Для чего служит закоротка
Перейти к содержимому

Для чего служит закоротка

  • автор:

Закоротка зотовых для воздушных линий электропередачи

Сущность изобретения: устройство содержит штангу с заземляющим спуском, имеющую съемный контакт в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет на одном конце захват в виде крюка, а на втором — отверстие, через которое пропущен гибкий стягивающий элемент, жестко закрепленный на крайнем контактном элементе. 4 ил.

Изобретение относится к области электротехники к средствам техники безопасности для закорачивания и заземления участка воздушной линии (ВЛ) электропередачи при ее выведении в ремонт. Может найти применение на напряжении 6-35 кВ. Возможно применение как при напряжении до 1000 В при трех проводах на линии, так и при напряжении 110-220 кВ, где провод не имеет расщепления.

В настоящее время известно большое количество заземляющих устройств — всевозможных закороток с заземляющими спусками, служащих для выведения воздушной линии в ремонт. Это, например, закоротка, выполненная по заявке N 5047298 «Штанга оперативная», кл. Н О1 R 3/06, G 01 R 31/02, 1992 тех же авторов, на которую согласована формула изобретения. Прототип имеет штангу с заземляющим спуском, указатель наличия напряжения, транспортный стержень, съемные контактные элементы, которые в определенных условиях имеют общий гибкий проводник, жестко соединяющий элементы между собой. Для установки контактных элементов на провода воздушной линии служит штанга и транспортный стержень. Недостатком прототипа является недостаточно широкое применение в сетях. Для проводов большого сечения требуется изготавливать массивную прищепку съемный контактный элемент. Нужен большой длины гибкий проводник, соединяющий контактные элементы между собой. Это объясняется расхождением в разные стороны проводов ВЛ при возникновении на линии короткого замыкания — КЗ. То есть накладывается ограничение на применение такой закоротки из-за ограниченности динамической стойкости закоротки и возможности соскакивания прищепки контактного элемента с провода в момент КЗ. Не используются динамические усилия, возникающие в проводах при КЗ, для улучшения контакта между проводом и съемным контактным элементом. Также затруднен контроль прижатия между пластинами прищепки и проводом. Это может приводить к отказу закоротки в работе к свариванию съемного контактного элемента и провода, и т.д.

Целью изобретения является устранение недостатков прототипа.

Поставленная цель достигается тем, что съемный контактный элемент выполняется в виде металлического крюка, снабженного отверстием (загибом), через которое пропускается гибкий стягивающий элемент, выполненный, например, из капроновой веревки (шнура) или медного троса (полностью или частично).

К крайнему съемному элементу, установленному на транспортном стержне, стягивающий элемент присоединяется жестко без возможности проскальзывания.

Рабочая поверхность съемного контактного элемента, поверхность контактирования с проводом, может иметь рифление (насечки).

Авторам не известны конструкции закороток похожих на предложенную.

Авторы считают, что предлагаемое изобретение отвечает критериям «Новизна» и «Положительный эффект».

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена собственно закоротка предлагаемого устройства ее закорачивающая часть, взаимодействующая непосредственно с проводами ВЛ. На фиг. 2 вся штанга целиком, служащая для индикации напряжения на проводах, установки собственно закоротки на провода, осуществления заземления закороченных проводов (при необходимости такой операции). На фиг.3 дан вид воздушной линии 6-35 кВ, на которой осуществлено закорачивание по предложенному способу (предложенным устройством) проводов между собой и выполнен заземляющий спуск с помощью самой штанги и заземляющего спуска, выполненного из гибкого медного многопроволочного проводника. На фиг.4 — сечение проводов линии электропередачи в месте установки крюков (съемных контактных элементов) на проводах ВЛ, дана разводка гибкого проводника и гибкого стягивающего элемента в пространстве между проводами линии.

Закорачивающая часть устройства (фиг.1) содержит съемные контактные элементы (крюки) 1, 2 и 3 (по числу закорачиваемых проводов). Между собой электрически они соединены с помощью гибкого проводника 4. К крюкам проводник 4 крепится, например, с помощью болтового токосъема 5, в котором жестко заделан гибкий проводник. Крепится токосъем 5 к крюку со стороны его верхней части на загибе. Каждый крюк оснащен отверстием-загибом 6, расположенным снизу. Через отверстие пропущен гибкий стягивающий элемент 7, например, капроновая веревка. Но это может быть и проводящий металлический шнур. Сами крюки могут выполняться из полосы (алюминиевой, медной и т.д.), из прута стального, медного и проч. Внутренняя поверхность крюка может оснащаться насечкой. Это особенно важно на старых ВЛ или в районах с большим выбросом химреагентов. Насечка освобождает провод от окисных пленок и улучшает контактирование между проводом и крюком, увеличивая термическую и динамическую стойкость закоротки. На верхнем или нижнем крайнем съемном контактном элементе веревка 7 крепится жестко. На фиг.1 таким элементом является крюк 1. Крюки снабжены хомутами 9 с отверстиями в хомуте. Через хомут пропускается транспортный стержень штанги. Хомуты крепят крюки к штанге, определяют их правильное расположение в пространстве. Свободный конец 10 стягивающего элемента 7 свисает до земли (после установки крюков на провода линии). На фиг.2 показана штанга, которой может осуществляться установка крюков на провода. Штанга дана в виде примера. Она имеет ствол (корпус) 11, выполненный, как правило, из металла, изолирующее звено 12 с указателем наличия напряжения 13. На верху штанги имеется контактный крюк 14, на который штанга подвешивается на один из проводов линии. Транспортный стержень 15 служит для размещения крюков 1, 2 и 3 перед их установкой на провода. Съемный контактный элемент 1, на котором жестко закреплен гибкий стягивающий элемент 7, располагается сверху. Штанга (до установки крюков на провода) заземляется с помощью заземляющего спуска 16 присоединенного к заземляющему электроду 17 (штырю), вбитому в землю.

Для установки закоротки на провода персонал устанавливает с помощью используемой штанги, контактного электрода (не показан) и индикатора наличия напряжения 13, что напряжение на проводах отсутствует. После этого он собрал и заземлил штангу в том виде, как она показана на фиг.2. После этого оператор поднимает штангу вверх, на транспортном электроде 15 которой установлены крюки 1, 2 и 3 в том порядке, как это указано на фиг.2. После этого поочередно крюки устанавливаются на провода 19, 20 и 18 в том порядке, как это показано на фиг.3. Сама же штанга вешается за кpюк 14 на провод воздушной линии. При этом осуществляется заземление этого провода через корпус 11, заземляющий спуск 16 и электрод 17. Затем оператор натягивает за свободный конец 10 стягивающий электрод 7 с усилием Р, в направлении стрелки. Обеспечив соответствующее усилие Р, создающее необходимый контакт между каждым крюком и проводом, спуск 10 обматывают вокруг опоры 21, выполнив закрепление 22, препятствующее разматыванию и ослаблению усилия Р. После этого можно установить такую же закоротку и на другом конце ремонтируемого участка ВЛ, используя все ту же штангу 11. После наброса крюков второй закоротки на провода, один из проводов должен быть обязательно заземлен этой штангой. После чего осуществляется стягивание проводов второй закороткой и крепление спуска 10 вокруг опоры 21 второго конца участка. В течение всей работы ремонтной бригады штанга 11 должна заземлять провода ВЛ. При выполнении стягивающего элемента 7 и его спуска 10 проводящим, например, из гибкого многожильного медного троса определенного сечения, штанга 11 может сниматься с провода после заземления спуска 10. Наилучшее контактирование крюка и провода может быть обеспечено при выполнении на внутренней поверхности захвата 8 крюка (с обеих сторон рабочей поверхности) насечки (рифления). Насечка обеспечит зачистку поверхности провода в момент натягивания до усилия Р спуска 10. Этим создастся хорошее контактирование провода и крюка, повысив термическую стойкость закоротки.

Для снятия закоротки освобождают спуск 10 в точке 22, ослабляя стягивающий элемент 7. Затем штангой, не отсоединяя заземляющий спуск 16 от заземленного электрода 17, через крюк 14 надавливают вниз на гибкий проводник 4, расположенный между проводами 18 и 19. Надавливают до тех пор, пока крюк 3 не повернется на 180 градусов и не освободит провод 18. После этого крюк 3 спадает вниз и повисает на проводнике 4. Затем такую же операцию проделывают на участке между проводами 19 и 20. В этом случае должен освободиться провод 19 от крюка 1. Затем аналогичная операция производиться со снятием крюка 2 с провода 20. При этом надавливают крюком 14, например, на крюк 3, свисающий с провода 20. Штанга может быть оснащена специальным съемным крюком, который устанавливается вместо крюка 14 и транспортного электрода 15. После этого штанга разбирается, закоротка и звенья штанги упаковываются в транспортное положение.

12 января 1994 г. были произведены испытания на термическую и динамическую стойкость штанги в том виде, как она, например, показана на фиг.3 в сборе. Была определена ее термическая и динамическая стойкость в варианте 6 и 10 кВ. Испытательный ток варьировался от 2,5 кА до 6 кА при определении термической стойкости, и до 15,4 кАуд при определении динамической стойкости. Штанга испытания выдержала успешно. Испытания проводились в ВЭИ (г. Москва).

Было определено усилие Р, при которой обеспечивалась хорошая работа штанги. Оно составило не более 10-12 кг. Это позволяет подбирать нужную конструкцию облегченного крюка 1, 2, 3.

Закоротка для воздушных линий электропередачи, содержащая штангу с заземляющим спуском, съемный контакт в виде электрически соединенных между собой контактных элементов, имеющих захват на одном конце и взаимодействующих со стягивающим элементом, отличающаяся тем, что контактные элементы выполнены в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет захват в виде крюка, а на другом конце отверстие, стягивающий элемент выполнен гибким, пропущен через отверстия контактных элементов и жестко закреплен на крайнем из них, при этом контактные элементы соединены электрически посредством гибкого проводника.

ЗПЛ-10Н-4 ЗАКОРОТКА ПЕРЕНОСНАЯ ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИ

Закоротка переносная для воздушных линий ЗПЛ-10Н-4 ,ЗПЛ10 М4

Закоротка переносная для воздушных линий типа ЗПЛ – 10Н – 4, применяется в качестве основного средства защиты от поражения электрическим током, предназначена для защиты работающих на отключенных участках ВЛ при непредусмотренном появлении на этих участках высокого или наведенного напряжения.

Допустимый диапазон рабочих температур от — 45°С до + 45°С.

Относительная влажность воздуха не выше 80% при 20°С.

  • Диапазон рабочего напряжения, кВ 1 – 10
  • Сечение закорочевающего провода, мм² 25
  • Длина провода между фазными зажимами, м 1,6
  • Количество штанг шт. 4
  • Количество фаз 4
  • Ток термической стойкости в течении 3 сек, кА. 3,6
  • Ток электродинамической стойкости, кА. 22
  • Габаритные размеры (в упаковке), мм 1250х150х100
  • Масса , кг 4,1

Заземление выпускается также с сечением провода 35 мм, 50 мм, 70 мм, 95 мм, 120 мм

RU2074465C1 — Закоротка зотовых для воздушных линий электропередачи — Google Patents

Publication number RU2074465C1 RU2074465C1 RU94004661A RU94004661A RU2074465C1 RU 2074465 C1 RU2074465 C1 RU 2074465C1 RU 94004661 A RU94004661 A RU 94004661A RU 94004661 A RU94004661 A RU 94004661A RU 2074465 C1 RU2074465 C1 RU 2074465C1 Authority RU Russia Prior art keywords wires hook rod short circuit wire Prior art date 1994-02-09 Application number RU94004661A Other languages English ( en ) Other versions RU94004661A ( ru Inventor Александр Яковлевич Зотов Александр Александрович Зотов Яков Александрович Зотов Original Assignee Александр Яковлевич Зотов Александр Александрович Зотов Яков Александрович Зотов Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.) 1994-02-09 Filing date 1994-02-09 Publication date 1997-02-27 1994-02-09 Application filed by Александр Яковлевич Зотов, Александр Александрович Зотов, Яков Александрович Зотов filed Critical Александр Яковлевич Зотов 1994-02-09 Priority to RU94004661A priority Critical patent/RU2074465C1/ru 1995-12-27 Publication of RU94004661A publication Critical patent/RU94004661A/ru 1997-02-27 Application granted granted Critical 1997-02-27 Publication of RU2074465C1 publication Critical patent/RU2074465C1/ru

Links

Images

Abstract

Сущность изобретения: устройство содержит штангу с заземляющим спуском, имеющую съемный контакт в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет на одном конце захват в виде крюка, а на втором — отверстие, через которое пропущен гибкий стягивающий элемент, жестко закрепленный на крайнем контактном элементе. 4 ил.

Description

Изобретение относится к области электротехники к средствам техники безопасности для закорачивания и заземления участка воздушной линии (ВЛ) электропередачи при ее выведении в ремонт. Может найти применение на напряжении 6-35 кВ. Возможно применение как при напряжении до 1000 В при трех проводах на линии, так и при напряжении 110-220 кВ, где провод не имеет расщепления.

В настоящее время известно большое количество заземляющих устройств — всевозможных закороток с заземляющими спусками, служащих для выведения воздушной линии в ремонт. Это, например, закоротка, выполненная по заявке N 5047298 «Штанга оперативная», кл. Н О1 R 3/06, G 01 R 31/02, 1992 тех же авторов, на которую согласована формула изобретения. Прототип имеет штангу с заземляющим спуском, указатель наличия напряжения, транспортный стержень, съемные контактные элементы, которые в определенных условиях имеют общий гибкий проводник, жестко соединяющий элементы между собой. Для установки контактных элементов на провода воздушной линии служит штанга и транспортный стержень. Недостатком прототипа является недостаточно широкое применение в сетях. Для проводов большого сечения требуется изготавливать массивную прищепку съемный контактный элемент. Нужен большой длины гибкий проводник, соединяющий контактные элементы между собой. Это объясняется расхождением в разные стороны проводов ВЛ при возникновении на линии короткого замыкания — КЗ. То есть накладывается ограничение на применение такой закоротки из-за ограниченности динамической стойкости закоротки и возможности соскакивания прищепки контактного элемента с провода в момент КЗ. Не используются динамические усилия, возникающие в проводах при КЗ, для улучшения контакта между проводом и съемным контактным элементом. Также затруднен контроль прижатия между пластинами прищепки и проводом. Это может приводить к отказу закоротки в работе к свариванию съемного контактного элемента и провода, и т.д.

Целью изобретения является устранение недостатков прототипа.

Поставленная цель достигается тем, что съемный контактный элемент выполняется в виде металлического крюка, снабженного отверстием (загибом), через которое пропускается гибкий стягивающий элемент, выполненный, например, из капроновой веревки (шнура) или медного троса (полностью или частично).

К крайнему съемному элементу, установленному на транспортном стержне, стягивающий элемент присоединяется жестко без возможности проскальзывания.

Рабочая поверхность съемного контактного элемента, поверхность контактирования с проводом, может иметь рифление (насечки).

Авторам не известны конструкции закороток похожих на предложенную.
Авторы считают, что предлагаемое изобретение отвечает критериям «Новизна» и «Положительный эффект».
Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 изображена собственно закоротка предлагаемого устройства ее закорачивающая часть, взаимодействующая непосредственно с проводами ВЛ. На фиг. 2 вся штанга целиком, служащая для индикации напряжения на проводах, установки собственно закоротки на провода, осуществления заземления закороченных проводов (при необходимости такой операции). На фиг.3 дан вид воздушной линии 6-35 кВ, на которой осуществлено закорачивание по предложенному способу (предложенным устройством) проводов между собой и выполнен заземляющий спуск с помощью самой штанги и заземляющего спуска, выполненного из гибкого медного многопроволочного проводника. На фиг.4 — сечение проводов линии электропередачи в месте установки крюков (съемных контактных элементов) на проводах ВЛ, дана разводка гибкого проводника и гибкого стягивающего элемента в пространстве между проводами линии.

Закорачивающая часть устройства (фиг.1) содержит съемные контактные элементы (крюки) 1, 2 и 3 (по числу закорачиваемых проводов). Между собой электрически они соединены с помощью гибкого проводника 4. К крюкам проводник 4 крепится, например, с помощью болтового токосъема 5, в котором жестко заделан гибкий проводник. Крепится токосъем 5 к крюку со стороны его верхней части на загибе. Каждый крюк оснащен отверстием-загибом 6, расположенным снизу. Через отверстие пропущен гибкий стягивающий элемент 7, например, капроновая веревка. Но это может быть и проводящий металлический шнур. Сами крюки могут выполняться из полосы (алюминиевой, медной и т.д.), из прута стального, медного и проч. Внутренняя поверхность крюка может оснащаться насечкой. Это особенно важно на старых ВЛ или в районах с большим выбросом химреагентов. Насечка освобождает провод от окисных пленок и улучшает контактирование между проводом и крюком, увеличивая термическую и динамическую стойкость закоротки. На верхнем или нижнем крайнем съемном контактном элементе веревка 7 крепится жестко. На фиг.1 таким элементом является крюк 1. Крюки снабжены хомутами 9 с отверстиями в хомуте. Через хомут пропускается транспортный стержень штанги. Хомуты крепят крюки к штанге, определяют их правильное расположение в пространстве. Свободный конец 10 стягивающего элемента 7 свисает до земли (после установки крюков на провода линии). На фиг.2 показана штанга, которой может осуществляться установка крюков на провода. Штанга дана в виде примера. Она имеет ствол (корпус) 11, выполненный, как правило, из металла, изолирующее звено 12 с указателем наличия напряжения 13. На верху штанги имеется контактный крюк 14, на который штанга подвешивается на один из проводов линии. Транспортный стержень 15 служит для размещения крюков 1, 2 и 3 перед их установкой на провода. Съемный контактный элемент 1, на котором жестко закреплен гибкий стягивающий элемент 7, располагается сверху. Штанга (до установки крюков на провода) заземляется с помощью заземляющего спуска 16 присоединенного к заземляющему электроду 17 (штырю), вбитому в землю.

Для установки закоротки на провода персонал устанавливает с помощью используемой штанги, контактного электрода (не показан) и индикатора наличия напряжения 13, что напряжение на проводах отсутствует. После этого он собрал и заземлил штангу в том виде, как она показана на фиг.2. После этого оператор поднимает штангу вверх, на транспортном электроде 15 которой установлены крюки 1, 2 и 3 в том порядке, как это указано на фиг.2. После этого поочередно крюки устанавливаются на провода 19, 20 и 18 в том порядке, как это показано на фиг.3. Сама же штанга вешается за кpюк 14 на провод воздушной линии. При этом осуществляется заземление этого провода через корпус 11, заземляющий спуск 16 и электрод 17. Затем оператор натягивает за свободный конец 10 стягивающий электрод 7 с усилием Р, в направлении стрелки. Обеспечив соответствующее усилие Р, создающее необходимый контакт между каждым крюком и проводом, спуск 10 обматывают вокруг опоры 21, выполнив закрепление 22, препятствующее разматыванию и ослаблению усилия Р. После этого можно установить такую же закоротку и на другом конце ремонтируемого участка ВЛ, используя все ту же штангу 11. После наброса крюков второй закоротки на провода, один из проводов должен быть обязательно заземлен этой штангой. После чего осуществляется стягивание проводов второй закороткой и крепление спуска 10 вокруг опоры 21 второго конца участка. В течение всей работы ремонтной бригады штанга 11 должна заземлять провода ВЛ. При выполнении стягивающего элемента 7 и его спуска 10 проводящим, например, из гибкого многожильного медного троса определенного сечения, штанга 11 может сниматься с провода после заземления спуска 10. Наилучшее контактирование крюка и провода может быть обеспечено при выполнении на внутренней поверхности захвата 8 крюка (с обеих сторон рабочей поверхности) насечки (рифления). Насечка обеспечит зачистку поверхности провода в момент натягивания до усилия Р спуска 10. Этим создастся хорошее контактирование провода и крюка, повысив термическую стойкость закоротки.

Для снятия закоротки освобождают спуск 10 в точке 22, ослабляя стягивающий элемент 7. Затем штангой, не отсоединяя заземляющий спуск 16 от заземленного электрода 17, через крюк 14 надавливают вниз на гибкий проводник 4, расположенный между проводами 18 и 19. Надавливают до тех пор, пока крюк 3 не повернется на 180 градусов и не освободит провод 18. После этого крюк 3 спадает вниз и повисает на проводнике 4. Затем такую же операцию проделывают на участке между проводами 19 и 20. В этом случае должен освободиться провод 19 от крюка 1. Затем аналогичная операция производиться со снятием крюка 2 с провода 20. При этом надавливают крюком 14, например, на крюк 3, свисающий с провода 20. Штанга может быть оснащена специальным съемным крюком, который устанавливается вместо крюка 14 и транспортного электрода 15. После этого штанга разбирается, закоротка и звенья штанги упаковываются в транспортное положение.

12 января 1994 г. были произведены испытания на термическую и динамическую стойкость штанги в том виде, как она, например, показана на фиг.3 в сборе. Была определена ее термическая и динамическая стойкость в варианте 6 и 10 кВ. Испытательный ток варьировался от 2,5 кА до 6 кА при определении термической стойкости, и до 15,4 кАуд при определении динамической стойкости. Штанга испытания выдержала успешно. Испытания проводились в ВЭИ (г. Москва).

Было определено усилие Р, при которой обеспечивалась хорошая работа штанги. Оно составило не более 10-12 кг. Это позволяет подбирать нужную конструкцию облегченного крюка 1, 2, 3.

Claims ( 1 )

Закоротка для воздушных линий электропередачи, содержащая штангу с заземляющим спуском, съемный контакт в виде электрически соединенных между собой контактных элементов, имеющих захват на одном конце и взаимодействующих со стягивающим элементом, отличающаяся тем, что контактные элементы выполнены в виде отдельных деталей по числу проводов, каждая из которых имеет захват в виде крюка, а на другом конце отверстие, стягивающий элемент выполнен гибким, пропущен через отверстия контактных элементов и жестко закреплен на крайнем из них, при этом контактные элементы соединены электрически посредством гибкого проводника.

RU94004661A 1994-02-09 1994-02-09 Закоротка зотовых для воздушных линий электропередачи RU2074465C1 ( ru )

Priority Applications (1)

Application Number Priority Date Filing Date Title
RU94004661A RU2074465C1 ( ru ) 1994-02-09 1994-02-09 Закоротка зотовых для воздушных линий электропередачи

Applications Claiming Priority (1)

Application Number Priority Date Filing Date Title
RU94004661A RU2074465C1 ( ru ) 1994-02-09 1994-02-09 Закоротка зотовых для воздушных линий электропередачи

Publications (2)

Publication Number Publication Date
RU94004661A RU94004661A ( ru ) 1995-12-27
RU2074465C1 true RU2074465C1 ( ru ) 1997-02-27

Закоротка переносная ЗПЛ-0,75ТР

Закоротка переносная ЗПЛ-0,75ТР

Гарантии: 100% гарантия качества на весь ассортимент. Продукция поставляется с первичной заводской поверкой.

Закоротка переносная ЗПЛ-0,75ТР предназначена для защиты работающих на отключённых участках контактных линий троллейбусов на случай ошибочной подачи напряжения на участок или появления на нём наведенного напряжения.

Эксплуатация

Оптимальными условиями для использования закоротки ЗПЛ-0,75ТР являются:

  • температура окружающей среды от -45 до +45 о С,
  • относительная влажность воздуха до 80% при +25 о С.
Технические характеристики

Параметр Значение
Диапазон рабочего напряжения, кВ 600
Ток термической стойкости, кА/3 с 2,5
Сечение заземляющего провода, мм2 16
Габаритные размеры, мм 1200х115х60
Масса, кг 1,25

Похожие приборы и аналоги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *