Статья №9. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Часть 2. Как был продан «Адмирал Горшков»

Дата: 22 Январь 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

vikram5

Авианосец, носивший имя адмирала Горшкова, после развала СССР продан Индии властями России.

«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»

  С 8 по 12 июля 1999 года по заказу индийских ВМС корабль на буксире переведён в Северодвинск для предпродажного ремонта и прохождения модернизации на «Севмашпредприятии».                                        

I-50-TEMA-kreiser-f04_640

Знали ли министры обороны (слева Сергей Иванов) заранее на что подписываются?

   Перед продажей корабль должен был пройти модернизацию: необходимо было демонтировать пусковые установки ПКР «Базальт» и РЛС «Марс-Пассат», увеличить размеры полётной палубы и самолётного ангара, в носовой части смонтировать трамплин (угол схода 12,5°), установить газоотбойные щиты, аэрофинишёры, оптическую систему посадки и новый кормовой подъёмник.

 

SHIP_CV_Admiral_Gorshkov_lg

Авианосец, носивший имя адмирала Горшкова, после развала СССР продан Индии властями России.                            

   Для «Севмашпредприятия» ТАКР «Адмирал Горшков» – это один из крупнейших индийских военных заказов по ремонту и переоборудованию тяжелого авианесущего крейсерадля ВМС Индии. Корабль перестраивается в современный авианосец, оснащенный многоцелевыми истребителями   МиГ-29К.

  В 2004 году в преддверии госвизита Владимира Путина в Индию министр обороны России Сергей Иванов подписал пакет контрактов на 1432 млн. долл. на продажу переоснащенного авианосца «Адмирал Горшков» с удлиненной полетной палубой, с 16 истребителями МиГ-29К и МиГ29КУБ, с 8 вертолетами Ка-28 и К-31. Сам авианесущий крейсер советской постройки передавался бесплатно, но Дели оплачивал ремонт и переделку на «Севмаше» в Северодвинске, доведение и производство разработанных в советское время палубных истребителей МиГ-29К.

         12_MiG-29KUB_main               Корабельный истребитель  МиГ-29К.

     С конца 2005 года крейсер находился в наливном бассейне на ФГУП «ПО «Севмаш». Ввод в строй крейсера ожидался в 2005-2006 годах.

   «До этого времени необходимо будет завершить работы по корпусу, загрузить на корабль все крупногабаритное оборудование, смонтировать все системы жизнеобеспечения, необходимые для вывода крейсера» – так комментировал предстоящий фронт работ заместитель генерального директора по военно-техническому сотрудничеству Виктор Шестов.

  Как сообщал руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга Сукхджиндер Сингх, предполагается, что авианосец будет назван Vikramaditya (в переводе с санскрита «всемогущий»), в честь легендарного императора Индии, который правил страной с 375 по 413 год н.э.

  11декабря 2006года индийские офицеры, которые осуществляют наблюдение за ремонтом и переоборудованием тяжелого авианесущего крейсера в очередной раз организовалипраздник – День ВМС Индии* на Севмаше.

   Руководитель индийской группы наблюдения капитан 1 ранга Сукхджиндер     Сингх заявил тогда: – «В знак благодарности корабелам Севмаша, которые так тепло приняли нас, мы третий раз устраиваем подобный праздник в Северодвинске».

    Во Дворце культуры и спорта Севмаша прошел концерт, который индийцы подготовили при поддержке художественных коллективов ДКиС. А в Доме техники Севмаша состоялся индийский военно-морской бал, почетными гостями на котором были руководители оборонных предприятий Северодвинска, командование Беломорской военно-морской базы, представители    администрации    города.

  По ходу работы цена возросла до 2,5 млрд. долл., но индийцы были и на это согласны. Небольшой подержанный авианосец английской постройки «Викрант», построенный в сороковые годы, они списали еще в девяностые. Другой — «Вираат» (бывший английский «Гермес») с самолетами вертикального взлета Sea Harrier, моложе лет на десять, воевал с Аргентиной за Фолкленды в 82-м и давно должен был быть списан, да заменить нечем.                                                                                                                                                   В середине июня 2007года главком ВМС Индии адмирал Мехты утверждал, что авианосец «Викрамадитья» («Горшков») войдет в боевой состав осенью 2008 года и что вместе с ним Индия получит истребители МиГ-29К, оснащенные современной авионикой и двигателями с изменяемым вектором тяги. Наши начальники высказывались в том же духе. В феврале 2007 года директор федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев заявлял, что контракт по «Горшкову» выполняется по плану и будет выполнен, хоть естьпроблемы.
  Но, в августе 2007 года  выясняется, что «Севмаш» срывает контракт с Индией на поставку аианосца: «Горшков» не доделан, а индийские деньги закончились. Генеральный директор крупнейшего в стране судостроительного предприятия «Севмаш» Владимир Пастухов уволен, а прокуратура и Счетная палата изучают ситуацию. На «Севмаше» теперь говорят, что корабль выйдет в море хорошо, если в 2011-м. Индийцы его получат, может, в 12-м или 13-м году, если существенно доплатят за продолжение работ. На «Севмаше» утверждают, что денег не хватило, поскольку «фактически строят новый авианосец, оставив от старого только корпус». То есть вся начинка «Горшкова» сгнила или не годится. Но, поскольку у «Севмаша» нет никакого опыта строительства авианосцев (все советские авианесущие корабли были построены на  Украине в Николаеве), нет никаких гарантий, что «Горшков» когда-либо станет дееспособным авианосцем,  сколько   денег   ни     давай. В последние годы даже в официальных документах авианосец именуется сокращенно «Адмиралом Горшковым».

  У всех кораблей 1143-й серии основная паротурбинная энергетическая установка оказалась конструктивно неудачной и постоянно выходит из строя. Многие другие системы корабля — не лучше. Только где, интересно, в России они найдут качественные авианосные комплектующие?

 

sevmashНа «Севмаше» говорят, что «Горшкова» надо полностью выпотрошить и делать все заново.

   В июле 2007года министры обороны Украины и России Анатолий Гриценко и Анатолий Сердюков согласовали проект соглашения об использовании индийскими пилотами, «которым в скором времени предстоит осваивать построенный в России авианосец «Викрамадитья» («Горшков»), наземного тренажерного комплекса «НИТКА» в Крыму. С настоящего авианосца авиакрыло взлетает и садится, только когда корабль на ходу, а наш «Кузнецов» — модель авианосца в натуральную величину и в полную стоимость, но по большей части — неходячая.

  Российский ВПК уже практически утратил способность самостоятельно производить сложные современные системы вооружения. Нет современного оборудования, уходят последние советские рабочие и конструкторы, и массово утрачиваются технологии. Уже 15 лет серийно не производятся никакие артиллерийские,  авиационные  и   ракетные         боеприпасы.   Нарастает   кризис в торговле оружием.

 Ðóêîâîäèòåëü ãðóïïû ñîâåòíèêîâ ÃÊ “Ðîñòåõíîëîãèè” Àëåêñàíäð Áðèíäèêîâ

Руководитель группы советников гендиректора Рособоронэкспорта  АЛЕКСАНДР   БРИНДИКОВ:

  «Несмотря на благоприятную картину, складывающуюся по объемам выполненных контрактов и планов на ближайшие годы, мы сталкиваемся с колоссальными проблемами при реализации этих контрактов, мы сдерживаем подписание ряда контрактов, поскольку не понимаем, как мы их  будемвыполнять».
  В 2007 году Россия официально объявила, что не сможет выполнить контракт с Китаем на поставку 34 военно-транспортных Ил-76 и 4 заправщиков Ил-78. Теперь Пекин воздерживается от новых крупных сделок. Срыв контракта по «Горшкову» неизбежно сократит торговлю оружием с Индией. Ежегодно растет число рекламаций на наше оружие. В 2006-м, например, было предъявлено 1586 претензий.

125674411218Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 13.12.2005 г. 

  По словам первого зампреда Военно-промышленной комиссии Владислава Путилина, «невыполнение гособоронзаказа из года в год возрастает пропорционально увеличению ассигнований на гособоронзаказ», снижается качество, а цены безудержно растут. Расходы на оборону увеличиваются ежегодно на 30%, и, со слов Путилина, в ближайшие годы уже половина заказов не будет       выполняться.
Ясно, что Россия вынуждена будет покупать оружие, военные технологии, оборудование и комплектующие на Западе, налаживать в стране «отверточную» лицензионную сборку военной техники. Иначе вооруженные силы  будут  и  дальше   деградировать.
Сергей Иванов утверждает, что «Россия — мировой лидер в десяти—пятнадцати из 50-ти существующих в настоящее время суперважных технологий». Кто это ему посчитал          неизвестно.
 Главком ВМФ Владимир Масорин в 2007 году утверждал, что за 20 лет Россия построит шесть «относительно дешевых авианосцев», хоть строить их негде, некому, не из чего и нет даже в проекте самолетов для полноценного авиакрыла. А прямо сейчас наш флот должен «восстановить постоянное присутствие в Средиземном море». Конечно, ради бюджетных миллиардов и не такое говорят, но все же как-то неловко это слышать. Может, конечно, втайне адмирал Масорин надеялся заказать авианосцы и самолеты в США и в Англии, но  боится    высказаться   об   этом   вслух.

705025_html_m1a6bab49

Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов так сказал о ремонте «Горшкова»:

«Тогда — умели, но криво. Сейчас — не умеете. Ни проектировать, ни строить, ни даже ремонтировать то, что есть.Ибо руки и голова явно не из того места растут. Они и сами это признают».

   Сергей Чемезов обеспокоен утечкой мозгов из России  и считает, что в России» потеряно целое поколение высококвалифицированных рабочих» . Он заявил: «Средний возраст рабочих сейчас 45 лет, а персонала высокой квалификации – 53 года, у нас дефицит токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей». Чемезов привел пример с ремонтом авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Россия проводит по контракту для Индии. «Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны», – сообщил он. Чемезов также сожалеет, что «ряд технических специальностей утерян, а перепроизводство юристов и экономистов – троекратное»

 

 

12567442923Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе модернизации, 6.11.2007 г.

12567447697Индийский авианосец Викрамадитья» в процессе достройки, 17.01.2007 г.

1344185831_avianosec-0045

1343236565_053

Индийский авианосец «Викрамадитья» выводят из дока 4 декабря 2008 года. Cеверодвинск.

  8 июля 2012 года «Адмирал Горшков», получивший название «Викрамадитья» (Vikramaditya), с совместным российско-индийским экипажем вышел на испытания в Баренцовом море. При положительных результатах ходовых испытаний Vikramaditya планировали передать Индии 4 декабря – в День военно-морского флота этой страны. Программа была рассчитана на 124 дня, а одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. Корабль нормально двигался на малом и среднем ходу, но когда он набрал значительную скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. Крейсер попросту встал. У авианосца вышли из строя сразу семь из восьми паровых котлов.

pic.php

Октябрь 2012 года: Авианосец «Адмирал Горшков» не прошёл ходовые испытания в Баренцевом море.

     По словам источника, готовившего авианосец к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов — асбеста, объяснив это повышенной опасностью для экипажа. Из-за таких условий разработчику котлов — Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) — пришлось искать альтернативный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой.
  Представитель Севмаша заявил:
«Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры. О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до «Севмаша», но опасения, что все их придется менять, небезосновательны».

В итоге Россия потеряет на ремонте около 1 млрд. рублей. Так как подобного рода сложные технологические работы можно будет провести только весной, то передачу корабля индийской стороне отложили еще на год – до октября 2013 года.

e207b488138d

Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья. Ангар для авиатехники.

  В процессе модернизации «Адмирала Горшкова» параметры менялись несколько раз – в итоге с первоначальной суммы в 750 млн. долларов стоимость корабля достигла 2,3 млрд. долларов. За этот срок длина полетной палубы увеличили до 280 метров, на носу оборудовали трамплин. Запланировано установить новые противокорабельные ракетные комплексы «БраМос» российско-индийского производства. На корабле будут базироваться 14 – 16 палубных истребителей МиГ-29К, два МиГ-29КУБ и до 10 вертолетов противолодочной обороны и радиолокационного обнаружения Ка-28 и Ка-31.

Окончательно на испытания «Викрамадитья» вышел в море 3 июля 2013 года. Их планировалось завершить 30 сентября, а 15 октября — предъявить индийской стороне. На 15 ноября запланирована официальная передача авианосца Индии.

1343164765_avianosec-0073     Тяжетый авианесущий крейсер проект 1143.4 Викрамадитья класса Кречет на испытаниях. 

   Авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии (бывший «Адмирал Горшков») наконец-то, после неоднократного переноса сроков сдачи, завершил комплексные испытания в Белом и Баренцевом морях. Но окончательные результаты испытаний авианосца на «Севмаше» пока не уточняют.

 _____________________

* Военно-морские силы Индии организованы в 1947 году, когда английское правительство предоставило стране независимость. Официально День ВМС Индии отмечается 4 декабря. В этот день, в 1971 году в ходе военного конфликта с Пакистаном индийский флот провел удачную операцию по блокированию пакистанского побережья и нападению на военно-морскую базу Карачи. Это событие имело большое значение для дальнейшего хода боевых   действийна море.  Празднование Дня военно-морских сил в Индии продолжается неделю. В эти дни проводятся различные культурные мероприятия, открыты для посещения боевые корабли. Завершает праздник военно-морской бал, на который собираются  более 5 тысяч  гостей. В военно-морских силах Индии служат 55 тысяч человек (в том числе 2 тысячи женщин). В составе индийских ВМС 16 дизель-электрических подводных лодок, более 130 надводных кораблей и судов обеспечения. Многие образцы военной техники –  российского производства.

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх