Статья №20. Крылатая противокорабельная ракета П-500 ракетного комплекса «Базальт»

Дата: 28 Февраль 2014 Рубрика: Вооружение надводных кораблей ВМФ СССР и РФ Комментарии: 1 комментарий

p500-200

Противокорабельная ракета П-500 ракетного комплекса «Базальт»

Ракетный комплекс «Базальт» (обозначение NATO – SS-N-12) с противокорабельной крылатой ракетой П-500 (4К-80) создан в середине 70-х годов научно-производственным объединением «Машиностроения».

File:P-500 bazalt sketch.svg

Эскиз противокорабельной ракеты П-500 «Базальт»

  Разработка крылатой противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» началась в ОКБ-52 НПО «Машиностроения» (г. Реутов Московской области)  по Постановлению Совета Министров № 250-89 от 28.02.1963 г. Главный конструктор противокорабельной ракеты П-500 «Базальт» В.Н. Челомей. Эскизный проект П-500 закончен в декабре 1963 года.

Гений ракетостроения, дважды Герой Соц.труда, лауреат многочисленных премий, академик АН СССР В.Н.Челомей. Более двадцати лет его имя рассекречено в связи со смертью.

  Первый этап летно-конструкторских испытаний проходил с октября 1969 года по октябрь 1970 года в Неноксе. Ракета 4К-77 без радиоаппаратуры запускалась с наземного стенда СМ-49. Успешно завершенный объем наземных испытаний позволил в конце 1970 года перейти к этапу летно-конструкторских испытаний (ЛКИ).

  В 1974 году успешно прошли совместные (государственные) испытания, и по их результатам комплекс «Базальт» в 1975 году приняли на вооружение атомных ПЛ пр.675 для замены комплекса П-6.

   Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт»  предназначался для поражения отряда боевых кораблей и авианосцев противника. Им предусматривалось вооружить как подводные лодки, так и надводные корабли. Этот комплекс создавался для замены крылатой ракеты П-6 и имел приблизительно те же весогабаритные характеристики.  Ракета  П-500 имела массу на старте 4800 кг., длину 11700 мм., размах крыла 2600мм.

http://www.testpilot.ru/russia/chelomei/p/500/img/p500-08.jpg

Крылатая ракета П-500 на ложементах автопоезда

  По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 также была подобна П-6, но имела большую скорость полета, увеличенную дальность стрельбы (550 км) и более мощную фугасно-кумулятивную боевую часть (500 кг), спроектированную в ГСКБ-47. Могла так же применяться и специальная (ядерная) боевая часть (350 кт).

  Ракета размещалась в контейнере ограниченных габаритов со сложенными крыльями, которые раскрывались в полете при выходе из контейнера. Пусковые установки были разработаны в КБ специального машиностроения (г. Ленинград) под руководством главного конструктора В.В.Чернецкого.

  На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе (до 8 ракет) и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения.

  Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на головки самонаведения зенитных ракет противника и обеспечивала неуязвимость ракет в зоне ПВО атакуемого корабля.

  Целеуказание «Базальта» обеспечивалось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда».

  Для крылатой ракеты П-500 ЦНИИ «Гранит» разработал систему управления «Аргон», в которую впервые включена бортовая цифровая вычислительная машина.

  Ракета П-500 комплекса «Базальт» была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2 М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции ракеты. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом.

  В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание. Неоценимый вклад в решение проблемы прочности конструкции при высоких температурах внес академик В.С. Авдуевский. На основе его фундаментальных трудов была разработана методика проведения теплопрочностных испытаний на стендах.

Учёный в области аэромеханики и проблем космических полетов, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, академик АН СССР (1979); РАН (1991) Авдуевский Всеволод Сергеевич

  Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300 разработанный в ОКБ-300 ГКАТ. В 1965 году в ОКБ-670 М.М.Бондарюка для ракеты П-500П готовился проект СПВРД.

Сопловой блок крылатой ракеты П-500

  Комплекс противокорабельного оружия «Базальт» по своей эффективности и тактико-техническим характеристикам превосходил все прежние отечественные и разрабатываемые за рубежом комплексы аналогичного назначения.

  Ракета П-500 комплекса «Базальт» явилась последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Это было своеобразной «платой» за возможность перевооружения носителя новым видом ракетного оружия.

Испытания ПКР П-500 с ПЛАРК пр.675 (Щит авианосца. Ударная сила. ТВ-программа, ОРТ, 2000-е годы)

  Как и у П-6, ракета П-500 имела профиль полета «большая высота-малая высота» – сложную траекторию полета к цели (высотою до 3-х и более километров), но в отличие от П-6 длина конечного участка («малая высота») была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.

  Повышенная помехозащищенность ракеты позволяла при стрельбе залпом осуществлять избирательное поражение главных целей атакуемого корабельного соединения (как правило, это был авианосец). Для облегчения преодоления ближнего рубежа противоракетного оружия надводных кораблей ракету частично бронировали.

Атомная подводная лодка проект 675 с крылатыми ракетами П-500 РК «Базальт»

Под комплекс «Базальт» было переоборудовано девять атомных подлодок проекта 675 (675МК). Это был первый опыт перевооружения носителя на новый противокорабельный ракетный комплекс. Необходимо отметить, что в дальнейшем создали модификацию комплекса – ракета 4К-80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета. Этот комплекс также установили на ПЛ практически без доработок носителя.

Противокорабельный ракетный комплекс «Базальт». Ракетный залп ТАКР «Киев«

 

http://s2.uploads.ru/t/wdGlT.jpg

Шесть спаренных ПУ ПКР «Базальт» на ТАКР пр.1143.4 «Баку»

  В 1977 году «Базальт» принимался на вооружение тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 типа «Киев». Первые три корабля этого проекта имели по четыре спаренные ПУ с восемью ракетами П-500 в контейнерах и восемью запасными в погребе, а четвертый крейсер «Баку» имел шесть спаренных установок. В 80-е годы этим комплексом вооружили ракетные крейсера проекта 1164 типа «Слава».

  Пуски осуществляются одиночными ракетами или залпами по две и более. В то же время эффективное применение КР на полную дальность требует наличие выносных пунктов целеуказания (космические аппараты, самолеты Ту-95РЦ или вертолеты Ка-25РЦ с аппаратурой МРСЦ-1 «Успех»/»Успех-У»), а для гарантированного поражения таких охраняемых целей, как авианосцы, необходимо их массированное применение.

  При залповой стрельбе одна из ракет, следуя на большой высоте, может управлять полетом остальных, следовавших на бреющем полете в режиме полного радиомолчания, а также осуществлять при этом поиск и классификацию (с одновременной передачей данных на другие ракеты) обнаруженных целей. Другой режим при залповой стрельбе предусматривает следование всей группы атакующих ракет на малой высоте в режиме радиомолчания с использованием активной головки радиолокационного самонаведения только на конечном участке траектории полета (в тех случаях, когда координаты и параметры движения атакуемой цели известны достаточно точно). Траектория полета ракет в залпе может быть разной, включая перемену высоты в процессе атаки, в зависимости от дальности до цели.

  В техническом проекте ракетного крейсера проекта 1164 удалось увеличить количество пусковых установок с 12 до 16 путем размещения спаренных ПУ с фиксированным углом возвышения, а заодно – и решить очень важную проблему газоотвода факела стартовых двигателей ракет.

http://www.warships.ru/Russia/Weapons/PKR/P-500/bazalt-moscow.jpg

Загрузка крылатой противокорабельной ракеты П-500 на ракетный крейсер проекта 1164 «Москва»

  Тяжелые противокорабельные ракеты (ПКР) имеют ряд важных достоинств, которыми не обладают более легкие и простые ракеты. Сбалансированное развитие ПКР легкого и тяжелого классов позволит существенно повысить возможности нашего флота в борьбе с наиболее мощными соединениями вероятного противника, прежде всего с авианосными.

Военно-техническая политика в данной сфере в последнее время ориентирована на оснащение боевых надводных кораблей, подводных лодок и ударных самолетов относительно малогабаритным ракетным оружием. Разработка комплексов с тяжелыми ПКР свернута, хотя на вооружении еще остаются «Базальт», «Вулкан» и «Гранит». Дальняя авиация (и морская ракетоносная в случае ее воссоздания, что является, бесспорно, необходимым шагом) имеет в качестве основного противокорабельного оружия ракетный комплекс Х-22.

Однако все эти системы относительно устарели, так как разрабатывались в 60–70-е годы. Новые ПКР тяжелого класса не создаются в настоящее время и не предвидятся в будущем.

Наибольшими возможностями поражения современных надводных кораблей из числа принятых в последнее время противокорабельных ракетных комплексов большой дальности обладает «Оникс». Стартовая масса – около 3000 кг (с транспортно-пусковым контейнером – 3900 кг), боевая часть – около 200 кг. Головка 3–10 метров в районе цели. При этом достигается максимальная дальность стрельбы – 300 километров.

Второй вариант предусматривает полет на марше и в районе цели на предельно малых высотах: от 3–10 метров в районе цели до 10–15 метров на маршевом участке. Однако предельная дальность стрельбы в этом случае сокращается до 120 км. Скорость полета ракеты сверхзвуковая – от 2,0 М на маршевом участке до 2,5 М в районе цели.

Все эти ракетные системы появлялись в соответствии с концепцией создания недорогого и высокоплотного ракетного залпа – своеобразного «ракетного роя», позволяющего перенасытить систему ПВО корабельного соединения или отдельного корабля противника и тем самым гарантировать его поражение несколькими ракетами.

При этом считается, что хотя относительно небольшая боевая часть каждой из ракет неспособна гарантированно вывести из строя или уничтожить корабль противника, но возможность размещения на носителе и использования в залпе большого количества ракет позволит нанести цели требуемый ущерб. Такие ракеты должны быть относительно простыми, что обеспечивает их дешевизну и соответственно снижает стоимость залпа.

Ранее развитие противокорабельных ракет, особенно большой дальности, опиралось на иную концепцию, в основе которой лежала идея о возможности уничтожения или вывода из строя крупного корабля при попадании даже одной ракеты. Соответственно ее боевая часть должна быть достаточно мощной – 500–700 кг и более. Именно такими отличались «Базальт», «Вулкан», «Гранит» и Х-22 советской разработки.

Понятно, что разместить на носителе большое количество крупных ракет невозможно. Следовательно, от них требуются высокая избирательность и дополнительные возможности преодоления ПВО корабельного соединения. А это означает, что на них необходимо расположить достаточно мощные радиолокационные головки самонаведения, позволяющие обнаруживать и брать на сопровождение морские цели на расстоянии 100 км и более, высокоэффективные бортовые системы распознавания, чтобы выделить главный объект в корабельном ордере противника.

При этом ГСН должна обладать высокой помехозащищенностью, а сама ракета по возможности иметь собственные средства РЭБ для прорыва ПВО противника. То есть ракеты получаются и тяжелые, и дорогие. «Базальт», «Вулкан» и «Гранит» имеют стартовый вес от 6000 до 8000 кг и соответствующие габариты. Но дальность их стрельбы существенно превосходит этот показатель у новейших «Оникса» и «Калибра», составляя от 500 км у «Базальта» и «Гранита» до 700 км у «Вулкана».

По мнению доктора военных наук Константина Сивкова ВМФ РФ рановато отказался от концепции тяжелых ПКР. Есть смысл не делать ставку только на легкий класс, а вернуться к работе над ракетным противокорабельным оружием тяжелого типа. При дальности захвата цели более 100–120 км практически исключается вероятность выхода ордера противника за пределы полосы просмотра ГСН ракет залпа даже при низкой точности целеуказания. Сбалансированное развитие обоих направлений позволит существенно повысить возможности нашего флота в борьбе с наиболее мощными флотскими соединениями вероятного противника, прежде всего с авианосными.

 

К записи "Статья №20. Крылатая противокорабельная ракета П-500 ракетного комплекса «Базальт»" есть 1 комментарий

  1. Уважаемый администратор сайта razgromflota.ru
    Меня зовут Александр Матвиенко.
    Я занимаюсь поисковой оптимизацией и продвижением сайтов в сети интернет.
    Моим клиентам требуются качественные ссылки для продвижения их сайтов в поисковых системах. Поэтому я позволил себе обратиться к Вам. Меня интересует покупка ссылок со страниц Вашего сайта. Чтобы избежать возможных подозрений, предлагаю воспользоваться биржей ссылок «Sape».
    Подробности о ее работе можно узнать по ссылке http://rodina-omsk.ru/sape.html
    После добавления Вашего сайта, он станет доступен для поиска и я смогу купить нужные мне ссылки.
    С уважением, Александр Матвиенко.

Оставить свой комментарий

Счетчик
Полезное видео
Новостная рассылка сайта
Наверх