Статья 25. История создания и бездарного уничтожения советского экраноплана «Лунь».

Дата: 15 Апрель 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: 5 коммент.


102313_1733_8

  Создание гигантских экранопланов завершилось постройкой ударного аппарата проекта 903 «Лунь», ставшего кульминацией деятельности ЦКБ по СПК. Разработка аппарата, как и предыдущих машин, проходила под руководством Р.Е. Алексеева, но завершилась при В В. Соколове. В основу «Луня» положили достаточно хорошо отработанную на самоходных моделях и аппарате КМ схему, но с восемью двигателями НК-87 тягой по 13 ООО кгс с поворотными соплами, расположенными на пилонах в носовой части корпуса. Всё топливо размещалось в кессонбаках многолонжеронного крыла умеренным удлинением 3,26. Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки.

  Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»(заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью советского ударного экраноплана-ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракет.

  Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летательный аппарат, подобный самолету, но летающий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. По сравнению с самолётами у экранопланов сильно уменьшена площадь крыльев.Согласно определению, сформулированному во «Временном руководстве по безопасности экранопланов», экраноплан — это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе, или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта». По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ) крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением. Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с h<(lxV)/2v, где l — ширина крыла (хорда крыла), V — скорость звука, h — высота полёта, v — скорость полёта. Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота — тем выше экранный эффект.

Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой — уже 1480 км. Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров. Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение

  Экранный эффект заключается в увеличении аэродинамической подъемной силы, а также в снижении сопротивления на высотах, соизмеримых с хордой крыла. Прирост подъемной силы крыла вблизи экрана вызывается повышением давления на его нижней поверхности (динамическая воздушная подушка), а снижение сопротивления обусловлено уменьшением индуктивных скосов потока, вызванных экраном.

  Первыми начали изучать экранный эффект судостроители. Экранопланы способны эксплуатироваться на самых различных маршрутах, в том числе и тех, которые недоступны для обычных судов. Наряду с более высокими гидроаэродинамическим качествам и мореходностью, чем у других скоростных судов, экранопланы обладают амфибийными свойствами. Помимо водной глади они способны передвигаться над твёрдой поверхностью (земля, снег, лёд) и базироваться на ней. Экранопланы, таким образом, объединяет в себе лучшие качества судна и самолёта.

  Стоит отметить, что развитие судостроения было связано с решение достаточно острой проблемы по повышению максимальной скорости движения судов. При этом максимальная скорость водоизмещающих судов ограничена волновым сопротивлением и составляет порядка 25-30 км/ч для речных и 50-60 км/ч для морских судов. Применение для снижения волнового сопротивления подводных крыльев или глиссирования позволяет довести данные показатели до 100-120 км/ч. Однако из-за своей низкой мореходности глиссеры не получили широкого распространения на практике и сохранились в основном лишь в роли спортивных судов. В то же время различные суда на подводных крыльях получили гораздо большее распространение, а решающий вклад в их создание внес российский ученый и конструктор Р. Е. Алексеев (1916-1980). Усилиями данного конструктора в 1940-60-х годах XX века был создан советский морской и речной пассажирский флот на подводных крыльях, который сохраняет мировое лидерство в скоростном водном транспорте по сей день.

Экранопланы, способные на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолётный» режим полёта, называются экранолётами.

  Основной научный и инженерный потенциал, а также приоритет в области экранопланостроения сегодня принадлежит нашей стране.

Все советские разработки экранопланов  можно разделить на три группы: 

  конструкции ЦКБ по СКП под руководством Ростислава Алексеева;

 конструкции авиационного КБ Г.М. Бериева в Таганроге под руководством Роберта Бартини; 

 – относительно небольшие экранопланы, в разработке которых принимали участие различные конструкторские бюро.

  Одной из первых отечественных работ, посвященных влиянию экранирующей поверхности на аэродинамические свойства воздушного крыла была экспериментальная работа Б.Н. Юрьева (1923г.).

  С 1935 по 1939 годы комплекс экспериментальных и теоретических работ по исследованию экранного эффекта провели Я.М. Серебрийский иШ.А. Биячуев. Первые практические разработки экранопланов в нашей стране были выполнены известным авиационным инженером и изобретателемП.И. Гроховским во второй половине 1930-х годов. Активизация работ по созданию отечественных экранопланов приходится на 1960 – 1970 годы. Значительный вклад в проведение исследований, разработку научных и методических основ по экранопланам внесли отраслевые судостроительные и авиационные НИИ, и, прежде всего ЦНИИ им. А.Н. Крылова, ЦАГИ им. С.А.Чаплыгина, ЛИИ им. М.М. Громова и ЦНИИ «Электроприбор».

  Однако главная и определяющая роль в разработке идеи и реализации проектов экранопланов принадлежит Р.Е. Алексееву – талантливому конструктору и изобретателю и созданному им в 1955 году в Горьком Центральному конструкторскому бюро по судам на подводных крыльях (ныне ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, г. Н.Новгород). В 1960 годах ЦКБ по СПК были проведены широкие исследования экранного эффекта в лабораторных условиях, а также на малых моделях и специально созданных экспериментальных экранопланах – пилотируемых самоходных моделях. На Горьковском водохранилище была построена специальная испытательная станция (база) ИС-2 с комплексом уникальных сооружений, многие из которых были специально созданы для исследования экранного эффекта.  На начальном этапе создания экранопланов было закономерным использование идей, апробированных в работах по малопогруженным подводным крыльям, изобретенным Р.Е.Алексеевым и применявшимся практически на всех речных СПК его разработки.

Главный конструктор судов на подводных крыльях и экранопланов, доктор технических наук, лауреат Ленинской и Сталинской премий РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВ

   Ростислав Евгеньевич Алексеев – выдающийся конструктор отечественного скоростного судостроения, талантом и творческими усилиями которого наша страна стала родиной широко известных судов на подводных крыльях (СПК) «Ракета», «Волга», «Метеор», «Комета», «Буревестник» и др., а также первых практических образцов летающих высокоскоростных судов – экранопланов «КМ», «Орлёнок», и др.          

  Впервые в мире созданные Алексеевым высокоскоростные пассажирские теплоходы «Ракета», «Волга», «Метеор», «Комета», «Буревестник» имели пассажировместимость до 150 человек и скорость хода до 100 км/час.

    Как отметил на симпозиуме по скоростным судам в Амстердаме в 1998 году крупнейший американский учёный с мировым именем профессорМ.П. Тулин: «Успехи русских – это феномен Алексеева, который совершил две технические революции в судостроении. Постройка «КМ» и других экранопланов – это выдающееся достижение русских».   Только в СССР в 60-х годах судами на подводных крыльях обслуживалось более 100 скоростных пассажирских линий пятнадцати речных и одного морского (черноморского) пароходства. Суда на подводных крыльях прошли путь от второстепенного туристического развлечения до средства транспорта, к услугам которого ежегодно прибегают более 25 млн. пассажиров и туристов почти в 40 странах. По состоянию на 1981 год, во всём мире находилось в эксплуатации 1000 СПК, из них порядка 80 %    в Советском Союзе.

    22 июля 1961 года на испытательной станции ИС-2 ЦКБ по СПК был выполнен первый испытательный полет первого отечественного экраноплана – пилотируемой самоходной модели СМ-1. Экспериментальный экраноплан СМ-1 имел взлетную массу около 2,8 т. и в первом же полете показал удовлетворительные характеристики устойчивости и управляемости в экранном режиме движения на скоростях до 200 км/час. Пилотировал экраноплан Р.Е. Алексеев, который был в то время не только главным конструктором СМ-1, но и начальником ЦКБ по СПК.

http://www.airwar.ru/image/idop/xplane/sm1/sm1-2.jpg

Экраноплан СМ-1

  К осени 1961года техника пилотирования СМ-1 была отработана настолько, что Р.Е. Алексеев стал приглашать высоких гостей из Москвы для демонстрации полетов. Так, в один из дней перед самым замерзанием реки, на которой проводились испытания, СМ-1 демонстрировалась секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову, Председателю Госкомитета по судостроению Б.Е. Бутоме и Главкому ВМФ С.Г. Горшкову. Показ был настолько удачным, что гости изъявили желание прокатиться на экраноплане. Их желание было исполнено под личную ответственность Р.Е. Алексеева.

  Испытания продолжались и зимой надо льдом и снегом. На одном из испытательных выходов в январе 1962 года самоходная модель СМ-1 самопроизвольно ушла от поверхности, и после отключения двигателя рухнула на лед. Конструкция получила повреждения, а экипаж (три человека) отделался небольшими травмами. Испытания СМ-1 больше не продолжались.

  К этому времени в производстве уже находилась вторая пилотируемая модель СМ-2. Она по компоновке в основном была аналогична СМ-1, также имела тандемное расположение несущих крыльев, но для улучшения взлетно-посадочных характеристик на СМ-2 был применен поддув под носовое крыло газовых струй от турбореактивного двигателя РУ-19-300, расположенного в носовой части корпуса (фюзеляжа).

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ

Экраноплан СМ-2

  В относительно короткий срок СМ-2 дважды модернизировался. Сначала стреловидные по передней кромке крылья для улучшения поддува были заменены на прямоугольные (модель СМ-2П), а затем после изменения компоновки, заключавшегося в переходе от тандемной  к однокрылой схеме с хвостовым оперением, носовой двигатель РУ-19-300 был заменен наКР-7-300 (модель СМ-2П7).

  В начале мая 1962 года по предложению Дмитрия Федоровича Устинова был организован показ СМ-2 правительству страны и лично Никите Сергеевичу Хрущеву. Показ проводился на Химкинском водохранилище, куда СМ-2 была доставлена на вертолете МИ-10. На показе модель не вышла на расчетный режим движения, но, тем не менее, произвела хорошее впечатление на Никиту Сергеевича.

  Вскоре была принята государственная программа по экранопланам, предусматривавшая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку боевых экранопланов для ВМФ и других родов войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана «КМ».

  Было решено привлечь к испытаниям экспериментальных экранопланов профессиональных летчиков, для чего в структуре ЦКБ по СПК была создана специальная Летно-испытательная служба (ЛИС), в формировании и становлении которой большое участие приняли ЛИИ им. М.М. Громова и Летная служба Министерства авиационной промышленности. Эти организации обеспечили методическое руководство испытаниями всех построенных в ЦКБ по СПК экранопланов.

  Первым руководителем ЛИС ЦКБ по СПК был С.В. Моисеев, а командиром летно-испытательного отряда – В.Ф. Логинов. Большой вклад в испытания экспериментальных экранопланов внесли ведущие летчики-испытатели    Д.Т. Гарбузов, Г.А. Седов, В.М. Печенов, В.Ф. Трошин, М.А. Семенов.

  В течение нескольких лет (1962-1965гг.) велось интенсивное и углубленное изучение физических закономерностей экранного движения на новых экспериментальных экранопланах СМ-3 и СМ-4. Его результаты позволили сформировать методические основы для проектирования экранопланов.

  В это же время были выполнены проектные разработки специальных экранопланов для ВМФ (ведущие конструкторы В.И. Варенцов иБ.Ф. Орлов), а также эскизный проект военно-транспортного экранолета Т-1, разработанный в интересах воздушно-десантных войск для посадочного десантирования военной техники (ведущий конструктор В.В. Соколов).

    Уникальным инженерным сооружением явился самый большой экспериментальный экраноплан «КМ» (корабль-макет), получивший в зарубежных источниках прозвище «Каспийский монстр», так как он испытывался на Каспийском море, где и был обнаружен американской спутниковой разведкой.Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е. Алексеев, а ведущим конструктором В.П.Ефремов.

«КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский Монстр» — экспериментальный экраноплан

  Экраноплан имел длину около 100м., размах крыла 37,6м., а в рекордном полете его масса достигала 544т., что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов. Этот рекорд был побит только после создания самолета Ан-225 «Мрия».

  В постройке этого экраноплана принимали участие многие предприятия страны. Особенно большая помощь была оказана предприятиями Горьковского региона (заводом «Красное Сормово», авиастроительным заводом им. С. Орджоникидзе и другими).

  Для обеспечения создания экраноплана «КМ» были спроектированы, построены и испытаны две специальные модели СМ-5 и СМ-8.

Схема самоходной модели СМ-8

 

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ

Самоходная модель СМ-8 на испытаниях

  Экраноплан не самолет. Ему нужна другая техника вождения. Пилот самолета может привычно рвануть штурвал на себя и лишить машину главного – экрана.  Погубить экипаж и машину.

  Именно это и случилось в страшный для Алексеева день – 25 августа 1964 года. В то утро на базе под Горьким испытывали самоходную модель СМ-5, прообраз будущего большого КМ. Экраноплан уже оторвался от воды, когда летчик вдруг потянул штурвал на себя. Машина задрала нос, закачалась и несколько секунд спустя, рухнула в воду. Пилот и инженер погибли.

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ

Экраноплан СМ-5

  Все работы над «КМ» были немедленно остановлены. Под угрозой срыва оказался военный заказ государственной важности. Из Москвы прилетели Главком ВМФ Сергей Горшков и Председатель Госкомитета по судостроению Борис Бутома. Как поведет себя большая машина? А что если и она грохнется в воду?

  Комиссия работала несколько месяцев. Могли закрыть всю тему, но обошлись выговором главному конструктору и разрешили продолжить работу.

  До сдачи «КМ» остается чуть больше года – для такой машины срок не реальный. Алексеев отменяет выходные и своей властью вводит 10-ти часовой рабочий день. Экраноплан должен быть готов в срок.

  22 июня 1966 года, до рассвета, с волжского причала спускают на воду странный 100-метровый сигарообразный аппарат. А потом месяц, тайно, по ночам сверхсекретную машину тащат из Горького на полигон в Каспийск. Из соображений секретности между собой ее называют «пароход». Уже в Каспийске, в доке на «пароход» навешивают крылья и готовят к первому испытательному полету.

  И вот день полета настал. 14 августа 1966 года в 4 часа утра Алексеев садится в левое кресло, Владимир Логинов – в кресло второго пилота. Взревели 10 двигателей – «КМ» отрывается от воды!

Экспериментальный экраноплан «КМ» («Каспийский монстр») на крейсерском режиме полета

   Многое в этой машине было впервые в мире. Много было вложено надежд и амбиций. И вот все удалось! Получилось!  «КМ» – устойчив в полете, послушен в управлении, идеально держит экран. Экраноплан может нести ракеты, различное вооружение, десант. Эта машина экономична, из-за низкой высоты движения, практически безопасна, малозаметна для радаров. Ей не страшны мины и торпеды. 

  Так в 1966 году были начаты испытания экраноплана «КМ», которые проводились на Каспийском море, на протяжении 15 лет. Для испытаний была создана специальная испытательно-сдаточная база ЦКБ по СПК, которая размещалась в районе г. Каспийска (Дагестан).

  В первый полет экраноплан КМ был выведен В.Ф. Логиновым иР.Е. Алексеевым, а дальнейшие его испытания в основном проводили ведущие летчики-испытатели Д.Т. Гарбузов и В.Ф. Трошин.

  В 1967 году экраноплан «КМ» поднялся в воздух со взлетным весом 540 тонн. Четверть века этот вес будет абсолютным мировым рекордом для летательных аппаратов.

  Сложную историю создания имела пилотируемая самоходная модель СМ-6. СМ-6 проектировалась сначала как масштабный аналог одного из боевых экранопланов ВМФ. В дальнейшем, после принятия решения о создании экраноплана «Орленок», СМ-6 использовалась в качестве аналога этого экраноплана. Результаты испытаний СМ-6 позволили значительно сократить объем и сроки испытаний экраноплана «Орленок».

Первые советские экранопланы – экспериментальные экранопланы СМ

Экраноплан СМ-6

  Пилотируемая модель СМ-6 была самой большой самоходной моделью. Ее масса в конце испытаний составила 26,4 тонны. Она имела систему поддува. Применение лыжно-амортизирующего устройства (ЛАУ), предназначавшегося в основном для обеспечения мореходных характеристик, обеспечило эту модель хорошими амфибийными качествами. СМ-6 испытывалась в летних и зимних условиях, на грунте и льду, в пресной и соленой воде. Ее испытания были завершены в 1978 году.

«Гигант» (КМ) и «Карлик» (СМ-6)

  Таким образом,  до начала 1970-х годов в результате создания и испытаний масштабного ряда, пилотируемых самоходных моделей – экспериментальных  экранопланов различных размерностей и взлетных масс, которые вместе с натурным экранопланом «КМ» «перекрывали» весь диапазон проектировавшихся тогда боевых экранопланов первого поколения (взлетная масса до 550 тонн), был получен экспериментальный материал, обеспечивший апробирование идеи экранопланов на практических образцах, а также отработку научных основ их проектирования, постройки и испытаний.

  К этому же времени был подготовлен проектный задел по ряду боевых экранопланов, в частности по ракетному и противолодочному.

  Однако для практической реализации был принят десантный экраноплан как относительно небольшой по размерам и не требовавший создания специальных и дорогостоящих образцов вооружения.

  Тактико-техническое задание на создание десантного экраноплана «Орленок» было утверждено в декабре 1968 года. В относительно короткий срок (1,5 года) были разработаны технический проект и рабочие чертежи на планер, а в ноябре 1970 года началось строительство экраноплана на опытном заводе «Волга» ЦКБ по СПК. Главным конструктором экраноплана являлся Р.Е. Алексеев.

  Строительство экраноплана «Орленок» велось в условиях жестких требований по срокам, но из-за ряда конструктивных доработок было закончено только в 1973 году. Осенью этого же года экраноплан «Орленок» был спущен на воду в гавани завода «Красное Сормово», и в октябре в районе Горького на реке Волге провели его контрольные ходовые испытания на режимах движения в контакте с водой до скорости 180 км/час.

  В течение зимы 1973-1974гг. «Орленок» дорабатывался на заводе «Волга» и летом 1974 года был отправлен на Каспийское море для подготовки и проведения морских испытаний.

  Экраноплан транспортировался по реке Волге с помощью буксиров, при этом одна (правая) консоль была демонтирована для проводки через шлюзы волжских плотин, размеры которых были меньше, чем полный размах крыла экраноплана. В г. Каспийске в бухте завода «Дагдизель», где уже базировался «Каспийский монстр», экраноплан был поднят в док, собран и подготовлен к ходовым испытаниям. Во время испытаний произошла авария, и экраноплан был возвращен в Горький на завод «Волга» для восстановления.При восстановлении экраноплана был заменен основной материал в конструкции планера. Пришлось возвратиться к судостроительному сплаву АМг-61, имевшему хорошие пластические характеристики и высокую коррозийную стойкость, но уступавшему по относительной прочности в 1,5 раза известным авиационным сплавам типа Д-16 и тому сплаву, из которого был построен первый образец «Орленка». Авиационные сплавы были неприемлемы для применения на морских экранопланах из-за плохой коррозионной стойкости. Так же был реализован ряд новых конструктивно-компоновочных решений.

  В 1976 году Ростислав Алексеев создает отдел перспективных разработок.Начинается разработка экраноплана 2-го поколения.По заказу Главкома ВМФ Сергея Горшкова Р.Алексеев приступает к проектированию и проведению модельных испытаний океанского экраноплана – носителя боевых самолетов, в несколько раз мощнее «Каспийского монстра». Но условия работы унизительные. Работали в холоде и без света, на энтузиазме.

Генеральный конструктор ОКБ им. Сухого МИХАИЛ СИМОНОВ

 

Генеральный конструктор ОКБ им. Сухого МИХАИЛ   СИМОНОВ: «До Алексеева таких кораблей не создавал никто. Таких людей надо беречь. Может носить себя на руках они и не позволят, но беречь их надо – это  достояние страны».

   В 1976 году умер Б. Бутома. Сменилось руководство в министерстве. Но условия для Алексеева не изменились. Его по-прежнему продолжали травить. Теперь уже бывшие ученики и коллеги.

  Восстановленный экраноплан «Орленок» во второй раз был доставлен в г.Каспийск в августе 1977 года. Испытания проводились в период с 1977 по 1979 годы в два этапа: сначала конструкторские (заводские), а затем государственные.

  Много хлопот и неприятностей доставляли капризы местной погоды – частые и сильные штормовые ветры. Так, 21 октября 1977 года, на второй день после спуска экраноплана с дока на воду, его ветром оторвало от берега (порвались швартовые канаты) и понесло на стоявший рядом в бухте экраноплан «КМ». Только счастливая случайность и оперативные меры, принятые работниками местной базы, позволили избежать серьезных повреждений обоих экранопланов.

  В 1979 году была полностью выполнена программа конструкторских испытаний, включая определение мореходных и амфибийных качеств.5 октября 1979 года «Орленок» был принят на государственные испытания, которые были проведены в кратчайшие сроки, практически в течение одного месяца.

  3 ноября 1979 года был осуществлен подъем флага ВМФ на принципиально новом высокоскоростном корабле – десантном экраноплане «Орленок». В то время экранопланы относились к надводному флоту, а подъем военно-морского флага является обязательной процедурой, сопровождавшей рождение нового корабля. «Орленок» приняли в состав Каспийской флотилии. В составе этой флотилии первый и последующие экранопланы типа «Орленок» находились до 1986 года. 

  В январе 1980 года команда Алексеева начинает испытания нового восьмиместного  пассажирского экраноплана «Волга-2». Эта машина нужна была Алексееву как никогда. Летом Москва принимает олимпиаду. И он хочет прийти на новой машине в Москву.

  Но 14 января 1980года произошла трагедия. Как обычно, Алексеев помогал вытащить из элинга модель экраноплана в тонну весом. Здорово напрягся и надорвался. Три операции спасти его уже не смогли.

  Ростислав Евгеньевич Алексеев умер 9 февраля 1980 года. Ему было 64 года. Хоронил Алексеева весь Горький. Люди не знали о секретных работах конструктора. Они любили его за «ракеты» и «метеоры».

  Соратник Р.Е. Алексеева по созданию СПК и экранопланов, главный конструктор по гидроаэродинамике ЦКБ по СПК  (1960 – 1990 гг.), доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии АЛЕКСАНДР   МОСКАЛИК: «О Ростиславе Евгеньевиче Алексееве уже немало написано  в научно-технической, популярной и в художественно-публицистической литературе. О нём и о его творчестве поставлены документальные кинофильмы, он увековечен в крылатых скоростных судах своей конструкции, на почтовых конвертах, в названиях улиц и площадей и т.д. Проходят годы, и его творческий вклад в скоростное судостроение всё более приобретает мировое значение — он по праву становится великим конструктором мирового скоростного судостроения.                                                                Алексеев был уникальным и универсальным конструктором уровня А.Н. Туполева в авиации и С.П. Королёва в космосе. Как участник личных встреч Р.Е. Алексеева с этими великими конструкторами могу засвидетельствовать, что это были встречи равных. Они проходили в атмосфере взаимоуважения и взаимной заинтересованности. В деловых отношениях между ними превалировала взаимоподдержка.В 1959 году А.Н.Туполев, стал одним из первых пассажиров алексеевского судна на подводных крыльях «Метеор» и, по выражению Р.Е. Алексеева, стал его «крёстным отцом». Он один из тех, благодаря авторитету, которого этот пассажирский крылатый теплоход был рекомендован в серийную постройку. И в дальнейшем Туполев оказывал неоценимую помощь Р.Е. Алексееву в практической реализации экранопланов.

  Сергей Павлович, будучи в гостях у Алексеева в 1962 году на его Горьковской производственно-испытательной базе устроил буквально выволочку местному секретарю обкома КПСС за те, по его мнению, убогие условия, в которых работал тогда Р.Е. Алексеев. 

  С.П. Королев подыскивал тогда вариант лунохода, и первые успехи Алексеева в создании экранопланов привлекли внимание Главного конструктора космических кораблей.

   Запомнилась добрая зависть, которую испытывали тогда и Туполев и  Королёв к Р.Е. Алексееву за его возможности лично испытать создаваемую им технику. Опытные и головные образцы судов на подводных крыльях и экранопланов, которые создавались под руководством Р.Е. Алексеева, испытывал лично он сам и как капитан, и как пилот. Этого не могли сделать со своей техникой по понятным причинам ни А.Н. Туполев, ни С.П. Королёв.        

   К сожалению, жизнь этих великих конструкторов осталась в 20-ом веке, но именно в 21-ом веке следует ожидать достойной оценки тому вкладу в отечественную и мировую технику, которую они сделали.    

  Ростислав Евгеньевич Алексеев оставил нам богатейшее творческое наследие. Наша задача максимально его реализовать».

  По какому-то трагическому совпадению не надолго пережил своего создателя знаменитый «Каспийский монстр». Он летал 15 лет, а через несколько месяцев после смерти Алексеева разбился по вине экипажа на испытаниях. Он затонул не сразу. Погибший гигант носило по Каспию две недели.

  12 ноября 1986 года приказом министра обороны СССР экранопланы выведены из состава надводного флота и отнесены к морской авиации, как роду вооруженных сил. Это событие было связано в связи с принятием на вооружение десантных экранопланов «Орленок». Затем экранопланы типа «Орленок» были переведены в состав авиации Черноморского флота.

  На учениях экранопланы «Орленок» принимали на борт подразделения десанта (военную технику и личный состав – до 150 человек) и обеспечивали их доставку на необорудованное побережье.

  Опыт участия экранопланов «Орленок» в учениях совместно с надводными кораблями и авиацией показал, что их применение позволяет принципиально по новому строить тактику ведения боевых действий в военное время, а также открывает широкие возможности эффективного использования экранопланов для контроля на море в мирных условиях.

Экраноплан "Орленок" на берегу Химкинского водохранилища в Северном Тушино

Экраноплан «Орленок» на берегу Химкинского водохранилища в Северном Тушино

   По результатам проведенных работ подтверждены основные тактико-технические характеристики экранопланов «Орленок». Обладая взлетной массой до 140 тонн, «Орленок» способен развивать скорость до 400 км/час. При нагрузке 20 тонн дальность полета составляет 1300 км. Экранопланы обладают хорошей мореходностью – 3-4 балла (высота волны до 2-х метров), способны выходить на относительно ровный берег с уклоном до 3 градусов и могут автономно действовать в течение суток. При пополнении запасов провизии и воды автономность можно увеличить до нескольких суток, а при организации временных (маневренных) пунктов базирования на отлогих побережьях или островах – до месяца.

  Габаритные размеры «Орленка»: длина – 58,1 м., ширина – 31.5 м., высота – 16 м. Осадка на плаву 1.5 м. В корпусе экраноплана размещены рабочая кабина и помещение для отдыха экипажа, радиорубка, отсеки вспомогательных механизмов и грузовой отсек.

  Конструкции корпуса и крыла обеспечивают при плавании необходимую плавучесть и непотопляемость экраноплана.

  В грузовом отсеке для перевозки и закрепления техники по всему грузовому полу предусмотрены специальные швартовочные гнезда. Эти же гнезда могут быть использованы для установки сидений, а также санитарных стоек, что позволяет быстро переоборудовать экраноплан для перевозки десанта или раненых.

  Погрузка и выгрузка техники производится через передний эксплуатационный грузовой разъем по наклонной грузовой аппарели, при этом носовая часть экраноплана открывается, поворачиваясь на угол 92 градуса.

http://forum.steelfactor.ru/index.php?s=d134a0f7c024c2645f81353961904838&app=core&module=attach&section=attach&attach_rel_module=post&attach_id=288156

Выгрузка военной техники из экраноплана «Орленок»

Серийные «орлята» поступили в 236-й дивизион кораблей-экранопланов, входивший в бригаду десантных кораблей Краснознамённой Каспийской флотилии. Формирование этого подразделения проходило с ноября 1979 по декабрь 1983 года.

   Вверху носовой части за кабиной экипажа установлены турельно-башенная пулеметная установка «Утес» и радиолокационная антенна кругового обзора.Маршевый двигатель НК-12МК расположен в хвостовой части в перекрестии вертикального и горизонтального оперений.Стартовые двигатели НК-8-4К размещены внутри носовой части корпуса для снижения аэродинамического сопротивления в полете при их отключении.

Амфибийные возможности экраноплана «Орленок».

  Мореходные и амфибийные качества наряду с приемлемыми характеристиками нагружения и прочности конструкции экраноплана обеспечиваются применением специального лыжно-амортизирующего устройства (ЛАУ). ЛАУ состоит из главной и носовой опор. Основным несущим элементом ЛАУ является главная опора, представляющая собой специально спрофилированную гидролыжу, закрепленную на корпусе передней частью на двух шарнирах и средней частью на двух цилиндрах-амортизаторах, обеспечивающих управление ее выпуском, а также несущую и амортизирующую способности гидролыжи при движении экраноплана по взволнованной поверхности воды или грунта. На задней части гидролыжи размещены пять колесных тележек (всего 10 главных колес), обеспечивающих движение экраноплана по твердым покрытиям и грунту.

  Носовая опора ЛАУ аналогична главной опоре, имеет одну управляемую колесную тележку и предназначается в основном для обеспечения управляемости при амфибийных режимах движения.

  Для обеспечения навигации и безопасности движения экраноплана, а также функционирования его бортовых систем созданы специальные системы и оборудование, в том числе малогабаритный навигационный комплекс «Сплав», радиотехническая система «Экран», система демпфирования и стабилизации движения «Смена-4», радиовысотомер малых высот «Волна-2К», система централизованного управления комплексом  средств связи «Мурена», комплекс антенно-фидерных устройств «Крыло», переговорное устройство «Кристалл», система автоматизированного управления и контроля за электроэнергетикой экраноплана «Автомат».

 Эти системы и оборудование стали базовыми для комплектования экраноплана «Лунь» и других экранопланов. Особенно удачной явилась система автоматизированного управления движением типа «Смена», разработанная ленинградским ЦНИИ «Электроприбор». Эта система отличается высокими надежностью и эффективностью и признана неотъемлемой составной частью бортовых систем экранопланов первого поколения.

http://content.foto.my.mail.ru/community/ovvakul-77/1585/h-2392.jpg

Командир 236 ДКЭ Ленский Ю.Г., Зам по ИАС Долгов Ю.Г., Командир Морского Десантного Экраноплана (МДЭ-150 Орлёнок) Массанов Н.Н.

  Экранопланы «Орленок» занимают особое место в программе работ ЦКБ по СПК по экранопланной тематике, поскольку с результатами работ по их созданию связывалось принятие решения о дальнейших работах по экранопланам в целом и, в частности, по созданию экраноплана «Лунь», а также экранопланов второго поколения, которые должны иметь взлетную массу до 1000 тонн.

  А еще через 6 лет флот получит новый ракетный экраноплан «Лунь» проекта 963, оснащенный шестью ракетами «Москит», запуск которых возможен на скорости движения экраноплана. «Убийца авианосцев» назовут его военные.

Схема модели экраноплана «Лунь»

Летно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»

Размах крыла, м 44.00 Длина, м 73.80 Высота, м 19.20 Площадь крыла,м2 550.00 Масса, кг пустого самолета 243000 максимальная взлетная 380000 Тип двигателя 8 ТРД НК-87 Тяга, кгс 8 х 13000 Максимальная скорость, км/ч 500 Практическая дальность, км 2000 Высота полета на экране, м 1-5 Мореходность, баллов 5-6 Экипаж, чел 10 Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит

  Вооружённый противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие ЗМ80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан, летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350 — 400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.

  Тактико-техническое задание на проектирование ракетного экраноплана «Лунь» было выдано в 1970 году. Это состоялось во многом благодаряА.Я. Березняку, взявшемуся приспособить вновь разрабатываемую корабельную ракету к условиям ее старта с экраноплана. Главным конструктором экраноплана «Лунь» был назначен В.В. Соколов.

  В 1980 году был разработан технический проект экраноплана «Лунь», и в этом же году, не ожидая его утверждения, начали разработку рабочих чертежей.

Корпус, имея высоту – 19 метров, длину – 73 метра, делился переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части экраноплана находился центроплан крыла, а под днищем располагалось гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус корабля-ракетоносца имел три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Корпус. с толщиной обширвки от 4 до 12 миллиметров, был выполнен из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава.

  Размах крыла экраноплана 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Крыло, многолонжеронной конструкции выполнялось цельнометаллическим, водонепроницаемым, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещалось топливо. Концевые шайбы имели обтекаемую форму и представляли собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделялись на двенадцать секций и имели клёпаную конструкцию из листов и профилей.

  Стабилизатор составлял площадь 227 квадратных метров и был цельнометаллическим. Законцовка выполнялась из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицовались стеклопластиком. Киль был цельнометаллическим и многолонжеронным, его обшивка была сварной из прессованных панелей. С каждого борта экраноплана предусмотрены четыре секции руля высоты.

  На полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя.

  5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск – из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

  Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане. Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго – 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ проекта 436 бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 сек). Пуск был засчитан как успешный.

Ударный ракетоносец-экраноплан проекта 903 «Лунь» перед швартовочными испытаниями

  Постройка экраноплана «Лунь» осуществлялась на опытном заводе «Волга» в период с 1983 по 1986 годы.16 июля 1986 года «Лунь» был спущен на воду, после чего перевезен вг.Каспийск, где до конца года выполнялись достроечные работы, проводились швартовочные испытания и были начаты выходы в море.

Ракетный экраноплан «Лунь» во время испытаний

   В марте 1987 года «Лунь» был предъявлен на конструкторские ходовые испытания, а в июле 1989 года – на заводские ходовые испытания. Государственные испытания ракетного экраноплана «Лунь» проведены в декабре 1989 года. В 1990 – 1992 годах на Каспийском море была начата опытная  эксплуатация экраноплана.

Пуск противокорабельной крылатой ракеты 3М-80 «Москит» с экраноплана «Лунь»

     Экраноплан «Лунь» представлял собой более сложное по сравнению с «Орленком» инженерное сооружение. На испытаниях этого экраноплана впервые в мировой практике был осуществлен старт корабельных крылатых ракет 3М-80 комплекса «Москит» на скорости его движения около 500 км/час.

  Ракетные стрельбы обеспечивались специально созданными для этого экраноплана радиолокационной системой целеуказания и системой управления ракетным оружием.

Главный конструктор экранопланов «Лунь», «Спасатель» ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВЫХ

 Главный конструктор экранопланов «Лунь», «Спасатель» ВЛАДИМИР   КИРИЛЛОВЫХ:«Ракетный экраноплан «Лунь» является оружием XXIвека. Такого нет ни у кого. «Лунь» способен был решать любые задачи против любых надводных сил предполагаемого противника того времени, в том числе и авианосных соединений».

  Одновременно в Горьком на заводе «Волга» полным ходом велось строительство второго экземпляра экраноплана «Лунь». Его готовность была доведена до 75%.

  Но ворвался в нашу страну экономический хаос, который породили в конце 80-х годов непродуманные «демосоциалистические» реформы Михаила Горбачева.

  Наша страна, практически мгновенно поднявшаяся до статуса сверхдержавы, также мгновенно деградировала и распалась.

25

Советский ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»(заводской номер С-31, проект по кодификации НАТО: Utka) во время испытаний

  В связи с конверсией и сокращением расходов на вооружение опытная эксплуатация первого экраноплана «Лунь» была остановлена. Развал Советского Союза привел к прекращению работ по этому направлению и расформированию 11-й авиагруппы экранопланов Черноморского флота.

  В начале марта 1989года правительство РФ приняло решение о создании на базе второго экраноплана «Лунь» поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». Это решение было активно поддержано командованием ВМФ. В августе 1990 года было выдано тактико-техническое задание и начаты проектно-конструкторские работы в ЦКБ по СПК, а затем и производственные работы на заводе «Волга». Главным конструктором экраноплана «Спасатель» был назначен В.Н. Кирилловых. Экраноплан «Спасатель» – уникальное, безальтернативное судно спасения был заложен после аварии на подводной лодке «Комсомолец».

Сборка экраноплана «Спасатель» на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде

   Экраноплан «Спасатель» предназначался для поисково-спасательного обеспечения сил Военно-Морского Флота, а также для поиска в заданном районе космических и летательных аппаратов, аварийных объектов и людей, плавающих в коллективных и индивидуальных средствах спасения; оказания помощи морским судам, спасения их экипажей и пассажиров; спасения моряков-подводников, самостоятельно вышедших из затонувшей подводной лодки; и  для выполнения других дополнительных задач.

  Скорость движения при полете у экраноплана составляет 400-550 км/час, при полете вне экрана – до 750 км/час. Высота при полете вне экрана – до 7500 м., при полете в режиме поиска – около 500 м.; мореходность при посадке в море и проведении спасательных работ – до 5 баллов (высота волны до 3,5 м.); при нахождении в дрейфе во время ожидания взлета по метеорологическим условиям – до 6 баллов; автономность 5 суток. Экраноплан может принять на борт до 800 человек. Подготовка к полету из состояния дежурства должна занимать всего 15 минут.

  В начале 90-х не стало Миля. Работы приостановили. А вскоре и вовсе пропал интерес государства к созданию этого уникального высокоскоростного транспорта.  Почти готовый поисково-спасательный экраноплан «Спасатель» 17 лет стоит забытым на стапеле Нижегородского завода. В августе 2000 года на помощь погибающему экипажу «Курска» он прийти не смог. Сегодня без господдержки на энтузиазме отдельных людей и частных фирм можно построить только небольшие машины.

Недостроенный экраноплан «Спасатель» на заводе «Волга» (Komissarov S. Russia’s Ekranoplans. England, Midland, 2002 г.)

   По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 24 экранопланов типа «Орлёнок». Серийную сборку должны были осуществлять судостроительные заводы в Нижнем Новгороде и Феодосии. Однако этим планам не суждено было воплотиться. После смерти в 1984 году Министра обороны СССР Дмитрия Устинова, курировавшего наукоёмкое вооружение, все работы по выпуску и развитию этого перспективного транспорта были свёрнуты.  Сегодня уникальное секретное оружие Советского Союза ржавеет на Каспийском берегу. Остались только две большие машины – «Орленок» и «Лунь».

  Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийске. В июне 2007 наиболее уцелевший экземляр был отбуксирован по Волге в Москву, где планируется установить его в музее ВМФ.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/89/A-90_Orlyonok_4.JPG

А-90 «Орлёнок» — транспортно-десантный экранолёт (экраноплан) в Музее ВМФ, Москва

Экраноплан С-31 пр.903 «Лунь» на штатной стоянке в Каспийске, 20 мая 2008 г.

Уникальное секретное оружие Советского Союза — ракетный экраноплан «Лунь» в наши дни.

  Эксперт Морского научного комитета ВМФ РФ полковник ЮРИЙ ВАРАКОЗОВ:«Ракетный экраноплан – это не оружие агрессии. Скорее всего, это оружие сдерживания, которое несет колоссальные возможности. И только одни эти возможности уже могут остановить любые агрессивные проявления против нашей страны.Иметь приоритет на 50 лет вперед и растерять его – это преступление».

 В 1990-е годы – годы ельцинского правления, история с экранопланами получила совершенно неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида техники, и придя к выводу о значительном отставании работ (за фактическим отсутствием таковых) в области экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию, призванную разработать план действия по ликвидации «русского прорыва». Члены комиссии предложили обратиться за помощью… к самим русским, и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего поставило в известность Москву и получило разрешение от Госкомоборонпрома и Министерства Обороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Чтобы не привлекать лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки предложили воспользоваться услугами американской фирмы под нейтральным названием «Российско-американская наука» (РАН), и при ее посредничестве делегация заокеанских специалистов получила возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Российская сторона любезно согласилась организовать посещение американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к вылету специально для этого визита «Орлёнок». Кто же входил в состав американского «десанта»? Руководитель делегации – полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу создания перспективного тактического истребителя. Под его началом были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан, спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы «Вояжер», на котором несколько лет назад его брат совершил беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации, по словам присутствующих на показе представителей российских компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами собиравшие всеми возможными способами сведения о советских экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть своими глазами – и даже потрогать – объект своего пристального внимания.  В результате этих визитов, обошедшихся американским налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 – 6 лет, сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов. Представители США ставят вопрос об организации совместной деятельности для ликвидации своего отставания в данной области. Конечная цель – создание транспортно-десантного экраноплана взлетным весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На всю программу может потребоваться 15 млрд. долларов. Какая часть этой суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность – и будет ли инвестирована вообще – пока неясно При такой организации переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до летного состояния «Орленка», рассчитывать на взаимовыгодность сотрудничества не приходится. На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске (одновременно с американцами) представителей прессы. Официально сославшись на соображения секретности, он пытался запретить журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов, и добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший секретный объект. Исходя из этого можно считать,что вещей, неизвестных нашему вероятному противнику, в этой парадоксальной технике уже нет.

  Командир летного отряда ЦКБ по СПК ИГОРЬ ДОБРОВОЛЬСКИЙ: «Германцы сейчас делают серию по экранопланостроению, американцы сейчас работают… Они просто  уйдут далеко  вперед со своими технологиями и возможностями, и мы их больше уже никогда не догоним». 

  Компания «Боинг» в настоящее время разрабатывает гигантский экранолёт с размахом крыльев почти 150 метров. Назначение будущей машины (кодовое название проекта Pelican) — переброска воинских контингентов и военной техники к местам конфликтов. Ожидается, что экранолёт сможет брать на борт около 17 танков М-1, а перевозка на нём будет существенно дешевле, чем при использовании традиционных летательных аппаратов.

  Достоинства экранопланов и экранолётов (экранолет отличается от экраноплана тем, что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты):

высокая живучесть;
достаточно высокая скорость;
у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта;
экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях;
для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам;
для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.;
современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте, амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например, в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы;
экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши;

 Недостатки:
одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц;
управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков;
экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью. Этого недостатка лишён экранолёт;
хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива;
  В гособоронзаказе на 2011-2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.

  В декабре 2011 года генеральный конструктор ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева Сергей Платонов заявил, что производство военных и гражданских экранопланов может быть возобновлено в России после 2015 года. Поводом для оптимизма руководителя послужил подписанный еще в июне с.г. в ходе XIV Международного Санкт-Петербургского экономического форума протокол о сотрудничестве двух субъектов РФ в сфере производства экранопланов. Реанимацию отечественного экранопланостроения надо начинать с анализа соответствующего научно-технического наследия СССР на предмет его применимости к реальным экономическим условиям. И только после этого можно заявлять об «инновационности» перспективного транспорта и грядущем «прорыве на мировом рынке грузоперевозок»

  Нижегородские активисты, пожелавшие в 2012 году спасти и сохранить экраноплан «Лунь»,  получили ответ из Министерства обороны, которое возглавлял в то время не безизвестный коррупционер А. Сердюков.

Экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков (с 02.2007 по 11. 2012 гг. ). Одной рукой пытался созидать, а другой все разрушал. В офицерской среде получил неуважительную кличку «Табуреткин».

  В ответе было сказано, что уникальный аппарат списан, и если власти Нижнего захотят его забрать для музея, препятствий этому не будет. Но мэрия заявила, что не планирует забирать «Лунь» с военной базы в Каспийске, где он сейчас находится. В ответе Минобороны, в частности, говорится, что для передачи списанных “образцов вооружения» (то есть экраноплана «Лунь») Нижнему Новгороду областное правительство или мэрия должны обратиться в военное ведомство. При этом форма собственности у аппарата должна поменяться. Сейчас он хоть и списан, но находится на балансе Минобороны. А для того, чтобы его транспортировать в Нижний, экраноплан должен стать муниципальной или областной собственностью. Но нижегородские чиновники не спешат инициировать этот процесс. А в областном правительстве этот вопрос все еще находится в стадии изучения. Мэрия, в свою очередь, сообщила, что предварительная стоимость демонтажа и транспортировки «Луня» составит 80 млн рублей – и, дескать, на этом инцидент можно считать исчерпанным: столько денег городской бюджет не потянет.                                                                                                  

Но нижегородские активисты продолжают писать в различные инстанции, надеясь повлиять на чиновников: они твердо убеждены, что труд нижегородских конструкторов и инженеров должен быть увековечен. Солидарен с ними и главный конструктор экранопланов «Лунь» и «Спасатель» Владимир Кирилловых: если экраноплан-ракетоносец не нужен военным, то место ему – в Нижнем Новгороде на пьедестале. Если защитники «Луня» не смогут убедить чиновников, судьба экраноплана будет плачевной. Сухой док, на котором он пока что держится, может прийти в негодность и затонуть вместе с аппаратом. Кроме того, списанный экраноплан могут запросто распилить на металлолом. Городская власть, между тем, не отказывается от идеи создания в Нижнем Новгороде музея военной техники. Но вместо ракетоносца «Лунь» мэрия планирует поместить туда экраноплан «Спасатель», в проекте которого изначально не было предусмотрено вооружение. Главный аргумент чиновников – «Спасатель» не нужно далеко «тащить», ибо он находится в Нижнем Новгороде, на стапелях завода «Волга».Но для посетителей музея военной техники будет гораздо интереснее зайти внутрь «Луня», напичканного самыми разными приборами, чем побывать в “брюхе“ недостроенного «Спасателя».

————————————————————

P.S.  После гибели «КМ» в мире уже не осталось экранопланов конструктора Алексеева. Следующие серии: транспортно-десантный «Орленок» и ракетный «Лунь» подписывали к испытаниям уже другие главные конструкторы.

  По всем документам, во всех учебниках сегодня они авторы. Так что получается, что Ростислав Алексеев кроме подводных крыльев ничего и не создал?

  Ростислав Алексеев дважды за свою жизнь совершил революцию в истории мирового судостроения. Но его последние слова были: «Я так и не смог добиться того чего хотел».

  В Советском Союзе планировалось построить для военно-морского флота 8 ударных ракетоносцев-экранопланов проекта 903…

  На момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация Нижнего Новгорода приняла окончательное решение транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд.

По состоянию на 2015 год мне неизвестна  дальнейшая судьба уникального советского ракетоносца «Лунь» и уникального, безальтернативного судна спасения - поисково-спасательного экраноплана «Спасатель». Видимо, те чиновники, кто должен понимать уникальность «Луня», «Спасателя» и дать дальнейшее развитие этой теме, не способны осмыслить эту уникальность. Да, и по-видимому, в настоящее время в правительстве России нет таких руководителей!

Тем не менее, американские военные специалисты оценили этот проект…

 

 

Навигация

Следующая статья:

К записи "Статья 25. История создания и бездарного уничтожения советского экраноплана «Лунь»." оставлено 5 коммент.

  1. Витёк Бульбик:

    Неужели подобная тупость так и будет торжествовать? Когда Россия,наконец, проснётся? Или вселенский разум предопределил ей во власти всегда иметь только недоумков разного масштаба и откровенных кретинов?

  2. К.Р.:

    Как носитель ракетного оружия экраноплан не имеет никаких преимуществ перед другими носителями.
    Как спасательное средство предпочтительнее мореходное судно с вертолётом на борту, потому что экраноплан не годится для использования в условиях шторма.
    Как десантное средство — то же самое.
    Как транспортное средство экраноплан плох потому, что привязан к акватории крупных водоёмов и неспособен долго перемещаться над сушей.
    Под экранопланы необходимо создавать особую, крайне дорогую инфраструктуру, т.к. они не могут пользоваться корабельными причалами и авиационными взлётно-посадочными площадками. Ангары для них можно строить только в полосе побережья. Экранопланы, в отличие от кораблей и самолётов, нельзя будет перебросить с флота на флот, потому что над сушей они не летают, а совершить длительное плавание по морям тоже не смогут из-за низкой мореходности. Короче, проблем с базированием полно и они трудноустранимы.
    Экранопланы сложны в управлении и по сути требуют создания специального училища для подготовки пилотов.
    Трудность их обнаружения средствами РЛР сильно преувеличивается.
    Не случайно, военные с самого начала отбивались от этого проекта как могли. И не случайно экранопланами никто всерьёз не заинтересовался в мире. Американцы работали над ними, но окончательно закрыли все исследования в 2003 году, признав саму концепцию экраноплана дорогостоящей и бесперспективной. Крайне мизерные выгоды от их использования не могут оправдать колоссальных затрат на их создание.
    Рекомендовал бы Витьку и Анатолию Климовичу не захлёбываться в поцтреотической истерике, а спокойно подумать.
    P.S. Крайне неверно называть Р.Е.Алексеева изобретателем судов на подводных крыльях, что нередко делается. Первое такое судно конструкции итальянца Форланини совершило успешное плавание в 1906 году, за 10 лет до рождения Р.Е.Алексеева.

  3. К.Р.:

    Вот что сказал адмирал.И.В.Касатонов, 1-й зам. главкома ВМФ:
    «Экраноплан очень дорог в эксплуатации. «Лунь», например, приводили в движение 8 авиационных двигателей. В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30-40 минут. Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час опасно. В военном плане использовании таких кораблей, при наличии у противника мощных космических и радиолокационных средств контроля пространства, авиационных группировок, также сомнительно. Экраноплану не дадут развернуться в море, так как быстро обнаружат и начнут противодействовать».

  4. К.Р.:

    «Использование аппарата в океанской зоне — практически неосуществимая идея. Экранопланам все равно нужен берег, а где его взять, если Россия располагает только одним ПМТО (пунктом материально-технического обеспечения) за рубежом.
    В первую очередь нам надо осуществлять перевооружение корабельного состава флотов, ведь мы до сих пор опираемся на советское наследие. Что касается ракетоносца, то, к примеру, «Лунь» приводили в движение восемь турбореактивных авиационных двигателей. Естественно, это отражалось на стоимости его эксплуатации. Наверное, экранопланы нового поколения могут быть более экономичными, но с военной точки зрения есть и другая проблема — при современном развитии космических и радиолокационных средств контроля экраноплан все равно быстро заметят».
    (начальник Главного штаба ВМФ России адмирал В.А. Кравченко)
    ——
    «Экранопланы еще и сильно «прожорливы» — у них просто гигантский расход топлива, вследствие этого они имеют не такой уж и большой радиус оперативного действия. А если оперативное развертывание далеко, то ему будет нужен либо какой-то корабль-матка, либо база. Я уж не говорю о том, зачем нам нужен такой аппарат в океанской зоне, если мы не имеем мощной океанской группировки флота?
    В советское время экранопланы рассматривали как носители ракетного противокорабельного оружия — для атаки относительно медленных авианосцев, но сейчас на вооружении наших кораблей, подводных лодок и береговых ракетных комплексов стоят ракеты с таким радиусом действия и скоростью полета, что какой-то другой скоростной носитель им просто не нужен.»
    (член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации, полковник запаса В.И.Мураховский
    ——
    Давайте, спокойно всё обсудим, без истерики. Очень неприятно, когда слова «истерика» и «патриотизм» становятся синонимами. И так же неприятно, когда слова «здравомыслие» и «патриотизм» становятся антонимами. Это плохой симптом, когда патриотами позиционируют себя неучи, фанатики, лоббисты и карьеристы. Не надо бы нам такого патриотизма. Посему предлагаю обсудить экранопланы в этой ветке. Обсудить спокойно, без поцтреотизма.

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх