Статья 35.История создания головного корабля проекта 1144 «Орлан», тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» («Адмирал Ушаков»).Часть 1.Разработка и строительство.

Дата: 30 Июнь 2015 Рубрика: Главная Комментарии: 6 коммент.

81d0ea7d9db8d687b074c2283f325aa9     Головной тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров» был заложен 26 марта 1973 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а вступил в строй 30 декабря 1980 года.

  Краснознаменный тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» по праву можно назвать гордостью ВМФ СССР — его строила вся страна, свыше шестисот различных предприятий поставляли на его борт новейшее оружие и боевую технику, лучшие конструктора воплотили свой многолетний опыт в создание корабля, аналогов которому в мире нет.

Непосредственное участие в процессе создания корабля принимал Главнокомандующий ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Горшков Сергей Георгиевича. ТАРКР «Киров» был «любимцем» Главкома С. Горшкова.

B-4u3r7UcAAUm8_.jpg large

Крейсер назван в честь Серге́я Миро́новича Ки́рова (15(27).03.1886 г. — 1.12.1936 г.) – советского государственного и политического деятеля.

  После сдачи Военно-морскому флоту в 1965г. последнего ракетного крейсера проекта 58, корабли этого подкласса, основное назначение которых, борьба с надводными кораблями противника, в течение почти 10 лет в Советском Союзе не строились. Основной ударной силой ВМФ считались атомные подводные лодки, а надводным кораблям отводилась в основном роль противолодочных.
   Между тем, опыт несения с 1964 года отечественными кораблями боевой службы в удалённых районах в сочетании с наглядной демонстрацией эффективности противокорабельных крылатых ракет, когда египетский ракетный катер потопил израильский эсминец «Эйлат», позволил командованию ВМФ постепенно убедить военно-политическое руководство страны в том, что надводным кораблям необходимо придать ударные функции.
   В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО Лонг Бич. Эти события послужили толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники так же оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
Основой исследований, явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами.
В 1964 году начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально предполагалось, что это будет атомный корабль со стандартным водоизмещением около 9 000 т, оснащённый универсальным ракетным комплексом (для поражения подводных лодок, воздушных и лёгких надводных целей), ЗРК самообороны, 57- или 76-мм. артиллерией, торпедными аппаратами и РБУ, а также беспилотными вертолётами.
  Однако в конце 60-х годов подводные лодки с межконтинентальными ракетами ВМС США с атомными энергетическими установками выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника.
В свою очередь для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера в отличие от ранее проектируемого. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн.

kupensky

Главный конструктор ТАРКР пр.1144 Борис Израилевич Купенский

  Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК (проект 61) типа «Комсомолец Украины». От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.

savin

Главный наблюдающий от ВМФ по пр.1144, на период назначения капитан 2 ранга Анатолий Александрович Савин

  Очевидцы отзываются о них, утверждая, что Б. Купенский и А. Савин оказались достойными друг друга партнерами.

  Строительство «Кирова» стало поистине революционным шагом в развитии отечественного ВМФ. Трудно перечислить все новейшие образцы вооружения и военной техники, разработанные нашей промышленностью, которыми оснащался крейсер. Формирование экипажа началось два года спустя в 1975 году. На первом этапе экипаж был укомплектован из офицеров 7-й ОПЭСК, флотилий ПЛ, а также выпускников Высших военно-морских училищ.

75acd108b8bad881430ec59a5f165c29

Командиром крейсера был назначен капитан 2 ранга Александр Сергеевич Ковальчук, к тому времени уже в течение трех лет командовавший РКР “Адмирал Зозуля”

  До назначения на атомоход А. С. Ковальчук был старпомом на нескольких кораблях, командовал крейсером “Адмирал Зозуля”. Из года в год, из должности в должность шло формирование твердого и четкого почерка зрелого кораблеводителя и тактика, волевого руководителя и энергичного организатора, отзывчивого и чуткого воспитателя.

dd7f45b228d9884586087008aca8c494

Строительство ТАРКР пр.1144 «Киров». На стапеле.

  Закладка, как, впрочем, и все остальное, связанное с пр.1144, происходила в обстановке сверхсекретности. Однако западная печать вскоре оповестила мир о строительстве в СССР атомного линейного крейсера. Пока на стапеле формировался корпус, пошли публикации с предположениями, прогнозами, версиями относительно облика и ТТЭ строившегося корабля. Английский справочник “ДЖЕЙН” отнес этот крейсер к классу линейных крейсеров.

zrmu269

Спуск на воду Краснознаменного тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Киров», 27 декабря 1977 года

Головной тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров» был спущен на воду 27 декабря 1977 года (почетное звание «Краснознаменный» присвоено 25 июля 1977 года).

392fab0b2fc13850039c731bc43c7d21

«Киров» после спуска на воду 27 декабря 1977 года

759df793faebe8e4a58ac62c2b1dd986

Достройка «Кирова» 

  Программа строительства атомных кораблей предполагала 7 единиц крейсеров. Из планируемых крейсеров 30 декабря 1988 г. в списки ВМФ зачислили пятый корпус «Дзержинский», затем по ходатайству моряков переименованный в «Адмирала Кузнецова». 9 мая 1989 года он был заложен под заводским номером 804, но 4 октября 1990 года вместе с другими был снят со строительства. Шестой предполагалось назвать «Россия» (зачислен в списки 30 декабря 1988), о других кораблях проекта 1144.2 сведений никаких нет, хотя западные источники уверяют, что есть документы на строительство девяти крейсеров этого типа, называются даже имена – «Жданов», «Свердлов», «Железняков».

1144-1_2

Проекции атомного ракетного крейсера «Киров» — головного пр.1144

  Первый отечественный надводный корабль с атомной энергетической установкой проекта 1144 «Орлан» с середины 60-х годов разрабатывался сначала как атомный сторожевой корабль. В эскизном проекте (1969 г.) корабль классифицировался как «атомный большой противолодочный корабль», а в решении об его утверждении (1970 г.) уже как «атомный противолодочный крейсер». Предназначался он для длительного непрерывного слежения за атомными подводными лодками противника с целью немедленного поражения их после начала военных действий.
Облик тяжёлого атомного ракетного крейсера он приобрёл лишь в ходе длившегося почти 10 лет проектирования, сопровождавшегося широкими военно-экономическими исследованиями по оптимизации его тактико-технических характеристик. В июне 1977 года приказом Главкома ВМФ корабль проекта 1144 был переклассифицирован в «тяжёлый атомный ракетный крейсер».
  На заключительном этапе разработки ТТЗ в состав вооружения корабля были включены ПЛРК «Метель», УЗРК С-300Ф, 100- и 30-мм. артиллерия, два пилотируемых противолодочных вертолёта, а также противокорабельный ракетный комплекс 4К-85 «Малахит», который заменили потом на «Гранит». Водоизмещение в тактико-техническом задании не оговаривалось.

Image21

На фото: М.В.Егоров — Министр судостроительной промышленности (1976-85гг), Герой Социалистического труда, инженер – вице-адмирал.

   В связи с намечавшимся в то время проектированием второго корабля с атомной энергетической установкой – ракетного крейсера пр. 1165 «Фугас» с ПКР оперативно-тактического назначения «Гранит» (32-45 ракет) и УЗРК С-300Ф, в августе 1971 года на основании Постановления правительства обе разработки были объединены в одну. Началось проектирование многоцелевого атомного противолодочного крейсера с ударным ракетным оружием ПКР «Гранит» (16 ракет).
В разработанном Северным ПКБ, ранее ЦКБ-53, (главный конструктор Б. И. Купенский) в 1971 году техническом проекте 1144 впервые в мировой практике было реализовано размещение подпалубных пусковых установок вертикального (УЗРК С-300Ф) и наклонного (ПКР комплекса «Гранит») старта.

Kirov_1_sm

Кормовой антенный пост ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Kirov_2_sm

Носовой антенный пост и пусковые установки Б-203А ЗРК «Форт» на атомном крейсере пр. 1144 «Киров»

Предусматривалось использование автоматизированного гидроакустического комплекса, способного обнаруживать подводные лодки в первой дальней зоне акустической освещённости.
В ходе разработки рабочих чертежей число размещаемых на корабле ПКР комплекса «Гранит» было увеличено до 20 единиц.

2701537

Воздушный снимок переднего борта «Киров»: — 4×30 мм. шестиствольных автоматических корабельных артиллерийских установок ПВО АК-630; — 2 зенитно-ракетные пусковые установки «класса «Земля-воздух»; — 20 пусковых установок крылатых ракет «Гранит»; — 12 пусковых установок ракет С-300Ф; — Противолодочная ракетная установка «Метель»

Image22

1979г. Балтийский завод. Первый ряд, справа налево: первый командир корабля А.С.Ковальчук, директор завода В.Н. Шершнев, Главком ВМФ С.Г.Горшков при посещении «заказа 800″

Image24

  Командир Ленинградской военно-морской базы адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: “… В марте 1980 г меня волновало предстоящее заселение экипажа Александра Ковальчука на построенный “КИРОВ”, поскольку с момента вселения командир берет на себя полную ответственность за корабль и людей… В субботу , 29 марта, после завтрака в береговой казарме командиры боевых частей и дивизионов перевели свои подразделения на корабль. Обедать им в этот день не пришлось. Матросы ограничились сухим пайком, а многие офицеры обошлись и без оного. Зато вечерний чай пили организованно. Каждый член экипажа уже в первую ночь спал на своей штатной койке…

Image33

Image80

Один из первых разводов суточного наряда на корабле еще в заводе. Дежурным по кораблю заступает капитан-лейтенант В. Питерцев (бч-7), дежурным по низам — ст.лейтенант С. Лизенко (бч-3).

А.МИХАЙЛОВСКИЙ: «… Целое воскресенье на крейсере шел аврал…Зато в понедельник заводчане и контрагенты, прибывшие утром на свои рабочие места, не узнали корабль. Он сиял чистотой, и в нем витал дух слаженного воинского коллектива. О четкой работе экипажа и высоких организаторских способностях командира крейсера капитана 1-го ранга Ковальчука я не преминул в этот же день доложить Главкому, на что Сергей Георгиевич Удовлетворенно хмыкнуть… В последние дни апреля (1980) меня больше волновал пуск 1-го реактора крейсера “КИРОВ”.

… Физический пуск ставит последнюю точку в летописи строительства корабля. …Неудивительно, что физический пуск реактора издавна воспринимается на всех атомоходах как корабельный праздник. Вот с каким праздником я поздравлял капитана 1-го ранга Александра Ковальчука и в его лице весь экипаж крейсера, когда принимал доклад о физическом пуске 1-го реактора на этом корабле.

…Я не только поздравлял, но и подписал документ о предоставлении Александру Сергеевичу и его семье отдельной благоустроенной квартиры в очередной секции огромного дома на улице Чекистов. Правда, для этого пришлось заручиться поддержкой самого Г.Романова. Бесквартирный командир атомного ракетного крейсера – позор для флота. Подобного позора я допустить не мог. … А 2-го мая на “КИРОВЕ” был успешно пущен второй реактор. …»

Image39

1980г. Главный конструктор проекта 1144 «Орлан» Б.И.Купенский, командир крейсера А.С.Ковальчук и ответственный сдатчик корабля — Б.Харламов

  Командир дивизиона БЧ-7 В.Питерцев вспоминает: «…Физический пуск 1-го реактора крейсера был проведен 17 апреля 1980 года, об этой дате не упоминается, я её для себя «записал в памяти» и в личный альбом, так как я, командир 2 дивизиона РТС(АБУ), капитан-лейтенант Питерцев В.В. в этот день был дежурным по крейсеру. Командир дал команду прибыть к нему с вахтенным журналом, где он сделал своей рукой, красным цветом запись: «Произведен физический пуск 1 реактора» и произнес слова: «С этого дня экипаж будет получать денежную надбавку за ОУС».

А. МИХАЙЛОВСКИЙ: “К середине мая директор Балтийского завода доложил о полной готовности крейсера “КИРОВ” к переходу в Кронштадт, а в Ленинград прибыл адмирал Г.Бондаренко, назначенный председателем государственной комиссии по приемке этого уникального корабля в состав флота. Однако коварный уровень воды в Неве колебался ниже допустимого, гарантирующего безопасный выход крейсера из акватории порта. Волновались не только мы с Бондаренко, непосредственно отвечающие за сроки начала испытания крейсера. …Звонил 1-й заместитель министра судостроительной промышленности Игорь Белоусов.

… Дважды звонил Г.Романов, выражая уверенность в том, что моряки не подведут. Волновался и начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Г.М.Егоров, требуя от меня личного присутствия на мостике корабля во время его первых шагов по морям. Еще бы: цена “КИРОВА” составляла солидную долю в бюджете города и отрасли. В ответ на мой вопрос: Не многовато ли двух адмиралов на одного капитана 1-го ранга? –Георгий Михайлович мрачновато пошутил, сказав, что Ковальчук отвечает за экипаж, Шершнев за корабельное железо, Бондаренко пока ни за что, а вот за состояние пути, безопасность проводки крейсера и даже за уровень невской воды – весь спрос с меня…»

  Выполнив перечень доковых работ, 13 июля 1980 года крейсер вышел из дока и перешел на Красногорский рейд. Заводские ходовые испытания продолжились в акватории ЛенВМБ. ТАРКР «Киров» готовился к переходу в Балтийск.

Адмирал Аркадий Петрович МИХАЙЛОВСКИЙ вспоминает: «…13 июля “Киров” был выведен из дока и поставлен на рейд, а 7 августа на Красногорском рейде от имени Главкома ВМФ в торжественной обстановке на построении экипажа и многочисленной заводской сдаточной команды я вручил командиру крейсера “КИРОВ” Военно-морской флаг СССР. Заводской флаг спустили, а над кораблем взвилось бело-голубое полотнище с красным символами армии и народа. Это означало, что крейсер готов к ходовым испытаниям. Вскоре “КИРОВ” взял курс в Балтийск с последующим переходом на Северный флот…”

Image18

Командир Лен ВМБ адмирал А.П.Михайловский в торжественной обстановке от имени ГК ВМФ на построении 7 августа 1980 года вручил командиру военно-морской флаг СССР

 14 августа 1980 года “Киров” прибыл на рейд ВМБ Балтийск. В течение месяца проводились испытания оружия и техники, были выполнены десятки артиллерийских и торпедных стрельб, отработаны боевые упражнения ракетными комплексами самообороны и ПЛО. В период испытаний корабль непрерывно находился под наблюдением кораблей и авиации НАТО.

Image20

Это первый боевой корабль, который следил за «Кировым» на Балтике. Германский эсминец «Роммель» американской постройки тихо подошел в тумане… Автор: А. Романько

Официальное представление корабля на Государственные испытания произошло 18 сентября, а 24 сентября при нахождении в море на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.

Image21

24 сентября 1980 года во время Гос испытаний в море ТАРКР «Киров»на борт крейсера на вертолете Ми-6 прибыл адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.

   Заслушав доклад председателя комиссии, Главком «пролез» по всем отсекам корабля, заслушав офицеров, мичманов, старшин и матросов, и после доклада командира утвердил план перехода на Северный флот. Корабль и экипаж ему понравились.

———————————————-

P. S. За участие в работах по проекту1144 в 1985 г. были присуждены Ленинская и три Государственные премии.

Среди 34-х пре­мированных было шесть представителей Северного ПКБ, в том числе и сменивший в 1980 г. Б.И. Купенского на посту главно­го конструктора пр. 11442 В.А. Перевалов.

Не обошли награды и первого командира корабля Ковальчука А.С., а также многих при­нимавших участие в его испытаниях военных моряков и представителей промышленности.

Б.И. Купенский был посмертно награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Уважаемые друзья! Продолжение о трагической судьбе тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» читайте в следующей статье №36.

 

К записи "Статья 35.История создания головного корабля проекта 1144 «Орлан», тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» («Адмирал Ушаков»).Часть 1.Разработка и строительство." оставлено 6 коммент.

  1. Анатолий Федорович,
    в сентябре носят белые фуражки. Думаю, что ГК ВМФ это знал.

    • Борис, добрый день! Отвечаю в таком же стиле. Вас бы да советником к Главкому ВМФ! К Вашему сведению:
      1. По уставу, военнослужащий, при убытии в отпуск или в командировку имеет право носить форму одежды на один «номер» выше или ниже от установленной в месте прохождения им воинской службы (В карауле — на один номер выше).
      2. Форма одежды на разных флотах в одно и то же время разная. Так на Черноморском флоте может быть Форма №1, а на Северном, в это же время — Форма №3. И на Севере не вводят Форму №1 вообще! На Севере, конец сентября — начало октября — уже холода!
      3. Форма одежды №4 (зимняя): «шинель — белая фуражка (носится только с летней формой одежды)» не существует!
      Так получается, что Главком знал эти нюансы, а Вы, к сожалению, этого не знаете. Но, все равно, за комментарий спасибо, мне очень приятно обсуждать эти темы.

  2. Анатолий Федорович,
    я к тому,что последнее фото не относится к сентябрю. Вы разве не поняли?

  3. Анатолий Федорович,
    1.Понял.
    2.Исправьте эту фразу/подпись к фото
    «…Воздушный снимок переднего борта «Киров»: — 4×30 мм. артелерийские орудия…»
    3. Цветное фото адмирала Михайловского и Ковальчука — это период не ЛенВМБ, а СФ (50-летие КСФ,1983г)

    • Борис, спасибо! На Ваш комментарий отреагировал и устранил выявленные Вами несоответствия. Фото перенес в статью №36 «Часть 2.Северный флот: боевая служба и трагическая судьба». которая еще не опубликована, а находится в черновой записи в связи со сбором информации и редактированием.

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх