Статья №24. Зенитный ракетный комплекс «Оса-М».

Дата: 13 Апрель 2014 Рубрика: Вооружение надводных кораблей ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

05Боевая стрельба из пусковой установки ЗИФ-122 комплекса «Оса-М».

    27 октября 1960 года Советом Министров было принято постановление № 1157-487 о разработке зенитных ракетных комплексов «Оса» и «Оса-М» соответственно для Советской Армии и ВМФ. Разработка ракет велась по единым тактико-техническим требованиям, и существенных различий в их конструкции  не   было.


zrk
Боевая машина 9А-33Б с ЗРК 9к-33 «Оса».

Головной разработчик  по комплексу в целом и конкретно по станциям обнаружения и головке самонаведения — НИИ-20 ГКРЭ, главный конструктор В.П. Ефремов.

Почетный академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук Ефремов Вениамин Павлович (22.03.1926 — 16.09.2006гг.) 

   Разработчик по ракете – КБ-82, главный конструктор Потапов. Для комплекса «Оса-М» в ЦКБ-34 была разработана корабельная пусковая установка СМ-126. Но приказом ГКОТ от 20 ноября 1963 года работы по пусковой установке с ЦКБ-34 были сняты и переданы ЦКБ-7 (ныне ПО «Арсенал»), которое начало проектировать новую пусковую ЗИФ-122.

http://pvo.guns.ru/images/osa-m/04-001.jpg

Спаренная пусковая установка ЗИФ-122.

    В августе 1964 года КБ-82 было освобождено от работ по ракете, а головным исполнителем было назначено ОКБ-2 ГКАТ, главный конструктор П. Д. Грушин. При этом вес ракеты увеличился с 65 до 128 кг, диаметр (калибр) со 180 до 206 мм, длина с 2650 мм. до 3158 мм. и т.д. Первоначальный проект предусматривал самонаведение ракеты, затем же перешли к проекту с командными методами наведения.
  Комплекс «Оса-М» полностью унифицирован с войсковым комплексом по ракете 9М-ЗЗ и на 70% — по системам управления.

 

Подготовка опытной ЗУР 9М-33 к пуску, 27.03.1965г.

  Отличительной особенностью комплекса «Оса-М» является то, что он самостоятельно может решать задачу обнаружения целей. Для этого в состав системы управления, кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты, дополнительно включена радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5—4 км на дальности до 25—30 км и на больших высотах на дальности до 50 км. Координаты обнаруженной и опознанной цели поступают на станцию сопровождения, где используются для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску цели по углу места. Благодаря совмещению режимов обнаружения и захвата цели на сопровождение в одной системе время реакции комплекса сокращается  на  6—8 секунд.

Антенный пост станции наведения ракет ЗРК «Оса-М» на МРК проекта 1234.

   В комплексе «Оса-М» возможен также прием целеуказания от корабельной системы обнаружения и целеуказания.
  После схода с пусковой установки и автоматического (не управляемого радиокомандами) полета, ракета «захватывается» станцией визирования ракет и выводится на цель. Наведение ракеты с требуемой точностью осуществляется системой управления с использованием командного метода управления полетом по одному из реализованных в системе методов: «трехточка» или «половинное спрямление» по воздушным целям, «трехточка в режиме НЛЦ» по низколетящим целям и метод «j» по надводным целям.
  При приближении ракеты к цели подается команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиомагнитные импульсы. При определенном уровне отраженных от цели сигналов происходит подрыв боевой части. По тактико-техническим требованиям предельный радиус срабатывания взрывателя       15м.
   В случае пролета ракеты мимо цели на ракету подается команда на отключение радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом боевой части от часового механизма или разрушается при ударе о воду. 

Компоновка ЗУР 9М33

Компоновка ЗУР 9М-33:

  1. Передатчик радиовзрывателя
  2. Рулевая машинка
  3. Блок питания
  4. Воздушный аккумулятор давления
  5. Приемник радиовзрывателя
  6. Аппаратура радиоуправления
  7. Автопилот
  8. Боевая часть
  9. Ракетный твердотопливный двигатель
  10. Шарнир стабилизатора

  Ракета 9М-ЗЗ одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд телескопический, а маршевый заряд одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме «утка», то есть имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок, который установлен подвижно относительно корпуса и в полете свободно вращается.

 

Одноступенчатая ракета 9М-33 с двухрежимным твердотопливным двигателем.

  Пусковая установка комплекса «Оса-М» ЗИФ-122 разработана ЦКБ-7 под руководством В.А. Хромцова. Вес пусковой установки без боекомплекта — 6850 кг. В походном положении подъемная часть с пусковыми балками и вращающейся частью находится над палубой в специальном погребе, в котором размещен боекомплект. Направляющая балка в опущенном состоянии располагается вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.
  При переходе в боевое положение подъемная часть пусковой установки поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. После пуска второй ракеты пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть пусковой установки опускается за очередными двумя ракетами.

Нажмите на фото, чтобы закрыть окно

Выход пусковой установки ЗИФ-122 на линию заряжания очередными ракетами.

  Время перезаряжания пусковой установки находится в пределах 16—21 секунды. Скорострельность: 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела  в минуту по надводным. Время переноса огня на другую цель — 12 секунд.                                                                                                                 
  В 1967 году начались испытания комплекса «Оса-М» на опытном судне ОС-24 проекта 33 (бывший крейсер «Ворошилов»). В процессе испытаний был выявлен ряд неудачных конструктивных решений, потребовавших дополнительных исследований и доработок аппаратуры. После доработки комплекс испытывался на кораблях проектов 1124 и 1134. Испытания были завершены в 1971 году.   

http://st.otvaga2004.ru/wp-content/uploads/2012/12/otvaga2004_osa_09.jpg

Учебные стрельбы ЗРК «Оса-М».                                 

   В 1973 году ЗРК «Оса-М» принят на вооружение ВМФ. ЗРК устанавливался на кораблях проектов 1135, 1134Б, 1135-1, 1143, 1144, 1234 и других. В ходе модернизации крейсеров проекта 68бис комплекс «Оса-М» был установлен на крейсерах «Жданов» (проект 68-У1) и «Сенявин» (проект 68-У2).
Комплекс «Оса-М» работал по цели, летящей на высоте до 50—60 м. Ниже происходило срабатывание взрывателя от поверхности воды.
В 1989 году впервые на Черноморском флоте БПК «Азов» выполнил успешно стрельбу по ракете «воздух — корабль» КСР-5М. Мишень была поражена обеими выпущенными ракетами «Оса-М».

ОСА-М (700x525, 48Kb)

Крейсер «Москва» выполняет стрельбу по воздушным целям ЗРК «Оса-М», июль 2013г.

Пуск ракеты 9М33 корабельного зенитного ракетного комплекса "Оса-М"

Корабельный зенитный ракетный комплекс «Оса-М» на ГРКР «Москва» (фото А.Бричевского)

       Основные ТТХ  ЗРК  «Оса-М»

Масса ракеты, кг

128

 Масса боевой части, кг

15

Длина ракеты, мм

3158

Диаметр корпуса, мм

206

Размах крыла, мм

650

Скорость полета ЗУР, м/с

500

Зона поражения, км :
— по дальности
— по высоте
— по параметру


 2..9
 0,005..5
 2-6

Вероятность поражения истребителя одной ЗУР

0,35..0,85

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

до 420

 

Пуск ракеты 9М33 корабельного зенитного ракетного комплекса "Оса-М"

Корабельный зенитный ракетный комплекс «Оса-М» на РКВП «Самум» (фото А.Бричевского)

  В 1975 году была начата модернизация комплекса, который получил наименование «Оса-МА». Минимальная высота поражения цели в модернизированном  комплексе  уменьшилась  с  60  до 25м.
Корабельные испытания «Осы-МА» проводились на малом противолодочном корабле проекта 1124 (тактический номер МПК-147) на Черном море. В 1979 году комплекс «Оса-МА» был принят на вооружение.
  Ракетами «Оса-МА» на учениях стреляли по ракетам-мишенямРМ-15М и П-120. В ходе стрельб с СКР «Порывистый» выявились случаи неподрыва ракет  «Оса-МА» при малых промахах.
  В первой половине 80-х годов проведена вторая модернизация комплекса с целью повышения эффективности стрельбы по низколетящим противокорабельным ракетам. В комплексе отдельные устройства системы управления выполнены на принципиально новой элементной базе, что повысило надежность. В системе управления реализован метод командного подрыва. Модернизированный комплекс «Оса-МА-2» может поражать цели, летящие над гребнем волн на высоте от пяти метров. 

Модернизированный комплекс «Оса-МА-2″

  В 1977 г. были проведены заводские испытания модернизированной боевой машины 9А33БМ2 с ЗУР 9М33М2, по результатам которых ракета была доработана в части радиовзрывателя и электросхемы, получив наименование ЗУР 9М33М3. Государственные испытания модернизированного варианта комплекса 9К33М3 («Оса-АКМ») проводились на Эмбенском полигоне с сентября по декабрь 1979 г. (начальник полигона В.В.Зубарев) под руководством комиссии во главе с А.П.Зубенко, а в 1980 году был принят на вооружение. 

Боевая машина морской пехоты ВМФ РФ 9А-33БМЗ с усовершенствованным комплексом ЗРК «Оса-АКМ и ракетами 9М33М3.

  ЗРК «Оса-АКМ» по сравнению с предыдущими модификациями обладал возможностью поражения на практически нулевой высоте зависающих (и летящих со скоростями до 80 м/с) вертолетов на дальностях от 2 до 6,5 км при курсовом параметре до 6 км. Находящиеся на земле вертолеты типа «Хью-Кобра» поражались с вероятностью 0,07-0,12, летящие на высоте 10 м — 0,12-0,55, зависающие на высоте 10 м — 0,12-0,38.

Тактико-технические характеристика ЗРК «Оса-АКМ»:

Ракета9М-33М3                                                                                                                                                                                 Масса ракеты,кг 128
Масса боевой части,кг 15
Длина ракеты,мм 3158
Диаметр корпуса,мм 206
Скорость полета ЗУР,м/с 500
Зона поражения, км
— по дальности 1,5..10
— по высоте 0,01..5
— по параметру 2-6
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,5..0,85
Максимальная скорость поражаемых целей,м/с до 500
Время реакции,с 27-39
Время развертывания,мин 3-5
Число ЗУР на боевой машине 6
Год принятия на вооружение 1980.

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх