с равными угловыми скоростями, обеспечивая передачу крутящего момента ДВС к колесам. .
Все остальные случаи в виде возлагания левой ноги водителя на педаль сцепления (в том числе влекущая легкий тремор педали и кузова) ведет к снижению ресурса дисков сцепления.

Как работает сцепление?

Хорошо известно — работа сцепления зависит от наличия МКПП, простыми словами — механической или автоматизированной коробки передач у автомобиля.

Сцепление — есть и на «механике», и на АМТ.

Механизм работы сцепления: краткосрочное отделения трансмиссии от двигателя машины. Вместе с тем, работа сцепления — своеобразный амортизатор, что защищает от перегрузок двигатель.

Как устроено сцепление

Для понимания, за счет чего работает устройство, необходимо разобраться как устроено сцепление. Стоит представить модель строения узла и представить, что его детали заключены в картер, который ровно также присоединяется к картеру мотора. Такое строение сцепления свидетельствует о выполнении роли «отключателя» крутящего усилия мотора, и обеспечивает коннект ДВС и самой коробкой автомобиля.

Что такое сцепление?

Отвечая на вопрос “Что такое сцепление и как оно работает”, необходимо исследовать механизм устройства сцепления.

МКПП или просто «механика» вместе с АМГ в разрезе работы сцепления не играет весомой роли, так как практически не отличается механизм действия. Суть работы сцепления — возникает разрыв крутящего усилия мотора внешнего сгорания к коробке передач. Но следует заметить, что обладатель автомобиля с МКПП должен собственными силами это делать с помощью полного выжима педали и такого аксессуара, как ручка КПП. У АМТ есть свои помощники — электромеханические приводы, которые переключают передачи.

Как работает сцепление авто — Принципы работы

Суть работы сцепления состоит в сильном сведении маховика, дисковых накладок и самой прижимной поверхности.

Следует понимать, что есть разделение сцепления на однодисковое и двухдисковое.

сцепление - принцип работы

При помощи выжимных пружин в состоянии работы нажимной диск предельно тесно примыкает к диску сцепления, ровно этим же упирая его к маховику. Процесс нажатия запускает в работу привод, так как на выжимные трубы влияет подшипник, а сама поверхность “корзины” отдаляется от диска сцепления. Таким образом, когда первичный вал уже прекратил вращение, мотор остается в активном состоянии. В количестве двух дисков и двух рабочих поверхностей состоит двухдисковое сцепление. Но есть и сходства, так как разъединение маховика и вала, максимально приближено к однодисковой версии.

Включенное сцепление

Сцепление считается включенным, когда соединился мотор с трансмиссией. Простыми словами, воздействие на педаль отключает трансмиссию и, таким образом, сцепление отсутствует. Сцепление включено, когда отпускается педаль при активированной передаче.

Опытность владельца автомобиля и мягкость включения сцепления — две взаимосвязанные вещи. Наличие новейших узлов конструкции обеспечит мягкость когда сцепление включено, вне зависимости от количества опыта у водителя. Стоит учитывать, что показатель крутящего усилия мотора на выходном валу — ноль, при полном выключении, неосуществимая задача. При минимально низких параметрах и когда ничего не мешает активировать передачи — можно говорить о чистом включении сцепления.

Узнать детальнее, что нужно для получения прав категории B и преимущества обучения в Академии тут

  • Как выучить Правила Дорожного Движения самостоятельно?
  • Международное водительское удостоверение (МВП): советы от эксперта
  • Как правильно ездить на АКПП
  • Как купить водительское удостоверение
  • Изменения в правилах получения водительского удостоверения — Мнения экспертов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *