Статья №8. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Часть 1. История создания и боевая служба.

Дата: 21 Январь 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев
5

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Баку»(после 4 октября 1990 года — «Адмирал флота Советского Союза Горшков») в Средиземном море, июнь 1988 года.

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.4 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством главного конструктора В.Ф.Аникеева в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1 февраля 1977 года. Корабль создавался для базирования перспективного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-141.

yak141

Первый в мире сверхзвуковой многоцелевой самолет вертикального и короткого взлета и посадки Як-141.

  Этот самолет был создан на самом закате существования Советского Союза. И естественно после развала СССР ни денег, ни желания, ни, главное, необходимости в доведении этой машины до серии не было. Но сегодня, когда начал возрождаться российский флот, имеет смысл возродить и проект этого самолета. Тем более, что и сейчас он абсолютно не потерял своей актуальности. Особенно, его актуальность видна, если рассмотреть этот самолет в качестве палубного самолета, для принимаемых на вооружение российскими ВМФ десантных кораблей-доков «Мистраль». При наличии у России самолетов Як-141, вертолетоносцы «Мистраль», станут единственными в мире кораблями подобного класса, на палубе которых будут, как у полноценного авианосца, базироваться сверхзвуковые истребители.                                                                                                                                                                                             

На ТАКР «Баку», специально для Як-141 были  спроектированы газоотводные устройства на взлётно-посадочных площадках (но не были смонтированы). К моменту подписания акта приёмки корабля самолёт ещё не был готов, и вместо него было решено разместить Як-38.

 

 

 

800px-Two_Yakovlev_Yak-38s_in_1983

Вид с воздуха на пару СВВП Як-38, стоящих на палубе авианесущего крейсера. Самолёты вооружены УР Р-60.

По сравнению с «Киевом» и другими  предшественниками в конструкцию корабля внесены существенные изменения: увеличена площадь полётной палубы, изменена форма надстройки, полностью обновилось радиоэлектронное оборудование. Например, впервые в отечественном флоте установлены РЛС с фазированной антенной решёткой, применены комплексы «Фрегат», «Подкат», «Тройник», ГАК «Полином», БИУС «Лесоруб». Появились новые виды оборонительного вооружения, запас авиационного топлива увеличен до 1500 т. Впервые ТАКР получил коробчатую систему бронирования погребов боезапаса и других жизненно важных частей. Изменения в конструкции привели к росту стандартного водоизмещения до 37000 т, что в свою очередь потребовало увеличить мощность силовой установки. Но благодаря применению более экономичных котлов дальность плавания осталась прежней.
В создании корабля принимало участие около 400 предприятий из всех республик СССР.
В строительстве крупнейших кораблей отечественного флота участвовала вся страна. В связи с постоянным ростом водоизмещения тяжелых авианесущих крейсеров Черноморский завод подвергся значительной реконструкции. Для сокращения продолжительности и трудоемкости сборочных работ над наклонным стапелем, где строились корабли, были установлены два уникальных козловых крана грузоподъемностью по 900 тонн, подобных которым не имел ни один завод отрасли.
12 февраля 1978 года четвертый авианесущий крейсер под наименованием «Харьков» (позже переименован в «Баку» в честь лидера эсминцев Северного флота, заводской шифр «заказ №0-104) был зачислен в списки кораблей ВМФ.
Крейсер предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и во взаимодействии с другими силами флота.
26 декабря 1978 года корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве.

125674306118

Монтаж надстройки ТАКР «Баку» на стапеле с помощью двух 900-тонных кранов.   Октябрь 1981 г

31 марта 1982 года, через четыре года, корпус корабля (спусковая масса  19000 т) был спущен на воду и поставлен у достроечной стенки. Но в строй корабль будет введен лишь через пять лет из-за задержек, связанных с авиационным комплексом*.
Со 2 июня по 1 декабря 1986 года корабль прошел швартовые испытания, а 4 декабря он ушёл в Севастополь, где с 7 по 22 декабря проходил докование на Севморзаводе с очисткой и покраской подводной части.
9 января 1987 года начались его ходовые испытания. 21 апреля корабль был предъявлен на государственные испытания.

02164015

Стрельба из РБУ-12000 («Удав-1М») во время испытаний ТАКР «Баку», 1987 год.

  11 декабря 1987 года был подписан акт приёмки и 30 декабря ТАКР «Баку» был включён в состав Краснознамённого Северного флота.

02164017

Пуск зенитной ракеты «Кинжал» с ТАКР «Баку» во время испытаний,1987 г

Количество спаренных пусковых установок комплекса П-500 «Базальт» увеличено до 6-ти, но при этом отсутствует система перезарядки. Вместо старых ПЛРК РПК-1 и РБУ-6000 установлены новый комплекс противоторпедной защиты РКПТЗ-1 «Удав-1» с 2-я пусковыми установками РБУ-12000 (КТ-153). В состав вооружения также входят 4×6 пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты 9М-330), 2-е артиллерийские 100-мм установки АК-100, 8 шестиствольных 30-мм артиллерийских установки АК-630М.
Корабль имел авиакрыло, не отличающееся от авиапарка третьего корабля «Новороссийск» (самолеты Як-38 и вертолеты Ка-27), хотя на нем уже была предусмотрена возможность базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой Як-141. 4 октября 1990 года ТАКР «Баку» был переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Флот России в Средиземноморье

Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

 

21 сентября 1991 года летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева Андрей Синицин впервые посадил Як-141 на палубу ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Горшков». В тот же день еще один самолет привел В.А. Якимов. Целью испытаний было определение совместимости самолета и его систем с кораблем, а также отработка экстренного старта – поперек полетной палубы прямо с технической позиции. До второго пункта испытаний дело не дошло из-за тяжелой аварии самолета В.А. Якимова. 5 октября 1991 года он при подходе к кораблю не сумел вовремя погасить скорость и, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения самолета. Самолет просел и ударился опорами шасси о палубу. В результате пробоины в баке начался пожар, и по команде руководителя полетов летчик привел в действие систему спасения. Пилот не пострадал, но этот самолет к полетам был уже не пригоден.
На следующий год, в 1992 году Як-141 был с большим успехом продемонстрирован на международной авиационной выставке в Фарнборо и оценен как выдающееся достижение, на 10 – 15 лет опережающее разработки США и Великобритании.
Система вооружения самолета Як-141 позволяет атаковать одновременно несколько целей и обозревать поверхность с высокой разрешающей способностью.
В состав  подвешиваемого вооружения входят ракеты Р-60, Р-73, Р-77, Р-27АЭ, Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Х-27ЭТ, Х-25МТ, Х-31А/П, Х-35, свободнопадающие бомбы и блоки НАР калибра до 240 мм, пушечные контейнеры УПК-23-250. Помимо этого самолет имеет встроенную пушку ГШ-6-30 калибра 30 мм с боезапасом 120 патронов. Для увеличения запаса топлива Як-141 может снабжаться конформным подвесным топливным баком.

1316523724_4049054050053050054056

Летчик-испытатель А.А. Синицин, установивший на Як-141 двенадцать мировых рекордов.

Пересмотр военных программ авиапромышленности России и резкое сокращение финансирования привели к замораживанию работ по этой перспективной машине, которая могла бы с успехом найти место даже при изменившихся взглядах на использование самолетов вертикального и короткого взлета и посадки.

0_4b358_b28a6a71_XL

26 сентября 1991 года лётчик А. А. Синицын впервые посадил ССВВП Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал Горшков».

К огромному сожалению, этот единственный в мире сверхзвуковой самолет, опережающий на годы потенциальные зарубежные разработки, в серию так и не пошел.
На борту авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» могли разместиться  до 16 самолётов вертикального взлёта Як-38, до 19 противолодочных вертолётов Ка-27 и 3 вертолёта целеуказания Ка-25Ц (состав авиагруппы в течение службы менялся).

ka-25c

Корабельный вертолет-целеуказатель Ка-25Ц.

На полётную палубу они поднимались при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов позади надстройки.
Вместо системы «Кольцо» установлена новая система радиоэлектронной разведки и противодействия «Кантата-М». В состав радиоэлектронного оборудования входят также аппаратура «Погоня» и «Каскад-У», система безопасного применения оружия «Сокол», АКС «Буран», БИУС «Лесоруб-434», система наведения корабельной авиации «Газон», навигационный комплекс «Салгир-V», эхолоты ПЭЛ-6 и НЭЛ-10, автоматизированный комплекс средств связи «Тайфун-1». Впервые в ВМФ была установлена РЛС кругового обзора с ФАР «Марс-Пассат», позволяющая одновременно сопровождать до 80 воздушных целей.
С 8 июля по 7 декабря 1988 года корабль действовал в Средиземном море, где экипаж осваивал новые образцы техники. С 22 по 29 августа 1988 года крейсер нанёс визит в Латакию, а с 1 по 21 ноября – в Тартус (Сирия).
17 декабря 1988 года ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в сопровождении эсминца «Отличный» и танкера «Борис Чиликин» прибыл к месту постоянного базирования в Североморск.
В 1989 году корабль нёс службу в Атлантике. За время похода было пройдено 13267 миль, выполнено 10 артиллерийских и 4 ракетных стрельб и 1300 полётов ЛА.

100309plane_21

ТАКР проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» на полном ходу.

1 октября 1990 года ТАКР вошёл в состав 44 дивизии противолодочных кораблей Краснознаменного Северного флота.
3 февраля 1992 года корабль встал на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск), и больше он в море своим ходом не выходил. 7 февраля 1994 года в одном из машинных отделений произошла авария паропровода. Погибло 6 человек. Крупный пожар перечеркнул все надежды вновь ввести его в боевой состав флота.
В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в  октябре 2000года, но сумма контракта до 2004 оставалась предметом торга.
В июле 1995 года корабль выходил (под тремя машинами) на военно-морской парад, но затем выход в море был запрещён, и его поставили на долговременное хранение в Росте.
В 1996-2003 годах велись активные переговоры с Индией о продаже корабля в эту страну.

4735711

Северодвинск. Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» и тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»

__________________________________

*Одновременно началось изготовление второго корабля, но вскоре строительство прекратили – стапель потребовался для более совершенного корабля пр. 1143.5.

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх