Статья №22. Противокорабельный ракетный комплекс 3М-80 «Москит».

1258383780_moskit_1

Противокорабельная крылатая ракета 3М-80 «Москит»

   Разработка противокорабельного ракетного комплекса «Москит» ЗМ-80 началась в 1973 году в МКБ «Радуга» (г. Дубна) под руководством главного конструктора И.С. Селезнева. Бортовая и корабельная системы управления разрабатывались в ГНПО «Альтаир» (г. Москва) под руководством генерального конструктора С.А. Климова. Проектирование прямоточного воздушно-реактивного маршевого двигателя ракеты было начато в ОКБ-670 (г.Москва) под руководством главного конструктора М.М.Бондарюка, а закончено в МКБ «Союз» (г. Тураев Московской области), главный конструктор В.Г. Степанов. Стартовые двигатели были созданы в КБ-2 завода № 81 Минавиапрома (г. Москва), главный конструктор И.И. Картуков. Пусковая установка разрабатывалась в КБ Машиностроения (г. Москва), главный конструктор Н.К. Цикунов.

Счетверенная пусковая установка КТ-190.

 

ОАО Красный гидропресс (466x700, 149Kb)

Завод-изготовитель пусковых установок КТ-190 (КТ-152М) ОАО «Красный гидропресс» г.Таганрог, Ростовской области.

   Ракета 3М-80 предназначена для поражения надводных кораблей и транспортов водоизмещением до 20 000 тонн при активном противодействии противника в любых условиях окружающей среды. При этом ракета устойчива к разрушающему действию ядерного взрыва. Ракета 3М80 предназначалась для замены крылатых ракет П-15.

Главный ракетный комплекс эсминцы пр.956 cостоит из 2 счетверенных пусковых установок противокорабельных ракет 3M-80 (3М-80Е) «Москит».

 

  29 декабря 1979г. состоялся пуск макета, оборудованного маршевым двигателем. Пуск был неудачным, так как маршевый двигатель не запустился, и стартовик после отработки остался в сопловом блоке маршевого двигателя. После пуска опять был взят «тайм-аут» на доработку маршевого двигателя. Следующий пуск состоялся лишь 3 июля 1980 г. Задачей пуска ставилось получить надежный старт ракеты и совершить полет на маршевой высоте порядка 20м. Пуск засчитали удачным, но маршевый двигатель так и не вышел на расчетный режим.

  В начале 80-х годов противокорабельный ракетный комплекс 3М-80 «Москит» был принят на вооружение эсминцев (ЭМ) типа «Современный» проекта 956. На этих кораблях было установлено по две счетверённые пусковые установки   КТ-190. Первый эсминец проекта 956 «Современный» (заводской № 861) 3 марта 1976 года был заложен на заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») в Ленинграде, спущен на воду 18 ноября 1978 года, а 24 января 1981 года включен в состав Северного флота.

Первый пуск ПКР «Москит» с эсминца пр. 956 «Современный» и прямое попадание в надстройку мишени (тральщик пр. 265к) на дистанции 141 км. Северный флот, 29 апреля 1982 года

   Второй эсминец «Отчаянный» заложен 4 марта 1977 года, спущен на воду 29 марта 1980 года и введен в состав Северного флота 24 ноября 1982 года. Всего до конца 1993 года на «Северной верфи» было построено 17 кораблей проекта 956 и еще несколько осталось недостроенными в связи с распадом СССР. Два из недостроенных эсминцев проекта 956 – «Важный» и «Вдумчивый» (переименованные в «Екатеринбург» и «Александр Невский») из-за недостатка финансирования были проданы КНР вместе с комплексом «Москит».

Двухконтейнерные ракетные пусковые установки КТ-152М комплекса РО «Москит» на ракетном катере проекта 1241.1 «Молния»

   Кроме ЭМ проекта 956 и БПК проекта 11556 «Адмирал Лобов», ракеты «Москит» получили катера проекта 1241.1. Первый ракетный катер проекта 1241.1, разработанный ЦМКБ «Алмаз», с двумя установленными побортно двухконтейнерными пусковыми установками КТ- 152М комплекса «Москит» был сдан в 1981г. Затем в ПО «Алмаз», на Средне-Невском и Хабаровском заводах построили более 20 таких катеров.

эскадренный миноносец проекта 956

На вооружении эскадренного миноносца пр.956 стоят 8 пусковых установок противокорабельных ракет «Москит»

Ракетный корабль на воздушной подушке «Бора» Черноморского Флота

Пусковая установка ПКР «Москит» правого борта РКВП «Самум» фото А.Бричевский, 11 ноября 2007г

   На опытном малом ракетном корабле проекта 1239 (на воздушной подушке снегового типа) установили две счетверённые неповоротные пусковые установки.

Загрузка ракеты «Москит» в пусковой контейнер ракетного корабля на воздушной подушке «Самум»

  С начала 1980-х годов рассматривалась возможность установки комплекса «Москит» на экраноплан «Лунь» проекта 963. Для этого на полигоне «Песчаная Балка» в поселке Черноморск был установлен макет экраноплана проекта 903. Основной целью испытаний была проверка способности конструкции экраноплана выдерживать силовое и тепловое воздействие струи стартового двигателя.

Советский экраноплан «Каспийский монстр» запускает противокорабельные ракеты «Москит»

   5 октября и 21 декабря 1984 г. было проведено два пуска макетов «Москита», оснащенных только стартовыми двигателями. Первый пуск произвели из правого контейнера носовой пары пусковых установок, а второй пуск – из левого контейнера хвостовой пары пусковых установок. Так как контейнеров было всего два, то при первом пуске носовая пара стояла на своем месте, а затем ее перенесли в хвост.

    Во время проведения этих испытаний было отработано два варианта загрузки ракет на экраноплан: в первом варианте ракета загружалась в контейнер, уже установленный на экраноплан, с помощью загрузочного устройства; во втором варианте ракета загружалась в контейнер, находящийся на земле, а потом вся конструкция устанавливалась на экраноплане.

 

  Все пуски прошли нормально. После первого пуска оказались поврежденными 9 плиток, после второго – 2. На Каспии провели два пуска ракет ЗМ-80. Мишенью служил БКЩ пр. 436 бис. Первый пуск был неудачный из-за ошибок экипажа. В ходе второго пуска произвели двухракетный залп (с интервалом 5 сек). Пуск был засчитан как успешный.

 Ракетный комплекс «Москит» можно применять в частях береговой обороны и в морской авиации. Авиационный вариант 3М-80 — Х-41 в качестве ракеты «воздух-корабль» предназначен для применения с палубного истребителя Су-33 (Су-27К) и ,возможно, бомбардировщика Су-32ФН. На корабельном самолете Су-27К (Су-33) под фюзеляжем между мотогондолами может быть размещена одна ракета 3М80.

Противокорабельная крылатая ракета Х-41 «Москит» на подвеске самолета Су-33

 


  Противокорабельная крылатая сверхзвуковая самонаводящаяся ракета3М-80 «Москит» построена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным размещением аэродинамических поверхностей.

 

  1. комбинированная радиолокационная активно-пассивная головка самонаведения
  2. система навигации и автономного управления
  3. аккумуляторная батарея
  4. боевая часть проникающая, масса 300кг
  5. топливный бак с системой забора
  6. стартовый РДТТ
  7. маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель
  8. рулевой привод
  9. радиовысотомер

Компоновочная схема ПКР 3М-80МВЕ.

   Двигательная установка комбинированная, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя и стартового порохового ускорителя, причём стартовик вставляется в сопло маршевого двигателя.   Через 3-4 секунды после старта пороховой двигатель сгорает и выталкивается из сопла набегающим потоком воздуха. Прямоточный двигатель был разработан в ОКБ-670 главного конструктора М.М. Бондарюка, а затем дорабатывался в МКБ «Союз» в Тураево.                                                                                  

  Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа группа катеров или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0.99; для конвоев и десантных соединений – 0.94. После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн).

 http://www.testpilot.ru/russia/raduga/kh/41/images/shema.jpg

   Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g. За счет огромной кинетической энергии «Москит» пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить не только корабль среднего класса, но и крейсер. А 15 – 17 ракет 3М-80 – целую  корабельную группу.

   4 января 1981 года вышло Постановление Совета Министров № 17-5 о модернизации комплекса «Москит». Условием модернизации было увеличение дальности стрельбы. Для этого была проведена модернизация маршевого двигателя, он стал работать на новом более энергоемком типе керосина и получил новое сопло с регулируемым критическим сечением. В ходе испытаний было запущено 10 модернизированных ракет «Москит-М». Первый пуск состоялся 6 августа 1987 года, а последний – 7 июля 1989 года. Пуски проводились с катера проекта 1241.1. Дальность в ходе пусков была нестабильная, причем максимальная составила 153 км. Модифицированная ракета с увеличенной дальностью полета имеет обозначение 3М-80Е.

  27 января 1981г. ракета «Москит» впервые была запущена в полной комплектации, но без включения активного канала комбинированной ГСН. Ракета должна была поразить мишень СМ пр.1784 на дистанции 38км. Пуск был неудачен из-за нестабильности работы бортовой системы управления.

  При пуске 28 апреля 1981г. была поставлена задача, аналогичная предыдущему пуску. Достигнуто прямое попадание в борт мишени.

  2 июня велась стрельба по двум мишеням – СМ пр. 1784 и БКЩ № 436 бис на дистанцию 38км без включения активного канала комбинированной ГСН. Пуск был успешный, достигнуто прямое попадание в более крупную мишень – СМ пр.1784.

  К началу июня 1981 г. для обеспечения летных испытаний ракет ЗМ-80 прибыла новая модернизированная мишень СМ пр. 1784М, изготовленная в Николаеве. На этой мишени, как и на старой СМ пр. 1784, была оставлена вся система радиолокационных отражателей в количестве около 50 штук разных видов (К-0,7, К-1,25 и т. д.) и тепловой имитатор «Балансир», работающий на бытовом газе пропан-бутан. Только вместо одной горелки стало две: считалось, что на большом корабле – линкоре, крейсере или авианосце – есть минимум два центра излучения. На мишени СМ пр. 1784М принципиально улучшили систему внешних траекторных измерений. Ранее кинокамера и фотоаппаратура, снимавшие подлет ракеты к мишени, устанавливались «на глазок», а теперь кинофотоаппаратура была привязана с большой степенью точности к самой мишени. Углы обзора камер были выбраны так, что в них кроме ракеты обязательно попадал какой-либо элемент конструкции мишени.

  Для проведения испытаний работы активного канала комбинированной РГС на ракете ЗМ-80 на мишени СМ пр. 1784М смонтировали специальную систему под названием «Минарет». Система включала в себя РЛС «Дон» с доработанной антенной системой, дистанционную систему управления телесигнализации и телекоммуникации, аппаратуру документирования режимов работы и т. д.

  Кроме того, были установлены две системы «Шайба» и «Рында», –  определявшие величину промаха ракеты. Система «Шайба» определяла величину промаха относительно своей антенны, а «Рында» – величину промаха относительно так называемой «приведенной цели». На мишени имелся и хорошо оборудованный кубрик для размещения команды.

  26 июня 1981 г. велась стрельба по двум мишеням – СМ пр.1784М, установленной от точки старта на дистанции 40км, и по БКЩ пр.436бис, установленной от точки старта на дистанции 10км. Ракеты стартовали с подключенными активным и пассивным каналами ГСН. Пуск признан успешным. Ракета поразила мишень СМ пр. 1784М (прошила сетку мишени на высоте 1,0м от палубы) и приводнилась на дальность 80км от точки старта. Этим пуском закончилась программа летно-конструкторских испытаний комплекса «Москит».

  Пуски по программе совместных (государственных) испытаний начались в августе 1981 г. На этом этапе испытаний пуски ракет производились как с береговой пусковой установки, так и с большого ракетного катера проекта 1241.1 (заводской № 402) и эсминцев проекта 956 «Современный» (заводской № 861) и «Отчаянный» (заводской № 862).

  Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 21 августа с береговой пусковой установки по мишени СМ пр.1784М на дальность 102км. Задачей пуска являлась проверка работы всех узлов и агрегатов. Достигнуто прямое попадание в борт мишени.

  30 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1. Макет ракеты был оснащен только стартовым двигателем. Макет нормально стартовал с катера, шедшего со скоростью 24 уз. при волнении моря 2-3 балла. После этого катер с заводским №. 402 был допущен к участию в совместных испытаниях комплекса «Москит».

2 октября 1981 г. произведен пуск с задачей, аналогичной пуску 21 августа, но на сей раз, мишень не выставлялась. Пуск сочтен успешным.

 

  24 ноября произведен пуск с катера проекта 1241.1 по мишени СМ пр. 1784М на дальность 100км. Пуск закончился неудачей из-за неисправности в бортовой системе управления. Ракета упала в море на 10-й секунде после старта.

  27 декабря проводилась залповая стрельба ракетами № 205 и № 305 с катера пр. 1241.1 по двум мишеням – БКЩ пр. 436бис и СМ пр. 1784М. Дистанция до мишени БКЩ составляла 10км. На эту мишень была нацелена ракета № 205. Пуск признан успешным – достигнуто прямое попадание в мишень. Дальность до мишени СМ составляла 33км. На нее должна была быть нацелена ракета № 305. Пуск оказался неудачным – крышки воздухозаборников маршевого двигателя не раскрылись, и ракета приводнилась на 23,7-й секунде полета. Интервал между пусками составлял 5 секунд.

  14 апреля 1982 г. произведен пуск с береговой установки по мишени СМ пр. 1784М на дистанцию 100 км. Пуск неудачный. Ракета упала на 24-м километре дистанции из-за неполадок в работе бортовой системы управления.

  29 апреля произведен первый пуск с эсминца проекта 956 «Современный» на Северном флоте по мишени ОС-111 (тральщик проекта 265К) на дистанцию 141 км. Пуск успешный – достигнуто прямое попадание в надстройку мишени. 26 мая 1982 г. проведена залповая стрельба ракетами № 106 и № 505 с эсминца «Современный» по мишени ОС-111 на дистанцию 35,5 4 м. Обе ракеты с аппаратурой для боевой части ТК-22 одновременно стартовали с обоих бортов эсминца. Ракета № 505 поразила мишень, попав в ее надстройку. Ракета № 106 не произвела снижение высоты полета перед мишенью, пролетела над ней на высоте 17 м от ватерлинии и приводнилась, пролетев 47,5 км. Стрельба признана частично успешной.

  31 августа 1982 г. произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дистанцию 100 км с послестартовым доворотом в 50 град. по мишенной позиции из двух мишеней ОС-111 и СМ пр. 1784М. Пуск оказался неудачным – не запустился маршевый двигатель, и ракета упала в море на дистанции 12,8 км от катера.

  15 сентября было повторение предыдущего пуска. Ракета навелась на мишень СМ пр. 1784М и поразила ее. Фактическая дистанция стрельбы составила 107,7 км.

Пуск противокорабельной ракеты «Москит» с ракетного катера проекта 1241.1 «Молния»

    29 сентября произведен пуск с катера проекта 1241.1 на дальность 27 км по мишени ОС-1.11. Достигнуто прямое попадание, мишень затонула.

  28 ноября произведена залповая стрельба ракетами № 306 и № 506 с эсминца проекта 956 «Отчаянный» в Баренцевом море на Северном флоте. Стрельбы проводились параллельно со сдаточными испытаниями корабля. Заданная дальность стрельбы по мишени СМ пр. 1784 составляла 27 км. Скорость корабля во время пуска – 20 уз. Стрельба производилась с пусковой установки правого борта, интервал между пусками 5 сек. Мишень была поражена обеими ракетами.

  На этом совместные испытания комплекса «Москит» завершились. В ходе этих испытаний провели 15 пусков (14 ракет и 1 макет ракеты). Согласно решению Государственной комиссии по испытаниям, полностью успешных пусков было 8, частично успешных – 5, неуспешных – 2.

  В период с 1983 г. по 1988 г. прошли три вида испытаний комплекса «Москит». Во-первых, проводились испытания по улучшению тактико-технических характеристик ракеты ЗМ-80. Всего провели три пуска: 11 марта 1983 года, 29 июня 1983 года (макет ракеты) и 7 декабря 1984 года. На этом этапе была достигнута дальность полета 125 км.

Основные тактико-технические характеристики ракеты:

 Дальность стрельбы ракета 3М-80, км :

 – старт с надводного корабля

 

100

 Дальность стрельбы модернизированной

    ракета 3М-80E, км:

 – старт с надводного корабля   

 

 

120

Дальность стрельбы ракета 3М-80, км :

– старт с самолета

 

250

Скорость полета максимальная

2.8М

Скорость полета крейсерская

2.35М

Высота полета (над гребнем волны), м

7 – 20

Скорость полета носителя, м/cек

200 – 470

Высота пуска, км

до 12

Послестартовый разворот

+/– 60 o

Длина ракеты, мм

9385

Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм

760

Размах крыльев (сложенные/развернутые), мм

1300/2100

Температура применения, C o

+/– 60

Срок хранения в боеготовом состоянии на носителе, лет

1.5

Масса 3M-80, кг :

    – полностью заправленной

    – масса маршевого топлива

    – масса стартового топлива

 

3785 +/– 40

800

1220 +/– 20

Стартовая масса 3M-80E, кг

4150 – 4500

Боевая часть:

Тип

Проникающая

Вес,кг

320

Вес ВВ,кг

150

Маршевый двигатель:

Разработчик

МКБ «Союз» (г.Тураево)

Тип

ПВРД 3Д83

Скорость запуска, сек

1.8-2.5

Время запуска, сек

0.5

Время работы, сек

250

Противокорабельная ракета 3M80 (3М80Е)«Москит» образца 1980 года на технологической тележке.

  Комплекс неоднократно демонстрировался на авиасалонах в Чили, Абу-Даби (ОАЭ) и в подмосковном Жуковском (МАКС). Когда ракету впервые выставили на этих авиасалонах – это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Иностранцы были потрясены необычными свойствами оружия. «Москит» по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день противокорабельные ракеты.     «Москит» – единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два «маха» (М). От «Москита» нельзя уклониться, а сбить «Москит» вообще невозможно. На западе 3М-80 получила обозначение по классификации НАТО – SS-N-22 «Sunburn» («Солнечный ожог»). Завод-изготовитель крылатой ракеты 3М-80 (3М-80Е) Арсеньевская авиационная компания имени Н. А. Сазыкина ОАО ААК «Прогресс»г. Арсеньев, Приморского края.

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина – одна из ведущих широкопрофильных компаний России, производящих самолеты и вертолеты среднего и легкого класса, ракеты класса «корабль-корабль».

 

 

 

Игорь Сергеевич Селезнев.

  Генеральный конструктор МКБ «Радуга», доктор технических наук, академик РИА, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии (г.Дубна, 1982г.)  ИГОРЬ   СЕЛЕЗНЕВ:  «Москит» – это единственная в мире ракета, скорость полета которой на малых высотах превышает два «маха» – 2800 км в час!Кроме того, от нее практически невозможно уклониться в бою. Противник в состоянии заметить ее только за три-четыре секунды до «прилета»: тут не то, что противоракетный маневр совершить или какие-то другие экстренные меры защиты принять – «мама!» крикнуть не успеешь. И это не говоря уже о том, что наведение своих зенитных ракет противнику придется проводить в условиях, когда наша 3М-80Е осуществляет интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g.  Для того чтобы уклониться от ее атаки время реакции у противника должно быть на порядок выше».

 …Более полувека назад, 9 мая 1955 года, начал Игорь Сергеевич Селезнев свою трудовую деятельность. Тогда, в далеком 1955 году, День Победы считался рабочим днем. В 2002 году, к своему 70-летию он получил несколько престижнейших наград. Во-первых, Государственную премию – за исследование мировых рынков для экспорта мирового оружия. Это привело к продаже вооружения Китаю на два с лишним миллиарда долларов – китайцы покупали у России эсминцы, ракеты, и понадобилось мобилизовать все знания, все прежние знакомства и 14 раз съездить в командировку в Китай, чтобы договориться об этом…                                                                                     

  В том же году юбиляр получил орден «За заслуги перед Отечеством», награждался, так вышло, в очень интересной компании – вместе с Газмановым, Жванецким, Боярским.Затем золотая медаль и премия В. Г. Шухова – высшая инженерная награда, которую заслужили, в нашей стране и за рубежом, всего 22 человека.И, наконец, в том же 2002 году Селезнев был выделен форумом «Общественное признание» как «Человек года».

 http://img11.nnm.ru/b/1/0/9/7/a6f090c431139f69a67f3e59ce5.jpg

 

  Теперь уникальность «Москита» признают все – его неповторимость в огромной скорости и непредсказуемых маневрах. Подлетая к кораблю, ракета виляет, летит «змейкой» над гребнями волн. Понять куда она попадет – невозможно. Ничего подобного за рубежом до сих пор не создано и иностранные специалисты лишь приступают к решению сложных задач, связанных с такой компоновкой.

  «Москит» не просто способен преодолевать помехи, которыми его пытаются сбить с толку системы радиоэлектронной борьбы противника. Он, напротив, использует эти помехи для наиболее точного наведения на цель. В настоящее время комплекс разрешён на экспорт, и в Китай поставляются эсминцы, вооруженные этим комплексом.                                                                                                                                           В 1998 году завод «Прогресс» г. Арсеньева в Приморском крае начал производить ракеты «Москит» для ВМС Китая. Сделка с Китаем стала первым зарубежным контрактом на эти, еще недавно секретные ракеты. На средства от экспорта «Москитов» «оборонщики» намерены построить еще более совершенное оружие.    Военные не скрывали, что согласились на снятие с «Москита» грифа «совершенно секретно» после многочисленных атак со стороны властей Приморского края. В министерстве обороны готовы были выдержать любой прессинг, но на рассекречивание не идти, если бы не аргументы «оборонщиков», убедивших адмиралов что они имеют в заделе ракеты нового поколения, способные компенсировать потерю приоритета в «Москитах».

 По словам генерального конструктора МКБ «Радуга» Игоря Селезнева, под чьим руководством создан «Москит», конструкторы уже готовы поставить в серию гиперзвуковую экспериментальную крылатую ракету AS-19 KOALA. Она способна развивать скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука.          Главный конструктор системы управления «Москита», генеральный конструктор ГосНПО «Альтаир» Сергей Климов заверил военных, что при достаточном финансировании (а средства он намерен получить от продажи «Москитов» за рубеж) способен оснастить AS-19 KOALA «новыми системами управления, действующими по новым физическим принципам».                                                                                                      Но больше всего военным понравилась перспектива в недалеком будущем получить от «оборонщиков» ракету, способную в четырнадцать раз превысить скорость звука! Скорее всего, на эту ракету военные и разрешили конструкторам «заработать» за счет экспорта «Москитов».

 5 октября 2000 года Палата представителей Конгресса США единогласно высказалась за принятие экономических санкций против России. Причиной  для принятия такого решения послужили поставки Китаю ракетных комплексов «Москит», установленных на двух эскадренных миноносцах.                                  В начале 2001 года в Китае провели успешные стрельбы «Москита» на максимальную дальность 120 км с построенного на «Северной верфи» эсминца проекта 956 Э.

03489010

c 27 апреля 1996 года по 17 сентября 1999 года — «Екатеринбург», после 27 декабря 1999 года — китайский ЭМ «Ханчжоу»[«Hangzhou»].Пуск противокорабельной крылатой ракеты «Москит» с китайского эскадренного миноносца «Ханчжо

  По мнению конгрессменов США «Москит» является сегодня самой опасной противокорабельной ракетой в российском флоте.

 

 

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх