Статья №23. Несбывшиеся надежды или история создания и гибели прототипа корабля XXI века — многоцелевого сторожевого корабля пр. 12440/12441 «Гром» — «Новик»..

Дата: 11 Апрель 2014 Рубрика: Надводные корабли ВМФ СССР и РФ Комментарии: Нет комментариев

1344550172_12441-

Предположительно так должен был выглядеть настоящий СКР пр.11441 «Гром».

  Более 100 лет назад в Санкт-Петербурге был создан, так называемый, «опытовый бассейн». Со временем он стал первым в России научно-исследовательским учреждением в области кораблестроения. Сейчас это многопрофильный научный центр – Центральный научно-исследовательский институт им. академика А. Н. Крылова. Здесь работает более 3000 сотрудников, 70 докторов и более 350 кандидатов наук. Это как раз те самые люди, которые прогнозируют развитие судостроения, определяют основные параметры будущих кораблей. Это, поистине, мозг российского судостроения.

ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова — научно-технический центр кораблестроения. 

2009_0307_Премьер В.Путин в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова_03

Председатель правительства РФ В.Путин в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.
Пояснения дает директор ЦНИИ, академик В.М. Пашин. Март 2009года.

                    Премьер-министр РФ Владимир Путин посетил ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, 2009 год.                                                    

 

      Академик  РАН,  директор Государственного научного центраЦНИИ  им. академика А. Н. Крылова (с 1990г.),  руководительразработчиков доктрин и программ развития кораблестроения ВАЛЕНТИН   ПАШИН:

«…Это школа, лучше которой не придумать никогда. Никакой учебник никогда этому не научит. Только опыт, непосредственная живая практика сегодня этого,  к сожалению нет».

Иллюстрация СКР пр.11441 «Новик» из журнала «Военный парад», 1990-е годы.

   Именно здесь, еще  более четверти века тому назад, был создан прототип корабля XXI века. Хранящаяся в лаборатории модель его с полной архитектурной защитой имеет радиолокационную заметность в 100 раз меньше, чем у любого современного российского корабля.

СКР пр.12441 «Гром», размещение систем вооружения и БРЭО.


1 — антенна ГАС; 2 — 100-мм артиллерийская установка А-190; 3 — установки вертикального пуска ЗРК «Полимент»; 4 — 30-мм артиллерийская установка АК-630М1-2″Рой»; 5 — 2 х 4 ПУ ПЛРК «Медведка»; 6 — РЛС управления стрельбой ракетного комплекса «Оникс» и 100-мм артиллерийской установки; 7 — РЛС управления стрельбой 30-мм АК; 8 — трехкоординатная РЛС общего обнаружения МР-750 «Фрегат-М2»; 9 — РЛС управления стрельбой противолодочного ракетного комплекса; 10 — установки вертикального пуска ракетного комплекса«Оникс»; 11 — ВПП для противолодочного вертолета Ка-27.

  Эти идеи были воплощены в проекте 12441 (шифр «Гром») принципиально нового многоцелевого сторожевого корабля «Новик», проектирование которого выполнили специалисты санкт-петербургского Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Причем проектные работы по «Грому» были начаты еще во второй половине 1980-х годов, главным конструктором проекта был назначен Л. Ельский, затем его сменил В. Борисов, а затем – Владимир Гаврилов. Основная часть научных и опытно-конструкторских работ по его созданию прошла в институте им. академика А. Н. Крылова под руководством главного конструктора проекта Владимира Гаврилова.

0569

Главный конструктор проекта 12440 «Гром»  Гаврилов Владимир Григорьевич.

  СКР пр.12440 «Гром» прибрежной зоны с расширенными ударными возможностями создавался в конкуренции с СКР проекта 11660 «Гепард» Зеленодольского ПКБ. По первоначальному замыслу СКР пр.12440 был развитием СКР пр.11660, создававшегося на экспорт для ВМС Индии. Проектирование СКР велось 11 лет. Технический проект пр.12440 утвержден в 1991 году. В 1994 году завершена корректировка проекта и он окончательно принят к строительству как пр.12441 «Гром».

  Однако, в связи с политикой разоружения, «запущенной» последним генсеком СССР Михаилом Горбачевым, а затем и с развалом Советского Союза реализация программы существенно затормозилась, возобновившись только после того, как улеглись «страсти» с получением Россией суверенитета. Но здесь возникла новая проблема: в связи с распадом налаженной системы межзаводской кооперации – часть предприятий судостроительной и других отраслей промышленности оказалась за границей, на территории новых независимых государств – проектанту пришлось, по словам главного конструктора корабля Владимира Гаврилова, осуществлять «россиизацию» всех поставок узлов и агрегатов, для чего потребовалось, среди прочего, организовать новые производства в новой России.

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Корабли у достроечной набережной,март 2012г.

  В итоге головной корабль проекта 12441, получивший имя «Новик», был заложен только 26 июля 1997 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, и это при том, что технический проект «Грома» утвердили еще в 1991 году, а окончательно все необходимые его корректировки завершили к 1994 году. Интересен тот факт, что на закладной доске СКР «Новик» была выбита иная дата – 25 июля 1997 года. При закладке корабль получил заводской номер 1900.

Закладная доска СКР «Новик» пр.11441. 

  В списки военно-морского флота СКР внесли 16 июля 1997 года. Запланированная дата ввода в боевой состав ВМФ РФ нового корабля – 2001 год, именно поэтому Главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов и окрестил новый сторожевик «кораблем XXI века». Присутствовавший же на церемонии закладки заместитель ГК ВМФ РФ по вооружению адмирал Валерий Гришанов заявил, что «это начало строительства нового поколения кораблей, которые смогут действовать в любом районе Мирового океана. По сути, это новый этап в развитии Военно-Морского Флота России». А генеральный директор – генеральный конструктор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко даже заметил, что сам факт закладки этого корабля – «свидетельство возрождения России, усиления её флота».

 Сторожевой корабль длиной  110 метров и водоизмещением около 3 000 тонн должен был иметь и газотурбинные, и дизельные двигательные установки, принимать на борт вертолеты всех модификаций. Он должен был комплектоваться исключительно российской техникой. В частности, газотурбинные установки для ВМФ СССР выпускались только на Украине. Было решено применить одновальную установку с одним винтом фиксированного шага.
В ходе проектирования в корпусе и надстройках были широко применены технологии «стелс». Все вооружение было сконцентрировано в двух группах: на носу перед надстройкой и на корме в районе вертолетного ангара.

  Этот корабль должен был стать первым крупным надводным кораблем, спроектированным и построенным после развала СССР. Сторожевой корабль проекта 12441 предназначался для длительного патрулирования с целью поиска подводных лодок противника, охраны судов и кораблей на переходе морем, а также защиты побережья. Ожидалось, что он станет основным надводным кораблем обновленного ВМФ. Этот многоцелевой сторожевой корабль (СКР) на флоте успели окрестить кораблем XXI века. Не случайно корабль получил и соответствующее имя — «Новик». В XVI – XVII веках новиками называли молодых дворян, впервые поступающих на службу. Российская история оставила нам три корабля с таким именем, которое передалось как бы по наследству. Предпоследний «Новик», сошедший со стапелей Путиловского завода в 1910 году, положил начало серии эскадренных миноносцев, признанных одними из лучших в первой мировой войне. Он достигал скорости в 37 узлов. Прослужил на Балтике более тридцати лет. Погиб в августе 1941 года, подорвавшись на немецкой мине.

  Руководство ВМФ планировало заложить второй и третий сторожевой корабль под названиями «Пересвет» и «Рюрик». Ввести новый корабль в строй планировали в первые годы нового века. Головной корабль должен был поступить на Балтийский флот, а остальные должны были затем передаваться по мере необходимости и стратегической целесообразности на Северный и Тихоокеанский флоты. Но затем началась черная полоса в судьбе корабля и «новый этап» достаточно быстро и бесславно завершился — планам не суждено было реализоваться. В конце 90-х у командования ВМФ меняются приоритеты и подходы строительства новых кораблей. Учитывая, что после 1993 года из-за дефицита средств военное судостроение на «Янтаре» практически было прекращено, финансирование СКР проекта 12441 «Новик» велось крайне неритмично. Как следствие, постоянно переносились сроки ввода заказа в строй. К середине 2000 года калининградским корабелам удалось смонтировать только одну корпусную секцию.

Грянул дефолт и денег, которые до этого скудно, но выделялись, не стало вообще. Готовности корабля на 2000 год оценивалась не более, чем в 20%. К этому времени были выполнены в полном объеме работы по НИОКР. Объем вложенных средств выглядел весьма впечатляющим. С момента утверждения заказа общие финансовые затраты на разработку проекта и подготовку производства на верфи составили 3,4 млрд. рублей. Непосредственно на строительство – 172 млн рублей.

После катастрофы АПЛ «Курска» 12.08.2000г. Минобороны приняло новую концепцию строительства флота и работы над сторожевиком приостановились.

В 2001 году начата проработка возможности достраивания корабля по измененному проекту со сдачей флоту в 2008 году. 23 марта 2001года в СМИ появилась информация о выделении на достройку СКР «Новик» 90 млн рублей. Администрация Калининградской области взяла под свой контроль работы по достройке корабля. По сообщениям СМИ готовность корабля 7,4% (?). По состоянию на начало 2001 года СКР «Новик» является единственным военным кораблем, который строится на ССЗ «Янтарь».

 

 Генеральный директор ОАО «Прибалтийский судостроительный завода «Янтарь» ( ноябрь 2001г.) НИКОЛАЙ   ВОЛОВ: «Если ранее «Янтарь» получал комплектующие, оборудование, оружие из Армении, Грузии, Украины и других республик СССР (у завода были сотни контрагентов), то сегодня все — от разработки идеи до ее материального воплощения  — делается в отечественных КБ и на заводах. «Новик» будет полигоном для обкатки 30 новейших разработок. Корабль обладает достаточными средствами дальнего обнаружения противника и средствами уничтожения всех типов целей на дальних и ближних подступах. «Новик» будет оснащен защитой от обнаружения РЛС противника, созданной по технологии «Стелс».

  В ходе выставки «Нева-2001» в Санкт-Петербурге, проходившей в сентябре 2001 года, заместитель генерального директора ПСЗ «Янтарь» по производству Андрей Фомичев даже поспешил заверить всех на пресс-конференции, что «Новик» будет достроен и сдан флоту в 2005 году.

Сменился Главком ВМФ. После катастрофы «Курска» Минобороны приняло новую концепцию строительства флота. По финансовым соображениям нового главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова принято решение о прекращении строительства новейшего сторожевого корабля. Замораживание строительства корабля обосновали его несоответствием принятой кораблестроительной концепции: для полноценного сторожевого корабля (фрегата) океанской зоны он имеет слишком малые размеры, а для корвета прибрежной зоны  он оказался слишком крупным и дорогостоящим.

kuroedovГлавком ВМФ (1997 — 2005 гг.) Владимир Куроедов.

  Всего лишь через месяц после выставки «Нева-2001″ на специально созванной в Калининграде пресс конференции бывший командующий Балтийским флотом, а тогда губернатор Калининградской области Владимир Егоров заявил, что решением ГК ВМФ РФ адмирала флота Владимира Куроедова работы на «Новике» остановлены, а корабль решено не достраивать и разобрать. Официальная причина – дороговизна проекта. Стоимость строительства, которая составляла около 8 млрд. рублей, ВМФ оказалась «не по карману».

 


«Стоимость в 7,9 млрд рублей является неподъемной», – заметил Владимир Егоров. Хотя буквально за несколько месяцев до этого настрой у корабелов и губернатора был совершенно другой и Владимир Егоров даже заявлял, что на работы в 2001 году из государственного бюджета выделено 90 млн рублей.

  15 марта 2002 года в СМИ заявлено, что несколько месяцев тому назад, в конце 2001 года,  командование ВМФ приняло решение остановить финансирования строительства корабля. В этом же году в одном из сообщений СМИ названа цифра готовности корабля 12%

  Генеральный директор ОАО «Прибалтийскийсудостроительный завода «Янтарь (г.Калининград, 2002 г.)  НИКОЛАЙ   ВОЛОВ:  «Проект 12441 «Новик» имеет высокую степень насыщения системами корабельного вооружения и радиотехнических комплексов нового поколения.Принятие решения о прекращении разработки проекта является признанием бесцельности понесенных финансовых и интеллектуальных затрат. Остановка проекта отодвинет возможность введения в боевой состав ВМФ новых высокоэффективных многоцелевых кораблей.Отработанные на «Новике» технические решения предусматривалось применить при проектировании кораблей большого и малого водоизмещения. Таким образом, «Новик» становился базовым для отработки целого комплекса перспективных кораблей для ВМФ».

                           

Корпус строящегося сторожевого корабля «Новик» пр. 11441 на стапеле ССЗ «Янтарь», г. Калининград. 10 октября 2003 г.Фото из архива artjomh.

  Финансирование и строительство проекта фактически было приостановлено и «заморожено». Денег хватило лишь на корпус, да и то не на весь.По оценке главного инженера предприятия Б. Круть, – состояние готовности «Новика» на 2003 год составляло 11,5%. Несмотря на то, что финансирование этого госзаказа не велось уже несколько лет, завод на собственные средства продолжал выполнять некоторые работы. На строительство «Новика» уже было затрачено более 171 миллиона рублей. В 2007 году готовность корабля по корпусу не превысила 30%.

                               

Корпус сторожевого корабля «Новик» пр. 11440. ССЗ «Янтарь», г. Калининград, вероятно 2003г. Фото из архива artjomh.

  В конечном итоге, поднявшаяся волна возмущения и начавшие поступать в госбюджет огромные доходы от нефтеэкспорта явились причиной отмены в конце января 2007 года предыдущего решения флотского командования. И судьбу корабля перекроили в очередной раз. Теперь он стал достраиваться по проекту 12441У – как невооруженный учебный корабль для подготовки офицерского состава и одновременно как опытовый корабль, на котором предлагалось отрабатывать новые образцы военно-морского вооружения и техники. Однако легендарное в отечественном флоте имя «Новик» у корабля отобрали и присвоили новое – «Бородино». Имя – тоже известное и легендарное, но моряки народ суеверный и такие смены «имиджа» – вещь не очень приятная. Кстати, в этом есть и доля истины – корабль так и остался долгостроем и будет ли достроен хоть когда-то, так и не понятно.

  Владимиру Егорову не удалось отстоять этот корабль перед руководством ВМФ и вице-премьером РФ Ильей Клебановым. Решение было принято окончательно и «обжалованию не подлежало».

   Закладная доска с выбитыми словами: «Многоцелевой сторожевой корабль «Новик», Российская Федерация» — уже никогда не станет частью флотской истории, а пойдет на металлолом.

  Самому же главе администрации Калининградской области и пришлось извещать общественность о кончине российского корабля, производство которого он обещал взять под собственный контроль.

 

ВМФ России, БДК, "Калининград", визит, Польша, Победа, День Победы, новости+я, военные, обозрение, Свиноуйсьце, военно-морская база, дружба, война, военное обозрение, военные новости, военные сайты, адмирал Владимир Егоров,

  Командующий Балтийским флотом (1991 – 2001гг.), губернатор Калининградской области (2001 – 2006 гг.) ВЛАДИМИР ЕГОРОВ: «Жаль, в 1997 году я участвовал в закладке этого корабля. Мы все расписались на флаге, и все дали слово коллективу, что наконец-то к 300-летию российского флота закладывается Россией первый надводный корабль – корабль XXI века. Так мы его называли…»

 

 

Учебный корабль пр.12441У «Бородино», без ракетного вооружения. Решение о достройке СКР «Новик» в качестве учебного корабля «Бородино» принято в 2007г. Фото из архива artjomh.

Основные характеристики УК «Бородино»:
— водоизмещение норма/макс – 2560/2900 тонн;
— длина/ширина/осадка – 121/14.1/9.3 метра;
— силовая – 2 маршевых (М-62М) и 2 форсажных (М-90) газотурбины, общей мощностью 12 000 и 37 000 л.с;
— движительная установка – один вал с гребным винтом фиксированного шага;
— энергетическая установка – один дизельный генератор ДГ-800, три дизельных генератора ДГ-600;
— скоростные характеристики макс/крейсер – 31/12 узлов;
— дальность хода 4800 миль (12 узлов)/2500 миль (20 узлов);
— время автономного плавания до 30 суток;
— боевой экипаж 210 человек (35 офицеров).

  Главкомат Военно-морского флота, Объединенная судостроительная компания (ОСК) и калининградский судостроительный завод «Янтарь» в 2007 году согласовали между собою сроки, сумму заказа и объем работ по достройке новейшего учебного корабля «Бородино», который 11 лет ржавел на стапелях завода «Янтарь». Корабль, в проекте которого широко применены технологии снижения радиолокационной заметности, обещали ввести в строй под названием «Бородино» в 2008 году. Многострадальный проект корабля, став в итоге проектом 12441у  должен был сохранить энергетическую установку сторожевика и многие конструкционные элементы корпуса и палубных надстроек, но терял значительную часть вооружения и средств радиоэлектронной борьбы. Помещения для отдыха экипажа и каюты должны были переделаться в помещения для размещения будущих офицеров (курсантов) из военно-морских академий и училищ. Корабль запланировали оборудовать соответствующей базой для испытаний различных видов как стоящего на вооружении оборудования и агрегатов, так и новых образцов.

   В главкомате ВМФ говорили тогда, что учебные корабли нужны флоту позарез. По программе перевооружения были введены в строй и на подходе всё новые и новые проекты — например, корветы 20380, фрегаты 22350 и 11356. Это корабли современного класса, с цифровой радиоэлектроникой, новейшим вооружением и ходовыми установками.Как заявил в то время офицер главкомата: «Из-за нехватки учебных кораблей подготовка плавсостава ведется не в море, а на земле в специализированных учебных центрах флота. Это нас не устраивает. Вот «Бородино» и должен стать плавучим учебным центром для практических занятий с новыми системами. Мы хотим, чтобы работы начались в 2014 году, и считаем, что года достаточно для их подготовки, в какой бы стадии корпус корабля не находился». По его словам, заинтересованным сторонам предстоит «рутинный, но интересный процесс» по превращению ржавого корпуса в современную плавучую учебную базу.

 В конце 2010 года в средствах массовой информации появились фотографии СКР «Новик» — учебного корабля «Бородино», на которых было заметно изменение корпуса — он был загрунтован.

Летом 2011 года корпус недостроенного корабля, без видимых изменений спустили на воду, освободив его стапель для закладки другого корабля.

Корпус бывшего сторожевого корабля «Новик» пр. 11440. ССЗ «Янтарь», г. Калининград, вероятно январь-февраль-март 2012г. Фото из архива artjomh.

Корпус бывшего сторожевого корабля «Новик» пр. 11440. ССЗ «Янтарь», г. Калининград, 04 марта 2012г. Фото И.А.Михайлова.

  Сейчас в составе ВМФ имеется всего два учебных корабля — «Перекоп» и «Смольный», построенные в 1970-е годы на польских верфях. Это лишь осколки учебной флотилии в составе более десяти единиц во времена СССР. «Смольный» планируется использовать в качестве плавучей казармы для экипажа вертолетоносца типа «Мистраль», который строится во французском Тулоне.

Однако эксперты сомневаются в пользе «Бородино». Автор книг по истории российского и советского ВМФ Дмитрий Болтенков затрудняется оценить этот учебный корабль: «Конечно, учиться в море курсантам надо. Но как может решать возложенные задачи небольшой кораблик водоизмещением 2,9 тысяч тонн и длиной всего 116 метров?». Эксперт напомнил, что «Перекоп» и «Смольный» имеют водоизмещение более 7 тыс. т, то есть более чем в два раза крупнее. Большее водоизмещение означает большую мореходность и автономность, что позволяет увеличивать продолжительность учебных курсов.

На сегодня работы по достройке корабля если и ведутся, то очень незаметными темпами. Заметных сдвигов в последние несколько лет по достройке учебного корабля «Бородино» практически не было.

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх