Что опаснее метан или пропан
Перейти к содержимому

Что опаснее метан или пропан

  • автор:

Пропан или метан

Согласно данным за 2020 год количество автомобилей на газу превысило 370 тысяч. Причина увеличения количества автомобилей — это желание водителей использовать экономный вариант, без ущерба конструктивным особенностям. Желание переоборудовать автомобиль на газ появилось не только у частных автовладельцев, но и у организаций, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. Если приняли решение об установки ГБО на автомобиль, то в первую очередь необходимо выбрать на каком газе будет работать двигатель: пропан или метан. Для принятия решения необходимо понять, в чем разница, какой вариант безопаснее и что надо учитывать при выборе оборудования.

Отличия пропана и метана

Вначале разберемся, что представляет собой каждый вариант. Пропан относится к сжиженному нефтяному газу без запаха и цвета. Для заправки автомобиля используются металлические баллоны, в которых газ находится в жидком состоянии. Средние показатели рабочего давления в пределах от 4 до 8 атмосфер. Показатели могут меняться в зависимости от температуры. При одинаковом количестве литров в баллоне в летний период давление будет больше, чем зимой. Максимальное значения давления не должно превышать 16 атмосфер. При заправке автомобиля газ отпускается в литрах. При заполнении общее количество не должно превышать 80%. Такое требование обусловлено необходимостью наличия свободного пространства для теплового расширения. Если для примера взять баллон емкостью 100 литров, то в него можно заправить 80 литров. Теперь о метане. Он также не имеет цвета и запаха, и относится к природным газам. По свойствам он чище пропана и поэтому не требуется фильтрация. В баллоне газ присутствует в сжатом газообразном состоянии. Рабочее давление составляет 200 атмосфер, и поэтому требуется более надежное и дорогое оборудование для перевода автомобиля на газ. В отличие от пропана, метан считается в кубометрах. Для помещения одного кубометра метана потребуется 4,2 литра баллонного пространства. Если взять такой же столитровый баллон, как в примере с пропаном, то в него можно поместить 22-23 м3 метана.

В чем отличия по безопасности у пропана и метана

По классу пожарной безопасности у метана – 4 класс, у пропана – 2, у бензина – 3. Чем выше класс, тем безопаснее топливо. Высокие показатели безопасности метана объясняются тем, что он легче воздуха и быстро улетучивается. Если взять пропан, то при концентрации газа в воздухе от 2 до 9% объема образуется взрывоопасная ситуация. При установке газобаллонного оборудования с использованием пропана в соответствии с положениями Правил ЕЭК ООН No 67 требуется наличие мультиклапана безопасности. При неработающем двигателе срабатывают скоростной, пожарный и запорный электромагнитный клапана, которые прекращают подачу газа.
Согласно положениям ЕЭК ООН No 110 на метановых баллонах должен присутствовать вентиль безопасности, с встроенным клапаном сброса давления. Обязательным требованием для обоих видов газа считается включение в состав одоранта. Он предназначен для обнаружения возможной протечки газа. Если в автомобиле появился запах газа, то необходимо перевести транспортное средство на бензин, и отправиться в сервис ГБО на диагностику.

Газовые заправки

В нашей стране больше распространены пропановые заправки. Количество превышает две тысячи. Встречаются на всех направлениях и можно без труда найти заправку. С метановыми заправками ситуация не такая радужная. Количество по все стране составляет около 500 заправок. Если автомобиль необходимо заправить, но не можете найти заправку, рекомендуем использовать специальную карту АГНКС, где указано местоположение всех заправочных станций.

Стоимость установки оборудования и топлива

Если учитывать стоимость установки ГБО на автомобиль, то установка газового оборудования на метане обойдется в среднем в два раза дороже. Например, за установку газового оборудования на пропан в автомобиль Лада Ларгус придется отдать 35-45 тысяч рублей. Установка оборудования для метана на тот же автомобиль будет стоить от 80 тысяч рублей.
Но тут стоит учитывать, что стоимость метана ниже, чем у пропана. Если обратиться к окупаемости, то в зависимости от пробега, срок в пределах от одного до двух лет. После окупаемости, владельцы автомобилей на метане получают трехкратную экономию стоимости топлива по сравнении с бензином и двукратную с пропаном.

Расход топлива

По сравнению с бензином, пропан расходуется на 15-20% больше, а по метану количество меньше на 10%. Если взять расход каждого вида топлива на 100 км, получаем следующее: бензин 10 л, пропан – 11-12 л, метан – 9 м3.

Какое ГБО выбрать

Если учитывать расчеты, то на первом месте метан. Но тут следует учитывать наличие заправок. Если автомобиль используется для небольших поездок в регионе и рядом присутствует заправка АГНКС, то рекомендуем метан.
Если поблизости заправок нет, то лучше рассмотреть вопрос установки ГБО на пропане. Заправки присутствуют в каждом регионе и на всех дорогах. В любом случае для поездки на одинаковое расстояние, стоимость топлива будет в два раза меньше, чем при использовании бензина.

Что опаснее метан или пропан?

У них разные особенности, поэтому опасны в разных ситуациях.
Метан легче воздуха, поэтому поднимается вверх.
Пропан тяжелее, опускается вниз.

Поэтому там где используется метан, должны быть отверстия вверху помещения, например в потолке, или в стенах под под потолком, для вентиляции.

А пропан нельзя использовать там, где внизу есть заглубленные пространства, например над погребом.

***
Из-за того, что метан легче воздуха, и намного дешевле дорогого гелия, некоторые хитромудрые граждане заполняют им воздушные шары, чтобы они летали,
В результате случаются несчастные случаи, как например в Ереване в 2012 году.
https://www.segodnya.ua/world/v-erevane-vo-vremja-mitinha-vzorvalic-vozdushnye-shary-poctradali-154-chelovek.html

Если помещение не имеет вентиляции, то опасны оба газа. Оба могут взорваться, или удушить.

PS
И еще надо иметь в виду.
Хотя по трубам в дома поступает метан, но там его не 100%. Есть какая-то часть и тяжелых газов, вроде пропана.
Поэтому если есть утечка метана из трубы, и если он утекает достаточно долго, то хоть основная часть будет улетать вверх, но малая часть будет уходить вниз, и может набраться в нижележащем помещении типа подвала и вызвать взрыв, или удушье.

все взрывоопасное если нарушать правила эксплуатации! например если брать ГБО пропан то там есть 2 вида защитных клапанов! 1й это можно хоть полный баллон заправить но при избыточном давлении стравливается наружу газ так менее опасно! а вот 2й тип клапана там можно заправить баллон всего на 80% и он закрывается но нету сброса лишнего давления!

Взрывоопасен ли метан ? Разбираемся!

Взрывоопасен ли метан ? Разбираемся!

SNt10V6QEig.jpg

Многие мифы о метане напрямую связаны с баллонами. Запрос “метан взрывается” один из самых популярных в Рунете.
Рассказываем еще раз — опасен не метан, а его давление. Опасен не баллон, а владелец автомобиля, который эксплуатирует ГБО без соблюдения норм и минимальных техник безопасности. ⠀

Давайте по порядку: ⠀

Газовый баллон изготавливается по нормам ЕЭК ООН. ⠀
1. Он должен соответствовать требованиям международных Правил ООН N110. Баллоны изготавливают партиями по 200 шт., каждый испытывают гидравлическим давлением 300 атмосфер, а 2 баллона из партии проверяют на разрыв — разрушающее давление должно быть минимум в 2.5 раза выше рабочего, т.е. не менее 500 атмосфер! ⠀

Всего существует 4 типа баллонов:

2. Тип-1 — стальные. Можно ставить снаружи без дополнительной защиты. Толщина стенки из легированной стали от 6 до 8 мм ⠀
Тип-2/3 — металло-композитные. Баллоны Имеют композитную намотку на стальном или алюминиевом лейнере, что делает их легче стальных на 25-35%. ⠀
Тип-4 — Композитные. Тип-4 (вес вдвое ниже, а цена в пять раз выше Тип-2) намотка из сверхпрочного углеволокна поверх полимерного кокона. ⠀

Именно намотка распределяет давление газа. Крайне важно устанавливать композитные баллоны на специальные ложементы с демпфирующими прокладками и периодически (раз в 2-3 года) проверять всю поверхность баллона. По регламенту может требоваться освидетельствование баллона (гидравлические испытания). ⠀

3. Баллон «дышит» и расширяющее воздействие получает в момент заправки, когда объём сосуда может увеличиваться на 3-5%! Материал и технология изготовления предусматривают предельное количество циклов заправки (10 тысяч, что соответствует 15-20 годам эксплуатации), после чего баллон подлежит утилизации. ⠀

Баллоны должны оснащать автоматическими вентилями с предохранительными устройствами. В случае аварии (ДТП) вентиль перекрывает подачу газа из баллона. Если произошло возгорание (короткое замыкаете, воспламеняете бензина), то пожарный клапан сбросит давление и предотвратит взрыв баллона.

Что лучше: пропан или метан?

Что лучше: пропан или метан?

На дизельный двигатель можно поставить только метановое ГБО. Метан чище, дешевле и безопаснее пропана. Пропан более широко распространён. Пропановое оборудование дешевле, но использование пропана приводит к повышенному износу двигателя. Метановое оборудование дороже, но экономичнее, хотя метановые заправки пока ещё не так распространены, как пропановые.

Существует два вида газового топлива – LPG и CNG , сжиженный попутный нефтяной газ («пропан-бутановая смесь», «пропан») и компримированный (сжатый) природный газ («метан»).

Пропан-бутановая смесь заправляется в автомобиль в сжиженном виде (давление 10-16 атм), а сжатый природный газ метан – в газообразном под большим давлением (давление 200 атм).

Метан (природный газ, КПГ, CNG)

Природный газ состоит из метана (82…98%), этана (до 6%), пропана (до 1,5%), бутана (до 1%), азота (до 7%). Именно метан влияет на свойства природного газа, т.к. его содержание доминирующее.

  • Высокое давление и физические свойства природного газа позволяют применять его на дизельных двигателях.
  • Метан намного чище пропана, в нём практически нет примесей, влияющих на износ двигателя.
  • Плотность природного газа почти в два раза ниже (0,554…0,70) плотности воздуха, и в случае негерметичности системы утечка сразу же будет подниматься вверх, препятствуя накоплению и созданию взрывоопасной концентрации на уровне пола или в смотровых ямах, что делает практически невозможным образование взрывоопасной концентрации на открытом воздухе даже в безветренную погоду.
  • Имеет октановое число 110, а это значение превышает параметры традиционного топлива.
  • Для хранения требуется усиленный баллон (дороже, чем пропановый).
  • При том же объёме баллонов, количество метана меньше, чем пропана.
  • Меньший запас хода, чем на пропане.
  • Высокая цена оборудования, окупаемость в коммерческом транспорте при больших пробегах.
  • Низкая цена метана. Метан всегда будет дешевле пропана. Высокая экономия на топливе в долгосрочном периоде.
  • Не такое большое количество заправок, в сравнении с пропановыми.

Пропан (пропан-бутановая смесь, СУГ, LPG)

Пропан — это также углеводородный газ, который является побочным продуктом при добыче нефти, также может быть получен при крекинге нефти или из природного газа.

  • Применение пропана на дизельных двигателях невозможно.
  • Пропан содержит больше примесей, чем метан, и приводит к раннему износу двигателя, форсунок, фильтрующих элементов и редуктора.
  • Пропан-бутановая смесь при концентрации 2,1…9,5% также может воспламениться. Кроме того, пропан-бутан тяжелее воздуха и любая утечка скапливается около автомобиля.
  • Для хранения требуется обычный газовый баллон (дешевле, чем метановый).
  • Невысокая цена оборудования, быстрая окупаемость.
  • Из-за низкой чистоты газа и наличия примесей снижается ресурс системы, компоненты (форсунки, фильтры, редуктор) придётся менять чаще, чем на метане.
  • Большое количество заправок.
  • Больший запас хода, чем на метане.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *